Античные времена что это
Античность
Античность (от латинского «древность») — термин, означающий цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем ее многообразии.
Периоды Античности
Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.
Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).
Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.
Термин «Античность» был принят в начале XVIII в. во французском языке и обозначал особый вид искусства.
Уникальное явление
Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
Античность: эпоха легенд и расцвета цивилизаций
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая жажда знаний неистребима.
И наряду с познанием окружающего мира люди постоянно стремятся понять самих себя, пытаясь взглянуть на собственную суть сквозь призму вех развития общества.
Как констатируют историки и обществоведы, самое глобальное, яркое и ощутимое влияние на современность оказала эпоха античности. Но что это за период, какие черты для него характерны, почему след, оставленный им в истории, оказался таким глубоким и неизгладимым?
Что такое античность
Примечательно, что основы базовой терминологии, коррелирующей с понятием античности, непосредственно связаны с эпохой Возрождения. Это были времена, когда лучшие европейские умы решили обратиться к истокам и дать вторую жизнь древним наукам, философии, искусству.
Чуть позже, на рубеже XVII-XVIII веков, когда влияние церкви заметно ослабло, а культура стала обретать все более светский характер, свободомыслие воспринималось уже как норма. Вот только тогда, на фоне активного развития философской мысли, и появилось сравнительно новое понятие – antiquité, – образованное из латинского существительного antiquitas (или «древность»).
Термин появился благодаря французским мыслителям, но использовали его изначально лишь по отношению к тем видам искусства, что были отмечены характерными чертами греко-римской цивилизации.
Спустя несколько десятилетий, когда количество исследований по истории искусства превысило знаковые пределы, под античностью стали понимать уже практически весь культурный продукт этой эпохи (от 14 века до нашей эры до 5 века нашей эры).
И только в России, вплоть до революционных событий 1917-го, период античности по-прежнему именовали «классической древностью».
Исследования и периоды античности
Несмотря на значимый вклад в исторические и культурологические исследования, вопросы античности и ее периодизации то и дело подвергались пересмотру по политическим мотивам. Благо, что хотя бы в ключевом тезисе ученые оказались единодушными:
античность – это период особого исторического прогресса, представлявшего собой уникальную культурную и политическую целостность.
В совокупности эта эпоха длилась около полутора тысяч лет, но в большинстве источников она подразделена на три основных этапа:
С точки зрения геополитического контекста, вместе с распадом западных территорий Римской империи завершилась и эпоха античности (именно как период особого исторического прогресса). Эти уникальные хронологические рамки замкнулись, уступив место новому историческому периоду – эпохе Средневековья.
Культура античности
Возвращаясь к связи античности с эпохой Возрождения, так и хочется спросить: а чем же был вызван неожиданный интерес философов и ученых того времени к древнегреческим и древнеримским достижениям?
Поскольку весь современный мир – это своеобразное наследие греко-римской цивилизации, которая через колонизацию и просвещение навязала свои ценности практически всем народам Земли, то ответ здесь, пожалуй, и не требуется.
И это понятно, ведь магистральным путем к этому историческому прогрессу стала именно античная культура, быстро превратившаяся в идейное ядро развития любых общественных начал.
Традиции гуманизма и неуклонный рост уровня личных свобод стали мощным триггером для эволюционных изменений в жизни общества, и эти перемены, в свою очередь, расчистили дорогу:
Основы европейского общества начали коваться еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а современную форму получили всего лишь две сотни лет назад. Но они и по сей день не теряют актуальности, чего бы это ни касалось, начиная с вопросов терпимости и мультикультурализма и заканчивая традициями демократии.
При этом наиболее серьезные культурные отличия можно наблюдать между наследниками Римской и Византийской империй. Культура Рима лучше всего сохранилась в Западной Европе, в то время как Константинополь дал толчок к развитию государств Восточной. Несмотря на непохожесть европейских народов, у них всегда были и есть общие культурные корни.
Философия античности
Основополагающей частью античной культуры, безусловно, является философия. Само понятие «философия» возникло благодаря древнегреческим мыслителям, которые ввели этот термин, чтобы обозначить формат мышления, необходимый для познания мира и принципов бытия человека.
Постепенно мифологические воззрения смешивались с практиками древневосточных культур, а затем самые светлые умы начали делать первые попытки к объяснению самых разнообразных явлений – природных, социальных, физиологических, – благодаря чему античную философию и стали называть матерью наук.
В совокупности все направления философии той эпохи объединяют такие характерные черты, как:
При этом воззрения на социум, которые проповедовали философы античности, дали толчок развитию гуманитарных наук, легли в основу христианского учения, а в итоге – помогли сформировать общество таким, какое оно есть сейчас.
Эти ставшие сакральными имена не только хорошо знакомы современникам, но и наверняка не будут забыты еще многими и многими поколениями наших потомков:
Несмотря на порой кардинальные различия, почти все учения в античной философии характеризуются одной общей особенностью: все они рассматривают человека как элемент единой системы мироздания. И все они выделяют главное – разумное начало в этом элементе.
Вместо заключения
У многих из нас античность ассоциируется с учебниками истории и покупкой произведений искусства. Однако буквально вся цивилизация построена на фундаменте античной мысли и культуры.
Через изучение прошлого возможно понять многие глубинные процессы, управляющие жизнью общества в XXI веке. А многотысячелетнее наследие словно говорит: всегда есть куда развиваться!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хоть античность часто называют эпохой расцвета, в некоторых аспектах она была довольно отсталой. Например, наличие рабов считалось нормой, как и угнетение некоторых частей населения.
Для развития культуры и искусства, это были золотые времена. С тех пор, и до наших дней, все только деградирует и идет по пути упрощения. Об античном искусстве будут помнить вечно, а кто будет говорить о том, что создают наши современники?! Очередной пример того, что прогресс технологий, может только негативно влиять на содержание и развитие искусства.
Античность как эпоха и феномен мировой истории
Общепринято эпоху Античности особо выделять из общего содержания мировой истории: в Греции и Риме формировалось совершенно уникальное явление – полис, который характеризуется наличием магистрата и гражданской общины. Начало периода датируется примерно VIIIв. до н.э., завершение периода до сих пор не имеет сколько-нибудь однозначной исторической градации.
В «классическом» виде Античность завершается «падением Западной Римской империи» в 476г. н.э. На данный момент, эта дата, устоявшаяся когда-то, вызывает множество нареканий – и с точки зрения смены формаций, и с точки зрения культурного подхода (период Античности продлевают до VI в. н.э., а то и вовсе еще на несколько веков ближе к современности), и с политической точки зрения (свергнутый в 476г. Ромул являлся нелегитимным правителем; последним официальным и законным императором был Юлий Непот, умерший в 480г.)1.
Мною в данной очерковой работе предлагается более узкий и последовательный подход. Раз мы начало Античности связываем с полисным миром и греческой культурой, которые породили гражданство, базовые ценности гражданского воспитания и образования, демократические основы и т.д., то нужно конец античного периода искать через упадок полиса, гражданской общины и отмирание каких-то привычных полисных норм, забвение базовых культурных ценностей. Таковым временным промежутком можно считать «критический» для полисной гражданской античности IVв. н.э., но вполне вероятно еще несколько продолжить эпоху Античности. Но до какого рубежа? Четвертый век для Античности, вероятнее всего, не следует считать завершающим веком, но можно утверждать, что он переломный. И в чем он стал переломным рассмотрено ниже.
Четвертый век до нашей эры в историографии принято называть «кризисом полиса», четвертый век нашей эры я бы охарактеризовал веком «упадка» или «окончательной деградации» полиса, которое шло параллельно с утверждением христианства и культа императора в Римской республике, превращения граждан в подданных императора. По всей вероятности процессы угасания античной языческой культуры, муниципальной власти, распространение христианства и утверждение вертикали власти императора – нельзя рассматривать по отдельности, это были взаимовлияемые процессы. Потенции идущие «сверху» влияли на обстановку на местах, а на местах, в свою очередь, накапливалось, как снежный ком, свой конгломерат жизненных условий и культурных воззрений. Например, если для первых римских правителей христиане были всего лишь одной из сект, одним из религиозных учений, то при Константине I (единый правитель в 324-337гг) Церковь и христианство достаточно усилились до такой степени, что игнорировать их было теперь невозможно. Как следствие, они получили официальную и всемерную поддержку со стороны высшей власти. Император Юлиан Отступник (правил в 361—363 годах) станет последним римским правителем, после которого преемники (в том числе и «византийские») станут придерживаться официально христианской веры – именно по причине усиливающейся роли Церкви и христианства в «Римской империи».
Далее сформулируем тезисы – через что именно следует вырождение полисной организации и всего, что было связано с прежней Античностью:
– упадок муниципального образования, с которым энергично боролась Церковь, а городское образование – краеугольный камень в воспитании любого гражданина, оно связано напрямую с его общественно-гражданской деятельностью (занятия философией, риторикой; политические выступления, судебные тяжбы и т.д.);
– упадок античного театра, языческих культов, храмов;
– упадок Курии в городах, муниципальной власти; граждане превращались в подданных2;
– муниципальное здравоохранение поглотила богатая Церковь, строя свои больницы и занимаясь обслуживанием населения;
– появление института дефенсоров;
– усиление роли епископов.
Как пишет Г. Л. Курбатов: «Большинству граждан в IV в. уже действительно было не за что любить свою гражданскую общину. Падение гражданского патриотизма нашло свое выражение и в религиозной жизни города. Быстрая победа христианства над язычеством в городе в IV в. была также обусловлена распадом полисной идеологии, падением интереса городского населения к языческим культам, являвшимся одним из важнейших средств идейного сплочения городского населения вокруг местных божеств, полисных интересов и традиций. Христианство подрывало идеологические основы рабовладельческого полиса. Все это не могло не сказаться и на всех сферах духовной жизни города. Несомненно, в тесной связи с упадком полисного патриотизма стоит падение интереса к античной литературе, театру, классическому образованию, которое столь явственно прослеживается в Антиохии IV в.»3.
В новый, пятый век, полис входит неким таким пережитком, реликтом прежнего античного мира. Разрушение в Александрии здания Мусейона в 391г., последнего пристанища языческой Античности, прекращение Олимпийских игр в 394г. оказываются весьма знаковыми событиями, после которых в массе своей до античных ценностей и идеалов мало кому есть дело, оставаясь уделом немногочисленной образованной интеллектуальной прослойки людей.
Античность уходит в прошлое в связи с утратой значения прежних полисных гражданских институтов, утратой значения полисной идеологии и вообще всего, что присуще былому античному полису, который в эллинистическую и римскую эпоху пытался сохранить свою урезанную независимость и автономию.
…Поэтому, говорить о политическом акте отправки регалий в Константинополь в 476 г. – явно не говорить о конце Античности как о феномене, как о периоде. На мой взгляд, важно обозначить следующий аспект проблемы периодизации мировой истории: завершение Античности и Древнего мира – следует развести по разные стороны. Это совершенно разные смысловые, историко-категориальные понятия. Поэтому неправомерно конец Античности и пресловутого рабовладения связывать с началом Средневековья и эфемерным феодализмом.
Для чего процессы локального значения, происходившие в Европе и Средиземноморье переносить на весь остальной мир?
Конец Античности не означает конца Древнего мира. Попытка связать смену эпох сменой формаций, на мой взгляд, неудачна. Общепринятое положение о завершении Античности и Древнего мира в 476г., пускай даже и условно, не имеет ни логики, ни последовательности в связи с тем основанием, что они берут разные смысловые начала и означают разные пространственно-временные категории.
В отличие от периодизации Древнего мира (за пределами Средиземноморья) Античность, действительно, имеет локальное значение, важна для Европы, но не для остальных регионов Земли в целом.
Античность и Римская империя (как государство) – совершенно разные исторические явления, которые нельзя смешивать и отождествлять. Не настаивая на дате, но условно говоря, в 400г. закончился мир Античности, полисных и гражданских начал, а с 401г. начался мир христианства, засилия Церкви, тотальности имперского института власти. Все это уже обретало иной, от антично-полисного смысл, Империю наполняла другая, властно-правительственная и христианская идеология. Христианская Римская империя продолжила дальше свое существование, но в разделенном виде (Римская империя в 395г. снова стала двоичным государством).
Выводы можно сформулировать следующие. Античность не следует отождествлять 1) с Римской империей как государством, тем более с ее частью в лице западной Римской империи, 2) с Древним миром и отсюда выводить сугубо локально-европейское понятие Средневековья, 3) Средневековьем в мировом масштабе, переносить частное на обще-мировое. В историографии проблема финала Античности сводится к проблеме периодизации в историографии, в то время как начало эпохи берет истоки совсем с другого смыслового обозначения.
И тут, на мой взгляд, существует два выхода:
1) говорить про Античность в узком смысле (как мною представлено: через полисные институты, языческую культуру и т.д.) и быть последовательным в подходе определения Античности, пускай и в абстрактно-условном смысле;
2) продолжать говорить в очень широком смысле и в произвольном порядке про греко-римский мир и античную культуру, которая продолжала существовать в городах «варварских королевств» и в Византии; говорить про гибель Римской империи в 476г. (?), про смену рабовладельческой формации на феодальную и т.д.
Второй вариант страдает непоследовательностью и не может быть продуктивным.
2. Г.Л. Курбатов пишет: «Так, в течение IV в. курия, как орган самоуправления античного рабовладельческого города, по мере его разложения постепенно утрачивала свое значение в жизни города. Одни из функций античного полисного самоуправления — функции по организации эксплуатации земельной собственности города, руководству храмовым хозяйством, организации раздач беднейшим согражданам, языческих празднеств и т. д. постепенно отмирали, другие, не связанные с чисто античным характером городской жизни, переходили к независимым от античной полисной организации общественным силам». Курбатов Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IVвеке). – СПб., 1962. Глава VII.
АНТИЧНОСТЬ
| |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
  |   | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |   |   |
АНТИЧНОСТЬ
Античность — это завершающий этап эпохи Древнего мира. Древним миром принято считать период от XXIV века до нашей эры до V века нашей эры. От возникновения первых городов-государств до возникновения первых государств-империй. Этот период делится на два этапа:
Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Отличие Античности состоит в новом восприятии мира, в котором на первый план выдвигается человек. Полный распад родовых отношений высвободил энергию отдельно взятого индивидуума. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.
В Греции искусство впервые осознало себя искусством. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества. На протяжении исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшее и неповторимое культурное наследие. В истории мировой культуры она определяется как античная, или греко-римская культура. Культуры Греции и Рима — это две взаимосвязанные, хотя и не тождественные части одного целого.
Роль античного наследия в развитии европейской культуры невозможно переоценить. Недаром античную культуру называют колыбелью европейской цивилизации. После периода средневекового небытия значительной части античных ценностей, она, словно волшебная птица феникс, оживает в переосмысленном виде в произведениях художников Возрождения. На основе античной традиции в европейской практике утверждается гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенного гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достояний человечества.
Античное наследие и традиции, их гуманистическое содержание, составляли основу прежде всего культуры и искусства Византии и Ближнего Востока. Так, в эпоху эллинизма в Александрии сложился просветительский центр, в котором пересекались пути греческой и древневосточной культурных традиций, развивались естественные и гуманитарные науки, философские школы, расцветало высокое искусство.
Греческая культура воспринималась в последующие века как неповторимый феномен, историческое чудо. Она создала такую систему понятий и терминов (в политике, науке, искусстве), что исследователь Якоб Бурхарт имел основания сказать: «Мы видим глазами греков и разговариваем оборотами их языка». Именно в Древней Греции сложились и утвердились такие фундаментальные социально-политические понятия, как гражданская свобода и гражданский долг, человечность, гармоничность развития личности, соотношение личного и общественного. В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина.
Греческое искусство и культура — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литература, философия, театр, музыка, художественные ремесла — стали неотъемлемой частью мироощущения и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство является для нас классикой. Оно вечно, не подвластно времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности. Античная культура и искусство — неисчерпаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к творение прекрасного. Без этого наследия невозможно представить пути социального и духовного прогресса человечества, его будущее.
Рельефы «Менада с лентой» и «Менада с треугольником»
Данные рельефы созданы в наше время по мотивам древнегреческих произведений. На них изображены две танцующие менады. Менады — персонажи древнегреческой мифологии, спутницы бога Диониса. Во время праздничных шествий Менады, украшенные виноградными листьями и плющом, облачённые в шкуру пятнистого оленя, подпоясанные змеями, всегда следовали за Дионисом. Размахивая факелами, они плясали и пели. Своими посохами — тирсами Менады выбивали из скал молоко и мед. Дионис (римский Вакх) воспринимался греками как символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления жизни. Весной виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога — новый урожай — в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».
Великолепными образцами древнегреческой пластики являются следующие рельефы:
«Ника, развязывающая сандалию»
Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос с афинского Акрополя
мрамор. Ок.410/400 гг. до н.э. Музей Акрополя, Афины.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) был выстроен при входе на Акрополь на специально вытесанном уступе-пиргосе в 450-421 гг до н.э. Ника-Победа не имела в Греции самостоятельного культа и рассматривалась как одно из воплощений победоносных женских божеств, чаще всего Афины и Артемиды. Афиняне построили храм Бескрылой Ники, чтобы богиня Победы не смогла от них улететь, они говорили, что Ника чувствует себя на Акрополе как дома.
После победы Алкивиада над пелопонесцами вокруг храма Афины Ники была воздвигнута балюстрада, украшенная рельефом с наружной стороны. На ней были представлены различные изображения Ники. Наиболее известный рельеф представляет Нику развязывающей сандалию.
Древний мастер изобразил гибкую, стройную фигуру богини, облачённую в тонкий, почти прозрачный хитон. Виртуозная техника представляет чарующий и живописный образ богини. Божественный лик очеловечивается, становится доступным и интимным. Поразительная игра светотени и необычайная ритмика складок одежды подобны лёгкой ряби на поверхности воды. В числе возможных авторов рельефа называют ученика и младшего современника Фидия — Агоракрита.
*Ссылка на коллекцию слепков ГМИИ им. Пушкина в Москве
http://www.arts-museum.ru/collections/casts/
«Орфей, Эвридика и Гермес»
Рельеф. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Орфей в древнегреческой мифологии славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Этой силе покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни — сдвигаться с места. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил Орфей Эвридику, и не смог он примириться с её гибелью. Решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Своим пением Орфей растрогал Персефону. Аид, восхищенный пением Орфея, обещал вернуть Эвридику певцу. На рельефе изображен момент, когда Орфей, оборачивается, чтобы взглянуть на Эвридику. После этого он будет разлучен с ней навсегда, поскольку нарушил закон, согласно которому никто не должен видеть обитателей подземного мира. Гермес, сопровождающий души умерших, пытается остановить его.
Орфей принес учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде девяти прекраснейших муз. Учение Орфея — это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого. И через него можно постичь всё: и силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, и божественную гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящей жизни, наполненной вдохновением и светом любви.
Иллюстрация: копия эпохи Августа оригинала второй половины V в. до н. э., приписываемого Алкамену, ученику Фидия. Имена персонажей были добавлены копиистом. Подобный рельеф находится в Лувре.
*Ссылка на Национальный археологический музей в Неаполе
https://www.museoarcheologiconapoli.it/en/
«Афина, опирающаяся на копьё»
Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Круг Мирона. Ок. 460 г до н.э.
Новый музей Акрополя, Афины.
Афина почиталась как покровительница ремёсел, земледелия, мудрости. Она была покровительницей Аттики и одноимённого полиса как в дни мира, так и во время войны. Ещё один бог войны, Арес, славился своей жестокостью, яростным духом. О нем говорят, что он любит войну ради войны, сражения ради сражений. Его не интересуют вопросы справедливости. В отличие от бога жестокой и кровожадной войны Ареса, Афина вела войну справедливо и разумно, она победила самого Посейдона в споре за обладание страной, даровав афинянам священное дерево — оливу.
К произведениям высокой классики относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье. В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок плаща (пеплоса) Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.
*Ссылка на Новый музей Акрополя в Афинах.
http://www.theacropolismuseum.gr
«Девять муз, Афина и Аполлон». Так называемый «Cаркофаг муз»
Фронтальный вид саркофага с крышкой. Мрамор. Середина II в. н. э. Остия, Археологический музей.
На слегка выпуклой фронтальной панели саркофага представлены фигуры девяти Муз, Афины и Аполлона. Задний план оформлен в виде невысокого занавеса. По иконографическим типам и атрибутам можно определить персонажей. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины олицетворяют различные виды искусств. Каллиопа — муза эпической поэзии, Клио — муза истории, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Полигимния — муза священных гимнов, Терпсихора — муза танца, Эвтерпа — муза поэзии и лирики, Эрато — муза любовной и свадебной поэзии, Урания — муза науки.
Первая фигура, Полигимния, стоит в задумчивой позе, опираясь на небольшую пилястру. Голова, изображенная в профиль, опирается на правую руку, пальцы которой изящно касаются шеи. Муза одета в тонкую тунику, закрепленную фибулой; правое плечо оставлено открытым.
Рядом с Полигимнией стоит Клио, одетая в хитон и полностью покрытая накидкой. Левая рука со свитком опущена вдоль тела. Клио и Полигимния носят одеяние философов и занимают верхние позиции в иерархии.
Следующая Муза, Терпсихора, изображена с лирой с характерными вертикальными стойками из рогов барана или козла; в правой руке она держит плектор, необходимый для извлечения звука из струнного инструмента. голова повернута вправо, черты лица безмятежны и не несут следов задумчивости или напряжения. Как и у других сестер, ее прическа поддерживается диадемой.
Четвертой Музой является Талия, покровительница комической поэзии и сельского хозяйства. Она стоит, одетая в короткий хитон с рукавами, стянутый высоким поясом, оставляющий открытыми высокие сапожки. В приподнятой левой руке Муза держит комическую маску, под которой на невысокой пилястре лежит еще одна такая же. В правой руке Талия держит трость.
Первую группу замыкает Муза Урания, она одетая в хитон и накидку. В правой руке, согнутой в локте и прижатой к телу, находится чертежная палочка. В левой руке Муза держит небесную сферу.
В центре композиции изображена Афина Воительница (Promachos). На ее голове шлем с гребнем, она одета в пеплос, закрепленный на плечах фибулами и стянутый под грудью поясом. В левой руке богиня держит копье. Правой рукой она удерживает за край щит, изображенный в профиль. Внизу рядом со щитом видна священная птица Афины — сова с раскрытыми крыльями, символ мудрости и благоразумия, но также и смерти и тьмы.
Справа от Афины стоит Муза Эрато. Она одета в хитон с длинными рукавами, подвязанный высоким поясом, и накидку, закрепленную на плечах двумя фибулами. В левой руке она держит на уровне плеч кифару. Плектором Эрато касается корпуса струнного инструмента.
Восьмая фигура изображена фронтально, голова ее повернута вправо. Она одета в хитон с длинными рукавами и высоким поясом. В каждой руке она держит по флейте. По иконографическим признакам и наличию флейт Музу можно определить как Эвтерпу. У левой ноги Музы лежит театральная маска Диониса, украшенная сверху лозой с виноградными листьями.
Далее следует Мельпомена, Муза трагической поэзии. На ней театральное одеяние — хитон с рукавами и высоким поясом; накидка переходит с левого плеча на спину. В левой руке на уровне головы она держит маску Геракла, под которой на невысокой пилястре лежит трагическая маска. В правой руке, опущенной вдоль тела, Муза держит палицу.
Последняя из Муз, Каллиопа, изображена стоящей и полностью закутанной в накидку, ниспадающую складками и образующую кольцо вокруг шеи.
Правый край фриза занимает фигура Аполлона, покровителя Муз. Юный Аполлон Мусагет слегка облокотился на кифару. Голова бога украшена лавровым венком, символом бессмертия и победы, который удерживает длинные пряди волос, зачесанные назад и опускающиеся на плечи. У ног стоит его священная птица — ворон, изображенный в тот момент, когда он, согласно Метаморфозам Овидия, повернул голову, чтобы видеть, как его белые перья становятся черными. Подобный саркофаг с изображением Аполлона и девяти муз находится в Лувре.
В честь муз строились особенные храмы — мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.