Автобус класса а что это значит
Автобус класса а что это значит
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
Тип и общее назначение АТС
Максимальная масса, т
Класс и эксплуатационное назначение АТС
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)
Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)
Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
АТС, предназначенные для перевозки грузов
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
АТС, буксируемые для перевозки
АТС, буксируемые для перевозки
Прицепы и полуприцепы
АТС, буксируемые для перевозки
Прицепы и полуприцепы
АТС, буксируемые для перевозки
Прицепы и полуприцепы
Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):
Для автобусов по габаритной длине (в метрах):
Классы автобусов по длине и вместимости
Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.
По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.
Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.
Что такое классы автобусов, и какими они бывают
Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.
Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.
Классификация автобусов по назначению
С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин
• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.
• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.
• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.
• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.
В автобусах повышенного комфорта, которые относятся к классу «Люкс», имеются холодильники, санузлы, прибор, обеспечивающий возможность нагрева воды для напитков, и пр. Туристические модели оснащаются специальным креслом для гида, микрофоном и громкоговорителем.
Классификация автобусов по длине
В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:
• малые длиной от 4,5 до 7,5 метра;
• средние (их длина варьируется в пределах 8-ми – 9,5 метров);
• большие – весьма габаритные транспортные средства длиной от 10-ти до 17-ти метров.
Что касается ширины, то она стандартна и составляет не более 2,5 метра.
Классификация автобусов по пассажировместимости
Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.
На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.
Автобусы малого класса
Автобусы малого класса используются на городских маршрутах и в ближнем пригороде. Условно с учетом пассажировместимости их тоже можно разделить на 2 подгруппы – автобус особо малого класса и ТС малого класса. Первые в длину не могут превышать 5-ти метров при количестве не более 10-ти человек (имеются в виду сидячие места). Длина второй группы машин, то есть малых, колеблется в пределах 6-8-ми метров. В салоне у них 20 сидячих мест при максимально допустимом общем количестве пассажиров в 40 человек.
Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.
Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.
Автобусы среднего класса
Автобусы среднего класса – это машины длиной от 8-ми до 9,5 метров, способные вместить до 60-ти человек, половина из них – на сидячих местах. Наиболее востребованы городские автобусы среднего класса, которые разрабатывались с учетом всех особенностей сферы использования. Низкий пол для быстрой посадки-высадки людей, хорошая маневренность, обеспечивающая возможность передвижения по загруженным городским улицам, большие накопительные площадки, удобные поручни – все это идеально подходит для обслуживания городских маршрутов.
К автобусам среднего класса относят, например, ЛиАЗ-4292, разработанный специально для обслуживания городских и пригородных маршрутов. Это полунизкопольная машина с колесной базой 4Х2, продуманным до мелочей салоном, хорошими техническими характеристиками и высокой степенью безопасности в процессе эксплуатации. Премьера ТС состоялась в российской столице осенью 2015-го года, в серийное производство модель поступила в 2016, получив название «Курсор».
Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.
Автобусы большого класса
Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.
Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.
Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.
Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.
Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.
Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.
Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.
Классификация по числу салонов
В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.
Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.
Группы в зависимости от назначения
Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.
Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.
Классы автобусов по длине и вместимости: классификация транспортных средств
Как делятся автобусы в зависимости от назначения, длины и вместимости? Такая информация обычно требуется для их закупки с учетом характера и интенсивности предстоящей эксплуатации. Выполняя свою главную задачу – перевозку людей на различные расстояния – пассажирский автотранспорт должен обеспечивать комфорт во время езды, максимальную эффективность и безопасность поездки. Давайте разберемся, какие типы автобусов существуют сегодня и для чего они предназначены. Так мы поможем вам выбрать наиболее подходящий вариант.
Основные классификационные признаки
Есть несколько показателей, которые важно учитывать при покупке ТС. Во-первых, надо определиться, зачем вы его берете: для перевозок внутри города или за его чертой, экспедиций, туристических поездок, экскурсий и прочего. Во-вторых, обратите внимание на вместимость и габариты: чем они выше, тем дороже обойдется покупка. Не забудьте проверить и ходовые части, они определяют скорость езды. Например, в региональных центрах быстрое передвижение не так востребовано, как на междугородних маршрутах. В-третьих, нельзя забывать и про надежность: перевозка пассажиров – это всегда ответственность за чужие жизни и здоровье.
Классификация по назначению
Автобусы различаются комплектацией, компоновкой и числом мест в зависимости от условий использования.
Городские
Они перевозят пассажиров только внутри города, чаще всего по заранее согласованному маршруту. На них можно ездить лишь по относительно хорошему дорожному покрытию. Такие модели не адаптированы к бездорожью, поэтому поездки в них по проселочным дорогам сложно назвать комфортными. Рассчитан городской транспорт не только на сидячие, но и на стоячие места на широких площадках с обязательным соблюдением техники безопасности.
Для того чтобы ускорить пассажирообмен, в таком транспорте делают низкий пол и широкие двери. Причем городские автобусы дополнительно снабжают невысокими подножками и множеством поручней. В салоне предусмотрены вентиляционные, отопительные системы, освещение, что делает поездки по маршруту для пассажиров максимально безопасным.
Междугородные
Они предназначены специально для многочасовых перевозок по длинным маршрутам. Поэтому такие ТС, как правило, оборудованы более качественно: снабжены креслами с опускающимися спинками и подлокотниками, обеденными мини-столиками, сетками и карманами. Внизу есть просторный багажный отсек, куда ставятся пассажирские сумки и чемоданы. Дорогие модели могут иметь холодильники, термонагреватели воды, гардеробы, и даже санузлы.
Так как вопрос оперативного входа/выхода пассажиров на остановках здесь не так важен, транспорт чаще всего оборудован только одной дверью и узкими проходами. А вот мест для поездок стоя в автобусах для межгорода почти не бывает: они просто запрещены техникой безопасности, да и не каждый сможет провести в пути более 1-2 часов на ногах. Комфорт и безопасность – вот что на первом месте у транспорта для перевозок между городами. Поэтому каждое сиденье снабжено ремнем безопасности, отдельной вентиляцией, светильником, аудио- и видеоаппаратурой.
Пригородные
Нечто среднее между городскими и междугородними автобусами, где перевозка пассажиров возможна и в креслах, и стоя. Но для того чтобы ехать стоя, предусмотрен лишь проход. Компоновка здесь, как правило, универсальная, это делает машину эффективной и в городе, и за его пределами. Чаще всего такие транспортные средства используют для перевозок по сельской местности, когда от пункта отправления до места назначения не более 1-1,5 часов.
Аэродромные
У этой категории более узкая специализация – доставка пассажиров от здания аэропорта до самолета и обратно. Такие автобусы оборудуют низким полом, широкими окнами и дверями, сидячих мест в них почти нет. Вместительность этого типа очень высокая, ведь гораздо проще перевезти людей одной партией и сократить затраты времени и топлива.
Туристические
По комплектации эти ТС похожи на междугородние, но их дополнительно снабжают микрофонами и громкоговорителями, так туристические автобусы могут выполнять еще и функцию экскурсионных. Обычно над каждым креслом располагается динамик с регулируемой громкостью, который при желании можно отключить.
Экскурсионные
Здесь обязательно оборудуются панорамные окна для лучшего обзора. Чаще такие модели используются на внутригородских маршрутах, чтобы осматривать местные достопримечательности. Некоторые виды транспорта этой категории имеют открытые верхние этажи. Но такие можно использовать только в жаркую и ясную погоду со строгим контролем безопасности пассажиров.
Вахтовые или экспедиционные
На них перевозят строительные бригады и команды специального назначения. ТС обычно оборудованы полноприводными шасси, рассчитанными для движения по бездорожью. Вместимость такого вида транспорта составляет от 18 до 28 человек. Салон снабжен несколькими рядами сидений, некоторые из них расположены по принципу «визави» (друг напротив друга) и разделяются складной столешницей. По периметру вахтовки (места перевозки пассажиров) устанавливаются прочные и теплосберегающие стеклопакеты, состоящие из одной, двух или трех камер. Обязательно есть запасной выход в задней части автобуса.
Недостаток данной модели – в жесткой рессорной подвеске, рассчитанной на доставку тяжелых грузов (более пяти тонн). Поэтому во время езды ощущается сильная тряска.
Другие
Все виды автобусов, что мы перечислили выше, – это наиболее часто используемые транспортные средства. Но есть еще несколько типов, например, вездеходы, созданные специально для движения по бездорожью. Также существуют почтовые, ритуальные (перевозят умерших и их родственников к кладбищу), тюремные (на них ездят военнопленные и заключенные). Последние отличаются усиленной шумоизоляцией, бронированными дверцами и отсутствием окон.
Существуют и прогулочные миниавтобусы без боковых стенок, имеющие только крышу. Например, их можно увидеть на сарафи или на площадках для гольфа.
Классы транспортных средств по вместимости: автобусы
Чаще всего по этому показателю на группы делятся только междугородние и туристические автобусы, на городском и прочих видах транспорта «разброс» по вместимости салона встречается редко.
Малые
Вмещают от 16 до 25 человек (учитываются сидячие и стоячие места), их чаще всего можно встретить в небольших городах и поселках. Обычно эти ТС используют в качестве маршрутного такси, что очень удобно, если они ходят каждые 10-20 минут. Такими легче всего управлять, особенно на дорогах, вплотную забитых машинами, при этом экономится время на поворотах. Бывает, крупные компании специально закупают корпоративные транспортные средства, чтобы развозить персонал после рабочего дня. Для этого подходят автобусы особо малого класса вместимости (от 10 до 15 чел.), похожие на Газели.
Наша продукция
Средние
Вмещают от 26 до 35 человек и обычно используются в качестве пригородного транспорта. Это объясняется большим потоком работающих людей и студентов, которым необходима постоянная связь между городами, где они учатся и живут. Такие модели, как правило, ездят на относительно небольшие расстояния, дорога занимает от 1 до 3 часов. Места в основном сидячие, так как при более высокой скорости передвижения требуется максимальная безопасность.
Автобусы особо большого типа вместимости
К ним относятся все модели для 36-45 человек и более, возможны двухэтажные варианты. Такие чаще закупают турфирмы, чтобы перевозить крупные делегации во время обзорных экскурсий. Они, как правило, комфортабельные, поэтому отлично подходят для длительных поездок в другие города и даже страны.
По габаритам
В расчет берется размер корпуса, поэтому ТС разбиваются на следующие группы:
Размеры корпуса очень важны для маневренности и управляемости – чем машина больше, тем сложнее входить в повороты. А вот длина и вместимость автобуса среднего класса не всегда зависят друг от друга. Бывают небольшие модели, которые перевозят огромное количество человек благодаря накопительным площадкам.
Классификация по компоновке и конструкции
Она довольно обширная:
По расположению двигательной системы:
в передней или задней части;
С капотом и без (вагонного типа).
С низким и высоким полом.
Одиночные и сочлененные (обеспечивают большую вместительность).
Одно-, полутора- и двухэтажные.
Другие классификационные признаки
Вы можете выбрать разные двигатели: дизельные, бензиновые или газовые. Первые немного уступают по скорости, особенно при крупных габаритах, вторые – позволяют ездить быстро, но являются не самым экономичным вариантом. Модели с газовым оборудованием требуют меньше затрат. Недавно появились автобусы, работающие на электричестве. Они бывают аккумуляторными и суперконденсаторными. В перспективе возможно их использование в качестве городского транспорта.
Есть еще и так называемые дуобусы – это гибридные варианты, смешанные с троллейбусами. Они работают от двух источников питания: контактной сети и собственного дизеля. Но такие можно закупать только для передвижения внутри города по заданному пути. На них нельзя внезапно менять направление и выезжать в другие населенные пункты.
Изначально ко всем моделям применяли классовое деление (по длине маршрута):
1 – городские, с большим количеством сидячих и стоячих мест и ускоренным пассажирообменом, в среднем поездка одного человека составляет от 10 до 40 минут;
автобусы 2 класса – междугородние, движущиеся до пункта прибытия за 1-3 часа; у них нет накопительных площадок, а сиденья более удобные.
3 – транспорт дальнего следования (вахтовый, экспедиционный, туристический); в нем созданы более комфортные условия (радиоустановки, кондиционеры, мини-столики и карманы, опускающиеся кресла и подлокотники, нагреватели для воды, ковровое напольное покрытие) Люксовые варианты включают в себя бар или буфет на одном из этажей, иногда – душ и гардероб. Но такие встречаются редко, особенно в России.
Маломестный автобус класса В – что это значит? Такая буквенная символика применяется к моделям, где менее 22 кресел, а стоячие не предусмотрены вообще, поэтому в них нет поручней. В А-классе – напротив, разрешается ехать стоя.
Популярные товары
О специальных машинах
Помимо вышеперечисленных, есть типы особо узкого назначения. Их производство не так широко, но упомянуть о них стоит:
Медицинские, оборудованные реанимационными и шоковыми лабораториями. Такие востребованы при авариях или катастрофах для спасения пострадавших. Они очень удобны в случаях, когда приходится ездить в отдаленные от медучреждений местности.
Рекламные – редко используются только ради привлечения клиентов. Обычно они выполняют функцию городских маршрутных такси.
Аварийно-спасательные – созданы для работы на местах происшествий.
Каким должен быть современный пассажирский транспорт
Автобусы малого, среднего и особо большого класса обязательно оснащаются:
Системами безопасности (аварийными выходами, кнопками экстренной остановки, ремнями и поручнями).
Эргономичной кабиной для водителя, где должно быть мягкое кресло, а также электро- или гидроусилитель руля для легкого управления на поворотах.
Инновационными инженерными решениями для высокой вместимости салона и комфорта езды.
Двигателем, соответствующим габаритам, для развития оптимальной скорости.
Марки-производители
В России самым популярным считается «ПАЗ», его продукция составляет более половины всех автобусов страны. Второе место отводится «КАВЗ», который продал уже 50 тыс. экземпляров. В тройке лидеров находится и «ЛИАЗ» – около 40 000 моделей. Также используется транспорт, изготавливаемый брендом «Hyundai» (17 000) и «НЕФАЗ» (13 000). На дорогах можно встретить и машины от «ЛАЗ», «МАЗ», «Mercedes-Benz», «Ikarus», «Daewoo». Остальные марки (а их еще около 10) менее популярны в России.
Важно понимать, что в зависимости от бренда, конструкции, цели использования и габаритов автобусов подбираются и соответствующие размеры и типы шин. Покрышки с учетом сезона необходимо менять раз или два в год, поэтому намного удобнее делать это в интернет-магазинах, например, на сайте vesikolesa.ru. В формате онлайн всего за пару кликов вы можете купить качественные товары от официалов с доставкой по России и СНГ. А чтобы сохранить выбранные для сравнения шины или повторить прежний заказ, достаточно войти в Личный кабинет и посмотреть историю покупок.
Итак, мы дали вам подробную классификацию автобусов по классам (малый, средний, большой), вместимости пассажиров, длине и другим показателям. Теперь вы можете приобрести транспорт, который идеально подойдет для поездок в различных целях. Не забывайте учитывать дорожные и климатические условия.