Антиохийское подворье что это
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Святейший Патриарх Кирилл принял митрополита Воскресенского Дионисия
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
Святейший Патриарх Кирилл: Задача пастырского окормления подростков — открыть молодым людям путь ко спасению
Святейший Патриарх Кирилл: Люди обеспокоены ограничением привычных прав и возможностей
Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви)
Богоявленское благочиние Московской городской епархии
История
Первое упоминание деревянной церкви Архангела Гавриила на этом месте относится к переписи 1551 г. В 1657-1679 гг. здание было построено в камне. В 1704-1707 гг. по заказу А.Д. Меншикова храм перестраивают в стиле петровского барокко. Автором проекта считается архитектор И.П. Зарудный при участии Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала и скульпторов Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, Д. Руско, К. Феррара, П. Джемми. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил название «Меншикова башня». После пожара 1723 г. башня была частично восстановлена только к 1779 г. В качестве действующего храма открылась лишь в 1863 г. Тогда же церковь приобрела современный вид. В 1923 г. храм Архангела Гавриила был закрыт.
Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 гг. архитектором И.В. Еготовым во дворе храма Архангела Гавриила как теплый храм с колокольней. В 1860-1869 гг. был пристроен северный придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Закрыт в 1930 г.
В начале 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в двух храмах, Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, было размещено подворье Антиохийского Патриархата. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 г.
Святыни
Икона Архангела Гавриила в серебряной ризе в местном ряду иконостаса; икона Божией Матери «Благодатное Небо» слева от Царских врат (храм Архангела Гавриила).
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» (храм вмч. Феодора Стратилата).
Богослужение
В храме вмч. Феодора Стратилата: Божественная литургия по будням в 8.00, по воскресным дням в 7.30, вечернее богослужение накануне в 18.00.
В храме Архангела Гавриила: по воскресным и праздничным дням Божественная литургия в 10.00, вечернее богослужение накануне в 18.00.
Настоятель — митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси.
МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ АНТИОХИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Размещено в Москве на Чистых Прудах, в храмах Гавриила Архангела и Феодора Стратилата.
При Вознесенско-Ипатиевской церкви
Патриарх Антиохийский Мефодий отправил в 1842 году в Москву для сбора приношений митрополита Илиопольского Неофита с посланием, в котором описал бедственное состояние Антиохийской Церкви, страдавшей от притеснения турок и от пропаганды католиков. Послание патриарха Мефодия, опубликованное в брошюре «Антиохийская Церковь», встретило горячий отклик в церковных кругах России. Вскоре святитель Филарет Московский добился разрешения Святейшего Синода о передаче Вознесенско-Ипатиевской приписной церкви в Москве в ведение Антиохийского патриаршего престола. Как видно из указа Синода, вышеупомянутая церковь со всей утварью и церковной землей была сделана Антиохийским подворьем для того, чтобы приобретаемые ею средства шли на духовно-просветительную работу среди духовенства и паствы Антиохийской Патриархии.
В 1929 году деятельность Антиохийского подворья при Русской Православной Церкви была прервана.
На Чистых Прудах
В 1945 году было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве. В начале 1948 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия I подворье Антиохийского Патриархата было размещено в храмах Архангела Гавриила и Феодора Стратилата на Чистых Прудах. Официальное открытие подворья последовало 17 июля того же года. В советский период подворье являлось единственным в столице православным приходом, где крестили и венчали, не требуя паспорта и официальной регистрации Таинств в органах власти. Тогда здесь существовал единственный в Москве церковный детский хор, была открыта первая воскресная школа.
Если в советский период приход подворья почти полностью состоял из местных русских верующих, то после падения СССР образовалась и небольшая арабская община. Богослужение проводилось на церковнославянском и следовало обычаям Русской Церкви, но прижились и некоторые обычаи характерные для Церкви Антиохийской: детский крестный ход в Вербное воскресенье; чин Погребения в Великую Пятницу, во время которого часть молитв поется на арабском языке, и т. д.
Епископ Нифон: “Мне приятно служить русскому народу”
Епископ Нифон. Фото автора |
/p>
Самый высокий храм в Москве, достигавший до удара молнией 84 метров; единственный в нашей столице храм, который освящен в честь Архангела Гавриила; место, где в пионерско-коммунистическое время можно было без страха преследований тайно стать христианином (информация о Таинстве крещения не разглашалась); наконец, церковь, где сейчас служит епископ Нифон из сказочно-красивой страны Ливан – все это и есть московское подворье Антиохийской Церкви.
Антиохийское подворье в Москве возникло в XIX веке. Первый престол у подворья появился благодаря активной деятельности святителя Филарета (Дроздова) в 1848 году, и находился он в церкви Вознесения что на Ильинке. Просуществовало представительство Антиохийской Церкви недолго: не прошло и ста лет, как новым властям показалось, что такие связи не нужны. Подворье быстро закрыли в 1929 году, но также быстро по распоряжению Сталина и открыли. И не случайно. В 1948 году отмечали 500-летие автокефалии Русской Церкви и под этим предлогом патриарх Алексий I добивался открытия новых храмов в Москве, а также налаживал тесные связи с зарубежными Патриархатами.
Есть также версия, что на открытие подворья могло повлиять знакомство Сталина с антиохийским митрополитом Гор Ливанских Илией. Молитвенник предсказал победу в Великой Отечественной войне. Предсказание сбылось. Благодарный Иосиф Виссарионович подарил архиерею панагию, инкрустированную всеми видами драгоценных камней. Итак, с середины XX века в Архангельском переулке, близ Чистых прудов, появилось Антиохийское подворье с двумя зданиями церквей Архангела Гавриила и великомученика Федора Стратилата.
С храмом Архангела Гавриила связана длинная интересная история. Построил эту церковь фаворит Петра I Меньшиков. После того как благополучно “прорубили окно в Европу”, в Россию хлынул поток иностранных мастеров. Их-то и нанял на работу придворный императора. В то время Россия вслед за Западом увлеклась стилем барокко (много лепнины, всевозможных вензелей и отовсюду смотрят тяжеловесные ангелы). Пышность и величественность “Меньшиковой башни”, как величали в народе новый храм, венчал вонзавшийся в небо шпиль с золотым ангелом.
На колокольне каждую четверть часа трезвонили пятьдесят “аглицких” колоколов, а пасхальный малиновый звон собирал сотни слушателей. Но однажды молния попала в шпиль, и он рухнул вместе с колоколами, погубив много людей. Позже восстановил храм дворянин Гавриил Измайлов, но не православный народ стекался теперь сюда помолиться, а на каретах приезжали члены масонской ложи на собрания. Символические круги и треугольники с надписями “memento mori” оказались на стенах вместо образов Спасителя и Богоматери.
— Владыка, а в чем вы видите миссию Антиохийской Церкви у нас в стране?
— В сотрудничестве. Это такая связь, как мост, объединяющий две Церкви в духе любви и мира, что сближает народы. Нас вообще многое связывает и через святость приближает друг к другу, минуя понятие нации. Мы обращаемся в молитве к одним и тем же святым, будь то святитель Николай или Георгий Победоносец, только на разных языках. Если встретится православный араб с православным русским – они даже удивятся, как у них много общего. Мне приятно служить русскому народу.
— Для нас сейчас странным стало словосочетание “православный араб”, скорее арабы воспринимаются в массовом сознании как мусульмане. Как произошло, что великая христианская держава стала мощным оплотом ислама? Что это за путь из христиан в мусульмане?
— Расскажите, Владыка, кто они – православные арабы?
— У нас на Востоке преемственность в семьях сохранилась еще с тех, апостольских времен. Вот моя семья и мои предки все были православными на протяжении тысячелетий. Да в Сирии и в Ливане все верующие, будь то мусульмане или христиане. Великое наследство в каждой семье сохраняется. Поэтому и нет проблем с сектами. Где они работать будут, если все знают, что это семья православная, эта – католическая, а та – мусульманская. В парламенте ровно половина исламистов, другая половина – христиан.
Святейший Патриарх живет в очень сложное время. Ведь он и заботиться о народе должен, и следить за рукоположением новых священников, и подтверждать присутствие Церкви, заполняя духовный вакуум. Трудно в наше время поддерживать мораль в обществе. Многое зависит от самих священников. Я, например, был главным судьей в одной епархии Антиохийской Церкви. У нас все бракоразводные дела проходят через Церковь. За десять лет у меня развелось только три семьи. Остальных я наказывал. Приходит мужчина: “Владыка, я влюбился”. Влюбился – хорошо. Квартира остается супруге, из твоей зарплаты 400 фунтов жене, а 100 тебе, теперь иди, влюбляйся, сколько хочешь. А пока супруге не выплатишь будешь невыездным. Так поддерживается мораль в обществе. И супруги по-другому друг к другу относятся. Серьезнее, что ли. У нас нет такого – пожить вместе до свадьбы или развестись через полгода. Вот так, ангел мой. Священники вообще должны быть к себе строгими, прежде всего к себе, а с паствой, с людьми должны быть пастырями добрыми. Священники ведь могут испортить все понятие о Церкви. Надо всегда помнить притчу о блудном сыне и о разбойнике, который был распят рядом со Христом. В наше время много жестокости, а надо быть милосерднее, обнять грешника и со слезами войти с ним в рай.
— В чем отличия богослужебной практики подворья от других московских храмов?
— Да, у всех свой духовный подход. Только в нашем храме, как на Востоке, бывает на Вербное воскресенье крестный ход с младенцами. Так же, как дети встречали въезжающего в Иерусалим на осле Спасителя. Или вот на Страстной неделе чин погребения Христа служится на арабском языке с византийским пением. Или на венчании необыкновенной красоты венцы ставятся на голову, и их никто не держит. Я когда служу здесь, то добавляю к русской духовности восточную красоту, а когда бываю в Сирии, то к восточной красоте добавляю русскую духовность.
С епископом Нифоном беседовала Маргарита Тимофеева
Антиохийское подворье в Москве
Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Мощевик с частицами мощей: Прп.Сергия Радонежского, Прп.Серафима Саровского, Блж.Матроны Московской. Прпп. Печерских: Алиппия иконописца, Тита иеромонаха, Спиридона просфорника, Илии Муромца, Моисея Угрина, Агапита врача.
Мощевик с частицами мощей: свт. Димитрия Ростовского, вмч. и целителя Пантелеимона, св. новомученника прот. Романа, прпп. Кирилла и Марии Радонежских, св. младенца Вифлиемского, прп. Авраамия Ростовского, прп. Феодора Санаксарского, благ. князя Георгия Владимирского.
Икона прпп. старцев Оптинских с частицами мощей.
Чудотворная икона Архангела Гавриила (в иконостасе).
Икона свщмуч. Ипатия епископа Гангрского с большой частицей его мощей из разрушенного храма свщмуч. Ипатия, в котором располагалось Антиохийское подворье 1849-1929 гг. (хранится в алтаре, выносится в день памяти святого).
Икона свт.Спиридона Тримифунтского с Частицей ботиночка от мощей святого.
Точный список Ватопедской иконы Божией Матери «Всецарица» (в размере оригинала).
Икона свт.Рафаила, епископа Бруклинского, с частицей мощей.
Вечернее богослужение совершается ежедневно в храме вмч.Феодора Стратилата в 18.00 (В субботу и накануне праздничных дней в храме арх.Гавриила).
Божественная Литургия по будним дням в 8.00 в храме вмч.Феодора Стратилата.
По Воскресным и праздничным дням: ранняя Литургия в 7.30 (храм вмч.Феодора Стратилата), поздняя в 10.00 (Храм арх.Гавриила).
По традиции, ежегодно соборование, возглавляемое Владыкой, совершается в великую среду в 17.30 в храме арх.Гавриила
Божественная Литургия в Великий Четверг совершается в храме вмч.Феодора Стратилата.
Утреня 12-ти Страстных Евангелий, а также богослужения выноса и погребения св.Плащаницы совершаются в обоих храмах.
В связи с отсутствием сайта Подворья, с точным расписанием можно ознакомиться в храме и в новостях группы.
При храме действует воскресная школа, занятия проводятся по воскресным дням после поздней Литургии (для детей и взрослых)
Дневник
В Меншиковой башне
По пути из редакции в Государственную Думу РФ зашел в понедельник 20 марта 2006 года помолиться в Меншиковую башню, в прекраснейшую церковь Гавриила Архангела.
Осенью 1993 года, когда после поражения антикомпрадорского восстания залечивал раны в партийном схроне и много читал, меня впечатлил роман Алексея Феофилактовича Писемского «Масоны» (1881). Из него узнал и про цитадель масонов – про этот храм. Всегда стараюсь заходить, вникать. На этот раз купил за 50 рублей живописно изданную брошюру «Антиохийское Подворье в Москве», открывающуюся цветным фото его настоятеля Нифона, Епископа Филиппопольского, Представителя Патриарха Антиохийского и Всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси. А на стр. 52 увидел цветное групповое фото (слева направо): А. Мельник – Президент Фонда святого апостола Андрея Первозванного, Д. Белюкин – заслуженный художник России, в центре В. Якунин – Председатель Попечительского совета Фонда «Центр Национальной Славы России, Епископ Нифон, А. Жабер – посол Ливана в России, В. Эль-Фадель – посол Сирии в России, М. Якушев – Вице-Президент Фонда «Центр Национальной Славы России, арабист (в связи с Якушевым сразу вспомнил его совместную деятельность с руководителем Императорского Православного Палестинского Общества Николаем Лисовым).
Помолившись, внимательно осмотрел храм. Не мог не восхититься идеальной архитектурой. Иконостас с Распятым наверху – грандиозен. Ни души кругом. Можно отрешиться от суеты.
Представил, как выглядели окрестности пятьсот-триста лет назад. Почему именно на этом месте воздвиг Александр Данилович Меншиков этот уникальный храм и одновременно наблюдательный пункт. Что можно было увидеть с верхних ярусов башни?
Полтысячелетия назад с московского холма, по которому сегодня пролегает Мясницкая улица (ранее Кирова), открывался вид на далекие луга Замоскворечья, на уходящие вдаль леса за речками Неглинкой и Яузой. Да и сам холм, охватывавший территорию от Сретенки до того места, где Яуза впадает в Москву-реку, шесть-семь веков тому назад был покрыт густым лесом (http://mos-nj.narod.ru/1980_/nj8904/nj8904_1a.htm).
И вот, плотно обосновавшись в Мясниках, близкий «друг царев» начал строить там свой знаменитый дворец с роскошным садом. Здесь он и воздвиг в 1706 году храм-башню, названную Меншиковой или Меньшиковской и ставшей на несколько метров выше кремлёвской колокольни Ивана Великого. Её ещё величали «сестрой Ивана Великого».
В Интернет-журнале Сретенского монастыря pravoslavie.ru читаю статью Елены Лебедевой об этой церкви (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/040726104111) : «Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он /с 1922 года/ носил название Телеграфный». Места исторические, почти каждый дом – реликвия. В соседнем доме 13/11 в 1920-1930-е годы жил инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939), автор «Шуховской башни», подробный очерк о котором под рубрикой «Почетный гражданин» сейчас читаю (Вострышев Михаил. Рыжий велосипедист: Инженер Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) // Московская правда, 22 марта 2006 года, № 58 /25356/, стр. 4 http://www.mospravda.ru/issue/2006/03/22/article188/).
Приобретя это владение, князь Меншиков стал прихожанином старинного Гаврииловского храма, стоявшей на границе его земель. В 1704 году Александр Данилович велел ее сломать и построить на том же месте более современную. Одновременно было приказано очистить Поганые пруды. Когда Александр Меншиков занялся благоустройство прилегающей территории, то жить по соседству с Поганой лужей он не захотел и повелел ее вычистить. И мясницкий водоем стал называться Чистыми прудами.
Строительство новой церкви завершилось в 1707 году. Сведений об её архитекторе сохранилось немного. Говорят, её в стиле раннего петровского барокко построил Иван Петрович Зарудный, который с 1701 года находился на царской службе в Москве. Ему приписывают создание церкви Иоанна Воина на Якиманке 46, а также иконостаса собора в Петропавловской крепости в Петербурге. Часто называют и архитектора Трезини, построившего в Петербурге собор Петропавловской крепости. Дело в том, что первоначально купол Меншиковой башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже была позолоченная фигура ангела с крестом. Даже ходила легенда, что знаменитый Петропавловский шпиль был всего лишь точной копией московской Меншиковой башни.
Возведенная вновь церковь Гавриила Архангела с приделами святого Сергия Радонежского и Введения во храм Пресвятой Богородицы имела, как и теперь, вид высокой башни (она на 7,5 сажени, то есть на 14,9 метра, превышала колокольню Ивана Великого в Кремле). Каменную облицовку снаружи и лепные украшения внутри церкви выполнили итальянские мастера. Облик той Меншиковой башни несколько отличался от современного. Церковь на целый деревянный этаж была выше нынешней башни. Над деревянным этажом возвышалась глава со шпилем и медным вызолоченным изображением Архангела Гавриила с крестом в руке. Легенда гласит, будто князь Меншиков в гордыне захотел превзойти самого царя Петра. Потому он и выстроил у себя на дворе собственную домовую церковь выше главной кремлевской колокольни, и был наказан Богом за гордыню против государя. Еще говорили, что Меншиков захотел затмить Сухареву башню, незадолго до того возведенную по указу Петра, которую в народе прозвали «невестой Ивана Великого». Так или иначе, только первоначальная высота Меншиковой башни, превышавшая священную высоту главной московской колокольни, была не только ее отличительной особенностью, но и причиной, по которой она сразу же сникала себе народное недоверие.
На верхнем этаже размещались доставленные из Лондона часы-куранты с боем, купленные за огромные деньги – такого ещё не было в московских храмах. Эти часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов с полудня в течение получаса проигрывали колокольную музыкальную пьесу. В те годы по указу Петра I из Голландии в Москву были приглашены колокольные и часовые мастера “для управления игровых часов”, в том числе и часов на Меншиковой башне. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали возмездия.
Икона Полоцкой Божией Матери во время пожара не пострадала, её перенесли в придел церкви. Но в 1726 году тяжело заболевший Меншиков вытребовал ее к себе в Петербург. Некоторое время она находилась там, в его домовой церкви на Васильевском острове, а после того, как в 1727 году Меншикова отправили в ссылку, следы этой древней иконы затерялись. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так что, возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.
А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение «бриллиантовому» князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, в 1792 году к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова.
Д. Орлова и Д. Медвецкий в статье «Меншикова башня, что на Чистых прудах» раскрывают её масонское прошлое (http://mos-nj.narod.ru/1980_/nj8904/nj8904_1a.htm). После пожара 1723 года в течение пятидесяти лет московская церковь Гавриила Архангела стояла разрушенной с поврежденным алтарем, без церковной утвари. Действовал только пристроенный к ней придел Введения Пресвятой Богородицы. В 1787 году церковь снаружи и внутри восстановил известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Храм стал на один ярус ниже, без колоколов, без своего знаменитого шпиля, с новым оригинальным завершением в виде продолговатой главки. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями.
Гавриил Захарьевич Измайлов принадлежал к существовавшей тогда в Москве ложе масонов, именовавших себя мартинистами. Мартинисты превратили храм Гавриила Архангела в свой оплот.
К сожалению, мне не удалось выяснить, кем Гавриил Захарьевич Измайлов приходится ещё одному знаменитому масону того времени, Московскому градоначальнику в 1795-1797 годах, генералу графу Михаилу Михайловичу Измайлову, который был другом гениальных русских зодчих Василия Ивановича Баженова и Матвея Федоровича Казакова и вместе с ними входил в масонскую ложу и вместе с ними отстраивал масонский комплекс в моем родном селе Быково под Москвой, о чем я и написал в статье «Воспоминания о селе Быково» (Быково. Под редакцией В.В. Грицкова. Жуковский-Москва: Кучково поле, 2005, стр. 32-44). Правда, председатель Московского отделения нашего Русского Исторического Общества Виктор Владимирович Грицков в Предисловии пишет – «Воспоминания известного политолога и общественного деятеля Валерия Ивановича Скурлатова и мало кому известного местного дворника Виктора Торопа любопытны как пример пробуждения интереса к прошлому родного края у выходцев из простых крестьянских семей. Пусть не все в их записях соответствует канонам академической науки, но их незамысловатое повествование отражает мировоззрение рядовых обитателей села» (стр. 23). Однако творческая масонская активность в Москве и окрестностях – это не приукрашивание, а факт. И вышеупомянутый роман Писемского «Масоны» убедительно свидетельствует, что не только Владимирский храм в селе Быково, но и церковь Архангела Гавриила являлись эпицентрами духовных исканий.
В доме на Лубянке жил и содержал свою университетскую типографию Н. И. Новиков. В Кривоколенном переулке, около церкви Архангела Гавриила, в собственном доме профессора К. Г. Шварца проживало человек пятьдесят студентов открытой масонами Педагогической семинарии. Для них-то Гавриил Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, отделав ее снаружи и внутри лепными эмблемами, знаками, афоризмами и изречениями. Мистический смысл этих символов и значение надписей понимали одни лишь масоны.
После 1812 года Меншикову башню украсил новый иконостас, в 1821 году он был возобновлен. Здание церкви в период до 1863 года еще несколько раз ремонтировалось, а в 1838-1840 годах была сооружена новая глава.
Ныне существующий в храме иконостас был перенесен в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь г. Махачкалы.
В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам. Первоначально Старый Почтампт находился на Мясницкой 42, где когда-то был двор Феофана Прокоповича. Однако в 1780-х годах Почтампт перебрался на отрезок Мясницкой в черте Белого города за бульваром в бывший дворец князя Меншикова. Так что оба владения этих двух соседей, Феофана Прокоповича и Александра Меншикова, мало между собой общавшихся при жизни, оказались причастными к истории Московского Почтамта.
Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.
Св. Феодор Стратилат жил в начале IV столетия нашей эры на территории Греции, исповедуя христианскую веру. На его город Евхаит нападал, как гласит предание, огромный змий, и тогда св. Феодор, помолясь Богу, умертвил его мечом. За это его назначили правителем и военачальником («стратилатом») крупного античного города Гераклеи, где он стал укоренять христианство.
Празднество было назначено на утро, а в ночь св. Феодор разделил идолов на куски и роздал их нищим. Наутро же вместо обещанного торжества он открыто исповедал разъяренному императору христианскую веру.
Тот повелел его пытать и распять на кресте, но святой чудесно был снят с креста и остался жив. После того многие из его мучителей и охранников уверовали во Христа. А св. Феодор Стратилат был казнен 8 (21) февраля 319 года, преклонив голову под меч палача.
Именно в церкви св. Феодора Стратилата в Костроме была в 1239 году явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, названная по этому храму Феодоровской и ставшая позднее покровительницей дома Романовых.
Так или иначе, только возведена эта церковь была в 1806 году архитектором И. Еготовым, (по другой, менее принятой версии, Старовым). А вот во второй половине XIX века церковь была очень сильно перестроена, и с того времени вся стала называться Стратилатовской, а ее северный придел, ныне очень известный среди московских прихожан, был освящен во имя иконы «Нечаянная Радость». Чтимый образ находится в храме на левой стороне.
Мясницкий уголок Москвы, в том числе Архангельский (Телеграфный) переулок, издавна связаны с почтовой службой, с петровских времен. Именно при Петре был впервые введен чин «царского величества почтмейстера», который получил государев любимец Андрей Винниус.
Только в 1630 году было установлено первое почтовое сообщение между Москвой, Псковом и Архангельском, а потом Смоленском и другими городами, которые были центрами заграничной торговли.
В 1667 году заведование почтовой частью было поручено голландскому купцу Ивану Сведену, а от него перешло к Петру Марселису. При нем был заключен первый почтовый договор с Польшей, и, кроме того, частным лицам разрешили по почте посылать бумаги государю.
И после основания Петербурга почтовые станции с собственными лошадьми были учреждены между обеими столицами. А в 1720 году была установлена постоянная ординарная почта по основным дорогам «для пересылки указов из коллегий и канцелярий и писем». Только курьеры получали почтовых лошадей, а другим чиновникам обычно с проблемами давались ямские и прочие определенные казной лошади.
В 1782 году Екатерина II назначила средством к содержанию почтовой службы в России денежные сборы с мирных обывателей, которые должны были платить почтовую «повинность» как налог. Император Павел отменил это, но в 1797 году возложил обязанность исполнения почтовой службы на самих городских и сельских жителей, как привлекали их и к полицейской работе на низших должностях. Александр I причислил почтовое содержание к земским повинностям, а затем управление почтами перешло в ведение созданного Почтового департамента МВД. Со временем ямщицкие тройки стали заменять почтовые кареты, а в городах были созданы местные Почтовые дворы. В Москве такой двор находился на Хапиловке в Елоховской слободе и дал старомосковское имя Почтовой улице, где родился Пушкин.
Глядя на великолепный старинный интерьер бывшей домовой церкви Меншикова с тяжелой, темной позолотой, нельзя догадаться, что она все же была закрыта в 1930-х годах, но, к счастью, ненадолго. После Великой Победы в 1945 году началось возрождение Русской Православной Церкви, ей были возвращены многие храмы, и, видимо, хорошая сохранность храма Гавриила Архангела определила открытие здесь 17 июля 1948 года Антиохийского Патриаршего Подворья, действующего в этой церкви и поныне.
В воскресные и праздничные дни в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые нынешним настоятелем храмов Архистратига Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, представителем Антиохийского Патриархата при Патриархе Московским и Всея Руси, Епископом Филиппопольским Нифоном (Сайкали).
Представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископ Филиппопольский Нифон хорошо известен православным верующим как пламенный проповедник и один из самых любимых в столице архиереев. Богослужения, возглавляемые им, всегда наполнены живым словом проповеди Православия и отличаются искренностью и неповторимостью.
Свое послушание в Москве преосвященный Нифон несет с 1977 года, когда он в сане архимандрита прибыл в Москву, чтобы сменить прежнего настоятеля подворья архимандрита Макария (Тайяра).
Епископская хиротония владыки Нифона была совершена в 1988 году, в год празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Рукоположение было совершено в Дамаске в присутствии архиереев Русской Православной Церкви.
Благодаря ему в советские годы Антиохийское подворье было единственным местом в Москве, где крестили и венчали, не требуя паспорта и не проводя учета таинств, которое требовали светские власти.
Являясь носителем традиций древней Апостольской Антиохийской Церкви, владыка Нифон впитал в себя и традиции Русской Церкви, свидетельствуя тем о неизменной любви между нашими Церквями. Наглядным проявлением этой любви является и произнесение под сводами храмов Антиохийского подворья имен сразу двух Предстоятелей Православных Церквей (http://ortodox.nm.ru/4-2-ant.htm).
Короче, посетив храм и помолившись, я почувствовал прилив энергии и с очистившейся душой отправился в Государственную Думу РФ, где удалось по душам поговорить с рядом влиятельных депутатов и работников аппарата и решить важные для моего народа вопросы.