Андрагогика это что такое простыми
Как эффективно учиться взрослым: наука андрагогика и полезные советы
Мы выяснили, зачем учатся взрослые, как проходит этот процесс после 25 лет и какие методики помогут эффективнее усваивать знания.
Зачем взрослые учатся?
Смена профессии
Опрос WorldSkills Russia показал, что 18% людей выбрали первую профессию под влиянием родителей и других обстоятельств, лишь каждый 7 россиянин опирался на свои способности и мечты. Во взрослом возрасте мы куда лучше понимаем, чем хотели бы заниматься и в какой сфере сможем добиться реального успеха. Иногда профессию меняют из практических соображений — на более востребованную и высокооплачиваемую.
Актуализация знаний для карьерного роста
В любой сфере деятельности появляются новые наработки и методики: она развивается, как живой организм, а актуальные 10 лет назад данные могут устареть. Чтобы идти в ногу со временем, приходится регулярно обучаться, дополняя и актуализируя свои знания. Например, еще 5 лет назад язык программирования ActionScript был популярнее того же Python, а сейчас от его использования почти полностью отказались. Причина проста: на ActionScript был написан неудачный проигрыватель Flash Player, открывающий хакерам уязвимости ПК пользователей.
Получение смежных навыков
Повысить доход и перейти на более интересную должность часто помогает освоение смежных навыков: например, графический дизайнер может дополнительно обучиться веб-дизайну и участвовать в разработке сайтов.
Навыки для ведения собственного бизнеса
Развивая личный бренд или компанию, бизнесмен может столкнуться с необходимостью освоить бухгалтерию, SMM, технологию продвижения сайтов, интернет-маркетинг.
Саморазвитие
Уроки иностранных языков, курсы психологии или фотографии — отличный способ развиваться в своем увлечении. Возможно, в будущем эти знания тоже удастся монетизировать. А еще ученые из Psychotherapy and Psychosomatics доказали, что наличие хобби на 32% снижает риск развития депрессии.
Андрагогика: особенности обучения взрослых
В отличие от педагогики, андрагогика (наука об обучении взрослых) базируется на том, что ученик:
Несмотря на то что школьники и студенты лучше запоминают и быстрее схватывают материал, на стороне взрослых — опыт, аналитическое мышление и мотивация. Для обучения взрослых применяют принципы, отличающие процесс от традиционного педагогического.
Преподаватель должен быть скорее товарищем или помощником, чем ментором. Слушателю отводится активная роль: он может сам выбирать способ обучения, расписание, порядок изучения тем. Предполагается, что ученик будет участвовать в дискуссии, задавать вопросы, провоцировать обсуждения.
В обучении взрослых около 70% учебного времени отводится практике, актуальной для студентов. Например, при обучении веб-дизайну упор будет сделан не на историю профессии или теоретическую колористику, а именно на умение создавать привлекательные и технически верные изображения для веб-страниц. В центре внимания находится задача и ее решение, а не сам предмет.
Вместо игровых элементов в андрагогике используются примеры и понятия, близкие и знакомые взрослым людям. Например, при изучении английского 40-летнему человеку не придется читать диалоги школьников или истории из студенческой жизни. Вместо этого предложат диалоги в ресторане или баре, забавные истории из семейной или офисной жизни.
Как сделать обучение взрослого проще и эффективнее?
Особенной популярностью у взрослых пользуются обучающие интернет-курсы: они позволяют получать знания дистанционно, но требуют хорошей самодисциплины. И, хотя курсы обычно предлагают последовательную программу уроков, стоит воспользоваться дополнительными инструментами для организации учебного процесса.
Используйте вспомогательные бесплатные сервисы
Ведите конспект методом ментальных карт
Скучное конспектирование лекции преподавателя можно оставить в прошлом. Поскольку сильная сторона взрослых людей — опыт и абстрактное мышление, задействуйте их на все 100% с методом ментальных карт Бьюзена. Для создания майнд-карты понадобится большой лист бумаги или блокнот. В центре располагают центральный элемент или ядро лекции, вокруг размещают тезисы, выводы или подпункты. Важно использовать короткие ключевые слова, яркие ассоциации. В свою очередь, от каждого тезиса может отходить еще несколько и так далее.
Метод майнд-карт часто демонстрируют в детективных фильмах и сериалах. Вспомните доску с фотографиями и заметками в кабинете следователя — это и есть ментальная карта. Ее использование активирует ассоциативную память, креативное мышление и внимание к деталям.
Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей
Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов.
Кто изобрёл андрагогику
Андрагогика — это наука обучения взрослых людей. Хотя этот термин, в противоположность педагогике, немецкий учитель Александр Капп ввёл ещё в 1833 году, сам подход сформировался гораздо позже. Его создателем считается американский педагог Малкольм Ноулз. Свои идеи о том, как помогать зрелым людям учиться, Ноулз описал в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Её первое издание увидело свет в 1973 году, затем книга неоднократно переиздавалась.
Во «Взрослом ученике» Ноулз привёл обзор существующих теорий обучения и преподавания и рассказал об исследователях, подготовивших почву для появления андрагогики. Среди них педагог упомянул, например, американского теоретика образования Эдуарда Линдемана, автора книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education).
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Чем андрагогика отличается от педагогики
Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.
Необходимость знаний
Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.
Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.
Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.
Представление ученика о самом себе
Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.
Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.
Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».
Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.
Предыдущий опыт ученика
Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.
В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.
Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.
Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.
Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:
Готовность учиться
Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.
Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.
Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.
Фокус обучения
При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.
В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.
Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.
Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.
Мотивация
Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.
Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.
Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.
Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.
Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику
Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.
Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.
Андрагогика: принципы обучения взрослых людей
Андрагогика – это раздел теории обучения, изучающий специфические принципы и правила обучения взрослых людей. В наше время андрагогика набирает всю большую популярность: необходимо постоянно повышать квалификацию, быть в курсе событий и соответствовать безостановочно растущим требованиям общества. Что бы вы не изучали и какие бы навыки не приобретали, ключевые принципы андрагогики обязательно помогут вам повысить эффективность этого процесса.
Самостоятельность
Взрослому под силу самостоятельно усваивать необходимые знания. Если вы сами нашли информацию или даже сами заинтересовались каким-то вопросом, то это поможет лучше запомнить материал.
Также при самостоятельном обучении вы сами определяете его скорость: что-то вы поймёте быстро, над чем-то нужно будет посидеть подольше. Ещё вам предстоит решить, что именно изучать и как себя проверять, как оценивать.
Вы можете как самостоятельно искать учебники и составлять план обучения, так и воспользоваться онлайн-курсами или дистанционным образованием.
Привлечение жизненного опыта и уже имеющихся знаний
Взрослые отличаются от детей наличием определённого жизненного опыта. Также вы имеете более обширную базу знаний, чем, например, второклассник. Это ещё одно преимущество при обучении.
Наша память – это система. Одни элементы соединяются с другими, образуются взаимные связи. И чем больше вы знаете, тем больше связей способный образовать, то есть легче и надёжнее запоминаете новое. Таким образом, чем больше вы изучаете что-либо, тем проще вам это делать.
Также многое вы уже частично знаете. Например, изучая социальную психологию, вы будете сталкиваться с множеством уже известных вам феноменов, только теперь вы будете узнавать их психологическую природу и механизм. Это упрощает понимание и запоминание.
Поэтому при обучении старайтесь максимально привлечь свой опыт и те знания, которыми вы уже располагаете.
Рефлексия
Дети не умеют рефлексировать, эта способность появляется с возрастом. Как взрослый человек, вы способны размышлять о том, как вы обучаетесь. То есть вы можете выявлять ошибки, недочёты, эффективные и бесполезные методы, рабочие и безрезультатные методики.
Сознательно относитесь к процессу обучения. Размышляйте, что приносит вам наилучший результат, используйте различные методики обучения, различные источники информации. Анализируйте весь процесс получения новых знаний и навыков.
Практическое применение
Чем быстрее вы примените свои знания на практике, тем лучше. Например, если вы изучаете профайлинг и не анализируете поведение людей, то качество обучения падает. Чаще всего взрослые изучают именно то, что пригодится им на работе или в повседневной жизни, поэтому проблем с этим возникнуть не должно.
Учитесь учиться
Изучайте мнемотехнику, учитесь конспектировать, управлять временем, быстро читать и т.д. К сожалению, в школе не обучают тому, как сделать процесс приобретения новых знаний более лёгким и быстрым. Но вы можете сделать это самостоятельно.
Совместное обучение
Если у вас есть возможность изучать что-то вместе с другом или даже друзьями, то это отлично. В ходе обсуждения учебного материала, вы ещё надёжнее закрепите его в памяти, установите новые связи, а также проанализируете его, т.к. в ходе дискуссии могут возникнуть различные споры, которые помогут критически взглянуть на изученное.
Но даже если ваши друзья интересуются чем-то другим, вы всё равно можете прибегнуть к совместному обучению: рассказывайте им о том, что узнали вы, а они пусть рассказывают о том, что узнали они. Объясняя материал другому человеку, вы сами его лучше поймёте, возможно, найдёте слабые места и исправите ситуацию.
Желательно использовать не лекционный формат, а именно обсуждение: пусть вам задают вопросы, пусть у вас что-то уточняют. Это поможет вам лучше разобраться в изучаемом предмете и самому расставить всё по полочкам в своей голове.
И ещё один приятный бонус: кроме того, что изучили вы сами, вы ещё узнаете и о том, что расскажет вам ваш друг!
Век живи — век учись. Андрагогика: как учиться взрослым
Чтобы выдержать высокую конкуренцию, успевать за техническим прогрессом, просто не отстать от жизни, нужно постоянно учиться. Повышение квалификации, освоение гибких навыков, расширение кругозора позволяют дольше сохранять продуктивность, а также быть востребованным специалистом. Однако обучение взрослых имеет свои особенности. Уже недостаточно как школе или ВУЗе посещать лекции, выполнять домашнее задание, успешно сдавать экзамен. Вопросами эффективного образования взрослых занимается такая наука как андрагогика.
Само понятие было введено еще в 1833 году немецким педагогом Александром Каппом. Оно образовано по аналогии с педагогикой: от греческих слов andros — «взрослый» + ago — «веду». Примерно в это же время американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк определил, что у людей в возрасте от 22 до 45 лет вне зависимости от изначального уровня образования способности к усвоению нового примерно одинаковые. Если сформулировать определение, что такое андрагогика — это наука личностной реализации человека в течение всей его жизни.
Почти через 150 лет развития андрагогики американский педагог Малколм Ноулз выпустил книгу «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Там он описал, какие методологические подходы использует андрагогика в отличие от педагогики:
Главным отличием от педагогики является распределение функций между учеником и учителем. Учитель помогает ученику получить собственный опыт, а не перенять его. Как следствие, меняются подходы к процессу. Это минимизация лекций, а преимущественно практика — дискуссии, обсуждения, деловые игры, решение прикладных производственных задач. Меняются и дисциплины — вместо конкретных направлений изучаются междисциплинарные подходы, например, менеджмент проектов. Обязательно учитывается то, что у взрослого человека уже сформирован некоторый опыт работы, социального взаимодействия, поведения. В отличие от детей, взрослые воспринимают новую информацию через эти фильтры, а также усваивают материал по-другому. Здесь ученику будет полезно использование гибких навыков soft skills — скорочтения, мнемотехник, профайлинга.
В современной андрагогике выделяют 11 принципов
Со временем наша способность к обучению все же ослабевает, если ее не тренировать. Это связано с нейропластичностью мозга — без регулярных нагрузок наши когнитивные функции работают хуже. Поэтому для эффективного обучения нужно поддерживать тонус мозга. Тренируйте внимание, память и мышление на тренажерах Викиум и обучайтесь новому с легкостью в любом возрасте!
Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике
Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.
В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.
Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».
Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.
Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.
Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.
Источник
Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?
Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.
В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.
Источник
Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.
Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.
Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.
Источник
Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.
Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.
Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.
Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.
При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.
Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.
Источник
Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.
Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.
Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».
В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.
Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.
Источник
Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?
Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.