фандорин персонаж какого произведения
Борис Акунин «Приключения Эраста Фандорина»
Приключения Эраста Фандорина
Другие названия: Новый детективъ
Язык написания: русский
Фандорин, Эраст Петрович — герой серии исторических детективов Бориса Акунина (псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили) «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т.д. Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века: благородство, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.
Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом.
Порядок произведений об Эрасте Фандорине по внутренней хронологии:
Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.
Издания на иностранных языках:
Я начал читать про Фандорина когда остальных ретро-детективных серий не было и в помине, так что не с чем было сравнивать. Тогда серия казалась превосходной. Теперь же, глядя назад и сравнивая с другими образцами жанра — теми же Свечиным и Чижом — серия уже не кажется такой шедевральной.
Во-первых, Акунин вставил огроменный рояль в виде хронической везучести Фандорина. Хорошо, любой сыщик может иметь «суперспособность» — Шолмс гениальный дедуктор, герои Корецкого знают феню, а Лыков — раскачался в прямом смысле этого слова. Подобные способности реальны, добыты своим трудом и в них веришь. А вот +100% к везучести на ровном месте, прикрытая фиговым листочком «зато в любви так себе» — эта халтура напоминает генерацию персонажа в ветхозаветном FALLOUT и позволяет ненапрягаясь выворачивать сюжетные линии.
Во-вторых, «преклонение перед Востоком» в какой-то момент начинает просто бесить. Японские традиции и верования это хорошо, но Акунин пытается втиснуть реалии РИ 19-го века под них, а не наоборот. В результате получается какая-то дичь с пространными рассуждениями про честь перед уголовниками которые и грамоту не могут.
Что до детективной составляющей, ради которой и читаются такие книги.. к сожалению, вершина замысла это «многоходовочки» типа «мы каждому подозреваемому скажем про разную комнату в бане, а шпион придет в нужную» (по-моему, «Турецкий гамбит»).
Возможно мой отзыв будет не совсем объективным, так как я прочитал все книги Бориса Акунина и считаю его лучшим русскоязычным автором. Само-собой цикл о Фандорине читал по мере выхода книг (давно это началось). Цикл очень интересный и глубина/качество работ не сильно ухудшается до самого конца. Рекомендую к прочтению. Помимо гладкого, многослойного и захватывающего сюжета книги приятно читать еще и потому, что в них много познавательной информации (от исторической до бытовой) Как я часто говорю, писатель или владеет этим навыком или нет, а писать он может о чем угодно. Так вот Борис Акунин виртуозно владеет словом и о чем бы он не писал — будет интересно, если Вы заведомо не предвзяты к жанру книги, автору и т.д.
На правах, осилившего все книги серии, скажу следующее. Не нравится мне центральный персонаж серии, г-н Фандорин.
Слащавый он какой-то.©
Эта его прогрессирующая, на протяжении серии, японо-мания. Надменная величавость. Я бы даже обвинил его в нарциссизме.
Понятно конечно же, что это наш, отечественный, Шерлок, понимаешь, Бонд, со всеми вытекающими. Как то — немыслимая острота ума, поразительная внимательность и дедукция, сказочная везучесть, необычайная сила, меткость и т.д. и т.п. Вот если бы, в конце концов оказалось, что это киборг-андроид из будущего, то это многое бы объяснило.
При всём при этом, детективная составляющая интересна и многообразна, за счёт постоянного изменения, от произведения к
произведению, самого вида детектива. С развлекательной частью данная серия справляется отлично, но чего-то нового в жанр не привносит.
Прочел около половины цикла. В целом я не в восторге. Книги читаются легко, краски «исторического» колорита играют на солнце, однако же «чем дальше в лес. »
Если первые два-три романа еще воспринимаются как более-менее легкое детективное чтиво, то в последующих изданиях начинается форменный лубок. Большей частью лубок японский, с нинзями и прочей нелепой мутью, но и русского лубка хватает за глаза. Известно, что Акунин неравнодушен к Японии, однако в свои книги он это пристрастие протаскивает ну самыми нелепыми и неприглядными путями. Фарс один, ей Зевсу. Хотя, наверное, сренестатистический обыватель не заметит подвоха.
Персонаж же Фандорина после многих романов так и остается нераскрытым. Совершенно неясно что же у него в голове, и какое отношение он имеет к миру в котором обитает. Кроме того, с течением времени он становится всё более пассивен. Например в «Статском Советнике» я лично не могу припомнить ни одного совершенного им значимого действия, персонажи не принимают решений сами а лишь реагируют на обстоятельства, возникает ощущение вязкой трясины.
Дон Румата, 15 сентября 2015 г.
Оказывается уже 17 лет минуло. Минуло с той поры, что, случайно не задумываясь, купил непонятно что, неизвестного мне автора. То была книга «Азазель». И это был шок и потрясение. И это стало началом любви. Любви к данном циклу. Жгучая и страстная в начале, и несколько отстраненная через столько времени. Ах, с каким нетерпением я ждал продолжений. Как торопливо бежал покупать новую книгу. И какая прохладца сейчас. Перед покупкой сто раз подумаю, а стоит ли выкладывать такие деньги? Может подождать и у кого ить выпросить почитать? Что этому виной? Охлаждение любовных отношений, или падающий уровень цикла? А может просто исчезло ощущение новизны и праздника?
Наверное, всё в купе. Цикл всё же неровный. Что-то явно лучше, что-то похуже будет. И боюсь чем дальше от «Азазель», тем всё похуже будет. («Азазель» для меня вообще как первая любовь). И, на мой вкус, оценка великолепно можно ставить от первой книги цикла до «Коронации». Дальше уже от нормально до прочитал.
А почему так? Я для себя вычленил один фактор (не обязательно, что он единственный или главный). Это время. Время действия. Само время преподанное нам авторам является ещё одним действующим героем цикла. Не буду судить, насколько достоверно Акунин передал вторую половину 19 века, не специалист. Но, как, же вкусно он это сделал! Может, выдумал, но просто дышится тем временем. И веришь автору, что так и было всё во второй половине 19 века. Что было такая обстановка, такая жизнь. А вот в описываемых событиях после 1896 года уже этого нет. Не даётся автору век следующий. И умер герой цикла – время. И пропадает воздушность и…, даже не знаю что. Ощущения? Вкус? Не знаю. Но без ощущения, вкуса времени книги начинают здорово проигрывать. Акунин прекрасный стилизатор, подражатель, мистификатор. И если пропадает стилизация, то пропадает многое.
К минусам можно отнести и «встраивание» приключений Фандорина во временные промежутки первых 7 книг. Не получилось большинство этих рассказов и повестей. Не получились. И думается мне, что не зря седьмой роман называется «Коронация, или Последний из романов». Хотел, наверное, автор закончить (и моя оценка цикла была бы однозначно 10), но продолжил. И сказалась, скорее всего, коммерция. Покупают хорошо, стоимость высокая. Но, уже не то. И посему скрепя сердце ставлю 9. В честь прошлых заслуг, и все же в надежде не будущие.
Хочется пару слов о ГГ сказать. Я ведь его в первой книге в серьез принял. За будущего сыщика. И зря. Что есть Фандорин? Удача и везение. С постоянным роялем в кустах (на крайний случай с Зуровым с пистолетом). Если говорить о приключениях, то в мировой современной культуре есть его почти двойник. Бонд. Джеймс Бонд. А что? Сперва ГГ всё бьют. Поймают и бьют. Всё планы рушатся, всё висит на волоске. Но! Опа! И ГГ всех побеждает, на лопатки кладет. Благодаря чему? Да просто везению. Удача его второе имя.
Как сыщик Фандорин…так себе (об удаче ни слова). Большая часть его расследований и разоблачений злоумышленников заканчивается тем, что многих подозреваемых перебили, и Фандорин сказав это раз, это два, это три, гордо арестовывает последнего. И лично для меня ГГ персона скорее комическая, чем серьёзная. С Бондом (Джеймс Бондом) Фандорина роднят и любовные похождения. И ведь надо же, чопорный, застегнутый на всё пуговицы англоман, а как на него девушки реагируют (широко улыбаюсь). В общем, сплошная удача. Во всем.
Я считаю последние книги в некоторой степени неудачами автора. Это может быть и связанно и с тем, автор изменил Фандорина. Ибо после трагедии в «Азазель», в последующих книгах развился замкнутый бесчувственный педант. Англоман, довольно брезгливо смотрящий на Родину. В последних же книгах мы встречаем, чуть ли не ура-патриота. Причем он зачастую подвержен различным рефлексиям. Право, прошлый Фандорин мне нравился гораздо больше. И мне нравилось, как автор подтрунивает, а порой высмеивает своего героя. В этом была своя изюминка. Теперь же ГГ стал.. человечней что ли. И исчез легкий юмор. Герой стал серьёзней. И тут я против этого.
Однозначно рекомендую к прочтению. Всем. Хорошее времяпрепровождение с хорошей легкой книгой Вам гарантированно. Единственно хочу сказать, читать строго по мере написания романов. И ни в коем случае не по внутренней хронологии.
Приятного чтения Вам.
Список книг про Эраста Фандорина (1 фото)
Эраст Фандорин — главный персонаж исторических детективов, написанных Борисом Акуниным.
Писателю удалось создать серию с уникальной особенностью — каждый роман имеет свой стиль — конспирологический детектив, шпионский, этнографический и т.д.
Фандорин стал воплощением лучших качеств аристократа 19 века — благородный, умный, преданный делу, следующий принципам. Благодаря смекалке, находчивости и своим талантам он постоянно выходил с триумфом из любой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Цикл книг про Фандорина обрел огромную популярность среди аудитории. Представляем вам список всех книг про Эраста Фандорина Бориса Акунина по порядку.
Азазель (1998)
События романа «Азазель» разворачиваются в Москве 13 мая 1876 года.
Эраст Фандорин — молодой парень 20 лет, отличающийся бесстрашием, благородством и большой удачей. Но главное его достоинство — он талантливый сыщик. Он работает в полицейском управлении письмоводителем, и неожиданно увлекается одним запутанным делом. Он решает вовлечься в расследование.
Подозрительное самоубийство богатого студента приводит его к обнаружению подпольной организации, в которую входят очень влиятельные люди. Во время расследования главный герой пройдет немало испытаний, и даже найдет любовь…
Турецкий гамбит (1998)
В этом романе автор переносит читателей в 1877 год, когда в самом разгаре — русско-турецкая война.
Очень смелая и довольно эмансипированная девушка по имени Варвара Суворова хочет пойти на решительный шаг — поехать в Турцию, где идут сражения, чтобы ответить «да» своему возлюбленному. Дорога оказывается очень долгой и сложной, и Варя могла бы попасть в ужасную ситуацию, но на помощь пришел Эраст Фандорин.
Книга поразит читателей деталями крупных сражений, политическими интригами и увлекательными шпионскими играми.
Левиафан (1998)
В 1878 году Париж сотрясает неожиданная и ужасная новость — убитыми обнаруживают лорда Литтлби и его 9 помощников.
Полиция берется за это дело, что установить какие мотивы и цели были у злоумышленника, совершившего это преступление. Подозрительным кажется то, что убийство было совершено не ради денег — почти ничего не пропало, кроме статуэтки Шивы. И статуэтка совсем не подходит для настоящего мотива убийства стольких человек.
Коммисар полиции в ходе расследования понимает, что все нити ведут на корабль «Левиафан», где, скорее всего, и находится убийца…
Смерть Ахиллеса (1998)
Книга является продолжением увлекательных приключений и расследований Эраста Фандорина.
Главный герой постоянно меняется, от романа к роману он становится все более опытным, рассудительным и находчивым. Но самое главное — он всегда верен своему делу.
События романа не просто увлекают, они заставляют вдумываться, замечать все детали, которые в будущем могут сыграть важную роль в раскрытии дела. Интрига держит в напряжении до самой последней страницы. Две сюжетные линии красиво переплетаются, образуя цельный образ…
Особые поручения (1999)
«Особые поручения» представляет собой сборник, который включает в себя две повести «Пиковый валет» и «Декоратор».
В обоих рассказах Эраст Фандорин пытается распутать сложные дела, чтобы сохранить безопасность в городе и защитить честь московского градоначальника. Преступники могут продумать все до мелочей, но Эраст все равно их перехитрит…
«Пиковый валет» — В городе орудует группа мошенников под названием «Пиковый валет». Они отличаются изобретательностью и особой наглостью, считая, что их никогда не поймают. Но как же они ошибаются…
«Декоратор» — В Москве начинается паника — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом и вырезанными внутренними органами. На лице или шее каждой жертвы красуется кровавый отпечаток поцелуя — отличительная черта лондонского Джека-Потрошителя. Неужели серийный убийца теперь в столице?
Статский советник (1999)
Теперь знаменитому сыщику нужно срочно раскрыть дело и найти убийц, ведь только это спасет его покровителя от отставки. Однако все усугубляется еще тем, что в Москву прибывает для расследования дела Пожарский…
Коронация, или Последний из романов (2000)
Роман «Коронация, или Последний из романов» рассказывает о периоде, когда в столицу прибывает императорский двор для предстоящей Коронации на царство.
После прибытия во время одной из прогулок был похищен младший сын великого князя. Через некоторое время за него пытаются получить выкуп — драгоценности. В случае неповиновения ребенок будет убит.
Начальник решает доверить это дело Фандорину, поскольку ситуация крайне сложная, щепетильная и не должна стать достоянием общественности…
Любовница смерти (2001)
События романа «Любовница смерти» происходят в столице в 1900 году. Акунину удалось очень точно и детально передать атмосферу того периода.
В Москве вдруг начинает работу странный и таинственный клуб для желающих покинуть этот мир.
При этом существует некая сила, которая способна сподвигнуть людей на это. Страждущие видят определенное знамение и после этого воплощают в жизнь свое намерение. Всё это наводит панику в городе, поэтому Фандорин решает взяться за распутывание этого дела. А для этого надо вступить в это сообщество самоубийц…
Любовник смерти (2001)
«Любовник смерти» — девятая книга из цикла романов про Эраста Фандорина.
Невзирая на такую славу поклонников у нее всегда было много. На этот раз на ее обратил внимание Сенька Скориков. И с этого момента его жизнь меняется — он становится свидетелем ряда убийств, обнаруживает клад, сам чуть не погибает и в итоге знакомится с Фандориным, единственным человеком, который может ему помочь выбраться из этих неприятностей…
Алмазная колесница (2002)
Роман «Алмазная колесница» состоит из двух томов, которые продолжают знакомить читателей с жизнью Эраста Фандорина.
Первый том «Ловец стрекозы» рассказывает о том, как известному сыщику приходится разгадывать планы хитрого шпиона Рыбникова во времена русско-японской войны.
«Между строк» поведает о посещении знаменитым детективом Японии. Автор рассказывает о его стычках с ниндзя, самураями и отношениях с гейшами. Особую любовь в главном герое вызывает страстная красавица О-Юми…
Инь и Ян (2006)
В особняке покойного миллионера Сигизмунда Борецкого проводится собрание, на котором должны огласить его завещание. Племянница Инга получает все деньги и шикарный дом, а племянник Ян — только старинный веер.
Для выяснения значимости веера в особняк прибывает Фандорин. Он узнает, что веер имеет магическую особенность — он может делать окружающих или самого хозяина лучше или хуже при соблюдении специального ритуала. Но, как известно, что одному человеку хорошо, то другим — беда. После этого открывается настоящая охота за волшебным веером, и кому он в итоге достанется неизвестно….
Нефритовые чётки (2006)
Эта книга не является романом в полном смысле этого слова. Она представляет собой сборник повестей и историй из жизни знаменитого сыщика.
Эраст Петрович очень любит путешествовать. Он жил не только в России, но и во многих других уголках мира. И где бы он ни появился — в США, Британии или Японии — он всегда увлечен загадками.
На страницах этой книги читатели смогут узнать много нового о характере и событиях в судьбе Эраста Фандорина.
Весь мир театр (2009)
13-й роман из цикла книг о приключениях Фандорина перенесет читателей в смутное и напряженное время. События разворачиваются в 1911 году.
Фандорин решает посетить спектакль «Бедная Лиза», но в итоге страстно влюбляется в актрису, исполняющую главную роль. Став свидетелем подозрительного инцидента Фандорин проникает в театр, чтобы выяснить как и зачем в букете Элизы оказалась гадюка. Но расследование идет плохо, ведь главного героя полностью захватывают любовные переживания. В это же время, в театре начинается череда странных убийств…
Чёрный город (2012)
Книга красочно воссоздает панораму 1914 года, канун Первой мировой войны в удивительном и старинном Баку, который богат сырьем и привлекателен для революционеров и террористов. Именно здесь теперь приходится трудиться умному и смелому сыщику Эрасту Фандорину.
Сможет ли он и в этом случае быть на шаг впереди злоумышленников? Сможет ли он выдержать схватку с могущественной группировкой. Приключения начинаются уже с первых страниц книги, и постепенно их динамика лишь усиливается!…
Планета Вода (2015)
Сборник «Планета Вода» включает в себя 3 детективных истории — «Планета Вода», «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть».
«Планета Вода» — Фандорин прекращает свое участие в подводной экспедиции ради того, чтобы найти маньяка, который скрывается на одном из островов Атлантического океана.
«Парус одинокий» — Во время расследования страшного убийства женщины, в которую он когда-то был влюблен, Фандорин оказывается в Заволжской губернии…
«Куда ж нам плыть?» — Фандорину предстоит раскрыть дерзкое ограбление поезда и все улики ведут к революционерам.
Не прощаюсь (2018)
Представляем вашему вниманию последний роман в цикле книг про знаменитого Эраста Фандорина.
На дворе 1918 год и новосозданное советское государство всё еще находится в смуте. По улицам бродят чекисты. В столицу массово перебираются бывшие купцы, матросы, гимназисты-прохиндеи..
Эта книга расскажет о дальнейшей судьбе Фандорина, ведь читатели популярного цикла наверняка захотят узнать смог ли выжить главный герой после полученной пули в голову и трехлетней комы. Станет ли Фандорин прежним.
Эраст Фандорин
Эраст Петрович Фандорин — герой серии исторических детективов Бориса Акунина (псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили) «Приключения Эраста Фандорина». В этой серии писатель поставил себе задачу написать по одному детективу разных стилей: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив и т.д.
Фандорин воплотил идеал аристократа XIX века : благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Кроме того, Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок, и он необычайно везуч в азартных играх.
Содержание
Биография [ ]
Служа в 1876 году в чине коллежского регистратора Фандорин занимает должность письмоводителя в сыскном управлении и волей случая оказывается вовлечен к расследованию загадочного самоубийства студента Московского Университета, обернувшееся разоблачением таинственной и могущественной организации «Азазель». Фандорину удается распутать дело «Азазеля», в результате чего он поступает на службу в Третье отделение личной канцелярии императора. В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что Фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты, кости, лотереи и т. д.). Так же Эраст Петрович приобретает привычку нумеровать все факты («это раз», «это два», «это три» и т. д.). Кроме того, он знакомится с 17-летней Елизаветой (Лизанькой) Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершенного в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания. Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты — седые виски и легкое заикание (следствие контузии при взрыве, в котором погибла Лизанька). Кроме того, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора — «становится эмоциональным инвалидом»), Эраста Петровича основательно «подмораживает».
Круг, в который юный дипломат Эраст Фандорин вступил в 1878-м году в далекой Японии, замкнулся в Москве в 1905-м. Таинственный штабс-капитан Рыбников (он же господин Стэн, он же «Акробат») оказался сыном Эраста Петровича и прекрасной куртизанки О-Юми из клана момоти. Сама О-Юми не погибла, как думал Фандорин. Она была вынуждена подчиниться отцу, но Эраст никогда не узнает об этом. Человек, который написал это письмо, сжег его через несколько минут после написания…
1911 год. Москва. По просьбе вдовы А. П. Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой Фандорин расследует серию подозрительных событий и убийств в театре «Ноев ковчег». На спектакле «Бедная Лиза» 55-летний сыщик страстно влюбляется в исполнительницу роли Лизы актрису Элизу Альтаирскую-Луантэн (Елизавету Лейкину, во втором замужестве — ханшу Альтаирскую). Чтобы завоевать её любовь, Эраст Петрович становится драматургом и сочиняет пьесу «в японском духе» — «Две кометы в беззвёздном небе». Описано в романе «Весь мир театр».
1912 год. Царство Польское, Российская империя — Краков, Австро-Венгрия. Семейная жизнь Фандорина и Элизы Луантэн трещит по швам. Фандорин рад любой возможности, чтобы ускользнуть от жены, и накануне Нового года ввязывается в расследование ограбления поезда, совершённого польским бандитом Болеславом Ружевичем по кличке «Цукерчик». Преследование завершается на рубеже 1912 и 1913 годов в австро-венгерском Кракове, где Цукерчик должен передать похищенные деньги «пану Кобачевскому» («Кобе», Иосифу Сталину). Описано в повести «Куда ж нам плыть?»
Роман завершает сцена: в Баку вошедший к Фандорину в доверие пособник большевиков Гасым обманом завлекает того в покинутое старое здание и оглушает ударом по голове. Эраст Петрович приходит в себя связанный. Перед ним предстаёт «Одиссей»/«Дятел», который вскоре уходит. Гасым, зная, что Фандорин человек чести и не будет идти наперекор своей клятве, предлагает Эрасту Петровичу дать честное слово, что тот уедет и не будет мешать делам «Дятла». Фандорин отказывается.
Гасым стреляет Фандорину в голову. В результате Эраст Петрович лишается возможности направиться на выполнение важнейшего задания императора Николая — расследования Сараевского убийства, в результате чего могла быть предотвращена Первая мировая война, а за ней и Октябрьская революция. Описано в романе «Чёрный город».
Во время отлучки Фандорина из Москвы, 5 июня 1914 года, с ним пытается встретиться его правнук Ластик (Эраст Николаевич Фандорин), однако ему удаётся лишь коротко пообщаться с Масой. Описано в «Детской книге» и упоминается в романе «Чёрный город». Сестра же Ластика Геля (Ангелина Николаевна Фандорина), находясь в прошлом с параллельной миссией, случайно застаёт момент отъезда Эраста Петровича (описано в «Детской книге для девочек» Глории Му по сценарию Бориса Акунина).
1918 год. В первой главе книги «Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть 2», завершающей цикл о Фандорине, описано, что Эраст Петрович выжил после того ранения, но впал в кому: «Пуля прошла навылет через правую верхнюю часть черепа. От смерти господина спасло только то, что револьвер был небольшого калибра». Фандорин пробыл в коме до 1918-го года. Маса часто возил его по разным профессорам. По рекомендации одного из них верный камердинер отправился в Самару к целителю из Китая, который оказал большую помощь в восстановлении Фандорина. Но тот всё ещё находился в коме.
В течение нескольких месяцев пребывания Масы и Фандорина в Самаре в стране стали происходить серьёзные потрясения, сильно усложнившие дальнейшую заботу вассала о своём господине. Китайский целитель решил возвращаться на родину, и Масе пришлось уезжать с господином из города. На поезде по пути в Москву Маса столкнулся с попыткой ограбления пассажиров. Неудачный выстрел грабителя пришёлся на Фандорина, пройдя по касательной, тем самым вытащив его из комы.
1919 год. Проведя целый год в далёком монастыре на севере Вологодской губернии, Фандорин пробирается из Центральной России в Севастополь, где его ожидает Маса. В дороге он встречает девушку-скульптора Мону — дочь петербургского врача-психиатра Елизавету Анатольевну Турусову (которую за загадочность улыбки, напоминающей о Моне Лизе, прозвала Моной её мать, Варвара Андреевна Турусова, в девичестве Суворова, главная героиня романа «Турецкий гамбит»). В Харькове, в штабе Добровольческой армии, Эрасту Петровичу приходится, в частности, принять участие в поисках красного шпиона Павла Макольцева (Кольцова), деятельность которого известна по роману «Адъютант его превосходительства» и одноимённому фильму. Диверсия заговорщиков завершается взрывом дрезины, на которой Фандорин покинул Харьков.
1920 год. Крым. Мона, беременная от Эраста Петровича, эмигрирует из Крыма. В шкатулке с семейными реликвиями, которую она сохранила, находились, в частности, знаменитые нефритовые чётки и половина пергамента Корнелиуса фон Дорна, доставшегося Фандорину в наследство от отца. Об этом упоминается в эпилоге «Не прощаюсь» и в книге «Алтын-толобас».
Род Фандориных [ ]
Книги про Эраста Фандорина [ ]
Эраст Фандорин в экранизациях [ ]
Ссылки [ ]
При написании этой статьи использовались сведения с сайта fandorin.ru с разрешения хозяйки сайта.
Алтын-толобас • Внеклассное чтение • Ф. М. • Сокол и Ласточка
Пелагия и белый бульдог • Пелагия и чёрный монах • Пелагия и красный петух
Младенец и чёрт • Мука разбитого сердца • Летающий слон • Дети Луны • Странный человек • Гром победы, раздавайся!
Сказки для идиотов • Чайка • Комедия/Трагедия • Инь и Ян • Сценарии
Азазель (2002) • Турецкий гамбит • Статский советник • Пелагия и белый бульдог • Азазель (2010)