Амур и психея что это
Миф об Амуре и Психее: краткое содержание и анализ
Амур (или Купидон) – это древнеримский бог любви, помощник и постоянный спутник своей матери – Венеры. Он олицетворяет влечение и продолжение жизни на Земле и представляется в виде ангела с луком и стрелами.
Психея – древнегреческая богиня души, олицетворение дыхания. Ее, как правило, рисуют девушкой с крыльями бабочки. Необычная история любви дошла до нас в виде новеллы в романе «Метаморфозы» под названием «Сказка об Амуре и Психее» автора Апулея, древнеримского писателя и поэта.
Краткое содержание
У царя было три дочери, все они славились красотой, но больше других – младшая по имени Психея. Слава о ее исключительной внешности разошлась по всем уголкам мира, и люди приезжали отовсюду, чтобы только полюбоваться ею. Доходило до того, что Психее воздавали вполне божеские почести, забыв напрочь про Венеру, богиню красоты.
В результате Венера оскорбилась и приняла решение устранить соперницу. Для чего призвала на помощь своего сына Купидона. Она указала ему на красавицу-соперницу и приказала заставить ее полюбить самого страшного, отверженного и неприглядного из людей.
Сама же Психея вовсе не была счастлива от своей красоты. Люди любовались ей как вещью, и никто не относился к ней серьезно и не звал замуж.
Горевавший отец ее попросил помощи у оракула. Ответ был таков: Психея в погребальной одежде должна пойти на скалу и обвенчаться с кошмарным чудищем. Еще более несчастный отец повел дочь на место, где оставил ее одну. Внезапное дуновение ветра унесло девушку в чудесный замок, наводненный духами, где она стала женой таинственного существа.
Счастливая жизнь Психеи была короткой: когда о ней прознали сестры, то преисполнились зависти и решили разрушить ее жизнь. Они подговорили девушку, чтобы та нарушила обещание мужу никогда не допытываться о том, кто он. Сестры солгали ей, что на самом деле он дракон, который съест ее и ее будущего ребенка, когда она будет меньше всего ожидать.
Девушка была так поражена красотой своего мужа, что залюбовалась и не заметила, как со светильника упала горячая капля масла. Она попала на Амура, и тот проснулся от боли. Муж был оскорблен и раздосадован легкомыслием и недоверием к нему супруги, и улетел от нее в тот же миг.
Обманутая и покинутая, Психея пошла искать своего суженого. Она долго бродила по миру, пока не была вынуждена прийти на поклон к своей сопернице – Венере. Та все еще искала случая отомстить девушке, для чего даже посылала за ней Гермеса. А обожженный Купидон тем временем пребывал у нее же на излечении.
Так и получилось: супруги оказались под одной крышей, и Психея должна была сносить преследования богини красоты, которая желала ее смерти, для чего придумывала невыполнимые задания.
Испытания Психеи
Венера решила, что даст влюбленным встретиться только в случае прохождения девушкой четырех заданий. Все эти задачи придумывались как невыполнимые, но каким-то чудом каждый раз Психее удавалось их решить.
В этом смысле интересен психологический анализ мифа Амура и Психеи. Каждое выполненное задание делало девушку сильнее и развивало ее. Она приобретала знания и умения, которые были необходимы для того, чтобы стать Женщиной.
Первое
Венера привела Психею в комнату с горой различных семян и дала приказ рассортировать все. По мнению психологов, символика этого задания следующая: перед тем как принять окончательное решение, женщина должна разобраться в своих чувствах. Рассортировать и разложить все по полочкам. Ей придется оставить страхи в стороне и отделить важное от несущественного.
В выполнении задания Психее помогали птицы и насекомые. По его завершении Венера все еще не хотела пускать девушку к сыну и поэтому придумала следующее задание.
Второе
Психее предстояло добыть золотое руно от овнов солнца – больших злобных чудовищ, которые могли бы легко растоптать ее. На пути к выполнению задания девушка встретила тростник, который рекомендовал ей подождать ночи, когда животные уйдут с поля.
В плане психологического анализа это метафора обретения силы женщиной. Она должна суметь найти свою силу, не жертвуя при этом ни личностью, ни способностью к эмпатии.
Третье
Девушка должна была получить воду из запретного источника на самой высокой скале. Психея разбилась бы насмерть, если бы ей не помощь не пришел орел. Тут психологи читают способность видеть полную картину происходящего, без которой не решаются большие задачи.
Четвертое
Последнее испытание состояло в том, чтобы добыть из подземного царства шкатулку с мазями для лечения. Спуститься в преисподнюю равносильно самой смерти. И тут прочтение таково: фокусироваться на цели и уметь отказывать людям при необходимости.
По дороге назад Психее попалось много немощных людей, молящих о лекарствах в ее руках. Но она должна была выполнить задание и не позволить себе отвлекаться, несмотря на сочувствие к страдающим.
Психея не была уверена, что может справиться. В этот раз ей помогли камни, пропустив ее к месту хранения ларца. Камни скалы – очень важный символ. Единственный рукотворный помощник Психеи во всей истории – это словно память и опыт всех женщин, проходивших испытания до нее. Они были с ней в самом трудном испытании и наставляли девушку: она, наконец, должна преодолеть то, на что они оказались неспособны.
Долго лежала девушка где-то между миром живых и мертвых. А в это время Купидон излечился от ожогов, улучил момент, когда Венера не могла его видеть, и отправился на поиски суженой. Он снял с девушки сон, положил его обратно в коробочку и легким уколом своей стрелы пробудил Психею. Проснувшейся супруге он приказал отнести шкатулку своей матери и обещал взять все остальные хлопоты на себя.
Когда задание было выполнено, Амур взял суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак с Психеей. Чтобы женить пару по всем божественным законам, тот подарил девушке бессмертие и причислил к сонму богов. Состоялась пышная свадьба, на которой были все, и даже Венера занимала почетное место и радовалась за суженых. У супругов родилась дочь Волупия, богиня наслаждения.
Легенда про Амура и Психею сводится к одному простому высказыванию: только союз любви и души порождает подлинное наслаждение и счастье.
Образ Психеи
Краткое содержание мифа об Амуре и Психее не дает полной картины превращения женщины в богиню, но именно эта линия в истории насыщена символами и очень полезна для понимания эволюции женской роли в истории.
В искусстве богиня души представлялась в виде молодой девушки с небольшими крылышками. Это могли быть крылья бабочки или небольшого насекомого. Часто ее изображали появляющейся из огня или в погребальном царстве. В мифологии бабочка напрямую связана с умершими.
Смертельный брак
Анализ «Амура и Психеи» дает понимание мотива, посвященного смерти невесты. Во многих сказках он повторится: всегда это мачеха или свекровь, завидующая невестке и отправляющая ее на гибель. С точки зрения мистерий, каждый брак – это такое одинокое ожидание жениха на горе, предвкушение гибели, страх, что он чудовище. К тому же она была отдана ему против воли и вопреки желанию.
Архетип сестер
Как в мифе «Амур и Психея», так и во многих сказках присутствуют такие персонажи, как сестры главной героини. И как правило, это завистливые девушки, желающие сестре зла. Обманом они добиваются того, чтобы Психея предала мужа и попала в опасность. Они тоже желают ей смерти, как и Венера.
Психологи говорят о том, что сестры в мифе отражают теневую сторону самой героини. Это ее протест против заточения, жизни в неволе: она не видит и не знает своего супруга, похитившего ее и овладевшего ею. Психея считает его чудовищем, которому была завещана. И хоть он и нежен и добр с ней ночью, она не может подчиниться, пока не сделает самостоятельный выбор.
Интересен и тот факт, что в мифе, в отличие от сказок (например, «Аленький цветочек» и «Аленушка») Психея делает самостоятельный выбор. Сказочные героини оказываются обмануты и подставлены сестрами: они стопроцентные жертвы обстоятельств и высших сил и не могут ни на что влиять. Может быть поэтому сказки так быстро и заканчиваются – их героини пассивны. То есть в результате отсутствует перерождение. Тогда как Психея после всех приключений превращается из человека в богиню.
Первый контакт
С масляной лампой в руке Психея подходит к спящему супругу. По одной из версий она сама ранится о его стрелу и окончательно влюбляется в Купидона. Психологи считают этот момент переломным в истории феминности, так как до этого представление об отношениях мужчин и женщин сводилось к божественной силе первых и подчиненном, пассивном принятии и следовании вторых.
В произведении Апулея Психея сама совершает действия, в результате которых знакомится с мужчиной во плоти (которого она до этого не имела права даже видеть). То есть она перестает быть женщиной – жертвой обстоятельств. Это равно выходу из темноты, из области бессознательного. На свету ей открывается, что нет разницы между мужем и чудовищем. Она прекращает быть пассивной и становится любящей и отдающей себя сознательно.
И при этом она не отказывается от своей женской сущности, а наоборот, пробуждает и усиливает ее до уровня амазонки.
Внутренний Амур
Когда Психея видит суженого и влюбляется в него, внутри нее создается образ своего Амура. Это образ ее любви, высшее выражение того существа, которое находится сейчас перед ней в физическом обличии. По одной из версий, Купидон улетает, потому что не в силах тягаться с новым образом в голове Психеи.
Миф о любви Амура и Психеи наполнен приключениями и романтикой. Он рассказывает о странствиях души, жаждущей слиться с любовью.
Мифы и Легенды * Амур (Эрос) и Психея
Мифы и Легенды * Амур (Эрос) и Психея
Амур (Эрос) и Психея
Амур и Психея (Alphonse Legros)
Амур и Психея
В некой стране жили царь и царица. У них было три дочери-красавицы, причем младшая — Психея — была настолько хороша, что превосходила прелестью саму Венеру.
Богиня досадовала на смертную красавицу и решила сурово ее покарать. Венера призвала своего сына-бога любви Амура и сказала ему: «Сделай так, чтобы Психея влюбилась в самого ничтожного из людей и всю жизнь была бы с ним несчастна».
Амур полетел выполнять приказание матери, но все вышло не так, как хотела Венера. Увидев Психею, Амур был поражен ее красотой, и прекрасная царевна, о том не подозревая, уязвила любовью самого бога любви. Амур решил, что красавица должна стать его женой, и принялся отваживать от нее всех женихов.
Царь и царица недоумевали: две старшие дочери уже благополучно вышли замуж, а Психея, несмотря на свою красоту, все еще жила в родительском доме и к ней не посватался ни один жених.
Царь обратился к оракулу, и оракул объявил (разумеется, по наущению Амура), что царевне суждена необычная судьба, он повелел облачить Психею в свадебный наряд, отвести на высокую гору и оставить там в ожидании предназначенного ей неведомого супруга.
Долго горевали царь и царица, но не посмели ослушаться воли богов и исполнили все так, как велел оракул.
Несчастная Психея в свадебном наряде оказалась одна на вершине горы. В ужасе озиралась она вокруг, ожидая, что вот-вот появится какое-нибудь чудовище.
Амур и Психея (Адольф Вильям Бугро)
Амур и Психея (Jacopo Zucchi)
Ночью Амур, как обычно, пришел на ложе Психеи. Когда он уснул, Психея потихоньку встала, зажгла светильник и, замирая от ужаса, взглянула на супруга. Каковы же были ее изумление и радость, когда вместо отвратительного змея она увидела златокудрого бога любви.
Рука Психеи дрогнула, светильник наклонился, и капля горячего масла упала на плечо спящего. Амур тотчас же проснулся. Увидев Психею со светильником в руках, он воскликнул в гневе и горести: «Ты послушалась совета своих завистливых сестер и погубила наше счастье. Я мог бы сурово покарать тебя, но накажу лишь разлукою со мной».
Он взмахнул крыльями — и улетел.
Брошенная Психея (Огюстен Пажу, 1790)
Но тут зашелестел прибрежный тростник и сказал: «Подожди до полудня. Бараны уснут, а ты пойдешь по роще и найдешь много клочьев их шерсти, запутавшейся к ветвях кустов и деревьев».
Психея послушалась совета, и принесла Венере целую охапку золотой шерсти.
Но богиня не смягчилась и приказала Психее принести воды из источника, бьющего на вершине отвесной скалы.
Когда Психея с хрустальным сосудом в руках стояла у подножия скалы и с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Он подхватил хрустальный сосуд и, поднявшись на своих крыльях к вершине скалы, зачерпнул воды из источника.
Раздосадованная Венера придумала новую задачу: велела Психее спуститься под землю в царство смерти, попросить у его владычицы Прозерпины ларец и, не открывая его, принести Венере.
Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу. Она поднялась на высокую башню, чтобы броситься с нее вниз и положить конец своим мученьям. Горе ее было так велико, что холодные камни, из которых была построена башня, прониклись к ней жалостью. Они заговорили и указали Психее путь в подземное царство, научив подкупить перевозчика через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, двумя монетами и задобрив пса, охраняющего вход в подземное царство, двумя кусками хлеба.
Психея и Цербер (Psyche Cerberus)
Прозерпина дала Психее ларец. Психея помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с любопытством. Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку.
Психея и Золотой ларец (Джон Уотерхаус, 1903)
В ларце был заключен сон, подобный смерти. Черным туманом обволок он Психею, она упала на землю и заснула.
Тем временем обожженное плечо Амура зажило, и вместе с болью прошел его гнев на Психею. Он отыскал ее, погруженную в зачарованный сон, и разбудил поцелуем.
Психея поведала супругу, как жестоко угнетает ее Венера, и Амур пообещал, что отныне этому наступит конец.
Он полетел к самому Юпитеру и стал просить, чтобы тот водворил мир между его матерью и женой.
Юпитер призвал Венеру и сказал ей: «О, прекраснейшая! Не сетуй, что твой сын избрал себе в жены не богиню, а смертную. Я подарю ей бессмертие, и она сравняется с богами». Он наполнил кубок амброзией — напитком богов — и дал выпить Психее.
Амур и Психея
(Antonio canova, 1800-1803)
Психея стала бессмертной, подобно своему супругу. Боги пели хвалу ее красоте и доброму нраву, Венере пришлось смириться и признать Психею своей невесткой.
Вскоре у Амура и Психеи родилась дочь, имя которой — Наслаждение.
История любви Амура и Психеи послужила основой многих произведений искусства — скульптур, картин, стихов и пьес. В европейской литературе наиболее известным переложением этого сюжета является поэтическая повесть французского поэта XVII века Ж. Лафонтена. Русский поэт XVIII века И.Ф. Богданович также создал поэму об Амуре и Психее. Свою поэму он назвал «Душенька», буквально и в тоже время очень образно переведя на русский язык имя «Психея».
Юпитер, покачав
Разумной головою,
Амуру дал устав,
По силе старых прав,
Чтоб век пленялся он душевной красотою
И Душенька была б всегда его четою.
Амур и Психея. Древнеримский миф
В одном чудесном государстве,
На радость царствующим лицам,
Росли,чтобы прославить царство,
Прекраснейшие три сестрицы.
Все хороши, но младшая-Психея
Настоль была красива, что Венера*,
Из ревности, собою не владея,
Решила покарать ее без меры.
Послав к Психее сына своего,
Она ему все строго наказала:
Влюбить красавицу в ничтожного,
Чтоб с ним до смерти прозябала.
Амур* помчался исполнять приказ,
Но был сражен небесной красотой.
Про материнский он забыл наказ,
Психею видел он своей женой.
Он от Психеи отвадил женихов,
Понять не могут царь с царицей-
Никто к Психее не выказал любовь.
Давно уж замужем ее сестрицы.
К оракулу решил царь обратиться,
Тот вынес сделанный Амуром приговор:
Психее к свадьбе нужно нарядиться
И на горе супруга ждать – вот уговор.
Царь и царица долго горевали,
Но не посмели ослушаться богов.
Они слезами дочку провожали,
Не поднимая поседевших вмиг голов.
Стоит Психея в свадебном наряде,
Ей страшно, не знает, что произойдет.
Ее Зефир* подхватывает сзади
И нежно в долину со скалы несет.
Психея будто бы попала в сказку.
На изумрудной находясь траве,
Вокруг себя взглянувши без опаски,
Забыла о прошедшем сватовстве.
Царевна тихо подошла к дверям,
Которые пред нею распахнулись.
Глазами, не привыкшим к чудесам,
Она к красотам будто прикоснулась.
Слоновой кости высокий потолок,
Сверкают стены серебром и златом.
Горит алмазный пол как огонек,
Украшен он орнаментом богатым.
За целый день изрядно подустав,
Психея спать легла, лишь стало потемней.
Собой хорош: красив и златоглав,
Средь ночи, сошел Амур на ложе к ней.
Вот так они встречались по ночам,
Не видя, лишь друг друга осязая.
И до рассвета прощались по утрам,
От счастья и большой любви сгорая.
Как много радости и счастья неземных!
Одно Психее покоя не давало:
Тоска по дому, мысли о своих родных,
Она о них все время вспоминала.
-Супруг, мой милый, я с просьбою к тебе,
Я по своим родным скучаю очень.
Дозволь увидеться нам, пригласить к себе.-
Психея попросила мужа ночью.
Амур на просьбу тут же дал ответ:
-Нам лучше подождать еще немного,
Боюсь накликать я на нас навет.
Ведь сделать это будет так недолго.
Царевна возразить Амуру не посмела,
Хоть и надеялась увидеться с родными.
Она, ответ услышав, тут же погрустнела,
Все время плакала над бедами своими.
Амур решил помочь своей Психее:
— За сестрами пошлю. Вот мой ответ.
Но с ними будь немного похитрее,
Не получи от них плохой совет.
Зефиры сестер на крыльях доставили своих.
Они, вначале, встрече были рады.
Но посмотрев на все вокруг, в сердцах их
Пробудилась зависть от досады.
Домой обратно возвратившись, царю с царицей
Не сказали ничего, составив лишь коварный план.
Решили применить его к Психее. Сестрицы,
Чтоб поссорить молодых, пошли на подленький обман.
Второй визит сестер закончился тревожно.
По вечерам ужасный змей вползал к ней во дворец,
И это был ее супруг,что непреложно.
Соседи говорят: «Не видел только лишь слепец».
Обманом сестры Психею настращали,
И на вопрос о том, что делать с этим ей,
Ответили, что спрятанным кинжалом
Она покончит с ним: «Как он заснет, убей».
Побыв немного, сестры попрощались.
На крыльях их Зефиры унесли домой.
Психея с думами одна осталась,
От разговора потеряв покой.
И, поразмыслив, решила посмотреть
Ближайшей ночью, когда уснет супруг.
Светильник взять, чтобы потом не сожалеть
И разрешить тем самым свой недуг.
Средь ночи, когда уснул Амур, Психея
Зажгла светильник, с постели тихо встав,
И, повернувшись, от страха цепенея,
Вдруг увидала Бога. Он был красив и златоглав.
Психея случайно светильник наклонила,
Упала капля масла Амуру на плечо.
Его случившееся тут же разбудило.
Увиденным Амур был сильно омрачен:
-Ты не послушала меня и вот итог-
И погубила этим наше счастье.
Совет твоих сестер все за собой повлек.
Ну что ж, теперь наступят дни ненастья.
Сказал и, крыльями взмахнув, исчез вдали,
Оставив убитую горем Психею.
Наивность, простота надолго обрекли
Искать любимого, обманутого ею.
Тем временем Амур к Венере прилетел.
Богиня разгневана была на сына
За то, что он без ведома ее посмел
Жениться на Психее, в чем та повинна.
Венера запретила людям и богам
Психее помогать иль предоставить кров.
И не сочувствовал никто ее слезам,
Психея видела вокруг одних врагов.
Так, вдоволь наскитавшись, она пришла
К чертогу, хозяйкой где была Венера.
Та плохо встретила ее и задала
Задачу – разобрать различное зерно,
Которое насыпала без меры.
Ячмень, пшено, горох и чечевицу
Психее надо друг от друга отделить.
Работу эту, разделяя по крупицам,
Не хватит жизни, чтобы завершить.
Психея новое заданье получила:
Шерсть златорунных баранов принести.
Бараны были злые и драчливы
И не давали близко подойти.
Зашелестел тростник, Психея услыхала:
-Ты подожди, бараны в полдень засыпают,
Пойдешь по роще, в кустах руно застряло,
Снимай его, оно с ветвей свисает.
Она приказала себе принести
Воды из ручья на отвесной горе.
Стоит у подножья, но как вознестись
Наверх, чтоб водицы набрать поскорей.
Орел сосуд хрустальный подхватил
И вверх к источнику поднялся с ним.
Он наверху воды в него налил
И вниз вернулся с даром дорогим.
Фантазия прекрасна у богини,
Придумала Венера задание сложней.
Спуститься в царство мертвых к Прозерпине*,
Взять там ларец и, не открыв, доставить ей.
В отчаянье полном от замысла Венеры,
Психея на каменную башню поднялась.
От горя, нарыдавшись в полной мере,
Она покончить с жизнью собралась.
И так велико было горе Психеи,
Что камни из башни ее пожалели.
Они в царство мертвых ей путь указали
И как и что сделать – все ей рассказали.
В мертвое царство Психея попала.
Там повидала она Прозерпину.
Царица ларец отдала для Венеры.
Все сделав, Психея вернулась в долину.
Тем временем Амур от раны излечился,
И вместе с ней и гнев его прошел.
Он стал искать Психею и вскоре очутился
В долине, где спящей на траве ее нашел.
Он поцелуем разбудил Психею,
Супруга его счастлива была.
Поведала Амуру про Венеру,
Какие беды от нее перенесла.
Амур Психею тут же успокоил,
Сказав, что от ее нападок оградит.
Он полетел к Юпитеру* и попросил,
Так сделать, чтоб меж женой и матерью был мир.
Психея тут же с богами поравнялась,
Вкусив амброзию, им ровней стала.
Венера ее невесткою признала,
Психея раньше об этом не мечтала.
Психея богам сразу стала мила,
Осанну пели ее красе и нраву.
Она Амуру вскоре дочку родила,
Ее назвали Наслаждением по праву.
Венера – в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия, и процветания.
Амур – сын Венеры и Вулкана. Представляли бога любви юношей или ребенком с копной золотых волос. На спине у него находились крылья, которые позволяли поражать свои цели с любого удобного места. Всегда с собой бог Амур носил лук и золотые стрелы, которые поражали сердца людей. Людям, которые отказывались от собственных чувств, бог любви заставлял страдать. Что интересно, стрелы не только посылали, а и убивали чувства. Иногда Амура изображали с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора. Есть информация, что именно отсюда пошло выражение – любовь слепа.
Зефир – Мифологический Зефир является сыном Астрея и Эос. Упомянут в «Илиаде». Ввиду своей быстроты, он считался также вестником богов. О разнице в свойствах Зефира на Западе и на Востоке, по-видимому, имели понятие составители гомеровских песен, которые заставляют Зефир дуть на островах блаженных, находящихся на крайнем западе и не знающих ни бурь, ни дождей, ни снега.
Прозерпина — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона. По одной версии, имя её — латинизированное греческое «Персефона». По другому толкованию, так называлась римская богиня, способствовавшая произрастанию (proserpere) семени и слившаяся позднее, по введении греческих культов, с богиней Персефоной.
Юпитер — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Третий сын Сатурна и Опы. Брат Плутона, Нептуна, Цереры и Весты. Брат и cупруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу.