Антрополог кто это и чем занимается

Профессия антрополог

Профессия антрополога не относится к очень востребованным. Зато она невероятно интересна и имеет огромное значение для современного человека.

Историческая справка

Антрополог кто это и чем занимается. 39. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-39. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка 39В дословном переводе с греческого антропология – это наука о человеке. Впервые этот термин использовал в своих трудах Аристотель. Он обозначил им область академического знания, занимающуюся преимущественно изучением духовности человека.

Сейчас человек рассматривается учеными как высшее творение природы и обязательно с ней отождествляется. Его биологические особенности представляют для науки ключевой интерес, однако не меньшее внимание уделяется изучению его социальных, культурных, духовных потребностей.

Описание

Профессия антрополога относится к редким. Получить ее можно в нескольких вузах, но работать по специальности после окончания университета идут немногие – большинство уходит в смежные отрасли науки и сферы общественной деятельности. В России всего приблизительно 200 профессионалов, которые могут назвать себя антропологам. Работают они по двум основным направлениям.

Культурная антропология

Эту ветвь антропологии начали выделять как отдельную специализацию в России только в 1990-е годы. Наука занимается изучением общественных систем, этнических особенностей и культур разных народов. У нее есть свои направления: философское, социальное, политическое.

В целом, культурная антропология позволяет ученым понять, почему возникают противоречия и споры между разными народами и социальными слоями, как их можно сгладить и какие последствия конфликтов ожидают социум в будущем.

Физическая антропология

Ее объект – человек как биологический вид. Специалистов этой сферы называют просто антропологами, не применяя приставки социо-, этно- и прочие.

Они занимаются исследованием физических особенностей людей, которые жили на нашей планете века назад и населяют Землю сейчас. По сути, любой человек может стать объектом изучения для антрополога.

Чем занимается антрополог

Устроиться по специальности можно в научно-исследовательских институтах и центрах, лабораториях судебной медицины, учебных заведениях, учреждениях археологического и антропологического профиля.

Профессионалы, которые выбрали культурную антропологию, часто входят в составы комиссий при органах власти, выступают в качестве экспертов и консультантов государственных деятелей при принятии ими политических решений.

Если специалист занимается преподаванием, он обязан разрабатывать учебные планы, корректировать и создавать обучающие материалы. Также антрополог-преподаватель составляет экзаменационные вопросы для проверки знаний студентов.

Требования к специалисту

В зависимости от того, где будет работать антрополог и какую специализацию он выберет, к нему могут предъявляться различные требования. Среди основных можно отметить:

Довольно часто исследования проводятся на стыке нескольких наук, поэтому специалисты должны обладать хорошими навыками в различных смежных сферах.

Личные качества

Профессия антрополога подойдет людям с определенным набором личных качеств. К ним относятся:

Научная деятельность антрополога сопряжена с частыми разъездами. Для изучения среды обитания и проведения исследований придется много времени проводить в командировках. Именно по этой причине в профессии больше мужчин, чем женщин.

Где учиться

Антрополог кто это и чем занимается. 40. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-40. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка 40Чтобы стать профессиональным антропологом, нужно получить высшее образование. Специалистов готовят на биологических, исторических, социологических, гуманитарных факультетах вузов. Получить образование можно, например, в следующих вузах России:

Факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге – единственный узкоспециализированный в российских вузах.

Зарплата

В нашей стране труд антропологов оценивается не очень высоко. А вот за рубежом в месяц специалист может заработать порядка 2 тысяч долларов.

Начинающий специалист, только окончивший вуз, получает порядка 18 тысяч рублей. Профессионалы с опытом работы более 6 лет и научными степенями могут рассчитывать на оклад в 70–72 тысячи рублей. В среднем зарплата составляет 38–40 тысяч рублей в месяц. В регионах платят меньше – до 27 тысяч рублей. Больше всего получают сотрудники РАН – более 100 тысяч рублей в месяц.

Большая часть грантов, предназначенных для научных разработок, распределяется на заработные платы ученых.

Карьерный рост

Развитие специалиста в области антропологии продолжается постоянно. Последипломное обучение позволяет получить научную степень, что сопряжено с повышением оклада. Вершиной карьеры является получение должности научного руководителя или руководителя научно-исследовательского учреждения.

Больше всего перспектив у профессионалов, которые едут работать за границу. Например, в Америке молодой специалист со степенью магистра может получать в год 20–23 тысячи долларов, а в Великобритании – 25–32 тысячи долларов.

В нашей стране эта область науки также развивается. Поэтому есть основания полагать, что совсем скоро антропологи будут получать достойную оплату своей работы.

Перспективы профессии

Антропология представляет собой довольно перспективную и интересную профессию, в которой людям с аналитическим складом ума и глубокими познаниями можно в полной мере реализовать свой потенциал.

Если вы хотите изучать человека в разных аспектах его социальной деятельности и физические особенности рас, выбирайте для себя один из вузов, в которых можно получить профессию антрополога.

Автор: Даша Пащенко

Источник

Антрополог

Антрополог кто это и чем занимается. ebWGLL0DQK. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-ebWGLL0DQK. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка ebWGLL0DQK

От греч. antropos – человек + logos – учение. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Антрополог – учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Антрополог кто это и чем занимается. kDEoSXPog2. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-kDEoSXPog2. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка kDEoSXPog2

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это – направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Антрополог кто это и чем занимается. fXJkIQ165N. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-fXJkIQ165N. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка fXJkIQ165N

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Источник

Антрополог

Существуют профессии, окруженные ореолом таинственности. Конечно же, в общих чертах люди имеют о них представление. Но, чтобы точно знать, стоит ли рассматривать одну из таких специальностей в качестве будущей профессии, нужно узнать о ней больше. Именно поэтому сегодня мы предлагаем поговорить о такой профессии, как антрополог.

Антрополог кто это и чем занимается. article5e7a6d408c1d80.30909713. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-article5e7a6d408c1d80.30909713. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка article5e7a6d408c1d80.30909713

Специалист по антропологии находится в списке интересных и редких профессий. Она вне конкуренции на рынке труда, что говорит о ее специфическом уклоне. Антропологи – люди, которые двигают вперед медицину, историю, археологию. Их труд – часть бесценных научных открытий, нужных человечеству.

Кроме теоретического, научного интереса, в профессии есть направления, имеющие практическое значение, востребованные в современной жизни. О том, как антропология интегрируется в современную жизнь, о перспективах профессии, ее востребованности, и о том, как стать антропологом – в этой статье, более подробно.

Антрополог кто это и чем занимается. article5e7a6d7dd00317.08037287. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-article5e7a6d7dd00317.08037287. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка article5e7a6d7dd00317.08037287

Кто такой антрополог?

Антрополог – высококвалифицированный специалист, изучающий человека, как биологический вид: его происхождение, развитие, существование в природной/культурной среде, а также влияние природных и социально-культурных факторов на эволюцию человечества.

До конца XIX века понятие об антропологии объединяло искусствоведение, психологию и теологию. Позже, с активным развитием археологии, геологии, географии, биологии, криминалистики и других гуманитарных, естественных и общественных наук, понятие об антропологии расширилось.

Современная антропология, находясь на стыке многих наук, разделяет и, в то же время, сохраняет взаимосвязь нескольких направлений:

Понятно, что для изучения всей антропологии жизни одного человека мало. Поэтому при выборе профессии антрополога лучше ориентироваться на направление, которое пригодится на практике.

Антрополог кто это и чем занимается. article5e7a6de6a376c9.50729100. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-article5e7a6de6a376c9.50729100. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка article5e7a6de6a376c9.50729100

Какими личностными качествами должен обладать антрополог?

Требования к антропологу варьируются, в зависимости от сферы применения профессиональных знаний. Как правило, у работодателей существует стандартный набор требований:

Кроме того, в данной профессии важны такие личностные качества, как:

Работа антрополога зачастую не ограничивается научной и экспертной деятельностью на кафедре института, в научном центре или лаборатории. Иногда необходимо на месте ознакомиться со средой обитания изучаемого объекта, и специалисту нужно быть готовым к выезду на место находки, жить в местах с некомфортными условиями. Поэтому профессия антрополога больше подходит мужчинам.

Преимущества профессии антрополог

Профессия считается одной из редких, но ее востребованность достаточно высока. А в таких направлениях, как кибернетическая антропология, есть шансы совершить прорывные открытия, способные повлиять на развитие цивилизации. Сейчас антропологи требуются для работы в институтах, лабораториях судебной медицины. Профессия популярна в кинематографии, где всегда есть возможность проявить творческие способности и хорошо заработать.

Лучшее начало карьеры – должность лаборанта на кафедре института, а со временем можно перейти к работе над собственной диссертацией, совмещая ее с преподавательской деятельностью. Часто специалисты-антропологи востребованы в органах власти, где занимаются экспертной оценкой и консультативной деятельностью.

Средний доход антрополога составляет 40-42 тысячи рублей, не считая различных надбавок, которые появляются по мере профессионального роста, и особых условий труда. Но, даже обозначенный минимум – достойный доход для новичка. Дальше все зависит от целеустремленности и профессиональных амбиций.

Антрополог кто это и чем занимается. article5e7a6e47bd19f4.63013128. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-article5e7a6e47bd19f4.63013128. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка article5e7a6e47bd19f4.63013128

Недостатки профессии антрополог

Многие научные исследования доказывают, что умственная работа не прекращается по звонку, в связи с окончанием рабочего дня. Поэтому даже после работы у антрополога продолжаются психоэмоциональные нагрузки, несмотря на незначительную мышечную активность всех систем организма. Умственное перенапряжение так же отрицательно сказывается на работе нервной, сердечно-сосудистой системы. А недостаток физической нагрузки у работников интеллектуального труда лишь усугубляет общее самочувствие, что приводит, в итоге, к умственному и нервному истощению, инсультам и инфарктам, болезням опорно-двигательного аппарата.

Возможные проблемы со здоровьем – наиболее неприятный фактор в работе антрополога. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно чередовать умственную работу с физическими нагрузками. Второй существенный недостаток профессии тесно связан с объективной самооценкой при выборе профессии.

Не имея достаточной мотивации и интереса к антропологии, легко оказаться штатной, безликой и бесперспективной единицей среди сотрудников кафедры или лаборатории, с заурядной зарплатой и неудовлетворенностью простых житейских желаний. Одним словом, если нет настоящей увлеченности наукой, лучше выбрать одно из наиболее исследованных и практических направлений антропологии – например, судебную экспертизу. В антропологии, как и в любой другой науке важна полная самоотдача.

Где можно получить профессию антрополог?

Убедившись в осознанности профессионального выбора и выбрав нужное направление, остается подыскать нужный факультет ВУЗа, где можно получить специальность. Чтобы стать специалистом в области социально-культурной антропологии, выбирайте ВУЗы гуманитарной направленности – например:

При выборе физиологической антропологии, обращают внимание на ВУЗы, в которых на биологических факультетах есть нужная специальность. Это:

Источник

Антрополог в поле: взгляд исследователя vs взгляд информанта

Антрополог кто это и чем занимается. 1%20%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0. Антрополог кто это и чем занимается фото. Антрополог кто это и чем занимается-1%20%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0. картинка Антрополог кто это и чем занимается. картинка 1%20%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0

«Многое в культуре выражено неявно и не словесно»
(Томас Х. Эриксен «Что такое антропология?»)

Всегда ли поле – это экзотика?

В предыдущем материале курса мы познакомились с разными исследователями-антропологами: кто-то из них работал в экзотических местах вроде Маланезии и Африки, а кто-то – в уютном кабинете. Несмотря на различия в условиях работы, и любители экзотики, и кабинетные учёные берут за основу своих исследований полевые данные, то есть эмпирические данные, собранные в поле. Процесс сбора данных, соответственно, называется полевая работа.

Посмотрев на разные антропологические исследования, о которых мы говорили в материале по истории социальной антропологии, резонно задаться вопросом о том, всегда ли полевые антропологические исследования должны проводиться в какой-нибудь экзотической стране на другом континенте. Нет, отнюдь не всегда.

В «классический» период первой половины XX века социальные и культурные антропологи действительно работали в небольших отдалённых поселениях, руководствуясь принципами Бронислава Малиновского – «поставив палатку посреди деревни». Однако примерно с 1960-х гг. полевые исследования начали проводить и в родных обществах антропологов. Это направление получило название «антропология дома» (англ. «anthropology at home»). Её истоки можно обнаружить в исследованиях социологов Чикагского университета в США в 1920-1950-х гг. Представителей Чикагской школы интересовали модели жизни человека в городе, а подход к проведению исследований был очень близок к антропологической полевой работе [1].

В 1960-е гг. развитие «антропологии дома» было обусловлено, как минимум, тремя факторами. Во-первых, к этому времени стало намного сложнее найти общества, незатронутые процессами модернизации. Во-вторых, исследования экзотических племён вдохновили социальных учёных на использование антропологических методов для исследования собственных обществ. В-третьих, стало труднее найти финансирование для проведения длительных полевых экспедиций [2].

Главный аргумент в пользу «антропологии дома» состоит в том, что фундаментальные вопросы о культурном разнообразии и культурных различиях актуальны для любой точки мира [2]. По мнению Томаса Х. Эриксена сегодня полевая работа антропологов стала даже более сложной чем раньше, так как образ жизни современного человека накладывает ряд ограничений на возможности исследователя:

«Теперь стало скорее правилом, чем исключением, когда антропологи работают в сложных обществах, где поставленные задачи могут требовать полевой работы в городе или в нескольких местах и где не всегда можно поддерживать отношения с информантами долгое время и (или) общаться в течение целого дня. В современном обществе невозможно просто пойти вместе с кем-то на работу, и далеко не каждый охотно пригласит антрополога к себе вечером посмотреть телевизор. Исследователь сталкивается с постоянным риском, что информанты предпочтут пойти домой и побыть в одиночестве, или исчезнут посреди полевого исследования, или не придут на встречу» [3, с. 72-73].

Этнография как методологическая стратегия

Как мы уже знаем, основной инструмент социального антрополога – это включённое наблюдение, которое также может носить имя этнографического наблюдения, или шире – этнографии. В рамках нашего курса очень важно понимать, что этнография – это не просто буквально «народоописание» (дословный перевод с греческого: etnos – «народ» и grapho – «пишу»), а полноценный метод, который используется в разных социальных науках, будь то антропология, социология, психология и др.

«Короче говоря, «этнография» играет сложную и меняющуюся роль в динамичном полотне, которым социальные науки превратились в двадцать первом веке» [1, с. 2].

Исследователи Мартин Хаммерсли и Пол Аткинсон выделяют 5 ключевых особенностей этнографии как метода сбора полевых данных [1]:

Действия и рассказы людей изучаются в повседневном контексте, а не в искусственно созданных исследователем условиях (например, в ситуации эксперимента или беседы в форме анкетного опроса с вариантами ответов).

Данные собираются из различных источников, включая текстовые документы. Как правило, основные методы сбора данных – это включённое наблюдение и относительно неформальные беседы (интервью).

В целом, процесс сбора данных является относительно неструктурированным – в двух смыслах. Во-первых, он не предполагает выполнение фиксированного и детального плана исследования. Во-вторых, для анализа собранных данных не используются заранее сформулированные категории (что обычно бывает при анализе данных, собранных с помощью анкетных опросов).

В фокусе исследования, как правило, находится небольшое количество случаев (кейсов): обычно это одно место или группа людей. Такой подход позволяет получить более глубокие знания – в ущерб масштабу.

Анализ данных представляет собой интерпретацию значений, функций и последствий человеческих действий – в местном и, возможно, более широком контексте (более детально о роли контекста и интерпретации будет рассказано далее). В основном, результаты анализа полевых данных – это текстовые описания, объяснения и теории. Количественная оценка и статистический анализ играют здесь в лучшем случае второстепенную роль.

Стоит также добавить, что в этнографической работе особое внимание уделяется навыкам межличностного общения:

«Этнограф использует свою личность в большей степени, чем любой другой учёный. По этой причине многие выходят с поля в изнеможении, но с материалом необычайного богатства и глубины» [2, с.27]в.

Независимо от того, работает ли антрополог среди жителей островов Новой Гвинеи или исследует образ жизни молодых художников в Нью-Йорке, для получения надежных результатов ему следует придерживаться определённых правил.

Прежде всего, описание, получаемое по результатам полевой работы и анализа собранных данных, должно учитывать всю полноту социального и культурного контекста, то есть условий, в которых проводилось исследование. Такой подход называется холистическим и предполагает, что для объяснения любого отдельно взятого явления, важного для исследования, необходимо понимать, в каких связях оно находится с другими явлениями.

Для социальных антропологов, работающих «дома», достаточно сложно реконструировать контекст лишь с помощью инструментов этнографии, потому что, как мы уже отметили, люди не всегда готовы поговорить с антропологом и уж тем более разрешить ему провести наблюдения, например, на праздновании дня рождения бабушки. В связи с этим, антропологи вынуждены обогащать свой методологический арсенал, прибегая к анализу материалов из СМИ, статистических данных, исторических документов и художественных произведений – словом, к анализу всего того, что позволяет компенсировать отсутствие непрерывного участия в жизни информантов.

Ещё немного истории

На необходимость понимания точки зрения аборигена указывали ещё отцы-основатели. Однако в нашей «краткой истории» не был упомянут очень важный для американской культурной антропологии исследователь – Клиффорд Гирц (1926-2006), благодаря которому в антропологии произошёл интерпретативный поворот. Чтобы понять, что имеется в виду под чудным словом «интерпретация», важно иметь в виду, что для Гирца культура – это «паутина смыслов», которую можно распутывать (то есть анализировать) и интерпретировать (то есть понимать её значения) подобно тексту. Результатом интерпретации является понимание смыслов, составляющих культуру исследуемого общества. Как пишет Гирц:

«Разделяя точку зрения Макса Вебера, согласно которой человек – это животное, опутанное сотканными им самим сетями смыслов, я полагаю, что этими сетями является культура. И анализировать её должна не экспериментальная наука, занятая выявлением законом, а интерпретативная, занятая поисками значений» [4, с. 173].

Идея Гирца состоит в том, что в ходе полевой работы антрополог должен составить как можно более детальное описание наблюдаемой ситуации и её контекста. Создание такого «насыщенного описания» (англ. «thick description») является основой этнографической работы, конечная цель которой – понимание культуры:

«Согласно изложенной в учебниках точке зрения, заниматься этнографией – значит устанавливать контакты, выбирать информантов, записывать (транскрибировать) тексты, выявлять родственные связи, размечать карты, вести дневник и т.д. Но вовсе не это, не приемы и навыки, составляет специфику этой работы. Её специфика состоит в своего рода интеллектуальном усилии, которое необходимо приложить, чтобы создать, говоря словами Гилберта Райла, «насыщенное описание» [4, с. 173-174].

Упоминание философа Гилберта Райла (1900-1976) неслучайно, ведь именно у него Гирц заимствует наглядный пример с морганием, на котором объясняется, как «работает» интерпретация. Представьте себе двух мальчиков, моргающих правым глазом: один из них непроизвольно совершает движение веком, а второй – подает знак своему приятелю. Действия обоих можно описать как простые механические движения веками – моргания. Однако один из мальчиков, который вкладывал в своё действие определённый смысл (подачу сигнала своему другу), совершал не просто моргание, а подмигивание. «Ненасыщенное описание» ограничилось бы фиксацией факта движения веком. В «насыщенном» же должен быть реконструирован контекст ситуации и определены смыслы, которые вкладываются взаимодействующими друг с другом людьми в их действия. То есть этнографическое описание, в итоге, должно быть построено на основе так называемых «эмных» категорий.

Различение «эмных» и «этных» категорий культуры принадлежит лингвисту Кеннету Пайку (1912-2000). По аналогии с фонемикой и фонетикой в лингвистике Пайк предложил выделять в этнографическом описании два уровня:

Своеобразным тестом на достижение антропологом понимания эмного уровня культуры может служить восприятие местного юмора:

«Гирц однажды написал, что понять другую культуру – это как понять шутку. Если кто-то способен смеяться над шутками туземцев, значит, он усвоил местные представления о правильной и неправильной контекстуалицации. Это свидетельство глубокого понимания чужой культуры» [3, с. 197].

Несмотря на стройность концепции «emic vs. etic», в ситуации перевода эмных категорий на этический уровень антропологи сталкиваются с двумя трудностями:

«С одной стороны, возникает вопрос, насколько сильно исследовательское описание может отличаться от точки зрения информанта, чтобы не стать простой выдумкой, с другой – насколько близким к местным реалиям может быть описание антрополога, чтобы не стать простыми воспроизведением видения мира глазами туземцев, которое ничего не добавит теоретическому осмыслению культуры и общества» [3, с. 84-85].

Когда всё идёт не по плану

Антрополог никогда не может быть уверен в том, что в поле всё будет идти так, как было заранее спланировано. Особенность социальных наук (и антропологии, в частности), состоит в том, что объект их изучения невозможно полностью контролировать, так как жизнь людей в повседневных «естественных» условиях, не похожа на лабораторию. В связи с этим, любой исследователь может столкнуться с ситуацией Найджела Барли – антрополога, известного во многом благодаря своей книге «Наивный антрополог» (оригинальное название «The Innocent anthropologist»), впервые опубликованной в 1983 году.

По мнению петербургского антрополога Ильи Утехина, эта книга является «лучшим ведением в ремесло антрополога» [5]. Барли делится с читателями личным опытом больших и маленьких катастроф, подстерегавших его во время полевой работы среди камерунских довайо.

Что примечательно, после выхода «Наивного антрополога» Барли опубликовал уже более серьёзную монографию – о космологических представлениях у довайо. На этом примере мы наблюдаем, как даже неудачная на первый взгляд полевая работа может быть результативной. В ситуации Барли, когда антрополог не чувствовал достаточного понимания местных правил и норм, умение убедительно сыграть роль недоумевающего чужака оказалось выигрышной стратегией.

«Иными словами, нарушение норм и правил может стать самым коротким путём к их пониманию» [3, с. 79].

На результаты полевой работы антрополога может повлиять не только само поле (в частности, степень открытости изучаемого сообщества, готовность людей разговаривать с антропологом и «впускать» его в свою жизнь и т.д.), но и личность исследователя. Стоит повторить, что стиль общения и умение расположить информанта к общению – важные качества антрополога. Однако существуют три «классические» проблемы, с которыми антропологи рискуют столкнуться в поле [3]:

Этноцентризм

В самых общих чертах этноцентризм представляет собой оценку образа жизни информантов с точки зрения культуры, которую разделяет сам исследователь. Внимательный читатель заметит, что такой образ мысли очень напоминает эволюционистский подход в ранней социальной антропологии. Однако всё обстоит немного проще и корень зла кроется в том, что антропологи – тоже люди:

«Если, к примеру, исследователь едет из эгалитарной Скандинавии в Латинскую Америку, он вскоре обнаружит там неравенство между полами; в Индии он немедленно обнаружит кастовую систему, в Британии заметит укоренившиеся классовые различия, а в США – дефицит личной безопасности и социальных гарантий. Дело не в том, что этноцентризм побуждает исследователя видеть явления, которых на самом деле нет «там»; просто культурный багаж любого человека, и том числе профессионального антрополога, оберегаемый более или менее сознательно, определяет направление его внимания» [3, с. 80].

Homeblindness (слепота к привычному)

Эта проблема актуальна для ситуации «антропологии дома», когда полевое исследование проводится в родном для антрополога социальном и культурном контексте. Слепота к привычному – это склонность антрополога воспринимать знакомые ему явления как само собой разумеющиеся. В самом первом материале курса была приведена цитата Клайда Клакхона – про рыбу и воду. Перифраз именно этой фразы изящно применил для описания проблемы слепоты к привычному Томас Х. Эриксен:

«Рыба вряд ли обнаружит воду, пока в ней плавает. Так что общий совет тем, кто планирует полевую работу в собственном обществе: выпрыгивайте из своего водоема хотя бы посредством чтения. Немецкий антрополог, изучающий категории немецкой культуры, должен быть способен увидеть их со стороны – скажем, с воображаемого пункта наблюдения на Тробрианских островах, – чтобы описать их изнутри». [3, с. 80]

Язык информантов

Незнание языка изучаемого общества может стать препятствием к открытому общению с информантами и, как следствие, к пониманию их мировоззрения. При этом язык можно понимать как в широком смысле (например, если мы говорим о национальном языке – русском, английском, тайском и т.д.), так и в узком (скажем, если антрополог изучает корпоративную культуру крупной строительной компании, он должен понимать «местный» сленг и профессиональную терминологию, которой ежедневно пользуются строители, общаясь между собой).

Полевая «антропология дома»: примеры исследований

Итак, в завершение рассмотрим два кейса, в которых наглядно показано, как и зачем социальные антропологи могут проводить исследования в «своём» обществе. Первый пример – это опыт американского социолога и городского антрополога Судхира Векантеша.

В 1989 году, будучи студентом Чикагского университета, Векантеш принимал участие в исследовании бедности в городах и проводил полевую работу в неблагополучных районах, где сформировались афроамериканские гетто. По результатам своей работы Векантеш опубликовал книгу «Gang Leader for a Day: A Rouge Sociologist Takes to the Streets», которая была переведена на русский язык и опубликована в 2018 году под названием «Главарь банды на день. Изгой-социолог выходит на улицы».

Книга Векантеша представляет собой оформленные в единое повествование полевые заметки, благодаря которым читатель может не только познакомиться с жизнью чикагских гангстеров-наркоторговцев, но и посмотреть вблизи на работу современного этнографа, попавшего в незнакомое и опасное поле.

В истории Векантеша можно увидеть того самого «наивного антрополога», столкнувшегося с трудностями на этапе вхождения в поле. Так, впервые попав в одну из многоэтажек, среди жителей которой планировалось провести социологический опрос, Векантеш был схвачен местной бандой «Чёрные короли», так как юношу приняли за шпиона вражеской мексиканской банды.

Однако благодаря этой ситуации Векантеш встретил человека, который не только помог ему выбраться из неудобной ситуации, но и стал для исследователя гейткипером (от англ. «gatekeeper»), то есть проводником в жизнь местного сообщества. Свою первую встречу с ним Векантеш описал следующим образом:

«Его звали Джей Ти, и, хотя я в то время этого не знал, он скоро станет одним из самых важных людей в моей жизни на долгое время.

Я объяснил проект как мог. Моим руководителем был национальный эксперт по бедности, сказал я, и нашей целью было понять жизнь чёрных молодых людей, чтобы создать более рациональное национальное законодательство. Моя роль, сказал я, очень простая: проводить опросы, чтобы собрать данные для исследования. Когда я закончил, повисла зловещая тишина. Все стояли в ожидании и смотрели на Джей Ти.

Он взял анкету из моих рук, глянул на неё и отдал обратно. Всё, что он делал, каждое движение, было уверенным и решительным.

Я прочитал ему тот же вопрос, что и остальным. Он не засмеялся, но улыбнулся. Каково вам быть чёрным и бедным?

— Ну, тогда каково вам быть афроамериканцем и бедным? – я пытался придать голосу извиняющийся тон, испугавшись, что оскорбил его.

— А я и не афроамериканец. Я ниггер.

Потом он наклонился ко мне и тихо заговорил: «Как тебе дали этим заниматься, если ты даже не знаешь, кто мы, что делаем?» Его тон не был обвинительным, он скорее был разочарован и немного в замешательстве» [6, с. 31-32].

Другой пример «антропологии дома», уже более современный, взят из российского журнала «Фольклор и антропология города». Это статья 2019 года, в которой представлены результаты прикладного исследования «Сообщество любителей крафтового пива» [7]. В ходе полевой работы исследователь-антрополог проводил интервью с барменами – в заведениях, позиционирующих себя как «крафтовые». Также важную часть работы составила серия включенных наблюдений:

«Сложности этого этапа заключались в том, чтобы фиксировать только объективные данные, не допуская экстраполяции (вроде: если в одном баре группа женщин средних лет – это коллеги, то после этого довольно легко начать считать, что все группы женщин средних лет будут коллегами). Этический вопрос о том, употреблять ли исследователю пиво или нет в процессе наблюдения, не поднимался» [7, с. 261].

Результатами исследования стала типология крафтовых баров, а также «профайлы» и ключевые потребности их посетителей.

В первом материале курса мы говорили о том, что социальная антропология сосредоточена на культурных различиях. И казалось бы, проводя исследование тех же потребителей крафтового пива, действительно ли мы фокусируемся на различиях?

В целом, да. Ведь большой город – это пространство культурного разнообразия, где на первый взгляд похожие друг на друга люди могут разделять непохожие ценности, иметь разные привычки, стремиться к достижению противоположных целей и т.д. Всё это обусловлено культурным бэкграундом человека. Так, кому-то может быть близка и понятна «крафтовая культура», а другим – что-то ещё [3].

Полина Ваневская

Список источников

Дополнительные материалы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *