Антонимы для чего нужны 2 класс
Урок по русскому языку. Антонимы (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
— познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
— учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
— расширять, уточнять словарный запас учащихся
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
— Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
— Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Слова с противоположным лексическим значением – антонимы; словарь антонимов.
— учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс (1 часть), индивидуальные дифференцированные карточки
— презентация, компьютер, проектор
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах
I этап. Организационный
— мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
II этап. Актуализация знаний
Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …(слово)
— У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
— Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные одним цветом слова.
Составляют пословицу из данных слов.
Объясняют её смысл.
Участвовать в обсуждении при составления пословицы, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Оценивать правильность выполнения заданий.
РегулятивныеУУД Коммуникативные УУД)
III этап. Самоопределение деятельности
— мотивировать к изучению темы;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Что интересного заметили?
— Что объединяет эти пары слов?
— Какие они по значению?
— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
— Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.
— Какова главная цель нашего урока?
Объясняют по какому принципу выделили слова.
Отгадывают загадки и находят слова с противоположным значением.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Антонимы».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Школа России».
Тема урока: «Антонимы»
Предметные : знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Личностные : осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Метапредметные : пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Описание используемых здоровьесберегающих технологий
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята!. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
2. Актуализация знаний.
— Прежде, чем начнём писать, давайте помассируем пальчики:
(Пальчиковая гимнастика. «Рыбки».)
— Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Спишите первую строчку с доски, правильно выполняйте соединение букв (в, ви, вн, ву, вс, ве, во, вя, вл, вч.).
— Прочитайте слова на второй строчке. (весенний, вешний)
— Что общего у этих слов?
— Это слова близкие по значению, синонимы.
— Расскажите правило, что мы называем синонимами?
— Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.
Спишите слова красиво и аккуратно.
3. Самоопределение к деятельности.
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить
— Хочет реву рассмешить.
-Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное значение.)
— О чем мы будем говорить на уроке? (о словах с противоположным значением)
— Кто знает, как их называют в русском языке?
-Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить в конце урока. (Что такое антонимы?)
-Запишем тему урока.
Слово АНТОНИМЫ словарное. Поставьте ударение, подчеркните гласные, написание которых нужно запомнить.
4. Работа по теме урока.
.-Кто уже может ответить на этот вопрос?
(Слова противоположные по значению называются антонимами).
— Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?
-Запишите их в тетрадь.
— Поставьте ударение, подчеркните гласные буквы, разделите слова на слоги..
-Какое слово нельзя разделить для переноса и почему? (Слово злой состоит из одного слога).
Гимнастика для глаз.
— Продолжаем работать. Откройте учебник на с. 54.Упр. 71.
— Почему муравей загрустил?(За всю жизнь не сможет увидеть конца моря?)
-Что сравнивал муравей по величине? (Себя и море.)
-Как называются слова большой и маленький?
Прочитайте правило на с. 54. Самостоятельно.
Я начинаю, дети продолжают с движениями.
Мы немножко отдохнём.
Дружно встанем и начнём.
Поднимаем руки вверх.
Тихо все за парту сядем,
И вполголоса все скажем.
-Какие пары слов встретились нам в физминутке?
6. Закрепление изученного материала.
— Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»
— Прочтите загадку, помещенную в упражнении 74. О ком она? Есть ли в ней пары антонимов?
-Составьте и запишите предложение по рисунку.
-Поделитесь с нами, какие предложения у вас получились. Выделите в них грамматическую основу.
— Сегодня мы работали со словами антонимами. Как вы думаете, какую роль играют антонимы в русском языке? (Они обогащают нашу речь, делают её более красочной)
7. Подведение итогов урока
— Какой новый термин узнали на уроке? (Антонимы.)
— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)
— Что бы произошло, если бы антонимов не было? (Ответы детей. Наша речь была бы бедной, некрасивой)
-Найдите антонимы в калмыцкой пословице: « Лучше мало, да хорошо, чем много, да плохо» (мало-много, хорошо-плохо).
-Как вы понимаете значение этой пословицы?
-Давайте запишем её в тетрадь, чтобы хорошенько запомнить и следовать этому совету в своей жизни.
— Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?
( Какие слова называются антонимами).
(Слова, противоположные по значению).
— Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?
(Подбирали антонимы к пословицам).
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
— Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок русского языка 2 класс «Синонимы и антонимы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2классе
Тема урока: «Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы, антонимы). Закрепление»
Цель урока: Закрепить знания по теме «Синонимы, антонимы», формировать умение грамотно использовать в речи синонимы и антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
· обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
· расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
· учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
· развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
· развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
· развивать интерес детей к предмету;
· развивать общеучебные навыки;
· воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
· способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
· создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация Power point
Раздаточный и демонстрационный материал: рабочие листы
Тип урока – Урок закрепления знаний и способов действий
Технологическая карта урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Организует включение в учебную деятельность, создает условия для осознания тематических рамок урока.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
-Я вам всем вам желаю доброго утра и хорошего настроения на весь день.
А для этого я предлагаю вам немного потанцевать под очень весёлую и интересную песенку( песня «Антонимы»)
Включаются в учебную деятельность, определяет основную тему, цель урока.
Активизирует деятельность учащихся по актуализации знаний.
· волшебный. Мы отправимся в сказочное путешествие.
-Но сначала вы должны определить тему урока:
— А для этого ответьте на мои вопросы
— А какие это по своему значению слова – близкие или противоположные?
— В классе у вас учатся мальчики и ….? (девочки)
—Мальчики и девочки –это близкие по значению слова или противоположные?
-Как называются слова противоположные по своему значению?
-А дети, ребята, ученики- это близкие по значению слова или противоположные? (близкие)
-Как называются слова близкие по своему значению?
-Определите тему урока!
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
3. Построение проекта формирования умений.
Организует деятельность по выявлению места и причины затруднения
· Что вы знаете уже знаете о синонимах и антонимах?
Итак, наше сказочное путешествие начинается!
Жила-были на свете добрая и красивая принцесса.
-Поможем принцессе справиться с ними?
Формулируют и уточняют цель урока, выбирают способ и средства её достижения.
4. Реализация построенного проекта.
Конспект урока по русскому языку «Синонимы. Антонимы» (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока «Синонимы и антонимы»
Синонимы и антонимы.
Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по изучению темы: «Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи, на основе сравнения и выделения существенных признаков.
Личностные результаты усвоения урока: учебно–познавательный интерес к учебному материалу «Что такое синонимы и антонимы?»
умению использовать синонимы и антонимы в собственной речи.
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные (УУД): умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, правильно планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные (УУД): используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки; строить речевое высказывание.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Предметные результаты усвоения урока: ученик научится определять лексическое значение слова. Узнает определение понятий «синоним» и «антоним»; получит возможность научиться различать оттенки значений синонимов; подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении. Пользоваться толковым словарём.
Урок «открытия» новых знаний
Компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, учебник, тетрадь на печатной основе.
Учебник «Русский язык» 2 класс 1часть, автор В. П. Канакина, Москва, «Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс, 1 часть, Москва, «Просвещение», 2018 г
Конспект урока по русскому языку «Антонимы» (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
Знать определение антонимов
Находить антонимы в тексте
Уметь правильно употреблять антонимы в речи
Цели для учителя: Знакомство с новым лексическим понятием-антонимы
Познакомить учащихся с определением антонимов. Создать условия для успешного освоения темы.
Научить правильно употреблять антонимы в речи.
Развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
Развивать умение работать в парах, в группах;
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;
Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.
Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные: Формирование у детей мотивации к обучению и познанию. Метапредметные:
Познавательные: Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация).
Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.
Учить пользоваться словарем.
Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;
Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
Учить планировать учебную деятельность на уроке;
Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.
Открытие нового знания
Проектор, музыкальная запись «От улыбки станет всем светлей», презентация, Толковый словарь, словарь «Антонимов»
Результаты: формируемые УУД
-Прозвенел для нас звонок, начинается…
(Включить песню «От улыбки станет всем светлей!» )
-Почему я решила начать урок с этой прекрасной песни?
-* Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
— Какой фразеологизм подойдёт для урока?
Слайд: засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух
урок (русского языка)
Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок.
Подарить всем хорошее настроение!
Узнать что-то новое, что пригодится в жизни.
На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота
(Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника)
Выявление места и причины затруднения
Сообщение темы, цели и задач урока
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
Предлагаю начать наш урок с игры. Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них. Ну что ж давайте вспомним (повторим)!
-У вас на столах желтые карточки. Прочитайте, скажите какую работу нужно выполнить? (создать пары)
— По какому признаку? (близкие по значению). Как называются такие слова? (Синонимы)
Все ли слова объединили? Почему? Знакомы нам такие слова? Какую цель поставим? (выяснить что это за слова)
— Куда мы обратимся за помощью? (к учебнику)
— Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться?
— Наметим план действий (слайд):
1.Как называются слова с противоположными значениями.Что такое антонимы?
2.На какие вопросы отвечают?
3. Научиться создавать пары.
4. Находить слова в тексте.
5. Использовать в речи.
-Что нам поможет решить поставленные задачи? Как мы это будем делать?
— Итак, приступим к выполнению задач.
Дети записывают в тетрадях число с комментированием орфограмм.
Дети выполняют работу и находят пару, которую не смогли объединить. Противоположные по значению и разные по звучанию
Посмотреть в учебнике
1.Понять, что такое «антонимы».
Или расширять знания об антонимах.
2. Научиться выделять антонимы в тексте.
3. Научиться правильно употреблять антонимы в речи.
Свой опыт, учебник, учитель. Наблюдение, выполнение упражнение, сравнение
— выполнять анализ и синтез
— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
— составление плана и последовательности действий.
— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
— постановка и решение проблемы;
— развитие познавательных интересов учебных мотивов;
— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Построение проекта выхода из затруднения.
Отработка обощенного способа действия
-Что должен был сказать младший брат?
Что же это за братья? Я тоже провела исследование и вот что выяснила:
Слайд-помощник – это слова, противоположные по смыслу
( два греческих слова – anti ( что значит «против») и onyma ( означает «имя»)
Выдвигают гипотезы. Как проверить наши предоположения?
— Открываем учебник стр.33
-Какая же будет тема урока?
Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке? Почему вы так решили?
-Для чего мы изучаем антонимы?
Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения по рядам, запишите в тетрадь: (на экране)
1. Слон большой, а мышка .
3.Отдыхать легко, а работать…
-Кто считает, что он правильно справился с заданием, покажите мне жестом (палец вверх). Проверка по слайду.
Работа с учебником : стр.33упр.47. Прочитайте задание .
Ясный- пасмурный, ненастный
-Что вы можете сказать про слова пасмурный, ненастный? А про слова Ясный-пасмурный?
Проверка (на слайде)
Физкультминутка. «Игра наоборот или «карлики-великаны»
-Какие слова использовали в физминутке?
Вывод: А НТОНИМЫ-слова с противоположным значением
Чтобы сравнивать предметы
1. Слон большой, а мышка маленькая.
2.Зимой погода холодная, а летом тёплая.
3. Отдыхать легко, а работать…
Ясный-пасмурный-это синонимы, а ясный-пасмурный-антонимы.
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, профилактика утомления
Игра «Подбери пару». Приложение 2 (в группах)Задача: Подобрать антонимы к словам. Раздаются карточки детям, они ищут каждый свою пару(антоним) и прикрепляют свои примеры к доске (слова-признаки, слова-предметы, слова-действия). Неряшливый-аккуратный
Ответьте на вопросы:
— На какой вопрос отвечают в паре?
Остальные в это время работают в паре. Карточка с заданием: Найдите к каждому слову из левого столбика слова с противоположным значением (антоним) из правого.
Проверка. Что можно сказать о вопросах в паре слов, какие они? Какой вывод можем сделать?
— На какой вопрос отвечают в паре?
-Измените одно из слов в паре так, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос.
-Ко всем ли словам можно подобрать антонимы?
У меня на доске тучки, но тучки не простые; на них записаны слова. Из каждой тучки выпала капелька. Ваша задача – узнать, из какой тучки она выпала.
— Какая капелька осталась без тучки? Почему?
-К какому выводу мы с вами пришли?
Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.
Нет, т.к. отвечают на разные вопросы.
Смелый-трусливый, близко-далеко, близкий- далекий
Высказываются мнения детей.
Ученики выходят к доске по одному и капельку приклеивают рядом с тучкой
Вывод: Не все слова имеют антоним
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? (Работа в группах)
1 гр Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики.
2гр Найдите антонимы в тексте
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
как Зима катит в глаза
И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей
3 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.
4 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры
Пример учителя: музыка (запись «Если добрый ты…» )
Над чем предстоит поработать?
Дополнит. Задание (если будет время)
Кто виноват из них, кто прав ,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Найдите антонимы в загадках.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад , то вперед ,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
На уроках математики, окружающего мира, на литературе, на уроках физической культуры
1гр. Один отрезок начертить вверху, а другой-внизу, отступит вправо одну клетку, а влево 5 (ориентирование в пространстве)
2гр слова антонимы лето-зима
3 гр.Пасмурно-ясно на улице, тёплая погода-холодная…
4 гр.Подняли руки вверх, опустили вниз(при выполнении упр)
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Сам.работа с самопроверкой по эталону.
Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.( слайд)
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
Замените выделенные слова антонимами.
(у каждого ученика карточка)
Сегодня ___________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
— Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)
Как приятно гулять по городу в такую погоду!
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:
!! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.
!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.
?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.
?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.
— Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? Те, кто ошибся, на что мы не обратили внимание? Как вы думаете, что помешало вам справиться с заданием?
— Что же делать в случае затруднения?
Показ словаря «Антонимов»
Сегодня солнечный день. Стоит ясная погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
Спросить у взрослых,
посмотреть в словаре «Антонимов»
— выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
— самостоятельное формулирование познавательной цели;
— построение логической цепи рассуждений;
— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение слушать и вступать в диалог;
Включение в систему знаний и повторение
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
Скажу я слово «далеко»,
Скажу я слово «потолок»,
Скажу я слово «потерял»,
Скажу тебе я слово «трус»,
Теперь «начало» я скажу.
-Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы впредь не допускать ошибок?
1. Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.
Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
Выписать из текста антонимы и синонимы.
3. Найди в текстах любимых произведений 5 предложений с антонимов, запиши их в тетрадь
Слайд. Итог урока. Совсем скоро наш урок закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока (Оправдались ли ваши ожидания?)
— Где можно применить новые знания?
— Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.
— Ставьте +, если утверждение для вас верно:
1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.
2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками.
3. Я могу дать определение понятию «антонимы».
4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.
5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.
— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
— осуществлять итоговый контроль
— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
— проявлять активность в деятельности.
Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Способность принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.
Приложение 2 Работа в группах
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
На какие вопросы отвечают слова?________________________________________
Какой частью речи они являются?_________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
Слова для справок : плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий.
На какие вопросы отвечают слова?___________________________________
Какой частью речи они являются?____________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом.
На какие вопросы отвечают слова?__________ Какой частью речи они являются?__________
Что обозначают слова? ______________________________________________________
Приложение 3 Индивидуальная
Самостоятельная работа: Ф.И. _____________________________
Продолжи предложение : Антонимы – это слова _______________________________________________.
Задание: Отметь антонимы
2. Задание: Отметь верное утверждение.
1. В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
2. В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
3. В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Приложение 3 Индивидуальная
Самостоятельная работа: Ф.И. _____________________________
Антонимы – это слова _______________________________________________.
Задание: Отметь антонимы
2. Задание: Отметь верное утверждение.
1. В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
2. В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
3. В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Приложение 3 Индивидуальная
Самостоятельная работа: Ф.И. _____________________________
Продолжи предложение : Антонимы – это слова_______________________________________________.
Задание: Отметь антонимы
2. Задание: Отметь верное утверждение.
1. В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
2. В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
3. В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ___________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Сегодня ___________ день.
Стоит _______________ погода.
По небу плывут ______________ ____________ облака.
Под ногами __________ земля.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-015355
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.