Анимизм что это такое

Анимизм

Содержание

Происхождение понятия

Впервые этот термин ввел немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор и его теория возникновения религий

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

Однако эта теория не выдержала критики, поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации (от лат. spiritus — дух), то есть разделения мира на материю и душу, протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер), эпоха аниматизма, одушевления всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).

Анимисты

От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании приверженцев традиционных местных религий.

На территории России к анимистам относятся:

Можно назвать анимистами всех восточных славян до крещения Руси, так как они верили в существование различных духов воды и земли, кикимор, русалок.

Анимизм скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм.

Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Анимизм индийских аборигенов

Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. На протяжении истории, индуисты и аборигенные народы всегда жили обособленно с незначительными и редкими контактами между собой.

Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %.

Источники

Ссылки

Анимизм что это такое. 35px Skull template. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-35px Skull template. картинка Анимизм что это такое. картинка 35px Skull template
Анимизм что это такое. Dragon template. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-Dragon template. картинка Анимизм что это такое. картинка Dragon template

Анимизм что это такое. 48px Question book 4.svg. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-48px Question book 4.svg. картинка Анимизм что это такое. картинка 48px Question book 4.svg

Анимизм что это такое. 14px Searchtool.svg. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-14px Searchtool.svg. картинка Анимизм что это такое. картинка 14px Searchtool.svg Боги
БогиБоги ацтеков • Боги войны • Живые божества • Боги луны • Боги любви и брака • Морские боги • Боги мудрости и знаний • Боги неба и погоды • Боги огня • Боги охоты • Боги плодородия • Боги славян • Боги смерти и загробного мира • Солярные боги • Боги судьбы и случая
ПонятияПолитеизм • Монотеизм • Пантеизм • Анимизм • Генотеизм

Полезное

Смотреть что такое «Анимизм» в других словарях:

АНИМИЗМ — (ново лат., от лат. anima душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов … Словарь иностранных слов русского языка

анимизм — Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм … Большая психологическая энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… … Философская энциклопедия

Анимизм — Анимизм ♦ Animisme В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который… … Философский словарь Спонвиля

анимизм — а, м. animisme m.<лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание анимизма распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Дело… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Анимизм — (лат. аnima, animus – жан, рух) – жандар мен рухтарға сену, сол сияқты заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин. Осы мағынада оны алғаш рет ағылшын этнографы және мәдени антропологы Э.Б.Тайлор (1832 1917) алғашқы қауым дәуірінде… … Философиялық терминдердің сөздігі

анимизм — панпсихизм Словарь русских синонимов. анимизм сущ., кол во синонимов: 1 • панпсихизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АНИМИЗМ — (от латинского anima, animus душа, дух), вера в существование душ и духов … Современная энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima animus душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии … Большой Энциклопедический словарь

Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью … Психологический словарь

АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… … Новейший философский словарь

Источник

Анимизм

Полезное

Смотреть что такое «Анимизм» в других словарях:

АНИМИЗМ — (ново лат., от лат. anima душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов … Словарь иностранных слов русского языка

анимизм — Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм … Большая психологическая энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… … Философская энциклопедия

Анимизм — Анимизм ♦ Animisme В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который… … Философский словарь Спонвиля

анимизм — а, м. animisme m.<лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание анимизма распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Дело… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Анимизм — (лат. аnima, animus – жан, рух) – жандар мен рухтарға сену, сол сияқты заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин. Осы мағынада оны алғаш рет ағылшын этнографы және мәдени антропологы Э.Б.Тайлор (1832 1917) алғашқы қауым дәуірінде… … Философиялық терминдердің сөздігі

анимизм — панпсихизм Словарь русских синонимов. анимизм сущ., кол во синонимов: 1 • панпсихизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АНИМИЗМ — (от латинского anima, animus душа, дух), вера в существование душ и духов … Современная энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima animus душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии … Большой Энциклопедический словарь

Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью … Психологический словарь

АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… … Новейший философский словарь

Источник

АНИМИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «АНИМИЗМ» в других словарях:

анимизм — Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм … Большая психологическая энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… … Философская энциклопедия

Анимизм — Анимизм ♦ Animisme В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который… … Философский словарь Спонвиля

анимизм — а, м. animisme m.<лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание анимизма распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Дело… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Анимизм — (лат. аnima, animus – жан, рух) – жандар мен рухтарға сену, сол сияқты заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин. Осы мағынада оны алғаш рет ағылшын этнографы және мәдени антропологы Э.Б.Тайлор (1832 1917) алғашқы қауым дәуірінде… … Философиялық терминдердің сөздігі

анимизм — панпсихизм Словарь русских синонимов. анимизм сущ., кол во синонимов: 1 • панпсихизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АНИМИЗМ — (от латинского anima, animus душа, дух), вера в существование душ и духов … Современная энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima animus душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии … Большой Энциклопедический словарь

Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью … Психологический словарь

АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… … Новейший философский словарь

Источник

анимизм

Полезное

Смотреть что такое «анимизм» в других словарях:

АНИМИЗМ — (ново лат., от лат. anima душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов … Словарь иностранных слов русского языка

АНИМИЗМ — (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… … Философская энциклопедия

Анимизм — Анимизм ♦ Animisme В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который… … Философский словарь Спонвиля

анимизм — а, м. animisme m.<лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание анимизма распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Дело… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Анимизм — (лат. аnima, animus – жан, рух) – жандар мен рухтарға сену, сол сияқты заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин. Осы мағынада оны алғаш рет ағылшын этнографы және мәдени антропологы Э.Б.Тайлор (1832 1917) алғашқы қауым дәуірінде… … Философиялық терминдердің сөздігі

анимизм — панпсихизм Словарь русских синонимов. анимизм сущ., кол во синонимов: 1 • панпсихизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АНИМИЗМ — (от латинского anima, animus душа, дух), вера в существование душ и духов … Современная энциклопедия

АНИМИЗМ — (от лат. anima animus душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии … Большой Энциклопедический словарь

Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью … Психологический словарь

АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… … Новейший философский словарь

Источник

Анимизм и его особенности

Анимизм что это такое. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Анимизм что это такое. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Анимизм что это такое. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Анимизм что это такое. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Анимизм что это такое. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Анимизм что это такое. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Анимизм что это такое. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Анимизм что это такое. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Анимизм что это такое. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Анимизм что это такое. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Анимизм что это такое. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Анимизм что это такое. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Анимизм

Сам термин «анимизм» имеет латинское происхождение от термина «anima», что означает душа. В религиоведении под термином «анимизм» подразумевается вера в существование душ и духов, т.е сверхъестественных существ, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе и такие духи могут оказывать влияние на весь мир, в том числе и на человека. Другими словами, анимизм – это одухотворение или одушевление всего окружающего мира. Впервые термин «анимизм» употребил немецкий исследователь Шталь в своей статье 1608г. в тот период времени под термином «анимизм» он понимал учение о безличном жизненном начале, о душе, лежащей в основе всех жизненных процессов. Наибольшую разработку термин анимизм получил уже в 19 столетии благодаря исследованиям Тайлора. Концепция анимизма неоднократно дополнялась и пересматривалась учеными и в настоящее время анимизм действительно рассматривается как одна из ранних форм религии, но при этом подчеркивается что его появление связано с определенным уровнем абстрактного явления, поэтому анимизм – это одна из наиболее последних религиозных форм, возникших в эпоху первобытности. Самый же последний – шаманизм. Он впитал в себя элементы предшествующих религий. Анимизм развивался в течение длительного периода и в той или иной форме он присутствует практически во всех религиозных традициях. Анимизм делиться на три крупных раздела – архаический анимизм (одухотворение всего окр. мира), спиритуализм (древний мир и Восток. То есть духи, боги и всё такое), монотеизм (ислам, христианство, иудаизм). Ученые также отмечают, что анимизм включает в себя следующие составляющие:

1. Знания о природе и происхождении души

2. Знания о расположении души внутри человеческого тела

3. Знания о нахождении души вне физического тела

4. Знания о пребывании души после физической смерти тела человека (знания о загробном пребывании души)

5. Знания о трансформации души или о её перерождении

Этнографический материал дает большое разнообразие по изучению данного явления и поэтому не случайно исследователи обратили внимание, что кроме анимизма исследователи выдели еще одно направление, которые получило название аниматизм от «animatus» – одушевленный. В религиоведении под этим термином подразумевается вера в единую безличную силу, которая проявляет себя в природе и управляет процессами в ней происходящими. Данный термин был введен в научный оборот английским антропологом Р. Марретом. По его мнению, именно аниматизм являлся начальной стадией духовного развития человечества.

Фетишизм и идолопоклонство

Фетишизм – термин происходит от португальского слова «фецио», что в дословном переводе означает «магическая вещь, амулет», в религиоведении это называется поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются определенные свойства и характеристики (исцеление болезней, охрана от сглаза). Впервые европейцы столкнулись с этим явлением в 18 веке, когда португальцы высадились на побережье западной Африки и увидели эти предметы у местных жителей. Изучение началось в 18-19 столетии, в результате учёные выделили не только первобытный фетишизм, но и указали на его проявления и пережитки у разных народов. Фетишизм в конце 18 начале 19 веке рассматривался как одна из наиболее ранних форм религии, но погребальный обряд и тотемизм древнее, чем фетишизм.

В принципе, объектом поклонения может стать по сути дела любой предмет и поэтому не случайно фетишизм распространен не только в религиозных традициях, но даже на бытовом уровне.

Типы и виды магии

Магия, как ранняя форма религии. Сам термин магия имеет греческое происхождение и в буквальном переводе означает «колдовство», «чародейство». В религиоведении под термином «магия» подразумевается совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействовать на людей, предметы живой и не живой природы, особым способом или особыми методами, которые отличаются от практической повседневной деятельности.

Известный европейский исследователь первой половины XX века в своей работе «Магия, наука и религия46 попытался подробно проанализировать истоки магического мышления и магии в целом. В своих исследованиях Малиновский пришёл к выводу, что магия – это деятельность первобытных людей в условиях повышенного риска. Магия приходит на помощь человеку тогда, когда не известен или когда не существует надежный алгоритм достижения успеха, т.е. магия помогает человеку тогда, когда он не уверен в своих собственных силах. Магические действия прежде всего помогали в первобытную эпоху снять психологическое напряжение в коллективе или у отдельных людей и являлись своеобразным психотренингом, позволяющим людям настроиться на позитивный вариант развития тех или иных событий.

Анимизм что это такое. 640 1. Анимизм что это такое фото. Анимизм что это такое-640 1. картинка Анимизм что это такое. картинка 640 1

Одна из проблем, которой занимаются исследователи – проблема, связанная с типологией магии и в данном случае большой вклад в разработку этой темы был сделан Токаревым. Он предлагает два подхода к классификации магии по методам воздействия и по целевым установкам. Первый подход, типы магических воздействий:

1. Контактная магия, при которой происходит непосредственное соприкосновение с объектом-носителем магической силы

2. Инициальная магия – магический акт направлен на объект, который не досягаем для субъекта

3. Порциальная магия – опосредованное воздействие на объект через его часть

4. Имитативная магия – воздействие на объект через его подобие

Подход по целевым установкам:

1. Вредоносная магия

4. Лечебная магия – была наиболее результативна (т.к. реально использовались травы, настойки)

5. Промысловая магия (хозяйственная) – обеспечение продуктами питания себя (колдовали на удачную охоту, собирательство)

6. Метеорологическая магия – чтобы погода была как надо

Это основные действия по целевым установкам, но Токарев указывает на то, что магия, магические обряды могут быть направлены на достижения фактически любой цели.

В современном российском религиоведении проблема магии в разные исторические периоды достаточно подробно рассматривается представителями московской религиоведческой школы.

Можно выделить два основных подхода к дифференциации магии:

1. Традиционная магия, которая базируется на особенностях магических действий и представлений народов этнографической современности (народы, не достигшие индустриализации, короче почти дикари, вроде)

2. Выделение современных магических представлений (оккультизм)

Фундаментальный принцип магии – это симпатия. Сам термин «симпатия», в буквальном переводе с латинского означает «взаимное сочувствие» или «взаимное влечение». По мнению Леви-Брюля, симпатический принцип магии означает «увлекать за собой», «подбадривать», «учить», но вместе с тем и принуждать.

Известный этнограф Тайлор довольно подробно описал различные симпатические обряды у разных народов мира и в результате он и его последователи пришли к выводу, что магия основывается на том, что вещи благодаря тайной симпатии связаны между собой и воздействуют друг на друга даже на значительном расстоянии. Такая же невидимая связь существует не только между вещами, но и между явлениями природы. Симпатия производит другое важное явление или действие, которое получило наименование «партиципация». Сам термин «партиципация», в буквальном переводе с латинского, означает «влечение к участию». Но и на основе своих исследований, этнографы и религиоведы указывают на то, что можно выделить два основных принципа или две аксиомы магии. Первая аксиома или принцип: подобное производит подобное (закон подобия, который предполагает, что следствие тождественно своей причине). Второй постулат магии заключается в том, что вещи, пришедшие в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии даже после прекращения прямого контакта (закон соприкосновения и заражения). Указанные два принципа (закона) лежат в основе любой магии независимо от времени/места её существования.

Современные учёные отмечают, что логика магии, также как и мифа – имагинальная (художественная), логика художественного творчества, поэтому в магии ключевую роль играют воображение, аналогии, ассоциации, интуиция и тому подобное.

Закон подобия наиболее полно реализован в так называемой гомеопатической магии, которая направлена прежде всего на управление людьми и погодными явлениями, поэтому такая гомеопатическая магия как правило, согласно этнографическим данным, преследует следующие цели:

1. Обеспечить коллектив мобильной пищей

2. Воздействие на погоду и установление контроля за ней (обряды вызывания дождя)

3. Одержание победы над врагом (военные магические действия)

Закон соприкосновения наиболее полно представлен в так называемой «контагиозной магии», в рамках контагиозной магии предполагается, что всё, что произошло с одной вещью, может произойти и с другой. Контагиозная магия может быть направлена фактически на различные стороны жизнедеятельности человека. По мнению Фрезера, особенности магических действий и мировоззрения в совокупности с мифологическими образами, по сути дела составляли первобытную науку. Фрезер указывает на то, что магия опиралась на определенную концепцию мироздания и по сути дела являлась основным элементом, формирующим первобытное мировоззрение.

Важный момент, на который обращают исследователи, касается магии и науки. При этом ученые отмечают, что фундаментальные допущения магии тождественны воззрению науки, а именно принципу веры в порядок и в единообразие природных явлений. У мага нет сомнения, что одни и те же причины порождают одинаковые следствия. Кроме того, учёного и мага объединяет стремление прикоснуться к тайнам мироздания. В магии нет отрицания общей закономерности в последовательности событий, но зато есть неверное истолкование частных законов, которые такой последовательностью и управляют. И поэтому в магии вместо закона ставится правило и в целом, в деятельности магов или магии не требуется никакого доказательства кроме результативности того или иного мероприятия, в отличии от науки. В науке отрицательный результат – тоже результат.

Магия как и наука, считает все природные процессы жесткими и неизменными и более того, маг исходит из предположения того, что все личностные существа (люди или боги) подчинены именно безличным силам, которые осуществляют всеобщий (тотальный) контроль. Важной проблемой в науке является соотношение религии и магии. Религия предполагает, что ход природных явлений в определенной степени эластичен и изменчив. И поэтому достаточно попросить сверхъестественные существа для того чтобы повлиять на эти процессы. Религия признает за богом личностный характер, поэтому, священнослужитель в отличии от мага не обращается к вещам, а использует их в подсобных символических целях. Кроме того, исследователи отмечают, что между молитвой и заклинанием также существует различие (молитва не адресуется к вещам, а направлена непосредственно к сверхъестественным существам, в то время как маг делает акцент воздействия на материальный мир). Учёные указывают на противостояние между священнослужителями крупных религий и магами, и во многом природа такого противостояния имеет психологическую подоплёку. В данном случае речь идёт о том, что колдуны имеют большую самостоятельность и независимость нежели священнослужители. Существует также еще один подход к классификации магии, в зависимости от морального основания и в результате выделяется так называемая «черная» и «белая» магия. Выделение белой и чёрной магии как раз свидетельствует о наличии дихотомии (противопоставления) белое/черное в структуре «мифологическое мышление».

Белая магия – ориентирована на использование внешних сакральных сил с тем, чтобы совершить определенное позитивное (благостное влияние для отдельного человека или коллектива в целом). Основные функции:

1. Защита от колдовства

2. Обеспечение человека или коллектива продуктами питания (намутить дождик, успешную охоту)

3. Оказание помощи близким (исцеление от болезней, предупреждение болезней (амулеты, обереги))

4. Обеспечение благоприятных родов

5. Совершение специальных очистительных обрядов, призванных избавить человека от следов пребывания в сакральном мире

6. Обеспечение защиты человека или коллектива

Таким образом белая магия охватывает такие сферы, как: врачевание, усмирение стихийных сил природы и обеспечение жизнедеятельности коллектива.

Чёрная магия – претендует на альтернативные характеристики. В частности, черная магия использует сакральные силы для усиления власти самого мага. Выделяется несколько основных функций:

1. Нанесение вреда (душевный, психический)

2. Нанесение увечья, травмы

3. Убийство человека (полная нейтрализация)

4. Устрашение (с целью получение какого-либо дальнейшего результата)

Черная магия во многом ориентирована на причинение психологического или физического вреда и фактически не затрагивает многие другие сферы деятельности магии.

Исследователи также предлагают еще один вид классификации магии в зависимости от количества участников и степени их посвященности. Выделяются несколько подходов:

1. Частная магия – преследует локальные цели и осуществляется индивидуумом или небольшой группой посвященных лиц. Как правило, частная магия может постепенно приобрести характер тайной и эзотерической деятельности.

2. Общественная магия, которая ориентирована на решение крупных социальных (общественных) задач и на широкое участие людей (производственная магия, метеорологическая магия, праздничная магия (календарные обряды))

Второе направление изучения магии как оккультного знания

Сам термин «оккультный» в буквальном переводе с латинского означает скрытый, сокровенный, тайный. Проблемой оккультизма занимались многие исследователи, в том числе и известный учёный Мирче Эллиаде, который отмечал, что термин «оккультный» обозначает нечто неуловимое или недоступное разуму, т.е. выходящее за грань обыденного понимания. Само появление термина «оккультный исследователями относиться к середине XXVI века, а в середине XVII века термин «оккультизм» охватывал уже древние и средневековые науки, которые призваны были накапливать глубинные (фундаментальные) знания и заставлять действовать тайные силы для реализации каких-то задач. Согласно мнению исследователей, в основе оккультизма лежит представление о существовании сверхъестественных сил, с которыми можно вступать во взаимодействие с помощью магии.

Верования и приёмы, которые составляют основу оккультизма, стали формироваться еще в древности, особенно с эпохи античности. Оккультизм основывается на мифе, поэтике, метафорах и символах, поэтому оккультное знание является очень притягательным для многих творческих людей.

Оккультизм – это по сути дела магия, принявшая форму науки и опирающаяся на её достижения и теории. Также как первобытная магия, оккультизм синтезирует знания своего времени и сводит их в единую философскую систему. В то же время, в рамках оккультных наук иногда делались открытия, которые получали подтверждения или дальнейшее развитие в классической науке. Например, занятие алхимией и астрологией.

Оккультизм никогда не развивает связь с мифологической концепцией, хотя и существует вне традиционного содержания мифология. Оккультизм строит собственный миф о человеке и его связи с космосом. Более того, оккультизм декларирует могущество именно человека, достигаемое на основании существования его, так называемого, астрального тела. Оккультная магия базируется на аксиоме, что дух воздействует на материю через опосредованное начало. Большую популярность оккультное знание стало приобретать в XIX-начале XX века особенно после публикации известных книг оккультиста Папиуса (настоящее имя – Жерар Анкосс).

Инициальный культ

Промысловый культ

Наряду с тотемизмом у многих народов можно обнаружить промысловые культы — почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. С промысловыми культами связана вера в воскрешение зверей после смерти.

К таким культам можно отнести культ медведя, распространённый у многих народов Северной и Восточной Азии: гиляков, ульчей, хантов, манси, айнов. Известен он и индейцам Северной Америки. Яркой иллюстрацией культа медведя служит медвежий праздник айнов — коренных жителей острова Хоккайдо (Япония). Охота на медведя была для них одним из основных занятий. Медвежатина употреблялась в пищу, печень животного использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Айны поклонялись медведю и в его честь устраивали праздник, во время которого совершалось ритуальное убийство зверя.

Обряды по случаю умерщвления священного животного почти всегда связаны с верой в то, что оно обязательно оживёт, возродится, хотя бы в других таких же зверях. Миф об умирающем и воскресающем звере широко известен охотничьим народам. У земледельческих народов существует аналогичный миф об умирающем и воскресающем божестве растительности.

Токарев : Промысловым культом называют совокупность любых обрядов, направленных на достижение сверхъестественным путем успеха охотничьего, рыбного или иного промысла, вместе с теми — анимистическими или магическими — представлениями, которые связываются с этими обрядами.

Элементарный вид промыслового культа — это обряды промысловой (охотничьей и др.) магии. Они много раз описывались у народов Северной Азии, Северной Америки и других стран. Приемы охотничьей (или рыбо-ловческой) магии, хотя и очень разнообразные, могут быть сведены к нескольким основным группам: это кол-дование над промысловым инвентарем; охотничьи пляски — подражания животным и различные магические запреты и прочие меры предосторожности на промысле.

Промысловый культ ведет свое происхождение в основном от тотемизма. Он высвобождается и обособляется в отдельную форму религии не в порядке имманентного саморазвития, а в связи с распадом тех общественных образований, которые были основой тотемической системы. В связи с различными формами разложения первобытной общины промысловый культ принимает то родовые, то семейные, то индивидуальные формы, сплетаясь в отдельных случаях с иными формами религии.

Во многих же случаях обряды промыслового культа совершались самими охотниками и рыбаками, перед или после промысла, и не были ни родовыми, ни семейными, ни шаманскими.

Подобные поверья бытуют и у других промысловых народов Севера. Совершенно ясны причины, породившие их. При всей изобретательности охотника и рыбака, при всей искусности их промысловых снарядов и ловушек, при всей меткости их выстрелов, слишком часто им приходится быть рабами случая, чувствовать свое бессилие перед суровой природной стихией, слишком часто приходится голодать и терпеть всякую нужду их семьям. Отсюда и вера в сверхъестественные существа, от доброй воли которых якобы зависит успех и неуспех промысла, а потому и вся жизнь охотника, его жены и детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *