фарфор клеймо лось какой завод
Фарфор СССР: клейма ведущих заводов
Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
Сколько на самом деле стоит советская утварь из бабушкиного серванта
При оценке винтажных вещей не всегда работает правило «чем старше — тем дороже», чаще всего цена будет зависеть от состояния предмета, его редкости и спроса.
Дореволюционный подсвечник может оказаться дешевле столового набора времен СССР, поэтому, чтобы не ошибиться с оценкой всего этого старого добра, нужно знать, по каким признакам коллекционеры отличают настоящую редкость от ширпотреба.
Мы не оцениваем старинные иконы, серебряные чайники работы Адольфа Шпера и не рекомендуем продавать бабушкин сервиз. В статье только примеры домашней утвари, которую вы, возможно, не цените, а зря. С сахарницей из детства легко расстаться, да только потом найти такую же будет сложно.
Столовые приборы
Полный комплект, которым ни разу не пользовались, стоит дороже. Если утеряны несколько чайных ложек или слезла эмаль с ножей, у покупателя будет повод сбить цену минимум на 50%.
Наборы из нержавейки стоят в среднем полторы-две тысячи. Можно продать дороже, если найдется покупатель, которому нужен именно такой рисунок, как на вашем наборе. Например, мне для полной коллекции не хватало ножей с белыми цветочками на зеленой эмали, и если бы владелец запросил больше 150 Р за штуку, мне пришлось бы согласиться: у других продавцов ножей с таким рисунком найти не удалось.
Понять, насколько изделие старинное, можно по клейму: до конца 19 века клеймо было выпуклым, а потом его стали углублять в металл.
Сахарницы
Советская эпоха помнит три вида сахарниц: фарфоровые, стеклянные и сахарницы из металлов — мельхиора, алюминия и серебра.
Фарфор. Если советская фарфоровая сахарница без сколов и трещин, не восстановлена, не бита и не крашена, ее можно продать рублей за пятьсот. Даже сахарница из Чехословакии — страны, которой больше нет, — будет стоить те же деньги. Дело в том, что таких сахарниц сохранилось много, дефицита в них не наблюдается, художественной ценности они не представляют, поэтому и цены невысокие.
Однако есть рисунки, которые поднимают стоимость, — агитационные. Это серп и молот, лозунги и изображения рабочих. «Агитки» — раннесоветская, довоенная тема. Такие вещи делали в двадцатые годы прошлого века.
Другое дело, если стекло — богемское, да еще и конца 19 века. Сахарницы того времени были украшены золотом и драгоценными камнями. Цены на подобные вещи начинаются от 50 000 Р и уходят в бесконечность. Если вы обнаружили в серванте что-то подобное, не выставляйте на «Авито», а сразу несите оценщику.
Столовый сервиз
Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.
Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.
Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.
Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.
Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито
нет, но хочеться продать
наша посуда почему то мало ценится
Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:
2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции
3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:
— киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.
Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.
picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/
picclick com /Antique-Bisque-Porcelain-Art-Nouveau-Style-Woman-in-203186813569.html#&gid=1&pid=1
picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html
Фарфор Гарднера в Вербилках — элегантная классика
К началу 18-го века, правители многих стран мечтали производить собственный фарфор. Хотел этого и Петр I. Он посещал фабрики, интересовался секретами производства, подсылал агентов, и приглашал опытных мастеров в Россию. Знаменитые Петровские трубки, предметы обихода, гербовые вазы – до сих пор многие фарфоровые изделия привезенные императором из-за границы, хранятся в музеях.
В русский язык наименование фарфор пришло из Персии. Там китайские изделия называли — «фахфур». Англичане говорили – порслин, он итальянского –порчеллино (поросенок).
Это забавное название произошло от цвета розового семейства китайского фарфора. Итальянцы стремились узнать, каким образом китайцы придают глазури нежно-розовый цвет. Китайцы загадочно говорили, что в состав добавляют кровь девственниц, от этого масса приобретает такую окраску. Но итальянцы подозревали, что весь секрет – в морских раковинах, тоже называемых порчеллино, добавляемых в керамику.
История мануфактуры
Мечту Петра I-го о собственном фарфоровом промысле, воплотила его дочь – Елизавета. Шведский мастер Христиан Гунгер с русским помощником Дмитрием Виноградовым пытались наладить выпуск отечественных изделий из гжельской глины. Дело не заладилось, и Гунгер получил отставку.
Виноградов самостоятельно продолжал опыты, пока не создал белый и прозрачный материал. Его первой работой и визитной карточкой стала чашка с росписью виноградными кистями.
Ученый открыл мануфактуру из отечественного сырья, фарфор по качеству не уступал знаменитому саксонскому и китайскому оригиналу. Вначале это были мелкие изделия – трубки, чашки, пуговицы. Через несколько лет Виноградов построил и успешно испытал большой горн для обжига. Теперь на мануфактуре появились и крупные изделия.
Там был изготовлен первый императорский столовый сервиз, которому Елизавета назвала «Собственный».
При Екатерине II Мануфактура стала «Императорским фарфоровым заводом», заведовать им назначили князя Вяземского. Производство постоянно расширялось, умелые мастера создавали все больше новых форм, доходы неуклонно росли. Тогда же появился знаменитый парадный «Арабесковый» сервиз, расписанный мотивами Древней Греции. В Москве производством мелких фарфоровых изделий занималась фабрика Гребенщикова.
Период Ф. Гарднера и потемкинские чашки с бриллиантами
Франц Гарднер – обрусевший выходец из Англии, перебравшийся в Россию и мечтавший разбогатеть. Он пробовал заниматься лесной промышленностью, производством сахара. Постепенно породнившись со знатными дворянскими семействами, через браки детей – решил перебраться в Москву. Он давно хотел открыть собственное фарфоровое производство, помог случай. К тому времени умер заводчик Гребенщиков, фабрику закрыли. А родной брат Гребенщикова, сел в тюрьму за долги. Узнав об этом, Гарднер пообещал заплатить всю задолженность, за фамильный секрет состава фарфорового сырья. Он выполнил обещание, а Андрей Гребенщиков возглавил предприятие. Сначала выпускали мелкие изделия – пуговицы, курительные трубки, посуду, но впоследствии, когда Гарднер нашел в Малороссии подходящее сырье, в Дмитровском уезде была открыта фабрика.
Есть история, о том, как тщеславная императрица потребовала у Потемкина накрыть праздничный стол в честь ее именин, чтобы он оказался роскошнее, чем стол падишаха из «Тысячи и одной ночи». Светлейший справился с заданием. Поразив Екатерину и гостей невиданными блюдами и роскошными винами, на десерт он приказал поставить чашечки тончайшего фарфора, наполненные бриллиантами. Фарфор был приобретен на фабрике Гарднера.
В подарок Екатерине Гарднер на своей фабрике создал коллекцию, посвященную русско-турецкой войне. Затем восхищенная прекрасным подарком императрица, сделала заказ на три орденских сервиза – святых Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.
После смерти Франца Гарднера дело продолжили сыновья. Фабрика «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» считалась лучшей в России. За высокое качество была дарована милость гравировать на фарфоре Государственный герб России.
Период Кузнецова
В 1892 году приходившее в упадок производство, купил Матвей Кузнецов и дал название — «Товарищество фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». С этого начался новый расцвет вербиловского фарфора. Кузнецовым был куплен не только гарднеровский завод, он приобрел и торговую марку gardner, его историю, поставщиков и клиентов. До самой революции 1917 года, на уже кузнецовский фарфор, ставилось клеймо Гарднера.
Советское время
После революции в моде бала «агитационная» тематика. Стала появляться посуда не только высшего, но и среднего качества. Продукцию фарфорового завода, переименованную в «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках», с удовольствием покупали и жители Советского Союза, и зарубежные гости. В 1937 г. на выставке в Париже дмитриевский фарфор был удостоен Большой Золотой медали. Высокое качество и мастерство художников Вербилок было непревзойденным.
Настоящее время
После развала Советского Союза фабрику переименовали в «Фарфор Вербилок», открылось предприятие «Промыслы Вербилок», где выпускают изделия ручной работы с живописью по фарфору. До сих пор фабрика «Мануфактуры Гарднер» выпускает фарфор высшей категории. Несколько линеек современной продукции, изготовленные по классическим образцам 19-го века, не уступают по качеству и элегантности антиквариату.
Вербилки фарфоровый завод
Дмитровский завод – это не просто фарфоровое предприятие. Это сокровищница традиционных ценностей, бережно передаваемых следующим поколениям. Каждый мастер соединяет старинные секреты с новейшими технологиями, и создает шедевры искусства. Фарфоровые изделия известны далеко за пределами нашей страны, они есть в частных коллекциях, и представлены в музеях всего мира.
Для вербиловской посуды используют два вида декора:
Основной способ декорирования – деколь. Часто изделия расписываются краской с добавлением золота.
Клейма по годам
До революции у продукции вербиловского завода было клеймо Гарднер. Это была не только фамилия, но и эталон качества, под которым его знали не только в России, но и за границей. После революции фабрика была национализирована, в клеймах ДФЗ стали изображать серп и молот. С периода пятидесятых годов и до сих пор – стилизованная голова лося и буква В. С начала девяностых в печать клейма стали вносить год основания – 1766.
Красное клеймо – означает первый сорт изделия, зеленое – второй.
Мастера и художники
В тридцатых годах в ДФЗ стал работать известный скульптор Орлов. Широкую известность приобрели его работы «Конек-горбунок», «Клоун».
После войны, Чечулина, с ее сервизом «Битва за Родину». Деморей расписывала орденские наборы посуды – «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов».
В пятидесятые вербиловский фарфор прославляли коллекции Ганрио, Лопотухиной (Адмиралтейский), Цветковой (Гвоздики), Золотова (Татьяна).
Горлов и его скульптуры «Бизон», «Генерал Топтыгин», «Зебра» известны многим.
Промыслы Вербилок
Это фарфоровые изделия, выпускаемые на дочернем предприятии фабрики «Мануфактура Гарднер». Здесь сохраняются старые традиции, гарднеровский фарфор изготавливают по дореволюционным технологиям вручную. Роспись тоже только ручной работы, тонкими беличьими кисточками.
Многообразие тематик фарфора Вербилок на посуде
Стиль фарфора, изготовленного на фабрике Гарднер, всегда соответствовал моде эпохи, в которую выпускался.
В восемнадцатом веке – пышный и помпезный стиль ампир. Сервизы украшали яркими цветочными букетами ( чаще розы и тюльпаны), вазы в виде цветочных корзин, чашки и блюда, с выгравированными вензелями владельцев и императорскими, для подарков придворным фаворитам. Скульптурные статуэтки пастухов и пастушек, крестьян и горожан, одетых по последним модам. Церковная утварь – подсвечники, лампады, паникадила и чаши.
В девятнадцатом веке были в моде жанровые сервизные серии – разговаривающие ремесленники, сценки из крестьянского быта, персонажи из книг. Выпускались наборы к памятным датам – сервизы с росписью эпизодов Бородинской битвы, коллекции «барышня-крестьянка» – изображения женщин из всех слоев общества в характерных нарядах разных эпох. Популярностью пользовались статуэтки в виде животных и птиц.
После революции, на посуде и сувенирах появились надписи, призывавшие вступать в колхоз, агитирующие за мировую революцию, портреты Калинина и других партийцев, рабочих и колхозников.
Тридцатые годы прославили сервизы из серии «Русский орнамент», цветочные мотивы, портреты женщин Советского Союза. Скульптурные композиции из сказок и былин.
В послевоенные годы на посуде изображали героев Советского Союза, портреты маршалов на фоне кремлевской стены, танки и самолеты, героев труда. Была расписана серия сервизов – полководческие ордена, «Битва за Родину».
В настоящее время гарднеровский фарфор представлен в самых разнообразных гаммах и мотивах. Особенным интересом пользуются сервизы с жанровыми сюжетами, пейзажами; детские наборы – с росписью стилизованных изображений животных, сказочными героями.