Автономная школа что это такое
Автономная школа: что это, плюсы и минусы
На сегодняшний день существует много разговоров о переходе учреждений (в частности школ) от статуса «бюджетных» к статусу «автономных». И прежде чем размышлять о плюсах и минусах данного вопроса нужно разобраться что же такое «автономия».
Что это такое?
Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.
Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.
Плюсы автономной школы
Минусы автономной школы
Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.
Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.
В новой автономной школе учитель станет для детей настоящим другом и наставником, его роль немного трансформируется. Учитель сможет самостоятельно составлять планы и конспекты уроков, готовить собственные стратегии и методы в соответствии с развитием детей в каждом классе и с их интересами. Это называется «академическая свобода». Кроме того, если учитель пройдет независимую сертификацию, которая является добровольной, то получит небольшую прибавку к зарплате.
Вывод
В автономии есть и свои плюсы, и свои минусы. Преимуществом является то, что руководитель школы теперь станет в некой мере «хозяином», который сможет решать огромное количество проблем самостоятельно. А недостатком может быть то, что помимо всех проблем, руководителю придется ознакомиться с управлением финансами, а также финансово-хозяйственными и учебно-методическими делами школы.
Некоторые думают, что переход школ в статус «автономных» является инициативой государства только для того, чтобы снять из себя некие полномочия и отдать все в руки самих же школ. Но на самом деле, автономия даст огромные преимущества для образовательного процесса. Да, это сложно, ведь самостоятельность требует огромной ответственности и нереальных усилий, но если школа готова ко всем проблемам, с которыми ей придется столкнуться на пути к автономии, тогда у нее все получится!
Школы переходят на автономное управление
при автономной системе управления наиболее энергичные педагоги получат возможность зарабатывать больше. Фото Алексея Кунилова.
Сегодня есть три основных типа образовательных учреждений: казённые, бюджетные и автономные. Последние пока эксклюзив, их немного. В Екатеринбурге чуть больше 20, всего по области таких школ и садиков около 40 (хотя соответствующий закон, дающий право выбора системы управления, действует уже три года). Видимо, остальные боятся излишней ответственности или не знают «автономных» плюсов.
Нужно сразу определиться с самой распространённой народной легендой, которая придумана про автономные учреждения. Считается, что автономная школа или садик это синоним платного образования и обязательных платных услуг. Это совершенно неправильное утверждение. Вернее будет сказать, что автономное учреждение создаёт дополнительные возможности в том числе и для эффективного оказания платных образовательных услуг. Само образование (обязательная программа, стандарт прим. автора) у нас по Конституции является бесплатным в любом типе учреждений, пояснил Павел Креков, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области. Платные услуги может оказывать и бюджетное учреждение. Принципиальное различие в том, что автономные могут более эффективно использовать выделяемые им деньги.
Проще говоря, автономные учреждения получают все причитающиеся им бюджетные деньги сразу, единовременно в начале года. В то время как, допустим, казённые могут финансироваться поквартально и по строго определённым статьям.
Автономные же сами определяют, на чём они могут сэкономить и куда направить основные суммы. «Сами» это под бдительным оком наблюдательного совета, куда входят учредители (представители муниципалитета), педагоги и родители.
Вот пример лицея № 110, что находится в столице Среднего Урала. На автономию они перешли чуть меньше двух лет назад. При этом основные работы ремонт крыши, обустройство стадиона по-прежнему проводятся за бюджетные деньги. Директор Ирина Виноградова скромничает: «Пока зарабатываем кредит доверия, учимся. Есть идеи, как можно получать доход. Допустим, открыть школу танцев, но. площади не позволяют. А до высшего пилотажа (автономные учреждения ведь, кроме всего прочего, могут открывать счета в кредитных учреждениях, приобретать акции, получать дивиденды) ещё далеко».
Первое, чему научился лицей, это экономить. Потому как всё сэкономленное ни в какую общую копилку не возвращается, а остаётся в родных стенах. Так, только на коммуналке (свет включают исключительно тогда, когда надо) за прошлый учебный год удалось выручить 220 тысяч рублей. Впоследствии их потратили на противопожарные мероприятия купили огнетушители, рукава, заказали светящиеся указатели выходов при эвакуации. Плюс на дополнительных услугах заработали больше четырёх миллионов. Ирина Виноградова говорит, что немалая часть этих денег ушла на обучение самих учителей, чтобы их уроки и креативные идеи казались школьникам самыми увлекательными на свете.
А теперь самое интересное: средняя зарплата педагога в лицее № 110 (в автономном лицее!) 29 тысяч рублей. Как пояснила учитель экономики Валентина Комолова, прибавка составляет 90 рублей за каждого ребёнка с одного занятия. Провела раз в неделю дополнительный урок для пятерых ребят заработала за месяц 1800. При этом те, кому достаточно основной программы, могут забыть и не вспоминать об этих дополнительных платных занятиях.
А Нине Шлыковой, другому руководителю другого автономного учреждения, екатеринбургского детского сада № 103, очень понравилось в новой системе управления то, что теперь садик сам может выбирать поставщиков продуктов, беря во внимание не только дешевизну, но и качество товаров. Дело в том, что автономные учреждения не попадают под действие Федерального закона № 94, а посему не зависят от торгов и аукционов. В садике довольно много дополнительных услуг: начиная от баскетбола, хореографии и восточных единоборств, заканчивая английским языком, сказкотерапией и музейной педагогикой. Всё это проводят собственные или приглашённые педагоги во второй половине дня, когда основные занятия уже прошли. Те детки, чьи родители согласились платить по рублей за одно дополнительное занятие, уходят на урок, остальные остаются играть в группе.
Садик управляется автономно только девять месяцев (однако до этого двухлетний опыт ведения баланса у руководителей уже был тогда дошкольное учреждение выиграло соответствующий грант и заручилось патронатом одного из банков, специалисты которого и преподали первые уроки управления). На вопрос, что сделали за последнее время на заработанные деньги, Нина Шлыкова ответила: «Отремонтировали музыкальный зал: вставили пластиковые окна, поменяли пол. Закупили оборудование в спортивный зал тренажёры, мячи и прочий инвентарь (сама видела ракетки для бадминтона, клюшки для хоккея и гольфа, городки. прим. автора). А ещё заказали стульчики в три группы, часть уже привезли, часть должны доставить со дня на день. Стулья эти не- простые, каждый стоит больше 1600 рублей, в них продумано всё, чтобы ребёнок правильно держал спинку».
Таким образом, работа по созданию сети автономных образовательных учреждений началась. Как пояснил Павел Креков, у министерства пока нет никаких планов на тот счёт, все, или половина, или ещё какой-то процент от общего числа садиков-школ должны получить автономию. Сегодня около 250 учреждений проявили такое желание (сейчас их директора проходят учёбу). В дальнейшем же всё будет зависеть от того, насколько руководители окажутся готовы к таким изменениям. Сами дети и педагоги, по словам замминистра, вообще не должны замечать какие-либо изменения в процессе обучения.
12 вопросов про АУ
1. Что такое автономное учреждение?
В соответствии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (п. 1 ст. 2) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение (АУ) – это государственная (муниципальная) некоммерческая организация, являющаяся учреждением. Когда раньше говорилось о государственном или муниципальном учреждении, всегда имелось в виду бюджетное учреждение (БУ). Сегодня это может быть как БУ, так и АУ.
Это положение отражено в ГК РФ следующим образом: «Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением» (п. 2 ст. 120).
Важно, что на АУ распространяются практически все виды льгот, предусмотренные различными законами для бюджетных учреждений. При этом АУ лишено почти всех ограничений, которые сегодня сопровождают деятельность бюджетного учреждения.
С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» государственное или муниципальное учреждение может быть как бюджетным, так и автономным, так как это два типа одной организационно-правовой формы.
В ряде региональных нормативно-правовых актов и целевых программ говорится только об одной форме: «бюджетное учреждение». Для распространения положений этих актов и программ на автономные учреждения в них необходимо внести изменения, а именно: указать, что нормативно-правовые акты распространяются не на «бюджетные учреждения», а на «государственные и муниципальные учреждения».
2. Чем отличаются автономные учреждения (АУ) от автономных некоммерческих организаций (АНО)?
Согласно Закону РФ «Об образовании», «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций» (ст. 11.1). Российский закон «О некоммерческих организациях» (1996) был принят раньше Закона «Об автономных учреждениях». В нем говорится: «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг» (ст. 10).
Поэтому руководители ряда российских регионов, в частности, Тюменской области, не стали дожидаться принятия Федерального Закона «Об автономных учреждениях» и преобразовали ряд бюджетных учреждений (в частности, детские сады) в автономные некоммерческие организации (АНО). Их главное отличие от АУ в том, что они являются негосударственными (схема 1).
Деятельность АНО регулируется Законом «О некоммерческих организациях», а не Законом «Об автономных учреждениях». На автономные некоммерческие организации не распространяются льготы, действующие для автономных учреждений (которые могут быть только государственными или муниципальными).
Еще одно ключевое отличие в том, что по решению суда автономные некоммерческие организации могут быть признаны банкротом. Эта мера не распространяется на АУ (см. вопрос № 12).
3. Каким критериям должна соответствовать школа, чтобы стать АУ?
В каждом конкретном случае предложение о переходе школы в АУ принимается учредителем с согласия администрации школы. Администрация школы должна подготовить пакет документов, в том числе провести собрание трудового коллектива и получить его согласие на перевод в АУ. Сегодня эксперты рекомендуют учредителям несколько критериев, которыми следует руководствоваться для принятия этого ответственного решения.
Основными критериями для учредителя при создании автономных учреждений считаются:
– наличие у образовательного учреждения опыта по оказанию платных услуг населению;
– доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15% от общего объема финансирования;
– наличие конкурентной среды;
– наличие проработанных планов стратегического развития, а также финансового плана.
Согласно действующей с 1 января 2008 г. редакции Бюджетного кодекса РФ учредитель бюджетных и автономных учреждений устанавливает им государственные (муниципальные) задания в соответствии с предусмотренной их уставами основной деятельностью. Финансовым обеспечением выполнения заданий являются бюджетные ассигнования (ст. 69.1, 69.2 БК РФ).
Эксперты подчеркивают, что не имеет смысла переводить бюджетное учреждение в автономное, если оно практически полностью финансируется в рамках бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания. В этом случае учредитель вправе жестко контролировать расход бюджетных средств (в т.ч. в рамках сметного финансирования).
Большинство крупных школ сегодня имеют доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг. Эти ОУ могут получить выгоды от смены типа учреждения и должны рассматриваться первыми в списке кандидатов для перевода в АУ.
Эксперты рекомендуют учредителям ОУ руководствоваться данными рейтинга лучших школ, составленными в ходе реализации КПМО и региональных проектов поддержки образования. Образовательные учреждения – победители конкурса лучших школ в рамках КПМО уже имеют опыт реального хозяйствования (в том числе составления планов стратегического и финансового развития, проведения конкурсов, оказания дополнительных платных услуг, работы с попечительским советом). Это чрезвычайно важно в условиях самостоятельного распоряжения бюджетными и внебюджетными средствами, предоставляемыми законом автономному учреждению (см. вопрос № 11).
4. Можно ли при переходе в АУ сменить учредителя?
Обычно перевод бюджетного учреждения в автономное не предполагает смену учредителя. Новое АУ остается в ведении того же органа власти.
Учредитель автономного учреждения определяется в зависимости от того, на базе какого имущества оно создается. Учредителем федеральных автономных учреждений является Российская Федерация, региональных – субъект РФ, муниципальных – муниципальное образование. В случае со школами речь идет (за незначительными исключениями) об органах муниципальной власти.
Какие функции выполняет учредитель по отношению к АУ?
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель ответственен за:
утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
реорганизацию и ликвидацию автономного учреждения, изменение его типа;
утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий; заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;
рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя АУ.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать сведения об органе-учредителе АУ, наделяемом полномочиями для его создания и ответственном за проведение соответствующих мероприятий.
5. Можно ли насильно перевести школу в автономное учреждение?
Эти опасения были высказаны педагогами при первом знакомстве с проектом закона «Об автономных учреждениях». Возможность насильственного перевода бюджетного образовательного учреждения (а конкретно – школы) в статус автономного с дальнейшим снижением или лишением финансирования (а в худшем случае – даже закрытием), обсуждалась законодателями еще на стадии подготовки законопроекта в комитетах Государственной Думы РФ.
Чтобы поддержать свободное выражение инициативы педагогической общественности, в Закон «Об автономных учреждениях» была внесена принципиальная поправка: решение о создании автономного учреждения путем изменения типа уже существующего государственного или муниципального учреждения (в данном случае – смена статуса школы) принимается по инициативе либо с согласия самого государственного или муниципального учреждения (п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Иными словами, администрация школы может сама выйти к учредителю с предложением изменить тип учреждения с БУ на АУ, либо рассмотреть (принять или отвергнуть) соответствующее предложение учредителя.
И в том, и в другом случае администрация ОУ должна сначала всесторонне обсудить с педагогическим коллективом возможность перехода в АУ. Приняв положительное решение, администрация школы и бухгалтер должны подготовить и завизировать огромное количество бумаг.
В процессе многомесячной подготовки документов администрация примет окончательное решение: готова ли их школа к ответственному шагу смены статуса.
Советуем обратить внимание на высказанное на с. 27–30 данного номера газеты мнение директора гимназии № 40 г. Калининграда Татьяны Павловны Мишуровской, которая уверена, что даже для опытной школьной администрации из шести человек подготовка документов для перехода в АУ будет занимать несколько месяцев. Из этого ясно, что школа не может в одно прекрасное утро «проснуться» в новом для нее статусе автономного учреждения лишь потому, что ей этот статус «навязали» сверху.
Порядок создания автономного учреждения прописан в ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях», в Постановлении Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 (для всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального).
6. Что делать, если учредитель не согласен перевести школу в АУ?
Такие случаи в России уже есть. Ряд школ в российских регионах изъявили желание сменить форму с БУ на АУ, однако учредитель по разным причинам откладывает рассмотрение их заявок. В некоторых регионах (например, в Москве) руководители образования заявили, что пока не собираются менять статус БУ на АУ ни у одной школы города. Однако в других ситуациях отказа учредитель посчитал, что школа пока не готова функционировать в статусе АУ. Причины могут быть следующими:
– отсутствие в школе собственной бухгалтерии, которая необходима для полноценной работы автономного учреждения;
– небольшое количество учащихся и, следовательно, недостаточно высокое финансирование, которое не позволит школе вести активную самостоятельную финансовую деятельность;
– отсутствие в школе источников дополнительного внебюджетного финансирования;
– отсутствие в школе энергичной родительской общественности, в частности, активного управляющего совета, члены которого в дальнейшем могли бы войти в наблюдательный совет АУ.
Одно из главных сомнений учредителя, препятствующих переводу БУ в АУ, заключается в недостаточной подготовленности школы к самостоятельному хозяйствованию. Нужно помнить (см. вопрос № 12), что в случае взыскания кредиторами по суду часть долгов АУ повисает на учредителе. Это вынуждает его быть особенно осторожным.
Эксперты указывают на то, что некоторые из указанных ситуаций поправимы: у школы может не быть собственного бухгалтера, однако для деятельности АУ достаточно централизованной кустовой бухгалтерии с прозрачным учетом для каждого учреждения отдельно.
В школе может быть немного учеников, однако она может получать заказ от муниципалитета на дополнительные образовательные услуги. Все зависит от активной деятельности ее администрации и управляющего совета.
Однако если школе отказано в переходе в АУ, следует помнить, что решение об этом важном шаге принимает не только коллектив, но и учредитель. Может быть, стоит его переубедить?
Решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подготовленного органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Форма такого предложения определена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 и является обязательной для всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Минэкономразвития России утверждены (приказом от 20.07.2007 № 261) Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. (Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях».)
7. Каковы полномочия наблюдательного совета АУ?
Наблюдательный совет АУ, собирающийся на свои заседания раз в квартал, не является управляющим органом (п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Наблюдательный совет АУ, в котором представлены интересы учредителя, осуществляет связь между АУ и его учредителем.
Большинство вопросов, входящих в компетенцию наблюдательного совета, носят совещательный или рекомендательный характер.
Наблюдательный совет по представлению руководителя АУ рассматривает годовую бухгалтерскую отчетность, проекты отчетов о деятельности АУ и использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Рассматриваются также предложения руководителя АУ о совершении крупных сделок, вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Наблюдательный совет постфактум утверждает отчетность автономного учреждения. По плану финансово-хозяйственной деятельности АУ наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю АУ (п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Решения наблюдательного совета обязательны для руководителя АУ, когда речь заходит о:
– совершении крупных сделок;
– cовершении сделок, в которых имеется заинтересованность;
– проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и утверждения аудиторской организации (ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Все остальные вопросы деятельности АУ относятся к компетенции его руководителя.
Включение в наблюдательный совет представителей организаций-спонсоров, а также СМИ позволит повысить престиж АУ и привлечь дополнительные внебюджетные средства.
8. Должна ли школа, ставшая АУ, заново проходить процедуры лицензирования и аккредитации?
Согласно закону, изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения не является реорганизацией. В процессе перехода никто не должен увольняться, а затем писать новое заявление о приеме на работу.
После смены типа учреждения АУ продолжает свою деятельность на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, вплоть до окончания срока действия таких документов.
Это значительно облегчит процедуры перехода из БУ в АУ, так как лицензирование и аккредитация – длительный и трудоемкий процесс.
Школе при переходе в АУ не требуется переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), и переоформления иных разрешительных документов (п. 12 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
9. Может ли учредитель в процессе реорганизации изъять некоторое имущество школы?
Это опасение было высказано при обсуждении законопроекта «Об автономных учреждениях». Известны случаи, когда учредители пытались изъять из оперативного управления подведомственных учреждений часть имущества, мотивируя это тем, что имущество использовалось не по назначению или не использовалось вовсе.
Согласно закону, учредитель:
на основании перечня видов особо ценного движимого имущества АУ принимает решение об отнесении имущества автономного учреждения к особо ценному движимому и об исключении из его состава закрепленных за автономным учреждением объектов, перестающих относиться к особо ценному движимому имуществу;
вносит в орган исполнительной власти, на который возложено управление имуществом, предложения о закреплении за автономным учреждением недвижимого имущества и об его изъятии.
Законодатели согласились, что нужно предотвратить изъятие имущества в процессе изменения типа учреждения. Поэтому в Федеральном законе «Об автономных учреждениях» записано: «. при создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением, не допускается» (п. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
10. Владеет ли АУ собственным имуществом?
Все имущество автономных учреждений в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» находится в государственной или муниципальной собственности и передается автономному учреждению (так же, как и бюджетному) в оперативное управление в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Имущество (в том числе денежные средства), передаваемое автономному учреждению при его создании, должно быть достаточным для осуществления предусмотренной его уставом деятельности.
Автономное учреждение не является собственником, однако имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом с учетом определенных в законе ограничений. В рамках этих ограничений оно может использовать имущество, находящееся у него в оперативном управлении, а учредитель (его органы) не полномочен подменять своими решениями и действиями решения и действия автономного учреждения.
Все имущество, находящееся в оперативном управлении автономного учреждения, делится на следующие категории:
недвижимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
особо ценное движимое имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
остальное имущество, переданное автономному учреждению собственником в оперативное управление;
имущество, приобретенное автономным учреждением за счет привлеченных внебюджетных средств.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности, осуществляемой АУ, и от использования закрепленного за АУ имущества. Со своей стороны автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества.
Перечень всего имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения и передаваемого в оперативное управление АУ, отражается в приложениях к форме предложения о создании АУ (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325).
На основании Постановления Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 особо ценным движимым имуществом признается имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей; а также иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. рублей, без которого осуществление основной деятельности АУ будет затруднено.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Остальным имуществом, в т.ч. недвижимым имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Это имущество не является его собственностью, однако права АУ по распоряжению им существенно расширены: «остальное имущество» можно, к примеру, сдать в аренду или продать без каких-либо согласований с учредителем. Бюджетные учреждения не имеют такой возможности.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» АУ вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.
11. Может ли АУ свободно распоряжаться своими средствами?
Одна из самых привлекательных черт автономного учреждения – его свобода в распоряжении заработанными средствами. Для бюджетных учреждений границы этой свободы еще более сократились в связи с новой редакцией Бюджетного кодекса.
С 1 августа 2008 года бюджетное учреждение больше не имеет права без согласования с учредителем расходовать средства, полученные из внебюджетных источников.
В предыдущей редакции Бюджетного кодекса полученные образовательным учреждением внебюджетные средства считались неналоговыми доходами бюджета. В действующей редакции (п. 5 ст. 41 БК РФ) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Таким образом, все привлекаемые бюджетным учреждением доходы из внебюджетных источников должны закладываться в бюджет уже на стадии его составления.
Автономное учреждение (в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ) лишено этих проблем: его доходы от использования имущества и оказания платных услуг поступают в распоряжение АУ и расходуются им по собственному усмотрению.
АУ может больше не беспокоиться по поводу остатков бюджетных средств на счетах, которые бюджетным учреждением (в соответствии с п. 4 ст. 242 БК РФ) не позднее чем через два последних рабочих дня текущего финансового года должны быть перечислены на единый счет бюджета. Средства на счетах АУ полностью остаются в его распоряжении.
Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ бюджетным учреждениям не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты. АУ имеет право получать кредиты.
Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Автономное учреждение этими правами обладает, если получено согласие его учредителя (п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Все это дает школе новые возможности для самостоятельного хозяйствования, проведения конкурсов, заключения договоров с социальными партнерами. Однако свобода распоряжения средствами имеет обратную сторону (схема 2).
Сравнение возможностей БУ и АУ
Бюджетное учреждение
Автономное учреждение
Право распоряжения закрепленным имуществом
Не вправе распоряжаться (п. 1 ст. 298 ГК РФ)
Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АУ может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 3 Закона)
Права в отношении полученных доходов и приобретенного за счет таких доходов имущества
Эти доходы после уплаты налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов БУ и отражаются в доходах соответствующего бюджета
Смета утверждается учредителем
Распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 3 Закона), в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала
Права по привлечению заемных средств
Не вправе получать кредиты
Вправе привлекать, так как на АУ
не распространяются ограничения
БК РФ, установленные для БУ
Права по открытию банковских счетов
Федеральные БУ используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (п. 7 ст. 161 БК РФ)
Вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 2 ст. 2 Закона)
12. Может ли обанкротиться АУ?
При обсуждении Закона «Об автономных учреждениях» законодатели и общественность были обеспокоены решением этого вопроса. Действительно, если бюджетное учреждение несет ответственность за свои действия в пределах имеющихся у него денежных средств, то АУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Есть вероятность того, что образовательное учреждение заключит рискованную сделку, не справится с обязательствами и кредиторы получат возможность изъять часть имущества АУ за долги. При этом по долгам может быть изъято имущество, без которого школа не сможет продолжить свою деятельность: здание, мебель, учебное оборудование.
Закон ограждает АУ от подобных ситуаций. Взыскание долгов АУ не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за ним учредителем или приобретенные автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ автономное учреждение не подлежит банкротству: «Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом)».
Таким образом, АУ отвечает за долги своим имуществом, однако недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств учредителя, защищено от ареста по долгам и от взыскания, согласно ст. 120 ГК РФ.
Если же у АУ нет никакого имущества, кроме указанного выше, долг повисает: АУ продолжает работать и владеть необходимым для работы имуществом, а процедура изъятия имущества за долги не проводится. В этом заключается различие между бюджетным и автономным учреждением: если долги бюджетного учреждения могут быть взысканы за счет казны путем привлечения к субсидиарной ответственности учредителя-собственника, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспеченными.
Таким образом, школа защищена от процедуры банкротства, но долги все же повисают на учредителе, который передал АУ имущество.
Это еще одна причина, по которой учредитель вынужден тщательно взвешивать решение о переводе каждого бюджетного учреждения в автономное (см. вопрос № 6).
Какие факторы снижают риски при переводе в АУ?
Не предполагается одномоментный и всеобщий переход из бюджетных учреждений в автономные.
Педагогический коллектив должен сам выразить заинтересованность в смене организационно-правовой формы своего ОУ.
При отборе кандидатов в АУ учредителю следует использовать критерии конкурсного отбора.
В заявке школы необходимо перечислить убедительные доказательства того, что ОУ после смены статуса будет работать эффективнее. Коллективом должны быть предъявлены программы использования дополнительных ресурсов.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность АУ
Сегодня в рамках реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» принято шесть постановлений Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» утверждена форма предложения о создании автономных учреждений. Установление единой формы сведений о государственных (муниципальных) учреждениях позволит объективно и обоснованно принимать решение об изменении их типа на автономное учреждение.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 приказом Минэкономразвития России от 20.06.2007 № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 354 в них внесены изменения.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» установлены соответствующие правила определения видов особо ценного движимого имущества. Отсутствие такого порядка значительно затруднило бы осуществление основной деятельности автономного учреждения.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» принят порядок составления и принятия соответствующих отчетов.