фамилия какого русского изобретателя стала именем нарицательным и теперь так называют изобретателей
Что изобрел Кулибин? (5 фото)
Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.
Водоходное судно
В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.
Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.
В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.
Винтовой лифт
Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.
В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.
Теория и практика мостостроения
С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.
Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.
В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.
По мосту через Неву
Несмотря на то что ни одно серьезное изобретение Кулибина так и не было оценено по-настоящему, ему повезло значительно больше, чем многим другим русским самоучкам, которых либо не допускали даже на порог Академии наук, либо отправляли восвояси со 100 рублями премии и рекомендацией больше не лезть не в свое дело.
Иван Кулибин и кулибины
Но если говорить о самом сильном впечатлении детства, это были часы.
Когда удалось отремонтировать дорогие «репетичные» часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору И. Я. Аршеневскому, клиентами Ивана стала вся местная знать.
ЦИФЕРБЛАТ ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ
1 апреля 1769 года шедевр часового искусства, плод пятилетней работы был представлен императрице. Часы величиной с утиное яйцо были заключены в затейливую золотую оправу. Их механизм состоял из 427 частей. Каждые пятнадцать минут часы отбивали время, причем процесс сопровождался музыкой. Но главным, сказали бы сейчас, ноу-хау Кулибина был крохотный театр-автомат, вмонтированный в циферблат.
А модель уникального моста простояла в академическом дворе 17 лет.
Да только ли с мостами трагически не везло гению-одиночке.
Его «водоход» ( речное судно с вододействующим двигателем, которое «шло противу воды, помощью той же воды, без всяко посторонней силы»), официально признанный «обещающим великие выгоды государству», был за 200 рублей продан с публичных торгов на слом.
На постройку «дальнеизвещающей машины», оптического телеграфа, вызвавшего фурор среди специалистов, в Академии наук «не нашлось» денег. И после демонстрации он был сдан в Кунсткамеру.
Попытку конструктора наладить серийный выпуск планетных часов на Купавинской часовой фабрике тоже не поддержало правительство.
И даже восторженный отзыв известного хирурга И. Ф. Буша о созданных Кулибиным «механических ногах», чудо-протезах, не помог внедрить протезы в практику.
(Их носил офицер Сергей Васильевич Непейцын, потерявший ногу при штурме Очакова в 1788 году, а за службу в Отечественную войну 1812 года удостоенный военного ордена Св. Георгия IV класса и Золотой шпаги с надписью «За храбрость».)
Крупные проекты стоят недешево. Без поддержки сильных мира сего не обойтись. Потому Кулибин, обладавший, как писал его первый биограф П. П. Свиньин, «умом живым и практическим, а характером предприимчивым и смелым», умело подогревал интерес к себе и новыми сенсационными изобретениями, и светскими выходами на придворные балы и званые вечера. Будучи старообрядцем, он не пил, не курил табак и не играл в карты. Но, остроумный и словоохотливый (а еще Кулибин писал стихи, играл на фортепиано и гуслях), он выделялся среди остальных гостей еще и окладистой бородой, которую отказывался брить, и русским платьем.
Таким Кулибин выглядит на дошедшем до нас портрете 1817 года кисти неизвестного художника.
В январе 1787 года Иван Петрович подал прошение об освобождении от руководства академическими мастерскими. За Кулибиным сохранили казенную квартиру и половинное жалованье (300 рублей). Вполне хватило бы на размеренное, пусть и небогатое существование. Но как прожить без любимого дела, которое и есть сама жизнь! Еще в 1781 году Екатерина II обещала Кулибину оплачивать долги за производство «общеполезных опытов» и выделять «каждогоднюю сумму на его изобретения». Но слова не сдержала. Конструктору пришлось занимать деньги у кредиторов на покупку материалов, наем мастеров, содержание полигона для экспериментов. Долги, долги.
Поэт Державин, симпатизировавший Кулибину, выступил посредником между изобретателем и императрицей. Екатерина распорядилась доплачивать механику «по 900 рублей в год жалования». Но это не покрывало многотысячной задолженности. Кроме того, в игру неожиданно включилась директор Академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова, чье непомерное тщеславие осложнялось вздорным характером и неуемной склонностью к интригам. Суетная княгиня, уязвленная тем, что этот вопрос был решен без ее ведома, сначала попыталась добиться отмены указа, а когда потерпела фиаско, выселила Кулибина с семьей из казенной квартиры. У конструктора отобрали и полигон, который он арендовал 13 лет.
В 1801 году Кулибин вернулся в Нижний Новгород и с головой ушел в работу по совершенствованию самоходных судов. Деньги удалось выбить из казны при грабительском условии: погашать ссуду за счет пенсии 66летнего изобретателя. А тут в его дом пришло и большое горе: умерла вторая жена, «. внутренность мою поражает разными чувствами боли», писал он родным. Четыре года конструктор оставался вдовцом, а в 70 лет женился в третий раз и стал отцом трех девочек.
Денег не хватало уже катастрофически. А беда никогда не приходит одна. Осенью 1813 года сгорели два деревянных дома Кулибина, он выхватил из огня лишь несколько чертежей. Обремененный долгами погорелец обратился в Приказ общественного призрения, где ему взаимообразно выдали 600 рублей. Купил старый домишко, у порога которого толпились кредиторы. Продолжал упорно работать над созданием «самодвижущейся машины».
Говорят, что выдающийся полководец и большой оригинал Александр Васильевич Суворов, увидев великого изобретателя Кулибина на другом конце залы, стал отвешивать ему поклоны и приговаривать: «Вашей милости!», «Вашей чести!», «Вашей премудрости мое почтение!»
(Из книги Владислава Глинки «Повесть о Сергее Непейцыне». М. 1968)
Фонарь по имени Солнце
Об изобретенном Кулибиным фонаре с отражателем (ревербере) писал в своем философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» сосланный в Сибирь А. Н. Радищев: «Взгляни на кулибинский ревербер. Горит перед ним одна лампада, а вдавленная за ним поверхность отражает ее свет. Но сие отражение составлено из отражения всех зеркальных стекол, ревербер составляющих. Возьми одно из сих стекол, оно свет отразит; составь все вместе, они также свет отразят, но многочисленно: всё будет свет, но ярче».
А классик русской литературы Гавриил Державин посвятил кулибинскому фонарю такие строки:
Ты видишь, на столбах
ночною как порою
Я светлой полосою
В каретах, в улицах
и в шлюпках на реке
Блистаю вдалеке,
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная небес луна.
«Достаточно для увековечивания. «
Леонтий Шамшуренков (1687-1758)
Ефим Михеевич Артамонов (1776-1841)
К сожалению, изобретение не было запатентовано и «первооткрывателем» велосипеда принято считать немецкого барона К. фон Драйса, который в 1814 году изобрел первый деревянный самокат и назвал его «машиной для хождения».
Федор Абрамович Блинов (1831-1902)
Федор Евстафьев (1862-1941)
Плотник Федор Евстафьев остался в истории как изобретатель летательного аппарата вертикального взлета. Он родился в Брянской области, начинал свой трудовой путь как бурлак и плотогон, а в 1903 году поступил на работу столяром в паровозное депо Гомель.
Самоучка Федор Евстафьев обладал незаурядными способностями. Он придумал приспособления по пробивке жаровых и дымогарных труб, очистке паровозных котлов от сажи, а путей от снега. В число его изобретений вошли также домкрат для подъема вагонов, искроулавливатель на паровозах и эстакада для подачи угля на паровозы.
В 1909 году Евстафьев закончил работу над летательным аппаратом вертикального взлета. Винтокрылая модель метровой величины под названием геликоптер, то есть винтовое крыло, была направлена в 1909 году на Екатеринославскую промышленную выставку, где имела большой успех. Федор Евстафьев получил охранное свидетельство на это изобретение, но не получил должной поддержки в его постройке.
Александр Попов (1859-1905)
Пионер радио Александр Попов родился в небогатой семье священника и в 10летнем возрасте был отправлен на учебу в Далматовское духовное училище. Потом были другие учебные заведения: Пермская духовная семинария, Санкт-Петербургский университет. Но средств не хватало, и Александр вынужден был подрабатывать электромонтером в конторе «Электротехник». В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники.
7 мая (теперь это День радио) 1895 года Попов первым в мире продемонстрировал работу радиоприемника. Спустя 10 месяцев он провел опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 м радиограмму из двух слов: «Генрих Герц».
Русский да Винчи: почему Ивана Кулибина высмеивали академики и любили женщины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кулибин появился на свет в 1735 г. в семье купца-старообрядца и всю жизнь придерживался старообрядческих традиций: не играл в карты, не курил табак, не пил спиртного, носил бороду. Даже когда Екатерина II предложила ему сбрить бороду в обмен на получение дворянства, он предпочел остаться в купеческом сословии. Впрочем, императрица снисходительно относилась к странностям Кулибина – он был автором такого количества революционных для того времени изобретений, что имел право на свои чудачества.
Великий изобретатель был самоучкой: он никогда не учился в школе и осваивал механику самостоятельно. В его комнате были собраны все имеющиеся на тот момент приспособления для токарных, слесарных и прочих работ. Знакомый его отца, купец Костромин, обратил внимание на его талант и предложил ему изготовить необычные часы, чтобы преподнести их императрице.
Кулибин справился с задачей: несмотря на то, что работа на некоторое время остановилась – он увлекся созданием микроскопа – часы получились действительно необычными. Они были выполнены в форме утиного яйца, в котором каждый час открывались маленькие дверцы, а за ними был виден Гроб Господень и стражи, его охраняющие. В часах также был музыкальный аппарат с несколькими мелодиями. Екатерина оценила подарок и талант изобретателя и вскоре назначила Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.
Кулибин руководил мастерскими Академии наук в течение 30 лет, предложив немалое число изобретений: 300-метровый одноарочный мост через Неву, винтовой лифт, прожектор, механический протез ноги, речное самоходное судно с вододействующим двигателем, которое могло плыть против течения, оптический телеграф, механический экипаж с педальным приводом и др.
К сожалению, большинство его изобретений так и остались проектами. Ни один из мостов Кулибина не был построен, несмотря на успешные испытания уменьшенной модели одноарочного моста. Сооруженный для императрицы лифт – «подъемное кресло», передвигающееся в специальной шахте с помощью винтового механизма – после смерти Екатерины не использовали, а шахту заложили кирпичом.
Изобретения Кулибина не спешили внедрять, так как ученые мужи относились к ним с большим сомнением и даже иронией. Самоучку без инженерного образования никто из них всерьез не воспринимал, его считали чудаком и выдумщиком. Проект моста подняли на смех: дескать, неуч не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая тут же рухнет. Директор Академии наук Екатерина Дашкова почему-то недолюбливала изобретателя. Кулибин писал ученику Ивану Пятерикову: «Работаю я много и усердно, но положение моё среди гордых академиков далеко не приятное, и лишь усиленным трудом я заглушаю горе, которое причиняют они мне беспрестанно своими насмешками и презрительным обращением со мной, бедным самоучкой».
Говорят, великий изобретатель был очень любвеобильным и пользовался большим успехом у женщин. Ни чудачества Кулибина, ни его консервативность в быту и привычках не отпугивали дам. Он отличался веселым нравом, любил посещать званые вечера, где охотно балагурил, остроумно отвечал на любые насмешки, умел расположить к себе. К тому же Кулибин писал стихи и выглядел весьма необычно: всегда в длиннополом кафтане, высоких сапогах, с окладистой бородой, он казался представительницам прекрасного пола экстравагантным и загадочным, что еще больше их привлекало.
Кулибин был трижды женат, причем в третий раз он женился в 70 лет. У него было 12 детей, и трое из них появились в третьем браке, когда изобретателю было за 70. Всем мальчикам он дал хорошее образование, и они стали горными инженерами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему стало нарицательным имя изобретателя, родившегося 280 лет назад
Но если говорить о самом сильном впечатлении детства, это были часы.
ПЕРВЫЙ БЛИН
Когда удалось отремонтировать дорогие «репетичные» часы с музыкой и боем, принадлежавшие нижегородскому губернатору И. Я. Аршеневскому, клиентами Ивана стала вся местная знать.
ЦИФЕРБЛАТ ДЛЯ ЕКАТЕРИНЫ
1 апреля 1769 года шедевр часового искусства, плод пятилетней работы был представлен императрице. Часы величиной с утиное яйцо были заключены в затейливую золотую оправу. Их механизм состоял из 427 частей. Каждые пятнадцать минут часы отбивали время, причем процесс сопровождался музыкой. Но главным, сказали бы сейчас, ноу-хау Кулибина был крохотный театр-автомат, вмонтированный в циферблат.
ПЕЧАТЬ ГЕНИЯ
А модель уникального моста простояла в академическом дворе 17 лет.
Да только ли с мостами трагически не везло гению-одиночке.
Его «водоход» ( речное судно с вододействующим двигателем, которое «шло противу воды, помощью той же воды, без всяко посторонней силы»), официально признанный «обещающим великие выгоды государству», был за 200 рублей продан с публичных торгов на слом.
На постройку «дальнеизвещающей машины», оптического телеграфа, вызвавшего фурор среди специалистов, в Академии наук «не нашлось» денег. И после демонстрации он был сдан в Кунсткамеру.
Попытку конструктора наладить серийный выпуск планетных часов на Купавинской часовой фабрике тоже не поддержало правительство.
И даже восторженный отзыв известного хирурга И. Ф. Буша о созданных Кулибиным «механических ногах», чудо-протезах, не помог внедрить протезы в практику.
(Их носил офицер Сергей Васильевич Непейцын, потерявший ногу при штурме Очакова в 1788 году, а за службу в Отечественную войну 1812 года удостоенный военного ордена Св. Георгия IV класса и Золотой шпаги с надписью «За храбрость».)
ДОЛГИ
Крупные проекты стоят недешево. Без поддержки сильных мира сего не обойтись. Потому Кулибин, обладавший, как писал его первый биограф П. П. Свиньин, «умом живым и практическим, а характером предприимчивым и смелым», умело подогревал интерес к себе и новыми сенсационными изобретениями, и светскими выходами на придворные балы и званые вечера. Будучи старообрядцем, он не пил, не курил табак и не играл в карты. Но, остроумный и словоохотливый (а еще Кулибин писал стихи, играл на фортепиано и гуслях), он выделялся среди остальных гостей еще и окладистой бородой, которую отказывался брить, и русским платьем.
Таким Кулибин выглядит на дошедшем до нас портрете 1817 года кисти неизвестного художника.
В январе 1787 года Иван Петрович подал прошение об освобождении от руководства академическими мастерскими. За Кулибиным сохранили казенную квартиру и половинное жалованье (300 рублей). Вполне хватило бы на размеренное, пусть и небогатое существование. Но как прожить без любимого дела, которое и есть сама жизнь! Еще в 1781 году Екатерина II обещала Кулибину оплачивать долги за производство «общеполезных опытов» и выделять «каждогоднюю сумму на его изобретения». Но слова не сдержала. Конструктору пришлось занимать деньги у кредиторов на покупку материалов, наем мастеров, содержание полигона для экспериментов. Долги, долги.
Поэт Державин, симпатизировавший Кулибину, выступил посредником между изобретателем и императрицей. Екатерина распорядилась доплачивать механику «по 900 рублей в год жалования». Но это не покрывало многотысячной задолженности. Кроме того, в игру неожиданно включилась директор Академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова, чье непомерное тщеславие осложнялось вздорным характером и неуемной склонностью к интригам. Суетная княгиня, уязвленная тем, что этот вопрос был решен без ее ведома, сначала попыталась добиться отмены указа, а когда потерпела фиаско, выселила Кулибина с семьей из казенной квартиры. У конструктора отобрали и полигон, который он арендовал 13 лет.
ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ
В 1801 году Кулибин вернулся в Нижний Новгород и с головой ушел в работу по совершенствованию самоходных судов. Деньги удалось выбить из казны при грабительском условии: погашать ссуду за счет пенсии 66летнего изобретателя. А тут в его дом пришло и большое горе: умерла вторая жена, «. внутренность мою поражает разными чувствами боли», писал он родным. Четыре года конструктор оставался вдовцом, а в 70 лет женился в третий раз и стал отцом трех девочек.
Денег не хватало уже катастрофически. А беда никогда не приходит одна. Осенью 1813 года сгорели два деревянных дома Кулибина, он выхватил из огня лишь несколько чертежей. Обремененный долгами погорелец обратился в Приказ общественного призрения, где ему взаимообразно выдали 600 рублей. Купил старый домишко, у порога которого толпились кредиторы. Продолжал упорно работать над созданием «самодвижущейся машины».
Говорят, что выдающийся полководец и большой оригинал Александр Васильевич Суворов, увидев великого изобретателя Кулибина на другом конце залы, стал отвешивать ему поклоны и приговаривать: «Вашей милости!», «Вашей чести!», «Вашей премудрости мое почтение!»
(Из книги Владислава Глинки «Повесть о Сергее Непейцыне». М. 1968)
Фонарь по имени Солнце
Об изобретенном Кулибиным фонаре с отражателем (ревербере) писал в своем философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» сосланный в Сибирь А. Н. Радищев: «Взгляни на кулибинский ревербер. Горит перед ним одна лампада, а вдавленная за ним поверхность отражает ее свет. Но сие отражение составлено из отражения всех зеркальных стекол, ревербер составляющих. Возьми одно из сих стекол, оно свет отразит; составь все вместе, они также свет отразят, но многочисленно: всё будет свет, но ярче».
А классик русской литературы Гавриил Державин посвятил кулибинскому фонарю такие строки:
Ты видишь, на столбах
ночною как порою
Я светлой полосою
В каретах, в улицах
и в шлюпках на реке
Блистаю вдалеке,
Я весь дворец собою освещаю,
Как полная небес луна.
«Достаточно для увековечивания. «