Анемия по психосоматике что значит

Психические расстройства и железодефицитная анемия

Анемия по психосоматике что значит. xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k. Анемия по психосоматике что значит фото. Анемия по психосоматике что значит-xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k. картинка Анемия по психосоматике что значит. картинка xminutko b.png,qitok=P2QqhIv1.pagespeed.ic.JXQL ALO1k

30% распространенность железодефицитной анемии (IDA), как минимум, отмечена среди детей, подростков и женщин в неиндустриальных странах, а эта анемия также является наиболее распространенным дефицитом питания в промышленно развитых странах. IDA характеризуется дефектом синтеза гемоглобина вследствие значительного дефицита железа (ID), что приводит к снижению способности эритроцитов доставлять кислород к клеткам и тканям организма, а также ко многим клиническим симптомам, таким как одышка, головокружение и летаргия. Основные факторы риска для IDA и ID включают низкое потребление железа, плохое усвоение железа из рационов питания, хроническую потерю железа (т.е. язва, метроррагия) и некоторые специфические периоды жизни, когда потребности в железе особенно высоки, такие как рост и беременность.

Железо является важным компонентом гемоглобина, миоглобина и многих ферментов, участвующих в клеточном метаболизме, репликации и репарации ДНК. Оно также играет важную роль в развитии центральной нервной системы. В развитии мозга железо участвует в процессах образования миелина белого вещества, а также развитии и функционировании различных систем трансмиттеров, включая системы дофамина, серотонина, норадреналина.

Таким образом, IDA и ID связаны с психическими расстройствами в детском / подростковом возрасте. Кроме того, известно, что железодефицитная анемия оказывает значительное влияние на когнитивное развитие, интеллект и задержку развития. Предполагается, что дефицит железа в структурах мозга, принимает участие в патогенезе синдрома дефицита внимания и повышенной активности (СДВГ), а уровень ферритина связан с психопатологическими симптомами пациентов с СДВГ. Полагают, что железодефицитная анемия в значительной степени связана с повышенным риском возникновения униполярного депрессивного расстройства, биполярного расстройства, тревожного расстройства, аутизма, СДВГ, замедленного развития и умственной отсталости среди детей и подростков. Кроме того, IDA может ухудшить когнитивные способности на всех этапах жизни.

Источник

Что такое психосоматика и как это лечить?

Анемия по психосоматике что значит. ce1d18562fc7c2746c5fb6cef0334b5b. Анемия по психосоматике что значит фото. Анемия по психосоматике что значит-ce1d18562fc7c2746c5fb6cef0334b5b. картинка Анемия по психосоматике что значит. картинка ce1d18562fc7c2746c5fb6cef0334b5bВсе болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Источник

Анемия (малокровие)

Содержание статьи:

Анемия (малокровие) – патология, для которой свойственно снижение уровня гемоглобина в крови, количества эритроцитов (красных кровяных телец), изменение их формы. Пониженный гемоглобин – обязательный признак анемии, изменение числа эритроцитов и их деформация присутствуют не всегда.

Анемия – распространенное заболевание. Ему подвержены более четверти всего населения мира – 27,9 % или 1,9 млрд человек. Ежегодный темп прироста анемий составляет 6,6 %. Чаще всего патология встречается у детей дошкольного возраста (47,4 % от всех случаев), женщин, особенно во время беременности, реже – у мужчин (12,7 %). В России анемия ежегодно диагностируется у более чем 1,5 млн пациентов.

Причины возникновения патологии

Железодефицитная анемия (ЖДА), самая частая форма малокровия, обусловлена тремя факторами: недостаток поступления железа, его усиленная потеря, высокая потребность в этом микроэлементе, не восполняемая в достаточной мере.

Одна из причин недостатка поступления железа – неполноценное питание (недоедание, однообразное меню с малым количеством белка и красного мяса, вегетарианство, искусственное вскармливание). Кроме того, поступлению необходимого объема микроэлемента препятствует нарушение его усвояемости. Это происходит из-за различных патологий, мешающих ионизации железа в желудке (гастрит с атрофией слизистой, резекция желудка, гипо- и авитаминоз витамина C), и затрудняющих его всасывание в кишечнике (дуоденит, энтерит, колит).

Потерю железа сверх нормы провоцируют кровотечения – из носа, десен, желудочно-кишечные, геморроидальные, маточные, почечные, геморрагические диатезы, частое донорство.

Гиперпотребность в железе вызывают физиологические и патологические состояния. К физиологическим относятся интенсивный рост и половое созревание, беременность и кормление грудью, профессиональные тренировки, тяжелые физические нагрузки. К патологическим – глистные инвазии.

Дефицит железа бывает связан с некоторыми инфекционными болезнями, также нехватка этого элемента фиксируется у детей, рожденных матерями с анемией.

Группы риска

Исходя из причин, можно выделить категории людей, подверженных развитию малокровия:

Патогенез болезни

Ведущее звено патогенеза ЖДА – нарушение синтеза гемоглобина вследствие снижения запасов железа, которое крайне необходимо для нормальной жизнедеятельности организма. Железо присутствует в составе гемоглобина и миоглобина, отвечает за транспортировку кислорода, различные биохимические процессы.

Железо всасывается в кровь из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), соединяется с трансферрином и либо накапливается в печени в составе белка ферритина, либо направляется в красный костный мозг, где с его участием идет синтез гемоглобина. Некоторая часть микроэлемента в составе трансферрина принимает участие в окислительно-восстановительных реакциях в тканях.

Симптомы анемии

Общие признаки:

Зачастую начальные симптомы заболевания при легкой стадии анемии пациенты списывают на усталость, недосып, тяжелый рабочий график. Человека должны насторожить такие признаки как слабость при незначительной нагрузке, чувство разбитости, сонливость даже после полноценного ночного сна. В этом случае следует сдать общий анализ крови, чтобы не пропустить начало заболевания.

При острых и тяжелых анемиях возможно резкое ухудшение самочувствия – тошнота, рвота, обмороки, вплоть до гипоксической комы.

Классификация

Разновидности анемии в зависимости от причины:

По качественным и количественным показателям:

В этой классификации применяется величина цветового показателя крови (ЦП), норма которого равна 0,86-1,1. При нормохромной анемии ЦП остается в допустимых пределах, при гипохромной – опускается ниже 0,86, при гиперхромной – поднимается выше 1,1.

По течению (для геморрагических анемий):

Стадии анемии

ЖДА развивается, последовательно проходя три этапа:

Для ЖДА выделяют три степени тяжести, каждой из которых соответствует определенный уровень гемоглобина. В норме показатель составляет от 110 до 130 г/л, нижняя граница допустима для детей и беременных женщин, верхняя – для мужчин.

Степень тяжестиУровень гемоглобина (г/л)
Легкая100-129
Средняя70-109
Тяжелаяменее 70-80

Диагностические мероприятия

Основа диагностики анемии – общий (ОАК) и биохимический анализ крови.

По биохимическому анализу оцениваются уровень сывороточного железа и ферритина, увеличение общей железосвязывающей способности сыворотки, коэффициент насыщения трансферрина железом.

Лечение анемии

Важный этап в лечении – устранение факторов, вызывающих недостаток железа. Одновременно больному назначается терапия для нормализации уровня этого микроэлемента. Диета – важная составляющая процесса лечения, но она является вспомогательным элементом, вылечить анемию без применения лекарств невозможно.

В основе лечения – препараты железа. Предпочтение отдается пероральному приему лекарств, инъекционно они вводятся только при тяжелом течении анемии, необходимости быстрого восстановления уровня железа, непереносимости или неэффективности пероральных препаратов, заболеваниях органов пищеварения, препятствующих всасыванию лекарственных средств.

Помимо препаратов железа рекомендованы витамины (B12, C), фолиевая кислота.

Для лечения отдельных видов анемий применяются специальные методы. При постгеморрагической анемии требуется восполнение объема циркулирующей крови, в том числе с помощью гемотрансфузий. При апластической анемии показаны гемотрансфузии, гормональная терапия и другие мероприятия, вплоть до трансплантации костного мозга.

Лечение железодефицитной анемии продолжается от 3 до 6 месяцев. Его нельзя прекращать сразу после восстановления уровня гемоглобина, в организме должен сформироваться запас железа.

Осложнения болезни

Последствия анемии возникают при ее долгом течении и отсутствии терапии. Дефицит железа в организме вызывает ослабление иммунитета, уменьшается сопротивляемость простудным, вирусным, бактериальным заболеваниям. Возможны осложнения со стороны нервной системы, нарушения функций печени, сбои менструального цикла. Из-за постоянной гипоксии возникают нарушения функций сердечно-сосудистой системы – дистрофия миокарда, застойные явления, развивается сердечно-сосудистая недостаточность. Наиболее тяжелым осложнением анемии является гипоксическая кома.

Прогноз и профилактика анемии

При своевременной диагностике и адекватной терапии прогноз благоприятный. Как правило заболевание лечится амбулаторно, госпитализация пациента не требуется.

Для профилактики ЖДА необходимо полноценное питание с достаточным поступлением белка, ежегодная сдача общего анализа крови, контроль за состоянием здоровья в целом и устранение заболеваний, которые могут стать источником пусть даже небольшой хронической кровопотери. Люди из групп риска по назначению врача могут ежегодно принимать курс препаратов железа, однако делать это самостоятельно недопустимо, так как бесконтрольный прием этих лекарств может вызвать тяжелые побочные эффекты.

Источники:

Прием (осмотр, консультация) врача-гематолога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный

* Ознакомиться подробнее с условиями можно здесь — Лечение в кредит или рассрочку.

Источник

РЕФЕРАТ по психотерапии «Анемия как психосоматическое заболевание. Психотерапевтические методы лечения анемии»

«Анемия как психосоматическое заболевание. Психотерапевтические методы лечения анемии»

специальность: «Клиническая психология»

ГЛАВА 1 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

1.1 Определение психосоматических расстройств…………………………4

1.2 Различные подходы к классификации психосоматических расстройств…………………………………………………………………………5

1.3 Лечение и профилактика психосоматических расстройств……………7

ГЛАВА 2 АНЕМИЯ. ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

2.1 Анемия как психосоматическое заболевание………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..17

В современном мире достаточно часто психосоматические заболевания проявляются у граждан, особенно проживающих в условиях города и находящиеся под влиянием стресса в постоянном напряжении. Именно такие условия и могут стать основными причинами развития данных заболеваний. Возникает вопрос: как же лечить психосоматические проявления болезней? Первое, что стоит сделать — это посетить психотерапевта.

Попадая в сложную психологическую ситуацию, человеческое тело совместно с психикой начинает погибать и погибнет совсем, если не помочь ему. Первоначально стоит сохранить психику, поскольку именно от ее здоровья и состояния зависит физическое состояние каждого человека.

Однако не стоит затягивать и откладывать лечение, поскольку их дальнейшее развитие может крайне негативно сказаться на здоровье, вызывая, в том числе, и неизлечимые заболевания, а также фобии и ситуации, приводящие к суициду. Обращаться стоит только к профессионалам, способным более квалифицированно помочь вам в данном вопросе, а не просто залечивать медикаментозными средствами, которые в дальнейшем нанесут непоправимый вред для остальных органов и систем всего человеческого организма. Одним из наиболее качественных средств и методов, применяющихся для избавления от подобного недуга является консультация и психологическая терапия, проводимая целым курсом. Только она способна выявить истинный источник заболевания, страхи и разногласия в психике. Высококвалифицированный опытный психотерапевт поможет не только разобраться с причиной, но и даст рекомендации, как справиться с той или иной причиной или страхами. Каждый случай индивидуален, поэтому с каждым проводятся индивидуальные сеансы. Возможно проведение конфиденциальных встреч, в том случае, если Вы не желаете, чтобы окружающие узнали о вашей возможной проблеме. Посещение специалистов требует от каждого пациента искренности, поскольку в некоторых случаях приходится делиться достаточно тяжелым и наболевшим грузом.

ГЛАВА 1 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

1.1 Определение психосоматических расстройств

Психосоматические расстройства – расстройства в функции органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов. Главным признаком психосоматических расстройств являются повторяющиеся возникновения физических симптомов наряду с постоянными требованиями медицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам и заверением врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Если физические расстройства присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптоматики или дистресса и озабоченности больного. Даже когда возникновение и сохранение симптоматики тесно связано с непрерывными жизненными событиями, трудностями или конфликтами, больной обычно противится попыткам обсуждения возможностей её психологической обусловленности. Эти расстройства, считающиеся также болезнями адаптации или цивилизации, получили название стрессозависимых, что отражает важную роль в их происхождении психосоциальных влияний.

Изучение психосоматических расстройств заставило отказаться от жесткой однофакторной модели, под которой подразумевалось наличие одной причины, обязательно приводившей к болезни.

Распространенность среди взрослого население – 0,1-0,5 %. Чаще встречается у женщин (1-2%), чем у мужчин. Начало болезни обычно приходится на детский и подростковый возраст. От 9,3% до 40% детей страдают психосоматическими заболеваниями. 2-5 детей наблюдаемых педиатрами, не имея никаких органических заболеваний, страдают от соматических расстройств.

1.2 Различные подходы к классификации психосоматических заболеваний

Классификация Смитта (1986)

1. психосоматические функциональные нарушения: психогенные нарушения у грудных детей и детей раннего возраста, нарушения сна, энурез, запор;

2. психосоматические болезни: бронхиальная астма, нейродермиты, язвенный колит, язва желудка, нервная анорексия, булимия, ожирение;

3. переживания больными своих серьёзных хронических болезней, например, муковисцидоза, диабета.

Также психосоматические расстройства можно разделить на:

1. соматизированные – совокупность различных психопатологических расстройств с преобладанием соматовегетативных проявлений (при истерии, личностных расстройствах, алкоголизме);

2. недифференцированные – предъявления многочисленных изменяющихся и длительных, но неопределенных соматических жалоб (симптомы общей утомленности при депрессии, тревоги);

3. конверсионные – трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные и вегетативные эквиваленты (параличи, слепота, глухота, нарушения чувствительности);

4. хронические болевые расстройства – длительные, интенсивные, психические, угнетающая боль без соматической болезни, которая могла бы ее объяснить (боли в спине, головная боль);

5. ипохондрические – убежденность больного в том, что у него имеется серьёзное заболевание (при неврозах, внутренних заболеваниях, психозах, в форме психогенных реакций);

6. дисморфофобическе – убежденность в наличии недостатка во внешности или воображаемого телесного дефекта (морщины, большой нос);

7. вегетативные дисфункции (психогенные одышка, икота, понос, потение, метеоризм, жжения, тяжесть, напряжение);

8. другие – ограничиваются либо отдельными системами, либо частями тела и не опосредуются вегетативной нервной системой (ощущения комка в горле, психогенный зуд).

Классификация психосоматических расстройств по пораженным органам и системам:

1. психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта,

2. психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы,

3. психосоматические расстройства органов дыхания,

4. психосоматические расстройства кожи,

5. психосоматические расстройства, проявляющиеся в нарушении общего обмена и деятельности эндокринных желез.

Этиология психосоматических расстройств:

1. острый или хронический стресс,

2. накопление эмоционального напряжения,

3. генетический фактор,

4. факторы предрасположения,

5. преморбитные особенности личности,

6. неблагоприятная микросоциальная среда,

7. неблагоприятное психическое состояние в момент действия стрессора,

8. большая субъективная значимость стрессора.

1.3 Лечение и профилактика психосоматических расстройств

Лечение психосоматических расстройств

Проводится медикаментозными препаратами тем специалистом, который имеет наибольшие знания в соответствующих болезнях – терапевтом, гинекологом, дерматологом и т.д., но обязательно с участием психолога или психотерапевта. Психолог выполняет диагностические задачи, изучая личность и отдельные психологические проявления больного. Он также должен оценить семейную ситуацию, в которой живет больной и проанализировать его место в коллективе сверстников. Все это станет материалом для выработки психотерапевтом наилучшего терапевтического подхода к личности, семье и более широкому окружению.

Профилактика и раннее распознавание

Для ребенка и подростка многое жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических расстройств в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Такими ситуациями могут стать неадекватное воспитание, развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность родителей выполнять свои половые роли, конфликт между этими родителями, им межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, непринятие коллективом сверстников и другое. Особенное ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувство принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении оказываются дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие закрытые детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллективы сверстников или место жительства, проживающие с больными или психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребенка и заботиться о нем.

С целью профилактики психосоматических расстройств необходимо распознать неблагоприятные ситуации, в которых существует ребенок, и пытаться помочь семье и ребенку исправить ее. На предупреждение развития психосоматических заболеваний направлено раннее выявление детей и подростков с признаками хронической тревожности. Тревожность старшими детьми субъективно воспринимается как беспокойство, душевные дискомфорт. У младших можно отметить различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость, неусидчивость и двигательное беспокойство. Наряду с этим у таких детей наблюдается:

1. преневротические явления: нарушения сна, тики, сосание пальцев, навязчивости, беспричинный плач,

2. вегетодистонические явления: головокружения, головные боли, нарушения сердцебиения, нарушение ритма дыхания, обмороки, повторные боли в животе,

3. соматические явления: булимия, повышенная жажда, повторная рвота, ожирение, лихорадка неясного происхождения, кожный зуд и т.д.

В прошлом у этих детей отмечаются эпизоды психосоматических реакций: под влиянием неблагоприятных обстоятельств появляется головная боль, энурез, боль в животе, рвота, неприятные ощущения в груди.

Психологическое исследование, выявляющее повышенный уровень тревожности, способно подтвердить наличие риска заболевания или даже впервые поставить вопрос об этом.

Методики, используемые для этой цели:

1. личный опросник Айзенка,

2. личный опросник Кеттела,

3. шкала Спилбергера,

4. цветовой тест Люшера,

5. специальный метод незаконченных предложений,

6. опросник детской тревожности Рейнольдса,

7. опросник детской тревожности Клинединста,

Обладая материалами наблюдение и исследований, составляют комплексную программу предупреждения развития психосоматических расстройств.

Воспитатели и педагоги создают максимально благоприятные условия для нормализации их психоэмоционального состояния. Для ребенка создается оптимальная учебная программа, улаживаются при необходимости отношения со сверстниками, проводится работа с семьей.

ГЛАВА 2 АНЕМИЯ. ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

2.1 Анемия как психосоматическое заболевание

Анемия – это клиническое состояние, обусловленное снижением содержания гемоглобина в крови ниже 110 г/л. Чаще всего оно сопровождается также снижением количества красных кровяных телец – эритроцитов. Степень снижения гемоглобина обычно определяет тяжесть клинических проявлений анемии.

2) Характерные проявления анемии

Степень снижения гемоглобина обычно определяет тяжесть клинических проявлений анемии. Для больных с анемией характерна бледность кожных покровов, часто – с умеренной желтизной. Они жалуются на слабость, сонливость, головокружение, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами, повышенную утомляемость, одышку, учащенное сердцебиение, ощущение покалывания в руках и ногах. Больные склонны к обморокам. У данных пациентов иногда отмечаются некоторые «странности» в поведении: возникает желание есть мел, начинают нравиться неприятные запахи. Клинические проявления анемии значительно усиливаются во время беременности.

В зависимости от причины анемии подразделяются на несколько форм:

1. постгеморрагическая анемия (связанная с кровопотерей);

2. дефицитная анемия (связанная с недостаточной выработкой или поступлением в организм веществ, которые необходимы для нормального кроветворения – например, железа или витаминов);

3. анемия, вызванная нарушением выработки эритроцитов; гемолитическая анемия (связанная с ускоренным разрушением эритроцитов).

Соматические причины анемии: кровотечение (травма, язвенное кровотечение, геморрой, обильные менструации), системное заболевание крови, глистная инвазия, прием антикоагулянтов, дефицит веществ, необходимых для синтеза гемоглобина (железа, витамина В12, фолиевой кислоты), онкологические заболевания, поражение костного мозга, наследственные факторы и другие.

Психологические причины анемии:

Луиза Хей : неуверенность в себе, безрадостная жизнь, боязнь жизни, считаете себя недостаточно хорошей (хорошим).

В. Жикаренцев: позиция по отношению к окружающему миру: «Да, но». Отсутствие радости в жизни. Страх перед жизнью. Чувство, что Вы недостаточно хороши для окружающего мира.

В метафизике кровь символизирует радость жизни. Больной анемией утратил радость жизни. Такой человек может испытывать трудности с принятием своего воплощения и даже вообще утратить желание жить. Он не сопротивляется унынию, которое все больше им овладевает, и теряет контакт со своими желаниями и потребностями. Он чувствует, как постепенно увядает.

Страдающий анемией человек должен восстановить контроль над своей жизнью и перестать зависеть от других людей. Воспринимать более сознательно негативные мысли, которые мешают наслаждаться жизнью. Освободить в себе маленького ребенка, который хочет играть и веселиться.

5) Диагностика анемии

Диагностика анемии включает несколько важных этапов:

· Определение типа анемии, то есть необходимо выявить механизм, который обуславливает снижение уровня эритроцитов и гемоглобина.

· Установление причины заболевания лежащей в основе анемического синдрома.

· Проведение лабораторных анализов, интерпретация результатов полученных в ходе обследования.

Для установления точного диагноза необходимо помнить, что показатель содержания гемоглобина в крови может варьировать и зависит от пола и возраста пациента:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *