Антреприза что это означает
Антреприза
Антрепри́за (фр. entreprise — предприятие ) — форма организации театрального дела, в котором частный предприниматель (антрепренёр) собирает актёров для участия в спектакле (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой).
Примером современной театральной компании, работающей на антрепризной основе, является «Театральное товарищество 814».
См. также
Смотреть что такое «Антреприза» в других словарях:
АНТРЕПРИЗА — Предприятие и деятельность антрепренера. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРЕПРИЗА предприятие антрепренера. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Антреприза — А. Рискованное дело, предприятие. Б. Частный концертный зал, театр, цирк и т.п. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
АНТРЕПРИЗА — (французское entreprise, от entreprendre предприниматель), зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером). Антрепризы существовали с момента возникновения… … Современная энциклопедия
АНТРЕПРИЗА — АНТРЕПРИЗА, антрепризы, жен. (франц. entreprise) (театр.). Эксплоатация частного театрального зрелищного предприятия. Держать антрепризу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
антреприза — сущ., кол во синонимов: 1 • предприятие (52) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Антреприза — (французское entreprise, от entreprendre предприниматель), зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем антрепренером (менеджером, импресарио, продюсером). Антрепризы существовали с момента возникновения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Антреприза — ж. Частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.), небольшая (из 3 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое то время и выступающие с минимумом декораций. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
антреприза — антреприза, антрепризы, антрепризы, антреприз, антрепризе, антрепризам, антрепризу, антрепризы, антрепризой, антрепризою, антрепризами, антрепризе, антрепризах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
антреприза — антрепр иза, ы … Русский орфографический словарь
Значение слова антреприза
Антреприза в словаре кроссвордиста
антреприза
Антреприза Антрепри́за — форма организации театрального дела, в котором организатор (антрепренёр) приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров (в отличие от формы репертуарного театра с постоянной труппой).
Большой современный толковый словарь русского языка
( фр. entreprise) частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п.) в дореволюционной России и в капиталистических странах.
Новый словарь иностранных слов
ж. Частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
[фр. entreprise]частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п.) в дореволюционной россии и в капиталистических странах.
Словарь иностранных выражений
Словарь русского языка Лопатина
антреприза ж. Частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой
антрепризы, ж. (фр. entreprise) (театр.). Эксплоатация частного театрального зрелищного предприятия. Держать антрепризу.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Полный орфографический словарь русского языка
частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т. п.) начинание, затея
А потом вдруг взял и испортил эту подделку под англосаксов, дав мне имя Марсель, а брату – Лукас, точно мы какая-то нелепая цирковая антреприза : «Марсель и Лукас, Кувыркающиеся Братья-Бассеты».
И только после НЭПа не стало мочи: антреприза стала такой обузой, что надо было оседать, поступать в какой-нибудь государственный стационарный театр.
Деньги промышленников и финансистов потекли рекой в сценическую индустрию, частная антреприза расцвела пышным цветом.
Лондонская антреприза Уильяма Халлама разорилась, однако великодушные кредиторы позволили оставить костюмы, реквизит и передвижные декорации.
В Вологде лопнула антреприза Савина: они были без копейки в кармане, так что и за извозчика с вокзала заплатил коридорный Спирька, знавший Григорьева, останавливавшегося у меня ранее.
Значение слова «антреприза»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Примером современной театральной компании, работающей на антрепризной основе, является «Арт-Партнёр XXI» и «Театральное товарищество 814». В современном театральном мире многие европейские и мировые театральные коллективы переходят на систему антрепризной самоорганизации, что не обязательно является признаком коммерческой доминанты их деятельности. Росту независимых антрепризных коллективов в мире способствовала реформа в финансировании учреждений культуры и возможность получения грантов и дотаций со стороны государства как отдельным режиссёрам, продюсерам, актерам или перформерам, так и организациям, занимающимся созданием и прокатом антрепризных спектаклей.
АНТРЕПРИ’ЗА, ы, ж. [фр. entreprise] (театр.). Эксплоатация частного театрального зрелищного предприятия. Держать антрепризу.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
антрепри́за
2. устар. начинание; затея ◆ 13 / VI–43 Мой расчёт не оправдался, план рухнул, антреприза потерпела крах. Г. С. Эфрон, Дневники, Т. 2, 1941–1943 гг. г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полопать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Антреприза и репертуарная театральная организация. Чем они похожи и чем отличны? Давайте ответим на этот вопрос вместе, разобрав, что такое театр антрепризы и репертуарный.
Посмотрим теперь на конкретные особенности этой театральной организации.
Особенности антрепризы
Определиться, что такое антреприза, нам поможет и знакомство с ее ключевыми особенностями:
Виды антрепризы
Театры антрепризы разделяются на два типа:
Антреприза в современном мире
В современном мире наблюдается тенденция перехода многих как европейских, так и мировых театров на антрепризную политику. В ряде случаев это не является признаком того, что получение прибыли стало отныне их главной целью.
Во многих странах имела место быть реформа финансирования учреждений культуры. В ходе нее независимые антрепризные театральные труппы стали иметь право на получение дотаций и грантов от государства. Притом правомочием на такую материальную поддержку стали обладать не только актеры, режиссеры, перформеры, продюсеры, но и организации, которые делают возможным создание и демонстрацию спектакля.
Антреприза изнутри
Давайте посмотрим, как выглядит российский театр антрепризы во мнениях тех, кто связан с этой сферой искусства:
Примеры антрепризных театров
Несмотря на такую нерадостную ситуацию, что такое антреприза в России сегодня хорошо известно. Перечислим таковые театры в Москве:
Репертуарный театр
Стационарный (имеющий еще и свое постоянное пристанище) репертуарный театр более всего характерен для нашей страны и государств Восточной Европы. Поэтому мы называем его просто словом театр, без конкретизирующего прилагательного. В других же странах порой большей популярности добивается антрепризное театральное дело, бродвейский театр.
История репертуарного типа театра
Первые театры, которые можно отнести к репертуарным, появились в Англии в XIX веке:
В Российской империи на рубеже XIX-XX столетий работало множество именно репертуарных театров:
К этому числу прибавлялось порядка 300 антреприз и театральных товариществ.
Ключевые отличия
Мы разобрали, что такое антреприза и репертуарная организация театра. Давайте перечислим основные их различия:
Антреприза без иллюзий
Текст Иван Воронцов
«Enterprise» — «антреприза», «предприятие» — слово, происходящее от французского «entreprendre», что означает «предприниматель», «антрепренер».
Сейчас кругом сплошные антрепризы. Что вы о них думаете?
Когда началась перестройка, коммерсанты новой волны поняли, что из этого предприятия можно извлечь выгоду и заработать на собственный имидж. Антрепризы начали плодиться одна за другой. Сначала это были дешёвые комедии, с обязательными элементами эротики, порнухой или нецензурной бранью. Это было в новинку и люди туда шли шумною толпою. В этих спектаклях были к несчастью заняты известные артисты, так как порой это был их единственный способ заработать на жизнь для себя и семьи. Сегодня жизнь ставит перед человеком другие задачи и приоритеты. Постоянные зрители антреприз знают по своему горькому опыту, что громкое имя какого-нибудь народного артиста вовсе не гарантирует бесподобное качество спектакля, хотя оно и собирает полные залы. Как справедливо заметил Никита Михалков, сначала ты работаешь на свое имя, а потом оно работает на тебя. Я думаю, что антреприза – это возможность для артистов репертуарного театра, вырваться в другую стихию и наиболее полным образом реализовать себя. В репертуарном театре, особенно в Москве, это всегда сидение на одном месте, как правило, для молодого режиссёра и артиста.
А в чём интерес?
Это как авторская программа на телевидении – ты придумал, ты воплотил, ты ведёшь. Основное направление интереса – это творческая реализация, которая сегодня не всегда возможна в государственном театре, ну и конечно заработок. Пускай не всегда бешеные деньги, но на жизнь хватит точно. Репертуарный театр — это театр-дом, театр-семья, создающий свою школу, свои традиции. Актер в таком театре — лицо зависимое и мало оплачиваемое. Антреприза же во все времена давала актеру возможность не только заработать, но и воплотить несбывшиеся мечты о ролях, а также расширить круг своих поклонников.
Вы поставили «ИГРОКА» Ф.М.Достоевского в современном прочтении, разве автор сегодня актуален?
Достоевский никогда не потеряет актуальность. Он всегда будет современным и злободневным. Мои родители рассказывали, что в 50-х годах прошлого века Фёдор Михайлович был запрещён в школах и разрешили его только во времена Хрущёвской оттепели. У Достоевского везде есть оборотная сторона медали – социальной и человеческой. Сегодня у многих наших современников есть ощущение выброшенности. Если бы раньше за тебя вступился профком или местком, не давая тебе погибнуть, то сегодня кроме твоих ещё живых родственников, на тебя всем попросту наплевать.
Как создаётся антреприза сегодня?
Типовая ситуация – люди получают деньги под проект и начинают творить. У меня было всё наоборот, я уже творила, когда не ещё было денег. У меня были артисты и сценарий, но не было костюмов, бутафории, площадки. Главное заинтересованность людей, как правило, перспективой, ну и авторитет играет не последнюю роль. Я стараюсь равняться на большие произведения искусства. Мне кажется надо делать своё произведение, не хуже чем это делали известные могикане – Корш, Дягилев, Станиславский или Мамонтов. Своим делом человек должен гордиться, устанавливая при этом высокую планку достижения результата.
Раньше артистов театра боготворили, носили на руках, ждали около театра, бегали за автографом. Сегодня этого уже давно нет. Как Вы считаете, что может оживить нынешнее состояние культуры?
В то время – театр был единственной отдушиной для многих. Это было то место в советское время, где люди чувствовали себя таковыми. Времена прошли, страна изменилась, а вместе с ней изменился технический прогресс, позволяющий увидеть театр на экране телевизора, купить диск с любимым фильмом, слушать любую радиостанцию и делать всё что хочешь, конечно, не нарушая при этом закон. Развитие культуры неразрывно связано с развитием общества. Театру как воздух нужен зритель, новые глаза и лица, новые души и сердца. В Москве люди в основном сидят по домам, мы должны их оживить и пригласить в театр. Милости просим!
Кто Ваши критики и зрители?
Сегодня мы в этом смысле в вакууме. Сегодня серьёзной критики и хороших театральных судей практически нет. Критика должна с одной стороны формировать общественное мнение, а с другой направлять и ориентировать профессионалов. Сегодня ни зрителям, ни профессионалам никто не может внятно объяснить что хорошо и что плохо, и самое главное почему. У нас есть масса замечательных мастеров, но они умыли руки или вообще отошли от дел. Настоящий театральный зритель, который посещал театры ещё десять лет назад, сегодня от театра устал. Вообще можно достучаться до любого зрителя, важно чтобы, уходя со спектакля, он был в восторге. Профессиональная работа режиссёра и искренность артиста – основной залог успеха среди зрителей. Театроведы давно предлагают выпустить единую универсальную рецензию на антрепризные спектакли, чтобы потом только вставлять нужные фамилии. Но каждая работа – это новая жизнь, с новыми героями и персонажами. Я не смотрю на это только как на работу, это моя жизнь, которой я всецело отдаюсь.
Кто они – инвесторы и спонсоры культуры?
К сожалению, сегодня наше налоговое законодательство не отвечает требованиям реальности, и пригласить спонсора сложно выполнимая задача. Законодательной базы продюсерской, антрепренерской и вообще деятельностьи, связанной с культурой, в нашей стране не было и мне кажется, никогда не будет. Компании по-прежнему не могут, как это принято во многих странах, списывать средства, затраченные на помощь культуре, с налогов. Вся система российского законодательства выстроена так, что ни один уважающий себя бизнесмен ни при каких обстоятельствах не даст деньги на культуру. На западе существует специально разработанная схема, утверждённая законодательно, когда инвестор или спонсор жертвует на культуру, он реально получает налоговые льготы и преференции. Там у каждого, даже провинциального театра есть свой спонсор. Сегодня спонсора не возможно привлечь даже очень качественным рекламным пакетом. Государство денег не даёт, но и не поддерживает их получение от инвестора. В нашем случае остается верить только в чудо, что живёт в Москве человек, который читает на ночь роман «Игрок» Достоевского и, услышав о нашей постановке, даст денег. Но такого человека найти достаточно сложно, поэтому, создавая антрепризу, каждый рискует тем, что у него есть – деньги друзей, родственников или окружающих. Пролезть с помощью антрепризы в Царствие небесное, сегодня уже невозможно, как это было 12-15 лет назад. Экономика стала впадать в стабильное русло и времена «новых русских» уже проходят. Все утвердили свои амбиции, стаканы водки с Мега звёздами эстрады уже выпиты и наступает время самостоятельной дороги. До тех пор, пока не будет принят «Закон о Меценатстве» и законодательство в области культуры не сдвинется с мертвой точки, никаких изменений в области поддержки отечественного культурного производителя ждать не придётся.
Чувствуете ли Вы конкуренцию, и в чем она проявляется?
При всей моей скромности, могу честно заявить, что у меня нет конкурентов. Просто никто не хочет творить в том диапазоне, где работаю я. То ли не видят перспектив для себя, то ли по какой-то другой причине. Современный постмодернистский театр – это Валерий Фокин, театр Doc, центр Мейерхольда, но это не моя стезя. Тем чем занимаюсь я, никто не пытался заниматься.
Сам факт существования антрепризы доказывает ее необходимость. Какие премьеры планируются в ближайшее время?
В ближайшее время я представлю на суд уважаемой публики драму Г.Ибсена и комедию П.Морево. Их точные названия пока держу в секрете, так как всё-таки побаиваюсь конкуренции. В спектаклях будут играть как известные артисты, так и начинающие из московских театров. Репетиции уже идут полным ходом, и надеюсь, мы сможем пригласить читателей «БДМ» на премьеру ещё перед Новым годом.