фарфор rpr какой завод
Непревзойденный рижский фарфор
Рижский фарфор является отдельным понятием в истории декоративного искусства. Интерес к нему проявляют не только коллекционеры, но и обычная публика. Это исторически ценные предметы, отражающие дух ушедшей эпохи.
Кузнецовская фабрика
Первая фарфорово-фаянсовая фабрика была открыта предпринимателем Кузнецовым в Риге в 1841 году. Сначала на мануфактуре производилась только фаянсовая посуда, но чуть позже руководство наладило изготовление фарфоровых изделий. На завод активно привлекались рабочие. Им предоставляли жилье и хорошую заработную плату. Некоторых живописцев Кузнецов пригласил из Гжели. Дело развивалось стремительными темпами. Объем выпускаемой продукции постепенно увеличивался, а качество повышалось. Предприятие стремилось следовать модным веяниям современности и ориентировалось на широкий круг покупателей.
После революции семья Кузнецовых продолжила производство посуды, несмотря на тяжелые времена. Но не было средств на приобретение необходимого оборудования, поэтому изделия изготовлялись вручную. Чуть позже предприниматели были вынуждена покинуть Латвию из-за оккупации немецкими войсками. Завод постепенно пришел в упадок.
Завод Ессена
В 1886 году был открыт завод для производства фарфора, основанный немцем Якобом Ессеном. Он использовал в работе немецкое сырье и занимался изготовлением высококачественной фарфоровой посуды на европейский манер. Изделия неоднократно были отмечены наградами на разных выставках. Один из самых знаменитых экспонатов— красная фарфоровая ваза с золотым рисунком. Она выставлялась на юбилейной выставке в 1901 году и удостоилась почетной награды «Гран-при». Сейчас ваза находится в музее фарфора во дворе Конвента.
В 1891 году Ессен скончался. Дело продолжил купец Храпунов и преуспел в этом. Продукцию продавали не только в столице Латвии, но и в Санкт-Петербурге. Позже случился кризис, связанный с Первой Мировой войной. В военное время материал не поставлялся в нужном количестве, да и спрос на товары из фарфора снизился в разы. Когда фронт приблизился к фабрике, то она и вовсе была вынуждена прекратить свою деятельность.
Работа завода восстановилась лишь в 1926 году. Из-за конкуренции предприятие производило разнообразную посуду, постепенно расширяя свой ассортимент. Постоянные заказы были, многие товары экспортировались в европейские страны. Но полностью восстановиться фабрика так и не смогла, тем более что в 1930 году случился экономический кризис. В 1939 году предприятие прекратило свою работу. В 1944 году его переименовали в Рижский Фарфоровый завод. До сих пор изделия, произведенные на этом предприятии, в цене у коллекционеров. Они изящны и обладают неповторимым европейским шармом.
В 1945 году мануфактура возобновила свою работу. Коллектив предприятия постепенно рос, а ассортимент расширялся. В 1953 году на заводе организовали художественную лабораторию. Ее возглавила выпускница Академии Художеств. Перед лабораторией стояла задача по созданию новых видов росписей и новых форм.
Как оформлялся фарфор на фабрике
Все изделия отличались высоким технологичным исполнением. В росписи фарфора на фабрике Ессена существовали разновидности декора, отличающиеся по характеру исполнения и композиции. Например, использовались «прозолоть» (с обязательной прорисовкой веточек золотом) и «агашка» (изображение ярких букетов на внешней стороне изделия).
Одной из специальностей фабрики была многоцветная и кобальтовая глазурь. С 1937 года применялась роспись «под слоновую кость». После окончания Второй Мировой войны разрабатывались фарфоровые статуэтки. Один из знаменитых экспонатов─ «Народный танец».
Марки
Фабричная отметка на продукции отсутствовала вплоть до Первой Мировой войны. Строгую подглазурную марку красного цвета ставили только на изделиях, предназначенных для выставок. Появление первой настоящей фабричной марки появилось в 1933 году. Она представляла собой круг с надписью «Ессен в Риге». В 1935 году ее поменяли на другой вариант— стилизованный листок клевера. Во время немецкой оккупации ставилась простая надпись «Рижский фарфоровый завод». В 1953 году рисунок состоял из инициалов завода.
Объединение
В 1963 году рижские фарфоровые заводы объединились в одно предприятие. Оно получило название «Рижский фарфорофаянсовый завод». Прежние отдельные здания стали называться участок № 1 и участок № 2.
В 1968 году на участке № 1 успешно освоили технологию тонкостенного фарфора. С этого же года было принято решение выпускать только фарфоровые изделия. На участке № 2 начали заниматься деколью. Тут выпускали посуду, украшенную именно этим способом. В начале 90-х годов производство фарфора приостановилось. Завод разворовали и закрыли.
В 1994 году участок № 2 отделился от участка № 1 и вернул себе прежнее название «Ессен». Фабрика успела выпустить чашки и прочие мелкие изделия с собственным клеймом. Но очень быстро организация прекратила свою деятельность.
Рижский фарфор по праву занимает почетное место в государственных музеях и частных коллекциях. Он отличается самобытностью и высоким художественным уровнем.
Торговля ностальгией: Рижский фарфор бьет все ценовые рекорды
Эстер Вайтмаа, Eesti Päevaleht
Если вдруг у вас в серванте в целости и сохранности стоит сервиз Рижского фарфорового завода, можно сказать, что вам несказанно повезло — вы обладатель дорогой и очень ценной в наше время посуды, пишет Eesti Päevaleht.
Интернет-аукцион подходил к концу. Но к торгам постоянно присоединялись все новые и новые люди, ценовые предложения делались с завидной регулярностью. Особый ажиотаж вызвал чайный сервиз «Сигулда» Рижского фарфорового завода за 211 евро. Несмотря на то, что сервиз продавали в идеальном состоянии и оригинальной упаковке, стоит отметить, что еще пару месяцев назад цена набора не поднималась выше 150 евро. Это может показаться странным, но любители фарфора с ног сбились в поисках именно этого чайного сервиза с позолотой и небольшими розочками. Его ищут на разных сайтах, барахолках и в антикварных магазинах, завидуют тем, кому посчастливилось получить сервиз по наследству. Настоящий бум ностальгии по советской посуде.
Фарфор из яичной скорлупы родом из детства
Мне тоже накрыла эта волна любви в старым вещам. Все началось с одного небольшого сливочника. Потом появился маленький чайник с изображением клубники из серии Marijka (тогда, конечно, я знать не знала названия набора). Вскоре я присоединилась в Facebook к группе «Ностальгическая посуда и столовые приборы». Практически сразу же я купила там за 4 евро кувшинчик, который благополучно получила по почте. А потом началось…Я стала постоянно следить за публикациями в группе, ходить по ярмаркам и искать интересные вещицы. Цены в основном были низкие, поэтому скоро на моей даче появилось много великолепной кухонной утвари.
Однажды я заметила в продаже красивые чашки, точно такие же, как когда-то были у нас дома. Это была чайная пара из такого тонкого фарфора, что, казалось, если сквозь него смотреть на лампу, он просвечивался. Я хорошо помню, с каким любопытством я разглядывала эти чашки, когда была маленькой. «Фарфор из яичной скорлупы», — так тогда говорили об этом материале.
А тут как раз эти же самые чашки продаются, да еще и по доступной цене. «Хм, а если собрать всю серию, чтобы дома был красивый и солидный сервиз?» — подумала я. Сказано-сделано! Я стала искать, покупать и собирать этот сервиз! Но в это же время, видимо, такая же идея пришла в голову многим, потому что с лета до ноября цена выросла с пары десятков евро до более чем 200.
Популярность массового производства
«Зачем вы покупаете эту массовую продукцию? В чем ее ценность?» — писали люди в разных группах, пытаясь вернуть любителей рижского фарфора с небес на землю. Доля правды в этом действительно есть. На рижском заводе производили много фарфоровой продукции, она была почти в каждом доме жителей советской Эстонии. Наверное, именно поэтому многие пожилые люди легко расставались с такими сервизами и продавали их скупщикам — это же не фарфор эстонской торговой марки Langebraun или Lorup, где каждый предмет является настоящим произведением искусства.
Но молодое поколение относится к рижскому фарфору совсем по-другому. В эпоху «Сделано в Китае» здорово обнаружить, что совсем рядом с нами производили по-настоящему красивые вещи. Точно такой же популярностью сегодня пользуются изделия Tarbeklaas, хотя все больше и больше людей по всему миру начинают интересоваться именно сервизами Рижского фарфорового завода.
В группе «Nostalgilised köögi- ja söögiriistad» в Facebook сейчас состоит более 11 000 человек, многие из которых добавить совсем недавно. А есть еще группа «RPR.Riga.Рижский фарфоровый завод». Оживленная торговля в интернете проходит почти круглые сутки на протяжении всей недели. Один раз я купила у латышей кофейник рижского фарфора аж в два часа ночи!
Ценная посылка
«Не волнуйтесь, все дойдет до вас в целости и сохранности. У меня все эстонские заказчицы получали свои сервизы «Лайма» в идеальном состоянии», — успокаивал меня продавец.
При пересылке фарфор нужно упаковать очень тщательно. Все пустоты каждого предмета должны быть заполнены бумагой и пузырчатой пленкой, а сама почтовая коробка должна быть плотно набита газетами, чтобы ни одна чашка или тарелка не могла сдвинуться ни на миллиметр. В таком виде и получают эти тончайшие сервизы. Правда, периодически в Facebook все-таки появляются фотографии, где показывают как какой-нибудь продавец безответственно завернул посуду в один слой бумаги, и в итоге заказчик получил разбитую посуду. Но моя посылка, к счастью, пришла хорошо упакованной и ни один из заказанных предметов не разбился.
Последнее время интерес к рижскому фарфору растет с небывалой скоростью. Во всех группах в социальных сетях одними из основных покупателей рижских сервизов являются жители Эстонии. «Бизнес» развит и в финском направлении: многие специально ездят Финляндию на различные ярмарки антиквариата или же сами финны публикуют фотографии ретро-посуды и отправляют заказы в Эстонию. Однако, к сожалению, в Финляндии рижского фарфора представлено очень мало.
Азбука Рижского фарфора
У каждого чайного или кофейного сервиза было свое название, которое зависело от формы предметов, а не от декора. Так, например, одинаковая деколь или ручная роспись могла быть на разных сервизах. Поэтому, если вы только начинающий коллекционер, смотрите не только на узор, но и на форму!
Один из самых популярных ныне сервизов под названием «Сигулда» производили на Рижском заводе в 1974–1996 годах. Автор формы — Эрикс Эллер. Критики в один голос заявляют: «Это же массовый продукт!». И они правы. Но особенностью данной коллекции является материал — тончайший костяной фарфор. Такое необычное название этот вид фарфора получил за счет добавления примеси костяной золы (обожженой костяной муки). Костяной фарфор внешне отличается особой тонкостью стенок, которые слегка просвечиваются, если сквозь них смотреть на источник света. Посуда из костяного фарфора не только тоньше, но и заметно легче, чем аналогичные изделия из обычного фарфора.
В Таллиннском городском музее есть постоянная выставка посуды из разных стран мира, где небольшой стенд отведен и Рижской фарфоро-фаянсовой фабрике (в том числе представлены изделия товарищества М.С.Кузнецова).
Для всех любителей рижского фарфора латвийский коллекционер Мартиньш Батрагс (49 лет) создал сайт Rigasporcelans.lv. Свой первый сервиз он получил от бабушки — это был кофейный набор «Саулите»(в переводе — «Солнышко»), который выпускали с 1964 по 1970-ые годы.
«Для нынешней молодежи 1960-е годы — уже история. И фарфор того времени — бабушкин фарфор, точно так же в то время относились к изделиям Кузнецова или Лангебрауна», — говорит Мартиньш Батрагс о своей фарфоровой коллекции, которую он начал собирать всего пять лет назад.
Батрагс точно знает, что особо ценится. «Мой интерес к фарфору начался с работ 1960-х годов. Юрмала, Аусма, Марийка», — перечисляет он названия. Больше всего охотятся на «Юрмалу», это очень редкий сервиз», — говорит он.
Клеймо Рижского фарфорового завода в разные годы:
Латышские заготовки, эстонский узор
Конечно, ценность также представляют более старые серии Рижского фарфорового завода: например, сами латыши очень часто ищут «Лайму». В Эстонии на аукционах за набор чашек, кофейника и сахарницы этой серии просят до 270 евро.
«Прежде всего посмотрите на ручную роспись», — советует Батрагс. «Особенно высокую ценность представляют предметы с ручной росписью эстонцев», — утверждает он. Мало кто знает, что большая часть росписи фарфора советских времен была написана на рижских заготовках. Поэтому, например, заслуживают внимания изделия KFK и ARS.
Сервиз «Сигулда» не входит в число самых любимых коллекций Мартиньша Батрагса, хотя признает, что это очень красивый и романтичный набор. Кроме того, латвийский коллекционер особенно выделяет материал, из которого производили этот сервиз. Он также заметил, что за последние три месяца интерес к этому сервизу взлетел до небывалых высот. Например, высокий кофейник (самая разыскиваемая деталь сервиза!) в одной из эстонских групп продавался недавно за 95 евро, хотя еще каких-то месяц-два назад его цена была 40 евро, а летом и вовсе можно было найти за 20 евро.
«Естественно, и у «Сигулды» есть свой лимит — ее же больше не производят. Но, вероятно, в будущем рост цен на этот сервиз остановится», — прогнозирует латвиец.
Изделия из Латвии вместо Лангебрауна
Фарфор Лангебрауна времен первой Эстонской Республики собрать практически невозможно. Во-первых, останавливает очень высокая цена. Во-вторых, он очень редко поступает в продажу. Особенно это касается больших сервизов, где присутствуют все детали. Недавно, например, пятнистый чайный сервиз с клеймом Лангебрауна продавали за 3500 евро. А восхитительный, расписанный вручную чайный комплект (чашка, блюдце и столовая тарелка) можно купить примерно за 400 евро.
Стоит также отметить, что в погоне за такими вещами присутствует нотка ностальгии. «Лангебраун» никогда не стоял в шкафах наших мам и бабушек. Все, что мы помним из изысканной посуды нашего детства — это как раз чайные и кофейные наборы Рижского фарфорового завода, а также стаканы и бокалы Tarbeklaas. То, что совсем недавно казалось серым и будничным, превратилось в ностальгию. Может быть, когда-нибудь это будут называть антиквариатом?
Рижский завод давно прекратил свое существование, на его месте построен гигантский торговый центр. Никаких чашек там уже производить не будут. Смотря на эти бесконечные магазины, разместившиеся под крышей торгового центра, даже не верится, что когда-то на этом месте производили самый лучший фарфор в странах Балтии. Красивый, тончайший и очень ценный!
Советская и Российская керамика. Марки, знаки и штампы
Ленинградский опытный завод
Марка серая подглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛОЗ». Изображена на фарфоровом чайнике (238 х 173 х 144 мм). Датировка предмета: 1950–1960-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике Дуденко С.И. и Никифоренко И.А. (С. 821). Известна аналогичная синяя марка, ошибочно приписанная в одной из предыдущих статей Ломоносовскому фарфоровому заводу (Матвеев Л. Марки советской и российской керамики // Антик.Инфо. №№18/19, июль/август 2004. С. 78, марка 23).
Ломоносовский фарфоровый завод
Марка красная по бисквиту штампом — монограмма «ЛФЗ» и надпись «MADE IN USSR» (экспортная). Изображена на фарфоровой статуэтке «Сидящий заяц» (32 х 20 х 42 мм). Датировка предмета: 1960-е.
Известно несколько близких экспортных марок, отличающихся размерами или цветом.
Литература: Советский фарфор. 1940–1970. С. 47.
Марка серо-коричневая надглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛФЗ». Снизу надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на чашке из кофейного сервиза (92 х 73 х 56 мм). Датировка предмета: первая половина 1990-х.
Возможно, что марка подделана — легко стирается от прикосновения, не оставляя характерных следов обжига краски, которой подобные марки наносятся.
Марка красно-коричневая надглазурная штампом — монограмма из соединенных букв «ЛФЗ» и надпись MADE IN RUSSIA (экспортная). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 129 мм). Датировка предмета: 2002.
Марка ставилась после 1991 года. Без указания характеристик она публиковалась в работе Агаркова Г.Д., Петрова Н.С. С.232.
Марка синяя надглазурная штампом — монограмма «ЛФЗ» с датой «1744» (год основания завода), надписи: HAND DECORATED, St. Petersburg, RUSSIA экспортная марка).
Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 159 мм). Датировка предмета: 2003–2004-е.
Минский фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — буква «Ф» в фигурной рамке и надпись «с 3» (3-й сорт). Изображена на фарфоровой солонке (высота — 36 мм, диаметр — 69 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Марка коричневая надглазурная штампом — буква «Ф» в рамке, напоминающей раскрытую книгу. Сверху дан знак качества, снизу — цифра «9» в квадрате. Изображена на фарфоровой чашке (128 х 120 х 68 мм). Датировка предмета: 1980-е.
Марки однотипны, без указания характеристик опубликованы в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 831. Завод основан в 1883 году в Минске на Николаевской улице (сейчас — Кропоткинская ул., 91) как гончарно-изразцовое производство (также датой основания называется 1870-й). После революции предприятие национализировано. 15 марта 1951 года Минский изразцовый завод переименован в фарфорофаянсовый.
С 1961-го выпускает только фарфоровые изделия. На следующий год в строй вступает цех по производству хозяйственной посуды, в 1964 году к производству присоединен завод архитектурной керамики, который был основан в 1890 году в деревне Веснянка и первоначально выпускал кирпич. В 1973-м открывается живописно-сортировочный цех, а в 1979 и 1983 еще два цеха. С 1993 года Минский завод является акционерным обществом. Выпускает сервизы, посуду, вазы, декоративные изделия. http://www.mfarfor.com/cgi-bin/main.cgi/make=history
Октябрьский завод керамической плитки
Марка красная надглазурная штампом — изображение круга с двумя отверстиями, разделенными чертой, и надпись «-1с-» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой глубокой тарелке (диаметр — 235 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в ряде справочников: Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 285.; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 838.
Завод основан в 1960–1970-х годах в г. Октябрьский Башкирской АССР (в настоящее время — республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Кувыкина, 63). В 1990-х преобразован в ОАО. На базе завода также существует ООО «Башкерамика», впоследствии — совместное российско-итальянское предприятие «Италбашкерамика». Выпускает фарфоровую посуду, керамическую глазурованную напольную и облицовочную плитку. Работает на привозном сырье.
Первомайский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — надписи, скомпонованные в форме конуса: аббревиатура «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), затем «ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОР ЗД» и «ПЕСОЧНОЕ н/ВОЛГЕ», знак — скрещенные серп и молот. Изображена на фарфоровом чайнике (157 х 86 х 97 мм). Датировка предмета: 1930-е.
Известна аналогичная марка, отличающаяся лишь наличием дефиса в сокращении «З-Д». Литература: Дулькина Т.И. С. 374.
Голова жреца. Культура цивилизаци инков
Марка зеленая надглазурная штампом — конус из надписей «ММП» (Министерство местной промышленности), «ПЕРВОМАЙСКИЙ ФАРФОР З-Д», «ПЕСОЧНОЕ Н/ВОЛГЕ», скрещенные серп и молот, дата «50 г.» и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 127 мм). Датировка предмета: 1950-й.
Марка синяя надглазурная штампом — изображение двух рыб с полукругом и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровом чайнике (178 х 104 х 120 мм). Датировка предмета: 1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 823.
Завод основан в 1884 году в деревне Песочное Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии купцом П.А. Никитиным. В 1886-м продан торговому дому «В. Карякин и В. Рахманов», а после 1894 года перешел в собственность товарищества М.С. Кузнецова. В 1918 года национализирован. С 1922–1923-го начинается подъем и расширение производства. В 1936-м при заводе создается художественная лаборатория. В 1953–1963 годах производство вновь модернизируется и расширяется. В конце 1990-х приходит в упадок. В 2001 году завод преобразован в ЗАО «Первомайский фарфор», выпускающее чайные и кофейные сервизы, посуду, вазы, мелкую скульптуру. На заводе работали художники М.Ф. Паламарчук, И.И. Гончаренко, Д.Э. Клювгант, Г.Н. Леонтьева, Ю.Н. Горбунов и др., а также скульпторы В.А. Шестопалов, Ю.М. Львов, Н.А. Павловская. Литература: Изделия Первомайского фарфорового завода: Каталог выставки. Ярославль, 1965.; Счетчиков К.И. Русский керамический сборник. Вып.3. М., 2000. С. 32. http://enc.ex.ru/cgi-bin/n1firm.pl/lang=1&f=786
Полонский фарфоровый завод
Марка синяя надглазурная штампом — монограмма «ФУФ» со звездой и надпись «ПОЛОНИЕ» в звездообразной рамке. Внизу — «1с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 153 мм). Датировка предмета: начало 1950-х.
Имеется другая марка с датировкой 1951–1954, которая без указания характеристик опубликована в справочнике: Дулькина Т.И. С. 376.
Марка красная надглазурная штампом — буква «П». Изображена на фарфоровой чашке (160 х 122 х 69 мм). Датировка предмета: начало 2000-х.
Известна близкая марка с небольшими отличиями (Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 285; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 829). Завод основан в 1889–1890 годах в местечке Полонное Новоградволынского уезда Волынской губернии М. Шапиро. В 1897-м приобретается А.Ф. Зуссманом.
В 1919 году из-за отсутствия сбыта завод закрывается, но в 1923 году восстанавливается и продолжает выпускать санитарный фаянс. В 1933-м производство было реконструировано и перешло на выпуск массовой фарфоровой чайной посуды. В годы Великой Отечественной войны завод подвергся разрушению и вновь приступает к работе после восстановления в конце 1940-х годов. В 1990-х предприятие преобразовано в ЗАО «Полонский фарфор». Выпускает чайные сервизы, отдельную посуду, вазы. На производстве работали И. Голембиовский, К. Кравченко, И. Овчаренко, М. Осипова. Литература: Дулькина Т.И. С. 376.http://ic.km.ua/
Прокопьевский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — стилизованное изображение оленя с буквой «П» между рогами и надпись «с 1» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 177 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 825.
Завод основан в 1973 году в г. Прокопьевск Кемеровской области (ул. Гайдара, 50). В конце 1990-х предприятие преобразовано в АОЗТ «Прокопьевский фарфоровый завод», а затем в ЗАО «Прокопьевский фарфор». Финансовые трудности и кризисная ситуация привели к забастовке рабочих в 2000 году — производство приостановилось, уже в 2003-м произошла реконструкция, и «Прокопьевский фарфор» продолжил выпуск различной фарфоровой посуды.
Фарфоровый завод «Пролетарий»
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий» (дугообразная), «МСТА» и чаша. Изображена на фарфоровой сахарнице (161 х 98 х 72 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Марка синяя надглазурная штампом — изображение чайника с надписями «РСФСР», «з-д ПРОЛЕТАРИЙ» и «МСТА». Вверху — монограмма «Н.К.М.П.» (Народный комиссариат местной промышленности) со звездой, внизу — «2с» (2-й сорт).
Изображена на фарфоровой вазочке (130 х 130 х 65 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Без указания характеристик и с иной датировкой (1930–1950-е) марка опубликована в справочнике: Дулькина Т.И. С.377. Встречаются упоминания об аналогичной красной марке (Андреева Л.В. С. 95).
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «ММП» (Министерство местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий» (дугообразная), «Новгород», чаша и буква «И». Изображена на фарфоровой селедочнице (263 х 128 х 30 мм). Датировка предмета: 1946–начало 1950-х.
Марка зеленая надглазурная штампом — надписи «ПРОЛЕТАРИЙ», «ММП» (Министерство местной промышленности), «РСФСР» и «НОВГОРОД» в круге, в центре которого помещены скрещенные серп и молот. Сверху — «2с» (2-й сорт), снизу — «1951 г.». Изображена на фарфоровом чайнике (188 х 110 х 103 мм). Датировка предмета: 1951-й.
Марка зеленая надглазурная штампом надписи — «Пролетарий», «Новгород» и «2С.» (2-й сорт) — заключены в круг. Изображена на фарфоровом чайнике (191 х 128 х 102 мм). Датировка предмета: 1950-е.
Марка синяя по бисквиту штампом — надписи «Пролетарий», «Новгород» и «1 С.» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой статуэтке «Лебедь» (55 х 32 х 57 мм). Датировка предмета: первая половина 1950-х.
Марка красная надглазурная штампом — плывущая ладья, под ней надпись «1с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой селедочнице (258 х 154 мм). Датировка предмета: середина 1960-х.
Марка синяя надглазурная штампом — ладья, плывущая по волнам, и надпись «2с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровой сахарнице (118 х 118 х 115 мм). Датировка предмета: 1970-е. Марки однотипны и опубликованы без указания характеристик в справочнике: Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 287.
Марка серая надглазурная штампом — ваза и надписи «НКМП» (Народный комиссариат местной промышленности), «РСФСР», «Пролетарий», «МСТА». Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 145 мм). Датировка предмета: 1935–1946-й.
Марка зеленая надглазурная штампом — плывущая ладья. Внизу — «3с» (третий сорт). Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 141 мм). Датировка предмета: 1970-е.
Марка зеленая надглазурная штампом — знак, напоминающий луковицу, надпись «2с» (второй сорт) и цифра «11». Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 201 мм). Датировка предмета: 2003–2004-й.
Ранее подобная марка зеленого цвета ставилась на изделиях только третьего сорта (Матвеев Л. «Марки советской и российской керамики» // «Антик.Инфо», № 18/19, 28, 2004).
Рижский фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — изображение волнистых линий в рамке и надписи «PFF», «R?GA», «3.S.» (3-й сорт). Изображенана фарфоровом блюдце (диаметр — 144 мм). Датировка предмета: 1960-е.
Без указания характеристик и с датировкой (1946–1970-е) марка опубликована в монографии: Констант З.А. С. 83. Там же дается уточнение, что в 1946–1963 годах эта марка ставилась на изделиях Рижского фарфорофаянсового завода.
Марка зеленая надглазурная штампом — изображение волнистых линий в рамке, монограмма «RPR», надпись «2.s.» (2-й сорт) и цифра «3». Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 144 мм). Датировка: 1970-е (не ранее 1970-х).
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 836. Известна аналогичная марка с дополнительной надписью «RiGA» (Констант З.А. С. 83; Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 286).
Марка коричневая надглазурная штампом — надпись «RIGA» в круге, разорванном монограммой «RPF». Ниже — надпись «2с» (второй сорт) в ромбе. Изображена на фарфоровой чашке (117 х 99 х 49 мм). Датировка предмета: 1950–1960-е.
Известна близкая марка, имеющая незначительные отличия и ставившаяся в 1953–1963 годах; на изделиях первого сорта — красным, второго — синим и третьего — зеленым ( Дулькина Т.И. С. 378; Констант З.А. Рижский фарфор. История рижского фарфорового завода. Рига, 1975. С. 83).
Синельниковский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — монограмма «СФЗ». Снизу – надпись «1–с». (1-й сорт). Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 175 мм). Датировка предмета: 1960–1970-е.
Без указания характеристик марка опубликована в ряде справочников (Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова М.Г. С. 286; Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 830).
Завод основан в 1965 году в г. Синельниково Синельниковского р-на Днепропетровской обл. (ул. Ватутина, 39). В настоящее время является коллективным предприятием.
Ташкентский фарфоровый завод
Марка синяя надглазурная штампом, стилизованным под античный сосуд. Изображена на фарфоровой пиале (высота — 48, диаметр — 99 мм). Датировка предмета: 1960–1970-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике: Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 832.
Завод основан в 1965 году в Ташкенте (Узбекистан). В настоящее время является АО «Ташкентский фарфоровый завод им. А. Иброхимова». Выпускает чайную посуду (пиалы, косы, чайники, ляганы). На производстве работал художник А. Нугманов. Литература: Крамаренко Л. Керамика и фарфор Ташкента // Декоративное искусство СССР. № 8, 1968. С.32. http://www.legprom.uz/profile.htm
Тернопольский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — стилизованное изображение голубя в круге. Снизу — «1–с» (1-й сорт). Изображена на фарфоровой кружке (118 х 91 х 87 мм). Датировка предмета: 1970-е.
Марка зеленая надглазурная штампом — стилизованное изображение голубя в круге и надпись «2 с» (2-й сорт). Изображена на фарфоровой кружке (116 х 89 х 86 мм). Датировка предмета: 1960-1970-е.
Марки однотипные, без указания характеристик опубликованы в справочнике Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 830. Завод основан в 1964 году на Украине в г. Тернополь (ул. Текстильная, 22). Работает в настоящее время, выпуская хозяйственно-бытовой фарфор и фаянс.
Неизвестные производства
Марка в тесте штампом — две вдавленные параллельные прямые, которые заключены в прямоугольник со скошенным верхним углом. Возможно, это не марка, а технический знак. Изображена на майоликовой облицовочной плитке (151 х 151 х 12 мм). Датировка предмета: 1920–1930-е.
Наиболее вероятным местом изготовления плитки является фарфорово-керамический завод «Горн».
Марка синяя подглазурная штампом — монограмма «ГЗ» (?) в овале. Изображена на фаянсовом блюде (диаметр — 264 мм). Датировка предмета: втор. пол.–конец 1970-х.
Марка рельефная штампом — символ, напоминающий букву «А» с чертой, заключенный в круг. Изображена на фаянсовой облицовочной плитке (150 х 150 х 7 мм). Датировка предмета: перв. пол.–сер. 1990-х.