Автор говорит что потребности людей имеют объективный и вместе
Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.
Что такое потребности
Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.
По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.
По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.
Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.
Основные признаки
В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:
Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.
Значение в жизни человека
Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.
Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.
Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.
Психологическая структура потребностей
Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.
В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.
Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.
Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.
Развитие потребности
Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:
Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.
Виды потребностей
В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.
Биологические потребности
Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:
Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.
Материальные потребности
Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.
Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:
Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.
Социальные потребности
Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.
В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:
Таким образом, группа социальных потребностей сохраняется с человеком всю его жизнь. Например, вряд ли хоть один индивид сможет прожить в полной изоляции и отсутствии общения.
Духовные потребности
Потребности человека также бывают духовными. Что это значит? Во-первых, они носят фундаментальный характер. То есть они формируют нашу личность и наше мировоззрение. Во-вторых, духовные потребности связаны с тем, как мы воспринимаем себя и окружающий нас мир. Проще говоря, духовные желания нашей личности связаны с чувством эстетики и восторга.
В структуру этой группы входят следующие виды потребностей:
Таким образом, можно сказать, что они олицетворяют душевную гармонию человека с самим собой. То есть это те желания, которые делают человека счастливее.
Дополнительные виды потребностей
Однако в настоящий момент выделяются и иные виды необходимых для человека элементов. Их называют также «вторичные потребности». Потому что они у каждого человека разные. Более того, они могут в принципе не возникнуть у личности. Давайте разберемся с основными.
Потребность в движении
По своей сути потребность в движении – это тип биологической потребности. В действительности без движения тело человека атрофируется. Оно становится не жизнеспособным. Поэтому, находясь без движения, человеку грозит то, что он не сможет удовлетворить ни одно свое желание.
Власть как потребность
Такая жизненная необходимость носит индивидуальный и конкретных характер. Поэтому она может присутствовать не у всех людей. То есть желание власти представляет собой следствие сложившихся устоев личности.
Наверняка, вы не раз думали, что кому-то из ваших знакомых непременно нужно быть руководителем. Или же, наоборот, считали, что человек слишком жесток. Потому что он хочет доминировать над окружающими. Это и есть та самая необходимость во власти. Что она может в себя включать:
Безопасность
Это желание также рассматривается как первичные потребности человека. Такая необходимость присуща не только людям, но также и животным. Например, для нормальной жизни каждый человек должен чувствовать себя в безопасности. То есть он должен иметь дом, крышу над головой, а также определенный достаток, который позволит обеспечить себе жизнь.
Существует точка зрения, в которой потребность в безопасности рассматривается как одна из фундаментальных. И это, действительно, верная позиция. То есть такая необходимость обосновывается физиологическими и инстинктивными причинами.
Достижение результатов
Этот жизненный ориентир также зависит от конкретной личности. Есть так называемые люди –завоеватели, карьеристы. Чтобы чувствовать себя полноценно и гармонично, им необходимо постоянно чего-то добиваться. Например, ставить цель в получении повышения на работе и упорно к ней идти.
Потребность в зависимости от другого
Это больше эмоциональная прихоть, а не физиологическая. Несмотря на то, что основана она как раз таки на инстинктах.
Так, человек – это живое существо, которому свойственно задумываться о продолжении своего рода. Поэтому из-за социальной характеристики каждого индивида, возникает необходимость в тесных социальных и эмоциональных связях.
Достаточно часто в практике встречают случаи, когда человек чувствует себя неполноценным по нескольким причинам. Во-первых, у него нет партнера и так называемых любовных отношений. Во-вторых, он не может реализовать свои чувства (нежность, доброту, заботу, любовь и др.).
Свобода
Что входит в эту потребность человека:
Свобода в отношениях (возможность свободного выбора окружения)
Духовная свобода (свобода выбора профессии, образования, веры религии)
Свобода в передвижении (возможность путешествовать, менять дом)
Показательный пример необходимости в свободе – это самоизоляция, произошедшая в марте 2020 года. После нахождения в четырех стенах и невозможности свободно перемещаться, особенно в Москве, у многих возникли первые стадии депрессии. Более того, на приемах у специалистов произошел приток людей, страдающих от расстройств, которые усугубились из-за изоляции от внешнего мира.
Почему важно разделять ваши потребности и хотелки
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, чем потребности отличаются от желаний.
Потребности | Желания |
---|---|
1. Потребности всегда конструктивны. Ваши потребности всегда говорят о важности, необходимости для вашего нормального функционирования и жизни; 2. Потребности носят глубинный и фундаментальный характер; 3. Также они позволяют найти гармонию с самим собой. | 1. Они деструктивные. То есть желания могут навредить развитию личности и жизни. например, наркомания – это «хотелка», а не потребность; 2. Желания могут быть навязаны другими людьми; 3. Также желания могут носить поверхностный характер. То есть они не будут удовлетворять вашим истинным потребностям. |
Сравнение потребностей и желаний человека
Давайте разберем на конкретном примере. Так, у вас есть квартира, в которой вы живете. При этом, вы хотите купить дачу. Но денег на нее нет. Из-за этого вы раздражаетесь и злитесь на себя. В данном случае покупка дачи – это желание. Наоборот, если жить вам негде, то приобретение жилья – это потребность.
Так почему же важно их различать? Во-первых, так вы сможете правильно распределять свою энергию и деятельность. Во-вторых, это поможет вам лучше познать себя и других людей. В-третьих, позволит верно расставлять приоритеты.
Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите
На самом деле мы уже указали, какими способами можно это различить. Но чтобы вам было проще, вы можете задать себе следующие вопросы:
Теории о потребностях
В теории психологии выработаны и рассмотрены множество классификаций потребностей. По-другому они называются – теории о потребностях. В настоящий момент их смысл сводится к разделению потребностей по различным основаниям. Любая из теорий может показаться вам довольно абсурдной, однако все собранные здесь являются основными в теории психологии. Давайте отбросим предрассудки и объективно посмотрим на каждую. Наверняка, вы встречались хотя бы с одной из них.
Самая известная теория – Пирамида Маслоу
Данная теория является основополагающей для многих отраслей знаний. Ее рассматривают в рамках медицины, психологии, юриспруденции. Данная теория стала вполне конформистской и общепринятой в социуме. Но что она собой представляет? Давайте разбираться:
Первичные потребности
По теории Абрахама Маслоу, первичные потребности это те, которые связаны с физиологией человека. К ним относят следующие потребности:
Вторичные потребности
К вторичным потребностям как раз-таки относятся социальные, духовные и иные виды. Они означают, что их удовлетворение возможно только после удовлетворения базовых (первичных). Что к ним можно отнести:
Теория Альдерфера
Теория данного ученого исходит из аналогичных позиций. Однако является более конкретизированной. Она выделяет три группы возможных потребностей человека. Давайте рассмотрим каждую из них.
Логично, что к данному виду относятся те желания, которые составляют основу человеческого существования и жизни. Так, к ним будут относиться: сон, еда, вода, безопасность. Проще говоря, это те же биологические потребности, или первичные по теории Маслоу
Простыми словами, это необходимость в социальных связях (социализации) и общении. Помимо этого, в данную группа Альдерфер относит и «высокие» (духовные) потребности – самореализация, власть, творчество и другие.
Такая группа больше связана с факультативными, или же дополнительными стремлениями человека, которые мы рассмотрели ранее. Например, к этой группе могут относиться стремления человека к саморазвитию, самообучению и образованию.
Теория Фромма
Эрих Фромм – известный ученый-психолог. Он посвятил свою жизнь изучению человеческой личности. Поэтому в его трудах также моно встретить теории о стремлениях человека. Они разделяются на пять основных категорий.
Группа | Содержание |
---|---|
Установление связей | В данной группе потребностей Фромм подразумевает, что каждый человек своей целью видит выстраивание социальных связей и контактов с другими людьми. Например, дружба или построение семьи. |
Преодоление | По теории Фромма каждый человек – это изначально животное, а только потом личность. Поэтому основная потребность людей – это преодоление своих животных инстинктов. |
Корни | Человек – существо социальное. Следовательно, каждый хочет ощущать себя частью мира, общества, небольшой группы. Каждый стремиться оставить после себя определенного рода «наследие». |
Идентичность | По-другому – самоидентификация. То есть каждая личность стремиться не быть похожей на остальных. В процессе роста и жизни каждый пытается идентифицировать себя среди миллиардов других людей. |
Система взглядов | Вся жизнь человека – это потребность в построении собственных идеалов, устоев и ценностей. |
Теория Эриха Фромма о потребностях человека
Как мы видим, Фромм исходит больше с психологической точки зрения и внутреннего содержания личности. Другими совами, Фромм выделил особые психологические потребности человека.
Отличаются ли потребности человека от потребностей животных
Вопрос достаточно частый. Но ответ на него однозначный – да, отличаются. Для животных характерны базовые, инстинктивные стремления. У животных нет стремлений к власти, самореализации. Их жизнь сосредоточена на физиологических потребностях. Поэтому только человеку свойственны социальные стремления – любовь, дружба, карьера, социализация.
Потребность и мотив.
Потребность и мотив. Функции мотивов. Специфика мотивационной сферы человека.
Что побуждает человека действовать? А почему именно так человек решил действовать? Что вообще является деятельностью, потребностью и мотивом?
На эти вопросы я постараюсь дать ответы исходя от концепция деятельности А.Н.Леонтьева и его полемики с С.Л.Рубинштейн.
Особенности потребности. Первая особенность выделяется А.Н.Леонтьевым.
При рождении организм рассчитан на потребление. Он должен что-то потреблять для своей жизни и развития. Как правило это что-то находится вне организма и условно можно назвать Благом. Благо стоит понимать в широком смысле как природные(физиологические), социальные, личные потребности. Пример, потребность в еде, общении, эмоциональной близосте, решение какаих-то проблем. В организме переодически возникают состояния внутреннего напряжения, которое создает активность и состояние “Поиска”, для редукции напряжения. В ходе поисковой активности, происходит встреча потребности с ее предметом. Что получило название “Опредмечивание потребности”. В элементарных своих формах он известен как «механизм импринтинга» (т. е. запечатления).
Леонтьев высказывается, что потребность, есть нужда. Нужда это конечно проявление потребности, но актуальное. То есть крайнее проявление потребности. Пример, у меня социальная потребность в общении. я каждый день езжу, на работу и учебу, где эту потребность регулярно удовлетворяю. Но вдруг я заболел и меня на 2 недели изолировали, где я не могу не с кем общаться, или этого общения крайне мало. И вот уже через неделю я испытываю состояние Нужды(дефицита благ), тоесть крайнее проявлении потребности, из-за недостатка общения. Исходя из этого мы можем сказать что у потребности есть обем.
Объем потребности– есть количество благ, необходимое для её удовлетворения. Объем постоянный, который существует всегда и актуальный, который например можно переживать при дефиците благ.
Вторую особенность вводит С.Л.Рубинштейн.
Эмоция – это психическое отражение актуального состояния потребности.
С.Л.Рубинштейн рассуждал так “Говорить о потребности как о нужде мог бы даже биолог, психолог начинает анализ тогда, когда потребности представлены психически. “
То Есть эмоции выступают неким индикатором того в каком состоянии находится потребность. Если потребность не удовлетворена, то возникает состояние фрустрации, если удовлетворена, то позитивное эмоциональное состояние.
Чтобы возникла эмоция нужна неудовлетворенная потребность и информация чтобы её удовлетворить. Если информации для удовлетворения недостаточно возникает негативная эмоция, если в избытке – позитивная. Эмоции могут быть представлены в психике косвенно, особенно если речь идет о личности. Потому что потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут заведомо отличаться от тех, которые проникают в сознание и в психику.
Теперь мы можем дать определение потребности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.
Ранее я говорил о опредмечивании потребности. Давайте разберем что это такое.
Само слово пришло из теории деятельности А.Н.Леонтьева. Допустим есть потребность у новорожденного ребенка. Он издает громкий звук(плач) тем самым эмоционально выражает потребность, но в чем конкретно эта потребность пока не ясно. Это может быть дискомфорт от пеленания, жарко, холодно, потребность в еде.
Значит, есть такие состояния, когда потребность есть, а предмета ее удовлетворяющего нет. Активность есть, но она хаотична и не направлена.
Ребенок получает еду, или ему меняют подгузник. В какой-то момент потребность опредмечивается и происходят изменения в поведении которые можно разделить на до и после:
1. Общая ненаправленная активность
Я сменил место работы и понял что мне нужна машина чтобы было удобнее. Какую машину хочу или могу позволить,еще не знаю. Потребность в машине создаст во мне активность которая будет не направлена. Я буду смотреть машины на разных ресурсах, собирать информацию в разных источниках.
1. Активность приобретает направление = деятельность
Я понял какую машину хочу(цвет, марка, сумма, ездовые качества). Моя активность будет теперь направлена на приобретении именно этой машины
2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей
Так как я не знаю какую машину хочу и так не знаю где ее хочу, то спектр возможности где ее купить, огромный. Сайты, знакомые, магазины и.д.)
2. Резкое сужение возможных благ
Я выбрал какую машину и где я ее буду покупать(друг, знакомый, сайт, магазин)
3. Наличие фрустрации
Так как я еще не знаю какую и где машину хочу купить, то при наличии потребности и нехватки информации о ней приводит к негативному эмоциональному состоянию(П.В.Симонов)
3. Аффективное закрепление предмета потребности
Купил машину, счастлив. Езжу на работу с удовольствием.
Соединяем все три характеристики и даем понятие мотива.
Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность. Леонтьев отказывался рассматривать субъективную эмоциональную сторону деятельности у животных, поэтому третью характеристику опускает и говорит, что мотив это предмет потребности и предмет деятельности.
Мотив находится как на пересечении потребностной сферы и сферы направленной активности. П-М-Д. У мотива 2 функции:
Мотив наделяет смыслами выполняемые нами действия и даже условия деятельности.
С помощью смыслообразования можно повысить продуктивность действий. Допустим возьмем вечный огонь как символ памяти народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. Если поставить солдата просто стоять по стойке смирно целый час, то солдату будет тяжело стоять смирно все это время, но если ему объяснить важность и честь выпавшей ему доли, то этот смысл для него будет иметь сильную мотивацию.
Специфика(строение) мотивационной сферы человека.
Теперь, когды мы знакомы с понятиями потребности и мотива. Пришло время поговорить о строении мотивационной сферы человека.
Эксперимент “горькой конфеты” когда мотивов два и они рядоположны, в какой-то момент один из мотивов победил другой, став ведущим. Вот эта иерархия мотивов и есть ядро личности.
А вот как строится эта структура, есть три ответа.
Проблема выделения базовой мотивации.
По нему мотив побуждение имеет внутренний источник, содержится в самом субъекте.
В инстинкте есть три стороны:
Познавательная. Избирательности восприятия,например, при опоздании человек будет воспринимать мир искаженно видеть во всем и всех помеху на своем пути)
Эмоциональный импульс. Мак-Дауголл называет ядром инстинкта. Например, внутри любознательности лежит эмоциональная реакция удивления
Готовность к действию. Наличие механизмов, средств для удовлетворения инстинкта
Избирательности восприятия → Эмоциональная реакция → Действие
Базовая потребность не анализируется далее, она первична. А когда потребность вторична она будет производной.
Аналогичные теории из известных теорий – это классический бихевиоризм. Он не занимается мотивацией, но всё-таки представление о ней имеется и оно приблизительно как у Мак-Дауголла. Первичная мотивация называется драйвом обеспечивающим научение.
Сюда же классика психоанализа.
Последней причиной объяснения поведения у Фрейда является либидозное поведение,для Адлера – социальное чувство, для Юнга таким элементом бессознательного является архетип.
Иногда в педагогических учебниках различают инстинкты как низшие а потребности как высшие. Но для психолога это бессмысленно, так как все потребности могут быть представлены на разных уровнях. Драйвы, либидозную энергию, социальное чувство нельзя считать чем-то низшим, это базовая мотивация, которой не даём оценок
Выделение ситуативной мотивации.
Вот лежат на столе фрукты в пакете, они попадая в мой фокус имеют определенную значимость для меня, положительную или отрицательную валентность. Но если кто-то помоет фрукты и положит их в красивую вазу, то положительная валентность у меня повысится. Это называется поведение в мотивационном поле, предметы окружения это потенциальные мотивы.
Касается непроизвольного запоминания. В течение получаса испытуемые выполняют 15-20 элементарных заданий (нарисовать, слепить, спички на плоскости). Экспериментатор выполнение некоторых задания прерывала на самом интересном месте. В общем, спустя полчаса испытуемый какие-то задания выполнил, а какие-то были прерваны. В конце испытуемого спрашивают какие были задания. И тут проявляется эффект Зейгарник – содержание прерванных действий непроизвольно запоминается лучше, чем тех, которые были выполнены. Действие осталось незавершенным, ситуативная мотивация (квазипотребность) неудовлетворенна.
Выделение мотивов по способу их удовлетворения.
Тут ответ Связан с гуманистической психологией.Тут как минимум три имени – Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.
Гордон Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребности.
Абрахам Маслоу становится известным по своей пирамиде. На ней обычно рисуют пять уровней, на самом деле их семь. Внизу физиологические нужды, а на самом вверху потребность в развитии. Так вот по мере прохождения всех уровней пирамиды по Маслоу произойдет личностный рост.
Все эти семь потребностей Маслоу считает фундаментальными. Правило такое: каждая новая потребность появится тогда, когда будет удовлетворена предыдущая.
● Первые два уровня пирамиды относятся к природным, физиологические продолжаются потребностью в безопасности. Если человек хочет спать очень сильно, то он может пренебречь чувством безопасности и уснуть так где это может ему навредить, социально или даже физически.
● Третий и четвертый нередко объединяют вместе, они относятся к социальному слою, это потребность в принадлежности социальному целому принадлежности группе, своей семье, своему обществу.
● Четвертая – потребность в самоуважении(принятии, быть замеченным). Общество оценивает мотивы, но не стоящие за ними потребности. Допустим человек занимаетсяч волонтерством и общество хорошо оценивает такой мотив, но стоящая за ним потребность человека может быть в том что ему просто нравится девушка в этой организации.
Роджерс тут скажет, Есть потребность, особое эмоциональное состояние эмпатия – могу понять себя, через переживания других, сопереживание мыслям и чувствам другого человека, познание самого себя имеет условием познание других людей.
Специфика потребностей человека.
Потребности человека можно искать двумя путями – 1. По содержанию. 2. По способу удовлетворения.Обычно идут по 1 пути, покажем что он тупиковый. Ищем по содержанию. Когда-то собственно человеческой называли потребность в общении, но это не так у животных тоже есть такая. Когда-то считали таковой познавательную потребность, но сегодня узнали что детенышу обезьяны увидеть нечто новое это более сильное безусловное подкрепление, чем даже пищевое. Эстетическим потребностям тоже есть место в филогенезе. У каждого организма есть стремление жить и развиваться. И тогда догадаемся, если мы идём по пути содержания потребности то будем вынуждены назвать собственно человеческими такие потребности, когда человек наносит себе вред (когда лишен в потребностях биологического смысла). Животное никогда не нанесет вреда своему виду.
Потребности человека могут быть любыми, но удовлетворяются они с помощью культурных средств. Маркс: «Голод есть голод, но голод, который удовлетворяется с помощью ножа и вилки – совсем не тот, который удовлетворяется с помощью клыков и когтей».
Потребность проверяем на человечность когда есть дефицит благ. Привык к каким-то благам, а эти блага отобрали. И тут происходит процесс разделяющий на до и после.
Хочу привести тут такой пример. Есть потребность в поддержании физической формы. Человек привык ее удовлетворить с помощью фитнес центра и тренажерного зала. Но тут в силу жизненных обстоятельств человек не может посещать больше этот зал. Происходит распредмечивание потребности что создает ненаправленную активность. То Есть человек начинает искать и перебирать внутренне как и внешне варианты для того чтобы удовлетворить потребность в физической формы.
В этих условиях потребность сохраняет человеческий характер. Удовлетворяя потребность в обычной физической активности человек все равно использует некие культурные средства. Даже обычный бег все равно подразумевает хотя бы беговые кроссовки. Потребности человека могут быть любыми, но удовлетворяются они с помощью культурных средств.
Любая потребность может быть представлена на природном, социальном и личностном уровнях. Возьмем такую потребность как сон.
Больше интересных статей здесь: Психология.