Антракт что это в театре
АНТРАКТ
АНТРАКТ (франц. entracte, от entre – между и acte – действие). В зрелищных искусствах термин имеет два значения.
Первое: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для двух целей: отдыха актера и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Второе: Музыкальная пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий спектакля, которая исполняется непосредственно перед открытием занавеса, когда зрители уже заняли свои места. В этом значении термин «антракт» сходен по смыслу с «увертюрой», с той разницей, что увертюра является прологом всего спектакля в целом, антракт же предваряет последующие действия.
Антракт в этом значении слова получил свое распространение в эпоху Ренессанса, вместе с обновлением театра и новым витком развития его стационарного вида.
Главная функция антракта – помочь зрителям настроиться на театральное действие, психологически отделить перерыв, отдых с его необязательными разговорами от эмоциональной работы по восприятию спектакля. Этим антракт принципиально отличается от т.н. «антрактной музыки», исполнявшейся в 18–19 вв. между частями театрального представления в зале или в фойе для развлечения публики.
Антракт оперы или балета, как и увертюра, пишется композитором в рамках конкретного музыкально-драматического произведения; в концертном исполнении может существовать и как отдельный музыкальный номер (например, антракт из оперы Кармен).
Антракт драматического спектакля носит, как правило, чисто прикладной характер, существует только в совокупности с этим спектаклем, и может сводиться к нескольким музыкальным фразам. С другой стороны, в качестве антракта драматического представления могут использоваться и самостоятельные музыкальные произведения.
Антракт
Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали антракта, у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места антракты были излишни и служили только для отдыха публики и артистов.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
Ссылка
Полезное
Смотреть что такое «Антракт» в других словарях:
АНТРАКТ — (франц. entr’acte, от entre между, и acte действие). 1) промежуток между двумя действиями представляемой пьесы. 2) музыкальная пьеса, написанная специально для исполнения между актами драматической пьесы. 3) вообще перерыв, остановка. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
АНТРАКТ — АНТРАКТ, антракта, муж. (франц. entràcte). 1. Перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. Антракт в 15 минут. || Вообще перерыв, промежуток (разг.). За первым докладом последовал маленький антракт. 2.… … Толковый словарь Ушакова
антракт — Перерыв, передышка, остановка (промежуток между актами театрального представления). Ср. остановка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. антракт перерыв, передышка, остановка … Словарь синонимов
Антракт — междудействие; перерыв между двумя актами сценического представления, заполнявшийся в народном театре средних веков и Возрождения сценической буффонадой (впоследствии включаемой в текст пьесы: напр. «Гамлет», нач. II, I, нач. V, I), в придворном… … Литературная энциклопедия
АНТРАКТ — (франц. entr acte от entre между и acte действие). 1) перерыв между актами (действиями) сценического представления, отделениями концерта2)] Инструментальное вступление к какому либо акту (кроме 1 го) в опере, балете, драматическом спектакле … Большой Энциклопедический словарь
АНТРАКТ — АНТРАКТ, а, муж. 1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, какого н. зрелища. 2. Небольшое музыкальное произведение для исполнения между двумя действиями оперы, пьесы. Музыкальный а. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
АНТРАКТ — муж., франц. промеждействие, междодействие, междействие, межуток, меженица. Антрепренер муж. антрепренерка жен. предприятель, предприятчик, предприимщик, предприниматель; содержатель, устроитель, хозяин, основатель, заводитель, заводчик (дела),… … Толковый словарь Даля
Антракт — ■ Всегда слишком длинён … Лексикон прописных истин
АНТРАКТ — Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями,… … Музыкальный словарь
Значение слова «антракт»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали антракта, у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места антракты были излишни и служили только для отдыха публики и артистов.
С экономической точки зрения антракт приносит стационарному театру как хозяйственному механизму дополнительный доход от посещения зрителями буфета.
АНТРА’КТ, а, м. [фр. entr’acte]. 1. Перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. А. в 15 минут. || Вообще перерыв, промежуток (разг.). За первым докладом последовал маленький а. 2. Музыкальное произведение, написанное для исполнения между двумя актами пьесы (муз.). Оркестром был исполнен а. из оперы «Кармен».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антра́кт
1. перерыв, промежуток между какими-либо действиями ◆ Федор Павлович мигом завёл в доме целый гарем и самое забубенное пьянство, а в антрактах ездил чуть ли не по всей губернии и слёзно жаловался всем и каждому на покинувшую его Аделаиду Ивановну, причём сообщал такие подробности, которые слишком бы стыдно было сообщать супругу о своей брачной жизни. Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. ◆ Решив это, он сделал маленький антракт, так как, когда вопрос о количестве был выяснен, решимость его значительно ослабела. Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Темы», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сегодня не панихида, а балетное ногодрыгание. Танцы. Сейчас второй антракт был. — Это что же обозначает? — А вторая передышка. Танцорки взопрели, так пар из себя выветривают. Н. А. Лейкин, «У театра», 1879 г. (цитата из НКРЯ)
2. театр. перерыв между актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, циркового представления и т. п. ◆ Увидав из своего кресла в первом ряду кузину, Вронский, не дождавшись антракта, вошёл к ней в ложу. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. ◆ После этого артист позвонил в колокольчик и громко объявил: ― Антракт, негодяи! М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)
3. муз. пьеса, являющаяся вступлением к одному из действий оперного, балетного или драматического спектакля ◆ Хотя Вы выразили желание, чтобы в беляевском концерте был исполнен антракт к Орестее, а не увертюра, я всё-таки буду просить Вас дать мне продирижировать увертюру, так как она не исполняется в театре, а антракт ещё сегодня исполняли в Мариинском театре. А. К. Глазунов, «Письма, статьи, воспоминания: избранное», 1958 г. ◆ С развитием джазовой музыки симфонический оркестр обогащается джазовыми инструментами. Так, антракт к третьей картине оперы «Нос» Д. Шостаковича исполняется только ударной группой. Ирина Кошмина, «Музыка», 2003 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загрести — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Почему в театре служат, а не работают – объясняет актер
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
АНТРАКТ
Смотреть что такое АНТРАКТ в других словарях:
АНТРАКТ
(Entre’acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актер. смотреть
АНТРАКТ
(франц. entr’acte, от entre — между и acte — действие) 1) перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта. Служит для отды. смотреть
АНТРАКТ
АНТРАКТ
антракт м.1. interval 2. муз. entr‘acte, interlude
АНТРАКТ
АНТРАКТ
АНТРАКТ
Антракт (Entre‘acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актеру, так и зрителю. Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали А., у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места А. были излишни и служили только для отдыха публики и артистов. В современной драме авторы пользуются А. для продления целых эпох (дни, месяцы, годы) в жизни действующих лиц: так, в начале пьесы молодые действующие лица — в конце ее становятся старыми. Вся жизнь действующего лица проходит на сцене. Некоторые авторы злоупотребляют А., назначая их в пьесе 10—12 и называя действие картинами. Часто происходит злоупотребление А., значительно увеличенными вследствие небрежности администрации театра и мешкотных перемен декораций или вследствие запаздывания действующих лиц, чаще актрис, слишком медленно меняющих свои туалеты. Лучшие драматические писатели (Кальдерон, Шекспир и др.) не знали ни актов, ни А-ов; прежде в А. делались различные анонсы (см. это сл.). В Италии в А. во время оперных представлений танцует балет. В Париже выходит «L‘entracte», заменяющий наши афиши (см. это сл.), весьма известный театральный журнал. Обыкновенно в А-ах играет оркестр или даются дивертисменты (см. это сл.).
АНТРАКТ
Антракт — издавался в Москве в 1866—68 гг., еженедельно (1866, № 50; 1867, №№ 1—38; 1868, №№ 1—25). Издатели: Ив. Смирнов, Т. Рис, А. Пономарев. Редакторы: А. Н. Баженов, В. Родиславский. А. служил продолжением издания: «Театральные афиши и Антракт» (1864—65).
АНТРАКТ
АНТРАКТ
АНТРАКТ
Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерт. смотреть
АНТРАКТ
ПЕРЕ́РВА (тимчасове припинення якоїсь дії, процесу; проміжок часу, на який припиняється дія, процес), ІНТЕРВА́Л, ПРО́МІЖОК, АНТРА́КТ розм., ПЕРЕСТА́НОК. смотреть
АНТРАКТ
АНТРА́КТ, у, ч.1. Перерва між двома діями вистави, між відділами концерту і т. ін.В перший же антракт я викликала його за куліси і попросила познайомит. смотреть
АНТРАКТ
АНТРАКТ
АНТРАКТ
АНТРАКТ — междудействие; перерыв между двумя актами сценического представления, заполнявшийся в народном театре средних веков и Возрождения сце. смотреть
АНТРАКТ
(иноск.) — перерыв, отдых (намек на антракт — отсутствие представления в театре между двумя актами, действиями) Ср. В антракте вся молодежь отправилась. смотреть
АНТРАКТ
Антрактъ (иноск.) перерывъ, отдыхъ (намекъ на антрактъ — отсутствіе представленія въ театрѣ между двумя актами, дѣйствіями). Ср. Въ антрактѣ вся молод. смотреть
АНТРАКТ
1) Орфографическая запись слова: антракт2) Ударение в слове: антр`акт3) Деление слова на слоги (перенос слова): антракт4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
АНТРАКТ
Французское – entract (междудействие).Слово появилось в русском языке в XVII в., а в словарях отмечается только с кониа XVIII в. как театральный термин. смотреть
АНТРАКТ
АНТРАКТ м. франц. промеждействие, междодействие, междействие, межуток, меженица. Антрепренер м. антрепренерка ж. предприятель, предприятчик, предприимщик, предприниматель; содержатель, устроитель, хозяин, основатель, заводитель, заводчик (дела), голова промысла, коновод. Антресоль ж. антресоли мн. верхний полуярус в доме, покои, отделенные в вышину от задних комнат, тогда как передние остаются во всю вышину; | полати с перилами, полусветелка. Антресольный ярус, полуярус. Антреша, антраша, антрша ср. несклон. в пляске: прыжок вверх, с перевоем ног, подскок.
АНТРАКТ
антрактФранцузское – entract (междудействие).Слово появилось в русском языке в XVII в., а в словарях отмечается только с кониа XVIII в. как театральный. смотреть
АНТРАКТ
АНТРАКТ
АНТРАКТ антракта, м. (фр. entrаcte). 1. перерыв, промежуток между актами пьесы, отделениями концерта. Длинные антракты. Антракт. в 15 минут. || Вообще перерыв, промежуток (разг.). За первым докладом последовал маленький антракт. 2. Музыкальное произведение, написанное для исполнения между двумя актами пьесы (муз.). Оркестром был исполнен антракт из оперы «Кармен».
АНТРАКТ
междудействие; перерыв между двумя актами сценического представления, заполнявшийся в народном театре средних веков и Возрождения сценической буффонадой (впоследствии включаемой в текст пьесы: напр. «Гамлет», нач. II, I, нач. V, I), в придворном театре — музыкой (напр. балеты после каждого акта у Мольера в «Мнимом больном»); в нынешнем театре — перерыв между действиями. смотреть
АНТРАКТ
-у, ч. 1) Перерва між двома діями вистави, між відділами концерту і т. ін. || розм. Перерва під час якої-небудь дії, в роботі і т. ін. 2) Музичний тві. смотреть
АНТРАКТ
perde arası* * *м1) театр. perde arası2) (музыкальное произведение) interlüd Синонимы: буфетное время, междудействие, остановка, перерыв