Амундсен что открыл в географии 5 класс кратко
Руал Амундсен
Краткая биография
Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).
На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.
Покоритель обоих полюсов
Северный полюс еще не был покорен, и Амундсену казалось по силам пройти по следам Нансена, но на этот раз успешно завершить поход и дойти на лыжах до полюса. Его предыдущие экспедиции (только в одной из них он не был руководителем) были успешными, у него уже имелся богатый опыт передвижений в суровых условиях Арктики, и морских, и сухопутных. Кроме того, он принимал участие в бельгийской экспедиции в Антарктику вместе с Фредериком Куком и знал о полярных особенностях жизни почти все… В 1907 году, одолжив у Ф. Нансена «Фрам», Руал Амундсен начинает готовиться повторить его дрейф и надеется на более успешное завершение своей экспедиции.
Амундсен был полон планов достижения Северного полюса, когда разразился «географический скандал»: в 1908– 1909 годах Роберт Пири и Фредерик Кук независимо друг от друга заявили о своем покорении полюса; возникли споры о том, кто достиг его первым, и вообще, было ли это правдой…
Так или иначе, один полюс уже покорен, поэтому Амундсен обращает свое внимание к другому, Южному полюсу в Антарктиде. Он страстно желает быть там первым, однако в Антарктиду уже направилась английская экспедиция Роберта Скотта. Амундсен держал свои планы в тайне, но действовал быстро и четко: перестроенный для новой экспедиции «Фрам» Нансена летом 1910 года отправляется из Северной Атлантики к южному материку.
Снаряжение Амундсена и экипировка членов команды состояли из специальных лыжных костюмов, а также эскимосских одежд из шкур животных. Передвигаться по суше было решено на собачьих упряжках. Кроме того, по плану Амундсена по пути следования были устроены промежуточные склады с продовольствием, пищей для собак, горючим, теплыми вещами. Чтобы не пропустить склады, около них ставились высокие вехи с флагами Практику использования ездовых собак Амундсен изучил еще в Арктике: она была довольно жестокой, но позволяла выжить в суровых условиях. Собаки, выбившиеся из сил, пристреливались и шли в пищу остальным собакам и даже людям, таким образом из 52 собак к концу обратного пути в живых осталось только 12.
Отлично продуманная организация экспедиции позволила Амундсену и его соратникам достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 года. Над географической точкой Южного полюса Амундсен поднял норвежский флаг. Участники экспедиции провели в пути 99 дней и прошли около 3 тысяч км по ледовому плато от моря Росса до полюса и обратно. Самым тяжелым было преодоление высокого ледяного барьера ледника Росса, кроме того, за ним начиналось высокое плато, забраться на которое тоже стоило больших усилий и людям, и собакам. 26 января 1912 года все семь членов экспедиции благополучно вернулись в точку, из которой начали свое путешествие.
После своего триумфального покорения Южного полюса Амундсен не оставил мысли о Северном. Покорить его теперь, с помощью гидропланов и других летательных аппаратов, стало еще более заманчиво. Первые попытки достигнуть полюса на самолете были неудачными: самолет не долетел до полюса около 150 км из-за поломки. Однако появляется новая возможность.
«Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать – хотя знаю, что это бы прозвучало куда эффектнее, – что я достиг цели своей жизни. Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!»
Руал Амундсен
В 1926 году итальянский инженер Умберто Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Норвегия». Амундсен возглавил этот первый трансарктический перелет. Пролетев над полюсом, члены экспедиции сбросили на лед флаги Норвегии, Италии и США. Их путь, который начался в Осло и закончился на Аляске, занял 2 дня. В общей сложности исследователи провели в воздухе непосредственно над точкой Северного полюса около 2,5 часа. Однако возникли очень большие конфликты в отношениях между Нобиле и Амундсеном по поводу того, кому именно из них принадлежит честь достижения полюса. Нобиле чувствовал себя обделенным славой. Непростой характер Амундсена и вспыльчивый нрав итальянца Нобиле привели к полному разрыву отношений. Кроме того, в дело вмешалась политика: в Италии к власти пришел фашистский режим Муссолини, который всячески усиливал значение участия Италии в перелете и умалял значение норвежского.
В 1928 году Нобиле построил новый дирижабль, «Италия» и захотел самостоятельно достичь на нем полюса, доказав, что и не нуждается в сотрудничестве с Амундсеном. Во время этого перелета произошла трагедия: уже после полета над полюсом из-за обледенения дирижабль разбился, развалившись на 2 части. Часть людей из многочисленного экипажа была выброшена на дрейфующую льдину, с очень призрачной надеждой на спасение (радиопередатчик практически был выведен из строя), а часть улетела на обломках дирижабля. На поиски Нобиле отправилось несколько спасательных экспедиций (среди них была и советская, на ледоколе «Красин», которая и спасла большую часть людей). Срочно вылетел на поиски своего недруга и Руал Амундсен.
В июне 1928 года он поднялся на самолете «Латам» в воздух из Северной Норвегии, направляясь к Шпицбергену. В густом тумане связь оборвалась, и больше Амундсена никто не видел. Поплавок с самолета был найден в самом конце августа 1928 года у города Тромсе. Это все, что известно о гибели великого норвежского путешественника, человека, побывавшего на обоих полюсах Земли.
Руаль Амундсен – биография, открытия и карты с маршрутами экспедиций
Норвегия – родина множества известных исследователей нашей планеты. Лив Арнесен, в одиночку добравшаяся до Южного полюса, Эрлинг Кагге, который покорил три знаменитых полюса Земли: Северный, Южный и Эверест, а также Фритьоф Нансен, пересекший Гренландию на лыжах – все они расширили владения и знания человечества. Однако наибольший исторический вклад внёс Руаль Амундсен, когда первым достиг Южного полюса в 1911 году.
Краткая биография
Руаль родился в городе Борге в 1872 году. Хотя он был младшим среди трёх своих братьев, юный Амундсен отличался стойким характером и умением постоять за себя. Он плохо учился и часто затевал драки. Однако от типичного хулигана его отличало увлечение спортом: с самого детства Руаль катался на лыжах и упражнялся на гимнастических брусьях.
Желание стать исследователем пришло к нему в подростковом возрасте. Он равнялся на Джона Франклина, известного первооткрывателя. Мать Руаля была против этой затеи, и перевезла семью в столицу после смерти отца. Там юноша учился, однако вскоре умерла и мать, и Руаль с облегчением бросил учебу.
Первая экспедиция
Его первая экспедиция прошла в 1896 году. На корабле “Бельжика” под руководством Адриена Де Жерлаша он вместе с остальными членами команды взял курс на Антарктиду. Но реальность оказалась суровой. Во время путешествия судно попало в зону с льдинами и потеряло возможность к передвижению на целый год.
В таких тяжелых условиях экипаж начал болеть, многие погибли. Однако именно к сложностям готовился Амундсен, когда задумал стать исследователем. Благодаря своим лидерским качествам он быстро стал старшим помощником капитана и сделал многое для доведения экспедиции “Бельжики” до конца с минимальными потерями.
Опыт наёмной работы на чужом судне помог Руалю осознать, что он хочет быть капитаном. Поэтому по возвращению из экспедиции он купил собственный корабль.
Открытие Южного полюса
Забавно, но Амундсен с детства мечтал покорить именно Северный полюс, а не его брата-близнеца на юге. Поэтому, когда Фредерик Кук взял первенство в освоении Арктики, Руаль сначала сильно расстроился. Однако позже понял – Южный полюс ничем не хуже Северного, и начал готовиться к экспедиции. Быстро. Ведь ходили слухи и о других экспедициях, а слава 2-го открывателя места несравнимо хуже славы 1-го.
Руаль уже успел продать свой шлюп из-за проблем с деньгами, поэтому ему пришлось обратиться за помощью к тому самому Фритьофу Нансену, гренландскому лыжнику. Тот дал добро преемнику.Тогда Амундсен собрал команду и “отдал швартовы” 9 августа 1910 года. Экипаж его судна “Фрам” какое-то время верил в то, что цель экспедиции – достигнуть Северного полюса! Только после отплытия из португальского порта Мадейра Руаль рассказал своим людям настоящий план путешествия. Просто исследователь хотел быть первым, и поэтому молчал или врал всем, если это было необходимо.
Высадились норвежцы в Китовой бухте 15 января 1911, и, соорудив небольшое убежище, начали готовиться к покорению полюса. Длилось это несколько месяцев. Первые вылазки совершал лично Амундсен и два – три человека из команды. Их целью было разбить сеть маленьких лагерей с провиантом, чтобы увеличить дальность возможных путешествий. Раскидывая бамбук и сушеную рыбу по дорогам, они успешно ориентировались на льдах Антарктиды. Последний склад был разбит без участия Амундсена: о себе напомнила старая травма, и начальник экспедиции на некоторое время выбыл из игры. К началу полярной ночи в апреле норвежцы продвинулись до 82° южной широты.
Время до конца лета путешественники провели в комфорте, готовясь к большому походу. Члены команды писали в своих дневниках о богатом рационе, регулярной ванне, граммофоне и небольшой библиотеке в лагере.
Первые попытки покинуть базу и направиться к Южному полюсу после окончания полярной ночи оказались провальными. Причиной были погодные условия и руководство Амундсена. Например, во время одной из вылазок он покинул своих людей, обладая лучшей собачьей упряжкой, и предоставил им самим добираться до базы в особо холодный день. В результате этого необдуманного решения трое человек получили обморожение и на долгое время перестали принимать участие в таких походах, а Йохансен, самый опытный полярник после самого Амундсена, раскритиковал действия начальника, вследствие чего был исключен из экспедиции к Южному полюсу и был послан на менее значимое путешествие.
Несмотря на эти разногласия, с наступлением антарктической весны норвежцы покинули базу, передвигаясь на собачьих упряжках, и достигли точки назначения 14 декабря 1911 года. Точное положение Южного полюса команда Амундсена определила с помощью секстанта, прибора для астрономических наблюдений. В качестве послания догоняющим их англичанам он оставил палатку и письмо, в котором открыто просил сообщить о своём успехе королю Норвегии.
Норвежский флаг на Северо-Западном морском пути
Помимо первенства в покорении Антарктиды, Амундсен известен своими экспедициями в Атлантике. Покорение Северо-Западного прохода заняло у него несколько лет. 1 марта 1904 года Амундсен вместе с небольшой командой отправился к Северному магнитному полюсу чтобы подтвердить математические вычисления его положения, проведенные Джеймсом Россом. Сам Амундсен предварительно провёл несколько месяцев в Гамбурге, изучая геофизику. Предприятие увенчалось успехом.
Амундсен также интересовался этнографией эскимосов, что впоследствии позволило ему брать людей этой национальности на борт своего судна в качестве проводников.
В течение путешествия судно “Йоа” прошло Северную Атлантику, проливы Пил и Ланкастер, остров Кинг-Вильям. На родине Амундсена тем временем сменилась власть, однако новый правитель Хокон VII положительно отнёсся к географическим успехам Руаля.
Экспедиция по покорению Северной Атлантики и Арктики завершилась преодолением мыса Барроу в 1906 году. Благодаря ей Руаль Амундсен снискал мировую славу исследователя и позже успешно читал лекции в географических обществах разных стран.
Подведение итогов
Руаль Амундсен – выдающийся путешественник, первооткрыватель Южного полюса и исследователь Северной Атлантики. Соотечественники называли его “последним викингом” за спартанский подход к делу. Своими открытиями он обогатил физические и этнографические науки, подтвердил статус своей страны, известной множеством географических деятелей.
Руаль Амундсен
Всего получено оценок: 376.
Всего получено оценок: 376.
Руаль Амундсен – норвежский полярный путешественник, исследователь, рекордсмен во многих сферах. Он первым достиг Южного полюса, побывал на двух географических полюсах земли, которые притягивали его, словно магнитом, всю жизнь. Амундсен совершил множество важных открытий, которые оказались очень полезны при дальнейшем исследовании полярных областей.
Краткая биография
Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.
Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.
Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.
Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.
Северо-западный проход
В 1903 году Амундсен приобрел потрепанную моторно-парусную яхту «Йоа», чтобы осуществить свою давнишнюю мечту – покорить Север. Его команда состояла всего из семи человек, а снаряжение было весьма скромным, но это не остановило путешественника.
которые читают вместе с этой
Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья Северной Америки, начиная от Гренландии и до Аляски. Позже он вошел в историю как Северо-западный проход.
Рис. 2. Северо-западный проход.
Эта экспедиция оказалась настоящим испытанием на прочность, однако Амундсен не переставал заниматься научной работой, в ходе которой ему удалось определить точное нахождение магнитного полюса Земли.
Покорение Южного полюса
В 1910 году Руаль Амундсен начал активную подготовку к новой экспедиции. Однако его планы изменились после известия о том, что Северный полюс был покорен Робертом Пири.
Честолюбивый путешественник решил не терять времени даром, и с командой единомышленников отправился к Южному полюсу. Всего за несколько недель они преодолели более 16 тысяч миль. Подойдя вплотную к ледяному барьеру Росса, путешественники были вынуждены высадиться на берег и пересесть на собачьи упряжки.
Рис. 3. Южный полюс.
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг Южного полюса, пройдя по льдам более 1500 километров. Он оказался первым человеком, который ступил на суровые полярные земли, и в честь этого события водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.
Во время опасных путешествий Амундсеном были освоены все известные на тот момент средства передвижения: различные типы судов, лыжи, собачьи упряжки, и даже дирижабли и гидросамолеты. Руаль Амундсен стал одним из первопроходцев полярной авиации.
Что мы узнали?
При изучении темы «Руаль Амундсен» мы узнали годы жизни великого путешественника, познакомились с основными вехами его биографии. Мы узнали, что открыл Руаль Амундсен и как его открытия повлияли на дальнейшее исследование Северного и Южного полюсов.
Руаль Амундсен краткая биография норвежского исследователя, экспедиции и маршруты, открытие Южного полюса путешественником, интересные факты о полярнике
Один из самых известных исследователей полярных регионов — Руаль Амундсен. Краткая биография и открытия путешественника интересны многим людям. За свою жизнь мужчина достиг Южного Полюса, совершил экспедицию вдоль побережья Сибири. Он стал ключевой фигурой эпохи антарктических исследований.
Детство и юношество
Руаль родился 16 июня 1872 года в городе Борге, Норвегия. Отец мальчика, Йен Амундсен, нажил состояние на продовольственных поставках во время войны. Мать, Ханна Салквист, была домохозяйкой. Она занималась воспитанием детей и не одобряла деятельность мужа. Поэтому она постаралась приложить все усилия, чтобы ни один ее ребенок не стал продолжателем семейного дела.
Руаль был самым младшим в семье, у него было три старших брата. Йен уделял большое внимание развитию детей. С ранних лет он приучал их к физическим нагрузкам. Поэтому мальчики занимались гимнастикой, зимой катались на лыжах и часто участвовали в драках.
Руаль не отличался особым послушанием в школе. Он был высокомерным и независимым учеником. Амундсен отставал от своих сверстников, и ему приходилось отдельно сдавать выпускные экзамены.
Документ об окончании школы Руаль получил с трудом. В 1886 году умер Йен, и Ханна уговорила младшего сына на переезд. Он отправился в столицу и поступил на подготовительное отделение университета Кристиании, но перспектива учебы на врача его не радовала. В 1893 году умерла мать юноши, и он с облегчением покинул университет.
Переломный момент
Интерес к путешествиям у Рауля появился после знакомства с историей жизни Джона Франклина. Амундсен прошел медицинскую комиссию, которая разрешила ему отправиться в поход на плоскогорье Хардангервидда, после его окончания мужчина решил поступить на промысловое судно.
Перед этим он прослушал лекцию Эйвина Аструпа, который и пробудил в юноше стремление изучать неизведанные территории северной части земного шара. Рауль хотел присоединиться к экспедиции Джексона, но получил отказ. Его не захотели брать из-за маленького опыта.
Первая экспедиция Амундсена состоялась в 1896 году. Командиром был Адриен де Жерлаш, и маршрут следования достигал Антарктиды. Планировалось оставить там четверых членов команды на зимовку, в то время как остальные отправились бы в Южную Америку.
Руаль вместе с другими людьми провел больше года на вынужденной зимовке. Амундсен способствовал:
Несмотря на все меры на корабле возникали конфликты. Жерлаш не захотел признавать заслуги подчиненного. В 1897 году управление командой перешло в руки Рауля, и он приложил все усилия для спасения людей. В 1899 году корабль успешно достиг Антверпена.
Амундсену удалось познакомиться с Нансеном и Моном — эти два человека сделали большой вклад в развитие географии. Они оказали сильное влияние на Рауля, и он в 1901 году купил промысловую яхту.
В очередное путешествие он отправился в 1903 году. В его планах было покорение Северного Ледовитого океана. Зимовка заняла два года, и было нелегко выживать при суровой погоде, но Амундсена это не останавливало. Его команде удалось договориться с эскимосами, и между ними установились хорошие отношения.
В 1906 году Рауль вернулся из экспедиции. Он получил признание как покоритель Северо-Западного пути.
Дальнейшие путешествия
Амундсен не собирался останавливаться на достигнутом, и у него в планах были новые экспедиции. Он хотел принять участие в полярной гонке, но его опередили Пири и Кук. Поэтому Руаль решил отправиться на Южный Полюс. Одновременно эта идея пришла в голову путешественнику Скотту, но ему не удалось победить Амундсена.
Экспедиция Руаля носила научный характер, и поэтому участники проверяли географические координаты инструментами. В трех точках материка Антарктида были оставлены послания потомкам и метки. В одной из палаток была спрятана записка для экспедиции Скотта.
На обратном пути команда Амундсена часто ссорилась. Руаль оставил авторское право на дневники за собой, и никто больше не мог опубликовать наблюдения. Путешественник выступал с лекциями в США и Европе.
Последующие экспедиции Руаля были направлены в Берингов пролив. Ему удалось собрать ценные сведения по географии, зоологии, метеорологии и другим наукам. Он приобрел лицензию на управление гидропланом и решил изучать полярные области с воздуха.
Личная жизнь
Путешественник Амундсен проводил много времени в экспедициях, поэтому официально считалось, что у него не было жены и детей. В 1990 году были опубликованы личные дневники Руаля, которые содержали немного информации о личной жизни полярника.
У него было три романа с замужними женщинами. Его первой дамой стала Сигрид Кастберг, и они познакомились в 1909 году. Амундсен был так очарован красотой избранницы, что умолял ее развестись с мужем. Сигрид не отвечала отказом, но и согласия не давала. Их роман окончательно закончился в 1913 году.
Второй женщиной Руаля стала Кристина Элизабет Беннет. Она была женой английского бизнесмена и не собиралась менять свой статус. Их роман продлился до 1925 года, мореплаватель неоднократно делал ей предложения, но Кристина всегда отказывала ему. Руаль в итоге завещал ей одну усадьбу.
Третьей любовью Амундсена стала Бесс Магидс. Они познакомились в 1922 году во время путешествия по Берингову проливу. Женщина была настолько очарована мужественностью Руаля, что согласилась выйти за него замуж. Но в 1928 году полярник трагически погиб, и свадьбе не суждено было состояться.
Последние годы
В 1928 году Руаль отправился на поиски бывшего коллеги по полярным исследованиям Умберто Нобиле. Его поддержали норвежские бизнесмены и итальянское правительство. На гидросамолете исследователь отправился к острову архипелага Шпицберген, но через три часа он перестал выходить на связь.
Через некоторое время была организована спасательная операция, которая и нашла обломки воздушного судна Амундсена. Тело пилота так и не смогли обнаружить, и датой его смерти считают 18 июня 1928 года.
До этого трагического события близкие друзья отмечали, что Рауль сильно изменился. Нансен считал его невменяемым человеком, у которого пострадало душевное равновесие. Особенно ярко это было видно в мемуарах.
В 1927 году была опубликована очередная часть, которая разительно отличалась от предыдущих. Автор резко и беспощадно высказывается в адрес многих людей, пропал его мягкий юмор, и он придерживается серьезности в тексте.
Мемуары вызвали новый скандал в Великобритании. В книге автор рассказывал о том, о чем в школах умалчивают, — что в противостоянии покорения Южного Полюса Амундсеном и Скоттом победу одержал Рауль. Поведал он также об истории с лордом Керзоном и поделился воспоминаниями, как на пароходе прибыл на материк после покорения Северо-Западного пути.
Путешественник не удержался от едких замечаний в адрес англичан. Кратко он называл их лузерами, т. е. людьми, которые быстро падали духом. От Амундсена потребовало извинений Королевское географическое сообщество.
Точные причины гибели Рауля неизвестны, не удалось найти и его тело. В честь Рауля названы разные объекты:
Краткая биография Рауля Амундсена позволяет познакомиться с основными этапами его жизни. Знаменитый путешественник сделал серьезный вклад в развитие географии. Благодаря ему удалось открыть новые места на карте мира, у него получилось покорить полярные области.
О Рауле можно рассказать немало интересных фактов. С детства он занимался физическим развитием. Ему это не нравилось, но он считал, что таким образом тренирует дисциплину. Именно эта подготовка позволила ему спокойно переносить суровые условия полярных территорий.