Айкидо это что такое простыми словами
Айкидо
Айкидо — боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.
История возникновения айкидо
Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания – 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.
Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.
Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.
Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.
Философия и принципы айкидо
Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.
Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.
Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.
К основным принципам айкидо относятся:
Стили айкидо
Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.
На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:
Техника айкидо
В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:
Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.
Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.
Кэйгори состоит из трех элементов:
Пояса в айкидо
В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.
Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».
Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Айкидо».
Айкидо
Морихэи Уэсиба:
Чтобы прийти к высшей правде,
нужно непрерывно и всем сердцем
добиваться искренности.
Уэсиба Дзюку Айки-Дзю-дзюцу; Айки Бу-дзюцу, Кобукаи Айки-будо, Тэнсин Айки-Будо, Такэмусу Айки.
Коити Тохэй, Годзо Сиода, Морихиро Сайто, Сёдзи Нисио, Сейго Ямагучи, Минору Хираи, Киссёмару Уэсиба, Моритэру Уэсиба, Минору Мотидзуки, Хироси Тада, Масатакэ Фудзита, Сигэнобу Окумура, Кэндзи Томики, Нобуёси Тамура, Мицуги Саотомэ,Сэйсиро Эндо,Митио Хикицути,Сэити Сугано,Ёсимицу Ямада,Хирокадзу Кобаяси, Кристиан Тисье, Стивен Сигал, Ясунари Китаура
Айкидо [1] акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».
Содержание
Этимология
Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:
«Айки» означает «соединиться с силой; стать одним целым с силой универсальной энергии; стать одним целым с энергией жизненной силы». [3] Совместно все три иероглифа примерно означают «путь к гармонии духа». Морихэй Уэсиба говорил о названии следующее:
Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального Будо – Айкидо, хотя само слово «Айки» известно с древних времен. Однако, смысл, который вкладывали бойцы Будо в это слово раньше принципиально отличается от моего.
История
Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.
Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.
В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.
Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу(Айкидо). <Ай>— это единство и гармония всего в природе.
Философия айкидо
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.
О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию айкидо на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией, что приводит к дисгармонии. В Айкидо агрессия нивелируется. Мастер айкидо во время нападения использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.
Принципы айкидо
Оружие в айкидо
Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:
Система рангов в айкидо
Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться — например, в реальном айкидо их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.
Айкидо Айкикай
Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.
В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.
Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется всё большей популярностью.
Другие организации айкидо
Основатель Айкидо говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.
Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу айкидо, были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.
Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.
Направления, получившие наибольшее распространение:
Айкикай
Ёсинкан
Син-син-тоицу Айкидо
Ивама-рю
Томики-Рю
Нисио Будо
Что такое Айкидо?
Что такое Айкидо?
Всякий раз, когда я двигаюсь, это — Айкидо.
О-Сенсэй Морихей Уэсиба
Айкидо — японское боевое искусство, разработанное Морихеем Уэсиба (часто употребляемое его звание ‘ О-Сенсэй ‘ или ‘ Великий учитель ‘). На физическом уровне это — искусство, включающее некоторые броски и захваты, заимствованные из Дзю-Дзюцу и некоторых бросков и других методов, производных из КенДзюцу. Айкидо фокусируется не на ударах ногами или руками противников, а скорее на использовании их собственной энергии для
их контроля или броска далеко от Вас. Это — не статическое искусство, внимание акцентируется на движении и динамике перемещения.
При более близком рассмотрении, занимающиеся найдут в Айкидо, то, что они ищут, будь то методы самозащиты, духовное просвещение, физическое здоровье или спокойствие духа. О-Сенсэй подчеркивал физические и духовные аспекты этого искусства, акцентируясь на проявлениях гармонии и мира. «Путь Гармонии Духа » — один из способов, которыми слово «Айкидо» может быть переведено на русский язык. Это верно для Айкидо и сегодня, хотя различные стили уделяют духовные аспектам большее или меньшее внимание. Хотя идея относительно воинского искусства, борющегося за мир и гармонию может показаться парадоксальной, это — самый главный принцип искусства.
Мы могли бы делать попытку перевести слово Айкидо большим количеством слов, но это не будет делать, оставим это занимающимся Айкидо, чтобы они сами выяснили, чем Айкидо является для них без любых предвзятых понятий.
Каковы различные стили в Айкидо?
Нет никаких стилей Айкидо. Это — как пирог.
Вы можете нарезать его треугольничками или
квадратиками или просто ковырять его вилкой,
но это — все равно будет пирогом!
Айкидо было первоначально разработано одним человеком, О-Сенсеем. Многие студенты, обучавшиеся у О-Сенсэя, решили распространить знание об Айкидо, открывая свои собственные додзе. Отдавая должное динамичному характеру Айкидо, различные студенты О-Сенсэя интерпретировали его Айкидо различными способами. Таким образом были рождены различные стили Айкидо. Более общие стили перечислены здесь наряду с кратким объяснением особенностей стил я. Каждый стиль имеет собственные сильные и слабые стороны, но все исходят из одних и тех же базисных понятий, которые делают Айкидо уникальным искусством, которым оно является. Ни один из стилей не должен рассматриваться более сильным или слабым по отношению к любому другому, а скорее каждый должен найти стиль, который лучше всего подходит ему. Внешние факторы типа географического положения конечно могут ограничивать Ваш выбор. Независимо от того, какой стиль Вы выберете, Вы будете обучаться частной интерпретации вашего инструктора, и Вы будете разрабатывать ваше собственное Айкидо. Можно сказать, что стилей Айкидо столько, сколько людей им занимается.
Так как этот список весьма спорный, для того, чтобы не искать себе работы, мы ограничим наше рассмотрение Айкидо, обозначением стилей, в которых ясно прослеживается их происхождение от Уэсиба О-Сенсэя. Классификация по категориям довольно произвольна.
«Старые» Школы
Здесь мы перечислим школы, которые развились из довоенных форм обучения.
Айки-Будо
Это — название, данное искусству О-Сенсэем, обучавшим ему на ранних этапах. Оно очень близко по стилю к ранее существовавшим формам Дзюцу типа Дайто-Рю. Айки-Дзюцу рассматривается как одна из наиболее сложных форм Айкидо.
Большинство ранних студентов О-Сенсэя начали с этого вида, и многое из ранней заграничной практики было в этом стиле (например обучение Эбби-сенсэя в Англии в 50х годах).
Йосейкан
Эта форма была разработана Минору Мочизуки(Minoru Mochizuki), одним из первых студентов О-Сенсэя и Кан О-сенсэем в Кодокане.
Этот стиль включает элементы Айки-Будо с аспектами Каратэ, Дзюдо и других искусств.
Йошинкан
Это стиль, которому обучал недавно Гозо Сиода(Gozo Shioda). Сиода-сенсэй обучался с О-Сенсэем в середине 30х годов. После войны, он был приглашен начать обучать и сформировал организацию известную как Йошинкан. В отличие от намного более поздних организаций, Йошинкан всегда сохранял дружественные соотношения с Айкикай и в течение и после жизни О-Сенсэя.
Йошинкан — более сложный стиль Айкидо, имеющий отношение к практической эффективности и физически крепким методам. Ему обучаются во многих отделениях японской полиции.
Международная организация связанная с Йошинкан стилем Айкидо, известна как Йошинкан, и имеет действующие отделения во многих частях мира. В недавние годы, появился ряд ответвлений этого стиля, обычно разрабатываемых по политическим причинам.
«Современные» Школы
«Традиционные» Школы
Айкикай
Ивама-Рю
«КИ» Школы
Один из наиболее значимых расколов в Айкидо мире происходил в 1974 когда Коичи Тохей(Koichi Tohei), затем главный инструктор в Айкикай, оставленном в той организации, основал Ки но Кенкюкай, чтобы обучать Айкидо с сильным акцентированием на концепциях Ки. С того времени, началось небольшое взаимодействие между традиционными школами и Ки школами.
Все эти искусства имеют тенденцию относиться к себе как Ки Айкидо, даже при том, что между некоторыми стилями нет ничего общего.
Син-Син Тоитсу Айкидо
Стиль, основанный Коичи Тохей(Koichi Tohei) — Айкидо объединенных мысли и тела. Тохей сэнсей много внимания уделяет понятию Ки и разрабатывает этот аспект независимо от обучения Айкидо применительно к общему здоровью и ежедневной жизни
Этот стиль — один из самых мягких стилей Айкидо и характеризуется мягкими перемещениями, которые часто включают в себя прыжки в процессе выполнения техник. Большинство школ не имеет отношения к практическому приложению методов, рассматривая их как средство для дальнейшей разработки Ки.
Недавно Тохей сенсэй отошел еще дальше от Айкидо и посвятил себя почти исключительно обучению Ki. Судя по последним новостям Ки но Кенкюкай вышел с инициативой сделать Син-Син Тоитсу Айкидо Международным спортом для соревнований.
«Спортивные» cтили
Один из больших переломных моментов в Айкидо хронология произошел в течение жизни О-Сенсэя, когда Кендзи Томики(Kenji Tomiki) предложил «рационализировать» Айкидо путем обучения использованию Ката и проведения соревнований. Начиная с того времени, было очень немного общего между Томики школами и основной линией Айкидо школы.
Недавно появился ряд ответвлений Томики-Рю, которые отказались от идеи соревнования.
Томики-Рю
Может ли Айкидо использоваться для самозащиты?
» Опытные в бое, не станут сердиться,
Опытные в победе, не станут бояться.
Таким образом мудрость побеждает до схватки,
в то время как невежда борется, чтобы победить. «
Занимает ли Айкидо большее время для совершенствования, чем другие военные искусства?
«Если бы Вы знали, какое время мной было затрачено на то,
чтобы достичь моего мастерства, оно бы не казалось
таким замечательным.»
Микеланджело
Простой ответ — «да». Через год занятий каратэ\таэквондо\кемпо Вы возможно будете бороться намного лучше чем прежде. Уйдет примерно год на то, чтобы Вы чувствовали достаточное удобство использования в реальной жизни искусства Айкидо.
Комплексный ответ — «Нет» в смысле, что я не думаю, что кто-либо чувствует что он становится мастером в искусстве. Если же это не так, то либо человек прекратил свой рост в искусстве, либо оно слишком просто. Читая автобиографию Фунакоси Вы определенно чувствуете, что он не чувствует себя мастером и смущен тем, что его таковым считают.
Старая история могла бы сообщать Вам нечто относительно умонастроений, которые должны быть при изучении военных искусств: Молодой мальчик путешествовал по Японии к школе известного военного мастера. Когда он достиг додзе, он был принят сенсэем.
» Что Вы желаете? » спросил мастер.
» Я желаю быть вашим учеником и стать самым прекрасным каратистом в стране, » ответил мальчик. » Как долго я должен учиться? »
» Десять лет по крайней мере, » ответил мастер.
» Десять лет — длительное время, » сказал мальчик. » Что, если я буду заниматься в два раза больше всех ваших других студентов? »
» Двадцать лет, » ответил мастер.
» Двадцать лет! Даже если я буду заниматься днем и ночью со всем моим усилием? »
» Тридцать лет, » был ответ мастера.
» Как может быть что когда я говорю, что я буду работать интенсивнее, Вы сообщаете мне, что это будет занимать больше времени? » спросил мальчик.
» Ответ прост. Когда один ваш глаз смотрит на цель, остается только один глаз, чтобы найти Путь. »
Лучше ли Айкидо чем каратэ\дзюдо\любое другое военное искусство?
Хотя имеются много путей
У подножия горы
Все те, кто достигают вершины
Видят ту же самую луну.
Это — чрезвычайно спорный вопрос, вызвавший много горячих споров в конференциях типа rec.martial-arts.
Ответ на этот вопрос очень субъективен — изучающие любое боевое искусство имеют тенденцию превозносить один вид над любым другим (иначе они бы занимались изучением другого боевого искусства).
Имеется много различных, но в равной степени справедливых причин для изучения любого боевого искусства, типа для самообороны, для духовного роста или просвещения, для общего здоровья, для уверенности в себе. Различные боевые искусства, и даже различные стили внутри конкретного боевого искусства, подчеркивают различные аспекты.
Следовательно ‘лучше’ действительно зависит от того, что вы желаете получить от боевого искусства. Даже учитывая это различие, это все еще очень субъективный вопрос так возможно, лучше бы каждый спросил себя ‘лучше ли Айкидо чем любое другое боевое искусство *для меня *? ‘
Ответ на этот вопрос сугубо индивидуален. Остальная часть этого документа может помочь Вам найти ответ на этот вопрос.
Другой способ отвечать на этот вопрос — просто говорить, ‘ Нет, Айкидо — не лучше или хуже чем любое другое военное искусство. Оно просто другое.’
Могу я изучать другое военное искусство одновременно с Айкидо?
Питайтесь правильно, регулярно упражняйтесь — все равно умрете.
Да. Нет проблем в изучении нескольких боевых искусств одновременно, но есть одна вещь, которую не стоит упускать. Если Вы не получили себя серьезную основу в одном боевом искусстве сначала, Вы оконфузитесь, когда Вы начнете изучать второе искусство. В результате вероятно, что ваш прогресс в обоих боевых искусствах будет медленнее того, как если бы Вы изучили сначала одно и затем другое.
Есть ли в Айкидо соревнования?
«Я люблю высоких людей. Я люблю превращать их в маленьких людей.»
Томики Айкидо сенсэй
Часто упоминается, что в Айкидо нет никаких соревнований. Основатель Айкидо (Морихей Уэсиба, или O Sensei) чувствовал, что соревнования несовместимы с Айкидо, но это не подразумевает, что все должны соглашаться с этим.
В одном популярном стиле, Томики Айкидо, есть соревнования. Однако они не рассматриваются как фундаментальная часть стиля. С другой стороны, в большинстве Айкидо школ нет никаких соревнований.
Это » рабочее партнерство » является также необходимым для a), минимизации возможности увечий при осуществлении потенциально опасных приемов Айкидо, и b), чтобы разработать способности партнеров к «страховке» — быть расслабленным и способным позаботиться о себе при падении или броске в схватке.
Айкидо. Краткий справочник
Основные сведения об айкидо: история, философия, стили, техники
История и философия айкидо
Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — японская система физических и духовных практик, созданная Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений.
Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа». Название айкидо состоит из трёх иероглифов (яп.): ай (合) — соединение, гармония; ки (気) — духовная сила; до: (道) — путь.
Морихэй Уэсиба (14 декабря 1883 года — 26 апреля 1969 года) — создатель боевого искусства айкидо. Родился в городе Танабе в Японии. Последователи также его называют Основатель или Великий учитель (О:сэнсэй).
Айкидо создано Уэсибой на основе элементов традиционных японских единоборств Дайто-рю Айки-дзюцу, кэн-дзюцу и дзё-дзюцу.
Основной принцип айкидо как системы самообороны— использование силы (Ки) противника против него самого. В айкидо используются броски (нагэ-вадза), болевые удержания (осаэ-вадза), удары (атэми). Также характерной чертой айкидо являются круговые движения при уходе с линии атаки и выведение противника из равновесия (кудзуси).
Своё начало айкидо берёт в Дайто-рю Айкидзюцу, но начинает расходиться с ним уже в конце 1920-х, отчасти из-за влияния учения Оомото на Уэсибу. В записях его первых учеников регулярно используется термин айки-дзюдзюцу.
Морихей Уэсиба считается создателем айкидо в его современном виде. Он превратил это секретное боевое искусство в массовый вид спорта. Система Уэсибы представляет собой комплекс из нескольких тысяч приемов, использующих в основном болевые захваты и «замки» рук с последующим броском. Наряду с приемами айкидзюцу в основу разработанной Уэсибой системы было также положено искусство джиу-джитсу в традициях школ боевого искусства дайторю и киторю. Уэсиба успешно синтезировал достижения этих школ, творчески обобщил многовековой опыт боевых искусств Японии, усовершенствовал многие известные приемы, сведя их в стройную систему, создал философию, психологию и этику айкидо на основе синтеза ряда религиозных учений – синтоизма, буддизма и др.
Уэсиба подчеркивал миролюбивый характер искусства самозащиты и утверждал, что подлинное боевое искусство не должно опираться на грубую силу, способную только разрушать, что истинны лишь те виды единоборства, которые облагораживают самого мастера. Подход к этой системе как к определенному «пути» морального и психофизического совершенствования человека отразился в самом названии основанной Уэсибой системы, в котором традиционное обозначение боевых искусств – «дзюцу» (искусство, техника) – было заменено на «до» (путь).
9 февраля 1948 Министерство образования Японии дало разрешение Уэсибе на создание международной организации «Айкикай». Тогда же главный додзе (помещение для занятий; дословно – место, где следуют пути) в Токио был переименован во Всемирный центр айкидо.
Старшие ученики Уэсибы используют разные подходы к практике айкидо, в немалой степени зависящие от их времени обучения у него. Сегодня айкидо встречается во всём мире в виде нескольких стилей, с широким диапазоном толкования техник и смещением акцента к разным его областям. Однако все их объединяют принципы, сформулированные ещё Уэсибой, включающие заботу о нападающем и уделение основного внимания духовному, а не физическому развитию.
«Айкидо – это не боевое искусство для борьбы с врагом, это не техника для уничтожения противника. Это путь, по которому мир придет к гармонии и человечество станет единым»
«Путь Айкидо не имеет предела. Я сам ощущаю себя каждый день всего лишь учеником».
М. Уэсиба
Айкидо не просто искусство самозащиты, его техника и движения пронизаны элементами философии и психологии, законами динамики. Поэтому, овладевая приемами, ученики тренируют разум, укрепляют и поддерживают здоровье и развивают доверие к себе. В айкидо чисто физическая сила не работает, она всегда контролируется сознанием. Поняв и освоив искусство манипуляции чужим сознанием, можно управлять соперником, используя его силу. Поэтому высокое мастерство айкидо позволяет женщине и даже ребенку нейтрализовать физически крепкого мужчину.
Из духовного наследия Морихэя Уэсибы
Айки – это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.
Секрет айкидо – в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет айкидо, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: “Я и есть Вселенная”.
Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник ни атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.
Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».
Айкидо – это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.
Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. «В любви нет противоречия. У любви нет врага». Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.
Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его будо – это будо разрушения. Это не созидательное будо. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного – не истинное будо. Истинное будо не знает поражения. «Непобедимый» означает «никогда не сражающийся».
Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой. Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное будо заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, – это придерживаться этого пути.
У Уэсибы из айкидо нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать будо означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного будо нет ни противников, ни врагов. Истинное будо – в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.
Я спокоен, как бы и где бы меня не атаковали. Я не привязан ни к жизни, ни к смерти. Я предоставил все Провидению Божьему. Находясь между привязанностью к жизни и смерти, предоставьте все Создателю, и тогда, когда вас атакуют, и тогда, когда живете обычной жизнью.
В Айкидо мы контролируем сознание противника до того, как увидим его. Мы притягиваем его к себе. Мы идем по жизни с таким притяжением нашего Ки и пытаемся установить полный взгляд на мир.
Айкидо, лишенное привязанности к чему-либо, поддерживает и защищает все сущее в этом мире, не делая различий.
«Победа» для нас – это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия.
Каждый день человеческой жизни содержит радость и гнев, боль и удовольствие, темноту и свет, рост и распад. Каждый момент оставляет неизгладимый след в соответствии с великим замыслом природы. Не отрицайте и не выступайте против космического порядка вещей. Радостно, с нетерпением ждите каждого нового дня и примите все, что бы он ни принес
Практика и техники Айкидо
Традиционно айкидо относится к боевым видам искусства, но по своей сути оно есть шаг в развитии будо в сторону воцарения в мире гармонии и рассматривания конфликта, который является неотъемлемой частью жизни, в качестве дисбаланса, который необходимо разрешать на основе доброй воли. Айкидо уважает право каждого человека на безопасность и здоровье и исключает наказание и месть.
Айкидо базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип несопротивления, поскольку чем сильнее сопротивление, тем агрессивнее нападение. На него опираются в различных боевых искусствах наряду с положением, что каждое прямолинейное воздействие на человека обязательно встречает ответную реакцию. Айкидо предлагает двигаться по траектории атаки («Позвольте противнику идти и поворачиваться, когда он хочет, помогите ему согнуться в том направлении, в каком он хочет, а потом дайте ему возможность упасть там, куда он стремится»).
В айкидо принято, что любой человек обладает жизненной энергией (Ки), которую можно направить в нужную сторону, если сосредоточить ее в хара (центре). В соответствии с этим в айкидо единый для разных боевых искусств принцип несопротивления трансформируется в принцип ведущего контроля («Не препятствуйте движению своего противника в любом направлении, дайте ему возможность двигаться туда, куда он хочет, но любое его движение должно происходить под вашим контролем. Нельзя расслаблять внимание»).
Айкидо – это прежде всего гармония, без нее оно становится обычным спором для выяснения того, кто сильнее или быстрее. При атаке гармония нарушается, айкидо преследует цель ее восстановления. Принцип ведущего контроля и есть первый шаг на пути решения этой задачи. С его помощью можно переориентировать действие в нужное направление и контролировать его.
Айкидо активно использует энергию Ки, которая концентрируется в хара и распространяется вовне. Эти два принципа (сосредоточения и выброса Ки в нужном направлении) предполагают кругообразность и сферичность действия. Атака направляется по многочисленным кругам, центром нейтрализации которых является хара. Поэтому многие приемы в айкидо строятся на вращении, бросках в круг, еще раз подтверждая, что прямолинейный (поэтому и самый короткий) путь не всегда самый действенный и эффективный.
В основе айкидо лежат плавные движения, которые похожи на поток воды, которая, несмотря на свою мягкость и податливость, может быть и разрушительной. Мастер, как водой, заполняет пространство, в котором нападающее и защищающееся действия сливаются и далее управляемые защитой направляются против агрессора. Принцип слияния – еще один принцип айкидо. Являясь фактором обороны, он, кроме того, содержит и психологический аспект: мастер как будто видит сознание соперника и чувствует, что тот хочет сделать. В обыденной жизни мы бы сказали, что мастер айкидо может поставить себя на место другого, способен к сопереживанию («В айкидо мы контролируем разум противника прежде, чем видим его, т. е. мы как бы поглощаем его»).
Морихей Уэсиба О Сэнсэй-Редкая Демонстрация Айкидо (1957)
Используя технику базовой практики, практикующие айкидо фокусируются на выбранных по физическим признакам точках отсчета: на дыхании, балансе поля и ощущении земного притяжения.
Дыхание – длинный выдох, направленный вниз по направлению к хара или к центру Земли.
Баланс поля исследуется с помощью вопроса: «Равна ли передняя сторона моего поля задней?»
А ощущение земного притяжения – с помощью вопроса: «Могу ли я почувствовать ощущение земного притяжения в собственном теле?»
Использование дыхания
Многие медитативные практики и техники расслабления используют дыхание, чтобы сосредоточить внимание. В рамках базовой практики айкидо сосредотачиваются на выдохе. Выдох используют, чтобы направлять желание вниз по направлению к хара, точке в центре живота, на пару сантиметров ниже пупка.
Балансировка энергетического поля
Каждое тело окружено энергетическим полем. С научной точки зрения поле может быть измерено как некоторое количество тепла, излучаемого телом, и оно представляет наши энергетические отношения с окружающим миром.
Чтобы ощутить поле, необходимо начать с переключения внимания на тело. В самом поле собрано много личного опыта, более того, размер поля может существенно варьироваться. Мы располагаемся в энергетическом поле по большей части фронтально, поскольку зрение – доминантная форма нашего восприятия. Ограниченная перспектива также может сказаться на энергетическом видении себя: мы ощущаем только плоскую, поверхностную, фронтальную часть поля, игнорируя заднюю и нижнюю составляющие тела. Для получения более однородного самоощущения в практике айкидо используется вопрос: «Равна ли передняя сторона моего поля задней?» При постановке такого вопроса внимание переключается на заднюю сторону, и в какой-то момент туда идет больше энергии.
Ощущение земного притяжения
Третья составляющая триады концентрации в айкидо – земное притяжение. Мы можем в любое время переключить наше внимание на ощущение земного притяжения. Для этого используется вопрос: «Могу ли я почувствовать ощущение земного притяжения в собственном теле?» Когда мы пытаемся поднять собственный вес, то понимаем, что он достаточно большой. Это ощущение земного притяжения – использовать минутку и почувствовать собственный вес.
Энергетическое поле и взгляд
Наше поле посылает внешнему миру определенное сообщение. Можно обнаружить, что то, что люди говорят на вербальном уровне, и то, что они передают с помощью поля, не всегда соответствует друг другу. Такое несоответствие порождает смущение и стресс в отношениях. Другой человек должен решить, будет ли он полагаться на то, что мы говорим, или на то, что выражает поле. Наши глаза – это ворота к ошеломительному количеству энергии ки.
Не смотри в глаза противника, или его глаза притянут твой разум. Не смотри на его меч, или ты будешь убит этим мечом. Не смотри на него, или твой дух растворится. Настоящее будо – это культивирование внимания… таким образом мы втянем противника в себя.
Морихэй Уэсиба
В этом видеоролике из фильма «Ame agaru» (После дождя) отражена сущность айкидо и его корни, связанные с боккеном и катаной. Оставаться спокойным, чтобы противостоять атаке и сражаться только тогда, когда нет выбора, стараясь нанести как можно меньше урона.
Стили айкидо
В настоящее время в мире практикуют тридцать стилей айкидо, основная часть которых разработана учениками и последователями Морихеи Уесибы в разное время, причем они отличаются некоторыми особенностями и в плане техники, и в методике обучения.
В бытность основателя айкидо – О’Сэнсэя Уесибы, который через призму созданного им нового боевого искусства видел Будо («путь воина») – разделение на стили отсутствовало.
Но в ходе жизни великого мастера его понимание и, соответственно, подходы к тренировкам и техникам претерпевали изменения. Если первоначально большее значение придавалось высокой физической подготовке, акцентировалась практическая направленность айкидо, то в последующие годы стали отдавать приоритет философским, этическим и метафизическим мировоззрениям и концепциям.
Ученики, которые проходили обучение непосредственно у Морихеи Уесибы в разные периоды его жизни, неодинаково воспринимали айкидо и передавали своим ученикам собственное его понимание. В настоящее время появились стили айкидо, которые сформировали и практикуют не прямые ученики О’Сэнсея, а мастера, учившиеся у его учеников. Поэтому между стилями могут отмечаться очень существенные различия.
Самые популярные стили Айкидо
1) Айкикай
Направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба. Это наиболее распространенный стиль айкидо, который более всего соответствует тому боевому искусству, которое создал М. Уесиба. Помимо внука Уесибы, Моритэру Уесибы, возглавляющего федерацию, в этом стиле работают Сэйсиро Эндо, Сэйсэки Абэ и др.;
2) Ёсикан
Силь, созданный сыном основателя дзюдо Годзо Сиодой еще при жизни великого мастера. Характерной особенностью этого стиля является жесткость техник Кобукана (додзё Уесибы), в котором Уесиба проводил свои занятии до Второй мировой войны. Поэтому техники стиля Ёсикан более всего похожи на техники Айки-дзюцу, на которых основано айкидо;
3) Син-син-тоицу айкидо (Ки-айкидо)
Стиль появился в 1974 г., разработан Коичи Тохэем, который в свое время был главным инструктором в Федерации Айкикай и который оставил ее и основал собственную школу. В ней значительное внимание уделяется философии и этике айкидо, заложенные Уесибой;
4) Томики-рю
Основатель стиля – Томики Кэндзи. Стиль представляет собой синтез айкидо и дзюдо, в котором на разных дистанциях используются разные приемы (на ближних – дзюдо, на дальних – айки-дзюцу). Как и в стиле Ёсинкан, в Томири-рю упор делается на жесткости техник, на физическую подготовку – общую и специальную. Кроме того, этот стиль отличает от большинства других организация соревнований как главного критерия оценки степени владения айкидо.
Краткий справочник по Айкидо
Краткий словарь
Иерархия в айкидо
Основатель и дошу
Уэсиба Моритеру
(род. 02.04.1951)
Третий Дошу
Высшие ученические и мастерские разряды
Начальные ученические разряды
Занятия айкидо
На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:
Команды, применяемые на занятиях
Техники и приемы
Направления, стороны и уровни:
Положения тела и стойки:
Перемещения в пространстве:
Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»
Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый
Способы удержания и контроля противника:
Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя
Aikido & Daito-ryu Aiki-jujutsu
Документальные фильмы и интервью с мастерами айкидо, а также видеоролики о других боевых искусствах из Японии.
Aikido Journal
Официальный ютуб канал журнала «Айкидо»
Aikidoflow
Короткие видеоролики на тему айкидо. Применение айкидо на практике для самообороны