Анафема что это такое в православии

Анафема: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В обыденном сознании слово «анафема» часто значит что-то вроде торжественного ругательства или проклятия. Словно неумолимая и бездушная Церковь призывает на закоренелого грешника всяческие беды и «казни Египетские», обрекая его на вечную погибель.

Например, в знаменитом рассказе русского писателя А. И. Куприна «Анафема» отлучение от Церкви Льва Толстого показано как публичное анафематствование его прямо в храме, в крайне сильных выражениях, которые, как говорит автор, «мог выдумать только узкий ум иноков первых веков христианства»: «. Хотя искусити Дух Господень по Симону волхву и по Ананию и Сапфире, яко пес возвращаяся на свои блевотины, да будут дни его мали и зли, и молитва его да будет в грех, и диавол да станет в десных его и да изыдет осужден, в роде едином да погибнет имя его, и да истребится от земли память его. И да приидет проклятство и анафема не точию сугубо и трегубо, но многогубо. Да будут ему каиново трясение, гиезиево прокажение, иудино удавление, Симона волхва погибель, ариево тресновение, Анании и Сапфири внезапное издохновение. да будет отлучен и анафемствован и по смерти не прощен, и тело его да не рассыплется и земля его да не приимет, и да будет часть его в геенне вечной, и мучен будет день и нощь. »

Тут надо знать, что этот рассказ с его красочными проклятиями – от первого до последнего слова полная выдумка писателя Куприна. Описанной в рассказе процедуры, в принципе быть не могло уже хотя бы потому, что поименное перечисление подвергшихся анафеме в Неделю Торжества Православия было отменено в Русской Церкви еще в 60-е гг. XIX века. Но и не только поэтому. Тут нужно верно понимать смысл церковного отлучения, одним из видов которого и является анафема.

Древнегреческое слово τό ἀνάθεμα (anathema) образовано от глагола ἀνατίθημι (anatithemi), который значит «класть сверху» «выставлять», «откладывать», «отсрочивать». И в этом контексте дословно древнегреческая «анафема» означает «выставление», «отделение», «вынесение в сторону», т.е. – за ограду Церкви.

В то время как отлучение в менее строгом смысле означает отстранение от участия в тех или иных церковных Таинствах на какой-то определенный срок и назначается за конкретный и тяжелый грех, скажем, за блуд или убийство. Однако отлученный в данном случае все равно не перестает быть членом Церкви. Таким образом, анафема – это своего рода глобальное, полное отлучение.

Тут достаточно сравнить, какие слова для «отлучения» и «анафемы» используются в латинском языке – excommunicatio и excommunicatio maior. Дословно на русский excommunicatio можно переводить как выключение из общения, а анафема, соответственно является наибольшим выключением из общения (maior).

Конечно, можно говорить, что возможности для спасения у человека, подвергшегося именно анафеме, а не просто отлучению, резко падают, даже стремятся к нулю. Однако Церковь учит, что последнее слово в этом важнейшем вопросе все равно будет за Богом. И уж, конечно, Церковь не может никакому человеку желать духовной и физической погибели. Анафема, как и отлучение, имеет скорее характер врачевания и может быть снята, если полностью отлученный от Церкви принесет покаяние

Так что провозглашением анафемы скорее лишь констатируется, что данный человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное. Он выставляется за ее ограду, лишается церковной поддержки и предоставляется одной воле Божией.

Собственно, так и было с великим русским писателем Львом Толстым. Церковь знаменитым «Синодальным определением и посланием Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом» от 20-22 февраля 1901 года лишь с горечью констатировала, что Лев Толстой не может считаться членом Церкви, поскольку в первую очередь он сам этого не захотел.

Действительно, как может называться православным христианином человек, отрицавший троичность Бога или воскресение Христа, не признававший загробной жизни и отвергавший все Таинства Церкви? Утверждавший, что Христос не воплотившийся Бог, а всего лишь обычный человек? И отпадение Толстого от Церкви случилось гораздо раньше, вовсе не в результате «Синодального определения».

Вот что, например, написал в ответ на возмущенное письмо жены великого писателя Софьи Андреевны Толстой Санкт-Петербургский митрополит Антоний: «Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной».

Кстати, все равно «Синодальное определение» было выдержано в достаточно умеренных выражениях. Достаточно сказать, что там не было даже слов «отлучение» или «анафема». Также Синод говорил, что он молится «да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви».

Однако, к сожалению, Лев Толстой так и «не переменился умом» (напомним, что дословно древнегреческое слово покаяние, μετάνοια, значит «перемена ума»). И Церковь, конечно, не может ни радоваться в данном случае, ни проклинать Толстого. Она может лишь скорбеть о том, что случилось с великим русским писателем.

Источник

Смысл анафемы

интер­вью про­то­и­е­рея Мак­сима Коз­лова

— Видимо, отец Максим, раз­го­вор есте­ственно начать с выяс­не­ния зна­че­ния самого тер­мина «ана­фема». Боль­шая совет­ская энцик­ло­пе­дия утвер­ждает, что в хри­сти­ан­стве это «цер­ков­ное про­кля­тие, отлу­че­ние от церкви». Так ли?

— «Ана­фема» – слово гре­че­ское, вос­хо­дит к гла­голу «ана­ти­фими», озна­ча­ю­щему «воз­ла­гать, пре­да­вать кому-либо что-либо». Ана­фема – то, что отдано, вру­чено в абсо­лют­ную волю, в абсо­лют­ное вла­де­ние кому бы то ни было. В цер­ков­ном же зна­че­нии ана­фема – то, что пре­дано на окон­ча­тель­ный суд Божий и о чем (или о ком) Цер­ковь уже не имеет ни своего попе­че­ния, ни своей молитвы. Объ­яв­ляя кому-то ана­фему, она тем самым открыто сви­де­тель­ствует: данный чело­век, пусть даже и име­нует себя хри­сти­а­ни­ном, таков, что своим миро­воз­зре­нием и поступ­ками сам удо­сто­ве­рил – к Церкви Хри­сто­вой он не имеет ника­кого отно­ше­ния.

Так что ана­фема – это ника­кое не «про­кля­тие цер­ков­ное», как вслед за Боль­шой совет­ской энцик­ло­пе­дией счи­тают иные люди или без­гра­мотно трак­туют мир­ские СМИ; это и не отлу­че­ние от Церкви в свет­ском пони­ма­нии этого тер­мина. Конечно, пре­дан­ный ана­феме уже не вправе участ­во­вать в жизни Церкви: испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, быть на бого­слу­же­ниях. Но отлу­че­ние от цер­ков­ного обще­ния, как тако­вое, бывает и без ана­фемы. По нашим кано­нам, тяжко согре­шив­ший может на извест­ный срок отстра­няться от уча­стия в цер­ков­ных Таин­ствах… Поэтому ана­фема озна­чает не просто отлу­че­ние, а сви­де­тель­ство­ва­ние Церкви о том, о чем винов­ный, со своей сто­роны, давно сам знал и был в том утвер­жден: его миро­ощу­ще­ние, пози­ции и взгляды с цер­ков­ными никак не сов­па­дают, никак не соот­но­сятся.

— Верно ли, что впер­вые все веро­от­ступ­ники были пре­даны ана­феме в IX веке, после победы Церкви над ересью ико­но­бор­че­ства?

— Это не совсем так. Уже в апо­столь­ских посла­ниях гово­рится о пре­да­нии ана­феме тех, кто не испо­ве­дует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учи­те­лем нрав­ствен­но­сти или неким иде­аль­ным про­ро­ком. Святой апо­стол Павел писал: «Как прежде мы ска­зали, так и теперь еще говорю: кто бла­го­вест­вует вам не то, что вы при­няли, да будет ана­фема». Ана­фемы объ­яв­ля­лись, конечно, и на Все­лен­ских Собо­рах. Так, в IV веке был осуж­ден пре­сви­тер Алек­сан­дрий­ской церкви Арий, отри­цав­ший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о соеди­не­нии Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­роды во Христе. Такие цер­ков­ные суды были вплоть до VII Все­лен­ского Собора, на кото­ром были пре­даны ана­феме ико­но­борцы.

В 842 году в Гре­че­ской Церкви в первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста был впер­вые совер­шен празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия в знак победы над всеми ере­сями, осуж­ден­ными на Все­лен­ских Собо­рах, и вообще над всеми нече­сти­выми анти­хри­сти­ан­скими уче­ни­ями. Бого­слу­жеб­ный чин этого празд­ника вклю­чал в себя, во-первых, про­воз­гла­ше­ние вечной памяти подвиж­ни­кам бла­го­че­стия, защит­ни­кам веры, во-вторых, про­воз­гла­ше­ние мно­го­ле­тия царям, пат­ри­ар­хам и иным ныне сущим защит­ни­кам веры и, нако­нец, объ­яв­ле­ние ана­фемы глав­ней­шим ересям и их носи­те­лям.

— Этот празд­нич­ный чин и сейчас совер­ша­ется в нашей Церкви?

— В Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия («неделя» на сла­вян­ском озна­чает «вос­кре­се­нье») этот чин пол­но­стью совер­шался у нас до боль­ше­вист­ской рево­лю­ции 1917 года. И хотя ника­кого спе­ци­аль­ного цер­ков­ного поста­нов­ле­ния на сей счет не было, ана­фему пере­стали объ­яв­лять, чтобы не усу­губ­лять и без того враж­деб­ное отно­ше­ние новой власти к Церкви. Данный чин в каче­стве обще­цер­ков­ного на сего­дня не вос­ста­нов­лен, что пред­став­ля­ется разум­ным, поскольку он конечно же нуж­да­ется в уточ­не­нии – при­ме­ни­тельно к нынеш­ней цер­ков­ной ситу­а­ции. Какой резон пре­да­вать ана­феме несу­ще­ству­ю­щих ариан или во многом ото­шед­ших от давних заблуж­де­ний пре­ем­ни­ков тех же несто­риан, если сего­дня рос­си­яне бук­вально стонут от вак­ха­на­лии враж­деб­ных Пра­во­сла­вию тота­ли­тар­ных сект, псевдо­хри­сти­ан­ских «учений» и лжехри­стов?

— К вопросу вос­ста­нов­ле­ния чина ана­фе­мат­ство­ва­ния мы позже обя­за­тельно вер­немся, а пока хоте­лось бы пого­во­рить об особо гром­ких осуж­де­ниях в нашей цер­ков­ной исто­рии. Неко­то­рые люди и сейчас зада­ются вопро­сом: не пере­бор­щила ли в свое время Цер­ковь с отлу­че­нием Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого?

— При­зна­вая его одним из вели­чай­ших рус­ских писа­те­лей, Цер­ковь вместе с тем не могла умол­чать о рели­ги­оз­ных заблуж­де­ниях писа­теля, ибо «мол­ча­нием пре­да­ется Бог». Только не нужно пред­став­лять то собы­тие по извест­ному рас­сказу Куп­рина, с амво­нов рус­ских церк­вей ана­фема «боярину Льву» нико­гда не про­воз­гла­ша­лась – это худо­же­ствен­ный домы­сел автора. В дей­стви­тель­но­сти же очень выдер­жан­ное Сино­даль­ное опре­де­ле­ние от 22 фев­раля 1901 года было сви­де­тель­ство­ва­нием соб­ствен­ных взгля­дов писа­теля. Он к тому вре­мени в своих рели­ги­озно-фило­соф­ских иска­ниях сам пришел и к отри­ца­нию необ­хо­ди­мо­сти Церкви и ее Таинств – Кре­ще­ния, Испо­веди, При­ча­стия, и к отри­ца­нию основ­ного посту­лата хри­сти­ан­ства – что Хри­стос явля­ется дей­стви­тельно Сыном Божиим. Нако­нец, писа­тель дерз­нул соста­вить «Еван­ге­лие, изло­жен­ное Львом Тол­стым», в гор­дыне своей считая, что он лучше всех из живших на про­тя­же­нии девят­на­дцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Хри­стос… «…Посему Цер­ковь не счи­тает его своим членом и не может счи­тать, доколе он не рас­ка­ется и не вос­ста­но­вит своего обще­ния с нею…» – гово­ри­лось в цер­ков­ном опре­де­ле­нии. Напомню, что Лев Нико­ла­е­вич неза­долго до смерти был в Опти­ной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в даль­ней­шем уже оптин­ского старца не допу­стили к уми­рав­шему писа­телю. Так что окон­ча­тель­ным для него был суд Божий.

— А чем объ­яс­ня­ется пре­да­ние ана­феме такой лич­но­сти, как гетман Мазепа?

— Не только он, измен­ник Оте­че­ства, но и Гришка Отре­пьев, и Сте­пашка Разин были отлу­чены от Церкви не по веро­учи­тель­ным осно­ва­ниям, а как враги госу­дар­ства. В те вре­мена суще­ство­вало прин­ци­пи­аль­ное пони­ма­ние «сим­фо­нии вла­стей» – цер­ков­ной и свет­ской. Первая забо­ти­лась о нрав­ствен­ном здо­ро­вье народа, вторая – о без­опас­но­сти госу­дар­ства и защите самой Церкви. Всякий, кто вос­ста­вал против госу­дар­ства, вос­ста­вал не только против монар­хии, но против Дер­жавы, на про­тя­же­нии веков являв­шейся опло­том все­лен­ского Пра­во­сла­вия. В силу этого анти­го­су­дар­ствен­ные дей­ствия одно­вре­менно рас­це­ни­ва­лись и как анти­цер­ков­ные, поэтому винов­ные в них под­вер­га­лись и цер­ков­ному осуж­де­нию через ана­фе­мат­ство­ва­ние.

— В послед­ние годы за анти­цер­ков­ную дея­тель­ность были пре­даны ана­феме бывший мит­ро­по­лит Фила­рет (Дени­сенко), бывший свя­щен­ник Глеб Якунин… Ска­жите, у них и у других столь же сурово осуж­ден­ных Цер­ко­вью людей в прин­ципе сохра­ня­ется воз­мож­ность воз­вра­ще­ния в Дом Божий?

— Ана­фема – это не только сви­де­тель­ство цер­ков­ному миру о винов­ных, но и сви­де­тель­ство, обра­щен­ное к ним самим, к этим несчаст­ным, впав­шим в пре­лесть, в гордое само­ослеп­ле­ние людям: «Оду­май­тесь! Пре­дель­ный воз­мож­ный суд на земле о вас выне­сен. Покай­тесь в соде­ян­ном и вер­ни­тесь в отчий дом, в родную Цер­ковь». Как ни стран­ным это кому-то пока­жется, но ана­фема есть и сви­де­тель­ство хри­сти­ан­ской любви к уже, каза­лось бы, окон­ча­тельно заблуд­шим людям, ана­фема все-таки не лишает их путей к пока­я­нию.

Чин ана­фемы с людей, глу­боко рас­ка­яв­шихся, отка­зав­шихся от своих заблуж­де­ний, сни­ма­ется, вос­ста­нав­ли­ва­ется пол­нота их пре­бы­ва­ния в Церкви, они могут вновь при­сту­пить к Таин­ствам, а самое глав­ное – они опять полу­чают воз­мож­ность спа­се­ния. Един­ствен­ное, что не может быть им воз­вра­щено, – это преж­ний сан.

— Инте­ресно, а суще­ствует ли ана­фе­мат­ство­ва­ние в Римско-Като­ли­че­ской Церкви?

— В Вати­кане есть Кон­гре­га­ция по вопро­сам веро­уче­ния, кото­рая явля­ется пра­во­пре­ем­ни­цей печально зна­ме­ни­той свя­щен­ной инкви­зи­ции, бро­сав­шей в Сред­ние века в костры ере­ти­ков по всей Европе. Хотел бы здесь же под­черк­нуть, что Рус­ская Цер­ковь нико­гда не зани­ма­лась насиль­ствен­ным иско­ре­не­нием ереси… Так вот, в нынеш­ней вати­кан­ской Кон­гре­га­ции по вопро­сам веро­уче­ния пери­о­ди­че­ски выно­сятся суж­де­ния и о кон­крет­ных лицах, и о кон­крет­ных направ­ле­ниях рели­ги­оз­ной мысли. Можно назвать ряд бывших като­ли­че­ских бого­сло­вов и рели­ги­оз­ных воз­зре­ний (к при­меру, «тео­ло­гия осво­бож­де­ния» в Латин­ской Аме­рике), кото­рые в новей­ший период были осуж­дены Вати­ка­ном, что рав­но­значно пре­да­нию ана­феме.

— В заклю­че­ние просил бы вас, отец Максим, вер­нуться к про­блеме вос­ста­нов­ле­ния обще­цер­ков­ного чина ана­фе­мат­ство­ва­ния в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия…

— Думаю, что при обсто­я­тель­ном и широ­ком разъ­яс­не­нии пра­во­слав­ному народу, что же являет собой ана­фема, что такое сви­де­тель­ство Церкви о заблуж­да­ю­щихся, вос­ста­нов­ле­ние этого чина имело бы серьез­ное зна­че­ние для многих наших совре­мен­ни­ков. В первую оче­редь для тех, кто под воз­дей­ствием сек­тант­ской веле­ре­чи­во­сти стал счи­тать, будто и впрямь допу­стимо быть одно­вре­менно пра­во­слав­ным и, скажем, саен­то­ло­гом. Или быть пра­во­слав­ным и состо­ять в какой-то оди­оз­ной про­те­стант­ской секте, лидеры кото­рой обманно гово­рят о себе – «мы вообще хри­сти­ане».

Пола­гаю, что «пер­спек­тива» быть ана­фе­мат­ство­ван­ным может удер­жать нераз­бор­чи­вого в духов­ном плане чело­века от опас­ного увле­че­ния лже­учи­те­лями, а это в конеч­ном счете ока­жется небес­по­лез­ным и в целом для духов­ного здо­ро­вья народа. Насколько я знаю, такого мнения при­дер­жи­ва­ются многие свя­щен­ники и миряне.

Источник

Православная Жизнь

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Анафема что это такое в православии. mg 7489. Анафема что это такое в православии фото. Анафема что это такое в православии-mg 7489. картинка Анафема что это такое в православии. картинка mg 7489

Как понимает анафему сама Церковь?

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,
б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,
в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и
г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

С лицом, подвергшимся полному отлучению, ни один верный не должен иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения».

Как видим, анафема не есть проклятие. Это и не акт, закрывающий путь к возвращению в Церковь

Одной из последних достаточно известных анафем была провозглашенная в 1997 году архиерейским собором Русской Православной Церкви анафема своему бывшему иерарху Филарету (Денисенко). К тому времени, в ожидании покаяния и обращения, монах Филарет был лишен всех степеней священства и предупрежден о возможных последствиях его раскольнической деятельности. Однако он продолжал совершать «богослужения», лжехиротонии. В соборном постановлении сказано, что «не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины»», своими преступными деяниями он продолжал наносить урон Православию. Ссылаясь на апостольские и святоотеческие правила, собор вынес определение: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».

В завершение следует сказать, что провозглашая анафему, Церковь всегда руководствуется законом любви. Она всегда применяет апостольский принцип: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 1, 22-23).

Протоиерей Владимир Ровинский

В первое воскресенье Великого Поста после Божественной Литургии традиционно совершается Чин Торжества Православия, установленный в IX веке в память окончательной победы над ересью иконоборчества. С текстом анафемы можно ознакомиться здесь.

Источник

Кого и за что предавать анафеме

Беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование. Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Анафема что это такое в православии. 108493.p. Анафема что это такое в православии фото. Анафема что это такое в православии-108493.p. картинка Анафема что это такое в православии. картинка 108493.p
Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Анафема что это такое в православии. 108495.p. Анафема что это такое в православии фото. Анафема что это такое в православии-108495.p. картинка Анафема что это такое в православии. картинка 108495.p
Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин». Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно. Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

Анафема что это такое в православии. 108492.p. Анафема что это такое в православии фото. Анафема что это такое в православии-108492.p. картинка Анафема что это такое в православии. картинка 108492.p
Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов. Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда. Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется. Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого. В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного. Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали. Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства. Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

Анафема что это такое в православии. 89036.p. Анафема что это такое в православии фото. Анафема что это такое в православии-89036.p. картинка Анафема что это такое в православии. картинка 89036.p
Протоиерей Владислав Цыпин на Втором пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 22 ноября 2012 года. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию. Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу. Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления. Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий. Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена. Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *