Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации существует мнение что вторичная

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации существует мнение что вторичная

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Источник

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации существует мнение что вторичная

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Источник

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации существует мнение что вторичная

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Источник

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации существует мнение что вторичная

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Образование как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие образование.

2. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

3. Система образования:

a) общее образование;

б) профессиональное образование;

в) дополнительное образование.

4. Тенденции развития современного образования:

г) гуманитаризация и др.

5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института образования:

6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института образования:

а) учителя (преподаватели);

б) учащиеся (студенты) и т. д.

7. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

8. Ценность образования на протяжении всей жизни.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.

3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Примеры каждого из названных в тексте средств:

— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;

— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;

— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;

— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

1. В подтверждение мнения:

— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;

— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.

2. В опровержение мнения:

— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;

— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.

1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.

2. В детстве и юности.

3. Из-за своей конфликтности.

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.

3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?

1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.

2. В детстве и юности.

3. Из-за своей конфликтности.

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

1. В подтверждение мнения:

— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;

— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.

2. В опровержение мнения:

— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;

— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.

Примеры каждого из названных в тексте средств:

— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;

— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;

— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;

— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.

3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?

1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.

2. В детстве и юности.

3. Из-за своей конфликтности.

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Примеры каждого из названных в тексте средств:

— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;

— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;

— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;

— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.

1. В подтверждение мнения:

— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;

— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.

2. В опровержение мнения:

— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;

— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Основными агентами социализации являются семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, искусство, социальная среда и др. Процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство и юность (первичная), зрелость и старость (вторичная).

Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности. В качестве средств социализации на стадии детства можно отметить имитацию и идентификацию. Имитация — это сознательное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения.

Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.п., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются средствами позитивного механизма социализации, поскольку они нацелены на усвоение определённого типа поведения.

Средствами негативного механизма социализации, запрещающими или подавляющими определённое поведение, являются стыд (как результат внешнего фактора воздействия) и чувство вины (как внутреннее переживание, муки совести).

В рамках первичной социализации происходит приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и осознание особенностей взаимоотношений между людьми. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст из-за своей конфликтности.

Процесс социализации достигает определённой стадии развития с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Человек проходит профессиональную социализацию, включается в общественную систему разделения труда. Однако и в этот период возможна перестройка личности, правда, не столь существенная. Это обычно связано с серьёзными переменами в жизни человека, её переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации и десоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Десоциализация — это отучение от старых норм, ценностей, ролей.

(По Е. Б. Дудниковой, С. В. Булгакову, В. А. Гижову)

Как в тексте раскрыта сущность социализации? Что, по мнению авторов, приобретает индивид в рамках первичной социализации? (Назовите три приобретения.) Как авторы понимают наступление социальной зрелости?

1. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Приобретение общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире, осознание особенностей взаимоотношений между людьми.

3. Обретение личностью главного, интегрального статуса.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «индивид». Когда, по мнению авторов, процесс социализации происходит более активно? Почему, по мнению авторов, подростковый возраст выделяется как особый этап в рамках первичной социализации?

1. Отдельно взятый представитель человеческого рода.

2. В детстве и юности.

3. Из-за своей конфликтности.

В тексте названы средства позитивного и негативного механизмов социализации. Приведите примеры, иллюстрирующие каждое из средств, названных в тексте. (Сначала указывайте средство, затем приводите пример, который его иллюстрирует. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Примеры каждого из названных в тексте средств:

— имитация: старший брат пятилетнего Пети увлекается информатикой и много времени проводит за компьютером, Петя, подражая брату, начал осваивать клавиатуру и научился играть в компьютерные игры;

— идентификация: многодетной семье существует традиция коллективного участия в ведении домашнего хозяйства, и каждый ребёнок выполняет посильную для него домашнюю работу;

— стыд: Александра обещала навестить заболевшую бабушку и передать ей лекарство, но забыла о своём обещании и провела время в компании друзей; состояние здоровья бабушки ухудшилось, и девочке было стыдно перед бабушкой и родителями;

— совесть: Игорь имел возможность, но не заступился за товарища в сложной ситуации, и его мучила совесть.

Авторы упоминают о внешних и внутренних факторах социализации. Существует мнение, что вторичная социализация происходит под воздействием исключительно внутренних факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два довода, которые подтверждают это мнение, и два довода, которые его опровергают.

1. В подтверждение мнения:

— вторичная социализация — это изменение уже сложившейся личности, которая обладает независимостью и самостоятельностью, поэтому для изменений нужно решение или желание самого человека;

— усвоение новых ценностей может потребовать отказа от уже усвоенных, человек должен осознать необходимость десоциализации и ресоциализации.

2. В опровержение мнения:

— на человека в зрелом возрасте могут активно воздействовать различные агенты социализации (например, СМИ), под влиянием которых меняются его знания и ценности;

— человек в зрелом возрасте может оказаться в незнакомой ситуации (например, при смене места жительства), и, не зная обычаев и традиций, он может просто стараться быть как все, подражая другим людям.

Индивид — отдельно взятый представитель человеческого рода.

Какие составляющие параметры социализации приводит автор? Назовите любые два параметра. Приведите по два примера, иллюстрирующих процесс социализации в рамках этих параметров. (Сначала указывайте параметр, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Понятие социализации весьма многогранно. Различных определений, так или иначе характеризующих этот процесс, в современной науке весьма много. Во многом это положение объясняется тем фактом, что социализация в качестве объекта исследования рассматривается целым рядом наук, в первую очередь социологией, психологией, культурологией и политологией.

Под социализацией можно понимать «процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества». Цель процесса социализации – вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно.

Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов; формирование духовных ценностей; формирование духовных, психических и физических потребностей; формирование отношений индивида к социальной и физической среде; формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека; приобретение навыков поведения.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Формы взаимодействия личности и среды проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа социализации: «дотрудовой»; «трудовой»; «послетрудовой». От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей – в семье, обществе, на производстве. Первый этап необходимо рассматривать как время учёбы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде. Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности. Третий этап – этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь. В целом, можно заключить, что личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность их усваивает. Наиболее активно процесс социализации протекает в детском, юношеском и молодом периодах жизни личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *