фарандола танец какой страны
Фарандола
Литература : Mathieu A., La farandoulo, Avignon, 1862; Вйrenger-Fйraud L. J. В., Rйminiscences populaires de la Provence, P., 1885; Sachs C., Histoire de la danse, P., 1938; Dumont L., La Tarasque, P., 1951; Tennevin N., Teхier M., Dances of France, (vol.) 2, L., (1951); Вaumel J., Les danses populaires, les farandoles, les rondes, les jeux chorйgraphiques et les ballets du Languedoc mйditerranйen, P., 1959; Louis M., Dances populaires et ballet d’Opйra, P., 1965.
T. С. Кюрегян.
Полезное
Смотреть что такое «Фарандола» в других словарях:
фарандола — ы, ж. farandole f. <прованс. farandoulo. Провансальский ( Франция) народный танец с тактовым размером 6/8; танцующие фарандолу, держась за руки, образуют длинную цепочку. СИС 1954. Фарандоль, провансальская хороводная пляска, послужившая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАРАНДОЛА — (французское farandole), провансальский круговой народный танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе … Современная энциклопедия
ФАРАНДОЛА — (франц. farandole от прованс. farandoulo), французский (провансальский) народный хороводный танец. Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый, сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. К … Большой Энциклопедический словарь
ФАРАНДОЛА — ФАРАНДОЛА, фарандолы, жен. (провансальское farandolo). Провансальский народный танец. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
фарандола — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ФАРАНДОЛА — провансальский танец; исполнители составляют цепочку, образующую круглые и спиралевидные фигуры, впереди музыканты с тамбурином и флейтой. В 18 19 вв. широко распространилась у народов Европы … Этнографический словарь
фарандола — фарандола, провансальский танец; исполнители составляют цепочку, образующую круглые и спиралевидные фигуры, впереди музыканты с тамбурином и флейтой. В XVIIIXIX вв. широко распространилась у народов Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Фарандола — Ханс Тома «Фарандола» Фарандола (франц. farandole от прованс. farandoulo) провансальский хороводный народный танец. Исполнители танца, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под… … Википедия
фарандола — ы; ж. [франц. farandole] Старинный провансальский народный танец, в котором танцующие, держась за руки, образуют круг; музыка к этому танцу. Быстрая, живая ф. * * * фарандола (франц. farandole), провансальский круговой народный танец (музыкальный … Энциклопедический словарь
Французский общественный танец, известный с XV века «Фарандола».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Французский общественный танец, известный с XV века. Музыкальный размер – 6/8, 4/4. Темп умеренный. Исполняется коллективно, в цепочном построении, в сопровождении флейты и барабана. Характерны галопирующие шаги, иногда переходящие в бег.
Третьи сопоставляют Фарандолу и античный Танец Лабиринта. Согласно древнегреческому мифу, герой Тезей [лат. Thesus ] избавил мир от ненасытного людоеда Минотавра, прятавшегося в огромном лабиринте на острове Крит. Празднуя это событие, античные юноши и девушки ежегодно возносили хвалу герою, цепочкой двигаясь по сложной схеме переходов и поворотов. Основной шаг танца включал поднимание ноги в переднюю воздушную позицию, как это делают журавли в своих брачных плясках. Поэтому Танец Лабиринта называют ещё Танцем Журавля.
Беспорядочную траекторию движения в Фарандоле вряд ли можно сравнить со схемой лабиринта. Однако французы представляют это именно так, и радостно кричат: «Thesus!», проходя через «арку» из сцепленных рук. Участники цепочки держатся друг за друга за руки или через платки, ленты и шнурки. Платки и шнурки символизируют нить Ариадны – ту самую нить, с помощью которой Тезей нашёл выход из лабиринта.
Фарандолу можно назвать первым фигурным танцем. До неё фигуры в танцах в таких количествах не использовались. «Арка», «Змейка», «Лабиринт», «Мост», «Петля», «Спираль», «Улитка» – сами названия фигур говорят о сложности переходов. Хороший ведущий не только правильно ведёт танцующих от фигуры к фигуре, он на ходу вводит новые игровые моменты. Каждый в цепочке обязан повторить его действие. Неожиданности вносят в танец забаву. В какой-то момент оба конца цепочки могут сомкнуться в переменчивый круг, или всё может смешаться. Тогда танцоры проходят под аркой, созданной двумя участниками, которые таким образом формируют цепочку заново. Двигаться можно под любую бойкую музыку с регулярным ритмом в двойном или в тройном размере.
Смотреть видео — танец Фарандола в 1928 году:
По народному поверью, хороводный круг символизирует движение Солнца по небу, держание за руки передаёт единство людей, а характер танцевальных шагов напрямую влияет на качество урожая. Поэтому считается — чем воодушевлённее участники водят хоровод, тем сильнее действует их обращение к божеству, и чем выше прыжки танцующих, тем выше вырастут всходы и обильнее будет урожай. Люди вкладывают в прыжки Фарандолы силу и энергию, полностью отдаваясь танцу. Взамен они получают максимум радости и удовольствия от совместного действия.
Фарандола
Музыкальный размер 6/8
Старинный французский танец, родиной которого считается Нижний Прованс. Но многие литературные источники указывают на античное происхождение этого танца, находя в его рисунке сходство со сложными поворотами в лабиринте Минотавра. Танцы, напоминающие фарандолу, в свое время были широко распространены по всей Европе. Они то появлялись, то исчезали или входили в состав других, более сложных народных плясок.
Мелузин Вуд — автор большого труда по историческому танцу, вышедшему в 1952 году в Лондоне, — пишет, что фарандола была одной из форм, в которой танцующие образовывали цепь, двигаясь во время всего танца одной линией.
Большинство исследователей относят фарандолу к танцам типа открытого круга и связывают ее происхождение с бранлем. Незамысловатые движения фарандолы, в основном состоящие из обычного шага, бега, доступны каждому.
Ни один народный праздник, ни одна свадьба не обходились без фарандолы, которой заканчивалось гуляние.
В очень отдаленные времена фарандола не имела сложных ходов. В ней могло участвовать любое количество исполнителей, которые выстраивались цепочкой и неслись вверх и вниз по деревенской улице или площади. Цепь возглавлял мужчина, исполнявший роль ведущего. От его умения и находчивости зависели ходы, ритм и характер исполнения танца. Ведущим выбирался тот, кто не только хорошо знал танец, но и умел шутить, импровизировать движения. Все участники должны были подчиняться ведущему и следовать его указаниям. Цепь фарандолы заканчивал мужчина, так как он при повороте мог тоже оказаться ведущим. У ведущего и замыкающего свободная рука лежала на бедре. Исполнители держались за руки или за платки, которые были у них в руках. Соединяться платками было принято на юге Франции, где этот танец был очень распространен и сохранился до сих пор.
Фарандола — танец импровизационный, его рисунок различен в различных местностях, а также зависит от индивидуальности ведущего. Но вместе с тем в нем есть ряд типичных фигур. Среди них наиболее часто встречаются «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты» и «лабиринт» (рис 1).
Первая фигура «улитка»
Ведущий образует широкий круг, постепенно продвигаясь к центру и «закручивая» танцующих в «улиткообразную раковину». Когда участвующие «закручены» в спираль, он их «раскручивает», пропуская каждого второго под свою руку, остальные следуют за ним. Перед тем как начать вторую фигуру, исполнители снова образуют цепь.
Вторая фигура «мосты»
Первый ведущий и стоящая за ним женщина становятся лицом друг к другу. Соединив поднятые вверх руки, они образуют арку. Вторая пара, пройдя под их руками, также соединяет поднятые вверх руки, и так далее, до тех пор, пока в конце арки не окажется последняя пара. Ведущий проходит под арками, ведя за собой остальных. Снова образуется одна шеренга.
Третья фигура — «лабиринт»
Ведущий идет с танцующими по полукругу, затем поворачивается и проходит под аркой того, кто идет за ним. Так получается переплетение.
Каждая фигура, вне зависимости от ее сложности, переходит в цепочку. Тут обычно в танец включаются новые участники.
Первоначально фарандола исполнялась под пение и выкрики танцующих. Этот вокальный аккомпанемент вскоре сменился музыкальным сопровождением, которое могло повторяться по желанию участников несколько раз, так как фигуры танца не были ограничены определенным количеством тактов. Длительность танца зависела от количества участников и количества шагов, которые делались между фигурами.
Появившись в раннем средневековье, фарандола была широко известна вплоть до конца XVIII века. В эпоху французской буржуазной революции она стала любимым танцем санкюлотов. Ее исполняли под революционные песни и марши, в ней появились мужественность и героичность. На юге Франции фарандола исполняется до сих пор. На балах XIX века цепочкой фарандолы заканчивались французская кадриль и котильон.
Материал:
Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец
СОДЕРЖАНИЕ
Традиционный танец
Впервые фарандола была подробно описана английским фольклористом Вайолет Алфорд в 1932 году. Следующее описание взято из графства Ницца:
Фарандола смерти
После Черной смерти появилось множество обрядов изгнания нечистой силы, направленных на то, чтобы приручить товарища, если не на то, чтобы оттолкнуть его. В этих ритуалах музыка и танец играли ведущие роли.
Современный Фарандол
Текущее музыкальное сопровождение всегда исполняют один или несколько барабанщиков. Танцоры берутся за руки, образуя блуждающую открытую цепочку и отмечая каждый такт прыжками. Лидер направляет цепь, рисуя форму змеи. Его роль состоит в том, чтобы сформулировать фарандолу, танец аграрных обрядов, в его двух основных темах: спирали (также известной как улитка или лабиринт) и проходе под сводом (известной как змея).
Также в Провансе другие танцы, связанные с фарандоле, практиковались на более свободных шагах: бренди, мавританский (или мориска), passa cariera (уличный проход, ср. Испанский passa calle и passacaille). Он породил определенные средневековые танцы с повторяющимися шагами, такие как каролы 13 и 14 веков, бранлы 15 и 16 веков.
Фарандоль Прованса
Танцоры и барабанщик носят практически идентичный костюм, состоящий из белых штанов, стянутых тайоле, типичного прованского пояса из полоски красной шерстяной ткани и белой рубашки, завязанной на воротнике шнуром.
Исторический контекст
Фольклористы начала 20-го века (например, Alford 1932) интерпретировали большинство народных танцев как очень древние и постулировали даже для фарандолов происхождение, восходящее к Древней Греции, остававшееся более или менее неизменным «в течение двух или трех тысяч лет жизни».
Фарандол иногда использовался для менее невинных целей, чем простой танец: в 1815 году генерал Жан-Пьер Рамель (младший) был убит в Тулузе разъяренными народными массами, которые использовали свой национальный танец, чтобы окружить и зарезать его.
В классической музыке
В популярной культуре
В фильме Эббота и Костелло 1940 года «Ночь в тропиках» фильм заканчивается пением и танцами «Фарандолы».
Боб Джеймс на своем альбоме «Two» исполнил фарандолу Бизе в стиле джаз-фанк. Выпущенный в 1975 году, альбом занял второе место в чарте джазовых альбомов.
В рамках Общества творческого анахронизма и других ассоциаций, которые пытаются воссоздать танцы Средневековья и Возрождения, фарандолу иногда танцуют из-за ее предполагаемого средневекового происхождения (но см. Исторические проблемы выше). Примеры можно найти на YouTube.
Примечания
Фарандола
Фарандола (франц. farandole от прованс. farandoulo) — провансальский хороводный народный танец. Исполнители танца, держа друг друга за руки, составляют цепочку, которая образует спиралевидные и круглые фигуры под аккомпанемент флейты и тамбурина. Музыкальный размер: 2/4 и 6/8. Темп быстрый, сменяющийся более медленным. Фарандола была использована в сочинениях Ж. Бизе, Ш. Гуно, А. К. Глазунова, П. И. Чайковского и др.
Смотреть что такое «Фарандола» в других словарях:
фарандола — ы, ж. farandole f. <прованс. farandoulo. Провансальский ( Франция) народный танец с тактовым размером 6/8; танцующие фарандолу, держась за руки, образуют длинную цепочку. СИС 1954. Фарандоль, провансальская хороводная пляска, послужившая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАРАНДОЛА — (французское farandole), провансальский круговой народный танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе … Современная энциклопедия
ФАРАНДОЛА — (франц. farandole от прованс. farandoulo), французский (провансальский) народный хороводный танец. Музыкальный размер переменный: 2/4 и 6/8; темп быстрый, сменяющийся более медленным. Жанр фарандолы использован в сочинениях Ш. Гуно, Ж. Бизе, А. К … Большой Энциклопедический словарь
ФАРАНДОЛА — ФАРАНДОЛА, фарандолы, жен. (провансальское farandolo). Провансальский народный танец. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
фарандола — сущ., кол во синонимов: 1 • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ФАРАНДОЛА — провансальский танец; исполнители составляют цепочку, образующую круглые и спиралевидные фигуры, впереди музыканты с тамбурином и флейтой. В 18 19 вв. широко распространилась у народов Европы … Этнографический словарь
фарандола — фарандола, провансальский танец; исполнители составляют цепочку, образующую круглые и спиралевидные фигуры, впереди музыканты с тамбурином и флейтой. В XVIIIXIX вв. широко распространилась у народов Европы … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Фарандола — (франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farбndula) провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), к… … Музыкальная энциклопедия
фарандола — ы; ж. [франц. farandole] Старинный провансальский народный танец, в котором танцующие, держась за руки, образуют круг; музыка к этому танцу. Быстрая, живая ф. * * * фарандола (франц. farandole), провансальский круговой народный танец (музыкальный … Энциклопедический словарь