Автостопом по галактике и вот еще что
Йон Колфер «Автостопом по Галактике. А вот ещё. »
Автостопом по Галактике. А вот ещё.
Язык написания: английский
Перевод на русский: — Н. Кудряшов (Автостопом по Галактике. А вот еще. ) ; 2012 г. — 1 изд.
Дуглас Адамс мечтал написать шестую часть «Автостопом по Галактике», — но, увы, не успел. Продолжение культового сериала хотели создать многие писатели, — но наследники Адамса предложили сделать это И. Колферу — давнему поклоннику «Автостопом по галактике» и автору не менее культового сериала о приключениях Артемиса Фаула. Своеобразный выбор? Или все-таки — Идеальный выбор? Вселенная велика — и в ней может случиться все что угодно. А иногда и то, чего не может случиться в принципе. Пантеон безработных богов, любимый всеми нами Галактический президент, влюбленный пришелец, компьютер со странностями и, конечно, неподражаемый А. Дент… и многое, многое другое. Что именно? Прочитайте — и узнаете!
Роман является заключительной частью знаменитого цикла Дугласа Адамса «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом». Написан с разрешения вдовы писателя
Номинации на премии:
номинант | Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Научная фантастика (317 голосов / 11.6%) |
Просто удивительно, насколько легко Йону Колферу удалось изуродовать стройное и изящное здание «Путеводителя. ». Я не представляю, какими мотивами руководствовалась вдова Адамса, отдавая окончание трилогии на откуп какому-то детскому писателю, но факт есть факт — мы получили то, что родилось в голове Колфера. А это ой как далеко от того, о чем писал незабвенный DNA.
«Генерал Аньяр Циста, признанный мастер ведения переговоров, заявил как-то раз, что, будучи на работе, не произносит ни одной фразы, в которой не было бы по меньшей мере одного «зарк», двух «дерьмо» и с полдюжины «жоп». » (цитата из сабжа)
В процессе прочтения этой книги зарождается и настойчиво крепнет убеждение, что вышеупомянутый генерал — не что иное, как проекция самого писателя. Я все понимаю: писатель он конъюнктурный (детский, чего уж там), а дети нынче уже совсем не те, что в конце 70-х упивались чтением книжки никому неизвестного тогда радиосценариста. Даже тогдашним хиппарям не снилось многое из того, о чем нынешние дети в раннем возрасте узнают из ящика с движущимися картинками. Но это ж не повод наводнять свое творение заднепроходным юмором и плохо завуалированным матом — в конце концов не все еще олдскульные фанаты Адамса отправились на поклон кумиру.
Эта проблема произведения, как и подавляющее большинство остальных, объясняется довольно просто: Колфер добросовестно изучил оригинальные пять книг, понадергав оттуда гэгов (понатолканных в итоге в книгу по принципу «вот тебе косточка, подавись уже!»), но так ничерта и не понял, отчего же произведение стало культовым в узких кругах мировой ноосферы.
Что же он умудрился зафейлить:
— Персонажей. Несмотря на то, что и сам Создатель постоянно подтрунивал над Артуром Дентом и Ко, это никогда не выливалось в неприязнь к ним. Зато это удалось Йону Колферу — персонажи не свои, не жалко. Вот и превратился Артур в статиста-нытика, Форд — в укурка, а Зафод — в просто тупицу. Жаль мне их.
— Идеи. «Трилогия в 5 книгах» ими полна под завязку. Это просто фонтан идей — свежих, оригинальных и до сих пор непревзойденных. Не знаю, почему-то от корабля с двигателем на темной материи мне захотелось скормить автора кровожадному звережуку с Трааля.
— Юмор. Что всегда прекрасно удавалось Адамсу — так это иронизировать над Жизнью, Вселенной и всем остальным. А уж способов достижения этой цели он знал просто несметное количество. Здесь иронии нет как класса — остались лишь натужные попытки пошутить. И чем больше старается автор, тем хуже получается. Особенное раздражение вызывают объяснения собственных шуток (Необходимое пояснение: автор боится, что читатель окажется неспособен оценить его сверхтонкий юмор), обычно превосходящие саму шутку по объему раза в два минимум.
Что ему удалось не зафейлить? Простите, мне только что вышибло память долькой лимона, в которую завернут большой золотой кирпич.
Боже, как бы я хотел увидеть у себя в руках переведенный Don’t Panic Нила Геймана, а не этот эквивалент куска древесины.
Должно признать, что автор очень неплохо сумел связать концовку пятой книги оригинала с началом своей. Это могло стать очень подходящим заделом для качественного продолжения, но собственно первые несколько десятков страниц являются самой адекватной и удобоваримой частью книги. Ибо дальше идет простое, неоригинальное обыгрывание знакомых героев, ситуаций и т.д. Все это частенько перемежается бранью. так слово «жопа» в разных вариациях повторяется десятка два раз. Присутствуют, к слову, и более усугубленные примеры ненормативной лексики. Сюжет книги, как в случае с оригиналом, преисполнен сатиры и абсурда. Но там где у Адамса превиалировал тонкий, английский юмор, у Колфера чаще правит балом юмор плоский, как доска.
Замечательная вещь! Уровень абусрдизма по накалу не уступает оригиналу. да, возможно что юмор слегка мигрировал в сторону «йумара» — ну дык и времена ведь совсем не те! Никто не знает как написал бы Дуглас наш Адамс сейчас.
Узелочки развязаны, ружья выстрелили, только вот из-под опущенного занавеса таки пробивается лучик, кагбэ намекая — «That’s NOT all, folks!»
«А вот еще. »
«А вот еще. » (англ. And Another Thing. ) — роман ирландского писателя Йона Колфера (англ. Eoin Colfer) из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».
«Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» [ ]
Вселенная велика — и в ней может случиться все что угодно. А иногда и то, чего не может случиться в принципе. Пантеон безработных богов, любимый всеми нами Галактический президент, влюбленный пришелец, компьютер со странностями и, конечно, неподражаемый А. Дент… и многое, многое другое. Что именно? Герои здесь превращаются в то, чем могли бы быть в оригинальных книгах, но так и не стали.
Конец планеты Земля ознаменовался началом новых странствий Артура Дента, Форда Префекта и всей честной компании. Правда, вторая версия Галактического Путеводителя за несколько минут до гибели Земли сотворила её виртуальную проекцию, где герои прожили долгую и счастливую жизнь, а потому возврат к миру истинному пришёлся им не столь по вкусу. Но представление должно продолжаться! В программе: боги Асгарда, корабли на тёмной материи, последняя колония землян во Вселенной, а также вогоны нормальные и не очень…
Шестая книга трилогии [ ]
Дугласа Адамса никак нельзя обвинить в том, что он не завершил «Автостопом по галактике». Он старался, как мог: растянул трилогию на пять книг и в финале стер Землю со всеми ее обитателями во всех возможных измерениях – чем не точка? Последняя книга «В основном безвредна» вышла в 1992 году, умер автор в 2001-м, и, в общем, совсем нельзя сказать, что его оборвали на полуслове. Но согласно легенде, незадолго до смерти Адамс говорил, что ему хотелось бы, чтобы история закончилась на какой-нибудь более веселой ноте, и даже подумывал о шестом томе. Продолжение культового сериала хотели создать многие писатели, — но наследники Адамса предложили сделать это И. Колферу — давнему поклоннику «Автостопом по галактике» и автору не менее культового сериала о приключениях Артемиса Фаула. Своеобразный выбор? Или все-таки — Идеальный выбор?
А вот ещё [ ]
Роман является заключительной частью знаменитого цикла Дугласа Адамса «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом». Написан с разрешения вдовы Адамса.
Автостопом по галактике и вот еще что
Посвящается Джеки, Финну и Шину,
которые скучают по мне,
Гроза окончательно стихла, только эхо грома отдавалось еще от далеких холмов — так человек произносит: «А вот еще…» минут через двадцать после того, как спор закончился не в его пользу.
Мы одолели пространство и время, чтоб снова встряхнуть этот дом до основания.
Мне хотелось бы поблагодарить Дугласа Адамса за то, что он помог мне видеть яснее и в новом измерении. И Джеки — с любовью! — за все ее идеи, наставления, поиски и находки, имевшие место в процессе написания этой книги, да и всех других книг за последние десять лет. Я благодарен также Софи и Эду за то, что они свели этот проект в единое целое, а еще Полли и Джейн — за их помощь и поддержку. Спасибо Алексу и Лесли, моим издателям, орлиный взгляд которых наверняка не обойдет вниманием этой благодарности. И, наконец, моему старому другу Теду Роучу, который познакомил меня не только с «Автостопом», но и с «Уайтснейком». Я перед ними в неоплатном долгу.
Если у вас на руках имеется экземпляр Путеводителя «Автостопом по Галактике», вам вряд ли захочется набрать на его кла-ВИ-атуре название этого издания для поиска в суб-эта-сети, поскольку, раз у вас есть экземпляр, вы и так уже наверняка знаете все об этой книге — самой замечательной из всех, издававшихся когда-либо крупнейшими издательствами Малой Медведицы. Тем не менее нужно признать, что на протяжении нескольких последних тысячелетий в рейтинге «Источников межгалактических конфликтов» первое место прочно принадлежит «Алчным ублюдкам-захватчикам с большими пушками», а за третье спорят «Вожделение представителей одних разумных видов представителями других» и «Неверное истолкование простейших намеков и жестов». Ну да, как говорится на Бетельгейзе, на бетельгейзианский вкус, на бетельгейзианский цвет…
И все-таки допустим на мгновение, что вас забросило в Порт-Брасту, до рейса у вас восемь часов, а на имплантированной кредитке не наберется даже на одну стопку «Пангалактического грызлодера», и что вы по какой-то причине не знаете ничего о той предположительно восхитительной книге, которую вы держите в руках, и вот вы — исключительно от скуки, разумеется — набираете в строке поиска Путеводителя «Автостопом по Галактике» слова «путеводитель „автостопом по галактике“», и что вы в результате всей этой фигни увидите?
Первым делом на дисплее появляется в ряби пикселей анимированная иконка, сообщающая вам, что по запросу имеются три результата, что само по себе не может не вызвать замешательства, поскольку ниже вы видите целых пять, пронумерованных в надлежащем порядке.
Необходимое пояснение.На всякий случай напоминаем, что в общепринятой системе исчисления числа расставлены в порядке возрастания, а не по творческому вдохновению. Фольфанганские слизни, например, оценивают величину числа по изяществу его очертания. В результате кассовые чеки фольфангангских супермаркетов можно использовать в качестве разноцветных лент для украшения, но их экономика обрушивается с частотой примерно раз в неделю.
Каждому из этих пяти результатов соответствует объемистая статья, сопровождаемая многочисленными аудио- и видеофайлами, включая инсценировки с участием знаменитых артистов.
Так вот, эту книгу ни одна из пяти статей не описывает.
Однако если вы, игнорируя всплывающие баннеры с предложениями продать свою почку или нарастить свое достоинство, домотаете до конца последнюю, пятую статью, вы доберетесь до набранной самым мелким шрифтом строчки: «…и если вам все это понравилось, возможно, вы были бы не против прочитать…» И если вы потретесь своей персональной иконкой по этой строчке, вам откроется чисто текстовое приложение… Ну, не совсем все-таки текстовое: аудио в нем действительно нет, а видео все-таки есть — любительское, снятое каким-то студентом-режиссером у себя в спальне, причем занятые актеры получили свой гонорар сандвичами.
Вот история этого приложения.
Насколько нам известно…
В один прекрасный (или не совсем — это как посмотреть) день Правительство Галактической Империи, собравшись за ведерком радужных крабов, решило, что в одном не слишком популярном уголке Западного Спирального Отростка Галактики необходимо проложить гиперпространственную магистраль. Обосновывалось это решение преимущественно гипотетическими транспортными проблемами далекого будущего, но на самом-то деле имело целью трудоустроить нескольких министерских кузенов, вечно ошивающихся вокруг правительственного квартала. К сожалению, на пути прокладки магистрали случилась Земля, и на ее уничтожение с помощью хирургически точного термоядерного воздействия была послана флотилия лишенных фантазии и сострадания вогонов.
Йон Колфер «Автостопом по Галактике. А вот ещё. »
фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Астрель-СПб * Выход: июль 2012
Автостопом по галактике. А вот ещё.
Сюжет: Конец планеты Земля ознаменовал начало новых странствий Артура Дента, Форда Префекта и прочей честной компании. Правда, вторая версия Галактического Путеводителя за несколько минут до гибели Земли сотворила её виртуальную проекцию, где герои прожили долгую и счастливую жизнь, а потому возврат к миру истинному пришёлся им не слишком по вкусу. Но представление должно продолжаться! В программе: боги Асгарда, корабли на тёмной материи, последняя колония землян во Вселенной, а также вогоны нормальные и не очень.
Достойно продолжить культовый цикл другого автора — задача нетривиальная, а писателей, которые с ней справились, и вовсе единицы (из последних на ум приходит разве что Брендон Сандерсон). Провалов не в пример больше, причём маститость «продолжателей» значения не имеет (вспомним хотя бы «больших Б» — Бира, Бренфорда, Брина с их унылыми вариантами азимовской «Академии»).
В случае же «Автостопом по галактике» в принципе непонятно, о чём думали наследники автора, давая согласие на сиквел. Дуглас Адамс писал фантастику по-настоящему «взрослую», насквозь английскую, причём юмористическую, да ещё и на грани абсурдистской прозы. Кроме Терри Пратчетта, на ум не приходит ни один писатель, способный на такое. А уж то, что «шестую часть трилогии» (как гласит надпись на обложке) доверили Йону Колферу, известному по ухудшающемуся от тома к тому детскому циклу об Артемисе Фауле, и вовсе подорвало доверие к новинке ещё до начала чтения.
Тем сильнее удивление, когда осознаёшь, что половина книги проглочена, а ругать кого бы то ни было за желание «срубить» ещё больше денег на знаменитом цикле вовсе не хочется! Йон Колфер чётко понимал, что он не Адамс, что точно так же ему не написать, а потому он не просто попробовал стилизовать свой текст под Адамса, не просто вписал ещё один роман в «автостопную» вселенную, а переосмыслил всю её целиком в духе современности. «А вот ещё» — это «Автостопом по галактике» XXI века (нельзя забывать, что первые четыре оригинальные книги вышли ещё в 1980-х).
И уже не удивительно, что, собственно, от самого путеводителя остались лишь отдельные ёрнические вставки, в которых как бы звучит «голос» интерактивной книги. Адаптация под современность повлияла и на построение текста, и на описываемые реалии, часть которых у Адамса (сочинявшего в традиции классической НФ) была бы просто невозможной. Бо льшая стройность сюжета — и вместе с тем бо льший градус безумия, в котором Колфер временами превосходит самого Адамса. Виртуальные реальности и боги вместо параллельных миров и инопланетян. Проблема детей и матерей (с отцами заодно) вместо поисков смысла жизни. Колфер переосмысливает и развивает многие концепции Адамса (оскорбляющего всех и вся инопланетянина, вогонов, невероятностный привод), причём подчёркнутая английская сдержанность Адамса сменилась не менее подчёркнутой «ирландскостью» Колфера. А ирландцы, как известно, ребята буйные и местами даже грубые, из-за чего в текст пролезли отдельные шутки ниже пояса и прямой мат (который, впрочем, может быть «заслугой» переводчика).
Также интересно, что Колфер явно привносит в адамсовский текст концепции из уже упоминавшегося Пратчетта (их немало, и все они завязаны на любимую шутку сэра Терри о вероятности событий), что превращает «А вот ещё» в гипертекст, связывающий разные миры, вселенные и книги. На тот же эффект работают и боги. Сцена приёма на работу божества, подходящего для земной колонии, — одна из лучших в романе (Ктулху фхтагн!).
Есть, однако, в книге Колфера и то, что далеко не всем придётся по вкусу. В первую очередь это снижение до нуля роли Артура Дента. Если у Адамса события так или иначе строились с участием этого героя, то в «А вот ещё» он подвизается в роли статиста, просто для отчётности — а вот и Артур Дент, получите и распишитесь.
Итог: На удивление хорошее продолжение восхитительного цикла. Как и в последних томах оригинального пятикнижия, откровений ждать не стоит, но сам подход Колфера к наследию Дугласа Адамса вызывает уважение.
Похожие произведения |