Значение фамилии Козырев: Слово козырь известно по карточной игре, откуда и переносное его значение: человек смелый, бойкий, расторопный. Козырем в старину назывался и высокий воротник, который носили только богатые, знатные люди, что могло породить и другое, переносное, значение щеголь, а отсюда уже гордый, спесивый ходить козырем В повести Горького Детство мастер Григорий Иванович говорит Алеше: Отец твой, Максим Савватеич, козырь был, он все понимал за это дедушка ине любил его, не признавал В словаре Даля приводятся и такие объяснения слова козырь порода голубей козырек на фуражке, шапке верх башмачного передка лоскут красного сукна с желтой нашивкой, который носили раскольники при Петре Любое из них могло стать прозвищем, образовавшим в последствии фамилию. Другие фамилии того же происхождения Козыревский, Козыряев, Козырьков. Козыряев. Может быть прозвище от глагола козыряться перебраниваться, корить друг друга взаимно (Даль) Козыревский может и украинской и бпольской фамилией. В Ономастиконе Веселовского Козыря, Козырев: Василий Козыря, посадский человек, г. Новгород; Степан Козырев, г. ПсковПроисхождение фамилии Козырев: Русские фамилии.
Число фамилии Козырев
Число фамилии три (3) обозначает людей способных и жизнерадостных, легко воспринимающих все новое, и благодаря этому, достигающих успеха в различных сферах. Люди с фамилией Козырев предпочитают адаптироваться к окружающей обстановке, но только там, где ожидается прибыль.
Значение букв в фамилии Козырев
Совместимые с фамилией Козырев русские фамилии
Проверьте также совместимость других фамилий с фамилией Козырев.
Фамилия Козырев принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
Родовое имя Козыревых относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. «Мирские» прозвища нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных имен.
Исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Козырь. Слово «козырь» известно, прежде всего, по карточной игре, в которой козырной считается старшая карта в раскладе. С этим толкованием зачастую и связано значение прозвища Козырь – человек смелый, бойкий, расторопный, молодец, хват.
Однако в лексике древнерусских говоров слово «козырь» имело и другие значения: «козырек на фуражке, шапке, каске», «верх башмачного передка», «лоскут красного сукна с желтой нашивкой, который носили раскольники при Петре I», «высокий стоячий воротник», «головка саней». Козырями в старину называли и особую породу голубей. Любое из указанных значений могло лечь в основу прозвания родоначальника.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что Козырем могли именовать человека, носившего военную фуражку, или щеголя, наряд которого дополняла шапка с козырьком либо стоячий воротничок. Прозвание Козырь мог получить старообрядец – поповец или беспоповец, в соответствии с государственным предписанием вынужденный носить на воротнике желтый козырь, свидетельствовавший о его вере. Прозванием Козырь, восходящим к названию голубя, родичи могли наречь маленького ребенка, чтобы он вырос добродетельным, богопослушным и незлобивым.
Личное прозвание Козырь являлось достаточно распространенным. К примеру, в Архиве Юго-Западной России упоминается кременецкий мещанин Максим Козыра (1563 год), в Актах Южной и Западной России содержатся сведения о литовском крестьянине Бориске Козыре (1649 год).
Через фамильные прозвища по традиции выражалось семейное старшинство. Наиболее распространенным способом было присоединение к родительскому прозванию указателя родственных отношений. Таким образом, с помощью фамильного суффикса «-ев», характерного для русской ономастики, образовалось семейное имя Козыревых.
Принятие семьей личного прозвания предка как своего родового имени означает, что родоначальник фамилии Козыревых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также известным и уважаемым человеком в родном поселении.
Фамильное именование Козыревых встречается в архивных документах с конца XVI века. Так, в Дополнениях к Актам историческим указан усольский крестьянин Степанко Козырев (1598 год), а в Актах Калачова значится московский подьячий Иван Козырев (1669 год).
Процесс формирования фамилий был длительным, и в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Козырев говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Унбегаун Б.О., Русские фамилии. Борейко В.Е., Грищенко В.Н., Экологические традиции, религиозные воззрения славянских и других народов. Птицы.
Анализ происхождения фамилии КОЗЫРЕВ подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии КОЗЫРЕВ:
Фамилия Козырева принадлежит к числу древнейших семейных именований и представляет собой уникальный памятник славянского имясловия.
Родовое имя Козыревых относится к интереснейшей группе фамилий, произошедших от «мирских» имен. Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. «Мирские» прозвища нередко полностью подменяли собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве официальных имен.
Однако в лексике древнерусских говоров слово «козырь» имело и другие значения: «козырек на фуражке, шапке, каске», «верх башмачного передка», «лоскут красного сукна с желтой нашивкой, который носили раскольники при Петре I», «высокий стоячий воротник», «головка саней». Козырями в старину называли и особую породу голубей. Любое из указанных значений могло лечь в основу прозвания родоначальника.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что Козырем могли именовать человека, носившего военную фуражку, или щеголя, наряд которого дополняла шапка с козырьком либо стоячий воротничок. Прозвание Козырь мог получить старообрядец – поповец или беспоповец, в соответствии с государственным предписанием вынужденный носить на воротнике желтый козырь, свидетельствовавший о его вере. Прозванием Козырь, восходящим к названию голубя, родичи могли наречь маленького ребенка, чтобы он вырос добродетельным, богопослушным и незлобивым.
Личное прозвание Козырь являлось достаточно распространенным. К примеру, в Архиве Юго-Западной России упоминается кременецкий мещанин Максим Козыра (1563 год), в Актах Южной и Западной России содержатся сведения о литовском крестьянине Бориске Козыре (1649 год).
Через фамильные прозвища по традиции выражалось семейное старшинство. Наиболее распространенным способом было присоединение к родительскому прозванию указателя родственных отношений. Таким образом, с помощью фамильного суффикса «-ев», характерного для русской ономастики, образовалось семейное имя Козыревых.
Принятие семьей личного прозвания предка как своего родового имени означает, что родоначальник фамилии Козыревых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также известным и уважаемым человеком в родном поселении.
Фамильное именование Козыревых встречается в архивных документах с конца XVI века. Так, в Дополнениях к Актам историческим указан усольский крестьянин Степанко Козырев (1598 год), а в Актах Калачова значится московский подьячий Иван Козырев (1669 год).
Процесс формирования фамилий был длительным, и в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Козырева говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен. Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Унбегаун Б.О., Русские фамилии. Борейко В.Е., Грищенко В.Н., Экологические традиции, религиозные воззрения славянских и других народов. Птицы.
Анализ происхождения фамилии Козырева подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Козырева:
КОЗЫРЕВЫ (КОЗЫРТÆ). В 1818 г. Козыревы заложили поселение в урочище Кардиусар. Оно просуществовало до 1832 г. Разрешение на владение землей им выдал лично А. П. Ермолов. Позднее крестьяне отмечали в прошении на имя начальника Владикавказского военного округа Нестерова, что в то время местность эта вплоть «до хребта Кабардинских гор и минарета была еще никем не занята».
Село располагалось на левом крутом берегу Терека, напротив Архонского военного укрепления. В предгорьях и на равнине и раньше (по меньшей мере, с 40-х гг. XVIIIв.) возникали осетинские селения. Но их основателями всегда являлись феодалы.Поселение же Козыревых состояло только из фарсаглагов. «Жители аула Кардиусар,— отмечали современники той поры, —между собой черного народа (зависимых)не имеют, а происходит весь аул из трех фамилий — Козыревых, Кусовых и Фидаровых,и между ними никаких обязательств не имеют».
С северной стороны аула в то время рос густой и высокий камыш, под прикрытием которого часто совершались нападения на село и на Военно-Грузинскую дорогу.По мнению властей, население аула должно было оберегать с восточной стороны как Архонское укрепление, так и дорогу от набегов непокорных горцев. Первых поселенцев было около 40 дворов. Среди них Цуки, Темурко, Махамат, Бестау, Дицо,Майрам, Хаджимет, Заурбек, Айтек, Дая,Габис, Чермен и Дотче Козыревы. Много дворов принадлежало Кусовым и Фидаровым.В 1847 г. в ауле насчитывалось уже 55, а в1851 г. — 70 дворов.
Конечно,жизнь в таком беспокойном месте была под силу лишь сильным в экономическом и военном отношении семьям. На много верст вокруг не существовало ни населенных пунктов, ни сторожевых застав; в случае нападения помощи ждать было неоткуда.Конечно, здесь жили люди не робкого десятка и могли постоять за себя. За 15лет жизни в урочище при отражении атак Козыревы, Кусовы и Фидаровы убили 10 человек, «троих живых доставили начальству». Козыревым даже удалось пленить знаменитого абрека Хаджи-Кула Анзорова. Но и сами крестьяне несли большие потери убитыми, раненными,взятыми в плен. В 1832 г. погиб служивший в команде генерала Розена Цах Козров;в 1833 г. погиб Хабо Козров, находившийся в команде назрановского пристава; в 1845 г. в Дарг-Кохе убит Берд Козров,служивший у наместника Кавказа Воронцова,и т. д.
Жителям аула Кардиусар принадлежали табуны лошадей, крупный рогатый скот, отары овец. По документам той поры, у крестьян в одном из набегов «угнали целый табун лошадей», в другом случае «угнали до ста штук рогатого скота и лошадей». Всего завремя жизни в урочище крестьяне, поих оценке, потеряли около 3000 голов скота,более 6000 стогов сена. Из-за внешней опасности жители поселения в 1832 г.покинули его.
Козыревы приняли активное участие в освоение земель в урочище Заманкул, где в 1835 г.Берд Кусов основал аул. И те и другие были далеко не рядовыми свободными общинниками, а весьма зажиточными крестьянами, владевшими не только большим хозяйством и наличными суммами,но и кавдасардами — зависимым населением.В показаниях сословному комитету под председательством барона Вревского в 1851 г. Козыревы, Кусовы и Дзгоевы подчеркнули свой особый статус и происхождение,якобы ничего общего не имевшие с происхождением крестьян, так как в их трактовке термин «фарсаглаг» означал «постороннее лицо в том, что не имеет преимущества на владение землею». Другим доказательством знатного происхождения,по их мнению, являлись взаимные браки членов вышеназванных фамилий с горскими феодалами. Данное обстоятельство показывает, что Козыревы, Кусовы и Дзгоевы пользовались «уважением» у алдаров и кабардинских узденей. Другие«фарсаглаги такого уважения не имели,и примера не было, чтобы какой-нибудь из фарсаглагов женился на дочерях алдаров или кабардинских узденей».
Некоторые зажиточные крестьяне даже получали от алдаров документы, подтверждавшие«чистоту крови». В одном документе Козыревы и Дзгоевы признавались равными привилегированным слоям Тагаурского общества. Позднее Козыревы получили свидетельство, что издавна имели свои земли и относились к алдарам, как уздени первой степени к своим князьям.
В XIX в. у Козыревых, помимо Цуни (Цуки) и Андри, основателей аула Кардиусар, было немало известных и влиятельных людей.Напомним хотя бы имена штабс-капитана Идриса, поручика Цка. Отметим также Георгиевского кавалера Дзека Козырева.Участник Русско-турецкой войны(1877—1878), он вместе с другими всадниками Осетинского дивизиона отличился в бою у деревни Самовид. Осетинские всадники захватили два турецких знамени и несколько обозов. Именно после этого боя главнокомандующий Дунайской армией телеграфировал наместнику Кавказа: «Осетин пришли сколько можешь.Кавказцы служили великолепно и поддержали свою славу, но зато и людей потеряли много. Необходимо их пополнить.Осетины так работали, что буду просить им Георгиевское знамя».
После боя у деревни Самовид большая группа всадников Осетинского дивизиона, в их числе Дзека Козырев, была награждена Георгиевскими крестами, а одному из них-Гуда Бекузарову — награду вручил лично император России.
Таковы далеко не полные сведения из родословной Козыревых XIX в.
КОЗЫРЕВЫ (КОЗЫРТАЕ). В 1818 г. Козыревы заложили поселение в урочище Кардиусар. Оно просуществовало до 1832 г. Разрешение на владение землей им выдал лично А. П. Ермолов. Позднее крестьяне отмечали в прошении на имя начальника Владикавказского военного округа Нестерова, что в то время местность эта вплоть «до хребта Кабардинских гор и минарета была еще никем не занята».
Село располагалось на левом крутом берегу Терека, напротив Архонского военного укрепления. В предгорьях и на равнине и раньше (по меньшей мере, с 40-х гг. XVIII в.) возникали осетинские селения Но их основателями всегда являлись феодалы. Поселение же Козыревых состояло только из фарсаглагов. «Жители аула Кардиусар, – отмечали современники той поры, – между собой черного народа (зависимых) не имеют, а происходит весь аул из трех фамилий – Козыревых, Кусовых и Шидаровых, и между ними никаких обязательств не имеют».
С северной стороны аула в то время рос густой и высокий камыш, под прикрытием которого часто совершались нападения на село и на Военно-Грузинскую дорогу. По мнению властей, население аула должно было оберегать с восточной стороны как Архонское укрепление, так и дорогу от набегов непокорных горцев. Первых поселенцев было около 40 дворов. Среди них Цуки, Темурко, Махамат, Бестау, Дицо, Майрам, Хаджимет, Заурбек, Айтек, Дая, Габис, Чермен и Дотче Козыревы. Много дворов принадлежало Кусовым и Фидаровым. В 1847 г. в ауле насчитывалось уже 55, а в 1851 г. – 70 дворов.
Конечно, жизнь в таком беспокойном месте была под силу лишь сильным в экономическом и военном отношении семьям. На много верст вокруг не существовало ни населенных пунктов, ни сторожевых застав; в случае нападения помощи ждать было неоткуда. Конечно, здесь жили люди не робкого десятка и могли постоять за себя. За 15 лет жизни в урочище при отражении атак Козыревы, Кусовы и Фидаровы убили 10 человек, «троих живых доставили начальству». Козыревым даже удалось пленить знаме-нитого абрека Хаджи-Кула Анзорова. Но и сами крестьяне несли большие потери убитыми, раненными, взятыми в плен. В 1832 г. погиб служивший в команде генерала Розена Цах Козров; в 1833 г. погиб Хабо Козров, находившийся в команде назрановского пристава; в 1845 г. в Дарг-Кохе убит Берд Козров, служивший у наместника Кавказа Воронцова, и т. д.
Жителям аула Кардиусар принадлежали табуны лошадей, крупный рогатый скот, отары овец. По документам той поры, у крестьян в одном из набегов «угнали целый табун лошадей», в другом случае «угнали до ста штук рогатого скота и лошадей». Всего за время жизни в урочище крестьяне, по их оценке, потеряли около 3000 голов скота, более 6000 стогов сена. J/b-за внешней опасности жители поселения в 1832 г. покинули его.
Козыревы приняли активное участие в освоение земель в урочище Заманкул, где в 1835 г. Берд Кусов основал аул. И те и другие были далеко не рядовыми свободными общинниками, а весьма зажиточными крестьянами, владевшими не только большим хозяйством и наличными суммами, но и кавдасардами – зависимым населением. В показаниях сословному комитету под председательством барона Вревского в 1851 г. Козыревы, Кусовы и Дзгоевы подчеркнули свой особый статус и происхождение, якобы ничего общего не имевшие с происхождением крестьян, так как в их трактовке термин «фарсаглаг» означал «постороннее лицо в том, что не имеет преимущества на владение землею». Другим доказательством знатного происхождения, по их мнению, являлись взаимные браки членов вышеназванных фамилий с горскими феодалами. Данное обстоятельство показывает, что Козыревы, Кусовы и Дзгоевы пользовались «уважением» у алдаров и кабардинских узденей. Другие «фарсаглаги такого уважения не имели, и примера не было, чтобы какой-нибудь из фарсаглагов женился на дочерях алдаров или кабардинских узденей».
Некоторые зажиточные крестьяне даже получали от алдаров документы, подтверждавшие «чистоту крови». В одном документе Козыревы и Дзгоевы признавались равными привилегированным слоям Тагаурского общества. Позднее Козыревы получили свидетельство, что издавна имели свои земли и относились к алдарам, как уздени первой степени к своим князьям.
В XIX в. у Козыревых, помимо Цуни (Цуки) и Андри, основателей аула Кардиусар, было немало известных и влиятельных людей. Напомним хотя бы имена штабс-капитана Идриса, поручика Цка. Отметим также Георгиевского кавалера Дзека Козырева. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878), он вместе с другими всадниками Осетинского дивизиона отличился в бою у деревни Самовид. Осетинские всадники захватили два турецких знамени и несколько обозов. Именно после этого боя главнокомандующий Дунайской армией телеграфировал наместнику Кавказа: «Осетин пришли сколько можешь. Кавказцы служили великолепно и поддержали свою славу, но зато и людей потеряли много. Необходима их пополнить. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевское знамя».
После боя у деревни Самовид большая группа всадников Осетинского дивизиона, в их числе Дзека Козырев, была награждена Георгиевскими крестами, а одному из них – Гуда Бекузарову – награду вручил лично император России.
Таковы далеко не полные сведения из родословной Козыревых XIX в.