Авторитет на международной арене что это

Авторитет на международной арене что это. natural history mini. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-natural history mini. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка natural history mini

Авторитет на международной арене что это. book scienceforum mini. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-book scienceforum mini. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка book scienceforum mini

Авторитет на международной арене что это. 2003 image001. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-2003 image001. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка 2003 image001

Авторитет на международной арене что это. Znak natc konkurs. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-Znak natc konkurs. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка Znak natc konkurs

Авторитет на международной арене что это. diplom ruk big. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-diplom ruk big. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка diplom ruk big

Авторитет на международной арене что это. Spivak. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-Spivak. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка Spivak

Авторитет на международной арене что это. image 2003 5 600. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-image 2003 5 600. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка image 2003 5 600

Авторитет на международной арене что это. image 2003 4 200. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-image 2003 4 200. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка image 2003 4 200

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Сфера науки, культуры и спорта всегда является предметом особого внимания, когда речь идет об авторитете той или иной страны. Передовые государства уделяют большое внимание развитию данной сферы как на внутреннем, так и на международном уровнях, поскольку достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Такой способ улучшения имиджа страны и укрепления ее авторитета является инструментом «мягкой силы», т.е. когда военная мощь, экономическое влияние или принуждение не служат основными методами государства в достижении желаемых результатов и упрочения позиций на международной арене [1].

Отдельное внимание хотелось бы уделить спорту, как одному из главных инструментов «мягкой силы». На сегодняшний день спорт является одной из важных составляющих политического воздействия со значительным потенциалом и возможностями. В истории найдется немало примеров того, как страны использовали этот инструмент для реализации поставленных целей. Одной из них может быть укрепление авторитета государства на международной арене. Стоит сказать, что на авторитет страны спорт уже напрямую влияет через победы спортсменов, когда на соревнованиях в честь победителя звучит гимн и поднимается флаг государства, которое он представляет [2].

Каждая страна имеет свою систему организации спортивного движения, которая может демонстрировать мировому сообществу культурные ценности, традиции, экономический потенциал, развитие науки и т.д. Как считает известный исследователь спорта П. Виноградов, «спорт связан с функциональными основами общественного устройства и развития общества. Во многом может выступать в качестве градусника, т.е. показывать уровень его развития, а также здорово оно или нет». Новозеландский ученый Р. Томсон полагает, что спорт может выступать всестороннем показателем, т.к. он служит единственным аспектом сегодняшней жизни, который прочно вошел в обиход как в развитых, так и в развивающихся государствах. По его мнению, спорт охватывает политику, экономику, образование, искусство, СМИ и даже дипломатические отношения между странами. О значительной роли спорта в системе международных отношений свидетельствует также упоминание о нем в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [3].

Стоит отметить, что активно спорт стал использоваться в качестве инструмента внешней политики со времен «холодной войны» и биполярной системы международных отношений. Противоборство двух социально-экономических и идеологических систем обязывало политические элиты США и СССР прибегать к различным методам ведения борьбы. Одним из таких методов стал спорт. В качестве наглядного примера можно привести слова президента США Р. Кеннеди, который прямо заявлял: «Престиж нации – это полет на Луну и золотые олимпийские медали». В СССР спорту уделялось не меньшее значение, по сути он являлся не только инструментом укрепления авторитета государства, но и всей социалистической системы в целом, спорт был призван демонстрировать преимущества социалистического образа жизни над капиталистическим. США, напротив, пытались через спорт продемонстрировать силу и укрепить авторитет своей системы, неся в мир ценности либеральной демократии и западного образа жизни.

Спортивный антагонизм СССР и США достиг самой высокой точки напряженности на Олимпиаде-1980 в Москве, когда американцы и еще целый ряд западных стран бойкотировали самое значимое спортивное событие четырехлетия, а затем в 1984 г., когда СССР и часть стран Варшавского договора не поехали на Олимпиаду в Лос-Анджелесе [4]. Однако в данном случае страны посредством спорта пытались скорее не укрепить свой авторитет, а разрушить авторитет противника. На мой взгляд, они лишь сломали судьбы спортсменов и явно продемонстрировали всему миру, что спорт является неотъемлемой частью большой политики.

На сегодняшний день существует множество споров о том, что нужно сокращать политические факторы в большом спорте. Однако большинство механизмов использования спорта в качестве инструмента внешней политики, придуманных и апробированных в годы «холодной войны», используются и поныне. Как уже говорилось выше, спорт и сегодня является частью большой политики, более того спортивный брендинг выступает популярным инструментом складывания внешнеполитического имиджа страны и упрочения ее международного авторитета. Еще в 2007 г. С. Анхольд разработал концепцию «конкурентной идентичности», в которой, по сути, говорится о том, что повысить авторитет государства и улучшить его имидж можно при правильно выверенной стратегии государства, а также при развитии таких сфер жизни, как культура, образование, туризм, промышленность, сюда же можно отнести и спорт. Анхольд предлагает несколько необходимых факторов национального или территориального брендинга для укрепления авторитета государства на международной арене, которые составляют так называемый «шестиугольник»: туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура, люди. Многие исследователи сходятся на мнении, что спорт тесно связан с территориальным брендингом [5].

Действительно мы на практике можем проследить, как спорт способен реализовать многие факторы так называемого «шестиугольника». В первую очередь речь идет о предоставлении государству права проведения крупных международных спортивных соревнований, таких как Универсиада, Чемпионат мира и, разумеется, Олимпийские игры. Использование крупных международных спортивных мероприятий для укрепления государственного авторитета и решения внешнеполитических задач становится широко применяемой практикой. Ведь проводя такое мероприятие, государство привлекает зарубежные инвестиции, иностранных специалистов, внимание со стороны мировых СМИ и международных организаций, большой поток туристов, по крайней мере, на время проведения соревнований.

Международные спортивные мероприятия способствуют установлению контактов между государствами и поддержанию культурных, экономических и политических связей. Олимпийские игры занимают особое место, и, как считает Н. Бродская, их роль в формировании имиджа и авторитета страны трудно переоценить. Например, США практически всегда подают заявку в МОК на участие своего города в конкурсе принятия Олимпиады. Страны заинтересованы в получении права проведения на своей территории Олимпийских игр из соображений пропаганды среди огромной мировой аудитории своих национальных культурно-мировоззренческих ценностей и традиций, вряд ли можно найти для этого более подходящее по масштабам мировое событие. Получить возможность проведения соревнований подобного уровня – это уже большая победа в конкурсе между претендентами, что свидетельствует не столько об уровне развития спорта в стране, сколько о признании устойчивости и принятии ее политической системы, экономических успехах, наличии развитой инфраструктуры, сферы услуг и многом другом [6].

Одним из самых ярких примеров использования «мягкой силы» посредством спорта для укрепления своего авторитета на международной арене является Южная Корея. Это государство приняло у себя Олимпийские игры 1988 г. и Чемпионат мира по футболу 2002 г. Власти Сеула уверены в том, что эти события открыли миру Южную Корею, ее культуру и особенную корейскую философию. Более того, они оказали положительный эффект на тенденции миграции: ранее Южная Корея была страной эмиграции, последние же десятилетия стала страной иммиграции. Сеул видит спорт важнейшим инструментом своей внешней политики, об этом свидетельствует тот факт, что страна активно боролась и получила право провести Зимние Олимпийские игры 2018 г. в городе Пхенчхане. Учитывая, что Южная Корея является одним из лидеров в зимних видах спорта, возможность укрепить ее авторитет на международной арене возрастает [7].

Еще одним ярким примером того, как можно укрепить авторитет государства через спорт является Китай. В 2004 г., когда китайцы триумфально заняли второе место в общекомандном зачете на летней Олимпиаде в Афинах, обогнав Россию, мировое сообщество находилось в недоумении. Мало кто себе представлял, как страна третьего мира смогла достичь таких высот. Именно после афинского триумфа в мире активно стали интересоваться Китаем, его быстрым экономическим развитием, системой организации спорта, культурой и т.д. Еще больше укрепила авторитет КНР домашняя Олимпиада 2008 г. в Пекине, которую Китай выиграл.

КНР пришлось столкнуться с колоссальным давлением со стороны западных держав, с различными другими трудностями, однако Игры прошли крайне успешно. Китай не только улучшил свой имидж в глазах мировой общественности, но и продемонстрировал свою позицию в решении проблем международных отношений во время конфликта Южной Осетии и Грузии, который пришелся на открытие Олимпиады. Китайские власти, несомненно, считают Олимпиаду-2008 одной из главных ступеней в возвышении КНР в XXI столетии наряду со вступлением в ВТО в 2001 г. и мировым финансовым кризисом 2008 г., который успешно обернулся для Пекина [8].

Также стоит отметить, что даже единичные случаи ярких побед спортсменов из самых разных стран мира могут вносить огромный вклад в складывание положительного имиджа государства, но или же для начала просто вызывать интерес мировой общественности к стране, которую представляет триумфатор. Например, всемирно известный ямайский легкоатлет, многократный олимпийский чемпион и рекордсмен мира Усэйн Болт является самым популярным представителем своей страны в мире, обходя в рейтинге первых лиц государства [9]. Стоит признаться, что слабо образованное население всего мира знает о Ямайке лишь благодаря тому, что знают этого популярного бегуна, который представляет данную страну. В данном контексте также можно привести следующий аргумент, японское общество является большим фанатом фигурного катания. Как известно, Россия богата на талантливых чемпионов в данном виде спорта. В Японии даже создаются комиксы, мультфильмы и развешиваются плакаты по всей стране с лицами российских чемпионов. Различные социальные опросы показывают, что во многом именно российские фигуристы побуждают японцев интересоваться российской культурой и страной в целом [10].

Однако спорт не всегда может оказывать положительный эффект на имидж и авторитет государства. Как уже говорилось выше, в годы «холодной войны» сильнейшие державы использовали спорт в качестве инструмента политического противостояния. Но и сегодня в связи с непростой геополитической ситуацией и международной обстановкой спорт вновь стал политическим рингом борьбы между государствами. Главным средством сегодня в ослаблении авторитета друг друга посредством спорта служат допинговые скандалы. Многие специалисты уверены, что сегодня для победы на соревнованиях мало воспитывать сильнейших спортсменов, необходимо иметь большой вес в международных спортивных организациях, именно там во многом сейчас вершатся судьбы спортсменов далеко не всегда справедливым спортивным способом. США обладают наибольшим влиянием в таких организациях, как МОК или WADA. Неудивительно, что некоторым спортсменам, преимущественно как раз из США, официально разрешается принимать сильнейшие допинговые препараты якобы из-за болезни, а другие спортсмены подвергаются дисквалификации из-за употребления, например, мельдония, который использовался российскими спортсменами, и совсем недавно вошел в список запрещенных препаратов. До сих пор ведутся споры, можно ли относить этот препарат к допинговым.

Также стоит отметить, что именно российских и китайских спортсменов чаще всего заставляют сдавать допинг-пробы, в международной прессе бесконечно говорится без каких-либо доказательств о злоупотреблении этими государствами запрещенных препаратов. Поскольку для обеих стран спорт является предметом особой гордости, подобные действия могут подрывать авторитет и престиж власти как внутри самих стран, так и в глазах мировой общественности [11]. Соответственно можно сделать вывод, что авторитет государства и спорт взаимозависимы друг от друга. Не только спорт оказывает существенное значение на авторитет страны, но и влияние государства, в первую очередь в международных спортивных организациях сказывается на спортивных результатах.

В заключение хочется сказать, что авторитет государства – это многоаспектный феномен, к исследованию которого существуют многочисленные подходы. Однако с уверенностью можно сказать, что спорт является важнейшей составляющей не только внутренней, как принято считать, но и внешней политики государства. Особую роль в укреплении международного авторитета государства посредством спорта играют крупные международные соревнования, проводимые на территории данной страны. Такие соревнования дают возможность государству продемонстрировать успешность политической, экономической, социальной и культурной сфер, привлечь туристов и квалифицированных рабочих. Всё это, безусловно, повышает имидж государства, делает его привлекательнее и влиятельнее в глазах мировой общественности. На мой взгляд, спорт должен выступать наилучшим и, пожалуй, самым благородным способом укрепления авторитета страны на международной арене. Но не стоит забывать также, что последнее время спорт активно используется государствами как инструмент геополитической борьбы с целью очернить друг друга. Обретая окрас большой политики, спортивный девиз «Быстрее, выше, сильнее» уже не выглядит столь благородным и справедливым. К большому сожалению, в данном случае спорт становится очередной площадкой для достижения геополитических задач.

Список использованных источников и литературы

Шатилов А.Б., Башмаков Д.А. Квазиполитика азарта: современный спорт в политической жизни // Материалы Международной конференции. – М.: РГГУ, 2002. – С. 100-110.

«Мягкая сила» в политике // Библиофонд. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=563828

Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений. Гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. – СПб., 2011. – С. 93-96.

Гаджиев К.С. Имидж государства в конфликте идеологий. – М.: Андалус, 2007. – C. 35.

Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. – М.: Добрая книга, 2010. – C. 54-57.

Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. – М.: ФиС, 2006. – С. 24-28.

Гавра Д.П. Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. – СПб.: СПбГУ ВШЖиМК, 2013. – С. 27-31.

Самые дорогие Игры в истории // Лига. net. Олимпийские рекорды. – URL: http://liga.net/infografica/98306_olimpiyskie-rekordy- samye-dorogie-igry-v-istorii.htm

Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 27.

Источник

Россия укрепила свой авторитет на мировой арене в 2020 году

В период пандемии международное парламентское сотрудничество не сворачивалось, хотя и перешло в онлайн-формат

Авторитет на международной арене что это. 2ff27de7a75b0c31c3e43eb93856d68c. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-2ff27de7a75b0c31c3e43eb93856d68c. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка 2ff27de7a75b0c31c3e43eb93856d68c

Фото: Юрий Инякин / ПГ

Несмотря на продолжающиеся попытки западных государств деформировать образ России, многие зарубежные политики меняют отношение к нашей стране. Этому способствовали, в том числе, действия России в период пандемии и посреднические усилия по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Однако санкции в ближайшем будущем вряд ли отменят, хотя многие парламентарии в европейских странах их не поддерживают, сказал в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

— Леонид Эдуардович, какие планы у комитета на этот год?

— Мы рассчитываем продолжить активную работу по расширению межпарламентского сотрудничества. Планируем проводить совместные заседания по видео-конференц-связи с внешнеполитическими комитетами парламентов иностранных государств. Как правило, на таких заседаниях мы обсуждаем самые острые вопросы международной и двусторонней повестки, достигаем общего знаменателя, единой позиции, а значит, приобретаем союзников для того, чтобы дальше продвигаться и взаимодействовать на международных площадках.

Также в «законодательном портфеле» комитета остаются законопроекты о ратификации соглашений с различными странами, в том числе об избежании двойного налогообложения, оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Из ближайших планов: все еще ждем четко обозначенной позиции США относительно вопроса по продлению российско-американского договора СНВ-3, срок действия которого истекает 5 февраля этого года. В случае положительного решения сторон о его пролонгации и поступления соответствующего пакета документов от Президента РФ в Госдуму готовы самым оперативным образом подключиться к процессу подготовки рассмотрения вопроса на заседании палаты. От этого зависит вся дальнейшая мировая система ядерного сдерживания, без патетики.

— В 2020 году главным событием и общей угрозой для всего мира стала пандемия COVID-19. Как она повлияла на международные отношения?

— Пандемия отрицательно повлияла на социально-экономическую ситуацию во всех странах. Сейчас в разгаре общемировой экономический кризис. Не хотелось бы сгущать краски, но не стоит идеализировать ситуацию. Я надеюсь, что вакцины, в том числе российского производства, станут эффективной защитой от коронавируса. Пока пандемия не побеждена, и в этих условиях главная задача — сохранять жизнь людей.

Авторитет на международной арене что это. 8863164dfa951853f41bdf6d44dee67c. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-8863164dfa951853f41bdf6d44dee67c. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка 8863164dfa951853f41bdf6d44dee67c

COVID-19 заставил все страны реально посмотреть на самих себя, вспомнить, что все мы прежде всего люди, и что любые политические и религиозные убеждения должны отступить на второй план перед беспрецедентным вызовом для всего человечества. Я призываю вспомнить слова легендарного доктора Фёдора Петровича Гааза, который говорил: «Спешите делать добро». Парламентская дипломатия в деле сплочения разных государств играет особенную роль. Поэтому в пандемию объём международного парламентского сотрудничества скорее возрос, пусть и перейдя в онлайн-формат.

— Изменился ли имидж России в мире?

— Оценки России, уверен, изменились в позитивную сторону, и очень существенно. Мы спасли людей на севере Италии, когда Европейский союз оставил их умирать. Когда Милан и Бергамо охватила пандемия и необходимо было направить туда профессионалов-вирусологов, лекарства, аппараты ИВЛ, Россия серьёзно помогла. Мы оказали помощь Ирану, Сербии.

Считаю, что сейчас все страны должны не предъявлять друг другу претензии, продолжая накладывать санкции и рестрикции, а объединяться. Нужно противостоять противоправным односторонним санкциям, введенным в обход ООН, которые уже стали формой вмешательства в дела других государств и нормой на западе.

— Могут ли отменить антироссийские санкции в ближайшее время?

— Санкции — это не наша повестка, не мы их вводили. И вопрос об их отмене ставить не собираемся. Санкции — это атавизм и наследие времён холодной войны, абсолютный незаконный с точки зрения международного права инструмент для реализации неблаговидных целей в борьбе за мировое господство. Наши «стратегические друзья» на Западе активно его применяют и делают все возможное, чтобы продолжать вести санкционную политику даже на пустом месте. Мы были свидетелями различных провокаций в стиле highly likely, в том числе и в этом году.

Достигают ли эти масштабные усилия своей цели? Скорее нет, чем да. Противников санкций становится всё больше. В Европе, и даже в Америке консервативные политики не разделяют навязанного мнения о негативном влиянии России на мировые события.

Мы будем активно работать в направлении противодействия различным фейкам и провокациям, чтобы в мире видели не ту Россию, которую рисуют наши оппоненты, а реальную Россию, которая одним из главных векторов внешней политики ставит миротворческую деятельность.

— Как будут развиваться отношения между Россией и США после президентских выборов в Америке? Как, на ваш взгляд, могут повлиять события на Капитолийском холме на политику Вашингтона?

— Штурм Капитолия, безусловно, повлияет на внутриполитическую ситуацию в США. События 6-7 января лишь подтверждают, что и в Америке возможен кризис власти, а страна может оказаться расколота пополам. Но это внутреннее дело США, и мы желаем нашим американским друзьям достойно пройти через это испытание и как можно скорее восстановить баланс в гражданском обществе.

Однако, уверен, что произошедшее на Капитолийском холме должно «сбить градус» так называемой американской исключительности на внешнеполитическом фланге и привести к переосмыслению роли США как «светоча демократии» и степени их влияния на процессы в других странах. «Делай как я» больше не работает, Вашингтон не должен и не может диктовать суверенным государствам, как им проводить выборы, кого выбирать и как вести свою политику.

Авторитет на международной арене что это. 403d5b8e789a2a27abf1ff01311ad041. Авторитет на международной арене что это фото. Авторитет на международной арене что это-403d5b8e789a2a27abf1ff01311ad041. картинка Авторитет на международной арене что это. картинка 403d5b8e789a2a27abf1ff01311ad041

Что касается российско-американских отношений, то здесь не приходится обольщаться: «холодная война» на каком-то этапе продолжится, если не перейдет в новую фазу. Можно вспомнить действия Джо Байдена, когда он, будучи вице-президентом в администрации Барака Обамы, фактически управлял Украиной в ручном режиме, поощряя разрыв всех взаимосвязей с Россией. Можно послушать предвыборные выступления Байдена, где он называл Россию врагом Америки. У Дональда Трампа, по крайней мере, риторика была позитивной, хотя действия — совершенно противоположные. Здесь я не сомневаюсь, преемственность антироссийского курса, заложенного еще Обамой и продолженного Трампом, скорее всего, будет обеспечена. Хотя есть целый ряд серьёзных направлений, где российско-американское сотрудничество обязательно надо продолжать. Это, в первую очередь, стратегическая стабильность, мирный космос, борьба с COVID-19.

В США есть здравые люди, и многие из них работают в палатах Конгресса. С ними надо взаимодействовать. Надо доводить до них нашу реальную позицию, а не ту, которую нам приписывают, пытаясь превратить Россию в глобальное пугало. Это уже не получилось, но, тем не менее, антироссийский заряд США очень велик. Думаю, что наше взаимодействие с США останется непростым, но счастлив буду в этом ошибиться.

Сейчас наше сотрудничество с палатами Конгресса США во многом свернуто, за исключением нескольких человек. Но мы работаем с университетами, с крупнейшими фондами, неправительственными организациями, которые не относятся к нашей стране отрицательно и понимают необходимость взаимодействия с Россией, прежде всего экономического. Две крупнейшие ядерные державы не имеют права находиться в столь низкой точке траектории своих двусторонних отношений.

Источник

Понятие имиджа России и его эволюция во внешнеполитической стратегии страны

Имиджем называют образ определенного объекта, формируемый в сознании субъекта восприятия. Имидж объекта может как возникать стихийно, неконтролируемо, так и формироваться целенаправленно, при помощи различных предназначенных для этого средств и методик.

Сегодня, наверное, нет ни одной страны на политической карте мира, которую не интересовало бы, что страна представляет собой в глазах мировой общественности, как воспринимаются руководители страны, их решения и действия, как оцениваются происходящие внутри государства и за его пределами процессы, какое складывается представление о жителях страны.

Имидж России на международной арене в 1990-х годах

В своем стремлении к тесному сотрудничеству и равноправному партнерству с государствами Запада российские руководители зачастую забывали об интересах своей страны на международной арене.

Особенно показательным примером отказа России от собственных геополитических интересов во имя сохранения хороших отношений с западными державами может служить позиция, занятая Кремлем в вопросе о территориальной целостности Югославии. Российская Федерация в ущерб собственным интересам на Балканах одной из первых признала суверенитет Боснии, Хорватии, Словении и Македонии, при этом на Совете Безопасности ООН в 1992 году российские политики выступили за введение санкций в отношении Югославии.

В целом отношение к России в мире в 1990-х годах колебалось от нейтрального до резко отрицательного.

Интерес мировой общественности к молодому демократическому государству угас довольно быстро, поскольку стало понятно, что военная мощь, сопоставимая с советской, для независимой России невозможна, при этом разруха, царящая в экономике страны, не позволит России в обозримом будущем стать привлекательным бизнес-партнером или перспективным инвестиционным проектом.

Распространение в России криминального бизнеса, засилье теневой экономики способствовали формированию негативного образа страны на Западе. Дело доходило до того, что «русская мафия» стала восприниматься в качестве символа постсоветской России.

В целом в современной науке выделяют несколько ключевых принципов восприятия России зарубежным миром, в соответствии с которыми выстраивалась политика западных стран в отношении Российской Федерации в 1990-х годах:

2) имеется риск дезинтеграции страны по типу той, которая произошла в Югославии, поэтому, для предотвращения беспорядка России требуется внешний контроль;

Очень значительную роль в формировании образа Российской Федерации на международной арене сыграл имидж тогдашнего президента страны Бориса Николаевича Ельцина.

Первая чеченская кампания, а затем Югославский кризис резко подорвали авторитет Ельцина, а значит, и всей России на Западе, и если ранее в западной прессе далеко не редкостью были положительные оценки деятельности Ельцина и хвалебные речи в его адрес, то теперь тон публикаций сменился на противоположный: Президента России обвинили в личной некомпетентности и некомпетентности его правительства, в развязывании войны в Чечне, способствовании возникновению в России класса крупной олигархии, произволе, анархии и коррупции, обнищании населения России.

С середины 1990-х годов российскими властями стали предприниматься действия, нацеленные на улучшение имиджа РФ за рубежом. Действия эти не носили характера единой целенаправленной политики и представляли собой, скорее, отдельные частные инициативы.

В 1994 году с подачи министра экономики Е.Ясина была сформирована рабочая группа по улучшению инвестиционного климата. Группа осуществила несколько проектов, нацеленных на рост благоприятного восприятия российской экономики за рубежом. Также ряд инициатив, направленных на рост авторитета России и ее экономики на Западе, был реализован объединением брокерских компаний «Финансовый совет России».

В 1994 году при российском правительстве был организован Российский центр международного научного и культурного сотрудничества, призванный выполнять функции гуманитарного, культурного и информационного взаимодействия РФ с зарубежными государствами.

Таким образом, после распада СССР Россия воспринималась за рубежом крайне неоднозначно. С одной стороны, в западном сознании был сформирован образ крайне преступного и коррумпированного государства, с которым цивилизованной части человечества лучше не иметь ничего общего, с другой стороны, зарубежная общественность весьма симпатизировала России как стране, где демократия одержала верх над тоталитарным строем.

Имидж России на международной арене после 2000 года

Одним из первых крупных мероприятий Путина на посту российского президента стала централизация власти и укрепление ее вертикали, нашедшие выражение в образовании системы федеральных округов, а также в изменении принципов формирования Совета Федерации и замещения должностей глав субъектов РФ.

Очевидно, что такая политика была прямо противоположна политике начала 1990-х годов, когда Россия всеми доступными способами «открывала границы» для западного влияния.

Такие шаги Путина во власти, нацеленные на укрепление центральной власти и ограничение влияния на Россию извне, вызвали за рубежом большую настороженность и резкую критику. Нового Президента России обвиняли в возвращении к авторитаризму, подавлении демократии, формировании общества закрытого типа.

Реакцией Запада на такое «свертывание демократии» в России явилось установление для нашей страны препятствий для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), переговоры о возможности которого велись еще с 1993 года.

Таким образом, приход к власти в России В.В.Путина, формирование и реализация его правительством новой внутри- и внешнеполитической стратегии вызвали весьма неодобрительную реакцию зарубежных стран.

Со времен распада СССР это был едва ли не первый случай, когда Россия воспринималась Западом как полноценный, равноправный партнер. Рейтинг России и самого В.В.Путина за рубежом сильно возрос.

Отдельный пункт документа, получивший название «Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности», говорит о постановке задачи по формированию дружественного отношения к России зарубежных стран, для чего предлагается ставить в известность мировую общественность о позиции России по ключевым внешнеполитическим проблемам, об инициативах и начинаниях страны на мировой арене, о внутриполитических процессах, достижениях в науке, искусстве, культуре.

Очень существенным отличием новой концепции от предыдущей, утвержденной в 1993 году, стала расстановка региональных приоритетов во внешней политике. Важнейшим направлением внешней политики России новый документ провозгласил развитие сотрудничества со странами СНГ, затем идут государства Западной Европы, страны Центральной и Восточной Европы, потом Прибалтика, Балканы и лишь затем США. Таким образом, внешнеполитическая доктрина 2000 года провозгласила резкий отказ России от политики ущемления собственных интересов ради сотрудничества с Западом, проводимой в 1990-х годах.

Конкретные мероприятия, проводимые Россией в соответствии с утвержденной концепцией в первый и второй сроки правления В.В.Путина (2000-2008 гг.), можно разделить на несколько крупных категорий 18 :

2) Мероприятия научной, культурной, образовательной направленности: серии публичных дискуссий и «круглых столов» «Россия в глобальном контексте», «Как формируется образ России», «Россия и ЕС: к толерантности через культуру», участие России во Франкфуртской книжной ярмарке в 2003 году, издание Указа Президента РФ от 5 февраля 2002 года №146 «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации»;

6) Проект «Празднества»: особая торжественность в праздновании важных исторических дат, приглашение на торжества политических лидеров стран мира, с которыми в том числе проводились неформальные встречи. Так, например, был отпразднован 300-летний юбилей Санкт-Петербурга;

8) Программы, направленные на поддержку россиян, проживающих за рубежом, и защиту их прав.

Очень важную роль в разработке проектов на улучшение имиджа РФ за рубежом, их координации и реализации играло Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Различные мероприятия, нацеленные на повышение авторитета России на мировой арене, при Д.А.Медведеве продолжались (например, в 2010 г. с большим размахом был отпразднован 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне, продолжался проект «Церковная дипломатия»), однако они по-прежнему не приобрели систематического характера.

В третий (2012-2018 гг.) и четвертый (с 2018 г.) сроки правления В.В.Путина Россия оценивается мировым сообществом чрезвычайно противоречиво.

К крупнейшим мероприятиям, способствовавшим формированию положительного имиджа России в глазах мировой общественности, относятся такие важные события в мире спорта, как зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года, проходивший сразу в нескольких городах России.

Иностранцы, побывавшие в России в огромном количестве и встретившие в нашей стране очень теплый и радушный прием, имели возможность ближе познакомиться с Россией, соприкоснуться с ее историей и культурой и развеять мифы о медведях, водке и балалайках, о вечно пьяных, неухоженных и некультурных русских.

Объединение России с Сирией, Ираном и Ираком в борьбе против запрещенного в РФ «Исламского государства», участие России в боевых действиях в Сирии с сентября 2015 года упрочили международный авторитет Российской Федерации.

Кризис на Украине 2013 года и последовавшее за ним воссоединение России и Крыма (16 марта 2014 г.) не только послужили причиной международной изоляции России, сделали ее «жертвой» масштабных политических и экономических санкций со стороны стран Запада, привели к падению рубля, росту цен, снижению уровня жизни населения и общему экономическому спаду, но и стали основанием для резкого ухудшения внешнеполитического имиджа РФ.

На сегодняшний день ситуация с оценкой России зарубежными странами остается все такой же неутешительной. Меры, направленные на повышение авторитета РФ за рубежом, не имеют серьезного действия.

При этом необходимо отметить, что личный авторитет В.В.Путина сохранился. В 2015 году российский президент занял первое место в рейтинге самых влиятельных людей мира журнала «Forbes», опередив лидеров мировых демократических держав Ангелу Меркель и Барака Обаму.

Выйдя из состава Советского Союза и став независимым государством, Россия не имела четкой внешнеполитической концепции и четкой программы по формированию собственного международного имиджа.

Решив идти «от противного» и сделать бывших «врагов» «друзьями», а также стремясь сформировать в глазах зарубежной общественности представление о стране как свободной и либеральной, навсегда порвавшей с тоталитарным советским прошлым, Россия в лице Президента Б.Н.Ельцина и его правительства взяла курс на сближение с США и странами Западной Европы, причем за счет отказа от реализации собственных геополитических интересов и стремлений.

Однако такой способ завоевать авторитет за рубежом оказался крайне провальным: Россия воспринималась за границей как обнищавшая отсталая страна, погрязшая в преступности и коррупции, но при этом как все еще опасный военный противник. Президент России Б.Н.Ельцин в первой половине 1990-х годов, несмотря на его весьма эпатажное поведение и необъяснимые с точки зрения логики поступки, был весьма уважаем за рубежом как либеральный лидер, победивший «империю зла», однако во второй половине 1990-х, после событий в Чечне, а затем в Югославии (как раз тогда, когда Россией, чуть оправившейся от потрясений распада СССР, был взят более жесткий внешнеполитический курс), западная общественность стала довольно резко критиковать Ельцина и «награждать» его нелестными эпитетами в прессе.

В начале правления В.В.Путина, когда Россия выработала четкий внешнеполитический курс, сформировала ряд мероприятий по созданию позитивного имиджа страны за рубежом, авторитет России за границей усилился. Особенно ярко это проявилось тогда, когда В.В.Путин после терактов 11 сентября 2001 года не только пообещал США содействие в борьбе с мировым терроризмом, но и начал предпринимать реальные действия.

Первый и второй сроки президентства В.В.Путина, а также годы управления Д.А.Медведева можно назвать расцветом благополучия России и «золотым веком» ее восприятия за рубежом. Россия уже вполне освоилась в роли независимого государства, экономика страны наладилась, стали проводиться крупные мероприятия, нацеленные на то, чтобы показать Россию миру «во всей красе».

Третий и четвертый сроки президентства В.В.Путина, хотя и ознаменовались существенными достижениями России на мировой арене, такими как крупные спортивные события, успехи в Сирии, были (и до сих пор остаются) сильно омрачены украинским кризисом. Резко негативное восприятие России мировой общественностью, появившееся с 2014 года, сохраняется до сих пор. При этом российского Президента В.В.Путина, хоть и оценивают негативно, но считают сильным и влиятельным мировым лидером.

1 Лебедева О.В. Обеспечение информационной безопасности в системе МИД и загранучреждениях в эпоху цифровой дипломатии в России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. №1. С. 18-21.

2 Пиковская К.Б. Формирование образа России в США (1991-2008 гг.): проблемы позиционирования и восприятия // Социальные явления. 2012. №1.С. 56.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации: Утверждена Распоряжением Президента Б.Н.Ельцина 23 апреля 1993 г. // URL: https://www.twirpx.com/file/1822127/ (дата обращения: 19.08.2019).

4 Лябухов И.В. Государственная политика по формированию имиджа Российской Федерации на международной арене: дис. …к. п. н. Барнаул, 2011. С. 75.

5 Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Образы исторической и современной России: проблемы конструирования и восприятия в мире: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. С. 43.

7 Лябухов И.В. Указ. соч. С. 82-83.

8 Кирюхина А.А. Образы глав Российской Федерации и их проекция на международный имидж страны // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2015. №6. С. 90-91.

9 Лябухов И.В. Указ. соч. С. 83.

12 Российская Федерация. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант Плюс» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 19.08.2019).

15 Концепция внешней политики Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 года (фактически утратила силу) // Консорциум-Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 20.08.2019).

18 Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Вып. 4. С. 71.

19 Лябухов И.В. Указ. соч. С. 105.

20 Василенко И.А. Указ. соч. С. 72.

21 Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Указ. соч.

22 Кирюхина А.А. Указ. соч. С. 92.

23 Озманян М. С. Политический имидж Российской Федерации в контексте внутригосударственного конфликта в Сирии: образ России в зарубежных СМИ // 120-летие МГУПС (МИИТ): опыт прошлого, потенциал настоящего и перспективы будущего: Сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным дисциплинам. Вып. VII. М.: МИИТ, 2016. С. 230-233.

24 Напалкова Н.Г. Имидж современной России: специфика и перспективы формирования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. № 2(38). С. 38.

25Бочанов М.А., Старых Н.П. Имидж России в современных геополитических условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. 2(38). С. 78.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *