Авантюрная поездка что это
Приключенческий туризм: описание,виды,фото,видео.
Приключенческий туризм – это цивилизованный мир, который становится все больше похож на огромный офис, опутанный паутиной проводов и нашпигованный устройствами для создания комфорта. Все больше отдаляясь от природы, мы подразумеваем под словом «джунгли» каменные мешки современных городов и смотрим документальные фильмы про диких животных как фантастический экшн. «Вот где настоящая жизнь», — таково мнение среднестатистического туриста о шикарном отеле на первой линии. Человеку, который ежедневно отвечает на вызовы, испытывает потребность в получении новых знаний и опыта, расширении круга интересов, блаженное безделье на пляже во время отпуска не принесет ощущения восстановленных сил, зато придется по душе приключенческий туризм.
Что такое приключенческий туризм
Приключенческий туризм — вид активного туризма, который включает в себя организацию нестандартных туров в экзотические, труднодоступные и порою опасные уголки мира. Очень часто он объединяет в себе несколько видов отдыха, в том числе экстремальный спорт.
Главная составляющая подобных туров — это замысел. Замечательно, если главной целью будет поиск затонувшего сокровища или же редчайшего животного. Особый интерес у туристов вызывают исследования затонувших кораблей, подводных пещер, древних руин, потухших вулканов и т.д. К приключенческому туризму причисляют походные экспедиции, сафари-тур (охота, рыбалка), кругосветное путешествие (яхтинг) и путешествия на байках по азиатским джунглям.
Разновидности туров
Несмотря на растущую популярность этого вида туризма, еще нет его точного определения и четко установленных правил. Программа приключенческого туризма зависит от мотивов при совершении путешествий:
Специфика приключенческого туризма
Для тех, кто увлекался в юности историями про пиратов и похождениями Индианы Джонса, слово «приключение» означает только одно: забраться в непроходимые джунгли и там угодить в переделку. От авантюрных странствий прошлого приключенческий туризм унаследовал интерес к свежим впечатлениям, оставив перу и бумаге писателей истории про древние карты с таинственными знаками, указывающими путь к охраняемым воинственным племенами сокровищам. Сегодня приключенческий туризм далек от рискованных путешествий, наполненных мистикой и случайными совпадениями.
Как это ни странно, но единого стандарта для приключенческого туризма не создано, нет четкого определения, как не существует и единой формулы для создания приключенческих туров. В самом общем варианте приключенческим туризмом принято называть коммерческие путешествия с активными способами передвижения, связанные с пребыванием в природной среде.
Приключение олицетворяет фантазии о встрече со всем новым и необычным, в это слово уже «заложен» выход за рамки рутины, которым могут стать и водный поход по речке где-нибудь в Средней полосе России, и восхождение по тропе инков в Перу. В отличие от других видов туризма приключенческий несовместим с ролью зрителя, путешественник в буквальном смысле своими руками может ощупать хотя бы небольшую часть Земли.
Нередко приключенческий туризм ассоциируют с активным отдыхом, спортивным и экстремальным туризмом. Между тем, отличия весьма существенные. Активный отдых по своей сути — развлечение, получение нового или обогащение опыта. Такой отдых дает возможность, проживая, в том числе и в комфортных условиях, выбрать занятие по душе из предложенного на день мульти-активного «меню». Яркий тому пример — программы в Ейске, сочетающие обучение виндсерфингу, кайтсерфингу, вейкбордингу, занятия айкидо и упражнения на батуте. По большому счету при активном отдыхе не важно, где туристы будут получать фан, природа здесь рассматривается как препятствие, стихия, которую надо поймать, покорить, обуздать.
Сафари на снегоходах в музей деревянного зодчества «Кижи», изучение жизни китов и пингвинов с борта моторной лодки или каяка среди ледяного безмолвия Антарктики — настоящее приключение, расширяющее кругозор. Оно зарождается в тот момент, когда у туриста возникает желание изучить определенный регион, познакомиться с историей, культурой, природными достопримечательностями и даже кулинарными традициями. В приключенческом туре выбор средства или способа передвижения — рафта, каяка, каноэ, лошади, слона или верблюда, велосипеда, джипа или собственных ног — полностью подчинен цели путешествия, новым открытиям.
У приключенческого тура должна быть привлекательная познавательная цель. Такие маршруты называются авантюрами и разрабатываются на основе исторических и краеведческих материалов.
Большинство природных регионов России имеют «нераскрученные» труднодоступные памятники археологии и культуры, которые представляют несомненный интерес для туристов. Даже на Крайнем Севере России, на Кольском полуострове, который принято рассматривать как место организации самодеятельных путешествий, а за рубежом — рыбалки на семужьих реках, можно создать приключенческий тур — в рамках темы Гипербореи. «Гиперборея — легендарная страна, по свидетельствам античных авторов, располагавшаяся за полярным кругом и населяемая могущественной цивилизацией. Современные исследователи считают, что на ее существование могут указывать характерные для европейского севера России разнообразные археологические памятники, такие как разбросанные на значительном расстоянии друг от друга сейды и лабиринты. Цель путешествия — посетить места, которые могут быть связаны с этой таинственной страной. Единая логика у маршрута появляется благодаря передвижению на полноприводных внедорожных автомобилях.
Экстрим — понятие для приключенческого туризма относительное и зависит от опыта путешественников, квалификации гидов и что не менее важно — используемого снаряжения. Так один и тот же веломаршрут может быть экстремальным для начинающего велосипедиста и всего лишь прогулкой для чемпиона мира по велокроссу, а сплав по порожистой реке при прохождении одних и тех же водных препятствий — иметь различную степень риска в зависимости от типа судна.
В России, где сильны традиции спортивного туризма, агентства приключений имеют огромное искушение использовать плановые, разработанные в советское время, маршруты для организации коммерческих туров, а также единую классификацию (категорирование) маршрутов. Однако нормы и правила, характерные для спортивного туризма абсолютно неприемлемы для приключенческих туров. Спортивный туризм направлен на выполнение определенных нормативов, приключенческий туризм — это, прежде всего, отдых в удовольствие и открытия. Спортивному туризму чужды такие понятия как «комфорт» и «сервис», за которые собственно и платят деньги туристы. Приключенческие туры интересны путешественникам с разным уровнем подготовки не только благодаря тщательно градуируемым маршрутам, транспортным средствам поддержки и прокату качественного оборудования. Путешественники рассчитывают на отсутствие бытовых проблем даже в условиях автономного похода, качественное разнообразное питание, экскурсионную и развлекательную программу, и главное — повышенное внимание к обеспечению их безопасности.
Для каждого человека слово «приключение» имеет свой глубокий смысл. Для кого-то настоящим приключением являются восхождение на высочайшие вершины мира или рафтинг по Замбези, для других — сафари в Серенгети, джип-тур в Иордании с посещением древней Петры, велотур по Золотому кольцу или сплав на катамаранах по неторопливой Угре.
Приключенческие (экстремальные) виды спорта и туризма как модель адаптации в условиях хронического нервно-психического напряжения. За последние годы вырос интерес к проблеме психологической подготовки человека к деятельности в приключенческих и экстремальных условиях.
В приключенческом и экстремальном туризме нужны четко прописанные правила, четкое понимание всеми участниками туристских отношений чрезвычайной опасности такого развлечения. Таким образом, прежде чем отправляться в приключенческий (экстремальный) тур, нужно обязательно выяснить квалификацию инструкторов и поинтересоваться соблюдением всех мер безопасности. Следующий немаловажный аспект заключается в то, что подобные виды туризма полезны не всем. Мало того, для некоторых они могут быть просто опасны. Учитывая, что сегодня практически нет абсолютно здоровых людей.
Участие в приключенческом (экстремальном) туре сопровождается значительным психическим и эмоциональным напряжением. Ситуация приобретает характер стрессовой, что может в некоторых случаях, кроме огромного удовольствия, привести к перенапряжению и срыву высшей нервной деятельности. Вследствие этого у некоторых туристов-экстремалов возникают невротические расстройства. Эти явления находятся на грани психической нормы и патологии и диагностика этих клинически слабо выраженных явлений, относящихся к группе, так называемых, пограничных состояний, бывает достаточно трудной. Срывы высшей нервной деятельности могут проявляться в виде различных нарушений и закрепляться условно-рефлекторно, становясь привычной формой реагирования в однотипных ситуациях.
При данных обстоятельствах психическая подготовка туриста-экстримала является одним из наиболее важных медицинских мероприятий в туризме. И от нее будет зависеть способность осуществлять высококачественную психическую деятельность при сохранении оптимального уровня психоэмоционального напряжения, физического и психического здоровья вне зависимости от внешних условий и неблагоприятных факторов.
Занятие экстремальными видами туризма позволяет рассматривать эту деятельность как естественную модель эмоционального стресса, а ее изучение представляет практический интерес в решении проблемы адаптации, поведенческих нарушений и профилактики нарушений психического здоровья. Огромное значение в преодолении психологической и физической нагрузки в экстремальной ситуации играет воля.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах. Приключенческий (экстремальный) туризм напрямую связан с таким понятием, как СТРЕСС. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Такой вид деятельности, как приключенческий (экстремальный) туризм — обладает, по мнению спортсменов и специалистов, целебной силой и помогает держать механизмы стресса «в хорошей форме».
Таким образом, что бы получить много положительных эмоций, и в тоже время страх, огромный выплеск адреналина, необходимо узнать какими природными ресурсами обладает Омская область в сфере приключенческого туризма.
Туристский потенциал Алтайского края
Алтай – это исторически сложившийся географический регион Южной Сибири, включающий в себя Алтайскую горную систему. Сибирь начала заселяться людьми в эпоху древнего камня (Приложение № 1).
Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад [38].
В I веке до н. э в Алтае существовала культура скифского типа. В настоящее время на территории много уникальных памятников.
Основным занятием населения Алтая, в то время было скотоводство. Люди охотно охотились летом.
Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХV II века.
Образовавшийся во второй половине ХVIII века Колывано – Воскресенский (с 1834 г. – Алтайский) горный округ – это огромная территория, включавшая современные Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской областей и часть Восточно – Казахстанской области.
Первые населённые пункты русскими на Алтае считаются деревни Усть – Барнаульская, Ересная, Шишикина (ныне с.Киприно), Чесноковка, Фирсова, Шадрина, Кислуха, Гоньба, Забродина, Алейская [14, с. 115].
Алтай получил советскую власть в 1917году. А в июне 1917 года образовалась Алтайская губерния с центром в городе Барнауле.
На втором этапе (1920 – 1960 годы) под руководством Сибирского курортного управления ведется строительство первых санаториев –Белокуриха, Лебяжье, Кучук – Солоновка.
В этот период времени осуществляется строительство и реконструкция санаториев и курортов, домов отдыха, создаются ночные санатории предприятий, являющиеся прообразом санаториев – профилакториев.
С 1925 г. по 1930 г. территория Алтайского края входила в Сибирский край, с 1930 по 1937 г. – в Западно – Сибирский край [21, с. 15].
28 сентября 1937 г. СССР постановил разделить Западно – Сибирский край на Новосибирскую область и город Барнаул признать центром Алтайского края.
На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 1920 годов сказывается окончание строительства Туркестано – Сибирской железной дороги [35].
К первому десятилетию ХХ века относится зарождение альпинизма и туризма на Алтае. Гора Белуха привлекает внимание многих исследователей Алтая, туристов и альпинистов. Попытки В.В. Сапожникова и многих других путешественников, предпринятые в разное время, не увенчались успехом.
В настоящее время 2013 год Алтайский край – интенсивно развивающийся туристический рекреационный регион (Приложение № 2). Темпы роста индустрии туризма опережают среднероссийские. Формируется новая стратегическая отрасль, с которой будет связано экономическое и социальное благополучие края. Высокими темпами развивается особая экономическая зона туристско – рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». В рамках мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» в регионе реализуется проект формирования туристических комплексов «Белокуриха» и «Золотые ворота» [19].
Западная Африка. Авантюра, которая удалась
Путешествие в Западную Африку, зачем?
Это был вызов самому себе, наверное, самый сложный вариант вызова. Вызов, как доказательство того, что ты можешь преодолеть собственный страх и малодушие, подключив знания, интуицию и эмоции, желая сделать свою жизнь ярче и наполнить её большим смыслом, сознательно выйти за рамки привычного комфорта и одержать победу над самим собой.
Во всяком случае, иного, более внятного объяснения своему согласию принять участие в поездке по четырём странам Западной Африки я не имею.
Находясь в состоянии перманентного поиска оптимальных для себя вариантов путешествий, я много общаюсь на различных специализированных информационных площадках, таких как Туристер, но не только. Именно по этой причине я был приглашён в чат группу мессенджера Telegram, в которой собрались ребята желавшие совершить поездку в такой неоднозначный для иностранных туристов регион.
Изначально в этой группе было 14 человек, но как известно, «…настоящих буйных мало…», в результате окончательно на поездку решилось только четверо, две женщины и двое мужчин, я среди них, по возрасту самый старший.
Личностных характеристик своих компаньонов давать не буду, как минимум, потому что такого позволения от них не имею. Но, скажу, что все они искушённые путешественники, у одной из девушек за плечами более 90 посещённых стран, у прочих меньше, но не менее 60, что тоже немало с учётом их ещё младых лет. Итак, нас четверо: Таня, Ира, Евгений и я, известный в узких кругах, как Павлов Константин.
Уточняю, что эта поездка носила исключительно самостоятельный характер и была организована на свой страх и риск. Лидера, явного или тайного, среди нас не было, «… нам вождя недоставало…», что, впрочем, не являлось проблемой управления, а даже наоборот.
Решения принимались методом народного вече, а несогласные с тем или иным решением, а таковые прецеденты были, могли поступать так, что больше им по душе. Демократия в чистом виде, образец для подражания.
Что касается программы пребывания, то она рисовалась, что называется «на коленке». Уже там, будучи в Западной Африке, мы наверняка не знали какие населённые пункты посетим в ближайшие дни, а если и имели в виду конкретные места, то не были уверены в способах попадания туда и в местах ночлега, решая логистические и прочие проблемы по мере их появления.
Лично для меня такой несколько авантюрный способ организации путешествия не совсем характерен. Я стараюсь, по мере сил, продумывать детали, иметь чёткий план вояжа от первого до последнего дня, желательно обладать всеми билетами по маршруту и заранее забронировать места, где планирую спать.
А вот в этом случае получилось так, как получилось, что было несколько опрометчиво для столь, мягко говоря, непростых стран. Однако, мы точно знали точку входа и точку выхода, и количество дней, чтобы преодолеть весь маршрут.
О маршруте и способах его преодоления
У нас на руках были билеты EthiopiaAirlines, авиационной компании, очевидно, в реалиях сегодняшнего дня, предлагающей самый оптимальный для россиян вариант попадания в Африку. Именно, эфиопскими авиалиниями в марте этого года я добирался в ЮАР, и ими же этой осенью в Западную Африку.
Согласно приобретённым билетам, мы прилетали в Абиджан, крупнейший мегаполис Кот-д’Ивуара, а улетели из Конакри, столицы Республики Гвинея, имея между этими крайними датами 18 полноценных дней.
Если посмотреть на карту Западной Африки, а мы нашли время и заглянули туда, то видно, что помимо двух стран, обозначенных выше, между ними удобно расположились ещё две: Либерия и Сьерра Леоне, как бы приглашая посетить и их.
Вот так, совсем немудрённым способом сформировался маршрут нашего путешествия, а если быть точнее, то перечень стран, в которых мы решили побывать.
Не имея точной тактики покорения намеченных стран, мы всё же обладали некой стратегией, смысл которой заключался в обеспечении максимальной безопасности и некоего уровня комфорта путешествия.
Именно следуя этой стратегии, мы отказались, например, от пересечения сухопутной границы между Кот-д’Ивуаром и Либерией, которое предполагало многокилометровый переезд по бездорожью африканской глуши в качестве пассажира мотобайка, ибо ни один автомобиль, даже внедорожник, не имел ни малейшего шанса там проехать.
Иные авантюристы, те, что совсем без башки, преодолевали границу именно так и предупреждали о возможной встречи с лесными бандитами, устраивающими по дороге засады и требующими с проезжающих деньги. У нас же башка всё же была, хоть со стороны сразу и не скажешь, во всяком случае, из Абиджана в Монровию мы добирались на самолёте. Это было не так экзотично, зато максимально комфортно и, в известной степени, безопасно.
Я уезжала в Латинскую Америку на год, но вернулась уже через 100 дней. История авантюрного путешествия
Подготовка
Два года назад поняла, что мне скучно. Решила выучить новый язык — испанский. Думала, буду слушать Энрике Иглесиаса, поеду в Испанию. Тогда и подумать не могла, что окажусь в Южном полушарии. Первый раз отправилась в Аргентину в 2018 году. Пять недель провела в языковой школе Буэнос-Айреса и бесповоротно влюбилась в этот город.
Второй раз решила, что поеду на год. Хотела получить опыт жизни в другой стране. В маршрут включила Аргентину, Колумбию, Мексику. На каждую страну отвела три месяца. Заодно хотела заглянуть в Перу и Чили. Виза позволяла.
Оставался вопрос с жильем. И тут кто-то рассказал о специальных волонтерских сайтах: Workaway.info, Worldpackers.com. Регистрация на них стоит около 2500 рублей в год. Там выкладывают объявления по поиску волонтеров с возможностью проживания. В больших городах чаще предлагают работу в хостелах и гостевых домах. В маленьких — на фермах и на стройке. Прекрасная идея, подумала я.
В феврале 2019 купила билеты. Вылет — в октябре. С марта начала подготовку. Поставила прививку от желтой лихорадки, поскольку планировала посетить тропическую местность на севере Аргентины. В сентябре вплотную засела на сайтах для волонтеров. Но с поисками как-то не везло — хостелы молчали. В день вылета я так и не представляла, где буду работать. Знала лишь, что первые две недели проведу у друга на юге Аргентины, в провинции Чубут.
Маршрут
План поездки разработала заранее: записывала города, куда хочу поехать. Две недели провела с другом на полуострове Вальдес. Путешественники рассказывают, там много морских животных: китов, арктических дельфинов, касаток, морских львов. С экзотической фауной мне не повезло — у берега я никого не увидела, а экскурсия с выходом в открытое море стоила слишком дорого.
Пришло время возвращаться в Буэнос-Айрес. Работы и жилья по-прежнему не было. Пять недель жила в съемной квартире — благо в Аргентине это доступно. Остальное время останавливалась у друзей. С кем-то познакомилась во время первой поездки, с кем-то — по интернету. Это меня спасло.
Слева — города, что планировала для посещения. Справа — те, где удалось побывать.
За три месяца посетила четыре страны: Аргентину, Чили, Бразилию и Колумбию. Увидела 14 городов: Буэнос-Айрес, Трелеу, Пуэрто-Мадрин, Пуэрто-Пирамидес, Гайман, Ла-Плату, Пуэрто-Игуасу, Ушуайю, Эль-Калафате, Эль-Чальтен, Игуасу, Пуэрто-Наталес, Пунта-Аренас, Боготу, Сипакиру.
Внутри Южной Америки я совершила 16 перелетов. Авиабилеты там доступны. Например, перелет из Буэнос-Айрэса до Ушуайи стоит тысячи четыре в пересчете на рубли. И это не лоукостер, а хорошая авиакомпания наподобие нашего «Аэрофлота». Багаж уже входит в стоимость.
После 90 дней в Аргентине я честно пыталась продлить визу. Пришла в специальное учреждение — миграсьенез, это как наша ФМС. Там сначала сказали: «О, без проблем, сейчас продлим». Когда же узнали, что я русская, отказали без объяснения причин. Похоже, визы продлевают всем, кроме граждан России.
Но путешествие закончилось раньше срока не из-за визы. В Колумбии у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Страховка оказалась бессильна. Друг-колумбиец Кристиан помог добраться до госпиталя. Там выяснилось, что мне не попасть на консультацию даже платно. В Колумбии каждый гражданин имеет обязательную страховку, и государственные клиники операции за деньги не проводят. Совсем.
Мне посоветовали найти специалиста, который ведет частную практику. До сих пор не знаю, легально это или нет. Друзья отыскали такого врача, у него было единственное свободное место, и оно мне подходило. Несказанно этому радовалась, пока не узнала стоимость — 140 долларов, или 9 тыс. рублей. И тогда подумала: а вдруг это что-то серьезное, вдруг понадобится не один прием и я потрачу большую часть денег? Единственным выходом было возвращение в Россию.
За 102 дня проехала 50 тыс. км по незнакомому континенту.
Новый опыт
В этом путешествии многое попробовала впервые. Например, все-таки испытала на себе, как живут волонтеры.
Да-да, пришел ответ с сайта — спустя три недели в Аргентине, когда я уже перестала ждать. Хостел, куда пригласили работать, закрыли из-за проблем с документами, но волонтеры там жили полуподпольно. Идеально, подумала я: и работать не надо, и жить можно бесплатно. Не представляла тогда, какой бардак ждет впереди.
Хостел оказался старым, в комнате жили и парни, и девушки. Повсюду валялись вещи: трусы, носки, какие-то одеяла. Очень похоже на жилье гастарбайтеров.
Тот самый хостел для волонтеров
Работать практически не пришлось. Единственное, что я сделала, — покрасила стену. Была собой очень довольна — люблю красить. Через две недели в этом беспорядке насочиняла, что должна срочно уехать, и сбежала.
В этой поездке впервые испытала на себе каучсерфинг и поняла, что Южной Америке с этим сложно. Многие о каучсерфинге слышали, но мало кто практикует. Вариантов захоститься по пальцам пересчитать.
Однажды нас с попутчицей, которую я нашла в telegram, позвал к себе жить парень. Выбора особо не было, и мы согласились. Приехав, увидели нечто: дом без замка, дверь висит на одной петле, нет ни кухни, ни чайника, ни кроватей. Мы, по плану парня, должны были спать на поддонах из-под овощей. Естественно, бежали оттуда сломя голову.
Но были и удачи. В Пуэрто-Игуасу, Ушуайе, Пунта-Аренасе и Трелеу я жила по два дня у каучсерферов вполне комфортно.
Слева — кауч из Чили. Справа — дом с репетиционной базой, в котором мы жили в Ушуайе
С этой же знакомой попробовали путешествовать автостопом. В интернете начитались отзывов, что лучше начинать автостопить с самого южного города — Ушуайи. Там якобы много автотуристов, которые часто подбрасывают попутчиков. Тачку ловить начали буквально от дома. Никто не останавливался. Решили потихоньку двигаться пешочком, а там кого и поймаем. Идем, идем, а толку нету — никто не тормозит. Только водители что-то маячат нам, но мы не понимаем. Наконец один мужчина остановился и объяснил: мы неправильно автостопим, в этом месте останавливаться нельзя, но за постом полиции — можно. Этот добрый человек подбросил нас до заветного места, и мы продолжили идти и ловить попутку.
Только когда позади осталось три километра, остановилась девушка, которая путешествовала с собакой в доме на колесах, и довезла нас до лагуны. Опыт автостопа на этом закончился. Вряд ли еще раз соглашусь это повторить. По крайней мере в Южной Америке.
Сходства и различия
В путешествии я поняла, что Аргентина и Россия во многом похожи:
Но есть и существенные различия между россиянами и аргентинцами:
Очередь на автобусной остановке
Подача в дорогом ресторане
Бюджет
Многие спрашивают, сколько денег я потратила. Считают, что поездка на другой континент гипердорогая. Это не так. Аргентина и Колумбия намного дешевле, чем Европа. Дорогой только авиабилет. Но если лететь надолго, это выгодно.
В сумме за 102 дня я израсходовала чуть больше 300 тыс. рублей. Сюда входят:
Следует учитывать, что я часто останавливалась у друзей или каучсерферов — экономия расходов на жилье.
Для сравнения: когда мы ездили в Испанию с мамой, то потратили за две недели 250 тыс. рублей.