Антропология это что в философии

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» в других словарях:

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — см. АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Философская антропология — ☼ в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западной философии XX в., преимущественно немецкой. Античная философия настаивает на тождестве человека со всемирно космической субстанцией. Человек есть «малый мир?»,… … Энциклопедия культурологии

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — (нем. Philosophische Anthropologie). В современ. философии термин «Ф. а.» употребляется в двух значениях. В широком значении он собирательно и индивидуально относится к философским учениям о человеке в целом (независимо от того, как называл свое… … Большая психологическая энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Современная энциклопедия

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком идеалистическое течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанной в 1920 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходило в значительной мере из идей… … Большой Энциклопедический словарь

Философская антропология — ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле учение о природе (сущности) человека; в узком течение в западноевропейской философии 20 в., преимущественно немецкой, основанное в 20 х гг. М. Шелером и Х. Плеснером. Исходила в значительной мере из идей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Философская антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее… … Википедия

Философская Антропология — (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из… … Википедия

Источник

Философская антпропология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философская антропология

Слово «человек» несет в себе три смысла в антропологии философии.

Основоположники философской антропологии

Основоположником философской антропологии является Макс Шеллер (1874—1928). Взгляды мыслителя эволюционировали: он называл себя неокантианцем и феноменологом, это привело к тому, что все его взгляды и идеи реализовались в главном – изучении проблем человека. Шелер писал:

Мыслитель является создателем обширной программы философского познания человека во всей глубине его бытия.

По мнению философа философская антропология – это философское течение о метафизическом происхождении человека и силе, что движет им и которые сам же человек приводит в движение.

Готовые работы на аналогичную тему

М. Шелер определяет следующие ступени развития психического:

Философ отмечает, что сущность человека в любви, следуя учению Паскаля. Он утверждает, что человек – существо любящее.

Плеснер По данной теме мы уже выполнили реферат Прагматизм подробнее Хельмут (1892-1985) – яркий представитель и один из основоположников философской антропологии немецкой школы. Он считал, что философская антропология должна базироваться на философии «живого бытия». Таким образом, она должна исходить из того, что в понятием «жизнь» охватываются в первую очередь природно-органические формы, не социально-культурные. Плеснер противопоставляет свою антропологию экзистенциализму, поясняя, что философия экзистенциализма слишком абстрактная и бесполая. Он акцентирует внимание на том, что психика человека особенная и человека от животного отличает экзцентричность.

Философская антропология XX в. включает в себя два подхода: первый подход основывается на философии Ф. Ницше – парадигма жизни. Человек здесь рассматривается как существо витальное, т.е. человек – часть процесса. Второй подход на философии С. Кьеркегора – парадигма существования, где экзистенция – фундаментальная антропологическая характеристика. Человек – самость, результат собственного полагания. Человеческое бытие – в – мире, т.е. человек – результат его собственных дел.

Специфика философской антропологии заключает в себе общие положения:

Источник

Философская антропология

Антропология это что в философии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Антропология это что в философии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Антропология это что в философии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Антропология это что в философии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Антропология это что в философии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Антропология это что в философии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Антропология это что в философии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Антропология это что в философии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Антропология это что в философии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Антропология это что в философии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Антропология это что в философии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Антропология это что в философии фото. Антропология это что в философии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Антропология это что в философии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

1. Философское учение о человеке в истории философии.

2. Понятие человека в современной философии.

У меня множество заветных мыслей, секретов и загадок. Но самая большая тайна – это я сам. Необыкновенное существо, способное познавать мир, любить, страдать, переживать страх. Я человек, и на земле нет другого создания, которое могло бы сравниться с потомком Адама.

Человек стал размышлять о том, кто он, едва научившись выражать свои мысли и чувства. Он издревле пытался понять самого себя. Эта глубинная потребность раскрыть собственную тайну составляет сущность человеческого.

Особую значимость проблема человека приобрела в наше время. В конце 20- начале 21 века человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных кризисов, которые угрожают жизни в целом. «В тисках» информационно-техногенного общества человеческая личность постепенно нивелируется. Как следствие, человек как бы потерял веру в свою исключительность, уникальность, разумность своих деяний, он потерял свое место в природе. И со всей остротой встал вопрос: Что есть человек? Какова его природа и предназначение?

Человека изучают многие науки, но каждая под своим углом зрения. И только философия дает целостный взгляд на человека: определяет фундаментальные проблемы его бытия, смысл существования и деятельности, резервы и возможности его организма, мышления, решает проблемы смерти и бессмертия.

Познать человека – это означает познать весь мир. Недаром античные философы, сравнивая человека с Космосом, определяли его как Микрокосм – малый образ Космоса.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет

У каждой всё особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

У каждого есть тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший лист.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры (Е.Евтушенко «Люди»)

?Все философские проблемы группируются вокруг центральной проблемы – проблемы человека, которая стягивает всю философскую проблематику в единое целое, поскольку вопросы, которые решает философия, имеют смысл не сами по себе, а только применительно к человеку. Таким образом, все разделы философии прямо или косвенно служат поискам ответов на вопрос: что есть человек?

Философская антропология –это философская наука, которая изучает человека как особый родсущего во всём его природном и социальном многообразии. ФА исследует происхождение и развитие человека как социокультурного существа, выявляет его место в общей картине бытия.

Изучение человека, как в научном, так и в философском смысле – сложнейшая задача: человек не вещь, которую можно изучать в лабораторных условиях. Кроме этого, человек – это существо, которое незавершенно в своем развитии: биологическом, социальном и культурном, а двойственность природы человека определяет многообразие его бытия. Поэтому сложно описать свойства и сущность человека. Главным методом познания в философской антропологии служит самопознание: человеческая мысль направлена на самого себя: т.е. объект исследования совпадает с субъектом.

Философское понимание сущности человека важно для медицинскойтеории и практики. Философия вооружает медицину знаниями о материальной, духовной и социальной составляющими человека. Она дает медикам ответы на мировоззренческие вопросы о человеческом бытии – о смысле его жизни и деятельности, о факторах социального воздействия на биологический потенциал человека, о возможностях мышления, о смерти и бессмертии человека. Философское знание как квинтэссенция человеческой мудрости, служит развитию духовной культуры личности медика и помогает преодолевать субъективные и обыденные суждении и представления о человеке.

Развитие взглядов о человеке в истории философии

Размышления о человеке и его места в мире появляются уже в древней философии. Феномен человека в философии осмысливался с двух позиций:

Исходя из этого, в истории философии сложилось несколько подходов в понимании места человека в мире: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм.

Гольбах:«Человек – произведение природы, он существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может выйти из неё».

Человек в христианстве получает абсолютную ценность. Отсюда осуждение насилия, убийства, самоубийства. Христианская философия впервые поставила проблему нравственного совершенствования человека и смысла его жизни. Но, возвысив дух человека, она принизило его тело, как источник всех человеческих несчастий. Это связано с учением о первородном грехе.

Антропоцентризм – человек есть неповторимый феномен Вселенной, вершина природной эволюции, центр и цель мироздания. Истоки антропоцентризма уходят в древность, когда человек бессознательно очеловечивал природу, наделяя ее своими чертами. В античной философии идею антропоцентризма сформулировал Сократ. Он считал, что человек – это не дробная часть природы, в человеке заключена вся природа, т.к. человек заключает в себе целый мир в зародыше, он является объединяющим началом всех живых и неживых существ и вещей. Кроме этого, человек есть нравственное существо, и цель его жизни – развитие в себе добродетелей. Поэтому человек должен постоянно познавать самого себя. Протагор, современник Сократа, сказал, что человек – это мера всех вещей. Поэтому человек есть центр и цель мироздания.

Социоцентризм– приоритет общества, культуры над человеком. Герцен: «Наличная культура, в которой родился и живёт человек, заставляет его поступать определённым образом. Следовательно, важно понять социум, а затем и человека, который не может не отражать в себе своего времени, своей среды».

Все эти концепции, несмотря на различия, тем не менее, оценивают человека как уникальное, неповторимое, высшее существо.

Мы источник веселья и – скорби рудник.

Мы вместилище скверны и – чистый родник.

Он ничтожен и – он же безмерно велик (Омар Хайям).

В истории философии первым, кто попытался определить сущность человека, был Аристотель. Он дал определение человека, которое в философии на многие века стало классическим: «Человек – это разумное животное». Согласно логике Аристотеля, каждую вещь можно определить через родовой (сущностный) признак, который выделяет вещь из других вещей. Для человека таким признаком является «разумность», т.е. способность рационально через абстрактные понятия осмысливать самое себя. Таким образом, по Аристотелю – человек есть часть природы, живое существо, обладающее разумом. В 18в. К.Линней определил человека как вершину эволюции позвоночных млекопитающих и дал название Homo s.

Аристотель вычленил общие черты, которые составляют «неизменную природу» человека, которая объединяет всех людей, не зависимо от эпохи, в класс «разумных существ». Эта «неизменная природа» человека есть триединство тела души и духа.

Телочеловекаотражает материально-вещественную сторону человека. Оно не просто организм субъекта, но и первое истинное человеческое пространство, первый объект познания и первый объект культуры. Кроме этого, тело есть обиталище нашего «Я». Здесь возникает загадочная связь между телом и «Я». В телесном существовании заложено начало будущего небытия «Я».

К.Ясперс, основоположник экзистенциализма, врач-психиатр: В соматическом плане (с точки зрения физиологии, анатомии, терапии, фармакологии) человек для врача ничем не отличается от животного. Проблема «человеческого» для врача всегда существует в психопатологии, т.к. животные не подвержены душевным заболеваниям.

Дух –это сфера высших ценностей и идеалов, это то, что выше человека в его природном, животном проявлении. Если высшим приматам присуща примитивная орудийная деятельность и интеллект, а также способность понимать устную речь человека (до 500 слов), то в области духа пути человека и животного расходятся навсегда. В области духовного человек ищет устойчивые основания своего бытия и поднимается до осознания своей значимости. Лейбниц: у животного нет самосознания, оно не осознаёт себя. Животное и видит и слышит, не зная, что оно видит и слышит. Только человек благодаря духу способен к рефлексии, к осмыслению мира и себя в мире, только он способен переживать своё бытие. Он способен в своём восприятии надстроить над миром идеальное царство мыслей и сублимировать(преобразовать) свою животную энергию (инстинкты, влечения) в духовную деятельность – искусство, науку, религию, философию, творчество. Благодаря духу человек формирует нравственные принципы и идеалы, которые являются смысловыми.

Таким образом, человек есть не только тело (животное) или только дух (ангельское), «человеческое» располагается между животной и духовной сторонами человека. Человек – это единство духовного и телесного. Он может пасть ниже животного состояния или возвысится до высоких образцов благородства и духовности. В каждый момент своего бытия человек стоит перед проблемой выбора. Следовательно, родиться человеком – это только возможность им стать, это каждодневное утверждение себя человеком, разумным, нравственным, высшим существом.

Источник

Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение и предмет

Философская антропология – это наука о природе и сущности человека; она прослеживает отношения человека с природой и обществом; занимается поиском первопричин и оснований феномена человеческого бытия.

Термин философская антропология используется в трех смыслах: как обозначение в целом любого философского учения о человеке; как название тех философских направлений, в которых проблема определения сущности человека является ключевой; как обозначение немецкой философской школы первой половины XX века, заговорившей о необходимости обособления философской науки о человеке.

Место человека в природе

Одним из ключевых вопросов антропологии является вопрос о месте человека в мире. По этому вопросу сложилось четыре точки зрения:

Человек – предмет антропологии

В рамках философии в различные эпохи менялось отношение к человеку. Мотивы философской антропологии появились уже в античную эпоху. Тогда Аристотель определил человека как политическое, социальное животное. Главный акцент здесь делался на социальной основе человеческого бытия. Кроме того, антропология выражала природу человека с помощью концептов «человек разумный», человек естественный, человек свободный, человек играющий.

Философская антропология как школа

Готовые работы на аналогичную тему

Обращение к антропологической проблематике М. Шелера связано с осмыслением кризиса европейского общества и культуры. Причиной кризиса является незнание природы человека, кризис культуры – это кризис человека. Отказ от человека связан с большим вниманием к естественнонаучному познанию, в сравнение с познанием культуры. Знание о человеке, по мнению Шелера, должно включать в себя научную, философскую и религиозную составляющую. При этом понятие человек остается до конца не определяемым.

Одной из особенностей природы человека, по М. Шелеру, является его направленность к познанию Бога, к поискам трансцендентного. Исходя из этого, философская антропология говорит о наличии у человека системы ценностей.

Шелер определяет природу человека, выделяя в ней природную составляющую, порыв к жизни, и духовную составляющую, указанную уже направленность к Богу. Сущность человека заключена в любви. Любовь здесь являет собой акт высшего единения, дающего прозреть высшие ценности. Результаты этого выражаются в слове, являющемся своего рода символом.

В современной антропологической мысли присутствует два направления: биологическое и функциональное.

Источник

Философская антропология

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии.

Содержание

Философская антропология как школа

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

К этим основным работам примыкают сочинения П. Л. Ландсберга («Введение в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого бытия», 1941), Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер — основоположник философской антропологии

Макс Шелер (1874—1928) проделал серьёзную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Человек и Бог

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире. На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство сам стал совершенным.

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух Божественный, делая его своим достоянием. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

Развитие философской антропологии

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что, поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *