Авария в норильске что случилось
ЧС с разливом дизеля в Норильске. Что важно знать
Что случилось
29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.
Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.
Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.
Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.
Кто виноват
По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.
При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.
«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».
РБК направил запрос в Минэнерго.
Как устраняют последствия аварии
Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».
«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.
Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.
Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.
На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.
А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.
Чем авария грозит экологии и «Норникелю»
Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.
«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.
Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.
На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.
Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.
Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».
По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
МЧС заявило о невозможности определить масштабы ЧП по сводке из Норильска
Из той информации, которая изначально была получена МЧС от Единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) о разливе топлива в Норильске, было невозможно установить масштаб аварии. Об этом сообщили РБК в пресс-службе ведомства.
В МЧС напомнили, что организация работы диспетчерской службы лежит на муниципальных властях. Из ЕДДС спасатели получают информацию о происшествиях. Именно из ЕДДС территориальное управление МЧС получило сообщение об аварии в Норильске. Однако, отметили в министерстве, в сообщении изначально шла речь не о масштабном разливе топлива, а о пожаре у хранилища.
«Из сообщения ЕДДС не представлялось возможным определить истинные масштабы произошедшего. Специалисты МЧС получили заявку от ЕДДС о пожаре, которая и была отработана. После этого в МЧС от ЕДДС пришло сообщение, что ситуация на работу ТЭЦ-3 не повлияет», — рассказали в ведомстве.
РБК направил запрос в Единую дежурную диспетчерскую службу Норильска.
«Норникель» отказался прокомментировать РБК заявление МЧС. Источник РБК, знакомый с формой ЗЧС, сообщил, что в ней были указаны все параметры аварии на ТЭЦ-3.
Авария на хранилище топлива на ТЭЦ-3 под Норильском произошла 29 мая, однако власти обратили внимание на ситуацию только спустя несколько дней. Краевые власти и глава МЧС Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации о происшествии в течение двух дней. «Сегодня мы первичную информацию собрали, и начальник главного управления находится рядом с губернатором [Красноярского края Александром Уссом], только 31-го числа (мая. — РБК) информация у нас появилась. У нас время все зафиксировано, поэтому здесь сложно будет как-то опровергать», — говорил на совещании с участием Владимира Путина 3 июня глава МЧС. Одно из уголовных дел после разлива топлива было возбуждено из-за скорости информирования о ЧС.
«Норникель» настаивает на том, что экстренные службы и местные власти были незамедлительно оповещены об аварии. В частности, компания указывала на то, что первое сообщение об аварии появилось на сайте МЧС 29 мая, сразу после происшествия. В этом сообщении говорилось, что на территории ТЭЦ-3 «произошла разгерметизация резервуара с дизельным топливом, легковой автомобиль заехал в разлив, в результате чего произошло возгорание топлива». Объем разлившегося топлива в сообщении не указывался.
Удар по Потанину и северному оленю: Что на самом деле произошло в Норильске
В заполярном хозяйстве владельца «Норникеля» Владимира Потанина – грандиозная экологическая авария, о которой умудрились молчать почти два дня, пока последствия не стали просто катастрофическими. Для самого бизнесмена ситуация обернулась резким «обеднением»: всего за один день его состояние уменьшилось на полтора миллиарда долларов, что, правда, не мешает Потанину оставаться самым богатым человеком России. Кто виноват и что теперь делать – классические вопросы, на которые не так просто найти ответы.
Авария на ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» «Норникеля» Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), случилась 29 мая. Власти Красноярского края о том, что предприятие залило местные реки соляркой, вытекшей из хранилища ТЭЦ-3, узнали только через два дня, когда в МЧС поступила информация по линии ЕДДС.
Да и о том, что сама утечка произошла, на предприятии тоже узнали не сразу, а почти «случайно» – только после того, как проезжавшая мимо легковушка неожиданно превратилась в огненный факел. На это уже обратил внимание охранник ТЭЦ-3, вызвавший сразу пожарных. Площадь возгорания составила 350 кв. метров. Тогда и выяснилось, что на дороге разлито дизтопливо, спровоцировавшее пожар.
«Ну, что – доклад-то и закончил? А делать что?»
Более детально о ситуации рассказал в ходе экстренного видеосовещания, созванного в связи с возникшей экологической проблемой Владимиром Путиным, глава региона Александр Усс, который и сообщил о том, почему реакция на ЧП последовала с запозданием. По его словам, поначалу спасательная служба НТЭК не оценила должным образом экологическую угрозу: местность была обследована, загрязнений реки Амбарной не выявлено, запаха дизтоплива никто не почувствовал.
И только после того как в соцсетях местные жителя стали делиться тревожной информацией, а должностные лица «задавать настойчивые вопросы», в воскресенье, 31 мая, стала понятна «реальная картина» и оповещён Национальный центр управления кризисными ситуациями.
Сейчас разлившееся дизтопливо откачивают из несудоходной реки Амбарной при помощи помп. Но утилизировать нефтепродукты можно только одним способом – его надо сжигать. И тут тоже возникают трудности.
«Опыта сжигания такого объёма топлива, во всяком случае, на территории Красноярского края, у нас нет, поэтому прогнозировать, что это пройдёт успешно и в рамках 14 дней я, к сожалению, не могу. Доклад закончен», – резюмировал губернатор.
То есть вот работают на месте разлива 300 человек, откачивают топливо, складируют его на почву, а что дальше – неизвестно: сама зона, где случилась утечка, малодоступна – арктическая тундра.
Пока одни чиновники и руководители кивают на других, пытаясь свалить со своих плеч тяжёлый булыжник вины, ситуация в регионе сложилась критическая, о чём доложила глава Росприроднадзора Светлана Родионова: толщина нефтяной плёнки на поверхности воды составляет 20 см, концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые значения в «десятки тысяч раз».
Тревожные сигналы звучали и раньше, но их не слышали?
Ростехнадзор регулярно проверял ТЭЦ-3. И о проблемах с хранением топлива на предприятии было известно ещё во время проверок, проходивших несколько лет назад. В общей сложности в 2017-2018 годах надзорное ведомство выявило 33 нарушения, допущенных при эксплуатации площадки с резервуарами дизельного топлива. А предписания о ремонте самих резервуаров предприятию выписывались ещё раньше – начиная с 2014 года.
Но тогда речь шла о необходимости очистки от ржавчины наружной поверхности стенок и кровли резервуаров и восстановлении антикоррозионного покрытия. Кроме того, предприятию предписали провести неразрушающий контроль днища. Однако при более поздних проверках выяснилось: нарушения устранены не были, а предписания не выполнены, зато были обнаружены другие проблемы: повреждение стен и кровли, смещение стеновых ограждений в зданиях, где находились задвижки резервуаров с топливом.
Специалисты, комментируя ситуацию с разливом солярки в ТЭЦ-3, напоминают ещё и о том, что большая часть оборудования, установленного на площадках хранения топлива, была выпущена лет 30-40 назад. При этом экспертизу промышленной безопасности на предприятии не проводили, мотивируя это тем, что «дальнейший срок безопасной эксплуатации не установлен». Но где тонко – там всегда и рвётся. Что и случилось 29 мая. Но возможно, что причины аварии и другие.
Подвела вечная мерзлота?
В «Норникеле» называют свою версию разлива топлива: под фундаментом хранилища внезапно просели сваи, хотя до этого они служили «без нареканий» более трёх десятков лет. Но, как оказалось, всех «подвела» вечная мерзлота.
По словам первого вице-президента, операционного директора компании «Норильский никель» Сергея Дяченко, из-за того, что в последнее время держится «аномально мягкая» для этих мест температура, произошло «растепление мерзлоты», что, надо полагать, было «совершенно неожиданным» моментом в условиях глобального потепления.
Зато известно, что такое «неожиданное растепление» могло быть менее неожиданным, если бы соответствующие специалисты имели возможность регулярно отслеживать состояние проветриваемых подполий зданий. Однако большинство компаний, которые работают в условиях Крайнего Севера, предпочитают не допускать профильных экспертов на свои территории для проведения необходимых исследований ровно до тех пор, пока не «грянет гром», как это случилось на ТЭЦ-3.
ЧС федерального характера
Теперь расследованием будет заниматься ГСУ СК. Задержан начальник цеха, где случилось ЧП. Как считают юристы, если будет доказано, что причиной аварии действительно стали климатические причины, уголовной ответственности ему, как и менеджерам НТЭК, удастся избежать. Что дальше?
Страховки не хватит
Предположительно в реки попало немногим меньше 20 тысяч тонн дизтоплива – почти всё содержимое хранилища. Общая площадь дизельного пятна на близлежащих реках – более 150 тысяч кв. метров. И это первая такая авария в нашей Арктике, сравнить её можно только с крушением у берегов Аляски танкера Exxon Valdez 30 лет назад. Компании Exxon ликвидация последствий этой аварии обошлась в огромную сумму – более шести миллиардов долларов.
Согласно предварительным оценкам специалистов, ликвидация последствий утечки для «Норникеля» будет стоить дешевле – примерно 1 миллиард рублей. Ещё несколько десятков миллионов пойдут на выплаты различных штрафов.
В то же время, как сообщили в компании «Согаз», которая является страховщиком ТЭЦ-3 в Норильске, страховка не сможет покрыть ущерб. Точнее говоря, ответственность владельцев компании застрахована, однако в соответствии с ФЗ № 225, страховка «не предусматривает покрытие ответственности предприятий за вред окружающей среде».
Сможет ли «Норникель» откупиться?
Авторитетные Telegram-каналы сообщают инсайдерскую информацию: якобы несмотря на то, что в компании Владимира Потанина решили не настаивать на том, что случившую аварию невозможно было спрогнозировать, ибо грунт просел из-за таяния вечной мерзлоты, однако версию об аварийном состоянии хранилища категорически отвергают.
На самом деле, сообщают нам эксперты из Telegaram, руководство и «Норникеля», и НТЭК якобы было «хорошо осведомлено» о существующих серьёзных проблемах. Знали о них якобы и местные контролирующие органы, но почему-то спокойно закрывали на всё глаза. Будут ли они сохранять такую позицию и дальше, покажет время и, видимо, усилия топ-менеджеров «Норникеля». Однако, напомним, это только одна из версий, о достоверности которой нам ничего не известно.
Потанин хранит молчание
С момента аварии на ТЭЦ-3 в Красноярском крае прошла уже неделя. Масштабы экологической катастрофы таковы, что ситуация вышла на федеральный уровень и к её разрешению подключился лично президент России, потребовавший расследования всех обстоятельств произошедшего. Фактически Владимиру Путину пришлось в очередной раз «включить ручное управление», чтобы заставить чиновников шевелиться.
А что же фактический владелец «Норникеля»? А ничего – господин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. При этом фамилия его в новостях постоянно упоминается, но исключительно в одном контексте – в связи с влиянием экологической катастрофы на акции «Норникеля»: вот они начали падение в тот момент, когда на чиновников обрушился президентский гнев, потом вдруг немного поднялись в цене, а затем вновь продолжили своё падение. К концу 4 июня акции потеряли в цене уже 8 %.
Господин Потанин продолжает хранить молчание, он до сих пор не сделал ни одного заявления по этому «токсичному» ЧП в его хозяйстве. Фото:Mikhail Klimentyev/GlobalLookPress
Компания Владимира Потанина – одна из самых доходных в стране. При этом вопросы безопасности, своевременного обслуживания и замены устаревшего – не только морально, но и физически – оборудования не являются для руководства компании приоритетными. А в результате виноваты окажутся «стрелочники». В данном случае – начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3, который уже арестован в ходе начавшегося следствия. Ещё одним «ответчиком» по делу об экологической катастрофе может оказаться генеральный директор НТЭК Сергей Липкин, однако ему пока только вынесено предостережение о нарушении закона при эксплуатации опасных производственных объектов. Сам же владелец «Норникеля» миллиардер Владимир Потанин тут как бы и не при чём.
Тем не менее, прервать молчание ему придётся: 5 июня он принимает участие в видеосовещании, которое проводит президент России в связи с ситуации в Норильске.
«Давайте не будем делать поспешных выводов»
На защиту Владимира Потанина встал экс-совладлец «Норникеля» Михаил Прохоров, по словам которого, не стоит делать «поспешных выводов» в связи с произошедшей под Норильском аварией. Прохоров не сомневается в том, что Потанин с ситуацией сможет справиться вполне успешно, сделав «правильные выводы».
«Нерв эмоций оголён, и экологическая авария в Норильске объяснимо спровоцировала бурю общественного возмущения и критики. Но это не должно приводить к формированию поспешных выводов и принятию необоснованных действий», – процитировал ТАСС заявление бизнесмена.
«Огромная катастрофа, специалисты потрясены»
Конечно, ситуация в Норильске не на шутку встревожила экологов. Некоторые эксперты даже поторопились сравнить её с катастрофой в Чернобыле.
В беседе с Царьградом заслуженный эколог России Всеволод Степаницкий заявил, что даже не берётся прогнозировать последствия того, что произошло на ТЭЦ-3. По его словам, сначала необходимо провести масштабную экспертную оценку. Однако, продолжил он, последствия для биологического разнообразия Таймырского региона «могут быть ужасающими», они ударят по уникальной популяции дикого северного оленя, и без того подвергающейся антропогенному прессингу.
«Разлив нефтепродуктов — очень страшная вещь». Чем грозит природе и человеку авария в Норильске
Площадь загрязнения в Норильске после разлива дизельного топлива из резервуара на территории ТЭЦ-3 составила 180 тысяч квадратных метров, сообщили в прокуратуре Красноярского края. Туда вошел участок земли и водные объекты: ручей Безымянный, а также реки Далдыкан и Амбарная.
Сейчас стоит задача убрать весь разлитый дизель. Губернатору Красноярского края Александру Уссу дали две недели на то, чтобы сделать это, но накануне глава региона говорил, что это, скорее всего, не получится. По его словам, чтобы утилизировать все топливо, его придется сжигать. «Я полагаю, что опыта сжигания такого объема топлива на территории, во всяком случае Красноярского края, у нас нет, поэтому прогнозировать, что это пройдет успешно в рамках 14 дней, я, к сожалению, не могу», — говорил он. Глава МЧС России Евгений Зиничев заявил, что ведомство нашло способ ликвидировать последствия разлива топлива в Норильске. По его словам, это будет не сжигание.
Но, говорят экологи, даже когда весь дизель уберут, вред, нанесенный природе, останется. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в водах, куда попало горючее, превышены в десятки тысяч раз. Росприроднадзор сообщил, что, по предварительным данным, ущерб может исчисляться десятками миллиардов рублей.
Директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ, Андрей Пешков рассказал «Правде.Ру», что в результате аварии пострадает вся экосистема в целом. В водоемах, куда попало дизельное топливо, погибнет вся рыба и кормовая база для нее. По словам эколога, на дне накопятся отложения вредных веществ, которые впоследствии вторично загрязнят источники.
Руководитель красноярской региональной общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов тоже утверждает, что последствия аварии годами могут представлять серьезную опасность для речной рыбы, пишет «Интерфакс». «И если в Далдыкане обитает в основном гольян, то в Амбарной — чир, пелядь, хариус, щука. Сейчас, конечно, говорить о рыбе в этих реках можно только в прошедшем времени. Насколько можно судить по сообщениям с мест, реки отравлены полностью», — заявил Александр Колотов.
Он также подтвердил, что остатки нефтепродукта могут долгое время оставаться в донных отложениях и отравлять все новую и новую рыбу.
Старший научный сотрудник ВНИРО, член Национального комитета экологической безопасности, член экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, кандидат биологических наук Анна Ридигер заявила «Вечерней Москве», что разлив нефтепродуктов — это очень страшная вещь. «Во-первых, это углеводородная пленка, которая закрывает всю поверхность воды. Ну вот представьте себе, если бы нам перекрыли дыхание. Во-вторых, это токсиканты, ядовитые вещества, которые частично растворимы, а частично осаждаемы. Ядовитые вещества опасны для всего гидробиоценоза (вся биологическая система водного объекта, — прим. ред.), — рассказала Анна Ридигер.
По ее словам, особую опасность ЧП придает то, что нефтепродукты разлились именно в реке, проточном водоеме, что значительно усложняет сбор опасных веществ. «Река постоянно находится в движении. От того, какое количество нефтепродуктов оказалось вылито, как быстро они начнут оседать и связываться с живыми организмами, будет зависеть масштаб бедствия», — объяснила она.
По ее словам, в будущем это может привести к генетическим или хромосомным мутациям водных обитателей, а также к тому, что эти водоемы вообще останутся без рыбы и водорослей.
Токсичная пленка, которая появилась после разлива, губительна также и для всех насекомых и их личинок, говорит главный эколог Природоохранного фонда «Верховье» Юлий Добрушин «Аргументам недели». По его словам, разлив вредит лягушкам, которые задыхаются под такой пленкой, и птицам, которые могут накапливать большое количество вредных веществ в перьевом покрове. При этом реки разносят их течением на много километров, объясняет Добрушин.
Есть риск, что вредные вещества дойдут и до Карского моря. Но пока специалисты не зафиксировали попадания туда нефтепродуктов, утверждает вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов.
Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов заявил, что разлив может представлять опасность и для человека, если токсичные вещества попадут в пищевую цепочку. Если отравленная вода дойдет до людей, то может возрасти число онкологических заболеваний. Впрочем, это маловероятно, ведь население Норильска пользуются централизованной системой водоснабжения.
По информации «Гринписа», последствия экологической катастрофы на севере Красноярского края будут наблюдаться еще долго.
Детальный фотоснимок из космоса
После аварии в Норильске стоимость акций «Норильского никеля» снизилась до 7,5%, до 20 250 рублей за шутку (ТЭЦ принадлежит НТЭК — дочерней компании «Норникеля»). Падение ускорилось после того, как пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что глава государства обратил внимание на расхождение данных о моменте извещения властей о ЧП, которые ему предоставили органы власти и компания «Норникель». Президент попросил правоохранительные органы выяснить истину.