Аппарат прикомандированных сотрудников что это
Аппарат прикомандированных сотрудников
История
Во время существования КГБ аналогом Аппарата прикомандированных сотрудников являлся Действующий резерв КГБ, который был создан 24 октября 1955 г. решением Президиума ЦК КПСС № П165/XXI-оп «Об офицерах органов КГБ, работающих в других организациях, министерствах и ведомствах».
Прикомандированных сотрудников отправляли для работы в гражданские институты и учреждения «по согласованию с руководителями соответствующих министерств или ведомств». Сотрудники ДР присутствовали в профильных партийных органах, а после перестройки — и в коммерческих структурах.
Интересно также, что, согласно инструкции, офицеры КГБ «при перемещении на должности, подлежащие замещению офицерами Министерства обороны или офицерами (начальствующим составом) МВД, по договоренности с этими министерствами» откомандировывались в их распоряжение.
Процесс назначения и работы офицеров Действующего резерва регламентировали следующие документы:
24 октября 1955 г. — принято решение Президиума ЦК КПСС № П165/XXI-оп «Об офицерах органов КГБ, работающих в других организациях, министерствах и ведомствах».
24 декабря 1958 г. — утверждена Инструкция по работе с офицерским составом действующего резерва КГБ, направленным в гражданские министерства и ведомства.
C 1972 г. — вступило в силу «Положение об офицерском составе Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР, направляемом в министерства, ведомства, учреждения, учебные заведения, организации и на предприятия для контрразведывательной работы, обеспечения режима и охраны секретности и зачисляемом в действующий резерв КГБ при СМ СССР» (Приказом КГБ № 0360 от 1978 г. в Положение были внесены изменения).
1981 г. — введено решение Коллегии КГБ «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы офицеров действующего резерва контрразведывательных подразделений центрального аппарата КГБ СССР и органов КГБ на местах».
1982 г. — вступило в силу новое «Положение об офицерах действующего резерва КГБ СССР, работающих по линии контрразведывательных подразделений под прикрытием министерств, госкомитетов и ведомств СССР».
Даже после развала СССР институт кураторства КГБ над госструктурами и предприятиями не был полностью ликвидирован. Ведомства бывшего СССР были преобразованы в разного рода госконцерны и АО, а также изменили названия и структуру, однако при этом внутри них остались прикомандированные сотрудники. В частности, такие сотрудники сохранились в «Аэрофлоте», СМИ, крупных вузах, «Интуристе», внешнеторговых организациях.
В 1994—1996 годах часть прикомандированных сотрудников КГБ сократили или просто заменили новыми в соответствии с указом президента Ельцина.
В 1998 году система офицеров действующего резерва была переименована в Аппарат прикомандированных сотрудников.
Работа АПС
В статье 15 («Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями») официального «Закона о ФСБ» прямо оговаривается, что «в целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе».
Назначение прикомандированных сотрудников согласовывается на министерском или ведомственном уровне. В частности, их официально отправляют в государственные компании или компании с госучастием, различные органы законодательной и исполнительной власти, крупные политические партии, а также в другие силовые службы.
Дело Сугробова
Агенты и информаторы
Как правило, информаторы только предоставляют информацию. Агенты действуют более активно, участвуя в оперативно-розыскных мероприятиях и выполняя конкретные задания руководства. Многих осведомителей и агентов вербуют в обмен на сокрытие компрометирующей информации или отказ от уголовного преследования. Другим стимулом обычно является денежное вознаграждение.
Предположительно, одной из причин уничтожения документов послужил негативный для чекистов опыт публикации в открытом доступе архива Штази в ГДР. Осенью 1991 года, после путча, была создана «Комиссия по организации передачи-приема архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их использованию». Согласно свидетельству историка Николая Петрова, участвовавшего в обработке документов для архива, к тому моменту, как он и его коллеги начали сбор документов в Москве, агентурных дел оставалось мало. Согласно подсчетам команды, после чистки в Московском КГБ уцелело лишь около 3,5 тысяч дел (в 1954 году их количество составляло 475 тысяч).
В 1995 году личности сотрудничающих с госбезопасностью были объявлены «государственной тайной», в соответствии с новой редакцией Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Помимо обычных агентов, существуют также и так называемые резиденты. Они обладают более широкими полномочиями (такими как, например, вербовка) и помогают контролировать агентурную сеть. Часто резиденты — это бывшие оперативные работники.
Отдельное место в этой структуре занимают содержатели явочных помещений, которые используются, помимо прочего, для проведения встреч с агентами и в качестве тайников. Помещения выбираются по специальным критериям, главный из которых — возможность не привлекать внимание. Кроме того, в них должны быть как минимум два входа/выхода. В качестве явочных помещений используются, например, квартиры в многоквартирных домах, номера в отелях, кафе, а также больницы и детские сады.
Как спецслужбы собирают компромат на госслужащих
Некоторое время назад на встречах Владимира Путина с губернаторами на его столе начала появляться некая папочка зелёного цвета, из которой президент, выслушав бодрые рапорты глав регионов о «покосах и надоях», доставал аккуратно сложенные листики, в которых, оказывается, была другая информация – проблемные моменты, что называется. Подробно. Конкретно. Словом, досье непосредственно из губерний.
Высокопоставленные чиновники прижимались, кивали головами и обещали всё исправить.
Но мало кто знает, что вообще-то практически на каждого облечённого серьёзной властью госслужащего, начиная с уровня главы крупного района, мэра и заканчивая губернаторами и федеральными министрами, заводится и ведётся ещё одно досье – так называемая «чёрная папка». В неё собираются все их «проделки», граничащие с нарушениями закона (иногда – конкретно с преступлениями).
Иначе говоря – оперативная информация.
Однако все это хранится до определённой поры: в ход её пускают только тогда, когда наступает определённый критический момент – либо воровство начинает обретать совершенно чудовищные размеры, либо резко вырастает градус общественного раздражения, либо чиновник наступает на мозоль другой влиятельной персоне. Или «прочие обстоятельства».
Фото: Russian Archives/Globallookpress
Воруют годами – и строят дворцы и собирают коллекции антиквариата
Собственно, в том, что всё так и есть, сомнений нет никаких – и сами спецслужбы, по большому счёту, не скрывают этого. Заметьте: практически всегда после громких арестов звучит фраза о «длительной оперативной разработке», которая и завершилась взятием очередного коррупционера.
Ну вот, скажем, несколько примеров последнего времени.
Уголовное дело в отношении бывшего первого зампреда правительства Московской области – министра финансов Алексея Кузнецова, экстрадированного из Франции: мошенничество, легализация похищенного и растрата в общей сумме на 13 млрд рублей.
По версии следствия, безобразия, в которых участвовал фигурант в составе организованной группы, длились три года (это то, что имеет под собой, надо понимать, доказательства), с 2005-го по 2008-й. Когда он сбежал, в Петербурге обнаружили склад, где хранились около ста предметов антикварной мебели, 113 картин известных художников, старинные иконы, ящики с редкими изданиями книг.
А. Кузнецов. Фото: АГН Москва /Globallookpress
Или вот осуждённый на 13 лет строгого режима экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин: взятки и та же легализация преступных доходов. При обыске в его доме были изъяты около миллиарда рублей наличными, восемьсот ювелирных изделий плюс имущество более чем на 1,1 млрд рублей – несколько квартир и земельные участки в Москве, дом на Рублёвке, автомобили и так далее. При том, что общая сумма взяток, по версии следствия, набранных им в течение нескольких лет, составляла 522 млн.
А бывший глава Клинского района Подмосковья с населением всего-то в 120 тысяч человек? Ему инкриминируется превышение, подлог и мошенничество. У него обнаружили имущество аж на 9 млрд рублей! Миллиарды денег, 1700 объектов недвижимости, оформленных на близких к чиновнику людей, – сотни земельных участков, лодочные станции, турбаза, заводы (вместе с ж/д путями), кинотеатр, торговый центр, баня, детские сады и поликлиники, рынок в одной из деревень. Собственное удельное княжество, по сути.
И таких случаев – подавляющее большинство. Да, есть так называемые «фактовые» преступления (запросил взятку, получил – поймали за руку), а есть и те, что происходят не раз и не два, а на постоянной основе.
«Крупное задержание – решение, как правило, политическое»
Можно ли представить себе, что все эти хищения и мошенничества годами проходили мимо тех, кто призван следить за соблюдением государственных интересов?
Есть такое понятие: дело оперативного учёта, это касается любого гражданина, который подозревается в совершении преступления. А чиновники – они, конечно, на особом контроле. И есть так называемые «кураторы» из органов госбезопасности, которые должны наблюдать за работой своих «подопечных», собирая информацию об их деятельности, сканируя все подозрительные моменты,
– объясняет журналист Сергей Резник, известный своими антикоррупционными расследованиями.
«Эта работа ведётся: один такой коррупционер как-то обронил, помните? – мол, «воровать стало так трудно, что мне кажется, будто я эти деньги зарабатываю». Другой вопрос в том, что не всегда и не везде всё делается своевременно».
Практически никогда, по его словам, не бывает в этой среде одиночек – такое просто невозможно себе представить. Существуют связки, в том числе с правоохранительными структурами, коллегами и так далее.
«Решения о резонансных арестах всегда политические, – полагает Резник. – То ли ушёл покровитель из силового блока, то ли замахнулся на что-то «не своё», то ли просто достал уже всех».
Фото: Nikolay Gyngazov/Shutterstock.com
Коррупционеры научились манипулировать законами
Чиновничья каста в целом, на более высоком уровне, напоминает собой цыганский табор, где действует круговая порука. Нынешние коррупционеры научились манипулировать законодательством, проводя конкурсы по выбору подрядчиков, заключая госконтракты так, чтобы это было выгодно им,
«Вроде как и не подкопаешься, потому что внешне всё соответствует закону, а на самом деле – идёт в карман, опосредованно, чиновнику, в аффилированные компании, подставные фирмы, которыми рулят друзья и родственники».
Н.Д. Ковалёв. Фото: Николай Малышев/ТАСС
Суть в том, что такой оперативник, находясь при какой-нибудь из структур, обязан не просто понять, где и что делается незаконно, но добыть необходимую доказательную базу. А вот с этим-то и возникают проблемы – и объективные (в смысле закрытости коррупционных схем), и субъективные (уровень подготовки).
Иногда создаётся ощущение, что нас пытаются поразить масштабом таких арестов. Будто бы – чем выше сумма, тем выразительнее. Но это ведь в корне неправильно! Душить коррупцию надо в самом зародыше. Ведь нет разницы по мере наказания, предусмотренной Уголовным кодексом, если украден миллион или миллиард, или восемь миллиардов. Статья та же, срок тот же,
– говорит Александр Михайлов.
«Но почему-то нужно добиться такого уровня народного гнева, что становится страшно. Отчего нельзя взять раньше? И доказывать легче и проще, и само преступление пресечено. Только ведь нет: намотают целый клубок из бесчисленного множества эпизодов, а потом уже начинают его разматывать. И что-то непременно «отваливается» в суде из-за недоказанности, а это вызывает ещё большее недовольство простых людей: «А, значит, откупился». Моё твердое мнение – чиновников надо привлекать не за воровство, а за государственную измену. С суровым наказанием. Вот тогда получится что-то исправить и изменить».
Статья 20. Порядок прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ в статью 20 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2011 г.
Информация об изменениях:
Сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственного управления Российской Федерации, проходят службу в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:
назначение и перемещение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел производится в пределах должностей, подлежащих замещению лицами начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующих органах государственного управления;
увольнение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел со службы производится по представлению руководителей соответствующих органов по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Положением;
прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются должностные оклады, установленные для работников органов государственного управления, а также оклады за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, производятся иные выплаты, установленные для сотрудников органов внутренних дел. Если размер заработной платы прикомандированных сотрудников органов внутренних дел (с учетом повышения оклада за специальное звание после прикомандирования, при присвоении очередного звания, установлении нового должностного оклада, увеличении должностных окладов начальствующему составу органов внутренних дел) окажется ниже размера денежного довольствия, получаемого ими ранее, то соответствующая разница выплачивается Министерством внутренних дел Российской Федерации;
премирование прикомандированных сотрудников органов внутренних дел осуществляется по действующим в соответствующих органах государственного управления системам премирования исходя из должностных окладов.
Выплата должностных окладов и премий производится за счет ассигнований, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного управления. Все остальные виды положенных довольствия и выплат прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел предоставляются Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом взамен предметов вещевого имущества им может выплачиваться денежная компенсация.
За прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел и их семьями сохраняются права, социальные гарантии и преимущества, установленные действующим законодательством для сотрудников органов внутренних дел и их семей.
Контроль за прохождением службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Аппарат прикомандированных сотрудников что это
На службу в управление я попал без всякой протекции, без всяких денег. Потому что сейчас, например, в некоторых управлениях, чтобы тебя поставили на очередь и в перспективе прапорщиком, некоторые «гелендваген» пригоняют и ключи отдают. Ну, коррупция везде, в принципе, в том числе и на кадровом направлении. Ну и все, прошел входной контроль и начал работать оперативником. Через несколько лет я поехал на Кавказ.
ФСБ сегодня
На мой взгляд, сейчас ушли специалисты — прослойка, у которой были определенные принципы, порядочность, квалификация, позволяющая собрать материалы, грамотно их оценить и предоставить следствию, а потом в суд. Это были профессионалы уровнем примерно от майора до подполковника, которым было интересно, у которых глаза горят. Когда человек реально работает, а не руководит.
Выше люди уже не станут заморачиваться, чтобы какому-то лейтенанту объяснять, тратить время на него. Поэтому молодые лейтенанты оказались перед пропастью: кто-то не хотел передавать опыт, кто-то не успел, кто-то не смог, кому-то не дали. Прервалась преемственность, потому что люди, которые знали, как надо и как правильно, резко начали уходить.
Кто-то сам решил, например, потому что уходить тоже надо вовремя. Сейчас зовут в службу безопасности «Роснефти» на 300 тысяч зарплату. Ну, посидишь ты еще на своей должность два-три года, пять лет, хорошо. Будешь ты полковником, будет у тебя сорок тысяч пенсия. Только 45-летний бывший сотрудник может уже никому не пригодиться. Пока зовут, надо идти. Поэтому часть профессионалов просто ушла в нефть, «Газпром» и другие структуры. Размер выплаченного Родине долга каждый сам для себя устанавливает.
А те, кто остались, они многими вещами не владеют из-за отсутствия квалификации. Профессионалом нельзя прийти, профессионалом можно стать. А если тебя никто не может поставить на истинный путь, ты идешь по пути наименьшего сопротивления. Как вода. А путь наименьшего сопротивления — это, например, особый порядок.
Зачем тратить полгода, свое здоровье, глаза на анализ, обработку и передачу материалов в следствие, если можно просто выехать на особом порядке без исследования доказательств — и приговор будет в любом случае (при особом порядке человек полностью признает вину, а суд не исследует доказательства и определяет только вид и срок наказания — МЗ)? Зачем рисковать, зачем зря напрягаться? Смотрите, какой сейчас процент особых порядков. Раньше очень редко кто-то брал его. Нет, приходилось все доказывать, нас вызывали в качестве свидетелей. Заседания, обычный процесс, состязательность.
Понятно, что никакого равенства сторон в суде в принципе быть не может. Когда ты судишься с государством, конечно, государство доминирует. Только на бумаге все равны. Но все равно судьи относились критически в том числе и к нашим материалам, поэтому приходилось такую подготовку проводить, чтобы не приходилось потом в суде краснеть и перед прокурором бекать и мекать на вопросы: «Это что это вы вообще предоставили? Это что такое?». Материалы, расшифровки, экспертизы — надо, чтобы все было на уровне. А сейчас какие бы ты ошибки ни допускал, их никто не исследует, поэтому и тебе все равно.
Работа со следствием
Следователь — это придаток к печатной машинке. Он ничего не раскрывает, а просто документирует то, что добыл оперативник. Он даже не принимает решения. В основном, именно оперативный сотрудник инициирует возбуждение дела и даже диктует следователю, в каком направлении двигаться, на чем настаивать, за какие струны дергать. Потому что можно описать роль человека одним образом, а можно немного под другим углом — и результат будет совершенно другой. Смотря в чем сотрудник заинтересован.
Задача оперативника: добыть, найти и предоставить [информацию] — принести в клювике следователю. Следователь только в фильмах что-то раскрывает. На самом деле он сидит на месте, выезжает только когда его опера берут за шкирку, садят в машину и едут, а он там пишет протокол. Потом он, так же печатной машинкой работая, отправляет протоколы допросов, опросов и так далее. Но рядом стоит опер и говорит: «Задавай вот этот вопрос, может, нужно вот это выяснить». Следователи это оформляют в процессуальный вид, который потом можно будет передать дальше в прокуратуру и в суд. Через следователя легализуются оперативники. Все.
Реализация материала должна быть любым приговором: штраф, условка, неважно. Нигде не прописано, что сотрудники должны хотеть крови и должны по максимуму человека закатать. Достаточно пресечь. Читайте закон «О ФСБ»: пресечь, пресечь, пресечь. Ну все, ты пресек. Но сейчас другое отношение, сейчас хотят по максимуму почему-то.
Раньше не было принципа закрыть на максимальный срок. Потом пришло, что чем больше реального срока, тем лучше. На самом деле это ни на чем не отражается. Важно, что есть приговор — значит, ты работал не зря. Не зря тратил свое время, ресурсы. Если приговор оправдательный — чего не бывает — то значит, ты что-то сделал не так. Тебя за это накажут.
Дела против сотрудников
И по 286-й статье (превышение должностных полномочий, часть 3 — с применением насилия — МЗ) сажают. Мотивы просто разные. Если человек неугоден, то к нему может быть повышенное внимание. У него больше шансов заехать, чем у того, к кому хорошее отношение. Обычно те, кто поссорились с руководством, либо уволены, либо заехали. Но нельзя сказать, что если ты поссорился, то обязательно заедешь. У каждого своя ситуация.
Но 286-я, наверное, редкость. Если человек оказывает какое-то физическое воздействие, он может заехать, а может не заехать. Все-таки есть конкретные ситуации. Но про то, что прямо 100% ты не заедешь, нет такого. Да, больше попадают взятки, мошенничество.
Терроризм и пытки
Пытки — это вообще никогда не допустимо. Да и зачем тебе вообще применять силу, если ты задержал человека обоснованно, на основании своих материалов? Ты знаешь, что завтра будет возбуждено уголовное дело и у тебя есть все-все документы, подтверждающие противоправную деятельность. Так зачем его бить-то, если можно положить на край стола доказательную базу: «Смотри, друг. Вот тебя приняли, да, ты уже понял, за что». Человек говорит: «Да, понял» — «Ну вот, смотри, на тебе». Пролистал. «Ну, а что будем делать?» — «Ну, признаваться». А может, и не признаваться, но на него все есть. От того, что ты надаешь ему по голове, у тебя материала в папке не прибавится. Прибавится проблем, если его в СИЗО не примут, потому что есть какие-то повреждения. Это лишняя головная боль.
Да, если к человеку заходишь в адрес, а он на тебя как бы… оказывает тебе сопротивление, то понятно, что спецназ сразу пресекает. Но это просто силовое воздействие с целью удержания и конвоирования до кабинета в пределах допустимого. То есть никто не будет ему глаза выдавливать, просто руки сведут сзади и приведут, куда нужно.
Вот это «Новое величие» (вероятно, здесь собеседник «Медиазоны» имеет в виду дело «Сети», обвиняемые по которому рассказывали о пытках — МЗ). Все там якобы избиты током. Первое, о чем это говорит — это то, что оперативники не смогли закрепиться, собрать доказательную базу, как они должны были это сделать. Они пошли по пути наименьшего сопротивления и решили выбить показания. Ну, наверное. Давайте говорить «наверное», мы же там не были. Но, выбивая показания, они оставили следы. То есть они и с этой стороны слабы. Если ты что-то делаешь, делай это так, чтобы не осталось следов. Грубо говоря, чтобы человек потом сказал тем же правозащитникам: «Да меня вот там били» — «Ну, давайте, посмотрим, где». А на нем ничего нет.
То есть если ты настолько тупо — бам током! бам электрошоком! два ожога с этой стороны, с этой — это значит, что люди вообще безголовые. То есть они не смогли сделать это не то, что как профессионалы — задокументировать всю имеющуюся якобы противоправную и непротивоправную деятельность — но они даже не смогли незаконную деятельность сделать грамотно.
Суд тоже скажет, что, нет, никто никого не бил. Почему так делают? Ну, чувствуют безнаказанность. Потому что иначе не могут, видимо. С чем-то в суд надо идти, надо идти с показаниями, показания просто так никто давать не будет, значит, надо бить. С учетом того, что прокуратура и суды на стороне сотрудников, значит, ничего не будет. Раз ничего не будет — безнаказанность. Безнаказанность порождает вседозволенность.
Что касается противодействия терроризму. Это вопрос сложный, очень философский. И если преподнести этот вопрос как-то по-особенному, то вы сами скажете: «Да, это допустимо, конечно же, используйте».
Вот вы стоите рядом. Вы его совесть, выделенная на этот момент. Что вы скажете сотруднику? Что вы решите? Пожертвовать людьми? Что вы скажете? Бей? В общем, очень просто судить людей, вот, они его избили, но вы бы как сделали? Кого вы осудите? Того, кто спас тысячу людей, или не спас их. А судить очень просто, да, он его избил. Ну, вы оцените его как-то по-другому. Если посмотреть определенным образом, то любой скажет, что это допустимо.
Иллюстрация: Наталья Гаврилова / Медиазона
Шпионаж и госизмена
Поймать шпиона — дело непростое. Для этого нужно определенное везенье, потому что нам противостояли очень высокие профессионалы. Друзей у нас нет. У каких-то стран просто мощный аппарат, уровень подготовки внештатных [сотрудников], большая история и потенциал, накопленный опыт. Соединенные Штаты, Китай, Германия, Великобритания. Кто-то больше пытается откусить от нашего, кто-то меньше, но хотят все. Даже тот, кто по бумагам нам друг, как Китай.
Интересует их очень много: социально-политическая обстановка в стране, расположение воинских частей, конечно же какие-то закрытые экономические тенденции, новые проекты, которые планируется реализовать, источники финансирования этих проектов, разработка новых месторождений, все, что касается экономического блока, освоение Арктики в каком направлении будет. Понятно, конечно, новейшие научно-технические разработки.
Может, даже уровень загрязнения воды или грязи у какой-нибудь атомной электростанции или воинской части. Раньше было, водичку набрал возле какой-то ракетной части, землицы накопал — вот это уже сбор в принципе. Информация не обязательно должна быть секретной. В статье (276 УК, шпионаж — МЗ) написано «и иных сведений».
При этом нельзя голословно сказать: «Вот ты шпион, все». Есть ряд признаков, потом эти признаки нужно подтвердить, если они системные, не случайные, неоднократно повторяющиеся и в комплексе взаимодействуют. Один, второй и третий — это может более достоверно говорить о том, что этот человек имеет отношение к иностранным спецслужбам. А дальше в ход идут технические мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия, которые позволяют закрепить и создать доказательную базу.
При этом настоящего шпиона очень трудно привлечь к уголовной ответственности. В основном проколы случаются во время передачи секретных данных или тайниковой операции. Но часто люди это очень осторожные и настолько аккуратно все делают, что зацепить их и потащить в суд вариантов нет — проще выдворить, чтобы пресечь деятельность.
Но вместо них наверняка приезжал другой. Это постоянно, постоянно, постоянно. Одного победил — приехал другой, и ты даже не знаешь, кто может приехать. Полгода, год. Ну, ага, понятно, кто приехал. Вот такой-то. Берешь и начинаешь работать по нему. Это обычная рутинная работа.
Дело ученого Кудрявцева
Эта статья, 275-я (госизмена — МЗ), не предусматривает «не знал, не думал» — у нас этого УК вообще не предусматривает. Наверняка, раз есть дело, значит, эти письма реально содержали какую-то секретную информацию. Занимая должность в проектном институте, который занимается разработкой новейших систем вооружения для ВПК, для спецслужб, надо думать головой, кому ты и что отправляешь.
Все это никак не обеляет или не освобождает дедушку от ответственности. Должен был понимать, что он не на конфетной фабрике работает, а на серьезном заводе и к этому заводу устремлены многие взоры, что за это бывает очень серьезное наказание. Здесь на кону стоит военная безопасность. Один листик с каким-то чертежом может перечеркнуть десять лет работы, миллиарды рублей, вложенных в разработку, если эта разработка куда-то там утечет налево. Если ты не подумал, что что-то может навредить твоей стране и сделал это, ну, надо проверять, может, дедушка уже невменяемый, и освободить его от уголовной ответственности.
За такими делами стоит глубокая разработка. Во-первых, работа по 275-й и 276-й проходит под особым контролем центра, службы контрразведки. Просто так развить уголовное дело, не имея ничего в кармане — невозможно. Эта статья очень сложно доказывается и нужно очень серьезно закрепиться материалами, там на показаниях выехать не получится, там нужно доказывать по-другому.
Следователь что-то должен принести в суд. Что он принесет? Он принесет то, что ему принес опер. А опер должен понимать, что с чем попало ему не дадут дело сделать: его начальник, один, второй, третий, вот вся цепочка до начальника управления это прочитает и скажет: «Ты че, дурак?». Просто мы не все знаем. Разработка оперативная, она на то и разработка, чтобы никто не знал, что в рамках ее проводилось. Это не для общественности. Это даже не для следователя. Следователь — что принесли и рассекретили, то он и видит, а что за этим стоит, он и не знает. Это не его уровень. Он знает лишь кусочек, всего-то 1%, что ему дали прочитать, а оперативник — он знает, конечно, все. И если он понимает, что человек невиновен и у него нет материала, доказывающего вину, по этим статьям… Палка по 275-й из ничего? Ну, нет.
«Низкий уровень доступа к секретным данным», [о котором говорят родные Кудрявцева]. Что это значит? Я не понимаю. Есть доступ к секретным сведениям? Все, он есть. Причем я же говорю, что, на самом деле-то 275-я статья не предусматривает передачу, разглашение только секретных данных. Ты можешь передать абсолютно, казалось бы, безвредную информацию [иностранным] спецслужбам в ущерб безопасности [России]. Не знаю, образцы земли возле воинских частей. Что это? Секретно? Три коробка с песком. Является гостайной земля возле воинских частей? С точки зрения здравого смысла, нет. А с точки зрения состава преступления — да. Понимаете?
Так что при всех исходных данных, если он там занимал должность и передал что-то, представляющее интересы иностранного государства. Тогда удивляться нечему. Получил то, что получил. И получит еще. Дедушка старый? Да хоть сто лет ему будет. У нас нет верхнего предела уголовной ответственности. Единственное, что срок, который он получит — а он его получит — для него станет пожизненным. Если нижний порог 12 лет, ну, может быть, там ниже низшего, то в любом случае десять, может, восемь. Но для него это пожизненно.
Иллюстрация: Наталья Гаврилова / Медиазона
Служба на Кавказе
В Ингушетии с 2007 года сотрудники боялись форму надевать, несли ее в сумках, переодевались на работе. Вечером, как только темнело, на постах ДПС не было ни одного человека. Через день сводка оперативная о происшествиях — такой свиток был, рулон метр шириной, факсом приходил: кого обстреляли, кого убили, кого подорвали, кому гранату во двор закинули. Это был «регион со сложной оперативной обстановкой».
В первую очередь на население влияют проповедники, которые осуществляют вербовку и промывание мозгов. Начиналось с чего — все ходят в мечети. Потом что проще всего сделать? Отправить на учебу в Саудовскую Аравию, в Египет имама мечети. Вот они там спустя время вернулись эти имамы и начали рассказывать, как надо жить. Молодежь послушала — ага. Ну, и вот итог.
Почему молодежь уходила в лес? Потому что в регионе 99% безработные. Все упирается в деньги и в экономику. Если целые поколения оказались никому не нужны, потому что им негде работать, негде учиться и нет денег, то вот альтернатива — пойти в лес. Там накормят, там классно, там можно пофоткаться с автоматом, пострелять. Когда людям нечего делать, от безделья они начинают принимать не всегда адекватные решения. Поэтому нельзя полностью винить местное население, они просто оказались в таком положении.
Кто-то баранов пасет, у кого-то частный магазин. Но где заводы, где производство? Ну, школа, хорошо, госорганы какие-то. А что еще-то там есть? Завод «Ачалуки», который минералку разливает? Все. Вот сидят восемнадцатилетние два парня, лузгают семечки. Через забор лес начинается. Что им делать? Там хоть какое-то общение, движение. Раньше платили за это. Вот и все.
В Чечне деятельность [террористическая] была практически пресечена из-за десятилетней плотной работы на этой территории и перестроек менталитета местного населения. Поэтому боевикам нужно было куда-то переселяться. Сперва загорелась Ингушетия. Потом они перенесли свою активность в Дагестан и Кабарду.
Они увидели, что их борьба в Чечне и в Ингушетии ни к чему не приведет. Нереально победить Россию, объективно. Группка из 15-20 человек уже считалась большой, банда. Ну что она может? Ну, обстреляли колонну, ну, подбили БТР. Но в масштабе страны — это тьфу, капля в море. К тому же никакое отделение Чечни от России никого уже сто тысяч лет не интересовало. Когда «Имарат Кавказ» объявили о создании, приоритеты переменились, то есть это уже была не борьба за свободу, как многие там хотели и позиционировали себя в начале.
У них был выбор, либо остаться здесь и продолжить свою полупсевдоборьбу непонятную, и сегодня-завтра бы все равно к ним пришла спецслужба. Естественно, в лесу с ними никто бы не стал разговаривать и выяснять, а почему они там с автоматами. У них был второй вариант — уехать. Они уехали, и леса опустели.
Ингушский Центр «Э»
Они очень грубо работали. Это вызывает отторжение. Взаимодействовать мы с ним взаимодействовали, где-то они информацию какую-то принесли. Мы с ними не очень плотно работали, потому что у них свои методы, которые мы не особо разделяли, причем до самых верхов не разделяли, не только опера, но и руководство. Вот их начальник, Хамхоев Тимур и несколько его оперов — как раз пакет на голову, электричество, все это в судебном решении. Все их методы.
Дело Центра «Э» в Ингушетии
Человек, который во главе этого стоял какое-то время, вот он такой. И суд это сейчас установил. Вы знаете ситуацию? Там сотрудник ингушского управления, молодой, младший лейтенант или лейтенант, он с Хамхоевыми еще сотрудником ЦПЭ у азербайджанца машину отжали и сказали «еще нам денег принесешь». Он побежал в УСБ и их всех приняли. Начали потом раскручивать, кто же такой Тимур Хамхоев и что же такое ЦПЭ, и начали выяснять, что вот они пытали людей током, одевали пакеты на голову, душили.
Потому что преступление было просто тупое, реально как гоп-стоп какой-то, непродуманное, спонтанное абсолютно. Они никак себя не прикрыли, не обезопасили. Просто по-наглому решили срубить денег. Ну, глупо, потому что это глупые люди. Они рассчитывали на страх, что человек побоится, а он не побоялся. Вот и все.
Вымогательство им не простили бы. Потому что реализовывал дело отдел собственной безопасности в отношении сотрудника [ФСБ]. [Сотрудники ЦПЭ] шли прицепом. Никак бы они не соскочили. Здесь просто отягчающее обстоятельство в виде трупа к другому сопутствующему делу.
«Сеть» и «Новое величие»
Я вообще дела «Сети» и «Нового величия» не воспринимаю всерьез. Знаете, какое-то неприятное у меня отношение к этому, осадок. К терроризму это не имеет никакого отношения. Это что-то такое, знаете… перегиб, не знаю. Я бы, конечно, в том виде, в каком оно выразилось, не стал бы это делать. Но это мое мнение.
Иллюстрация: Наталья Гаврилова / Медиазона
Внедренный агент — он выполняет определенные задачи: узнать, контролировать, не допустить в том числе, совершения преступления. Провокация — она в законе прописана, если все оперативный источник спровоцировал, по идее, это должно развалиться в суде. Только как вы докажете, что это была провокация с их стороны? Никак не докажете без расшифровки источника, если он действительно источник, невозможно такое. А никто его раскрывать не будет. Основа конфиденциального сотрудничества в том, что государство в лице субъекта ОРД берет на себя ответственность и обязанность хранить в тайне личные данные и вообще факт сотрудничества. Вы в тупике. Здесь закон о гостайне его защищает полностью.
Соответственно, без достоверно установленного факта, что человек сотрудничал с силовиками, развалить это дело нереально. Адвокаты, понятно, могут иметь свою позицию, показывать свою работу, что, вот, мы считаем, это провокация. Но адвокаты лукавят, они прекрасно понимают [разницу между тем], что они говорят и что реально они смогут сделать.
Пока действующая система функционирует, [этого внедренного агента] никогда на съедение не отдадут. Тогда посыплется цепочка: вот отдадут источник, а кто источнику дал команду? Источнику дал команду опер, а оперу разрешил начальник отдела, а начальник отдела подчиняется кому — начальнику управления. На этом основывается вся система агентурной работы, если одного отдадут на откуп, скажут, да, сотрудник, да, он спровоцировал.
Как дальше-то с людьми общаться? Как привлекать к сотрудничеству? Тогда каждый скажет, пф, да вы чего, ребят, я вам сейчас помогу, а вы завтра сольете? Поэтому здесь заведомо тупиковое направление в защите. Понятно, что это их позиция, им надо что-то говорить, какую-то хотя бы позицию иметь, но нет, не выгорит. Можете запомнить, потом проверить.
По моему мнению, если мы принимаем за исходные данные информацию, что этот человек является конфиденциальным источником органов безопасности, пришел и провокационным образом создал организацию, а потом всех сдал — то, да, он перешел грань. Это недопустимая форма работы. Нельзя так делать. Закон и какие-то моральные принципы. При таких исходных данных, да, конечно, перешел.
Отношение общества к ФСБ
Взрыв в архангельском ФСБ
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов