Антропология что такое и что изучает
Антропология
Антропология (от греч. anthropos — человек, и logos — слово, мысль) — это наука о человеке.
Она изучает происхождение человека, его физиологию, духовную и культурную составляющие человека, образование человеческих рас и обществ (т. е. социальный аспект).
Современная антропология как наука стала формироваться в 18–19 вв. Но первое упоминание термина приписывают ещё древнегреческому учёному Аристотелю (4 в. до н. э.).
Антрополог — это, соответственно, учёный, который занимается изучением биологического и духовного разнообразия человека.
Какие есть разделы антропологии?
Антропология изучает человека в целом, но у неё есть много разделов, и каждый отвечает за свою более узкую область.
В зависимости от того, чему уделяется большее внимание — биологическим характеристикам человека или его культурным признакам или расовой принадлежности — антропологию разделяют на направления:
Социально-культурная антропология
Изучает социализацию человека, то есть влияние социума на поведение индивида, объединение человека в общество — от первобытных до современных. Наука занимается также изучением культуры человека, его традиций, языка, религии.
Так как зачастую общности людей и их культурные ценности неразделимы, социальную и культурную антропологию объединяют в одно направление.
В России чаще применяют термин этнология. Это наука, изучающая отношения между этносами, различия между ними и то, как они сосуществуют.
Физическая (биологическая) антропология
Изучает строение тела и биологическое разнообразие человека. Путём исследований наука пытается выяснить, почему мы отличаемся друг от друга, а также пытается найти связь между нашим телом и личностью.
Учёные разбираются в:
Философская антропология
Изучает вопросы существования человека через философию. Пытается понять и осмыслить человека. Отвечает на такие вопросы, как: для чего существует человек, какая у него сущность и место в мире.
Философская антропология возникла в 20 веке. Она изучает идеи учений, которые предшествовали появлению этого раздела:
Медицинская антропология
Наука занимается исследованием здоровья и благополучия людей. То есть выясняет:
Этот раздел науки тесно связан с физической и социально-культурной антропологией.
Юридическая антропология (или антропология права)
Изучает социум людей через правовые источники. То есть каким образом человек создавал право в обществе и чем он при этом руководствовался.
Наука также изучает правовую культуру различных обществ. Она пытается ответить на вопрос, какая правовая система может соблюсти права человека и учесть при этом его интересы: социальные, национальные, исторические, возрастные, расовые, гендерные и т. д.
Методы антропологии
Собирая антропологические данные, учёные используют определённые методы и подходы к их анализу.
Антропология — о чем эта наука, что и зачем изучает философская антропология
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Изучением человека занимались еще античные мыслители, но в отдельную науку все это оформилось относительно недавно.
Причем у антропологии есть много пересечений с такими науками, как этнография и археология.
Кроме этого отдельно выделяют философскую антропологию, которая охватывает еще и духовную жизнь человека.
Обо всем этом мы и поговорим в этой статье. Будет интересно.
Антропология — это.
Под антропологией понимается совокупность научных дисциплин, изучающих происхождение и эволюцию человека в естественной (природной) и искусственной (культурной) среде.
Поэтому антропология разделяется на два научных направления: биологическое (физическое) и социальное (культурное). В таком понимании термин был впервые употреблён Аристотелем.
В настоящее время многие учёные (в первую очередь английские и американские) включают в антропологию археологию и этнографию.
Существует и ещё одно ответвление – философская антропология, дающая философское и теологическое (религиозное) толкование человеческой сущности.
На это есть ряд причин, о которых будет сказано ниже.
Изучением строения человеческого тела и его отдельных органов занимались врачи и анатомы античной эпохи (Гиппократ, Гален и их последователи), однако формирование антропологии как самостоятельной науки началось только в середине XVIII века, когда К.Линней определил место человека в биологической классификации.
Немного позже Ж.Ламарк выдвинул гипотезу о происхождении людей от человекообразных обезьян, а Ч.Дарвин на её основе создал свою знаменитую теорию, принесшую ему мировое признание.
Всплеск интереса к антропологии ознаменовался расцветом антропологических обществ в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Россия), которые стали не только научными, но и пропагандистскими центрами в данной области науки.
Под их эгидой и патронажем открываются музеи и выставки, проводятся лекции и семинары.
Антропология, археология и этнография
Многие цели археологической науки совпадают с задачами, которые ставит перед собой социальная антропология. Разница лишь в том, что археологи исследуют культуру и быт древних сообществ.
То есть, археолога можно охарактеризовать как антрополога, занятого изучением прошлого на основе археологических данных.
Более того, археологи путём теоретических методов увязывают обнаруженные находки (материальные свидетельства) с поведением человека и культурным уровнем его развития в тот или иной период.
Этнография изучает этнические группы, их происхождение, расселение, состав, материальную и духовную культуру.
Собранная информация используется для выведения законов, по которым развивалось человечество на низовых уровнях культуры. То есть, и здесь прослеживается тесное переплетение научных течений.
В то же время степень взаимовлияния трёх вышеупомянутых дисциплин оценивается по-разному. Это наглядно видно по названию академических институтов и кафедр российских (и не только) учебных заведений.
Так, в 1990-е годы институт этнографии АН СССР был переименован в институт этнологии и антропологии, в алтайском государственном университете есть кафедра археологии, этнографии и источниковедения, в СПбУ – кафедра антропологии и этнографии.
Одним словом, намудрили товарищи учёные так, что … ну, сами понимаете.
Философская антропология
Начало данному направлению положила работа М. Шелера «Положение человека в космосе», увидевшая свет в 1928 году.
Она охватывает духовную жизнь человека, характеризует его отношение к окружающему миру и к самому себе, определяет смысл его существования, одним словом, касается широкого круга вопросов человеческого бытия.
М.Шелер обосновал создание философской антропологии необходимостью объединения различных областей человекознания в целостную структуру, откуда вытекают дела и свершения человека, характеризующие его сущность и существование.
Рассуждения о том, «что есть человек, какова его природа и предназначение» охватывают такой широкий круг проблем, что позволяет говорить о философской антропологии как об обособленном исследовательском направлении.
М.Шелер упрекает западноевропейское общество в том, что философские, моральные и религиозные ценности отодвинуты человеком на задний план.
По его мнению, именно это явилось главной причиной кризисной ситуации в общественной жизни, а чтобы её преодолеть, этим ценностям надо вернуть то значение, которые они имели изначально.
Чтобы охарактеризовать нынешнее состояние философской антропологии, выделим три её главных направления:
Биологическое направление в философской антропологии
Философы-натуралисты исходят из того, что человек в первую очередь – существо биологическое, с присущими ему слабостями и инстинктами. А тот факт, что человек к тому же существо разумное, отодвигается на второй план.
При таком подходе получается, что человек – это всего-навсего высокоразвитое животное с характерными особенностями, а человечество в целом – просто этап в глобальном эволюционном процессе.
Апологеты биологического направления (прежде всего А.Гелен и К.Лоренц) считали, что жизнь в человеческих сообществах регулируется тремя основными инстинктами (что это?):
Из первого рождается идеология гуманизма (что это?), из второго – этика потребительства, на базе третьего образуется государство, обеспечивающее «закон и порядок».
Именно инстинкты определяют положение человека в социуме. Заслуживает внимания образное мнение К.Лоренца, сравнивающего человека с кораблём, который находится под управлением нескольких равноправных капитанов.
Если им удается достичь компромисса (это как?), корабль следует правильным курсом, если же нет – судно плывёт, образно говоря, «без руля и без ветрил».
Особая роль отводится инстинкту агрессии (вызванное злостью применение силы), который рассматривается как генетически врождённое свойство, отвечающее за сохранение рода и его «места под солнцем».
По мнению К.Лоренца, агрессию вызывает отклонение от общепринятых форм общения, поэтому чтобы избежать взаимного уничтожения члены сообщества вынуждены придерживаться установленных социальных норм (это как?) и моральных принципов.
В отличие от агрессии животных человеческая агрессия имеет тенденцию к возрастанию, что подтверждается непрекращающимися войнами, которые становятся всё более масштабными и жестокими.
И хотя инстинкт агрессии контролируется и подавляется разумом, он то и дело требует выхода. При современных видах вооружений, находящихся в распоряжении людей, потеря такого контроля чревата фатальными последствиями (это как?).
Итак, биологическое направление в философской антропологии видит сущность человека в его природном естестве и рассматривает его как «заложника» врождённых инстинктов, а культуру и социум – лишь как производные биологической природы.
Такой подход справедливо считают однобоким и неполноценным, так как он не учитывает другие важнейшие аспекты человеческой сущности и может использоваться как оправдание безответственности человеческих поступков. Мол, матушка-природа во всём виновата!
Социальная и религиозная антропология
Социальная антропология рассматривает человека и как создателя, и как продукт культуры.
Видный представитель данного направления немец Э.Кассирер выдвинул теорию, согласно которой жизнь человека протекает не только в естественной среде, но и в символическом мире, иными словами во «вселенной культуре», частью которой являются язык, искусство, мифы, религия.
Социальная антропология призвана помогать людям находить общий язык, лучше понимать друг друга, мирно разрешать конфликтные ситуации, эффективно взаимодействовать во всех областях материальной и духовной жизни.
В центре религиозной антропологии стоит образ Бога в человеке.
Выдающийся русский философ Н.Бердяев говорил, что без Бога теряется стержень внутри всякого человека, а в душе образуется вакуум, пустота.
Упразднив Бога, человечество создаёт себе нового кумира в лице сверхчеловека. На этой почве появляются «отцы народов», «великие кормчие», «фюреры» и иные диктаторы (это кто?) и деспоты, ставящие себя чуть ли не выше Творца.
Русская религиозная антропология исходит из того, что определяющим свойством каждого человека является духовность, где законы нравственности становятся сильней давления внешних обстоятельств.
Если сравнить нравственные нормы различных религий, то можно убедиться, что они отражают одни и те же ценности, такие как не убивай, не кради, не лги, почитай родителей и т.д.
А это значит, что Бог един, только предстаёт в разных ипостасях. Очень жаль, что человечество в большинстве своём не следует мудрым заповедям – жизнь наверняка стала бы лучше.
На эту тему написано немало научных трудов, сломано бесчисленное количество копий. Так что пытливому уму есть над чем поработать.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Больше всего мне импонирует теория Н.Бердяева. Именно он смог выразить сущность того, что у каждого человека есть душа. А если современные учёные-антропологи не смогли найти её до сих пор, это не значит что её нет. Вот увидите, в будущем её обязательно найдут в человеческом организме. Скорее всего находится она в мозге человека и его нервных ответвлениях, тянущихся по всему организму.
Конечно, у человека эволюционирует не только тело, но и сознание, если раньше люди были умными дикарями, то в определенный момент человек начал задумываться о таких вещах как нравственность, культура, эмпатия.
Да, человек придумал себе Бога и установил нравственные ориентиры, но стал ли человек от этого менее воинственным?
Нет, не стал, да и никогда не станет, такова человеческая природа.
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).
Физическая антропология
изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.
Культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.
Этнолингвистика.
Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.
Доисторическая археология.
Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.
Культурная антропология.
Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».
Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).
Единство антропологии.
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.
Области приложения антропологии.
Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности, взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.
Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.
Сферы приложения физической антропологии.
Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.
Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.
Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.
Сферы приложения культурной антропологии.
Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.
Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.
Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
Проблема человека в западной философии. М., 1988
«Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989
Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). М., 1993
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993
Васильев С.В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. М., 1996
История ментальностей, историческая антропология. М., 1996
Культуральная антропология. СПб, 1996
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М., 1997
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб, 1997
Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998
Марков Б.В. Философская антропология. СПб, 1998
Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001
Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений. – В кн.: Введение в гендерные исследования, ч. 2. Харьков – СПб, 2001
Глебкин В.В. Труды по культурной антропологии. М., 2002
Дерягина. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. М., 2003
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003
Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. Антропология. М., 2004