Антивитальное поведение подростков что это
Антивитальное поведение подростков что это
Муниципальный округ Можайский
121596, г. Москва, ул. Барвихинская, д.4, корп.1
8 (495) 446-34-98,
8 (495) 446-25-05,
8 (495) 446-10-36
Муниципальный округ Можайский
121596, г. Москва, ул. Барвихинская, д.4, корп.1
8 (495) 446-34-98,
8 (495) 446-25-05,
8 (495) 446-10-36
Профилактика антивитального поведения среди несовершеннолетних
Разъясняет Кунцевский межрайонный прокурор г. Москвы Акатов О.А.
В мае 2013 г. на Всемирной ассамблее здравоохранения был утвержден первый в истории План действий в области психического здоровья, где задача предотвращения самоубийств является неотъемлемой его частью
Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и /или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью.
Опасность антивитального поведения состоит в том, что оно может трансформироваться в суицидальное. Антивитальное поведение может носить настолько саморазрушающее действие, что способствует более ранней физической смерти.
Источники антивитального поведения кроются в раннем и дошкольном детстве.
Росту антивитальных настроений подростков может способствовать ряд факторов:
— индивидуально-психологические : особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, употребление ПАВ, наличие соматических заболевания, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности;
— поведенческие : нарушение межличностных отношений, сужение круга общения, утрата позиций в группе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру;
— ситуационные: личные неудачи, ссоры, частые конфликты, травля (в том числе в социальных сетях), нестабильная обстановка в семье или тяжелая жизненная ситуация.
Признаки антивитального поведения:
— внутренние суицидальные мысли, замыслы, намерения;
— разговоры о смерти;
— намеки о своих намерениях;
— черный юмор на тему самоубийства;
— заинтересованность в вопросах смерти.
• чувство вины, самонаказание за нежелательное поведение
• повторение стиля поведения суицидального родителя
• жестокое обращение с ребенком в семье
• отказ принятия утраты родителя (смерть, развод)
• не принятие нового родителя, семьи
• акт мести (родителям, сверстникам, учителям)
• бегство от унижения, преследования, травли
• низкая самооценка детей и недостаточный уровень принятия себя
Существует ряд стратегий предупреждения суицида. Родители должны внимательно относиться к поведению ребенка и его настроению с целью возможного раннего определения социально-психологической дезадаптации подростка и выявления факторов риска. Необходимо проводить оценку восприятия ребенком настоящего, прошлого и будущего, оценку выраженности одиночества, депрессии у подростков, степени выраженности физической агрессии, давать оценку эмоциональной нестабильности, импульсивности, нарциссической уязвимости, оценку сплоченности и адаптации семьи.
В целях предупреждения антивитального поведения необходимо развивать следующие качества личности подростка:
1. Телесный уровень (приятие собственного тела, забота о своем теле, занятия спортом)
2. Эмоциональный уровень
— укрепление любви к себе, самоуважения и сочувствия другому
— развитие навыков осознавания, вербализации и социально приемлемого способа отреагирования отрицательных эмоций.
3. Познавательный уровень
— смягчение юношеского максимализма
— развитие и укрепление позитивного мышления
4. Ценностный уровень
— осознание гуманистических ценностей, включая взаимопомощь, умение сопереживать другому,
— развитие ценностной сферы, ценностей и возможных смыслов жизни
5. Поведенческий уровень
— развитие способов преодоления трудных ситуаций: поиск помощи, поддержки у взрослых и сверстников, учителей, врачей, психологов.
Выступление педагога-психолога «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Районное методическое объединение педагогов-психологов
Тема: «Профилактика антивитальных настроений обучающихся в образовательных организациях Оренбургского района» слайд 1
Выступление педагога-психолога I категории МБОУ «СОШ № 2 п. Первомайский Оренбургского района»
В последнее время в подростковой среде возросло проявление антивитальных настроений, которое обусловлено в большинстве своем веянием парасуицидальных и суицидальных попыток. К сожалению, причины возникновения данного феномена скрыто в глубине подросткового периода и сегодня нам с вами предстоит понять причину этого и разработать алгоритм действий разрешения данной ситуации.
Тема: «Особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности»
Что такое витальность? Определение этого понятия можно встретить в различных источниках.
Краткий психолого-филологический словарь. Тысяча состояний души авторов Филиппов А.В., Романова Н.Н. дает следующее определение витальности слайд 2:
от лат. vitalis «жизненный») – поведение, характеризующиеся энергией, энтузиазмом и выносливостью.
Оксфордский толковый словарь по психологии определяет (щелчок 2)
Просто: то, что отличает жизнь от не жизни.
В более широком смысле – способность оставаться живым.
В еще более широком смысле – движение, действие или сила.
В исследованиях личности – паттерн поведения, характеризующийся энергией, энтузиазмом и выносливостью.
Выделяют основные составляющие компоненты витального состояния (слайд 3)
Щелчок 3 Физическая выносливость выражается в самоорганизации человека на долгую работу даже при наличии внешних раздражителей.
Эмоциональная стабильность находит выражение в проявлении уравновешенности, миролюбии и добром отношении ко всему живому. Это способность преодолевать любые преграды. Эмоциональная выносливость проявляется в самоконтроле в сложных ситуациях.
Витальность – это особенное настроение души, когда хочется совершать прекрасные поступки, и во всех проявлениях обнаруживается желание жить.
Человек, который находится в гармонии с собой, всегда стремится достигать поставленных целей. Быть уверенным в себе – залог успеха в любом начинании, и сильный человек это знает.
Настойчивость – важная черта характера. Именно ее присутствие может приблизить личность к тому, чтобы стать лучшим в своем деле.
Творчество невозможно без вдохновения, а оно, в свою очередь, происходит от позитивного настроя, имеет тесную связь с эмоциями. Воодушевляясь на новые свершения, человек получает дополнительную энергию, которая ему необходима для начинания.
Щелчок 6 Целостность личности
Личность только тогда способна испытывать гармонию с собой, когда знает, в чем заключается ее предназначение.
Целостный человек не позволит другим манипулировать собой. От такой внутренней поддержки энергии становится еще больше, и появляются дополнительные силы, которые можно использовать для новых дел.
Таким образом, понятие витальности тесно взаимосвязано с жизнелюбием и стремлением к приятным впечатлениям.
В противоположность жизнелюбию и стремлению к приятным впечатлениям в современном мире проявляется антивитальность в поведении (слайд 4).
Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления.
Анализируя статистические данные современных психологов, было отмечено, что особое место в проявлении антивитальных настроений занимает подрастающее поколение (слайд 5).
Это, прежде всего, обусловлено переменами, происходящими в самом подростке Щелчок 7.
Щелчок 8 Наблюдая за подростками, можно отметить, что происходящая гормональная перестройка провоцирует у них частую смену настроений. А психофизическое развитие подростков, обусловленное полярностью психики, может проявляться как в импульсивности, так и в настойчивости поведения, как в ранимости и неуверенности в себе, так и безаппеляционности в суждениях, а иногда нежность и ласковость подростка может смениться недетской жестокостью.
Ведь подросток, дышащий полной грудью, осознающий себя единым целым и живущий в гармонии с собой, способен сделать других счастливыми, то есть делиться своей радостью с окружающими.
Росту антивитальных настроений подростков, могут способствовать ряд факторов (слайд 6):
индивидуально-психологические (особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, активное употребление алкоголя или наркотиков, клинические расстройства),
поведенческие (нарушение межличностных отношение, сужение круга общения, утрата позиций в коллективе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру).
ситуационные (личные неудачи, ссоры, конфликты с друзьями, другими подростками, травля, в том числе в социальных сетях, нестабильная обстановка в семье или объективно тяжелая жизненная ситуация).
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого- педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая может привести и к суицидальным попыткам.
В современных условиях профилактическая работа не может быть ориентирована только на детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, она должна учитывать и основной контингент учащихся и их родителей, что связано с многообразием факторов, влияющих на появление антивитальных проявлений и среди обучающихся из социально благополучных семей, и среди категории одаренных детей.
Профилактика антивитального поведения среди несовершеннолетних
В мае 2013 г. на Всемирной ассамблее здравоохранения был утвержден первый в истории План действий в области психического здоровья, где задача предотвращения самоубийств является неотъемлемой его частью
Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и / или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью.
Опасность антивитального поведения состоит в том, что оно может трансформироваться в суицидальное. Антивитальное поведение может носить настолько саморазрушающее действие, что способствует более ранней физической смерти.
Источники антивитального поведения кроются в раннем и дошкольном детстве.
Росту антивитальных настроений подростков может способствовать ряд факторов:
— индивидуально-психологические: особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, употребление ПАВ, наличие соматических заболевания, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности;
— поведенческие: нарушение межличностных отношений, сужение круга общения, утрата позиций в группе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру;
— ситуационные: личные неудачи, ссоры, частые конфликты, травля (в том числе в социальных сетях), нестабильная обстановка в семье или тяжелая жизненная ситуация.
Признаки антивитального поведения:
— внутренние суицидальные мысли, замыслы, намерения;
— разговоры о смерти;
— намеки о своих намерениях;
— черный юмор на тему самоубийства;
— заинтересованность в вопросах смерти.
Основными причинами, побуждающими к суицидальному поведению, среди подростков являются:
• чувство вины, самонаказание за нежелательное поведение
• повторение стиля поведения суицидального родителя
• жестокое обращение с ребенком в семье
• отказ принятия утраты родителя (смерть, развод)
• не принятие нового родителя, семьи
• акт мести (родителям, сверстникам, учителям)
• бегство от унижения, преследования, травли
• низкая самооценка детей и недостаточный уровень принятия себя
Существует ряд стратегий предупреждения суицида. Родители должны внимательно относиться к поведению ребенка и его настроению с целью возможного раннего определения социально-психологической дезадаптации подростка и выявления факторов риска. Необходимо проводить оценку восприятия ребенком настоящего, прошлого и будущего, оценку выраженности одиночества, депрессии у подростков, степени выраженности физической агрессии, давать оценку эмоциональной нестабильности, импульсивности, нарциссической уязвимости, оценку сплоченности и адаптации семьи.
В целях предупреждения антивитального поведения необходимо развивать следующие качества личности подростка:
1. Телесный уровень (приятие собственного тела, забота о своем теле, занятия спортом)
2. Эмоциональный уровень
— укрепление любви к себе, самоуважения и сочувствия другому
— развитие навыков осознавания, вербализации и социально приемлемого способа отреагирования отрицательных эмоций.
3. Познавательный уровень
— смягчение юношеского максимализма
— развитие и укрепление позитивного мышления
4. Ценностный уровень
— осознание гуманистических ценностей, включая взаимопомощь, умение сопереживать другому,
— развитие ценностной сферы, ценностей и возможных смыслов жизни
5. Поведенческий уровень
— развитие способов преодоления трудных ситуаций: поиск помощи, поддержки у взрослых и сверстников, учителей, врачей, психологов.
— развитие коммуникативных навыков
Всероссийский детский телефон доверия
для детей, родителей и педагогов:
Бесплатно, анонимно, круглосуточно!
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Ниябаева, Н. Н. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте / Н. Н. Ниябаева, Р. А. Сатыбалдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 88-91.
ОСОБЕННОСТИ АНТИВИТАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ
1 Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
2 Костанайский политехнический высший колледж
Отличительная черта психического ра з вития состоит в том, что оно носит пр о грессивный и вместе с тем противореч и вый гетерохромный характер на протяж е нии всего периода развития. Психофизи о логическое функциональное развитие я в ляется в это время одним из основных н а правлений психической эволюции [5, с. 45].
Центральным психологическим нов о образованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с. 56].
Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный ст а тус его в школе и семье не меняется. И т о гда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кр и зис подросткового возраста. Характерол о гическая особенность 10 — 15-летнего р е бенка проявляется в обостренном стре м лении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и во з можностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить призн а ние факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление взрослости заключается в ж а жде получить признание их новых во з можностей, у третьих – в желании учас т вовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Переоценкой своих возросших возмо ж ностей определяется стремление подрос т ков к известной независимости и сам о стоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их дост о инство, принизить их взрослость, нед о оценить их правовые возможности явл я ются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстник а ми часто проявляется в боязни быть о т вергнутым ими. Эмоциональное благоп о лучие подростка все больше и больше н а чинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает опред е ляться прежде всего отношением и оце н ками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает скло н ность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно след о вать за лидером.
Интенсивно формируются нравстве н ные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. З а частую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совп а дающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в ст а новлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к к а чествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и пережив а ниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формир о вании играет успешность деятельности.
Кризис подросткового возраста, пож а луй, самый трудный по протеканию, как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Еще одной особенностью кр и зиса является размытость его границ: один ребенок может входить в кризис в 11 лет, другой – в 13 лет. Именно поэтому подр о стковый кризис называют затянувшимся кризисом.
Его особенностью является ломка и п е рестраивание всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, в итоге, развиваются процессы самосознания и с а моопределения. Эти процессы приводят к той жизненной позиции, с которой нач и нается самостоятельная жизнь. Итог кр и зиса определяет дальнейшее развитие по д ростка.
Появление антивитальных настроений в подростковом возрасте – это реакция по д ростка на проблемы, кажущиеся ему н е преодолимыми. Тема антивитальных н а строений в подростковом возрасте дост а точно серьезна и требует раздумий о р е альных причинах, толкающих подростка на такую «новую» жизнь. Субкультура и г рает немаловажную роль при формиров а нии антивитальных настроений подростка, а также оказывает влияние на развитие его жизненных взглядов и установок.
Антивитальные настроения могут в р е зультате привести подростка к самоуби й ству, которое занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. По статистике, каждые три секунды в мире один подросток думает о ненужности и бессмысленности жизни. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (н а силие, агрессия и жестокость, чувство одиночества, деструктивное поведение).
Нередко подростки, у которых возн и кают антивитальные мысли или приб е гающие к самоубийству, имеют родстве н ников или знакомых, покончивших с с о бой, злоупотребляют алкоголем и нарк о тиками, им свойственны синдром наруш е ния внимания с гиперактивностью и др у гие поведенческие расстройства, депре с сия, тревожные состояния. По мнению психологов, среди подростков выявлена тенденция к учащению групповых сам о убийств, следовавших «буквально друг за другом». Психиатры также указывают на тягу подростков к подражательству и по д робное освещение самоубийств в СМИ я в ляется провоцирующим фактором для н е окрепшего сознания подростков. Многие случаи детально освещаются в средствах массовой информации. Специалистами давно обсуждается вопрос влияния средств массовой информации, например, статей в газетах или показов по телевизору о конкретных случаях суицидов, на ант и витальные настроения подростков. Счит а ется, что публикации в СМИ о суицидах могут вызвать подражающие самоубийс т ва в соответствующей возрастной или с о циальной группе, часто называемые «э ф фектом заражения» или «синдромом Ве р тера» по аналогии с романом XVIII века, написанного И. Гёте [1, с. 2].
Еще одной мировоззренческой предп о сылкой антивитальных настроений подр о стков является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосо з нания является то, что в отличие от взро с лых, понятие «жизнь» для подростков имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она пре д ставляется взрослому. Чем старше стан о вится подросток, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь б о гаче и разнообразней по своему содерж а нию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, курение вредит здор о вью, рискованное поведение не является оправданным и так далее, не всегда дост и гают цели.
Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на во з никновение антивитальных настроений подростков, а также на объяснение ос о бенностей данных настроений, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. В становлении антивитальных настроений подростков могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные фа к торы. Сочетание неблагоприятных биол о гических, психологических, семейных и других социально — психологических фа к торов искажает весь образ жизни подрос т ков. Характерным для них становится н а рушение эмоциональных отношений с о к ружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой гру п пы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения сп о собствуют развитию и закреплению «н о вого» поведения [3, с. 464].
Таким образом, имеющий место подр о стковый кризис, обуславливает возникн о вение отчуждённости, грубости, неприя з ни определённой части подростков, стре м ления делать всё назло, вопреки воли о к ружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстр а тивного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий, а также фо р мирует антивитальные настроения в по д ростковом возрасте.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006. – С.31.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999. – С. 56.
FEATURES ANTIVIRALLY SENTIMENT IN ADOLESCENCE
1 Baytursynov Kostanay state university
2 Kostanay polytechnic college
ТЕХНОЛОГИЯ профилактики антивитального поведения подростков «Жизненный источник»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Клинский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
профилактики антивитального поведения подростков
Материал подготовила психолог
Под витальностью (от лат. Vitalis – «жизненный») понимается поведение, характеризующееся энергией, энтузиазмом, выносливостью; в более широком смысле – это способность оставаться живым.
Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и / или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью.
Опасность антивитального поведения состоит в том, что оно может трансформироваться в суицидальное. Антивитальное поведение может носить настолько саморазрушающее действие, что способствует более ранней физической смерти.
Философские и психологические концепции витальности.
Теоретические построения, касающиеся витальности, или жизненной энергии человека, давно были в фокусе внимания различных философских и психологических школ. Одной из первых теорий, связавших жизненную энергию и психическое здоровье, был психоанализ З.Фрейда, утверждавшего, что каждый человек имеет ограниченный запас психической энергии.
В философских учениях востока идея физического и психического благополучия занимает центральное место. В Китае это концепция «Ци», которая отчасти отражает жизненную силу и энергию, являющуюся источником жизни, творчества и гармонии. В Японии концепция Ки подобным образом рисует энергию и силу, которой можно управлять, и которая связана с физическим и психическим здоровьем. Целители с острова Бали стремятся привести в движение байу, витально-духовную силу, или силу жизни, которая у разных людей разная; эта сила представляет собой то, что необходимо для жизни, роста и сопротивления болезням. Большое число практик оздоровления, направленных на развитие и усиление жизненной энергии, доказывают важность связанных с витальностью концепций мышления в восточном мышлении. В этих подходах витальность представляется как активная внутренняя сила, поддерживающая психическое и физическое здоровье.
Концепция энергии и витальности интересовали также представителей практической медицины. Например, Селье в разработанной им теории стресса предположил, что люди обладают ограниченным объемом адаптационной энергии, которая необходима для поддержания здоровья. Он считал, что люди используют эту энергию, сталкиваясь с различными стрессорами, и она представляет собой важнейший фактор устойчивости к стрессу и приспособляемости организма.
Источники антивитального поведения кроются в раннем и дошкольном детстве.
Росту антивитальных настроений подростков может способствовать ряд факторов:
— индивидуально-психологические : особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, употребление ПАВ, наличие соматических заболевания, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности;
— поведенческие : нарушение межличностных отношений, сужение круга общения, утрата позиций в группе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру;
— ситуационные: личные неудачи, ссоры, частые конфликты, травля (в том числе в социальных сетях), нестабильная обстановка в семье или тяжелая жизненная ситуация.
Антивитальные действия могут носить и хронический характер (например, самоповреждения) при недоступности или несформированности других средств опосредования негативных эмоций и регуляции психической деятельности, нанося ущерб здоровью и создавая риск для жизни.
Признаки антивитального поведения:
— внутренние суицидальные мысли, замыслы, намерения;
— разговоры о смерти;
— намеки о своих намерениях;
— черный юмор на тему самоубийства;
— заинтересованность в вопросах смерти.
В Центре практической помощи психологии образования был разработан тест витальности (автор Г.В.Резапкина), который позволяет выявить группу риска среди учащихся 8-11 классов на основании самооценки жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости и независимости подростков ( журнал «Школьный психолог» (№ 7-8, 2017 год).
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация психических нарушений и работа с «группой риска», например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения. Также третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением.
Следует отметить, что вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого-педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности подростка, которая может привести к суицидальным попыткам.
Существуют различные формы психопрофилактической работы:
— своевременное выявление проблемы;
— поддержка семьи и ее ближайшего окружения;
— работа с молодежной субкультурой;
— развитие индивидуальной устойчивости;
— укрепление социальных, коммуникативных, эмоционально-поведенческих навыков;
— поддержание отношений с надежным взрослым, чувство поддержки и тыла;
— формирование позитивного образа будущего, навыков эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций, навыков саморегуляции и уверенного поведения;
— организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
— профилактика употребления ПАВ, обращение к принципам ЗОЖ.
Наиболее значимой формой профилактической работы является активное социальное обучение социально-важным навыкам, реализующаяся в форме групповых тренингов.
В настоящее время распространены следующие их формы:
— тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. В работе с подростками данная модель тренинга является одной из наиболее перспективных.
Конкретные методы и приемы работы с антивитальным поведением.
Упражнение «Точка опоры».
Цель : визуализировать в медитативном состоянии свой самый фундаментальный внутренний ресурс, получить доступ к его образу, зафиксировать его в мысленном рисунке.
Глаза закрыты или полузакрыты. Рот закрыт, а нижняя челюсть расслаблена и язык тоже расслаблен. Руки лежат свободно на коленях. «Пройдитесь» по телу мысленно и проверьте, все ли части тела соответствуют инструкции, все ли они расслаблены.
Убедившись, что это так, начните дышать чуть медленней и глубже, чем обычно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов продолжительнее, чем обычно.
Погрузитесь в себя. Задумайтесь над таким вопросом: что в вас есть такое, за что вы держитесь, когда наступают самые худшие времена?
Пусть спонтанно возникнет образ, символизирующий то, что помогает вам выжить несмотря ни на что. Рассмотрите его. Пусть этот образ покажет вам себя со всех сторон. Наблюдайте его с уважением и благодарностью столько, сколько вам потребуется. Испытав ощущение завершенности, отпустите образ с чувством благодарности и откройте глаза. Подышите немного в своем привычном режиме. Возьмите бумагу, карандаши и нарисуйте то, что вы увидели. Если ЭТО будет не один, а несколько образов или процесс трансформации одного образа, рисуйте несколько рисунков, в той последовательности, как вы это видели.
Упражнение «Метафора моей жизни».
Цель работы: создание собственной оригинального образа жизни. (Проводится в пять этапов).
Жизнь – это… (метафора, связанная с едой, питанием)
Жизнь – это… (метафора, связанная с геометрической фигурой)
Жизнь – это… (метафора, связанная с каким-либо животным или птицей)
Жизнь – это. (метафора, связанная с областью человеческих отношений)
Прочитать предыдущие определения, подчеркнуть в них ключевые слова и из них составить новое определение жизни.
Упражнение «Две руки»
Левая рука – «Берущая от жизни».
На каждом пальце левой руки написать, что я могу взять от этой жизни для себя. Между пальцами – что мне мешает это сделать. В середине ладони записать, что является смыслом жизни.
Правая рука – «Отдающая».
На каждом пальце правой руки подписать, что я могу отдать, чем поделиться с окружающими и тем самым изменить и свою жизнь. Между пальцами указать, что мне в этом мешает. Середина ладони – ответить на вопрос «Зачем я этой жизни?».
Рефлексия упражнения : если у меня есть, что взять от жизни и чем поделиться с другими, как я могу думать, что могу уйти из нее? Что мне мешает начать брать от жизни большее? Чему учат меня эти меня эти трудности и как эти знания могу применить их в дальнейшем?
В целом это упражнение имеет очень значимый терапевтический эффект, так как содействует поиску жизненных ресурсов, а также позволяет проанализировать то, что мешает их достичь.
Упражнение «Капля» (с использованием элементов арттехнологии). Цель данного упражнения – показать, что многие, даже порой незначительные, проблемы мы сами способны доводить до крайности, и что любая проблема решаема, главное, найти способ ее решения.
Каждому участнику ведущий капает кисточкой на чистый лист по капле краски. Участник может сделать с этой каплей все, что захочет. (Кто-то начинать дуть на нее, что она потекла по листу; кто-то складывает лист и растирает каплю; кто-то начинает что-то из нее рисовать, а кото-то просто оставляет каплю на месте и ничего не делает с ней). Анализ упражнения показывает, что каждый из нас по-своему решает проблемы, главное – не превращать их во что-то страшное для себя.