Автопарковка и автостоянка в чем разница
Чем отличается парковка от стоянки во дворе жилого многоквартирного дома
Правила дорожного движения являются законом для водителей, который они должны исполнять не только во время передвижения, но и во время стоянки.
Отличие парковки от стоянки
Давайте обсудим отличие парковки от стоянки, поскольку многие водители не хотят понимать разницы между терминами.
На деле, стоянка осуществляется только в строго отведенных для этого местах, а кратковременная остановка транспорта не требует специальных мест.
При работающем двигателе, если водитель находится внутри автомобиля, недолгую остановку можно сделать почти в любом месте.
Парковка может осуществляться бесплатно на непродолжительное количество времени, желательно, чтобы водитель не упускал из поля зрения свой автомобиль и в любое время к нему мог вернуться.
Стоянка может осуществляться только в отведенных для этого местах. За нарушение правила стоянки грозит штраф.
В настоящее время вносятся изменения в правила стоянки. Особенно акцентируется внимание на соблюдение правил стоянки машин в зоне жилой застройки у частных и многоквартирных домов.
Что говорит закон
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ предусмотрено, что нарушение остановки и стоянки транспортных средств, за исключением некоторых случаев, влечет административную ответственность по статье 12.19 КоАП РФ.
Норма права предусматривает следующее:
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.
Указанные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
Обжаловать штраф не получится
Водителям необходимо учесть, что такие правила существуют и действуют без обязательного присутствия запрещающих знаков или уведомительных щитов. Поэтому, оспорить такой штраф, мотивируя тем, что если водитель не увидел наличие запрещающего знака, то ответственность отсутствует, не получится.
Где чаще всего возникают нарушения
Часто бывает так, что припаркованные машины на проезжей части придомовой территории, затрудняют работу коммунальных служб, мешают работе спецтранспорта для обслуживания МКД или просто проезду транспорта.
Примерами неправильной парковки во дворе, являются случаи долгосрочной остановки и оставления транспортного средства непосредственно:
Если такой случай возник или имеет место факт систематического нарушения правил парковки во дворе жилого многквартирного дома и Вас это беспокоит, то можно обратиться в органы ГИБДД и сообщить известные Вам данные, зафиксированные на фото или видео. Водителю в таком случае грозит штраф, а возможно, и эвакуация ТС на штрафстоянку.
Автостоянка или парковка: ВС объяснил, кто отвечает за сгоревший автомобиль
Можно ли возместить ущерб от поджога автомобиля с владельца стоянки, если с ним нет договора, а квитанции сгорели вместе с машиной? Апелляция решила, что это невозможно без предъявления документов, но Верховный суд ее поправил. Он продемонстрировал жесткий подход к распределению бремени доказывания, который усложнит жизнь платным стоянкам, комментирует эксперт.
Если припаркованной машине причинен ущерб, должен ли владелец автостоянки его компенсировать? Все зависит от юридической квалификации отношений, решил Верховный суд в деле Ирины Сошенко* из Калининграда. Она подала в суд на владельца своей стоянки, ООО «Скам», и требовала выплатить ей 525 910 руб. – стоимость автомобиля, которого она лишилась в результате поджога неизвестными лицами.
Первая инстанция (дело № 2-2838/2014) удовлетворила требования Сошенко, но апелляция (дело № 33-2993/2015) отменила это решение. Калининградский областной суд прислушался к доводам стоянки о том, что истица не представила ни самого договора хранения, ни доказательств его заключения. По утверждению Сошенко, она каждый месяц оплачивала услуги и получала квитанцию, которая служила пропуском на стоянку, но представить документ женщина не смогла (он сгорел вместе с автомобилем, пояснила автовладелица). Договора у нее и вовсе не было. Но эти доводы не убедили облсуд. Он решил, что Сошенко лишь пользовалась парковочным местом за плату, а охрану ей никто не гарантировал. Таким образом, апелляция в иске отказала.
Верховный суд решил по-другому распределить бремя доказывания (71-КГ16-3). Стороны не отрицали, что машина во время пожара находилась на стоянке. Это подтверждает факт заключения договора. А что касается документов, хранить их должна была не клиентка, а фирма. Именно последняя обязана оформить договор оказания услуги и огранизовать кассово-бухгалтерский учет оплаты, разъяснил Верховный суд. Он указал, что утрата квитанции сама по себе не является основанием для лишения потребителя прав, предусмотренных законом.
В чем разница между парковкой и стоянкой?
Как указал суд апелляционной инстанции, определение которого отменил ВС, автомобиль истца находился не на стоянке, а на парковке. Разница в том, что в первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности.
Исходя из норм п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса и п. 1.2 ПДД, парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, создаётся как элемент их благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованной стоянке транспортных средств.
Автостоянка же – это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года). В п. 32 этих же Правил прямо сказано, что исполнитель услуг несет ответственность за надлежащее хранение транспортного средства, если иное не предусмотрено договором, и обязан в случае его хищения, повреждения или утраты комплектности возместить убытки.
Как отличить автостоянку от парковки, разъяснил ВС в своем определении:
Судам следует учитывать назначение данной площадки, здания, сооружения, части здания или сооружения, в частности – самостоятельность, обособленность данных объектов либо их принадлежность к другим объектам улично-дорожной сети, зданиям, строениям, сооружениям, их обозначение на местности, ограждение, оборудование, охраняемость, организацию въезда и выезда транспортных средств и их учёта, а также другие обстоятельства, характеризующие назначение постановочного места.
Стоянка, на которую ставила машину Сошенко, является обособленной, охраняемой, имеет ограждение, оборудована въездом с контрольно-пропускным пунктом, констатировал ВС.
«СКАМ» пытался защищаться со ссылкой на внутренние Правила оказания услуг автостоянки. В п. 2 этого документа говорится, что компания оказывает клиенту услуги по предоставлению в аренду парковочных мест для стоянки автотранспорта по возмездному договору. А п. 22 и 27 снимают с владельца стоянки всякую ответственность за утрату или повреждение находящихся на ней машин. Однако ответчик не представил доказательств того, что заключил с Сошенко договор аренды парковочного места, предварительно ознакомив ее с внутренними правилами оказания услуг, как того требует закон о защите прав потребителей, указал ВС.
Мнения экспертов
Эксперты, опрошенные «Право.ru», поддержали позицию ВС, однако не сошлись во мнении относительно ее новизны и важности для судебной практики.
Адвокат Алексей Михальчик считает, что постановление ВС является крайне важным для правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей, так как демонстрирует крайне жесткий подход к распределению бремени доказывания по этой категории споров. «Если ответчик «молчит» в ответ на утверждения потребителя о значимых для дела обстоятельствах, такие обстоятельства нужно признавать доказанными, – говорит юрист. – Ранее, пользуясь различными уловками, платные автостоянки зачастую уходили от ответственности в случаях, когда автовладельцам причинялся ущерб при схожих обстоятельствах, теперь это будет сделать значительно сложнее».
«Данная позиция ВС РФ не нова и полностью отражает сложившуюся практику», – спорит с коллегой Сергей Литвиненко, адвокат бюро «Деловой фарватер». Его слова подтверждаются решениями судов по схожим делам. Так, например, в январе прошлого года Черняховский горсуд Калининградской области взыскал с владельцев автостоянки, на которой сгорел автомобиль истца, порядка 518 000 руб. ущерба (см. Платная парковка возместит клиенту 518 000 руб. за сгоревшую из-за непрошенного визитера машину). В ноябре прошлого года в Красноярском крае владельцев стоянки, на которой был совершен поджог, также обязали компенсировать ущерб хозяину пострадавшей машины (см. За поджог автомобиля парковка выплатит клиенту 290 000 руб.).
По мнению Павла Хлюстова, адвоката, партнер КА «Барщевский и партнеры», нет универсального правила, которое позволяет разграничить, когда территория является парковкой, а когда автостоянкой, – суд должен решать данный вопрос в каждом конкретном случае. По словам Чермена Дзотова, основателя сервиса по подбору узкоспециализированных юристов «Найдем Адвоката», подобные конфликты между владельцами автостоянок и собственниками автомобилей нередки. Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные Правительством РФ 17 ноября 2001 года, предусматривают, что владелец автостоянки отвечает за хранение автомобилей и иных транспортных средств, за исключением случаев, когда иное оговорено в договоре. «Но этих случаев практически нет – никакой здравомыслящий водитель или хозяин автомобиля такой договор составлять не будет. Поэтому суд обычно выносит решения в пользу истцов-автовладельцев, обращающихся с исками к владельцам автостоянок», – рассказал Дзотов.
При этом владельцы автостоянок пользуются рядом хитростей, чтобы уйти от ответственности. Так, например, они могут не прописывать в договоре ответственность за кражу с автостоянки автомобиля или его составных частей, магнитол и иных видов имущества. «Поэтому необходимо очень внимательно читать подписываемый с представителями автостоянки договор. Если там отсутствуют вышеперечисленные пункты – настаивать на их подписании», – советует юрист.
Разница между парковкой и стоянкой
Зачастую водители от незнания отличий между парковкой и стоянкой нарушают ПДД. Это грозит штрафом, а при систематических предупреждениях возможна даже административная ответственность. Особенно это касается некоторых стран, где транспортное средство можно ставить только в отведенных для этого местах. Нарушение правил может привести к депортации с последующим запретом на въезд в данное государство.
Определение
Парковка — это место, где любое транспортное средство можно перевести в нерабочее состояние и оставить на непродолжительное время. Особенностью является возможность бесплатной остановки автомобиля.
Стоянка — это место, где автовладелец может оставить свой транспорт на длительное время и за определенную плату переложить ответственность за сохранность автомобиля сотруднику стоянки. Также это понятие относится к гаражам и закрытым сооружениям.
Сравнение
В первую очередь — это плата. Парковка чаще всего не требует оплаты, она может осуществляться возле магазинов, больниц и остановок. Но и автомобиль не должен долго находиться в неподвижном состоянии. Как правило, это понятие относится к такси, автобусам и маршруткам. Но и обычный автомобиль может припарковаться возле определенного места, чтобы высадить пассажиров. Стоянка, напротив, позволяет оставлять машину на длительное время. Для этого существуют специальные места возле торговых центров, больниц и мест общественного питания. В этом случае за стоянку также не придется платить. Но и охраняться автомобиль не будет.
Другой вариант стоянки и парковки — это платная охраняемая территория. Водитель платит диспетчеру за определенное время, на которое ему нужно оставить машину. На парковке охраняется лишь территория, но ответственность за каждый транспорт диспетчер нести не будет. Это касается и имущества внутри машины. На стоянке все по-другому. За плату охранник берет ответственность за сохранность автомобиля и находящегося внутри него имущества на себя. В случае кражи или угона машины отвечать будет сотрудник стоянки. Но такое случается крайне редко за счет закрытой территории и пропускной системы. Да и позволить себе дорогостоящую стоянку может далеко не каждый.
Еще одна особенность — это то, что стоянка может осуществляться только в строго отведенных для этого местах. Нарушение этого правила, то есть остановка транспорта под запрещающим знаком грозит неплохим штрафом. Кратковременная парковка не требует специальных мест. Если двигатель работает, а водитель находится внутри автомобиля, то ему ненадолго разрешено остановиться практически у любого места.
Что такое парковка?
Интересный факт: за последние 10 лет число легковых автомобилей увеличилось на 40%. Несмотря на кризис, рост количества автомобилей в российских городах продолжается. А вместе с этим, набирает обороты проблема парковочных мест.
20-30 лет назад почти у каждого автовладельца был свой гараж, всем желающим припарковаться под окнами хватало места во дворах, а центры городов не были настолько перегружены машинами. Сегодня вопрос парковочных мест – это и борьба со стихийно возникающими несанкционированными автостоянками, и поиск путей для организации легальных вместительных и доступных паркингов.
Парковка, стоянка, паркинг – а есть ли разница?
Паркинг – это понятие, которое прижилось в речи относительно недавно. На самом деле, нет никакой разницы между парковкой, автостоянкой и паркингом. Тем не менее мы привыкли воспринимать эти слова по-разному.
Что вы представляете, когда слышите «автостоянка»? Скорей всего, площадку под открытым небом с ограждением по периметру или без него. Парковка уже привычно ассоциируется с аккуратно разлинованным пространством возле магазинов, ресторанов и офисных зданий.
С таким разделением можно соглашаться, можно нет. Но оно прижилось на уровне восприятия, и это удобно. Что такое паркинг – четкого и строгого определения нет, а технически паркинг, как и автостоянка, и парковка – это специально организованные парковочные места для машин.
Какие паркинги бывают?
Машин становится все больше, а места в городах – все меньше. И конкурентов на драгоценное место хватает: новые жилые дома, торговые и офисные здания, парки и детские площадки. Желание решить проблему парковочных мест в условиях дефицита пространства привело к появлению разных типов паркингов.
По характеру расположения паркинги можно разделить на:
Наземные паркинги могут быть открытыми и закрытыми, одноуровневыми и многоярусными, отдельно стоящим зданием или пристроем. В эту же категорию, кстати, правильно было бы отнести и привычные всем автостоянки.
Подземные паркинги чаще всего выступают как составная часть жилых или административных зданий, которая расположена под землей. При проектировании новых жилых кварталов, торговых комплексов подземный паркинг становится порой единственным решением проблемы парковочных мест. Во многих крупных городах мира успешно реализована идея организации подземных парковок под центральными площадями, чтобы освободить исторический центр от машин.
Комбинированная конструкция – это гибрид наземной и подземной парковок. С помощью таких паркингов можно создать максимально возможное количество парковочных мест на выделенном участке земле. Правда, за высокий КПД парковки придется заплатить высокую цену.
Организация паркинга на крышах зданий – отличное решение для случаев, когда свободной земли нет совсем, а строительство подземных парковочных мест технически невозможно. Как правило, подобные парковки организуются на крышах зданий, у которых не больше 3 этажей. Не так часто можно встретить этот тип паркингов, не каждое малоэтажное здание подойдет для этого.
Сложности при строительстве паркинга
Организация паркингов – быстро растущее и привлекательное для инвестиций направление в строительстве. При правильном подходе парковочные комплексы окупаются намного быстрее жилых домов и торговых площадей. К тому же потребность в парковочных местах с каждым годом растет. Но не всё так просто, как может показаться со стороны.
Внешне паркинг наземный или подземный не выглядит сложным строением. А на самом деле, объем работ, необходимых для строительства паркинга, будет почти такой же, как для возведения жилого дома или другого капитального объекта. Составление проектной документации, получение разрешений и допусков, непосредственно строительные работы – все это требует участия большой команды профессионалов. Ошибки при проектировании или строительстве могут слишком дорого стоить, обнуляя в итоге вложенные инвестиции.
У каждого типа паркинга есть свои нюансы и сложности при возведении. Например, одна из сложностей в строительстве наземных конструкций – вопрос экологии. Там, где концентрация машин большая, окружающее пространство может страдать от загрязнений и загазованности. Именно по этой причине может быть ограничено число возможных уровней наземного паркинга. Помимо этой проблемы, нужно решить и стандартные технические проблемы, общие для всех категорий паркингов:
Существенно сложнее и дороже обходится строительство подземных паркингов. Их специфические проблемы – гидроизоляция, вентиляция, контроль загазованности, перебои со связью. Больше требований предъявляется к организации освещения и оборудованию внутреннего пространства. Значительно сложнее спроектировать въезды и выезды. Чем глубже залегает паркинг, тем дороже он обойдется, но чаще всего число уровней не превышает трех. Глубина строительства, в том числе, ограничивается законодательством.
Комбинированный тип паркингов сочетает в себе все преимущества своих наземных и подземных собратьев. А парковки на крышах зданий открывают новую страницу вопросов для проектировщика: расчет максимальной нагрузки на крышу здания, организация шумоизоляции, грамотный пристрой въездов и выездов. И это только то, что лежит на поверхности.
После окончания строительных работ паркинг нуждается в обслуживании и своевременном ремонте. Однако несмотря на все перечисленные сложности, организация парковочных комплексов в итоге выгодна всем: желающим заработать инвесторам, автолюбителям с вечной проблемой «где припарковаться» и даже просто горожанам, которые устали от количества припаркованных на улицах машин. Современные с умом организованные паркинги помогут городам справиться с ростом числа автомобилей.
© 2007-2021 НПС-Автоматика
All right reserved
Карта сайта
Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД
Последнее обновление: 31.10.2020
Комментариев нет
Материалом этой статьи начинается серия публикаций «Остановка и стоянка» по соответствующей теме. Постепенно будут рассмотрены, так сказать, «общие» вопросы, касающиеся этой темы, остановка и стоянка ТС в населенных пунктах и вне оных, а также остановка и стоянка ТС на проезжей части и стоянка во дворах.
Требования правил дорожного движения, регламентирующие остановку и стоянку транспортных средств, находятся в разделе 12 ПДД «Остановка и стоянка». За нарушение этих требований в КоАП РФ предусмотрены немалые штрафы, включая эвакуацию ТС на штраф.стоянку.
Поэтому, есть большой смысл разобраться в этих требованиях, чтобы в дальнейшем (по возможности) исключить из своей практики их нарушение.
Прежде чем приступить к рассмотрению требований раздела 12 ПДД необходимо понять различие в определениях терминов «остановка», «вынужденная остановка» и «стоянка». Они приведены в пункте 1.2 ПДД.
«Остановка» в ПДД — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, или на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Вынужденная остановка» в ПДД — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Еще существует такое неофициальное понятие как технологическая остановка. К ней относится остановка для выполнения требований сигналов светофора, регулировщика, предоставления преимущества другим участникам движения, из-за затора и т.д.
Т.е. это, так называемая остановка ТС в процессе движения, вызванная необходимостью выполнить требования ПДД. Подобная (технологическая) остановка транспортного средства не имеет никакого отношения к юридическому смыслу термина «Остановка», указанному выше.
«Стоянка» в ПДД — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
И «Стоянка» и «Остановка» подразумевают преднамеренное прекращение движения. Что это означает?
Преднамеренное прекращение движения — это такое, когда оно производится по желанию водителя, а не вследствие причин, указанных в определении «вынужденная остановка», и не вследствие причин, относящихся к технологическим остановкам. Другими словами, у водителя есть намерение (желание) прекратить движение для каких-то целей.
Остановка отличается от стоянки временем неподвижного состояния ТС: до 5 минут — это остановка, свыше 5 минут — стоянка.
Формально, остановка обязательно связана с посадкой или высадкой пассажиров, или погрузкой (разгрузкой) ТС. Но если вы, остановив в соответствии с разделом 12 ПДД свой автомобиль, не покидаете салон и не ждете пассажира, то на время до 5 минут «обездвиженность» все равно считается остановкой.
Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 минут также может считаться остановкой, а не стоянкой, если оно связано с непрерывной посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или разгрузкой ТС.
Стоянка или Парковка. Отличия
В чем различия понятий «Парковка» и «Стоянка»?
Понятие «Парковка» ввели в ПДД в 2013 году. Его полное название: Парковка (парковочное место). Примерно в это же время начали повсеместно вводить плату за стоянку транспортных средств на улицах населенных пунктов.
Одновременно было изменено название знака 6.4: из «Место стоянки» его переименовали в «Парковка (парковочное место)». Общий смысл и значение знака 6.4 от этого не изменились.
Непосредственно термин «Парковка (парковочное место)» имеет объемное описание (пункт 1.2 ПДД), но прежде всего оно означает организованное место для стоянки транспортных средств на платной или бесплатной основе.
Что интересно, парковка, как таковая (т.е. место, территория), по решению владельца дороги может быть организована в местах, где обустройство противоречит ПДД, например, под мостом (эстакадой), путепроводом и пр., но не будет мешать общему движению транспорта. Это делается в целях «эффективного» использования полезного пространства.
Значение слова «Парковка» также справедливо для выражений типа «Мне нужно припарковаться (или поставить автомобиль на парковку)». Например, есть высказывание парковка автомобиля параллельно тротуару, или парковка под углом к дороге.
В данном контексте под «парковкой» понимается ряд действий, в результате которых автомобиль размещается необходимым способом на месте, выбранном водителем для остановки или стоянки.
Под высказываниями подобного типа следует понимать: «поставить автомобиль определенным способом на стоянку» или «подъехать к краю проезжей части для остановки» — так более правильно, хотя, «парковка» — звучит и проговаривается короче.
Более того, за нарушение правил постановки своего автомобиля на стоянку или за остановку в запрещенном для этого месте, штрафы назначаются именно за «неправильную» стоянку или остановку, а никак не за парковку автомобиля. Данные различия хоть и незначительные, но их нужно понимать.
Вот, собственно, и вся разница между «Парковкой» и «Стоянкой»: стоянка в ПДД — это действие, а парковка в ПДД — это место.
Требования, предъявляемые ПДД к постановке транспортного средства на стоянку или к выполнению остановки в разных дорожных обстоятельствах, последовательно будут рассмотрены в следующих публикациях данной серии.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 31.10.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.