Автор указывает что кризис можно сделать менее болезненным
Великая депрессия (1929–1932 гг.)
Тест.
Что отличает товарное производство от натурального?
1) используются машины и оборудование;
2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции;
3) продукция производится для продажи;
4) существует разделение труда.
2. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:
1) национальный доход;
2) валовой внутренний продукт;
3) производительность труда;
Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) сырье, не включенное в производство;
2) действующие на производстве машины;
3) квалифицированная рабочая сила;
4) топливо, стоящее на подъездных путях.
4. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:
1) безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных возможностей;
2) изменчивостью человеческих потребностей;
3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов;
4) ограниченностью природных ресурсов.
5. Понятие «экономика» первоначально обозначало:
1) управление сельским поместьем;
2) искусство ведения домашнего хозяйства;
3) обмен результатами труда;
4) денежное обращение.
Верны ли суждения?
1. А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.
Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2. А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.
Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Какие ответы правильные?
Что относится к капиталу как к фактору производства?
2) квалифицированные работники;
Исправьте ошибки в тексте.
Экономический рост – это краткосрочное (1) увеличение номинального (2) и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения (3). Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет (4).
Какое слово пропущено?
______________ – это то, что получается в результате производства и предназначено для продажи с целью потребления или дальнейшей переработки.
Исключите лишнее.
Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.
Подъем, спад, депрессия, рост, оживление.
9. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:
1) строительные машины; А. Земля.
2) каменный уголь; Б. Капитал.
Работа с текстом.
Великая депрессия (1929–1932 гг.)
Рыночная экономика развивается циклически. Подъем сменяется спадом, кризисом, кризис, в свою очередь, – оживлением, последнее – подъемом и так далее. Кризис можно сделать менее болезненным, но избежать его было невозможно в условиях рыночного хозяйства. Почему данный кризис оказался таким глубоким и длительным?
В значительной мере это было следствием удара, нанесенного мировому хозяйству войной и действиями держав-победительниц после нее. Традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами. Война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики, но именно оно оказалось весьма хрупким. В 20-е годы американская промышленность, растущая как на дрожжах, перешла на технологии массового производства, основанные на использовании поточных методов, конвейера. Но потребление отнюдь не стало массовым. Распределение национального дохода было крайне неравномерным. Зарплата едва выросла, а прибыли корпораций утроились. Богачи стали богаче, покупали роскошные особняки, лимузины и яхты, но они не могли заменить массового потребителя. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США. На Нью-Йоркской фондовой бирже – крупнейшей в мире – воцарилась в 20-е годы невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Все стремились купить акции лишь для того, чтобы затем их перепродать. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение. В «черный вторник» 29 октября 1929 года падение курсов акций обернулось потерей 10 миллиардов долларов. С этого момента зашаталась вся финансовая система США, а с ней и финансы остального мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейцам, Германия прекратила платить репарации, Англия и Франция – долги. Банки становились неплатежеспособными, прекращали денежные операции. Денег в обращении становилось все меньше, а экономическая активность – все ниже.
Правительства западных стран оказались совершенно не подготовленными к такому развитию событий, так как в обществе господствовало представление о том, что вмешательство государства в естественный ход событий не нужно и даже пагубно для экономики.
Кризис ударил и по государственным финансам: налоговые поступления стали сокращаться, появился дефицит бюджета. Все правительства начали дружно сокращать расходы, увольняя служащих, экономя на социальных затратах. Эти действия усугубляли кризис.
Кризис был мировым, и было бы естественно, если бы правительства попытались скоординировать свои действия. Однако произошло как раз наоборот – каждое государство, стремясь отгородиться от этого бедствия, на свой страх и риск возводило новые таможенные барьеры. В итоге мировая торговля упала втрое, усугубив перепроизводство в каждой из стран.
(Кредер А. А. Новейшая история. XX век: учеб. для основной школы. – М., 1996. – С. 83–85.)
1) Каковы особенности экономического кризиса 1929–1932 гг.?
2) Почему этот кризис оказался столь разрушительным и длительным?
3) Каковы его социально-экономические последствия?
4) Автор указывает, что кризис можно сделать менее болезненным. Как вы думаете, можно ли было этого достичь в тех условиях?
Предложите собственные варианты решения проблемы.
Исправьте ошибки в тексте.
Класс
Контроль темы№1 «эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»
Словарная работа.
Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.
№ п/п | Понятие | Буквен. обозн. | Определение понятия |
Экономический рост | А | труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность | |
Индекс человеческого развития | Б | состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема) | |
Экстенсивный рост | В | это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики | |
Факторы производства | Г | средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни | |
Интенсивный рост | Д | это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП | |
Экономическое развитие | Е | резкое падение производства | |
Экономический цикл | Ж | это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны | |
Экономический кризис | З | увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов | |
ЧНП – чистый национальный продукт | И | совокупность предметов труда, то есть того, из чего производят материальные блага, и средств труда, то есть того, чем или с помощью чего они производятся | |
Принцип рациональности | К | суммарный объем всех произведенных в стране за определенный период, чаще всего за год, конечных товаров и услуг, вычисленных в денежном выражении (то есть валовой национальный внутренний продукт), за исключением амортизации основных средств | |
Средства производства | Л | увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности | |
ЧНП – чистый национальный продукт | И | совокупность предметов труда, то есть того, из чего производят материальные блага, и средств труда, то есть того, чем или с помощью чего они производятся | |
Принцип рациональности | К | суммарный объем всех произведенных в стране за определенный период, чаще всего за год, конечных товаров и услуг, вычисленных в денежном выражении (то есть валовой национальный внутренний продукт), за исключением амортизации основных средств | |
Средства производства | Л | увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности | |
М | принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов |
Тест.
1. Что отличает товарное производство от натурального?
1) используются машины и оборудование;
2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции;
3) продукция производится для продажи;
4) существует разделение труда.
2. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:
1) национальный доход;
2) валовой внутренний продукт;
3) производительность труда;
3. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) сырье, не включенное в производство;
2) действующие на производстве машины;
3) квалифицированная рабочая сила;
4) топливо, стоящее на подъездных путях.
4. Существование проблемы экономического выбора обусловлено:
1) безграничностью человеческих потребностей и ограниченностью производственных возможностей;
2) изменчивостью человеческих потребностей;
3) безграничностью производственных возможностей и ограниченностью трудовых ресурсов;
4) ограниченностью природных ресурсов.
5. Понятие «экономика» первоначально обозначало:
1) управление сельским поместьем;
2) искусство ведения домашнего хозяйства;
3) обмен результатами труда;
4) денежное обращение.
3. Верны ли суждения?
1. А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.
Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2. А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.
Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Какие ответы правильные?
Что относится к капиталу как к фактору производства?
2) квалифицированные работники;
Исправьте ошибки в тексте.
Экономический рост – это краткосрочное (1) увеличение номинального (2) и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения (3). Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет (4).
7. Какое слово пропущено?
______________ – это то, что получается в результате производства и предназначено для продажи с целью потребления или дальнейшей переработки.
Исключите лишнее.
Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.
Подъем, спад, депрессия, рост, оживление.
9. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:
1) строительные машины; А. Земля.
2) каменный уголь; Б. Капитал.
Работа с текстом.
Великая депрессия (1929–1932 гг.)
Рыночная экономика развивается циклически. Подъем сменяется спадом, кризисом, кризис, в свою очередь, – оживлением, последнее – подъемом и так далее. Кризис можно сделать менее болезненным, но избежать его было невозможно в условиях рыночного хозяйства. Почему данный кризис оказался таким глубоким и длительным?
В значительной мере это было следствием удара, нанесенного мировому хозяйству войной и действиями держав-победительниц после нее. Традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами. Война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики, но именно оно оказалось весьма хрупким. В 20-е годы американская промышленность, растущая как на дрожжах, перешла на технологии массового производства, основанные на использовании поточных методов, конвейера. Но потребление отнюдь не стало массовым. Распределение национального дохода было крайне неравномерным. Зарплата едва выросла, а прибыли корпораций утроились. Богачи стали богаче, покупали роскошные особняки, лимузины и яхты, но они не могли заменить массового потребителя. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США. На Нью-Йоркской фондовой бирже – крупнейшей в мире – воцарилась в 20-е годы невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Все стремились купить акции лишь для того, чтобы затем их перепродать. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение. В «черный вторник» 29 октября 1929 года падение курсов акций обернулось потерей 10 миллиардов долларов. С этого момента зашаталась вся финансовая система США, а с ней и финансы остального мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейцам, Германия прекратила платить репарации, Англия и Франция – долги. Банки становились неплатежеспособными, прекращали денежные операции. Денег в обращении становилось все меньше, а экономическая активность – все ниже.
Правительства западных стран оказались совершенно не подготовленными к такому развитию событий, так как в обществе господствовало представление о том, что вмешательство государства в естественный ход событий не нужно и даже пагубно для экономики.
Кризис ударил и по государственным финансам: налоговые поступления стали сокращаться, появился дефицит бюджета. Все правительства начали дружно сокращать расходы, увольняя служащих, экономя на социальных затратах. Эти действия усугубляли кризис.
Кризис был мировым, и было бы естественно, если бы правительства попытались скоординировать свои действия. Однако произошло как раз наоборот – каждое государство, стремясь отгородиться от этого бедствия, на свой страх и риск возводило новые таможенные барьеры. В итоге мировая торговля упала втрое, усугубив перепроизводство в каждой из стран.
(Кредер А. А. Новейшая история. XX век: учеб. для основной школы. – М., 1996. – С. 83–85.)
1) Каковы особенности экономического кризиса 1929–1932 гг.?
2) Почему этот кризис оказался столь разрушительным и длительным?
3) Каковы его социально-экономические последствия?
4) Автор указывает, что кризис можно сделать менее болезненным. Как вы думаете, можно ли было этого достичь в тех условиях?
Предложите собственные варианты решения проблемы.
Класс(экземпляр учителя)
Контроль темы№1 «эКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ»
Задание №1 Словарная работа
Ж | Г | З | А | Л | В | ДБ | Е | К | М | И |
Задание № 2 Тестирование
Задание №3 –Верны ли суждения
Задание №4 – Какие ответы правильные
Задание №5 –Исправь ошибки в тексте
3 – с учетом ВВП на душу населения;
4 – текущего и предыдущего годов.
Задание № 6-Дополни схему
3. способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства жизненных благ.
4. производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ.
Задание №7- Какое слово пропущено
Задание №8 – Исключите лишнее
Ответ: 1) рост; 2) экономический цикл.
Задание №9- Установите соответствие
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Б | А | А | В | Б |
Задание №10-
1) глубина и длительность, масштаб, тяжесть последствий во всех сферах общественной жизни как для отдельных стран, так и для мировой экономики в целом.
а) следствие удара, нанесенного мировому хозяйству первой мировой войной, и дальнейшие действия держав-победительниц после нее; нарушение традиционных хозяйственных связей, перегруженность долговыми обязательствами мировой экономики;
б) превращение США в мирового кредитора и зависимость мировой экономики от благополучия американской экономики;
в) неподготовленность правительств западных стран к решению внутренних проблем;
г) отрицательное отношение обществ различных стран к идее вмешательства государства в экономику;
д) узконациональная политика государств в условиях мирового кризиса;
е) сокращение мировой торговли.
а) кризис перепроизводства в США – переход к технологии массового производства;
б) превышение совокупного предложения возможностей совокупного спроса (отсутствие массового потребления в условиях массового производства);
в) неравномерное распределение национального дохода медленно увеличивало число потенциальных потребителей;
г) неустойчивость финансовой системы США, спекуляции на фондовом рынке.
а) обрушение мировой финансовой системы;
б) неплатежеспособность банков, потеря вкладов отдельных граждан и государств;
в) сокращение денег в обращении, инфляция;
г) снижение экономической активности;
д) сокращение налоговых поступлений, появление дефицита бюджета в государствах;
е) массовые увольнения, безработица;
ж) сокращение социальных затрат правительствами.
4) Варианты решения проблемы:
– вмешательство государства в экономику для снятия социальной напряженности;
– совместное координирование действий правительств различных стран для преодоления социально-экономических последствий кризиса;
– увеличение рабочих мест за счет государственных вакансий;
– поддержание мировой торговли, уменьшение таможенных барьер
Наш Ильич: почему россияне ностальгируют по временам Брежнева
115 лет назад, 19 декабря 1906 года, родился Леонид Брежнев — политик, окрестивший свою эпоху «развитым» — с ударением на последний слог — социализмом. И, несмотря на популярную серию язвительных анекдотов о «суперстаром» лидере дряхлеющей сверхдержавы, современники и потомки вспоминают о нем по большей части ностальгически. Брежнев — из тех политиков, которых легко идеализировать и легко ниспровергать. И то и другое — род исторической байки. В чем секрет этого феномена и этой судьбы — разбирались «Известия».
Сын фабрикатора
Происхождение Леонида Ильича — самое что ни на есть пролетарское, как будто специально придуманное для советской энциклопедии. Впрочем, его семья никогда не относилась к неимущим. Отец будущего генерального секретаря, человек энергичный, переехал в рабочий поселок Каменское (позже — город Днепродзержинск) из села Брежнева Курской губернии, стал фабрикатором (не путать с фабрикантом) на металлургическом заводе. То есть — хорошо разбирался в производстве, дослужился до «белых воротничков», распределял задания по цехам и занимался проверкой качества продукции. Со старой фотографии на нас смотрит целеустремленный, франтоватый мужчина, чертами лица сразу напоминающий своего знаменитого сына.
Брежнев-старший не жалел сбережений на образование детей. В 1915 году Леонид поступил в гимназию, а окончил уже «единую трудовую школу» после Гражданской войны. Он решил продолжить «рабочую династию», стал учеником слесаря, но индустрия восстанавливалась медленно — и Брежнев поступил в Курский землеустроительный техникум. Однако профессия землемера показалась ему скучной. К тому же в стране наступал «великий перелом» — начало форсированного развития индустрии. Он вернулся в родные края, поступил в Каменский металлургический институт имени Арсеничева. Стал инженером-теплосиловиком, вступил в партию, работал на заводе — сперва у станка, потом в кабинете.
Студентом участвовал в самодеятельности, читал со сцены стихи, которые полюбил на всю жизнь, — Сергея Есенина, Владимира Маяковского и, как ни странно, «Сакья-Муни» бесконечно далекого от советской власти Дмитрия Мережковского (эта книжка попалась ему случайно — и вошла в репертуар). Но, как и вся страна, предпочитал все-таки Есенина, часто декламировал его в праздничные дни в дружеском кругу — до последних дней.
В Кремль через Прагу
Государственная карьера «многообещающего инженера Брежнева» (так писали о нем в заводской многотиражке) началась в 1937 году, на пике Большого террора, когда по всей стране для молодых специалистов открывались возможности быстрого карьерного роста. К началу войны он был уже секретарем Днепропетровского обкома по оборонной промышленности. Его — полкового комиссара запаса — призвали в армию в первые дни Великой Отечественной. Чаще всего, как известно, он вспоминал бои на Черном море, высадку десанта на Малую землю — плацдарм под Новороссийском. Полковник Брежнев был тогда начальником политотдела 18-й десантной армии — и свою служебную лямку тянул честно. А закончил войну в Праге в звании генерал-майора. И 24 июня 1945 года прошагал по брусчатке Красной площади на Параде Победы.
В послевоенные годы Брежнев последовательно возглавлял важнейшие для промышленности Запорожскую и Днепропетровскую области. Обе война превратила в руины. Это время оказалось ключевым для его карьеры. Если бы не справился с быстрым восстановлением индустрии — крах мог бы оказаться болезненным, а он после этого шел только на повышение, и в октябре 1952 года неожиданно для самого себя стал членом расширенного Президиума (Политбюро) ЦК. Он вошел в когорту «наследников Сталина» — и в хрущевские времена быстро обосновался на первых ролях. И наиболее тепло и велеречиво поздравлял «нашего Никиту Сергеевича» с юбилеями и наградами.
Закономерно, что именно Брежнев — бесконфликтный, мягкий — возглавил заговор против Хрущева и с помощью соратников безукоризненно провел его отставку со всех постов. В перестроечные годы немалой популярностью пользовалась версия, что партийная элита выдвинула его, потому что «бонзам» был выгоден слабый, податливый руководитель «без хребта». Пожалуй, это опрометчивая оценка. Просто никто в окружении Хрущева не обладал таким управленческим опытом: ведь Брежнев работал в четырех союзных республиках, две из них — возглавлял и успел «пообтесаться» в большой политике на посту «советского президента» — Председателя Президиума Верховного Совета. К тому же он считался специалистом по «оборонке» и был достаточно популярен в армии.
При этом добродушный нрав не мешал ему мягко и неотступно перемалывать политических конкурентов — без кровопролития и арестов. Они просто в расцвете сил исчезали из Политбюро, из «ближнего круга» власти, и становились послами в дальних странах и руководителями среднего звена. Так случилось с Николаем Егорычевым, Дмитрием Полянским, Александром Шелепиным, Петром Шелестом, Владимиром Семичастным.
«Начальник партии»
Осенью 1964 года лишь немногие убежденные «хрущевцы» не приняли рокировку на советском политическом Олимпе. В СССР репутация Никиты Хрущева в то время серьезно пошатнулась. Народ бурлил: Хрущев сам себя награждает звездами Героя Соцтруда, говорит о приближении коммунизма, а в стране — очереди за хлебом. Брежнев и новый председатель Совета министров Алексей Косыгин по сравнению с предшественником выглядели куда более современно, энергично и деловито. Они не стали долго спекулировать на критике Хрущева, объявленного «волюнтаристом», но стиль политической жизни резко изменился. Стало меньше высокопарной риторики, больше прагматики. Да и хлебный кризис удалось преодолеть.
Имело значение и обаяние 58-летнего Брежнева, ставшего главным «начальником партии». Зарубежные дипломаты отмечали, что у него, похоже, «лучший портной в Москве». Леонид Ильич действительно умел носить костюмы, держать офицерскую осанку и добродушно, открыто улыбаться. Всем своим видом он показывал приверженность любимому правилу императрицы Екатерины Великой: «Живи и жить давай другим».
И еще один признак «развитого социализма». Брежнев — в гораздо большей степени, чем Сталин, Хрущев, Горбачев, — доверял профессионалам — будь то академики, главные конструкторы, министры или его личные советники и консультанты. Это видно по сохранившимся стенограммам заседаний Политбюро: генеральный секретарь нередко менял свое мнение, соглашаясь с Андреем Громыко, Алексеем Косыгиным, Дмитрием Устиновым, Юрием Андроповым, Михаилом Сусловым. Однажды это случилось непосредственно во время переговоров с президентом США Джеральдом Фордом во Владивостоке. Они обсуждали будущий договор об ограничении стратегических вооружений — ОСВ-2. Брежнев по телефону сообщал о ходе переговоров членам Политбюро. И ему даже пришлось изменить свою первоначальную позицию, когда он понял, что председатель Совета Министров Косыгин и министр обороны Андрей Гречко считают возможные уступки советской стороны избыточными.
Брежнев (разумеется, не в одиночку) сумел создать систему, которая управляла огромной территорией Советского Союза и сохраняла политическое лидерство на пространстве «социалистического содружества». Иногда система давала сбои. Ему пришлось пережить два крупных кризиса — чехословацкий 1968 года и польский, который долго тлел и завершился введением военного положения в 1981-м.
В 1968-м Брежнев проявил и выдержку, и политическую цепкость, убеждая лидера «Пражской весны» Александра Дубчека не нарушать договоров, которые объединяли СССР и ЧССР. Он долго пытался избежать силового варианта — и быстро вывел войска из «братской страны», подобрав достойную кандидатуру для «нормализации» — Густава Гусака, который в отличие от Дубчека был жертвой «сталинских перегибов», несколько лет провел в лагере, но считал сотрудничество с Москвой выгодным для Чехословакии. На счету Брежнева вообще немало кадровых удач. И среди «хозяев областей», и среди ключевых министров многие ставленники «дорогого Леонида Ильича» до сих пор считаются образцовыми руководителями. А наращивание внешнеполитической мощи происходило на фоне медленного, но заметного повышения уровня жизни.
Общество быстро привыкло к миролюбивому спокойствию. Итальянский историк Джузеппе Боффа считал, что «брежневская стабильность» «соткана из многих элементов: гордости за достигнутые после мучительного напряжения результаты прошедших десятилетий; законного желания воспользоваться их плодами, какими бы скромными они ни казались; понятной усталостью от трагических страданий прошлого и судорожных хрущевских нововведений; наконец, страхом, что новые потрясения могут вызвать конфликты, за которые придется дорого заплатить, как уже случалось в прошлом». Во многом — справедливое определение.
Дряхление системы
О его правлении можно часами говорить языком анекдотов и баек. И получится содержательно, даже близко к исторической правде. Ведь многие популярные анекдоты складывались у него сами собой — при общении с товарищами. Достаточно вспомнить его просьбу к своим «речеписцам» не цитировать Карла Маркса: «Кто поверит, что Леня Брежнев читает Маркса?» Или, когда Брежнев признавался французским журналистам, что врачи запрещают ему много курить — и друзья подарили ему необычный портсигар, из которого сигарета вылетает только один раз в 60 минут. Он продемонстрировал это чудо техники, с наслаждением покурил, а потом спокойно достал из кармана обыкновенную пачку — и стал курить из нее. Правда, после 70 он все-таки бросил курить, но иногда просил водителей, охранников и переводчиков выдыхать на него сигаретный дым.
В первые годы правления Брежнев не перебарщивал с орденами и славословиями в свой адрес. Середина 1970-х принесла болезни, спад энергии — и Леонид Ильич потерял бдительность и вкус, а царедворцы включили пятую скорость лести. «Верный ленинец» (так постоянно называли Брежнева в его закатные годы) получил гораздо больше наград, чем Ленин и Сталин вместе взятые. Конечно, это вызывало глухой ропот в стране — особенно среди фронтовиков, к которым Брежнев вообще-то относился почтительно, даже с сентиментальной любовью.
Кроме наград жизнелюбивый генеральный секретарь отдавал должное хорошим автомобилям, охоте, специально выпускавшимся для него сигаретам «Новость», обаятельным женщинам, был хоккейным болельщиком. Нет, он не превратился в монарха-сибарита, подобно югославскому партийному лидеру Иосипу Брозу Тито. Брежнев довольствовался достаточно скромным комфортом, просто на фоне аскетизма других сталинских выдвиженцев он выглядел настоящим барином.
Главной бедой того времени, конечно, был товарный дефицит. Самое неприятное, что с годами он становился острее, а торговые работники превращались в особую касту, привилегированную, хотя и без гарантий «от сумы да тюрьмы». Можно считать это изъяном тотально планового хозяйства. А можно — болезнью роста. При Брежневе, после «косыгинской» экономической реформы, после повышения пенсий и ощутимого роста уровня жизни в маленьких городах и поселках, где открывались новые предприятия, материальные возможности миллионов людей стали прочнее. Они могли себе позволить и «шесть соток» с домиком, и летний отдых у моря, и мясо в щах каждый день. И отдельная квартира постепенно переставала быть несбыточной мечтой обитателей рабочих коммуналок. Скромное благосостояние? Но до Брежнева всё это было уделом узкого круга высокооплачиваемых специалистов.
Длинные очереди стали приметой того времени и коронной темой для сатирических монологов любимых артистов страны, начиная с Аркадия Райкина. Нет, Брежнев не устранялся от проблемы — и «продовольственная программа», которую он принял незадолго до смерти, была попыткой излечить эту экономическую болезнь. Правда, и это его начинание вызывало колкие насмешки: мол, говорим о «развитом социализме», а накормить народ не можем.
Почти каждый день он появлялся в телевизионном эфире — и дряхлел на глазах миллионов соотечественников. Программу «Время» в конце 1970-х в народе называли «И это всё о нем — и немного о погоде». Но именно при Брежневе мы получили несколько общественно значимых традиций, которые в значительной степени до сих пор сплачивают страну. В его эпоху появились и кинообразы, которые несколько десятилетий объединяли страну: Штирлиц, Глеб Жеглов, председатель колхоза Захар Большаков. И БАМ, последняя великая стройка «развитого социализма», вопреки скептицизму экономистов начала 1990-х, в наше время загружен на 105%.
Разбитое здоровье, опасные болезни — всё это не мешало Леониду Ильичу каждый год 1 Мая и 7 ноября появляться на трибуне Мавзолея, а 9 Мая — принимать фронтовиков. Политик до кончиков своих густых бровей, он умел превозмогать себя. Только вздыхал обреченно: «Эх, работёшка!» (эта реплика сохранилась в одной из архивных записей).
Брежнев на трибуне Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве во время праздничной демонстрации
Наследство генерального
Социологические опросы последних лет показывают, что в обществе превалирует одобрительная оценка политики Брежнева и его эпохи. Среди экспертов популярно мнение, что первое брежневское десятилетие можно считать лучшим временем для нашей страны в ХХ веке. И если бы Брежнев, перенесший серьезные заболевания в 1974–1975 годах, ушел из большой политики — его можно было бы признать самым эффективным лидером своего времени.
Брежнев в отличие от некоторых коллег не отличался нечеловеческой работоспособностью, но он вырос в грамотного организатора, мотиватора, неплохо разбирался в людях, был настоящим центристом, умел находить наиболее безопасную и для страны, и для ее руководства политическую линию. Ну а искусство идти на компромисс стало хорошим приложением к этим качествам Леонида Ильича. И в наследство преемникам он оставил страну мощную, выходившую на мировые рынки и как энергетическая сверхдержава, и как поставщик технологий.
Но к этому нужно добавить продолжавшийся продовольственный кризис и афганскую войну, достойно завершить которую было непросто. Он запоздал с отставкой, не избежал ошибок, но высокомерной формулы «эпоха застоя» все-таки не заслужил. Вот и книги Брежнева в середине 1980-х сдавали «в макулатуру», а сегодня — снова переиздают. И полезных мыслей там немало — пускай и далеко не все они принадлежат лично Леониду Ильичу.
Несколько лет назад к Новому году в дебрях интернета появился странный ролик: новогодняя песня, составленная из подлинных слов Брежнева с эффектом, что он поет ее на наших глазах. Потом вышло еще несколько похожих клипов с политиками разных лет. Но популярность брежневского — вне конкуренции. Из его уст пожелания добра и мира звучат особенно органично. Не будем идеализировать Леонида Ильича. Но и бороться с ностальгией не стоит.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»