Автономное дошкольное образовательное учреждение что это
Что значит автономное образовательное учреждение
Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?
Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.
Суть работы
Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.
Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.
Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.
Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.
Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.
Основное отличие от других видов организации
Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.
Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.
Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.
Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.
Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.
Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.
На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.
В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.
Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений
Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.
Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.
Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.
Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.
Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.
Чем отличаются бюджетные детские сады от автономных
Автономные детские сады – относительно новое для России явление. Несомненный плюс таких учреждений – собственная образовательная программа. В то время как в бюджетных садах образовательный процесс и все проводимые мероприятия строго закреплены программой, принятой на федеральном уровне.
В автономных детских садах может быть сделан определенный уклон, например, на изучение иностранных языков. Также учреждение имеет возможность пригласить определенного специалиста на время или для конкретной группы детей.
Как правило, в автономных детских садах существует расширенный список дополнительных услуг: спортивные секции, занятия по рисованию, вокалу, танцам, театральная студия, специальное медицинское сопровождение, посещение психолога, логопеда и т.п.
Какие еще преимущества имеет автономный детский сад?
Что удобно, автономные детские сады комплектуются без привязки к месту жительства. Таким образом, ваш ребенок может попасть в выбранное вами учреждение, в какой бы части города вы ни жили.
Во главе автономного детского сада находится руководитель и наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета могут входить общественные представители, представители от учредителя, воспитатели самого детского сада.
Автономные и бюджетные детские сады получают финансирование из городского бюджета в равном размере. При этом автономные учреждения пользуются правом льготного налогообложения и имеют возможность самостоятельно искать поставщиков и привлекать дополнительные инвестиции. Именно это преимущество становится одной из основных причин стремления многих дошкольных учреждений получить статус автономных.
В автономных детских садах, так же как и в бюджетных учреждениях, между родителями и детским садом заключается договор.
Как и в бюджетных детских садах, в автономных учреждениях действуют льготы по оплате и поступлению для определенной категории граждан. Их размер и порядок получения зависит от региона.
Есть ли недостатки у автономных детских садов?
Наряду с ощутимыми преимуществами, автономные детские сады имеют и свои недостатки. В первую очередь, речь о размере оплаты. Несмотря на то, что стоимость услуг в автономных и бюджетных дошкольных учреждениях не должна различаться, на деле разница нередко оказывается существенной. На стоимость значительное влияние оказывают, как правило, дополнительные услуги, часть из которых преподносится как обязательные.
Чем автономный детский сад отличается от бюджетного?
Когда ребёнок подрастает перед родителями ставиться задача, выбрать для него детский сад, который будет отвечать все требованиям – хороший уход за детьми, питание, и что немаловажно садик должен быть доступным в финансовом плане. Поэтому выбор делается между автономным и бюджетным детским садом, каждый из них обладает своими положительными и отрицательными сторонами.
Особенности автономного детского сада
На территории России автономный такой тип детского сада, как автономный появился относительно недавно. Такие детские сады не имеют программы, закреплённой государством. Каждый из таких детских учреждений может иметь уклон на каком-то определённом предмете, например, детский сад с уклоном на изучение иностранных языков или же музыки. Подобное учреждение имеет право приглашать для работы с детьми специалистов со стороны.
В подобном детском саду чаще всего имеются следующие дополнительные услуги:
Данные сады не прикреплены к какому-то месту жительства, поэтому посещать его могут дети даже с другого конца города.
Автономные детские сады получают финансирование как из городского бюджета, так и за счёт инвестиций со стороны представителей власти или родителей воспитанников. Поступить в автономный детский сад можно не только на обычных, но и на льготных условиях (для многодетных семей, матерей одиночек).
Группы в автономных детских садах маленькие не более 5–7 детей в группе. Огромный недостаток такого детского сада заключается в том, что при оформлении детей в данный сад, родители обязаны внести определённую сумму денег, которая достаточно часто является неподъемной для простых людей.
Особенности бюджетного детского сада
Данные детские сады работают по программе, закреплённой государством. В подобных детских садах нет какого-то определённого направления, детей просто пытаются подготовить к школе, а именно изучают с ними буквы, развивают чтение и играют в различные развивающие игры. Как правило, знаний, которые даются в бюджетном детском саду не хватает для быстрой адаптации в школьной среде, поэтому родителям приходится водить своих детей на индивидуальные занятия с воспитателями.
Каждый бюджетный детский сад прикреплён к определённому населённому пункту, поэтому дети из других населённых пунктов и районов не могут претендовать на место в таком детском саду.
Группы в бюджетных садах достаточно большие 20–25 детей. На льготных условиях (бесплатное питание) могут поступать в детский сад дети-сироты, дети из многодетных семей и дети у которых только один родитель.
Общие элементы в автономном и бюджетном детском саду
Эти два типа детских садов настолько сильно отличаются друг от друга, что найти общие элементы очень сложно. Но всё же можно выделить несколько общих моментов в функционировании автономного и бюджетного детских садов:
Это все общие моменты между автономным и бюджетным садом.
Отличия между автономным и бюджетным детским садом
Эти типы детских садов имеют огромное количество отличий:
Проанализировав всю информацию можно увидеть, что, если родителя хотят, чтобы ребёнок быстрее развивался и находился в благоприятных условиях стоит отправить его в автономный детский сад и при этом выложить большую сумму денег. Если финансы не позволяют отдать ребёнка в автономный сад, то нет никакого варианта кроме бюджетного детского сада.
Деятельность детсадовского автономного учреждения
«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 3
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). В настоящее время все большее количество бюджетных ДОУ становятся автономными учреждениями. Детсадовские АУ, в отличие от бюджетных учреждений, более свободны в своей деятельности, это касается, в частности, возможности использования полученных доходов по своему усмотрению. Каковы основные особенности деятельности детского сада, являющегося автономным учреждением?
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204.
Зарождение автономного ДОУ
Более подробная информация о процедуре перевода бюджетного учреждения в автономное представлена в статье А.Г. Снегирева «Создание АУ путем изменения типа бюджетного учреждения: от инициативы до проекта решения» («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, 2009).
Примечание. Автономное ДОУ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые зафиксированы в его уставе.
Устав детсадовского АУ
Утверждение устава относится к компетенции учредителя АУ. В уставе должны содержаться сведения, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона об автономных учреждениях и ст. 13 Закона об образовании. Среди прочего в уставе следует в обязательном порядке закрепить:
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся:
Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
Что касается предпринимательской деятельности образовательного учреждения, к таковой согласно п. 2 ст. 47 Закона об образовании относятся:
Основная деятельность автономного ДОУ
Согласно п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом:
Примечание. Размер субсидий АУ определяется исходя из нормативных затрат, а не на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Кроме того, учредитель может осуществить финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со стороны учредителя финансовое обеспечение происходит путем выделения субсидий (субвенций) из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, АУ может в соответствии с заданием учредителя получить субсидию в качестве:
Утвержден Постановлением администрации Новосибирской обл. от 30.04.2009 N 181-па.
Утверждено Постановлением главы городского округа г. Воронежа от 26.09.2008 N 1250.
Утверждено Постановлением главы местной администрации г. Нальчика от 16.06.2008 N 1077.
Расчет размера субсидии производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Кстати, финансовое обеспечение основной деятельности АУ, в том числе осуществляемой в рамках выполнения задания учредителя, может производиться за счет не только субсидий (субвенций), но и других не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).
Что должно содержать задание учредителя автономного ДОУ?
Что именно должно содержать государственное (муниципальное) задание, перечислено в п. 1 ст. 69.2 БК РФ. Кроме того, учредитель АУ при формировании задания должен учитывать Методические рекомендации (положения) о порядке формирования задания, разработанные на соответствующем уровне, например, в отношении федеральных АУ, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.
Итак, в состав задания для автономного ДОУ должны быть включены следующие разделы:
Примечание. Если дошкольное учреждение является образовательным и имеет юридическое лицо, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию (Письмо Рособразования от 13.09.2007 N 01-52-908/12-13).
О договоре с родителями
Правила приема детей в детский сад определяются учредителем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе этого учреждения (пп. 5 п. 1 ст. 13, п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании). Как правило, в бюджетные ДОУ дети набираются в зависимости от их регистрации (места жительства) на определенной территории. В автономных ДОУ место проживания ребенка может вообще не влиять на возможность его зачисления в детский сад. При приеме ребенка в образовательное учреждение, вне зависимости от того, является оно бюджетным или автономным, родителей (законных представителей) необходимо ознакомить с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Способ ознакомления с указанными документами законодательством не предусмотрен, поэтому автономному ДОУ нужно установить его самостоятельно.
Взаимоотношения между ДОУ (исполнителем) и родителями (законными представителями), которые выступают в роли потребителей, регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон (п. 4 ст. 18 Закона об образовании). Данный договор включает в себя:
При изменении типа бюджетного учреждения на АУ с родителями детей, которые были зачислены в образовательное учреждение ранее, можно заключить новый договор либо внести необходимые изменения в уже существующий. Изменения могут коснуться размера родительской платы, перечня предоставляемых дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг (чаще всего в автономном ДОУ он намного шире, чем в бюджетном учреждении), графика посещения ребенком ДОУ и т.д.
Кто оплачивает содержание ребенка в ДОУ?
Дошкольное образование в РФ является бесплатным (п. 3 ст. 5 Закона об образовании), чего не скажешь о содержании ребенка в ДОУ. Частично бремя содержания ребенка в детском саду ложится на родителя (законного представителя), правда, не во всех случаях. Так, не взимается родительская плата за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в этих образовательных учреждениях (п. 2 ст. 52.1 Закона об образовании).
Заметим, взимание родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных ДОУ не свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате образования детей, поскольку плата взимается лишь за их содержание в таких учреждениях, а не за дошкольное образование (Определение ВС РФ от 03.04.2003 N КАС03-137, которым оставлено без изменения Решение ВС РФ от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399). Арбитры отметили: требование о необходимости внесения платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) вытекает также из п. 9 ст. 50 Закона об образовании, в соответствии с которым на основе полного государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Следовательно, родители (законные представители) не освобождены от оплаты расходов, связанных с содержанием их детей в ДОУ.
В связи с этим учредитель автономного ДОУ должен определить сумму затрат на содержание одного ребенка и на основании этого установить размер родительской платы. Понятно, что для расчета могут быть взяты только нормативные затраты. При этом АУ не надо пересчитывать размер платы исходя из фактически возникших расходов.
Компенсация родительской платы
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Как правило, порядок получения компенсации таков. Родители (законные представители) с целью получения компенсации части родительской платы должны представить в ДОУ документы, необходимые для назначения данной компенсации. Это могут быть:
В свою очередь, ДОУ осуществляет прием названных документов, заверяет их копии, а оригиналы возвращает заявителям. Также на ДОУ возлагается обязанность по формированию и направлению в уполномоченный орган списка получателей компенсации с указанием фактически внесенной родительской платы за определенный промежуток времени (например, месяц, если информация передается ежемесячно) и начисленных сумм компенсации части родительской платы. Перечислением денежных средств на счета получателей компенсации занимается уполномоченный орган.
Однако орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями) может постановить, что выплатой компенсации непосредственно родителям (законным представителям) детей занимается автономное ДОУ. В этом случае бюджетные средства на выплату компенсации родителям перечисляются на расчетные счета автономных ДОУ, открытые в кредитных организациях. И уже оттуда попадают к родителям (законным представителям). В частности, такие правила действуют на территории г. Рязани (Постановление главы администрации г. Рязани от 10.02.2009 N 533, измененное Постановлением администрации г. Рязани от 15.06.2009 N 4133), Мелеузовского района (Постановление главы администрации Мелеузовского муниципального района от 18.09.2009 N 1647).
При выплате автономным ДОУ родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы НДФЛ удерживать не надо, поскольку в данном случае действует льгота, установленная п. 42 ст. 217 НК РФ. Согласно этому пункту не подлежат обложению НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом данная норма не содержит ограничений по форме собственности образовательных организаций и источнику финансирования, в связи с чем суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях (вне зависимости от собственника и источника финансирования), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ (Письмо ФНС России от 17.09.2009 N ШС-22-3/719).
Немного о бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете субсидии, полученные от учредителя для выполнения задания, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг в соответствии с заданием учредителя частично за плату или бесплатно, в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» отражаются доходы от обычных видов деятельности. Причем доходы формируются с учетом сумм, полученных в виде субсидий и субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Такие рекомендации даны в комментариях «Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина в Интернете, на целесообразности использования которых настаивают финансисты (Письма от 31.03.2009 N 07-02-06/94, от 12.11.2008 N 07-05-06/226).
По мнению автора, в состав доходов необходимо включать субсидии, направленные на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг. Субсидии, направленные на возмещение затрат по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного на средства, полученные от него на приобретение этого имущества, и расходов по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в состав доходов не включаются.
Что касается платы, получаемой от родителей за содержание детей в детском саду, считаем, что это прочий источник финансового обеспечения основной деятельности автономного ДОУ. Плата, подлежащая получению от родителей (законных представителей), отражается в бухгалтерском учете в составе доходов от обычных видов деятельности (проводка Дебет 62 Кредит 90-1). Таким же образом в учете отражаются доходы от оказания дополнительных образовательных и прочих предусмотренных уставом услуг.
Управление автономным ДОУ
Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ
Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.
В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.
Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Основными задачами нового закона об образовании являются:
— обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;
— расширение образовательных возможностей граждан;
— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;
Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина «образовательное учреждение» термин «образовательная организация». В своё время Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.