Антидор что это и для чего

Азы Православия. О просфоре, антидоре и артосе

Антидор что это и для чего. prosfora. Антидор что это и для чего фото. Антидор что это и для чего-prosfora. картинка Антидор что это и для чего. картинка prosforaПросфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

Антидор что это и для чего. artos. Антидор что это и для чего фото. Антидор что это и для чего-artos. картинка Антидор что это и для чего. картинка artosНа артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Источник

Православная Жизнь

Разъясняет иерей Андрей Чиженко.

Антидор что это и для чего. fotor1632. Антидор что это и для чего фото. Антидор что это и для чего-fotor1632. картинка Антидор что это и для чего. картинка fotor1632

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Источник

Что такое антидор? И что с ним делать?

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Источник

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает чело­ве­че­скую жизнь, то Хри­стос, Хлеб небес­ный, при­об­щает чело­ве­че­скую жизнь к пол­ноте Боже­ствен­ной жизни в веч­но­сти.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом гово­рится в древ­ней евха­ри­сти­че­ской молитве: «Как этот хлеб был рас­сеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Цер­ковь Твоя от концов земли в Твое Цар­ствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфо́ра своим про­ис­хож­де­нием уходит в первые века хри­сти­ан­ства, когда веру­ю­щие сами при­но­сили хлеб, вино, елей (то есть олив­ко­вое масло), воск для свечей – все, что нужно для совер­ше­ния бого­слу­же­ния. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния Даров. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина для пре­ло­же­ния в Тело и Кровь Хри­стову, из воска изго­тов­ля­лись свечи, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, раз­да­ва­лись веру­ю­щим. Впо­след­ствии просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Литур­гии. Со вре­ме­нем в храмах стали вместо обык­но­вен­ного хлеба спе­ци­ально выпе­кать просфоры, при­ни­мая в каче­стве пожерт­во­ва­ния кроме обыч­ных при­но­ше­ний и деньги.
Просфору можно полу­чить за свеч­ным ящиком после Литур­гии, подав до начала бого­слу­же­ния записку «О здра­вии» или «О упо­ко­е­нии». Имена, ука­зан­ные в запис­ках, про­чи­ты­ва­ются в алтаре, и за каждое имя из просфоры выни­ма­ется частица, почему такая просфора назы­ва­ется еще «выну­тая».

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется антидо́р – части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был извле­чён Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.
«Анти­дор, – гово­рит святой Симеон Солун­ский, – есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший Боже­ствен­ные слова пре­по­да­ется вместо Страш­ных Даров, то есть Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — боль­шая просфора с изоб­ра­же­нием Вос­кре­се­ния Гос­подня или Креста, освя­ща­е­мая в день Пасхи, пола­га­е­мая, затем, в храме на аналое, где хра­нится всю Свет­лую сед­мицу, раз­дроб­ля­е­мая и раз­да­ва­е­мая веру­ю­щим в Свет­лую суб­боту с целью бла­го­го­вей­ного потреб­ле­ния.
В память того, что Гос­подь по Своем Вос­кре­се­нии мно­го­кратно являлся апо­сто­лам и вкушал с ними пищу, апо­столы и после Его Воз­не­се­ния имели обычай остав­лять за тра­пе­зой неза­ня­тым сред­нее место и пола­гать пред ним часть хлеба, как бы для Гос­пода, при­сут­ству­ю­щего среди них. Вот этот хлеб и пред­став­ляет собой ныне упо­треб­ля­е­мый в Церкви артос. В про­дол­же­ние Свет­лой сед­мицы он лежит в храме на аналое, перед ико­но­ста­сом, а вне службы – перед откры­тыми Цар­скими вра­тами, напо­ми­ная о явле­ниях вос­крес­шего Гос­пода апо­сто­лам и о пре­бы­ва­нии Его с нами. Сооб­разно с зна­че­нием Пасхи, кото­рая соеди­няет в себе собы­тия смерти и Вос­кре­се­ния Гос­пода, на артосе изоб­ра­жа­ется зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или крест, увен­чан­ный тер­нием, или икона Вос­кре­се­ния Хри­стова.
Освя­ща­ется артос молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в день Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Его пола­гают на солее против цар­ских врат на уго­то­ван­ном столе. После каж­де­ния вокруг стола с арт­осом свя­щен­ник читает особую молитву, после чего трижды окроп­ляет артос святой водой со сло­вами «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь».
Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии литур­гии тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма с арт­осом. В мона­сты­рях он еже­дневно постав­ля­ется на тра­пезу и пола­га­ется на особом столе или аналое, для напо­ми­на­ния мона­хам, что среди них, как неко­гда среди апо­сто­лов, неви­димо при­сут­ствует Сам Гос­подь, истин­ный Хлеб жизни. В чине артоса поются тро­пари, в кото­рых гово­рится о Вос­кре­се­нии Христа и о Его пре­бы­ва­нии с нами.
В суб­боту Свет­лой сед­мицы в конце Литур­гии свя­щен­ник про­из­но­сит особую молитву, во время чтения кото­рой артос раз­дроб­ля­ется, а при цело­ва­нии креста раз­да­ется народу как свя­тыня.
Частицы а́ртоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос при­нято упо­треб­лять в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, всегда со сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!»
Артос по бла­го­дати ниже анти­дора, но выше просфоры. Т.е. если веру­ю­щий захо­чет при­нять сразу артос, анти­дор и просфору, то сна­чала вку­ша­ется анти­дор, затем артос, а затем просфора. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский в слове перед раз­да­чей артоса сказал: «Его должно упо­треб­лять с бла­го­го­ве­нием как свя­тыню, но не сле­дует при­да­вать ему какое-нибудь боль­шее зна­че­ние. Неко­то­рые думают, будто этот хлеб может заме­нять боже­ствен­ное При­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн. Такое мнение – греш­ное, хри­сти­а­нин должен знать и пом­нить, что ничто, ника­кая свя­тыня не может заме­нить Пре­чи­стого Тела и Крови Гос­пода нашего Иисусa Христа. Поэтому нет ника­кой надоб­но­сти хра­нить целый год этот хлеб, как делают сие неко­то­рые, при­пи­сы­вая артосу зна­че­ние, какого он не имеет. Это запре­щено и цер­ков­ной вла­стью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Источник

Что такое просфора, антидор, артос

По бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона,
Епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Просфора как зна­ме­ние бла­го­дати Божией

Всем известно, как отрок Вар­фо­ло­мей (так звали в миру пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского) научился читать.

Он не пони­мал гра­моты и за это был браним роди­те­лями и учи­те­лями. Часто отрок молился Богу, со сле­зами прося вра­зу­мить и научить его. Одна­жды, когда отец послал искать его раз­бе­жав­шихся лоша­дей, Вар­фо­ло­мей увидел чер­но­ризца, свя­того старца, молча моля­ще­гося под дубом. Старец духов­ным взором про­зрел буду­щее вели­чие отрока и спро­сил, что он хочет. Вар­фо­ло­мей попро­сил старца помо­литься, чтобы он понял гра­моту. Подняв руки и очи к небу, старец вознес молитву, а затем дал Вар­фо­ло­мею малень­кий кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусо­чек просфоры со сло­вами, что дается зна­ме­ние бла­го­дати Божией.

Почему же просфора – зна­ме­ние бла­го­дати Божией?

Прежде всего – что такое зна­ме­ние и бла­го­дать.

Зна­ме­ния – это такие пред­меты или изоб­ра­же­ния, кото­рые пере­дают духов­ное зна­че­ние Боже­ствен­ных и небес­ных истин и явле­ния, не изоб­ра­жая их непо­сред­ственно.

Слово «бла­го­дать» упо­треб­ля­ется в Свя­щен­ном Писа­нии в разных зна­че­ниях. В Новом Завете мы раз­ли­чаем два основ­ных смысла этого поня­тия.

Во-первых, под бла­го­да­тью Божией, бла­го­да­тью Хри­сто­вой разу­ме­ется все домо­стро­и­тель­ство нашего спа­се­ния, совер­шен­ное При­ше­ствием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крест­ной смер­тью, Вос­кре­се­нием и Воз­не­се­нием на небо: бла­го­да­тью вы спа­сены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился ( Еф.2:8—9 ).

Во-вторых, бла­го­да­тью назы­вают дары Свя­таго Духа, нис­по­слан­ные и нис­по­сы­ла­е­мые Церкви Хри­сто­вой для освя­ще­ния ее членов, для их духов­ного роста и для дости­же­ния ими Цар­ства Небес­ного.

В этом втором зна­че­нии слова бла­го­дать есть сила, нис­по­сы­ла­е­мая свыше, сила Божия, пре­бы­ва­ю­щая в Церкви Хри­сто­вой, воз­рож­да­ю­щая, живи­тель­ная, совер­шен­ству­ю­щая и при­во­дя­щая веру­ю­щего и доб­ро­де­тель­ного хри­сти­а­нина к усво­е­нию спа­се­ния, при­не­сен­ного Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом.

Как дей­ствует спа­са­ю­щая бла­го­дать Божия?

Как духов­ное рож­де­ние, так и даль­ней­шее духов­ное воз­рас­та­ние чело­века про­ис­хо­дит через вза­им­ное содей­ствие двух начал: одно из них – бла­го­дать Духа Свя­таго; другое – откры­тие чело­ве­ком своего сердца для при­ня­тия ее, жажда ее, жела­ние вос­при­нять ее, как при­ни­мает влагу дождя жаж­ду­щая сухая земля. Иными сло­вами – личное усилие для полу­че­ния, хра­не­ния, дей­ствия в душе Боже­ствен­ных даров.

Что же зна­ме­нует просфора, кото­рую каждый хри­сти­а­нин полу­чает после Литур­гии, и как дей­ствует через просфору Божия бла­го­дать?

Как появи­лась просфора

Просфора своим про­ис­хож­де­нием уходит в глу­бо­кую древ­ность.

Запо­ведь о при­не­се­нии хлеба в жертву дошла к нам – с вет­хо­за­вет­ных времен:

пусть он при­но­сит в при­но­ше­ние свое квас­ный хлеб, при мирной жертве бла­го­дар­ной ( Лев.7:13 ).

В скинии Моисея были хлебы пред­ло­же­ния, состо­я­щие из двух частей, что озна­чало хлеб земной и небес­ный, то есть два есте­ства, Боже­ское и чело­ве­че­ское.

В под­ра­жа­ние этому и в хри­сти­ан­ских храмах хлебы (или просфоры) дела­ются дву­част­ными, и своими двумя частями озна­чают Боже­ство и чело­ве­че­ство Иисуса Христа.

Просфора – это и есть тот квас­ный, то есть дрож­же­вой, хлеб.

Просфо­рой в древ­но­сти назы­вали при­но­ше­ния хри­стиан, часть кото­рой слу­жила для Литур­гии, а остатки – для агапы, обычая древ­ней Церкви, по кото­рому все члены мест­ной общины (сво­бод­ные и рабы) соби­ра­лись вместе на общую тра­пезу, во время кото­рой, по-види­мому, всегда свер­ша­лась Евха­ри­стия. Агапа, таким обра­зом, вос­про­из­во­дила Тайную Вечерю. Пер­во­на­чаль­ный харак­тер агапы был строго рели­ги­оз­ный: важ­ней­шим момен­том собра­ния было совер­ше­ние Евха­ри­стии. В то же время она сим­во­ли­зи­ро­вала собою соци­аль­ное равен­ство всех членов общины и еди­не­ние их во Христе. Более состо­я­тель­ные забо­ти­лись о про­пи­та­нии для неиму­щих, но и бед­няки вно­сили свою лепту, или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу цело­ва­ние мира, здесь чита­лись посла­ния от других Церк­вей и состав­ля­лись ответы на них. Вот как опи­сы­вает агапу Тер­тул­лиан, писа­тель, живший в конце вто­рого и в начале тре­тьего сто­ле­тия: «Наши неболь­шие вечери… назы­ва­ются гре­че­ским именем агапи, кото­рое озна­чает любовь или дружбу. Сколько бы они ни стоили, но рас­ходы на них, кото­рые дела­ются веру­ю­щими из любви, есть при­об­ре­те­ние. За этой тра­пе­зой кор­мятся бедные. Вечер начи­на­ется молит­вой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каж­дому пред­ла­га­ется выйти на сре­дину и про­петь что-либо во славу Божию из Свя­щен­ного ли Писа­ния или от себя, как кто может. В конце вечери также совер­ша­ется молитва, кото­рою и окан­чи­ва­ется вечер. Рас­хо­дятся не тол­пясь, не тол­ка­ясь и не тес­нясь; но с тою же стро­гою скром­но­стью и цело­муд­рием, с каким пришли в собра­ние; потому что здесь напи­та­лись не столько пищею и питием, сколько добрым уче­нием». Для агапы каждый при­хо­дя­щий при­но­сил с собой обык­но­вен­ный хлеб, вино, масло – словом, все, что нужно для стола. Это при­но­ше­ние (по-гре­че­ски – просфора), или пожерт­во­ва­ние, при­ни­мали диа­коны; имена при­нес­ших вно­сили в особый список, кото­рый с молит­вой про­воз­гла­шали во время освя­ще­ния даров. Родные и близ­кие умер­ших делали при­но­ше­ния от их имени, и имена умер­ших, вне­сен­ные в особый список, также про­воз­гла­ша­лись. Из этих доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний (просфор) отде­ля­лась часть хлеба и вина и молит­вой бла­го­тво­ре­ния, словом Хри­сто­вым и при­зы­ва­нием Свя­таго Духа освя­ща­лась в Тело и Кровь Хри­стову, а прочие дары, над кото­рыми также про­из­но­си­лись молитвы, упо­треб­ля­лись для обще­ствен­ного стола. Бла­го­да­ре­ние и молитвы над дарами счи­та­лись суще­ствен­ной при­над­леж­но­стью свя­щен­но­дей­ствия, отчего и все свя­щен­но­дей­ствие, при кото­ром совер­ша­лось Таин­ство При­ча­ще­ния, самые Тело и Кровь Хри­стовы полу­чили назва­ние – бла­го­да­ре­ния (по-гре­че­ски – евха­ри­стии). По мере рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства и уве­ли­че­ния общин обще­ствен­ные раз­ли­чия между чле­нами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изме­нили свой харак­тер, сде­лав­шись пир­ше­ствами бога­тых. В Алек­сан­дрии псалмы, пес­но­пе­ния и песни духов­ные древ­них времен ( Еф.5:19 ; Кол.3:16 ) были заме­нены игрою музы­кан­тов на лире, арфе, флейте, несмотря на про­те­сты Кли­мента Алек­сан­дрий­ского. В других местах состо­я­тель­ные хри­сти­ане, наобо­рот, стали укло­няться от этих собра­ний, но опла­чи­вали их, и агапы посте­пенно пре­вра­ща­лись в своего рода бла­го­тво­ри­тель­ные учре­жде­ния. Затем они были совер­шенно упразд­нены в север­ной Италии святым Амвро­сием, потому что пода­вали повод к разным бес­по­ряд­кам из-за зло­упо­треб­ле­ний вином и неце­ло­муд­рен­ного пове­де­ния на них неко­то­рых участ­ни­ков. Третий Кар­фа­ген­ский Собор 391 года поста­но­вил, чтобы верные гото­ви­лись к Евха­ри­стии гове­нием, и поэтому отде­лил Евха­ри­стию от агапы. Соборы Лаоди­кий­ский и Трулль­ский (392 г.) запре­тили совер­шать агапу в храме и тем самым совер­шенно лишили их цер­ковно-рели­ги­оз­ного харак­тера. Тщет­ной ока­за­лась попытка, сде­лан­ная участ­ни­ками Ган­гр­ского Собора (380 г.), воз­вра­тить агапам преж­нее зна­че­ние. К началу V века агапы начали посте­пенно исче­зать.

Когда агапу, «вечерю любви», отде­лили от Литур­гии, просфо­рой стали назы­вать только хлеб, упо­треб­ля­е­мый для совер­ше­ния Евха­ри­стии.

Как просфора исполь­зу­ется в Бого­слу­же­нии

В общих чертах совре­мен­ное Бого­слу­же­ние сохра­няет при­знаки Бого­слу­же­ний древ­них. На про­ско­ми­дии после умо­ве­ния рук свя­щен­ник и диакон отхо­дят в пред­ло­же­ние. Пред­ло­же­нием назы­ва­ется та часть алтаря, где при­но­си­лись или пред­ла­га­лись хлеб и вино для совер­ше­ния Таин­ства. В наших храмах нет этой отдель­ной части, и потому они идут прямо к жерт­вен­нику, за кото­рым и оста­лось назва­ние пред­ло­же­ния.

Сделав три поклона перед пред­ло­же­нием, со сло­вами «Боже, очисти мя, греш­ного», свя­щен­ник читает тро­парь Вели­кого Пятка «Иску­пил на еси от клятвы закон­ныя…» и с бла­го­сло­ве­нием Бога («бла­го­сло­вен Бог наш…») начи­нает про­ско­ми­дию.

Про­ско­ми­дия (по-гре­че­ски – про­ско­миди) озна­чает при­не­се­ние, то есть этим словом выра­жа­ется дей­ствие лица при­но­ся­щего, жерт­ву­ю­щего кому-либо какую-либо вещь. Сама же вещь, при­но­си­мая, жерт­ву­е­мая, назы­ва­ется просфора – то есть то, что при­но­сится, дар.

Как мы уже знаем, первые просфоры были обык­но­вен­ным хлебом. Но со вре­ме­нем это нашли неудоб­ным, и тогда просфоры начали выпе­кать в церкви.

Для Бого­слу­же­ния нужна, соб­ственно, одна просфора – та, из кото­рой выни­ма­ется часть для Агнца, но по обычаю древ­но­сти, когда упо­треб­ляли пять просфор, это коли­че­ство и явля­ется наи­мень­шим для совер­ше­ния про­ско­ми­дии. Просфор может быть и больше десятки, а в боль­ших храмах и сотни,— их может быть столько, сколько подано запи­сок «О здра­вии» и «Об упо­ко­е­нии».

В Цер­ков­ном Уставе о хлебе, при­но­си­мом для Таин­ства, пред­пи­сано сле­ду­ю­щее:

он должен быть «от чистыя пше­нич­ныя муки, водою прес­ною, есте­ствен­ною сме­шан­ный и добре испе­чен­ный, квас­ный, непре­со­ле­ный, свежий и чистый. Иерей же, дерз­ну­вый слу­жити над хлебом зацве­лым, сплес­не­лым или изгор­чив­шимся, или черст­вым, или рас­тлен­ным, зело тяжко согре­шает и извер­же­нию попа­дет, яко таин­ство на тако­вых видах не совер­шится».

Вместе с просфо­рами для совер­ше­ния Таин­ства упо­треб­ля­ется крас­ное вино­град­ное вино, именно крас­ное, как образ крови.

Что такое Евха­ри­сти­че­ский Агнец

Евха­ри­сти­че­ский Агнец – это чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая во время про­ско­ми­дии из первой просфоры, кото­рая в конце Евха­ри­сти­че­ского канона пре­су­ществ­ля­ется в Тело Хри­стово. При­сту­пая непо­сред­ственно к про­ско­ми­дии, свя­щен­ник левой рукой берет просфору для Агнца, а правою святое копие и, делая им трижды зна­ме­ние креста над печа­тью просфоры, про­из­нося каждый раз слова «В вос­по­ми­на­ние Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», режет просфору с правой сто­роны печати (там, где буквы IС и NI – со сто­роны свя­щен­ника слева) со сло­вами «Яко овча на зако­ле­ние ведеся»; режет с левой сто­роны (там, где буквы ХС и КА – со сто­роны свя­щен­ника справа (со сло­вами «И яко агнец непо­ро­чен, пря­мо­стри­гу­щаго его без­гла­сен, тако не отвер­зает уст своих»; затем над­ре­зает верх­нюю сто­рону печати (где слова IС ХС) про­из­нося со сло­вами «Во сми­ре­ние Его суд его взятся»; над­ре­зает нижнюю сто­рону просфоры (со сло­вами НИКА), про­из­нося: «Род же Его кто испо­весть». И таким обра­зом обре­зан­ную сере­дину выни­мает из просфоры со сло­вами: «Яко взем­лется от земли живот Его» – и пола­гает на дис­косе.

К страш­ной очи­сти­тель­ной смерти Бого­че­ло­века Гос­подь гото­вил людей не только про­ро­че­ствами, но и неко­то­рыми зна­ме­на­тель­ными собы­ти­ями. Так, агнец пас­халь­ный, кото­рого должны были съесть евреи перед выхо­дом из Египта заклю­чал в себе подо­бие Агнца Божия и Его крест­ной смерти. Вот лишь одна черта этого подо­бия. Так как в эту ночь должны были быть истреб­лены все пер­венцы еги­пет­ские, то, чтобы вместе с тем не погибли и пер­венцы евреев, им запо­ве­дано было пере­ма­зать кровью этого агнца входы в свои дома. Так кровь жерт­вен­ного Агнца стала сред­ством спа­се­ния. Так и кровь Агнца непо­роч­ного, Гос­пода нашего Иисуса Христа – спа­се­ние людей. Эти осо­бен­ные, зна­ме­на­тель­ные собы­тия, назы­ва­ются про­об­ра­зо­ва­ни­ями, то есть пред­ва­ри­тель­ными обра­зами и подо­би­ями того, как обе­щан­ный Спа­си­тель мира должен был при­не­сти Самого Себя в жертву за грехи людей.

Вос­по­ми­на­нием этого про­ро­че­ства и начи­на­ется при­не­се­ние бес­кров­ной жертвы. Неко­то­рые слова из этого про­ро­че­ства и про­из­но­сит иерей, когда отде­ляет часть из просфоры из этой жертвы. А так как на осно­ва­нии этого про­ро­че­ства святой Иоанн Пред­теча назвал Гос­пода Иисуса Агнцем: «Вот Агнец Божий, кото­рый берет на Себя грех мира», то и часть просфоры, пред­на­зна­ча­е­мая быть телом Гос­пода Иисуса в очи­ще­ние грехов всего мира, полу­чила назва­ние «Агнца».

Поста­вив на Дискос отде­лен­ную сере­дину просфоры печа­тью вниз, иерей делает на нижней сто­роне Агнца глу­бо­кий кре­сто­об­раз­ный надрез (до печати) и гово­рит: «Жрется (то есть при­но­сится в жертву – Ред.) Агнец Божий, взем­ляй грех мира за мир­ский живот и спа­се­ние».

Затем от про­ро­че­ства он пере­хо­дит к самому собы­тию и, каса­ясь копием правой сто­роны Агнца, гово­рит: один из воинов копьем прон­зил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видев­ший засви­де­тель­ство­вал, и истинно сви­де­тель­ство его (Ин.19:34—З5). Вместе с тем в Чашу (по-гре­че­ски Потир) вли­ва­ется вино, немного рас­тво­рен­ное водой в вос­по­ми­на­ние того, что из прон­зен­ного ребра Хри­стова истекла кровь и вода.

Исто­ри­че­ские сви­де­тель­ства об Агнце и его при­го­тов­ле­нии не отли­ча­ются глу­бо­кой древ­но­стью. Отсут­ствие древ­них сви­де­тельств об Евха­ри­сти­че­ском Агнце объ­яс­ня­ется тем, что про­ско­ми­дия, на кото­рой он при­го­тов­ля­ется,— явле­ние срав­ни­тельно позд­нее. В тече­ние дол­гого вре­мени она состо­яла в про­стом выборе из при­не­сен­ных наро­дом хлеба и вина лучших. Выбран­ный хлеб освя­щался в целом, нетро­ну­том виде, в кото­ром при­но­сился и раз­дроб­лялся на части только непо­сред­ственно перед при­об­ще­нием.

Сви­де­тель­ства об Евха­ри­сти­че­ском Агнце начи­нают встре­чаться с IХ—Х веков, хотя его при­го­тов­ле­ние не явля­ется еще обще­при­ня­тым литур­ги­че­ским дей­ствием. Первое по вре­мени упо­ми­на­ние об Евха­ри­сти­че­ском Агнце при­над­ле­жит Кон­стан­ти­но­поль­скому пат­ри­арху Гер­ману (умер в 740 г.). В основ­ной части это после­до­ва­ние свя­щен­но­дей­ствий сло­жи­лось таким обра­зом в Х—ХII веках, осталь­ные добав­ле­ния были сде­ланы в ХIV—ХV веках.

Как во время про­ско­ми­дии исполь­зу­ются другие просфоры

Из осталь­ных четы­рех просфор выни­ма­ются частицы, зна­ме­ну­ю­щие состав Церкви Небес­ной и земной. Иерей берет вторую просфору и, вос­по­ми­ная Пре­свя­тую Деву Бого­ро­дицу, выни­мает из просфоры частицу, кото­рую кладет на Дискос с правой сто­роны Агнца (от себя с левой), вблизи от его сере­дины, со сло­вами из псалма: пред­ста Царица одес­ную Тебе ( Пс.44:10 ). Эта просфора назы­ва­ется «Бого­ро­дич­ною».

Из тре­тьей – в память ветхо- и Ново­за­вет­вых святых, из чет­вер­той – за живых членов Церкви, из пятой – за усоп­ших.

Кроме того, выни­ма­ются также частицы и из пода­ва­е­мых веру­ю­щими просфор о здра­вии и упо­ко­е­нии с поми­но­ве­нием имен. Выну­тые из просфор частицы в конце Литур­гии погру­жа­ются в Святую Чашу, при про­из­не­се­нии свя­щен­ни­ком слов: «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде Кровию Твоею чест­ною, молит­вами святых Твоих».

Копие, кото­рым выре­за­ются частицы из просфор – орудие Про­мысла Божия

В своем духов­ном зна­че­нии копие в неко­то­рой мере подобно также Кресту Хри­стову, ибо как Крест был прежде ору­дием позор­ной казни, а во Христе сде­лался ору­дием спа­се­ния и славы Божией, так и копие, будучи ору­дием смерти, ста­но­вится во Христе ору­дием спа­се­ния верных для жизни вечной в славе Цар­ства Небес­ного. Послед­нее обсто­я­тель­ство сооб­щает освя­щен­ному цер­ков­ному копию бла­го­дат­ную силу, спо­соб­ную ока­зы­вать цели­тель­ное дей­ствие. В Треб­нике содер­жится крат­кое «После­до­ва­ние на страсть недуга… со святым копием», кото­рое творит свя­щен­ник над боль­ным чело­ве­ком, осеняя его кре­сто­об­разно копием.

Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние просфор

Духов­ное зна­че­ние копия ста­но­вится осо­бенно ясным при рас­смот­ре­нии сим­во­ли­че­ского зна­че­ния просфор, из кото­рых копием извле­ка­ются частицы. Просфора состоит из двух частей, кото­рые изго­тов­ля­ются из теста отдельно одна от другой и затем соеди­ня­ются вместе, при­ли­пая одна к другой. На верх­ней части ста­вится печать, изоб­ра­жа­ю­щая четы­рех­ко­неч­ный рав­но­сто­рон­ний крест с над­пи­сями над пере­кла­ди­ной креста IС и ХС (Иисус Хри­стос), под пере­кла­ди­ной НI КА (по-гре­че­ски – победа). Просфора, при­го­тов­лен­ная из муки от зерен бес­чис­лен­ного мно­же­ства коло­сьев, озна­чает и чело­ве­че­ское есте­ство, состо­я­щее из мно­же­ства эле­мен­тов при­роды, и чело­ве­че­ство в целом, состо­я­щее из мно­же­ства людей. При этом нижняя часть просфоры соот­вет­ствует зем­ному (плот­скому) составу чело­века и чело­ве­че­ства; верх­няя часть с печа­тью соот­вет­ствует духов­ному началу в чело­веке и чело­ве­че­стве, в кото­ром запе­чат­лен образ Божий и таин­ственно при­сут­ствует дух Божий. Божие при­сут­ствие и духов­ное начало про­ни­зы­вают собою все есте­ство чело­века и чело­ве­че­ства, что при изго­тов­ле­нии просфор отоб­ра­жа­ется добав­ле­нием святой воды и дрож­жей в воду. Святая вода зна­ме­нует при этом бла­го­дать Божию, а дрожжи – живо­тво­ря­щую силу Духа Свя­того, дающую жизнь вся­кому созда­нию. Это соот­вет­ствует словам Спа­си­теля о духов­ной жизни, стре­мя­щейся к Цар­ству Небес­ному, кото­рую Он упо­доб­ляет закваске, поло­жен­ной в муку, бла­го­даря чему посте­пенно под­ни­ма­ется все тесто.

Раз­де­ле­ние просфоры на две части види­мым обра­зом обо­зна­чает это неви­ди­мое раз­де­ле­ние есте­ства чело­века на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), нахо­дя­щи­еся в нераз­рыв­ном, но и нес­лит­ном един­стве, почему и изго­тов­ля­ются верх­няя и нижняя части просфор отдельно одна от другой, но затем соеди­ня­ются так, что ста­но­вятся одним целым.

Печать на верх­ней части просфоры обо­зна­чает види­мым обра­зом неви­ди­мую печать образа Божия, про­ни­ка­ю­щего все есте­ство чело­века и явля­ю­ще­гося высшим нача­лом в нем. Такое устрой­ство просфоры соот­вет­ствует устрой­ству чело­века до гре­хо­па­де­ния и при­роде Гос­пода Иисуса Христа, вос­ста­но­вив­шего в Себе это нару­шен­ное гре­хо­па­де­нием устрой­ство. Просфора поэтому явля­ется также зна­ме­нием Гос­пода Иисуса Христа, соеди­нив­шего в Себе Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую при­роду.

Просфора дела­ется круг­лой в знак веч­но­сти Христа и чело­ве­че­ства во Христе, вообще в знак того, что чело­век сотво­рен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора зна­ме­нует также тво­ре­ние Божие в един­стве небес­ной и земной обла­стей бытия и небес­ную и земную пол­ноту Церкви Хри­сто­вой.

Просфора, явля­ясь сим­во­лом обо­жен­ной Твари, может при­об­ре­тать разные зна­че­ния в зави­си­мо­сти от хода бого­слу­же­ния, зна­ме­нуя собою и отдель­ного чело­века, и все чело­ве­че­ство в целом. Когда из первой слу­жеб­ной просфоры выре­за­ется чет­ве­ро­част­ный Агнец, то это одно­вре­менно сим­во­ли­зи­рует и Рож­де­ние Иисуса Христа из пре­чи­стого чрева Девы Марии, и отде­ле­ние без­греш­ного и очи­щен­ного Боже­ствен­ным есте­ством чело­ве­че­ского есте­ства Иисуса Христа от среды греш­ного чело­ве­че­ства, от среды мира сего, от земной жизни. Это отде­ле­ние было про­из­ве­дено посред­ством злобы самих людей, пре­сле­до­вав­шей Христа от рож­де­ния и при­вед­шей Его к крест­ной смерти. В связи с этим нахо­дится то, что Агнец выре­за­ется копием.

Муд­рость устрой­ства просфоры поз­во­ляет ей быть и сим­во­лом Церкви, и вос­ста­нав­ли­ва­е­мой в ней через при­ча­стие Христу Бого­з­дан­ной чело­ве­че­ской при­роды. Просфоры в основ­ном явля­ются зна­ме­нием обо­жен­ной твари, зна­ме­нием Церкви, как веч­ного Цар­ства Божия, части­цей кото­рого стре­мится стать чело­век, при­но­ся­щий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из нее частицы.

Желез­ное острое копие, выре­за­ю­щее эти частицы, соот­вет­ственно озна­чает жиз­нен­ные испы­та­ния, кото­рые попус­ка­ются Богом со сто­роны враж­деб­ных чело­веку демон­ских сил, так что сами по себе эти испы­та­ния ока­зы­ва­ются, вопреки враж­деб­ной воле, необ­хо­ди­мым в усло­виях земной жизни ору­дием спа­се­ния чело­века, отсе­че­ния его гре­хов­ных при­вя­зан­но­стей и соеди­не­ния с Цер­ко­вью избран­ни­ков Божиих. Копие не создано только для удоб­ства выре­за­ния частиц из просфор. Если бы выде­ле­ние Агнца и частиц имело иной духов­ный смысл, оно могло совер­шаться или руками свя­щен­ника посред­ством отла­мы­ва­ния, или пред­ме­том, озна­ча­ю­щим что угодно, только не орудие жесто­ко­сти и телес­ной смерти.

Как про­ис­хо­дит пре­су­ществ­ле­ние Святых Даров

Пре­су­ществ­ле­ние (пре­ло­же­ние) – таким тер­ми­ном в Пра­во­слав­ном бого­сло­вии опре­де­ля­ется способ пре­бы­ва­ния Тела и Крови Гос­пода нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евха­ри­стии. В пре­су­ществ­ле­нии Цер­ковь видит чудо все­мо­гу­ще­ства Божия, подоб­ное сотво­ре­нию Богом мира из ничего. Самое суще­ство хлеба и самое суще­ство вина пре­ла­га­ется в суще­ство истин­ных Тела и Крови Хри­сто­вой, дей­ствием Свя­того Духа, Кото­рого свя­щен­ник при­зы­вает в это время для совер­ше­ния Таин­ства, молит­вою и сло­вами: «Низ­посли Духа Твоего Свя­таго на ны и на пред­ле­жа­щия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей чест­ное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, чест­ную Кровь Христа Твоего, пре­ло­жив Духом Твоим Святым».

Гос­подь вос­хо­тел, чтобы мы не видели телес­ными очами Тела и Крови Хри­сто­вых, но духом веро­вали, что это – Они, на осно­ва­нии слов, ска­зан­ных Хри­стом уче­ни­кам Своим на Тайной Вечери: Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя. Мы должны более веро­вать Боже­ствен­ному слову, силе Его, а не нашим чув­ствам, что и являет бла­жен­ство веры.

Как про­ис­хо­дит при­ча­ще­ние Святых Даров

Свя­щен­но­слу­жи­тели при­ча­ща­ются Тела и Крови Хри­сто­вой под обоими видами, отдельно, то есть сперва Тела, а затем Крови Хри­сто­вой. Затем Чаша со Свя­тыми Дарами выно­сится к миря­нам для при­ча­ще­ния.

По сви­де­тель­ству свя­того Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского, Иоанна Зла­то­устого, Кирилла Иеру­са­лим­ского, верные перед святым при­ча­ще­нием стояли в самой бла­го­го­вей­ной, невоз­му­ти­мой тишине, затем при­сту­пали к при­ча­ще­нию с накло­не­нием головы и даже всего тела, в знак своего бла­го­го­ве­ния к Святым Тайнам.

Вот что ска­зано в Цер­ков­ном Уставе о при­част­ни­ках: «Жела­ю­щие при­ча­ститься идут один за одним; покло­ня­ются со всяким уми­ле­нием и стра­хом, сложив руки у груди и так, с бла­го­го­ве­нием и тре­пе­том, при­ни­мают Боже­ствен­ные Тайны. Во время при­ча­ще­ния да при­сту­пят чинно, в глу­бо­ком сми­ре­нии, и Христу, истин­ной в тайнах Сущему под видом хлеба и вина кийждо да покло­нится еди­но­жды; руце к персем (к груди.— Ред.) кре­сто­об­разно сог­бенне имуще и Христа рас­пя­таго испо­ве­да­юще, и любовь к Нему имут». При­ча­стив­шийся целует Чашу и отхо­дит. Вот что напи­сано об этом в Уставе: «Прием (Тело и Кровь Хри­стову) честно да погло­тит и по уте­ре­нии уст покров­цем рукою свя­щен­ни­че­скою, лобы­зает край святой Чаши, яко само Хри­стово ребро, из него же истече кровь и вода, и отсту­пив мало, кла­ня­ется не до земли, ради охра­не­ния при­я­тых тайн; и стоит на своем месте, не гла­голя друг с другом, ниже да плюет, дон­деже анти­дор и вино пода­ется ему, и до скон­ча­ния литур­гии ждет неис­ходно, и молитвы бла­го­дар­ствен­ные по святом при­ча­ще­нии да совер­шит».

В древ­ней Церкви (до V в.) миряне при­ча­ща­лись иначе. Епи­скоп или свя­щен­ник пре­по­да­вал частицы Тела Хри­стова муж­чи­нам в руки, жен­щи­нам в чистые платки, а диакон затем давал всем им при­об­щаться Крови Хри­сто­вой прямо из Чаши. При этом рука свя­щен­но­слу­жи­теля, пре­по­да­ю­щая Тело Хри­стово, сим­во­ли­че­ски озна­чала клещи, кото­рыми Сера­фим взял уголь с алтаря Небес­ного и кос­нулся им уст про­рока Исаии, очи­стив их ( Ис.6:6 ). Этот уголь про­ро­че­ски изоб­ра­жал Тело Хри­стово, кото­рое должно было пре­по­да­ваться и пре­по­да­ется теперь в Ново­за­вет­ной Церкви. Край Чаши, к кото­рому при­ка­сался при­част­ник, озна­чал ребро Спа­си­теля, из коего истекли кровь и вода, когда воин прон­зил Его на Кресте. Так что при­ча­ща­ю­щийся Крови Хри­сто­вой как бы при­ни­кал устами к про­бо­ден­ным ребрам Гос­пода Иисуса Христа. Такой поря­док при­ча­ще­ния суще­ствует и сейчас для свя­щен­но­слу­жи­те­лей при архи­ерей­ском бого­слу­же­нии, когда епи­скоп пре­по­дает слу­жа­щим с ним свя­щен­ни­кам и диа­ко­нам своей рукой с их руки части Тела Хри­стова, а затем дает им при­об­щиться Крови Хри­сто­вой от Чаши, кото­рую держит в своих руках. Когда служит свя­щен­ник с диа­ко­ном, то первый пре­по­дает вто­рому таким же обра­зом Тело и Кровь Спа­си­теля.

Во время свя­ти­тель­ского слу­же­ния Иоанна Зла­то­уста жен­щина унесла частицу Тела Гос­подня в платке домой и пыта­лась исполь­зо­вать ее для кол­дов­ства. Узнав об этом, святой Иоанн Зла­то­уст дал рас­по­ря­же­ние по всем церк­вам при­ча­щать мирян посред­ством ложечки (лжицы), кото­рой извле­ка­ются из Чаши частицы Тела Хри­стова, пред­ва­ри­тельно погру­жен­ные в Кровь Его и про­пи­тан­ные Ею. При этом было вве­дено в обычай тут же запи­вать При­ча­стие теплой водой с вином для ясного сви­де­тель­ства того, что каждый миря­нин дей­стви­тельно при­ча­стился Святых Тайн. Так, каза­лось бы, случай спо­соб­ство­вал появ­ле­нию в каноне бого­слу­жеб­ных пред­ме­тов лжицы. Однако это был про­мыс­ли­тель­ный случай, бла­го­даря кото­рому при­ча­ще­ние мирян при­об­рело долж­ное сим­во­ли­че­ское соот­вет­ствие духов­ным исти­нам. Древ­ние тол­ко­ва­тели обра­тили вни­ма­ние на то, что Гос­подь, Сам совер­шая на Тайной Вечери пре­тво­ре­ние хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, дал Своим уче­ни­кам сна­чала Тело, а затем Кровь Свою из чаши. При­ча­ще­ние Святых Тайн прочих уве­ро­вав­ших людей нача­лось уже после Вос­кре­се­ния Христа, после стра­да­ний Гос­пода на Кресте, где всем людям, миру, было явлено обаг­рен­ное кровью тело рас­пя­того Спа­си­теля. В соот­вет­ствии с этим и пришел теперь по веле­нию свя­того Иоанна Зла­то­уста весь поря­док при­ча­ще­ния. Справа в алтаре, как в сион­ской гор­нице, свя­щен­но­слу­жи­тели, кото­рые в данном случае изоб­ра­жают бли­жай­ших ко Христу уче­ни­ков, Апо­сто­лов, при­об­ща­ются Святых Тайн раз­дельно, как они были пре­по­даны Хри­стом на Тайной Вечери и что вполне соот­вет­ствует и другим цер­ков­ным и бого­слу­жеб­ным отли­чиям, выде­ля­ю­щим освя­щен­ное духо­вен­ство от общей среды веру­ю­щих. Затем через отвер­стые Цар­ские врата Чаша, в кото­рой частицы Тела Хри­стова уже обаг­рены Его Кровью, тор­же­ственно выно­сится к миря­нам, что в целом зна­ме­нует Вос­кре­се­ние Гос­пода Иисуса Христа. Миряне при­ча­ща­ются, таким обра­зом, Тела и Крови, соеди­нен­ных вместе. Кроме того, при­ча­ще­ние мирян посред­ством лжицы духовно озна­чает, что веру­ю­щие во Христа соеди­ня­ются с Богом через посред­ство Церкви, пита­ю­щей их духов­ной пищей. Поэтому лжица озна­чает посред­ни­че­ство Церкви в духов­ном окорм­ле­нии людей в самом широ­ком смысле.

Что озна­чает вло­же­ние в Потир частиц, изъ­ятых из просфор

После того как при­ча­ще­ние мирян окон­чи­лось, диакон вла­гает в Потир те частицы, кото­рые были изъяты о Пре­свя­той Бого­ро­дице, о святых, о живых и мерт­вых. Частицы, выну­тые «О здра­вии и упо­ко­е­нии», вла­га­ются в Потир и, таким обра­зом, сопри­ка­са­ются с Телом и Кровью Христа Спа­си­теля. В этом-то и состоит сила и дей­ствен­ность изъ­я­тия частей из просфор. Тут не просто молитва того или иного живого или умер­шего, а очи­ще­ние грехов этой самой бес­кров­ной Жерт­вой. Тут каждая часть, про­ни­ка­ясь Кровью Спа­си­теля, дела­ется уже, так ска­зать, пред­ста­тель­ни­цей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умер­шем за Литур­гией в Пра­во­слав­ной Церкви всегда счи­та­лось самым спа­си­тель­ным и пло­до­твор­ным дей­ствием.

Как печется просфора

Просфоры при­го­тав­ли­ва­ются из лучшей пше­нич­ной муки, заме­шан­ной на чистой воде с добав­ле­нием соли, закваски из дрож­жей и святой воды, и выпе­ка­ются с чте­нием Иису­со­вой молитвы просфор­ни­цами – жен­щи­нами бла­го­че­сти­вой жизни.

Просфоры в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, по при­меру первых хри­стиан, пекут из квас­ного теста. «Хлеб квас­ный есть хлеб, как бы оду­шев­лен­ный через квас и истинно совер­шен­ный… Он пока­зы­вает, что Слово Божие, совер­шенно нас ради, вос­при­няло нашу плоть; Оно вопло­ти­лось, не изме­нив Своего есте­ства, и со сло­вес­ною и умною душою вос­при­няло чело­ве­че­ство; было совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным Чело­ве­ком, да и меня вос­со­зи­ждет всего… В хлебе квас­ном бывают три веще­ства, потому что душа наша трех­частна и в честь Троицы. Мука с заквас­кой озна­чают душу, вода – кре­ще­ние, а соль зна­ме­нует ум и учение Слова, Кото­рый сказал уче­ни­кам: «Вы есть соль земли» (Симеон Солун­ский).

Мука, вода и соль, соеди­нен­ные огнем, озна­чают, что Бог весь соеди­нился с нами и подает нам Свою помощь и содей­ствие, а осо­бенно то, что Он весь соеди­нился со всем нашим есте­ством.

Нельзя упо­треб­лять совсем черст­вые или заплес­не­ве­лые просфоры. Для Агнца удоб­нее брать просфору немного затвер­дев­шую (испе­чен­ную нака­нуне), нежели све­же­ис­пе­чен­ную, так как из первой легче выре­зать святой Агнец и по освя­ще­нии его удоб­нее раз­дроб­лять на частицы для при­ча­ще­ния мирян.

Ста­рин­ный способ выпечки:

Берут 1200 г. муки выс­шего сорта (круп­чатки). На дно посуды, в кото­рой будет заме­ши­ваться тесто, нали­вают немного святой воды, высы­пают 400 г. муки, обли­вают кипят­ком (для при­да­ния просфоре сла­до­сти и стой­ко­сти против заплес­не­ве­ния) и пере­ме­ши­вают. После охла­жде­ния в эту же посуду добав­ляют соль, раз­ве­ден­ную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тща­тельно пере­ме­ши­вают и после подъ­ема (через 30 минут) добав­ляют остав­шу­юся муку (800 г.) и снова все месят. После под­хож­де­ния (через 30 минут) тесто выкла­ды­вают на стол, хорошо нати­рают, рас­ка­ты­вают скал­кой листами нужной тол­щины, режут фор­мами на кружки (для нижней части форма побольше), поправ­ляют их руками, покры­вают влаж­ным поло­тен­цем, затем сухим и выдер­жи­вают 30 минут. На мень­шую, верх­нюю часть постав­ляют печать. Соеди­ни­тель­ные поверх­но­сти просфоры сма­чи­вают теплой водой, верх­нюю часть накла­ды­вают на нижнюю, про­ка­лы­вают обе части иглой, чтобы пре­ду­пре­дить обра­зо­ва­ния пустот. Затем просфоры ставят на про­ти­вень и пекут в печи до готов­но­сти (малые – 15 минут, слу­жеб­ные – 20 минут). Гото­вые просфоры выни­мают на стол, покры­вают сухим полот­ном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым спе­ци­ально для этого при­го­тов­лен­ным оде­я­лом. Просфоры «отды­хают» час. Когда они станут мяг­кими и осты­нут, их уби­рают в кор­зины или другие вме­сти­лища, куда ничего более, кроме просфор, не кла­дется.

Что такое анти­дор

В конце Литур­гии моля­щимся раз­да­ется анти­дор – малень­кие части просфоры, из кото­рой на про­ско­ми­дии был вынут Святой Агнец. Гре­че­ское слово анти­дор про­ис­хо­дит от гре­че­ских же слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный пере­вод этого слова – вме­сто­да­рие.

«Анти­дор,— гово­рит святой Симеон Солун­ский,— есть свя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние и кото­рого сере­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший боже­ствен­ные слова, пре­по­да­ется вместо страш­ных Даров, то есть Тайн, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их».

Обычай раз­да­вать анти­дор возник, по-види­мому, в те вре­мена, когда исчезла древ­няя тра­ди­ция при­ча­ще­ния всех при­сут­ству­ю­щих на Литур­гии. В древ­ней Церкви каждый при­сут­ство­вав­ший на Литур­гии считал обя­зан­но­стью при­ча­щаться. Даже те, кото­рые не могли при­сут­ство­вать на Боже­ствен­ной Вечери, счи­тали слиш­ком тяже­лым для себя лише­ние Святых даров. Вот почему дья­коны раз­но­сили дары боль­ным, заклю­чен­ным в тем­ни­цах, нахо­див­шимся под стра­жей. Те, кто отправ­лялся в дорогу, брали дары с собой.

Но впо­след­ствии такая рев­ность ослабла, как оску­дела и любовь к Гос­поду Иисусу Христу. Многие совсем пере­ста­вали ходить к Боже­ствен­ной Литур­гии, а из тех, кто при­хо­дил, боль­шин­ство не при­ни­мало уча­стия в Боже­ствен­ной Вечери. Вот почему вместо Святых даров начали раз­да­вать те хлебы, кото­рые оста­ва­лись от жертвы бес­кров­ной. Сна­чала это назы­вали бла­го­сло­ве­нием (по-гре­че­ски – евло­гиа), потому что эти хлебы, хотя и не освя­ща­лись как Святые Дары при­зы­ва­нием Свя­таго духа, но бла­го­слов­ля­лись и освя­ща­лись уже тем, что были в числе пред­ло­же­ния. Так как тут про­ис­хо­дило сме­ше­ние поня­тий (бла­го­сло­ве­нием – евло­гиа – назы­ва­лась и сама Боже­ствен­ная Вечеря), то раз­да­ва­ние хлебов стали назы­вать анти­до­реа, анти­дор, что озна­чает воз­да­я­ние, воз­на­граж­де­ние.

Первое сви­де­тель­ство о раз­да­ва­нии частиц анти­дора не при­ча­щав­шимся Святых Тайн отно­сится к VII веку и содер­жится в пра­ви­лах IХ Камнет­ского Собора в Галлии.

В Восточ­ной Церкви упо­ми­на­ние об анти­доре впер­вые появ­ля­ется не ранее ХI века. Древ­ней­шим можно счи­тать сви­де­тель­ство «Изъ­яс­не­ния на литур­гию» Гер­мана Кон­стан­ти­но­поль­ского по списку ХI века. Далее сле­дует ука­зать сви­де­тель­ство Валь­са­мона (ХII в.) в 15‑м ответе Алек­сан­дрий­скому пат­ри­арху Марку.

Согласно Номо­ка­нону, при недо­ста­точ­но­сти для анти­дора частиц просфоры, из кото­рой вынут Святой Агнец, можно упо­треб­лять для его при­го­тов­ле­ния просфору в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Согласно ука­за­нию Корм­чей, анти­дор не пре­по­да­ется невер­ным и нахо­дя­щимся под эпи­ти­миею.

Что такое артос

Слово артос (по-гре­че­ски – квас­ной хлеб) – общий всем членам Церкви освя­щен­ный хлеб, иначе – просфора все­це­лая.

Артос в про­дол­же­нии всей Свет­лой сед­мицы зани­мает в храме самое видное место, вместе с обра­зом Вос­кре­се­ния Гос­подня и, в заклю­че­ние пас­халь­ных тор­жеств, раз­да­ется веру­ю­щим.

Упо­треб­ле­ние артоса начи­на­ется с самого начала хри­сти­ан­ства. В соро­ко­вой день по Вос­кре­се­нии Гос­подь Иисус Хри­стос воз­несся на небо. Уче­ники и после­до­ва­тели Хри­стовы нахо­дили уте­ше­ние в молит­вен­ных вос­по­ми­на­ниях о Гос­поде – они при­по­ми­нали каждое Его слово, каждый шаг и каждое дей­ствие. Когда схо­ди­лись на общую молитву, они, вспо­ми­ная Тайную Вечерю, при­ча­ща­лись Тела и Крови Хри­сто­вых. Готовя обык­но­вен­ную тра­пезу, они первое место за столом остав­ляли неви­димо при­сут­ству­ю­щему Гос­поду и пола­гали на это место хлеб. Под­ра­жая Апо­сто­лам, первые пас­тыри Церкви уста­но­вили в празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова пола­гать в храме хлеб, как в види­мое выра­же­ние того, что постра­дав­ший за нас Спа­си­тель сде­лался для нас истин­ным хлебом жизни. На артосе изоб­ра­жен крест, на кото­ром виден только тер­но­вый венец, но нет Рас­пя­того – как зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или изоб­ра­же­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова. С арт­осом соеди­ня­ется и древ­нее цер­ков­ное пре­да­ние, что Апо­столы остав­ляли за столом часть хлеба – долю Пре­чи­стой Матери Гос­пода в напо­ми­на­ние посто­ян­ного обще­ния с Ней – и после тра­пезы бла­го­го­вейно делили эту часть между собой. В мона­сты­рях этот обычай носит назва­ние Чин о Пана­гии, то есть вос­по­ми­на­ние о Все­свя­тей­шей Матери Гос­пода. В при­ход­ских церк­вах этот хлеб Бого­ма­тери вспо­ми­на­ется раз в год в связи с раз­дроб­ле­нием артоса.

Освя­ща­ется артос особой молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в первый день Святой Пасхи на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. На солее, против Цар­ских врат, на уго­то­ван­ном столе или аналое пола­гают артос. Если при­го­тов­лено несколько арт­осов, то все они одно­вре­менно освя­ща­ются. После каж­де­ния вокруг стола с уста­нов­лен­ным арт­осом свя­щен­ник читает молитву: «Боже Все­силь­ный и Гос­поди Все­дер­жа­телю, Иже рабом Твоим Мои­сеем во исходе Изра­и­леве от Египта, и в осво­бож­де­нии людей Твоих от горь­кий работы фара­о­новы, агнца заклати пове­лел еси, про­об­ра­зуя на Кресте заклан­наго волею нас ради Агнца, взем­лю­щаго всего мира грехи, воз­люб­лен­наго Сына Твоего, Гос­пода нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, сми­ренно молим Тя, призри на хлеб сей, и бла­го­слови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в вос­по­ми­на­ние слав­наго Вос­кре­се­ния Того­жде Сына Твоего Гос­пода нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нере­ши­мых уз раз­ре­ше­ние, сво­боду и про­ве­де­ние улу­чи­хом, пред Твоим вели­че­ством ныне во все­свет­лый сей, пре­слав­ный и спа­си­тель­ный день Пасхи, сей при­но­сим: нас же сего при­но­ся­щих, и того лоб­за­ю­щих и от него вку­ша­ю­щих, Твоему небес­ному бла­го­сло­ве­нию при­част­ники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здра­вие всем пода­вая. Ты бо еси источ­ник бла­го­сло­ве­ния и цель­бам пода­тель, и Тебе славу вос­сы­лаем Без­на­чаль­ному Отцу, со Еди­но­род­ным Твоим Сыном, и Пре­свя­тым и Благим и Живо­тво­ря­щим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окроп­ляет артос святой водой, говоря: «Бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется артос сей окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя, во имя Отца и Сына и Свя­таго духа. Аминь» (трижды). Аналой с арт­осом ставят на солее пред обра­зом Спа­си­теля, где артос лежит в тече­ние всей Святой сед­мицы. Его сохра­няют в храме всю Свет­лую сед­мицу на аналое перед ико­но­ста­сом. Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии Литур­гии с арт­осом тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма.

В суб­боту Свет­лой сед­мицы по заам­вон­ной молитве чита­ется молитва на раз­дроб­ле­ние артоса: «Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангель­ский, Хлебе жизни вечныя, соше­дый с Небесе, напи­тавый нас во все­свет­лыя сия дни пищею духов­ною Твоих Боже­ствен­ных бла­го­де­я­ний, три­днев­наго ради и спа­си­тель­наго Вос­кре­се­ния! Призри и ныне, сми­ренно молим Тя, на мольбы и бла­го­да­ре­ния наша, и якоже бла­го­сло­вил еси пять хлебов в пустыни, и ныне бла­го­слови хлеб сей, яко да вси, вку­ша­ю­щии от него, телес­наго и душев­наго бла­го­сло­ве­ния и здра­вия спо­до­бятся бла­го­да­тию и щед­ро­тами Твоего чело­ве­ко­лю­бия. Ты бо еси освя­ще­ние наше, и Тебе славу воз­сы­лаем, со Без­на­чаль­ным Твоим Отцем и Все­свя­тым, и Благим, и Живо­тво­ря­щим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раз­дроб­ля­ется и в конце Литур­гии при цело­ва­нии Креста раз­да­ется народу как свя­тыня.

Род артоса на нижней сте­пени освя­ще­ния пред­став­ляет пас­халь­ный кулич, цер­ковно-обря­до­вая пища, но вовсе не мир­ская рос­кошь.

О вку­ше­нии просфоры, анти­дора и артоса

Просфора, кото­рая дается после окон­ча­ния Литур­гии, явля­ется свя­ты­ней и бла­го­го­вейно вку­ша­ется веру­ю­щим прежде при­ня­тия всякой пищи.

По пра­ви­лам Церкви, анти­дор должен быть вку­шаем в храме, нато­щак и с бла­го­го­ве­нием, потому что это хлеб святой, хлеб с жерт­вен­ника Божия, часть от при­но­ше­ний к алтарю Хри­стову, от кото­рого и полу­чает небес­ное освя­ще­ние.

Частицы артоса, полу­чен­ные в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей. Артос упо­треб­ля­ется в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, и всегда со сло­вами «Хри­стос вос­кресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испор­тив­ши­еся просфору и артос сле­дует жечь самому (или отне­сти для этого в цер­ковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на при­ня­тие просфоры и святой воды

Гос­поди Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в про­све­ще­ние ума моего, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела моего, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по без­пре­дель­ному мило­сер­дию Твоему молит­вами Пре­чи­стыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Почему Цер­ковь освя­щает куличи и пасхи

Пасха хри­сти­ан­ская есть Сам Хри­стос Своим Телом и Кровью. «Пасха Хри­стос изба­ви­тель», как поет Цер­ковь и гово­рит апо­стол Павел ( 1Кор.5:7 ). Поэтому осо­бенно сле­дует при­ча­щаться в день Пасхи. Но так как многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют обычай при­ни­мать Святые Тайны в про­дол­же­ние Вели­кого поста и в свет­лый день Вос­кре­се­ния Хри­стова при­ча­ща­ются немно­гие, то, по совер­ше­нии Литур­гии, в этот день бла­го­слов­ля­ются и освя­ща­ются в храме особые при­но­ше­ния веру­ю­щих, обык­но­венно назы­ва­е­мые пас­хами и кули­чами, чтобы вку­ше­ние от них напо­ми­нало о при­ча­ще­нии истин­ной Пасхи Хри­сто­вой и соеди­няло всех верных во Иисусе Христе.

Упо­треб­ле­ние освя­щен­ных пасох и кули­чей в Свет­лую сед­мицу у пра­во­слав­ных хри­стиан можно упо­до­бить вку­ше­нию вет­хо­за­вет­ной пасхи, кото­рую в первый день сед­мицы пас­халь­ной народ Бого­из­бран­ный вкушал семейно ( Исх.12:3-4 ). Так же по бла­го­сло­ве­нию и освя­ще­нию хри­сти­ан­ских пасох и кули­чей веру­ю­щие в первый день празд­ника, придя из храмов домой и окон­чив подвиг поста, в знак радост­ного еди­не­ния, всей семьей начи­нают и телес­ное под­креп­ле­ние – пре­кра­щая гове­ние, все едят бла­го­сло­вен­ные куличи и пасху, упо­треб­ляя их в тече­ние всей Свет­лой сед­мицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *