Анартрия у детей что это
Анартрия (отсутствие речи) причины, симптомы, методы лечения и профилактики
Анартрия (отсутствие речи) — заболевание, подразумевающее нарушение работы нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает коррекцию звуков языком, зубами и щеками. Больной понимает всё сказанное от другого человека. Заболевание требует консультации врача.
Симптомы анартрии (отсутствия речи)
Болезнь сопровождается следующими признаками:
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 25 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Причины
Стадии развития анартрии (отсутствия речи)
Врачи выделяют несколько стадий болезни:
Разновидности
Патологию классифицируют в зависимости от расположения пораженной области центральной нервной системы:
Диагностика
Врач собирает жалобу, изучает анамнез болезни, уточняет время появления симптомов, принимает во внимание наличие заболевания у родственников. Для постановки диагноза доктор проводит осмотр глотки, проверяет нижнечелюстной рефлекс, наличие или отсутствие дистрофии мышечных ткани, осматривает лицо на наличие асимметрии. Отоларинголог проверяет состояние гортани, носа, подтверждает или опровергает наличие опухолей и физических повреждений органов. Логопед оценивает качество речи, её темп, тембр, затруднения пациента во время произношения звуков и букв. Для подтверждения диагноза больному назначают КТ или магнитно-резонансную томографию. Инструментальные методы исследования определяют область поражения головного мозга, помогают установить причину возникновения синдрома. В сети клиник ЦМРТ используют следующие методы диагностики:
Анартрия
Анартрия – это наиболее тяжелая степень дизартрии, приводящая практически к полному отсутствию звуковых и голосовых реакций. Выраженность варьирует от полной неспособности произнести речевые звуки до наличия отдельных вокализаций, гласных звуков, слогов. Также у больных затруднено жевание, глотание, отсутствует мимика, выражена гиперсаливация. Церебральные поражения диагностируются при помощи томографических методов (МРТ, КТ), речевой статус уточняется в рамках логопедического обследования. Лечение комплексное: медикаментозная коррекция неврологических расстройств, нейрореабилитация, логотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Анартрия (греч. «anarthros» – неразборчивый, невнятный) – грубая иннервационная недостаточность речевого аппарата, характеризующаяся парезом или полным параличом речедвигательных мышц и утратой членораздельной речи. Согласно классификации, предложенной французским неврологом Ж. Тардье в 1968 г., анартрия соответствует дизартрии четвертой степени тяжести. В клинике ДЦП анартрия встречается в 5 раз реже, чем дизартрический синдром легкой, средней или тяжелой степени. Патология диагностируется как у детей, так и у глубоких стариков, популяционная частота не имеет гендерных различий.
Причины анартрии
Дефект речи формируется в условиях тяжелого органического поражение головного мозга. Это поражение может быть как врожденным, так и рано/поздно приобретенным. Анартрия у детей чаще всего ассоциирована с церебральным параличом (ДЦП). В перинатальном анамнезе у них обычно имеются указания на внутриутробные инфекции, резус-конфликт, родовые травмы, синюю асфиксию при рождении, затянувшуюся неонатальную желтуху. Реже речевая патология связана с мышечными дистрофиями (синдром Фацио-Лонде) и другими генетическими патологиями.
Тяжелая форма дизартрии либо анартрия у взрослых развивается вследствие неврологических заболеваний, сопровождающихся бульбарным или псевдобульбарным параличом. Наиболее распространенными причинами выступают:
Патогенез
Анартрия развивается в результате двустороннего пареза или паралича речевых мышц: губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани. Этому предшествуют очаговые поражения продолговатого мозга, Варолиева моста, мозжечка, базальных ядер, проводящих нервных путей (пирамидного, экстрапирамидного). Вследствие спастического пареза, гиперкинезов, атаксии и апраксии утрачивается контроль над речевыми мышцами, становится невозможной произвольная моторная реализация речи.
Наряду с расстройствами артикуляционного праксиса нарушается работа фонаторного и дыхательного отделов речевого анализатора, поэтому вместе с произносительными трудностями возникает расстройство голосообразования и дыхания. Также страдает иннервация мимических, жевательных, глоточных мышц, что обусловливает сложный патологический симптомокомплекс при анартрии.
Классификация
В зависимости от клинических проявлений анартрии и ее тяжести различают три варианта речевой патологии. Данное деление предложено отечественным логопедом И.И. Панченко в 1979 г.:
Симптомы анартрии
Психическое развитие детей с тяжелым врожденным расстройством иннервации речевого аппарата значительно отстает от нормы. Практически у всех в анамнезе отсутствует лепет, первые голосовые реакции появляются в возрасте 3-4 лет и позднее. Они представляют собой отдельные гласные звуки (а, о, у) или однотипные слоговые комплексы («да», «не», «ма»). Голос глухой, прерывистый, без модуляций. Отмечается артикуляционно-фонаторно-дыхательная асинергия, скандированный ритм речи. При тяжелой анартрии произносительная и голосовая активность отсутствует полностью.
Особенности психической сферы при анартрии демонстрируют быструю истощаемость произвольного слухоречевого и зрительного внимания. Интеллект может быть не нарушен или снижен. Обращенную речь пациенты понимают. Из-за грубых нарушений фонематической системы школьники с трудом учатся читать, моторные трудности препятствуют овладению письмом.
Лицо пациента маскообразное, амимичное, выражена гиперсаливация. Затруднено жевание пищи твердой консистенции, при глотании возникает поперхивание. Тяжесть речевой дисфункции коррелирует с выраженностью двигательных расстройств: анартрии обычно сопутствует двойная гемиплегия. Многие дети не владеют навыками ходьбы, не могут пользоваться руками, самостоятельно переворачиваться в постели, сидеть без фиксации. Имеются выраженные гиперкинезы, часто диагностируется эписиндром.
Осложнения
Следствием анартрии становится социальная изолированность, дефицит речевых контактов, депрессивные расстройства. Обездвиженные пациенты являются глубокими инвалидами, не способными к самообслуживанию. При ненадлежащем уходе у них нередко образуются пролежни, возникает застойная и аспирационная пневмония. Спастичность мышц приводит к формированию вторичных ортопедических осложнений: суставных контрактур, деформаций позвоночника, вывиха тазобедренных суставов.
Диагностика
Ведением пациентов с анартрией занимается команда специалистов: логопед-дефектолог, клинический психолог, врач-невролог, реабилитолог. Для составления полной картины расстройства и выработки плана лечебно-реабилитационных мероприятий проводится:
Лечение анартрии
Терапия ведущего синдрома
Лечебно-реабилитационная тактика разрабатывается междисциплинарной группой специалистов (неврологами, логопедами, реабилитологами) с учетом этиологии, возраста, сопутствующих расстройств. При анартрии проводится:
Логопедическая коррекция
Первоочередными задачами логотерапии являются нормализации речевой моторики и орального праксиса, формирование фонематических дифференцировок, лексико-грамматических категорий. При трудностях глотания логопед также подбирает оптимальную консистенцию и объем пищи, обучает родственников безопасной технике кормления пациента. В структуру занятий при анартрии обязательно включают:
Как правило, максимальный результат, которого удается добиться у данного контингента больных, ‒ это формирование произвольных мимических, жестовых, голосовых реакций, возможности произнесения отдельных слогов и слов. Иногда пациенты научаются читать и общаться с помощью разрезной азбуки.
Прогноз
Эффективность восстановительной работы при анартрии зависит от сроков начала реабилитации, регулярности терапии, причин речевого расстройства, возраста больного, мотивационной готовности. Некоторую положительную динамику демонстрируют дети, больные ДЦП. При систематическом проведении коррекционно-логопедической работы у них увеличивается голосовая и звуковая активность, появляются произвольные вербальные реакции. Вместе с тем, произносительные возможности остаются на лепетном уровне, а без постоянных логопедических занятий навыки быстро утрачиваются. При прогрессирующей нейродегенерации прогноз на восстановление речи неутешительный.
Профилактика
Так как врожденная анартрия тесно связана с внутриутробными патологиями и травмами, ее профилактикой является перинатальная охрана здоровья плода и новорожденного. Женщинам рекомендуется проведение прегравидарной подготовки, ранняя постановка на учет по беременности, соблюдение рекомендаций акушера-гинеколога, прохождение необходимых скринингов. Во избежание родовых травм младенца необходимо заблаговременно решить вопрос о способе родоразрешения. Профилактика анартрии у взрослых требует сокращения факторов риска неврологических заболеваний (тромбозов, интоксикаций, инфекций, травм и др.).
Дизартрия у детей
Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.
Причины
Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:
1. В пренатальном периоде:
2. В интранатальном периоде:
3. В постнатальном периоде:
Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.
Патогенез
Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.
Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.
Классификация
Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:
По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
Симптомы дизартрии у детей
Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.
При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.
При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).
Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.
Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Осложнения
Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.
Диагностика
Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.
Лечение дизартрии у детей
Терапия и реабилитация
Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.
Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.
Логопедическая коррекция
Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.
Прогноз и профилактика
Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.
Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.
Введение
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. Дети с тяжелой формой получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
Понятие дизартрии. Виды дизартрии
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей- дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [ 4 ].
Бульбарная дизартрия (от латинского bulbus – луковица, т.е. относящаяся к продолговатому мозгу) — форма дизартрии, при которой речедвигательные расстройства развиваются вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. При бульбарной дизартрии наблюдается периферический парез (т.е уменьшение силы или амплитуды движения, неполный паралич) или паралич лицевой мускулатуры. Развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушению и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губному звуку. Звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.
По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную, но бульбарная дизартрия — это поражение самих ядер или корешков черепно- мозговых нервов (7- я, 9- я, 10- я, 12- я пара). Такое поражение даёт парез речевой мускулатуры, которое носит достаточно избирательный характер. Например, может наблюдаться поражение только лицевого нерва, только губной мускулатуры или вялость мягкого нёба. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные. При псевдобульбарной же преимущественно страдает произвольное движение. При бульбарной дизартрии в речи может страдать одно движение. Например, “язык кверху”. При бульбарной дизартрии страдают гласные, все звуки приглушены. А при псевдобульбарной присутствует достаточная звучность и звонкость.
Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково- ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами. Различают три формы псевдобульбарной дизартрии:
Подкорковая дизартрия (от латинских extra – внешне и pyramidalis – пирамидный) — форма дизартрии, которая возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Иногда подкорковая дизартрия также называется экстрапирамидной или гиперкинетической. Она определяется по наличию гиперкинезов в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке. Произношение отдельных звуков может быть сохранно. Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Обычно идёт затухание к концу фразы. Голос может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи. Трудность подчинения ритма дыхания произвольной регуляции приводит к тому, что звукопроизношение непостоянно. При подкорковой дизартрии наблюдается дискоординация движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. Часто наблюдается саливация. При резких спазмах речь невозможна. При подкорковой дизартрии часто наблюдаются нарушения орального праксиса – кинестетическая диспраксия. Подкорковая дизартрия может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.
Корковая дизартрия — формы дизартрии, при которых моторные расстройства речи возникают в связи с очаговым поражением коры головного мозга. Корковая дизартрия может наблюдаться при двусторонних или односторонних поражениях нижнего отдела передней центральной извилины, при односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга. Выделяют кинетический и кинестетический варианты корковой дизартрии.
Мозжечковая дизартрия — форма дизартрии, при которой имеет место поражение мозжечка или его проводящих путей. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушением модуляции ударений. Голос затухает к концу фразы. При мозжечковой дизартрии отмечается пониженный тонус мышц языка и губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Движения языка неточные, может наблюдаться тремор языка. Большинство звуков при мозжечковой дизартрии назализованы.
Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.
Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
— нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком);
— нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;
— нарушение грамматического строя речи.
— нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП);
— нарушение эмоционально- волевой сферы;
— нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление);
— нарушение познавательной деятельности;
— своеобразное формирование личности.
Причины возникновения дизартрии
Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону. Среди причин важное значение имеют:
— асфиксия (удушье) новорожденных;
— отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия во время беременности и др.);
— поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус- фактору;
— инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп и др.), перенесенные во время беременности;
— стремительные или затяжные роды;
— длительный безводный период;
— механическое родовспоможение (щипцы, вакуум);
— черепно- мозговые травмы;
— нарушения мозгового кровообращения;
— опухоли головного мозга;
— пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно- мозговых нервов (синдром Мебиуса);
— наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем.
Анартрия. Отличия и схожесть с дизартрией
Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1- я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2- я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3- я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим) [1], анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко- слоговой активности.
Анартрия является результатом бульбарного или псевдобульбарного паралича, при котором нарушается функция мышц языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Наиболее часто анартрия наблюдается при боковом амиотрофическом склерозе, сирингобульбии, прогрессивном бульбарном параличе, как последствие нарушений мозгового кровообращения (множественные очаги размягчения), при миастении, стволовой форме полиомиелита, а также вследствие таких анатомических дефектов, как волчья пасть, заячья губа, дефекты твердого неба, носовой перегородки, зубных рядов. Анартрия является тяжелой формой дизартрии.
Анартрик не в состоянии громко читать и повторять слова; способность писать обыкновенно вполне сохранена, так же, как и понимание письменной и разговорной речи; интеллект остается не задетым. Страдающему анартрией лишь иногда удается невнятно произнести несколько слогов или же гласных звуков; нередко при этом наблюдаются носовой оттенок и хриплость голоса.
Схожесть же заключается в том, что оба Расстройства речи происходят из- за нарушения артикуляции, возникающего вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Существуют несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная. Наиболее часто встречается стертая форма дизартрии.
Причины дизартрии обычно кроются в различных нарушениях в перинатальный период.
При дизартрии требуется комплексное лечебно- педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.