Апофеоз это что такое простым
Значение слова «апофеоз»
1. В древней Греции и Риме: обряд обожествления какого-л. героя, императора и т. п.
2. Прославление, возвеличение какого-л. лица, явления, события и т. п. [Гете] писал «Римские элегии», этот дивный апофеоз древней жизни и древнего искусства. Белинский, Менцель, критик Гете.
3. Театр. Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, прославляющая народ, героя, общественное событие и др.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще. Кроме того, этот термин использовался в театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений, из-за чего в устной, иносказательной речи он приобрёл значение кульминации, венца событий.
В изобразительном искусстве термин обозначает изображение вознесения души умершего (обычно католического святого) в небеса, либо же прославление военного или государственного лидера с помощью аллегорий средствами барочной или классицистической живописи.
АПОФЕО’З, а, м. [греч. apotheōsis — обожествление]. 1. У древних — обряд воздавания божеских почестей герою, императору (истор.). 2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-н., имеющее характер увенчания его деятельности (книжн.). 3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апофео́з
1. истор. книжн. обожествление, причисление греческих героев и римских императоров к лику богов
2. театр. заключительная массовая сцена театрального действа
3. высшая стадия развития чего-либо, кульминация ◆ Бездарен разнос твой, а апофеоз бездарности — твое прочтенье романа Гурского. А.С. Немзер, «Литературное сегодня», 1998 г.
4. прославление, возвеличение какого-либо лица, явления, события
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: впереться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Апофеоз — что это значит во всех сферах
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Одно из самых ярких доказательств пресловутого богатства русского языка – колоссальный пласт слов, пришедших в наш словарь из других наречий.
Некоторые, особенно американизмы, проникли в русскую речь относительно недавно, другим же – более трех тысяч лет.
Не совсем обыденное в повседневном общении, слово «апофеоз» интересно и само по себе, и тем, что интригует своей неординарной историей.
Итак, разберемся вместе, что такое апофеоз и в каких значениях используется это понятие.
Апофеоз — краткая история термина
Примечательно, что сейчас это слово пустило корни в самых разных сферах и, в зависимости от этого, приобрело хоть и родственные, но все же различные оттенки значения.
В классическом толковании считается, что апофеоз – это возвеличивание, превозношение, прославление конкретного человека, события или явления.
С древнегреческого языка «apotheosis» переводится как «причисление к богам (обожествление), и это значение – на те времена единственное – сохранялось в античных цивилизациях Эллады и Древнего Рима.
При этом само слово на письме впервые появилось только в трудах Цицерона (I век до н.э.), хотя есть доказательства, что понятие апофеоза уже существовало и использовалось в литературном языке древних эллинов – современников Гомера.
А это было примерно в VIII-VII веке до н.э., в эпоху расцвета культуры фессалийских племен, населявших местность Грея на территории Средней Греции.
Чаще всего, как уточняет Т.Ф.Ефремова в своем новейшем толковом словаре:
слово «апофеоз» использовалось по отношению к процессу возвеличивания государственных деятелей, выдающихся героев или людей, которые считались избранными.
В Древней Греции даже был узаконен ритуальный обряд по возвеличиванию смертного человека, который наделял его статусом божества. Люди верили, что после смерти эти герои отправлялись на небеса и там становились настоящими богами.
Так произошло, в частности, с могучим фиванским героем Гераклом, который взошел живым на погребальный костер, вознесся на Олимп, был принят богами как равный и за свои славные дела причислен к божественному пантеону.
Другой пример – обожествление еще при жизни римского императора Гая Юлия Цезаря, которого народ почитал как богоизбранного, а после кончины в его честь возвели храм со специально приписанным к нему жрецом, что считалось одной из высочайших божественных почестей.
Это и называли апофеозом.
Апофеоз в зависимости от сферы употребления
С тех пор обожествление человека практиковалось до самой эпохи Возрождения (когда это было?).
Особые почести воздавались не только римским императорам, но и военачальникам, предводителям колоний и даже их фаворитам.
В честь «богоизбранных» устраивали праздничные гуляния и торжественные церемонии, им поклонялись как божествам, отливали статуи, в их честь приносили жертвы и называли детей.
С приходом христианства и усилением влияния католической церкви смысловая нагрузка апофеоза как явления несколько изменилась. Теперь этот процесс возвеличивания приобрел и религиозное значение, хотя сама идея приравнивания смертного человека к божествам утратила актуальность (это как?).
Если обратиться к библеистике, то там апофеозом названо обожествление ветхозаветного святого Илии, которого взяли на небеса живым, переместив из огненной колесницы в божественный вихрь.
Верующим известен и другой апофеоз – вознесение Пресвятой Богородицы, которую на сороковой день после успения (кончины) короновали Царицей Небесной.
Затем, в разгар Средневековья, апофеоз как обожествление смертных постепенно уступил место другим явлениям и процессам возвеличивания.
Так, в католицизме появился обряд беатификации (когда умершего причисляли к лику блаженных), служивший своеобразным предварительным этапом для последующей канонизации.
Однако к началу XIV века (Ренессанс), когда европейская культура стала обретать все более светский характер, термин «апофеоз» начали использовать и в искусстве, в основном когда речь шла о вознесении на небеса душ умерших.
Обычно это были сферы, объединенные сходными особенностями выражения и восприятия:
Апофеоз – это всегда торжественность, которая строится на выразительности, помпезности, яркости. В античном театре (да и в эпоху Ренессанса) апофеоз традиционно выносили в заключительные акты.
Так, например, в «Метаморфозах» (что это такое?) Овидия бог Юпитер, влюбленный в нимфу Каллисто, вознес ее и своего сына на небо, чтобы никогда с ними не разлучаться. Там он превратил их в россыпь ярких звезд: свою возлюбленную – в Большую Медведицу, а сына Аркада – в созвездие Волопаса.
Эта традиция античных театралов называть апофеозом постановочную кульминацию, неизменно выносимую в заключительную (финальную) сцену, сохранилась и явно прослеживается в современных спектаклях.
Характерный пример – сцена из «Жизни Царя» Михаила Глинки. Сегодня это явление распространяется и на концерты, и на цирковые представления, и на массовые праздничные программы.
В театральных постановках и концертных кульминационных сценах всегда используются лучшие и самые грандиозные декорации, яркие костюмы, величественная музыка и проникновенные тексты.
Чуть позже, на рубеже XVIII-XIX веков, апофеозом начали называть и короткую сцену в конце представления, посвященную восхвалению автора и/или постановщиков.
Что касается живописи, то художники «Золотого века» традиционно изображали именитых военачальников, политических деятелей, монархов в роскошных одеждах, которые устремлялись к небу на золотых колесницах.
Голову главного героя, как правило, украшал золотой шлем, богатая корона или просто нимб яркого света.
Такого рода полотна писались как при жизни заказчика, так и после его кончины. В числе героев наиболее известных произведений «апофеозной» живописи можно назвать таких людей, как:
Тема апофеоза сохранилась и в классицизме (что это?), хотя религиозная подоплека уже практически исключалась.
Востребованы были работы художников, изображавших возвеличивание Наполеона и его потомков, а также в США – фрески и диорамы, выполненные в духе «Апофеоза Вашингтона», сюжетные сцены которого украшают ротонды Капитолийского дворца.
Современное значение слова апофеоз
Сейчас слово «апофеоз» чаще всего используется в значении «кульминация» (что это?) и «прославление», и особенно четко это прослеживается в литературе, связанной с возвышением и прославлением героя повествования.
Впрочем, апофеозом могут называть и конкретное произведение, которое считается лучшим в том или ином жанре.
Очень доступно, кратко и интересно раскрывает понятие апофеоза вот такое видео с Викитьюба:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Ещё я слышала от наших юмористов со сцены выражение апофеоз апофигея. И в связи с ним приходит на память событие недавнее. Когда один глава государства (не будем имя его называть) вписал свою семью в икону. Ну хоть нимбами головы не увенчаны — и на том спасибо. Мне интересно, сколько денег отвалил заказчик художнику за этот апофеоз. или всё-таки апофеоз апофигея?
Что такое Апофеоз
Изначально под апофеозом (от греч. apotheosis – «обожествление») понимался обряд в церкви, который ознаменует поклонение герою и его боготворение.
В древних Греции и Риме обожествляли только императоров, правителей, государственных служащих за их заслуги перед государством и народом. С течением времени апофеоз стали проводить и в отношении обычных людей.
По мере развития культуры, с 14 века и позднее, термин стали применять и в сфере искусства. Так, в театре апофеоз — это финальная торжественная сцена, кульминация спектакля, которая зачастую включает его основную идею.
В литературе — финальная глава, которая представляет собой кульминацию всего произведения. А в живописи — картина, которая изображает вознесение души на небеса.
Так, за апофеозом закрепилось несколько значений:
Последнее значение появилось уже в современном языке. Например, говорят: апофеоз карьеры, апофеоз безумия, апофеоз обжорства.
Синонимы апофеоза: кульминация, пик; в другом значении — восхваление, прославление, хвала.
В чём разница между апофеозом и апогеем?
У слова «апогей» два значения:
В своём втором значении апогей является синонимом апофеоза (в значении кульминации). При этом апогей — это максимальная точка взлёта, пик. Например, говорят: достичь апогея в карьере; апогей эпидемии.
А апофеоз — это тоже высшая точка, но всегда с оттенком торжества.
Апофеоз в живописи
Апофеоз в значении обожествления, почитания можно увидеть на картине французского художника Русси-Триозона. Его творение так и называется «Апофеоз французских героев, павших в войне за независимость родины».
Ещё одним примером апофеоза является картина Франсиско де Сурбарана «Апофеоз св. Фомы Аквинского».
Тема картины связана с торжественным основанием Коллегии святого Фомы. Её учредители таким образом чествуют философа, который был причислен к святым после своей смерти.
Другой пример — картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны».
Аллегоричная картина Жана Огюста Доминика Энгра «Апофеоз Гомера» рассказывает нам о возвеличивании древнегреческого поэта.
Художник считал Гомера создателем красоты и идеалов в искусстве, и лишь немногие (изображённые на картине) могут считаться его последователями.
Картина аллегорична, так как при её создании Жан Энгр полагал, что он достигнет кульминации своего творчества и созданной им красоты.
Читайте подробнее, что такое Аллегория.
Апофеоз в театре
Апофеоз в театре — это финальная сцена. Она может быть очень зрелищной, включать визуальные и звуковые образы. А может, наоборот, быть «немой».
Апофеозом спектакля «Ревизор» по рассказу Н. В. Гоголя можно назвать его заключительную «немую» сцену. В ней отображается пик удивления и страха действующих лиц, когда они узнают, что Хлестаков на самом деле не ревизор.
Другой пример — финальная сцена с премьеры балета «Лебединого озера» 1877 года в Большом театре.
Сцена воспроизводилась при участии русского декоратора Карла Вальца. Ему удалось создать на сцене настоящий ураган с ломающимися деревьями и большими волнами. А после, как апофеоз, наступала заря.
Значение слова апофеоз
Словарь Ушакова
2. Особенно торжественное публичное восхваление кого-нибудь, имеющее характер увенчания его деятельности (книж.).
3. Торжественная заключительная картина в некоторых театральных представлениях (театр.). Опера в пяти актах с апофеозом.
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. apotheosis обожествление)
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(в сценическом произведении) — см. концовка.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Словарь музыкальных терминов
(гр. apotheosis — прославление, обожествление) — в операх и балетах, а также в крупных симфонических произведениях — заключительные сцены и эпизоды, прославляющие основную идею произведения. Образец апофеоза — заключительная сцена оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
(с греч. «обожествление») обычай культового почитания правителей и людей, отличившихся перед государством или городом. В первые века новой эры эта традиция стала распространятся и на простых умерших людей.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG apotheosis)
прославление или обожествление кого-то как Бога либо при жизни, либо после смерти.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
АПОФЕОЗ, а, м.
1. Прославление, возвеличение кого-чегон. (книжн.).
2. Торжественная заключительная массовая сцена нек-рых театральных представлений (спец.).
| прил. апофеозный, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Что такое апофеоз?
В наши дни слово «апофеоз» в значении «кульминация» часто используется в разговорной речи. И это ошибка.
Само слово «апофеоз», как нетрудно догадаться, древнегреческое: ἀποθεόσις от ἀπο- + θεός «бог». Сегодня оно нередко мелькает в устной и письменной речи, но часто не в том значении, в каком использовалось древними эллинами.
Обожествление
Даже в Древней Греции значение слова «апофеоз» менялось со временем. Первоначально оно использовалось, когда речь шла о причислении простых смертных к сонму богов. Кого причисляли? Героев древнегреческих мифов — обычных людей, рожденных от земной женщины и бога-олимпийца. Апофеозом был переход простого смертного в другое качество — божественное. Но надо сказать, что процесс преображения в античных мифах встречался редко. Только самые выдающиеся герои — например, Геракл — были причислены к сонму богов.
Апофеозом был переход простого смертного в другое качество — божественное.
Восхваление
На вопрос, что такое апофеоз, древние греки ответили бы и так: восхваление, превознесение. Таких почестей удостаивались только умершие цари и императоры.
Термин в конце концов перешел в латынь и не исчез даже после распада Римской империи. Более того, как и многие другие латинские слова, проник в европейские языки. В наши дни он имеет немного другое значение: канонизация, беатификация.
Отражение в изобразительном искусстве
Что такое апофеоз, можно понять, взглянув, например, на картину «Апофеоз Наполеона» Жана Огюста Доминика Энгра. На картине представлен не сам великий полководец, а его возносящаяся душа. Иными словами, апофеоз — это аллегорическое изображение души умершего человека, который попадает на небеса.
Стоит особо сказать об «Апофеозе войны» Василия Васильевича Верещагина.
Апофеоз в музыке
Апофеоз в музыке — финальная разработка темы в монументальной или возвышенной форме, заключительная массовая сцена. Представляет собой музыкальный эквивалент жанра апофеоза в изобразительном искусстве, особенно там, где тема каким-то образом связана с историческими личностями или драматическими персонажами.
В качестве структурного элемента апофеоз появился в музыкальном и музыкально-драматическом искусстве в барочную эпоху. В списке произведений композитора эпохи барокко Франсуа Куперена есть 3 сюиты, озаглавленные «Апофеоз» (1724). Гектор Берлиоз использовал слово «апофеоз» в качестве заголовка финальной части своей «Траурно-триумфальной симфонии». Два балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик» содержат апофеозы в качестве финалов. То же самое можно сказать и о «Баядерке» Людвига Минкуса.
В наши дни слово «апофеоз» в значении «кульминация» часто используется в разговорной речи. Однако, как выяснилось, эти слова не являются синонимами, и такое употребление древнегреческого слова с богатой историей можно с полным правом признать ошибочным. Даже несмотря на то, что в драматическом и музыкальном искусстве термин «апофеоз» еще с барочных времен структурно связан с «кульминацией».