Апостасия что это значит
Апостасия: что приближает конец света?
С точки зрения христианской философии истории то, что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, – это апостасия, отпадение от веры. Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные, – производны и вторичны от этого, главного по сути вопроса мировой истории.
Вообще греческое слово ἡ ἀποστασία (apostasia) образовано от древнегреческого глагола ἀφίστημι (afistēmi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д. Первоначально в античной литературе у этого термина было скорее политическое значение. Оно означало отпадение от законного правителя, мятеж против него. Позже, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, который по преданию сделали семьдесят толковников) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который в частности такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне:
«Накажет тебя нечестие твое, и отступничествотвое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2. 19).
Слово «апостасия» встречается и в Новом Завете, где оно означает отпадение уже от христианской веры. Одно из мест, связанных с этим словом – знаменитый фрагмент из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где вводятся ключевые понятия христианской эсхатологии: отступление (апостасия), антихрист («человек греха, сын погибели»), тайна беззакония и «удерживающий» («катехон»):
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2–7).
Этот фрагмент многократно толковался в богословии, христианской философии истории и политической философии. Кто есть тот «удерживающий», κατέχων, который пока держит оборону от рвущегося в мир антихриста и временного торжества почти всеобщей апостасии? Некоторые отцы Церкви удерживающим считали Римскую империю. А вот что по этому поводу писал, например, святитель Феофан Затворник:
«Древние толковники Св. Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское Царство…В наше время если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским Царством будем разуметь Царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.
А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.
Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут».
Так или иначе, но, на мой взгляд, «удерживающим» можно считать того или то, что или кто мешает разным странам и миру в целом объединиться под одной властью, чтобы уже ничто не могло препятствовать действию антихриста на Земле. Причем, как мне кажется, вопрос тут даже не упирается в собственно политическую власть. Если страны будут номинально сохранять свою независимость и суверенность, но везде будут одни и те же порядки – социальные, экономические, культурные и т.д., – то такой мир уже можно будет считать единым и потерявшим подлинное разнообразие. И действие из кого-то жуткого единого центра, распространяющего «тайну беззакония», уже не будет встречать на своем пути непереходимых барьеров.
Также очень интересно, как мне кажется, сопоставить цитировавшийся выше знаменитый фрагмент из Второго послания к Фессалоникийцам с одним и, пожалуй, не менее знаменитым фрагментом уже из Первого послания к верующим этого же города. Там тоже идет речь о конце времён, и апостол Павел говорит:
«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3).
То есть, получается, что последние времена и почти всеобщая апостасия будут наступать в условиях мирового благополучия, когда все будут жить в достатке и безопасности, пользуясь благами цивилизации. Вероятно, в каком-то смысле апостасия будет совершаться сама собой, в чём-то даже незаметно для многих людей. Ведь если жизнь благополучна и теперь все в порядке, кругом царит изобилие, то зачем вообще Бог? О Нём начнут (в принципе, давно уже начали) просто забывать, Он уже не нужен хорошо устроившемуся на Земле человечеству.
Конечно, это изобилие и благополучие будет только временной иллюзией. Ибо главное в человеческой истории – это ее духовное измерение и духовные устремления людей. А когда в процессе апостасии свое духовное первородство обменивают в процессе во многом незаметно совершающейся апостасии на «чечевичную похлебку» материального благополучия как главной цели и смысла жизни, тогда и наступит, как мне кажется, конец времен и Последний, Страшный Суд.
Значение слова «апостасия»
Вероотступничество представляет собой полный отказ человека от прежней своей христианской веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от Церкви, либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. В отличие от ереси, характеризующейся частичным отрицанием церковного учения, апостасия представляет собой полное его отрицание — атеизм либо переход в нехристианскую веру.
В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого завета — Септуагинте — слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного Правителя — от Бога, либо измену закону Моисея, данному Богом (Нав. 22:22; 2Пар. 29:19; 1Мак. 2:15; Иер. 2:19; Деян. 21:21; 2Фес. 2:3).
В современном католицизме различают три типа отступничества (Бенедикт XIV, De Synodo diocesana, XIII, xi, 9):
Отступничество от веры (apostasia a fide или perfidiae): полный и добровольный отказ от христианства, сопровождающийся принятием другой религии (иудаизма, ислама и т. п.) либо отказом от любой религии вообще.
Отступничество (отказ) от церковного сана (apostasia ab ordine): отказ священнослужителя от сана и связанных с саном обязанностей. Первоначально распространялось и на церковнослужителей. Халкидонский собор в 451 году постановил извергать отступников из священного сана независимо от их положения в церковной иерархии, этот принцип (лат. Ne quis monachus vel clericus a suo gradu apostataret, сформулированный в декреталии Льва IX в 1049 году) неоднократно подтверждался на протяжении средневековья. В настоящее время отступничество от сана не карается церковными законами, однако епископы сохраняют право отлучения упорствующих отступников от сана.
Отступничество (отказ) от монашеского сана (apostasia a religione или monachatus): отказ монаха от сана, уход из монастырской общины и отказ исполнения своих обязательств перед монастырской общины или ордена. На Халкидонском соборе было принято решение об отлучении монахов, вернувшихся в мир.
В 2010 году папа Бенедикт XVI включил преступления против веры (лат. delicta contra fidem), в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений (лат. Normae de gravioribus delictis).
В декреталиях Григория IX упоминаются ещё два вида отступничества: apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание.
В отличие от католицизма, в православии ситуации и признаки апостасии строго не кодифицированы.
В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство), «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру, за что полагалась смертная казнь. 22-я глава Соборного уложения 1649 года предусматривала сожжение только за переход в ислам, тем не менее на практике такая казнь применялась и для обвиняемых в переход в другие религии.
В 1605 году был казнён стрелецкий голова Смирной-Маматов, перебежавший в Персию и принявший там ислам. Возвращённый в пределы России, Смирной-Маматов по особому царскому указу был подвергнут пыткам, облит нефтью и сожжён заживо.
15 июля 1738 года публично при участии императрицы Анны Иоановны в Петербурге был сожжён отставной капитан-поручик Возницин по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым.
Всего в 1738 году в России состоялось 6 казней через сожжение; казнены были также две женщины (сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны — суд сослался на Соборное Уложение 1649 г.) и протопоп Иван Федосьев за богохульство.
20 апреля 1738 г. башкир Тойгильда Жуляков за возвращение из православия в ислам был сожжён в Екатеринбурге. Смертный приговор был вынесен Василием Татищевым, бывшим тогда начальником Главной Горной канцелярии: «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон — на страх другим, при собра
апоста́сия
1. религ. полный отказ верующего от веры, отрицание ее догматов, сопровождающееся отпадением от церкви либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии
3. однодольное растение семейства Орхидные
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: состругивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое апостасия?
Христианство дает человеку надежду на спасение души, Вечную Жизнь, близость к Господу. Сама христианская вера порождает в человеческих душах искренние, светлые и чистые чувства, поэтому ассоциируется с чем-то незапятнанным, высокодуховным.
Кажется, что само по себе это вероучение не может вызывать негативных ассоциаций, но все же есть люди, которые осознанно и добровольно принимают решение уйти от Господа и отказаться от Его воли и благодати. В этом случае речь идет о вероотступничестве, которое христиане также называют анастасией.
Что такое апостасия
Изначально этот термин имел политическое значение и использовался в значении — бунт, противостояние власти, дезертирство. Так называли людей, критикующих действия правителей или отказывающихся принимать участие в военных походах. Апостасия жестоко каралась законами древнего времени.
В годы становления христианства, как мировой религии, апостолами стали называть и отказавшихся от своих убеждений верующих. Сам термин пришел в нашу речь из Греции, где апостолами называли первых христиан, не выдержавших гонений и давления языческих властей. И в древности, и в современном мире термин «ипостась» используется в значении «отступник».
Апостасия, или вероотступничество — осознанный и добровольный уход от христианского вероучения, отрицание правильности догматов христианства, истинности веры, намеренный отказ от Бога и Его милости.
Сейчас отступниками называют людей:
У вероотступничества может быть множество причин: иногда душу человека полностью поглощает какая-либо страсть, иногда любовь к мирским удовольствиям перевешивает стремление к Господу, иногда человека делают вероотступником насильно.
Важно! Господь хочет спасения для абсолютно всех людей, поэтому милосердно принимает молитвы раскаявшихся грешников и дарует им прощение.
Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости.
Раннехристианские времена
Верующие не могли спокойно собираться для проведения богослужений, не могли славить Христа и прославлять Его подвиги, не могли спокойно крестить детей и строить храмы: любое проявление христианского мировоззрения в древние времена жестко пресекалось.
Первых христиан жестоко истязали, топили в водоемах, сжигали на кострах, мучили в темницах и на площадях, но это не могло сломить силу духа верующих. Многие христиане предпочли избрать мученическую стезю, но не отказаться от веры и Христа.
Однако не все люди могли выдержать такие нечеловеческие пытки: некоторые не нашли в себе сил выдержать физические мучения до конца, и отреклись от веры взамен на прекращение истязаний. Этих людей в христианстве было принято называть апостолами.
В такой ситуации, как в случае принудительного обращения в другую веру, у людей, отрекшихся от Господа в результате тяжелых физических мучений и лишений, была возможность раскаяться. После массовых гонений на сторонников христианского вероучения, произошедших во времена римского императора Деция, отступничество стало массовым явлением.
На одном из Карфагенских Соборов было принято решение о смягчении покаянной дисциплины для апостатов: одних из них принимали в христианство на смертном одре, другие могли заслужить это право в течение жизни, благодаря искреннему покаянию и безропотно несению епитимьи.
Важно! Когда речь заходит о принудительном обращении в веру, перед глазами сразу предстают образы христианских великомучеников: людей, претерпевших нечеловеческие страдания, но не предавших свою веру.
Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру. Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?
Можем ли мы быть уверенными в своих духовных силах, в своем стремлении страдать за Христа и выносить ужасные муки с Его светлым именем на устах? Главная задача каждого христианина в те моменты, когда он слышит о подобной насильственной апостасии — молиться за душу человека, ставшего вероотступником против своей воли.
Еретические вероучения
Изначально ересь, как намеренное искажение христианских догматов, считали одним из видов апостасии.
Важно! Еретик — человек, отрицающий некоторые устоявшиеся положения христианского вероучения, или предлагающий религиозную концепцию, противопоставляющую себя традиционному вероучению Церкви.
Позже эти понятия перестали отождествлять. Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога.
Наказание для отступников и еретиков в Средние века были одинаковыми. Если в раннехристианские времена, когда христианство стало основной государственной религией многих европейских государств, отступник лишался всех гражданских прав, в Средневековье такого человека ждала незавидная участь: в лучшем случае апостатов и еретиков ждало долгое тюремное заключение.
Апостасия в Православии и Католицизме
В Католицизме апостатоми считаются:
В Православии вероотступниками раньше считали не только людей, добровольно отказавшихся от Бога и Православной Церкви, но и людей, совершивших тяжелые религиозные преступления. Часто сам вероотступник не подвергался уголовному преследованию, но человека, агитирующего за отречение от веры и Господа, в имперские времена ждала длительная ссылка.
Особенности апостасии в Православии:
Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних. Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений.
Отступничество в последние времена
Святые Отцы Церкви предупреждали нас, что апостасия станет явным признаком приближения конца мира. Согласно христианскому мировоззрению, именно отдаление от Христа и отрицание Его учения приближает конец света.
Церковь удерживает рвущегося в земной мир антихриста. Когда люди массово отвергнут Бога, и власть Святой Церкви ослабится, в мире наступит временное торжество всеобщей апостасии, которое вскоре закончится Страшным Судом. Священное Писание говорит об апостасии, как о неизбежном явлении — людей будут преследовать многие искушения, и мало кто сможет устоять перед соблазном.
Важно! Это мировое явление предсказывал еще апостол Павел в своем обращении к Фессалоникийцам.
Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена. Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку.
Человеку кажется, что он обрел рай на Земле и такая жизнь никогда не закончится — люди перестают думать о Вечности и отодвигают веру на последнее место. Апостасия происходит незаметно для самих людей, если вокруг царит изобилие и благополучие. Люди начинают забывать о Том, кто дал им возможность прийти в этот мир и пользоваться всеми возможными благами.
Материальное и имущественное изобилие — лишь иллюзия счастья. Главной целью жизни для человека нравственного всегда будет оставаться развитие духовных качеств. Когда человечество в большинстве своем променяет возможность расти духовно и стремиться к Богу на ложные материальные удовольствия, наступит конец времен и Последний Суд.
Истинно верующий человек постарается сделать все, чтобы не допустить вероотступничества и не поддаться на соблазны нечистого духа. Просто называться христианином — мало для стяжания Царства Божьего, ведь точно так же, как о дереве говорят по его плодам, человека будут судить по его поступкам.
В первую очередь, христианские поступки — это дела любви и сострадания. Христианин — не просто красивое слово, а образ жизни и мышления. Если вера вдохновляет человека на труд во Славу Божию, если она помогает ему творить добро ближним своим — такой человек не сможет стать вероотступником.
Апостасия
Апостасия (греч. Αποστασία — отступничество) — отступничество от христианства, вероотступничество.
Вероотступничество представляет собой полный отказ верующего от веры, отрицание ее догматов, сопровождающееся отпадением от церкви либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. В отличие от ереси, характеризующейся частичным отрицанием церковного учения, апостасия представляет собой полное его отрицание.
В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого завета — Септуагинте — слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного правителя-Бога либо измену Моисеевым законам, данным Богом (И. Н. 22:22; 2 Пар 29:19; 1 Макк 2:15; Иер 2:19; Деян. 21:21; 2 Фесс 2:3).
В современном католицизме различают три типа отступничества (Бенедикт XIV, De Synodo diocesana, XIII, xi, 9): [1]
В 2010 г. папа Бенедикт XVI включил преступления против веры (лат. delicta contra fidem ), в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений (лат. Normae de gravioribus delictis ). [2]
В декреталиях Григория IX упоминаются ещё два вида отступничества: apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание.
В отличие от католицизма, в православных церквях ситуации и признаки апостасии строго не кодифицированы.
В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство), «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру. Сами отпавшие от церкви ограничивались в правах, но уголовному преследованию при этом не подвергались, отвлечение же от веры — то есть действия, ведущие к переходу кого-либо в другую веру, карались тюремным заключением, каторгой либо ссылкой. [3]
Апостасия
Вероотступничество представляет собой полный отказ человека от прежней своей христианской веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от Церкви, либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. В отличие от ереси, характеризующейся частичным отрицанием церковного учения, апостасия представляет собой полное его отрицание — атеизм либо переход в нехристианскую веру.
В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого завета — Септуагинте — слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного Правителя — от Бога, либо измену закону Моисея, данному Богом (Нав. 22:22; 2Пар. 29:19; 1Мак. 2:15; Иер. 2:19; Деян. 21:21; 2Фес. 2:3).
Вопрос об отпавших от церкви, которые после отречения под угрозой мучений и смерти каялись и просили принять их, возник в первые века существования христианства. С начала III века церковь признавала возможность «второго покаяния», хотя первоначально такие случаи были немногочисленны.
После гонения Декия, которое привело к массовому отступничеству, весной 251 года на соборе в Карфагене были изменены условия принятия кающихся отступников в церковное общение. Собор смягчил покаянную дисциплину, он разделил отступников на две категории в зависимости от степени отпадения. Одних принимали только на смертном одре, других – после более или менее продолжительного покаяния.
В современном католицизме различают три типа отступничества (Бенедикт XIV, De Synodo diocesana, XIII, xi, 9):
* Отступничество от веры (apostasia a fide или perfidiae): полный и добровольный отказ от христианства, сопровождающийся принятием другой религии (иудаизма, ислама и т. п.) либо отказом от любой религии вообще.
Отступничество (отказ) от церковного сана (apostasia ab ordine): отказ священнослужителя от сана и связанных с саном обязанностей. Первоначально распространялось и на церковнослужителей. Халкидонский собор в 451 году постановил извергать отступников из священного сана независимо от их положения в церковной иерархии, этот принцип (лат. Ne quis monachus vel clericus a suo gradu apostataret, сформулированный в декреталии Льва IX в 1049 году) неоднократно подтверждался на протяжении средневековья. В настоящее время отступничество от сана не карается церковными законами, однако епископы сохраняют право отлучения упорствующих отступников от сана.
Отступничество (отказ) от монашеского сана (apostasia a religione или monachatus): отказ монаха от сана, уход из монастырской общины и отказ исполнения своих обязательств перед монастырской общины или ордена. На Халкидонском соборе было принято решение об отлучении монахов, вернувшихся в мир.В 2010 году папа Бенедикт XVI включил преступления против веры (лат. delicta contra fidem), в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений (лат. Normae de gravioribus delictis).
В декреталиях Григория IX упоминаются ещё два вида отступничества: apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание.
В отличие от католицизма, в православии ситуации и признаки апостасии строго не кодифицированы.
В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство), «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру, за что полагалась смертная казнь. 22-я глава Соборного уложения 1649 года предусматривала сожжение только за переход в ислам, тем не менее на практике такая казнь применялась и для обвиняемых в переход в другие религии.
В 1605 году был казнён стрелецкий голова Смирной-Маматов, перебежавший в Персию и принявший там ислам. Возвращённый в пределы России, Смирной-Маматов по особому царскому указу был подвергнут пыткам, облит нефтью и сожжён заживо.15 (26) июля 1738 года публично при участии императрицы Анны Иоановны в Петербурге был сожжён отставной капитан-поручик Возницин по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым.Всего в 1738 году в России состоялось 6 казней через сожжение; казнены были также две женщины (сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули святые тайны — суд сослался на Соборное уложение 1649 года) и протопоп Иван Федосьев за богохульство.20 апреля (1 мая) 1738 г. башкир Тойгильда Жуляков за возвращение из православия в ислам был сожжён в Екатеринбурге. Смертный приговор был вынесен Василием Татищевым, бывшим тогда начальником Главной Горной канцелярии: «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон — на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь…»30 апреля (11 мая) 1739 года за возвращение в ислам была сожжена крещёная 60-летняя башкирка Кисябика (Катерина) Байрясова.17 (30) апреля 1905 года был издан Указ об укреплении начал веротерпимости, после чего отпавшие от православия в России перестали подвергаться уголовному преследованию.