Антигравитация что это такое простыми словами
Значение слова «антигравитация»
Теоретически, антигравитация запрещена как принципом эквивалентности сил гравитации и инерции, так и общей теорией относительности из-за отсутствия отрицательной массы, необходимой для создания отрицательной кривизны пространства.
Проблема возможности антигравитации напрямую связана с проблемой возможности гравитационного отталкивания как такового. В настоящий момент вопрос существования антигравитации остаётся открытым, в том числе и потому, что природа гравитации находится на начальной стадии изучения.
В рамках обнаружения антигравитации проводятся исследования гравитационных свойств антиводорода.
Довольно часто (особенно в научной фантастике) термин «антигравитация» используется некорректно — для обозначения гравитационного отталкивания как явления, противоположного гравитационному притяжению (гравитации) небесных тел (например, Земли). Но на самом деле антигравитация и гравитационное отталкивание не есть одно и то же[уточните ссылку (уже 436 дней)].
В научной фантастике термином «антигравитация» нередко обозначается более широкая группа явлений — от экранирования (гашения) гравитации до гравитационного отталкивания тел.
а̀нтигравита́ция
1. предполагаемое противодействие вплоть до полного гашения или даже превышения гравитационного притяжения гравитационным отталкиванием
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расслоиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Антигравитация
Антигравитация — обнуление или инвертирование гравитации. Т. е. явление (обычно вызываемое искусственно), при котором тело (обычно летательный аппарат или некое место обитания — от летающего здания до летающего острова) не подвержено силе тяжести или же эта сила меняет знак (с притяжения на отталкивание). Что характерно, почти всегда носит избирательный характер, т. е. существа на борту гравилета или летающего острова спокойно ходят по полу, а не взлетают к потолку.
Возможна ли антигравитация в принципе, точно не известно, поскольку пока еще толком неизвестно, что такое, собственно, гравитация (в отличие от трех остальных фундаментальных взаимодействий). Однако, если прав Эйнштейн с его ОТО (а ее пока еще никому не удалось опровергнуть), антигравитация невозможна, поскольку нарушает принцип эквивалентности гравитации и инерции (как в стоящем на Земле, так и в разгоняющемся с ускорением 1g корабле сила, действующая на объекты внутри, будет совершенно аналогичной — а вот если один из этих объектов антигравитационный, картина в двух этих случаях станет противоположной). Тем не менее, в фантастике антигравитация представлена очень широко (нарядку с искусственной гравитацией, позволяющей создать нормальную силу тяжести на летящем без ускорения корабле без помощи вращения).
Антигравитацию не следует путать с левитацией — возможностью летать без помощи технических приспособлений. ИРЛ левитация представляет собой банальную архимедову силу — поэтому воздушные шары и газовые дирижабли могут летать, не прилагая совершенно никаких усилий. Также, как отмечали Братья Стругацкие («Понедельник начинается в субботу»), широко известна левитация птиц и насекомых, хотя считать ли естественные крылья за приспособления — вопрос спорный. К левитации также можно отнести преодоление силы тяжести с помощью магнитного отталкивания (в фантастике — остров Лапута, ИРЛ — сверхпроводник в магнитном поле, другой вопрос в том, что силы планетарного динамо недостаточно для левитации сверхпроводников).
В твердой научной фантастике антигравитации нет, и с гравитационным полем планеты борются старым добрым способом, каким боролся дедушка Королёв: ускорение свыше одного G и много dV (а для создания силы тяжести в звездолётах используют вращающиеся блоки-центрифуги, что очень плохо сказывается на их обитателях). В средне-твердой антигравитация может работать только вблизи планеты и используется для выхода из атмосферы; ограничения там те же, что и для гипердрайва — вне гравитационного поля планеты не от чего отталкиваться (а звезда слишком далеко).
В мягкой фантастике существуют гравитационные двигатели. Подробнее — см. гипердрайв
И всё-таки? [ править ]
Гравитация — одно из четырех фундаментальных взаимодействий, самое слабое по силе, зато обладающее охрененно большой дальностью, и самое заметное из всех, ибо порождает силу тяжести. Всё, что имеет массу, порождает гравитацию. Отсюда следует простой вывод: антигравитации не существует, как не существует и искусственной силы тяжести (потому что для этого нужна существенная масса). Однако можно придумать кучу разных способов, как с этой самой гравитацией немного побороться. Банальнейшим способом является левитация — это способность парить аки воздушный шарик в позе лотоса в метре над землёй, издевательски хихикая над отпадающими челюстями. Это возможно — в достаточно сильном электромагнитном поле не только лягушки в воздухе могут плавать аки рыбы в воде. Электромагнитное взаимодействие — это ещё одно фундаментальное взаимодействие, как и гравитация, но в отличие от неё мы можем им управлять. Поэтому в действительно твёрдой научной фантастики слово «антигравитация» может употребляться только в контексте прямой речи человека, с физикой не знакомого.
Можно ли создать антигравитацию?
Одним из самых удивительных фактов в науке является то, насколько универсальны законы природы. Каждая частица подчиняется одним и тем же правилам, испытывает одни и те же силы, существует в одних и тех же фундаментальных константах, независимо от того, где и когда находится. С точки зрения гравитации каждая отдельная частичка Вселенной испытывает одно и то же гравитационное ускорение или же одну и ту же кривизну пространства-времени, независимо от того, какими свойствами обладает.
Антигравитация может дать нам очень многое.
Существует ли антигравитация?
Но в случае с антиматерией мы никогда не могли все это измерить. Мы применяли негравитационные силы к антиматерии и видели, как она ускоряется; мы создавали и уничтожали антиматерию; мы точно знаем, как ведет себя ее инерционная масса — точно так же, как инерционная масса обычного вещества. F = ma и E = mc 2 работает в случае с антиматерией так же, как и с обычной материей.
Но если мы хотим узнать гравитационное поведение антиматерии, мы не можем просто взять за основу теорию; нам придется измерить ее. К счастью, в настоящее время проводится эксперимент, задача которого выяснить именно это: эксперимент ALPHA в ЦЕРН.
Одним из больших прорывов, случившихся за последнее время, стало создание не только частиц из антиматерии, но и нейтральных, устойчивых связанных состояний в них. Антипротоны и позитроны (антиэлектроны) могут быть созданы, замедлены и принуждены взаимодействовать друг с другом с образованием нейтрального антиводорода. Используя комбинацию электрических и магнитных полей, мы можем ограничить эти антиатомы и поддерживать их в стабильном состоянии вдали от материи, которая приведет к аннигиляции в случае столкновения.
Нам удалось успешно поддерживать их в стабильном состоянии в течение 20 минут за раз, что намного превышает микросекундные временные масштабы, которые обычно переживают нестабильные фундаментальные частицы. Мы обстреливали их фотонами и обнаружили, что они имеют те же спектры излучения и абсорбции, что и атомы. Мы определили, что свойства антиматерии такие же, как предсказывает стандартная физика.
Аналог антивещества для каждой частицы материи должен иметь:
Некоторые из этих свойств измерялись в течение долгого времени: инерционная масса антиматерии, электрический заряд, спин и магнитные свойства хорошо известны, изучены. Связывающие и переходные свойства измерялись другими детекторами на эксперименте ALPHA и совпадают с предсказаниями физики элементарных частиц.
Но если гравитационное ускорение окажется отрицательным, а не положительным, это буквально перевернет мир вверх дном.
В настоящее время нет такого понятия, как гравитационный проводник. На электрическом проводнике свободные заряды живут на поверхности и могут перемещаться, перераспределяя себя в ответ на любые заряды поблизости. Если у вас есть электрический заряд за пределами электрического проводника, внутренность проводника будет экранирована от этого источника электричества.
Гравитация имеет самое фундаментальное значение в сотворении всего, что нас окружает.
Но защититься от силы тяготения нет никакого способа. Нет никакого способа настроить равномерное гравитационное поле в определенной области пространства, как, например, между параллельными пластинами электрического конденсатора. Причина? В отличие от электрической силы, которая генерируется положительными и отрицательными зарядами, существует только один тип гравитационного «заряда» — масса/энергия. Гравитационная сила всегда притягивает и никак это не изменить.
Но если у вас будет отрицательная гравитационная масса, все меняется. Если антиматерия на самом деле проявляется антигравитационные свойства, падает вверх, а не вниз, то в свете гравитации она состоит из антимассы или антиэнергии. Согласно законам физики, которые мы знаем, антимассы или антиэнергии не существует. Мы можем представить их и представить, как они будут себя вести, но мы ожидаем, что антиматерия будет иметь нормальную массу и нормальную энергию, если речь о гравитации.
Если же антимасса действительно существует, множество технических достижений, о которых грезили писатели-фантасты многие годы, внезапно станет физически осуществимо.
Это невероятная возможность, которая считается практически невозможной всеми физиками-теоретиками. Но какими бы дикими или немыслимыми не были ваши теории, вы должны подкреплять их или опровергать исключительно экспериментальными данными. Только измеряя Вселенную и подвергая ее проверкам, вы можете точно узнать, как действуют ее законы.
Пока мы не измерим гравитационное ускорение антиматерии с точностью, необходимой для определения того, падает она вверх или вниз, мы должны быть открытыми для варианта, что природа ведет себя не так, как мы от нее ожидаем. Принцип эквивалентности может не работать в случае с антиматерии; он может быть на 100% антипринципом. И в таком случае откроется мир совершенно новых возможностей. Ответ мы узнаем через несколько лет, проведя простейший эксперимент: поместим антиатом в гравитационное поле и посмотрим, как он будет падать.
Вверх или вниз, сделаете ставку? Расскажите в нашем чате в Телеграме.
Антигравитация – технология, история и перспективы
Антигравитация, это звучит таинственно. Одно это слово может взбесить дюжину скептиков. Почем мы говорим о ней? Тому есть причины. В конце прошлого года в своей статье, посвященной двигателю EmDrive, я предсказывал, что освоение этого типа двигателя, работающего на каких-то непонятных физических принципах, а освоят его, в первую очередь, военные, неминуемо приведет к началу космической гонки.
Хотя это странное, похожее на ведро, устройство, было создано на Западе изобретателем Робертом Шоером (?), первыми за его практическое освоение взялись китайцы. И это понятно – китайцы люди практичные, и им нет дела до теории относительности, западной космологии или закона сохранения импульса, которые не допускают возможности существования таких двигателей. В конце прошлого года в западную прессу просочилась информация, что двигатели типа EmDrive китайцы доработали настолько, что намерены использовать как двигатели малой тяги на своих спутниках.
Появление нового космического двигателя, да еще и без отбрасывания массы, которому не нужно топливо, который не оставляет теплового следа, и потребляет лишь ту энергию, которую получает от солнечных батарей, это прорыв. Такой двигатель позволяет не только менять орбиту, переходить с низкой на высокую, он позволяет сближаться и уничтожать вражеские спутники. Для Китая такая технология – шанс получить военный перевес в космосе. Для Соединенных Штатов – угроза утраты военно-стратегического паритета. И они отреагировали. 18 мая в недрах Военно-Воздушных сил было создано специальное управление по космическим операциям. И как считает газета «Гардиан» это напрямую связано с двигателем EmDrive и китайской космической угрозой.
Конечно, эта штука пока не есть полноценная «летающая тарелка», способная всосать в себя по синему лучу корову или зазевавшегося дровосека, но это реальная антигравитационная технология, которая еще будет дорабатываться и совершенствоваться. В принципе, такой двигатель позволяет и резко сократить расходы по выведению грузов на геостационарную орбиту. Как подсчитали специалисты фирмы «Каннадрайв», примерно в 4 раза.
Впрочем, прежде чем дальше говорить об антигравитации, нужно разобраться с терминами.
И прежде всего, что такое гравитация? Как известно, это сила взаимодействия между двумя телами, пропорциональная величине их масс и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними. Считается, что в 1687 году Исаак Ньютон «открыл» это фундаментальное взаимодействие. В случае малых скоростей описывается теорией тяготения Ньютона, а в общем случае описывается общей теорией относительности Эйнштейна. Для элементарных частиц гравитационное взаимодействие предположительно описывается квантовой теорией гравитации, которая ещё не разработана.
Так пишут в учебниках. Поскольку большинство из нас, это обычные приспособленцы, мы принимаем жизнь как есть, и вообще нам наплевать, что пишут в учебниках, то сомнений не возникает. Но изредка встречаются и пытливые умы. И они спрашивают – а с какой это стати все тела должны притягиваться? Что это за гравитационное поле, как оно возникает, как действует, с какой скоростью распространяется, на какое расстояние? И ведь и в самом деле – уж очень оно похоже на некий непостижимый «святой дух». Какая-то уж очень таинственная сущность получается – действует на бесконечно большое расстояние, но материального носителя не имеет, не имеет, в отличие от электромагнитного поля, ни скорости, ни частоты, ничем не экранируется, ничего. Зато оно жестко ограничивает нашу свободу, и прекрасно дружит с заборами из колючей проволоки и артиллерийскими снарядами – помогает им лететь в нужное место.
Рискну предположить, что западные ученые так любят гравитацию, и упорно не желают ее изучать, что гравитация – это лучший друг любого монарха, любого тирана и государства: она мощно и упрямо ограничивает свободу их подданных. Поставил забор вокруг своего замка или крепости, и все – гравитация твой лучший друг.
Хочу напомнить, с каким трудом прокладывала себе дорогу авиация, ведь еще в 1895 году лорд Кельвин, президент Лондонского Королевского общества заявил, что «Невозможно создать летающие аппараты тяжелее воздуха». Вообще он много чего говорил, например, «У радио нет будущего» и «Рентгеновское излучение — шарлатанство», чем-то мне Круглякова и Гинзбурга напоминает.
С точки зрения государства, конечно, позволить людям свободно перемещаться, и тем более – летать, очень опасно. И тут параллель между антигравитационными технологиями, воздухоплаванием и авиацией напрашивается: во всех этих случаях очевиден интерес рядовых граждан – и неприятие и сопротивление правителей.
Но прежде чем продолжать, нужно разобраться, чем является антигравитация, а чем – нет. Воздушный шар, самолет и ракета не являются антигравитационными технологиями, поскольку они не изменяют вес самого объекта. Для антигравитационных технологий характерно – быстрое вращение, мощное электрическое и магнитное поле, свечение, снижение температуры, а также ряд непонятных явлений и воздействие на живые организмы.
История антигравитационных технологий начинается еще в конце 19 века. Во всяком случае, так считает Ник Кук, редактор журнала «Джейн Дефенси Уикли», ставший первым историком антигравитации. И автором книги «The hunt for zero point». Обычно с этими технологиями связывают имя Николы Теслы. Но был еще один герой, Джон Уоррел Кили, создатель «аэро навигатора». Кили был весьма незаурядной, таинственной личностью, хотя в конце жизни обрел репутацию манипулятора и жулика. Тем не менее, его научные работы впечатляют, а его терминология и идеи, без сомнения, повлияли на Теслу.
Понятное дело, что Ник Кук слабо знаком с тем, что делалось в конце 19-го – начале 20-го веков в России и Германии, а там тоже были интересные разработки. Например, в своей книге «Новые космические технологии» Александр Фролов упоминает имя некоего Владимира Ивановича Коровина, инженера и богатого человека, который был знаком с Циолковским и еще в 1917 году построил некий аппарат, на котором, в присутствии толпы и журналистов, благополучно улетел в неизвестном направлении. Скорее всего, в Париж, где он заканчивал политехнический. Улетел, и правильно сделал – время было лихое.
В 1919 году два немецких инженера, Ковски и Фрост добились эффекта левитации пьезокристалла в высокочастотном электромагнитном поле. Сообщается, что кристалл при этом раздулся, как воздушный шар, увеличив свой объем в тысячи раз, но сохранил форму, и поднял приличный груз – в 25 килограммов.
Еще позднее были установки «Репульсин» Шаубергера, которая поднималась в воздух, и таинственный «Колокол». Все это бешено вращалось, а колокол еще и заправлялся радиоактивным топливом, если так можно это назвать. Интересно, что на Западе предпочитают не упоминать не только инженера Коровина, но и немецкие летающие тарелки, построенные при нацистах доктором Шуманом из Мюнхенского технического университета. Они поднялись в воздух еще в 1934 году, курировал проект техническое подраздаление СС Entwicklungsstelle 4. Есть информация, что в них использовался генератор Ван де Граафа и конвертер Ганса Колера.
Можно ли верить подобной информации? Я не журналист из Рен-ТВ, я не заинтересован в том, чтобы состряпать сенсацию. Но я убежден, что информация немецких летающих тарелках заслуживает доверия. Почему? По нескольким причинам.
Из западных исследователей выделяется Томас Таунсенд Браун. Он создал так называемый «гравитатор». Хотя на вид это было довольно скромное устройство, оно имело соотношение получаемой тяги к потребляемой энергии 2000 ньютон на 1 киловатт, то есть в 130 раз больше, чем реактивный двигатель космического челнока. Десятикилограммовый электрогравитатор мог не только терять вес, но и увеличивать его примерно на 1%. В земных условиях это не очень много, но как двигатель для спутника – это отличный результат, поскольку топливо для него не требуется. Другими словами, гравитатор Таунсенда Брауна является прямым предшественником двигателя EmDrive.
На Брауна, в конце концов, обратили внимание военные. Так возник проект Винтерхейвен, целью которого было создать сверхзвуковое воздушное судно. По расчетам выходило, что если в антигравитаторе удастся удерживать напряжение в 5 миллионов вольт, оно сможет летать со скоростью в 1,5 Маха, а в верхних слоях атмосферы – 2,4 Маха. Что интересно, как подметил профессор Пол Лавиолет, построенный Брауном прототип нарушал законы термодинамики, и генерировал энергии в 8 раз больше, чем потреблял! Попав в лапы к военным Браун поплатился своей свободой – он больше не смог ничего публиковать. Счастье длилось недолго. Примерно с 1956 года научная дискуссия по антигравитационным технологиям на Западе была прекращена, а все исследования были засекречены. К тому времени в работах по антигравитационным технологиям участвовало два десятка компаний, включая таких гигантов как «Боинг» и «Локхид». Правда, в 1960-е годы Таунсенд Браун получил несколько патентов на электрогравитационные движители.
Профессор Виолет приводит интересные данные по электрогравитационному движителю Брауна. Поскольку аппарат, по сути дела, сам себя обеспечивает энергией, то топливо, например, для полета на Марс бы вообще не потребовалось, перелет потребовал бы минимум средств и мог бы пройти за неделю. Еще интереснее выглядят расчеты для полета, скажем, до ближайшей звездной системы. Поскольку ограничения теории Эйнштейна тут не действуют, антигравитаторы – это уже физика эфира, то ничто не мешает двигаться и со сверхсветовой скоростью. Таким образом, полет до Альфы Центавра может занять всего пару месяцев.
За последние 60 лет информация о разработках с антигравитационными двигателями была скудной, но тем не менее, благодаря усилиям Ника Кука, бывшего редактора Джейн Дифенс Уикли, мы знаем главное: военные действительно занимались такими проектами. Ходят упорные слухи о проекте «Аврора», аппарате треугольной формы, который является гибридом – он теряет вес не полностью, а на 90%, может взлетать с небольших площадок, и применяться в бою. Полной уверенности в том, что это аппарат нашего, земного происхождения, нет, но видели их неоднократно. Последний раз – 9 февраля в Калифорнии, в окружении военных грузовиков.
Второй аппарат, который многие из нас видели, также имеет гибридный двигатель. Это стратегический бомбардировщик Б-2. Еще в начале 1990-х профессор Лавиолет доказал, что у этого летательного аппарата есть весьма странные особенности, которые не присущи больше никому. Это способность перелетать на огромные расстояния без дозаправки, скорость, невидимость для радаров, и наконец, бесшумность. Стоимость аппарата – запредельная: 2 миллиарда долларов. По слухам, из-за незнания техники безопасности при работе с этим самолетом погибло 20 человек механиков – их убило мощным разрядом статического электричества. После этого обычные резиновые шины самолета заменили на металлизированные, чтобы при посадке он мог сбрасывать накопленный разряд. Хорошо видна и необычная передняя кромка крыла этого чуда техники. Считается, что она позволяет создавать облако плазмы, в котором и скрывается от радаров это чудо техники.
Кроме того, как говорится, шила в мешке не утаишь, и за тридцать лет случилось несколько утечек информации, благодаря которым мы узнали, что антигравитационные технологии хорошо известны военным инженерам, и – что немаловажно, нам постоянно врут, мол, ничего этого нет. В том, что военные и правительства постоянно лгут нам, нет ничего нового, но странное дело, что людей, которые продолжают верить властям, меньше не становится.
Здесь, на мировой периферии – а Украина и Россия это, как ни крути, мировая провинция, мы практически не знакомы с западными авторами, а на Западе существует целая литература по антигравитационным технологиям. Снимаются фильмы, пишутся книги, проводятся конференции – и их становится все больше. Свидетельств и доказательств существования антигравитационных технологий – масса. Больше того, каждый может смастерить простейшее устройство под названием «шляпа Фролова», и убедиться, что таки да, «что-то в этом есть».
Если коротко, это теории Ацюковского, Антонова, Букова, Мисюченко, Пола Лавиолетта и других. В чем согласны все эти ученые, «так называемое гравитационное воздействие – это простое механическое выдавливание тела из более плотных областей эфирной среды в менее плотные». Как писал один из наших теоретиков-эфирщиков, Владимир Антонов, «В реальных земных условиях все тела находятся одновременно в двух средах – вещественной (газы, жидкости) и всепроникающей эфирной. Выдавливающее действие этих сред противоположно друг другу, поскольку, чем больше эфира, тем меньше вещества и, наоборот, поэтому так называемая сила тяготения (сила выдавливания эфира) противоположна по направлению Архимедовой силе (силе выдавливания вещественной среды)», «…никакого тяготения в смысле физического притяжения в природе нет и быть не может». «Гравитация – это эфирный закон Архимеда». Эфир плотнее вещества, и чем тяжелее вещество, тем в отношении эфира оно менее плотное, потому и устремляется к центру Земли, что там эфирная плотность наименьшая. Тяготение – это сила, вызванная градиентом эфирного давления в эфироворотах, иначе называемых метазавихрениями».
Кстати, еще Исаак Ньютон в 1718 году, в своей книге «Оптика», высказал предположение, что «every body endeavouring to go from the denser parts of the medium towards the rarer», то есть любое тело движется от более плотных частей эфира к менее плотным – а менее плотные находятся внутри массивных космических тел, которые, как насосы, поглощают эфир. Ньютон рассуждал вполне здраво. Ни о каком «всемирном притяжении всех тел друг к другу» у него речь не шла. Как выяснил мой коллега, блоггер Ловчиков,
труд Исаака Ньютона «Принципиа Математика» он вообще не писал, этот опус был грубо сфальсифицирован и приписан сэру Исааку значительно позднее – чтобы релятивисты могли опереться на авторитет Ньютона, якобы он уже тогда открыл закон «всемирного притягивания всего ко всему». На самом деле Ньютон, как и Никола Тесла, был сторонником существования эфира!
Какие следствия имеют эти эфирные теории? Что они для нас значат?
Во-первых, они дают нам общую основу для построения картины мира, лучшее его понимание. Они избавляют нас от массы нелепостей, противоречий и ограничений.
Во-вторых, они объясняют нам, как работают антигравитационные технологии, открывают дорогу в космос. И это уже не болтание на околоземной орбите, на которой мы крутимся уже 60 лет, а освоение Солнечной системы, а возможно, и дальше.
В-третьих, они позволяют нам осмыслить новые энергетические технологии. Становится понятно, что энергию можно получать практически везде. Правда, на планете есть своя «эфирная погода», в зависимости от движения Солнца и положения Земли.
В-четвертых, становятся понятнее эволюция Земли и небесных тел. Земля увеличивается, как бы «разбухает». Увеличивается и разгорается ярче Солнце. Так что вполне возможно, что изменения климата – это надолго, пока Солнце не войдет в какое-нибудь облако космической пыли.
И наконец, самое главное следствие. Концепция эфира, освоение новых антигравитационных и особенно – энергетических технологий делает нас свободнее, освобождает нас от релятивистской галиматьи и академического мракобесия. Эйнштейн, Хокинг… Мы долго их слушали, но нам уже не смешно. Этим клоунам пора уйти.
Гравитация, всемирное притяжение, теория относительности, теория струн – все это звенья одной цепи, одного преступного замысла – чтобы мы с вами оставались рабами, людьми несвободными… Мне страшно об этом говорить, но нас, и всю науку целенаправленно водят за нос уже более столетия. Заговор? Нет, что вы… Скорее, эффективное управление и контроль.