Аниме что это кратко
Конничива: краткая история аниме от древности до наших дней
Откуда взялось и куда пришло одно из главных современных развлечений
Аниме набирает популярность и в кинопрокатах, и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.
От древности до Второй мировой войны
В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.
Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.
Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.
С тех пор, как японская анимация (также известная как аниме) обрела мировую популярность и стала известной среди зрителей других стран и континентов, не прекращаются горячие споры о различиях между аниме и мультфильмами.
Чем же аниме отличается от обычного мультфильма? Вот пять основных отличий.
5. Разная терминология
Хотя «аниме» в Японии относится ко всей анимационной продукции, словари других стран определяют это слово именно как японский стиль анимации кинофильмов.
Одни говорят, что слово anime было получено из французского термина dessin animé, в то время как другие утверждают, что оно использовалось в качестве аббревиатуры в конце 1970-х годов.
Слово Japanimation также было в моде в 70-х и 80-х годах и упоминалось в аниме, выпущенном в Японии.
С другой стороны, «мультфильм» (сartoon) изначально использовался в качестве образца или обучающего материала для рисования.
Из слова «karton», означающего прочную, плотную бумагу, они были созданы великими художниками, (например, Леонардо да Винчи), и получили признание.
С течением времени термин «мультфильм» удалился от своего первоначального значения и стал использоваться, в основном, для определения юмористической картины с подписью или диалогом.
4. Разная история
Первый мультфильм, как говорят, был выпущен в 1499 году.
В нем изображен папа римский, святой римский император и короли Франции и Англии, играющие в карты.
С тех пор многие юмористы и сатирики, как известно, производят мультфильмы для широкой аудитории.
Даже сегодня в Интернете можно найти архивы старых мультфильмов.
Аниме имеет гораздо более короткую историю по сравнению с мультфильмом.
С тех пор аниме стало выгодным предприятием для многих продюсеров телевидения и кино.
3. Разные концепции и цели
Мультфильмы обычно предназначены для того, чтобы вызвать смех, поэтому чаще всего имеют юмористическую концепцию.
Среди всего разнообразия мультфильмов, конечно же, есть и те, которые носят образовательный характер, сохраняя при этом свои забавные качества, которые обычно ориентированы на малышей и детей.
Аниме далеко не всегда следует общепринятой концепции.
Их сюжеты варьируются от пиратских сражений или юмористических приключений до самурайских сказок.
Большинство аниме-фильмов и сериалов отличаются от американских и других мультфильмов сюжетами, которые имеют свою мораль и определенный уровень сложности.
Короче говоря, аниме направлено на людей более внимательных и сконцентрированных, которые любят наблюдать за сюжетом, продолжающимся из эпизода в эпизод.
2. Разные методы анимации
Аниме и мультфильмы используют традиционные способы анимационного производства, раскадровки, озвучки, дизайна персонажей и производства.
Аниме часто считают ограниченной формой анимации, так как некоторые части повторно используются между кадрами вместо рисования каждого кадра.
Это обманывает глаз, заставляя считать, что движения больше, чем есть на самом деле, и снижает издержки производства, потому что не нужно рисовать так много кадров.
Аниме-сцены делают упор на проработанные пейзажи и различные бэкграунды. Фон отображает атмосферу сцены.
1. Разный дизайн персонажей
Известно, что аниме-иллюстрации преувеличены в отношении физических особенностей.
Как правило, несложно отличить аниме от мультфильма просто по физическим чертам персонажей.
Аниме-персонажей обычно отличают «большие глаза, яркие волосы и удлиненные конечности», а также «яркие формы пузырьков речи, показывающие эффект скорости линии и звукоподражательное, восклицательное оформление».
Мультфильмы, однако, приближают реальность немного больше и несут следы повседневной жизни.
Поразительные сходства с реальными людьми можно обнаружить в различных мультфильмах.
Однако персонажи мультфильмов все еще остаются карикатурными, поэтому они часто расходятся с реальностью.
Также и передача выражений лиц персонажей аниме часто отличается от персонажей в мультфильмах.
Например, смущенные или попавшую в неловкую ситуацию персонажи могут отличаться появившейся капелькой (которая стала одной из главных отличительных черт и визитных карточек аниме).
Сердитые персонажи могут проявлять эффект «вены» или «стресса», когда на лбу появляются линии, представляющие выпуклые вены.
Рассерженные женские персонажи иногда просто выдергивают огромный молоток из ниоткуда и осыпают ударами персонажа, главным образом для комического эффекта.
Персонажи, которые хотят по-детски поиздеваться над кем-то, могут сделать лицо «akanbe», оттянув нижнее веко пальцем, показывая его внутреннюю красную сторону.
Спасибо за внимание и не называйте аниме мультиками, ребятки!
Что такое аниме?
Аниме – это японская анимация. Слово происходит от английского «animation» (в переводе – «анимация»), но на японском оно читается достаточно сложно, поэтому сокращено до «anime».
Японская анимация, в отличие от мультипликации других стран, рассчитана в основном на подростковую и взрослую аудиторию. Скорее всего, именно из-за этого аниме обрело высокую популярность во всём мире. Серьёзные темы и проблемы раскрываются забавными мультяшными персонажами со своеобразной отрисовкой.
Чаще всего сюжет аниме берётся из манги, т.е. японских комиксов, а также из ранобэ (лайт-новел) или даже из компьютерных игр. Как правило, при создании аниме сохраняется графический стиль оригинала.
У некоторых людей при просмотре одного единственного аниме складывается о нём однобокое впечатление, и человек готов охарактеризовать всю японскую анимацию. Но в реальности это крайне сложно, так как аниме состоит из огромного количества жанров.
Если говорить о графике, то выделяют следующие особенности:
Некоторые высокорейтинговые аниме:
Унесённые призраками, 2001 год. Кинопоиск — 8.4 (46 место в топ-250 лучших произведений)
Ходячий замок, 2004 год. Кинопоиск — 8.3 (101 место)
Тетрадь смерти, 2006-2007.
Мастера Меча Онлайн, 2012-2019
Стальной алхимик / Цельнометаллический алхимик
Аниме может нравиться или не нравиться. Но ненавидеть японскую мультипликацию априори довольно глупо…
11 фактов про аниме, которые нужно знать родителям
Откуда взялось, какое бывает и что посмотреть детям и взрослым
Кто-то до сих пор продолжает думать, что аниме — это что-то не очень полезное детям, чуждое и лишённое нравственной ценности. Данная точка зрения возникает из-за недостатка информации, и редакция Тлум.Ру решила попытаться это исправить. Рассказываем в коротком и понятном родителям формате о том, что из себя представляет японская анимация, как появилась и развивалась, такая ли уж она чуждая и что стоит посмотреть перед тем, как делать любые утверждения на тему «аниме — это…».
Факт № 1: Не раньше, чем везде
Самый первый мультфильм в Японии датируется 1907-м годом. Короткая зарисовка про рисующего иероглифы мальчика вышла почти на десять лет позже американского кукольного мультика-первопроходца «Цирк лилипутов» (1898), и пусть в аниме вовсю используются древние народные мотивы, это жанр в целом развивался позже западной анимации.
Факт № 2: Не дальше, чем Disney
Напомним, что «Белоснежка и семь гномов» от Disney вышла в 1937-м и свершила настоящую революцию. Японские мультипликаторы тоже очень сильно впечатлились, так что в те годы и вплоть до середины века они тренировались делать что-то крайне похожее. Про говорящих животных и бравых людей, с песнями, плясками и на тему народных сказок, своих и не очень.
«Nansensu monogatari dai ippen: Sarugashima», 1931
Важно! Примерно сразу же со стартом развития аниме появилась такая важная и полезная вещь, как цензура. Японцы разделили свою анимацию на «для всех» и «15+», изначально дав верное направление для сепарации на детское и не очень. К сожалению, у нас до сих пор иногда скидывают всё аниме в одну возрастную кучу.
Факт № 3: Государственное финансирование решает
Если вы вдруг думали, что японская анимация за один век стала такой разнообразной и мощной только на таланте, упорстве и энтузиазме японских мультипликаторов, то это не совсем так. С самого начала их очень активно поддерживало и спонсировало государство. Отсюда вытекает один минус и масса плюсов. Минус состоит в том, что некоторые мультики стали инструментом для массовой политической пропаганды, особенное в военное и послевоенное время. Просто посмотрите на злого Микки-Мауса, кидающего бомбы в невинных зверушек.
Плюсы — всё остальное. Постоянное финансирование позволило индустрии анимации вырасти в самостоятельную, полноценную и крайне важную для государства отрасль. К сожалению, не все страны сочли этот пример удачного вложения действием, которое стоит повторить.
Факт № 4: В Японии есть свой «Союзмультфильм»
Конечно, нам есть чем гордиться — великолепным Союзмультфильмом, родившимся в 30-е годы и активно работающим сейчас. У японцев аналогичное место занимает студия «Toei Animation», основанная в 1956-м и по сей день поставляющая лучших представителей жанра. Именно они выпустили первый японский полнометражный мультфильм «Легенда о белой змее».
Здесь всё ещё чувствуется диснеевское влияние, но по минимуму. В 50-е годы пришёл наказ «сверху» о том, что отныне японские мультики должны выглядеть не как американские, и свой оригинальный узнаваемый стиль был быстро найден.
Факт № 5: Осаму Тэдзука — «Бог Манги»
В первой же сцене мальчик погибает в автокатастрофе, потом его отец долго хохочет и создает робота по образу и подобию ребёнка. Ныне «Астробой» — культ, Осаму Тэдзука — прародитель современного аниме, приложил руку более чем к 60 сериалам и мультфильмам, создал более 500 манг (комиксов, зародившихся примерно в то же время, что и аниме). Не зря «богом» прозвали.
Факт № 6: Аниме заимствовало у запада, запад заимствовал у аниме
Как мы уже писали, длительное время японская анимация развивалась под влиянием Disney. Но за 50−60 годы она окончательно отделилась, обрела свое лицо и стала предельно разносторонней. И стало происходить наоборот. В 1965-м году миру был явлен первый цветной японский «Белый лев Кимба», чьи светлые уши вовсю торчат из знаменитого «Короля Льва». Такой вот двусторонний обмен идеями, веяниями и жанрами.
Факт № 7: Миядзаки изначально такой крутой
И Исао Такахата — тоже. Великие мэтры создали «Принца Севера», очень экспериментальный мультфильм 1968-го года. С него и начались все великолепные полнометражные японские ленты, которые вы так любите. «Принц Севера» — это полное отчуждение от канонов Disney, чисто «анимешные» провокационные моменты и маленький скандинавский мальчик, победивший великого злого колдуна.
Факт № 8: «Золотой век аниме» давно закончился
Потому что пришёлся на 80-е годы. Этому предшествовали активные 70-е с их зарождением таких ключевых жанров, как меха (про роботов), сёдзе (для девочек) и началом скромного проникновения на запад. До этого японская анимация вообще границы почти не пересекала, а даже если и да — в очень кастрированном варианте.
Это кадр из американской адаптации «Роботеха», которого собрали из трёх абсолютно разных аниме и переработали все диалоги.
Ну, а «золотой век» — это по-настоящему революционная «Навсикая из долины ветров», с которой началась легендарная студия Ghibli, культовый «Акира» с крайне сложным сюжетом и 24-ю кадрами в секунду против обычных 8−12, прародитель жанра сёнен «Жемчуг дракона».
Здесь же стоит упомянуть появление культуры отаку, которые в Японии обозначают фанатов чего угодно, а во всём остальном мире фанатов аниме, и зарождение формата OVA, то есть того, что выходило сразу на видео. В обход цензуры, напрямую к жаждущим разного контента зрителям.
Факт № 9: Покемоны и Сейлор Мун вовсе не такие мегахиты, как принято у нас считать
Особенно это касается Сейлор Мун. Нет, конечно, это признанный представитель популярного жанра махо-сёдзе, но для японцев — не сильно более того, а для наших соотечественников — великое авангардное откровение, с которого началось шествие аниме по России. И «Покемоны» туда же, конечно, хотя они-то уверенно захватили весь мир.
Факт № 10: В аниме представлены все существующие жанры
На сегодняшний день вы можете вспомнить любое культурное (и не очень) направление и найти по нему аниме. Много. Отсюда следует очень простой и важный вывод: японская анимация является многообразным культурным пластом, в котором есть и чисто детские произведения, и сугубо взрослые материалы, и эпично-героические сериалы с невероятными цепляющими сюжетами, и незамысловатая лёгкая школьная романтика на задней парте. На любой вкус.
Отдельно перечислим основные специфичные жанры для детей и подростков:
Кодомо — аниме для зрителей до 12-ти лет обоих полов. Прекрасное, нежное и очень полезное.
Сёнен — произведения для мальчиков 12−16 лет, с неизменным главным героем, наделённым особыми способностями и великой целью.
Сёзде — чисто для девочек 12−16. В последнем выделяется уже упомянутое махо-сёдзе, где в центре внимания оказывается девочка-волшебница. Ух, какой типичный и важный поджанр.
Факт № 11: Аниме можно смотреть с 0+
Да, некоторые японские мультики можно смотреть с пелёнок. Ниже мы составили список рекомендуемых к просмотру мультфильмов для разных возрастов. В том числе и для вас, дорогие родители.
Аниме для детей 0+
Конечно, в первую очередь это Миядзаки — «Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо на утёсе» и «Ведьмина служба доставки». О том, почему их нужно видеть всем, читайте в нашей статье «Хаяо Миядзаки для самых маленьких».
Также обратите внимание на следующие мультфильмы:
«Юнико» — запредельно добрая аниме-серия про волшебного единорога. Порция чистейшей невинности и невероятной доброты обеспечена.
«Кот в сапогах» — классическая сказка в воплощении классического, проверенного временем аниме. И продолжение.
«Рыбка Поньо на утёсе»
Аниме для детей 6+
Конечно, Миядзаки на новом уровне сложности: «Ходячий замок», «Унесённые призраками», та самая «Навсикая из долины ветров». Возможно, для некоторых детей планку лучше чуть поднять, но уж в 10 лет «Унесённые призраками» точно будут правильно поняты.
Также обратите внимание на эти мультфильмы:
«Тайная жизнь пингвинов» — удивительная и яркая история загадочных птиц, загадочной девочки и любопытного мальчика.
«Мэри и ведьмин цветок» — продолжает дело студии Ghibli, и пусть сюжет несколько проще, чем у Миядзаки, эта лента всё равно приятная и достойна просмотра.
Аниме для детей 12+
Для этого знаменательного возраста адресованы вышеупомянутые сёнен и сёдзе, так что да здравствуют лучшие представители этих жанров. Такие как: «Стальной алхимик», «Наруто», «Хвост феи», «Ванпанчмен» из первых. «Нана», «Президент — горничная», «Очень приятно, бог» из вторых.
Также обратите внимание на эти мультфильмы:
«Твоё имя» — великолепнейшая история любви городского парня и девушки из сельской глубинки. Невероятная красота картинки и фирменно качественный сюжет Макото Синкая, пестрящий как щемяще-смешными, так и восторгающе-глубокими моментами.
«Могила светлячков» — самая грустная и впечатляющая лента о войне. Только зрителям с большим запасом платочков, но хотя бы раз в жизни посмотреть её обязательно.
«Принцесса Мононоке» — куда же без Миядзаки для тех, кто постарше? Сюда же «Шепот сердца», «Со склонов Кокурико».
«Волчьи дети Аме и Юки» — ценнейший опыт для детей и родителей по качественной сепарации и принятию себя. К тому же, интересно и очень жизненно исполненный.
Аниме для взрослых
Без детей да с огоньком, интереснейшими сюжетами и полным раздольем для фантазии искусных японских аниматоров. Лучшее: «Тетрадь смерти» с невероятно захватывающим противостоянием двух интеллектов. Эпичнейший «Гуррен Лагган». Смачно-кровавое «Вторжение титанов». Лихой «Ковбой Бибоп». Закрученный «Код Гиасс». Знаковый «Призрак в доспехах».
Опытные «анимешники» завершают этот список на свой вкус, но одно мы знаем точно: если вы втянетесь и отбросите предрассудки вроде «для детей» и «пустое», вы откроете для себя многосторонний и не перестающий поражать воображение мир.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать самые интересные статьи про мультфильмы.