Фернандо Алонсо: Мы должны стабильно зарабатывать очки
У Фернандо Алонсо связаны приятные воспоминания с Интерлагосом – на этой трассе он завоевал оба своих титула в Формуле 1 в 2005 и в 2006 году. Говоря о предстоящем Гран При Сан-Паулу, испанский гонщик Alpine предположил, что в воскресенье мы увидим драматичную борьбу на трассе.
Вопрос: Как вы оцениваете результаты прошлой гонки в Мехико? Фернандо Алонсо: Хороший результат, ведь я заработал два очка. Суббота получилась очень сложной – в квалификации мне не удавалось собрать быстрые круги, но мы провели хорошую гонку, и я считаю девятое место нашим максимумом.
Во время гонки удалось продемонстрировать неплохой темп, но ещё предстоит выяснить, почему скорости не хватало в субботу. Мы позволили AlphaTauri сравняться с нами по очкам в борьбе за пятое место в Кубке конструкторов, поэтому теперь должны сосредоточиться на оставшихся гонках и стабильно зарабатывать очки.
Мне очень понравилась атмосфера в Мехико – было приятно видеть счастливых болельщиков и слышать их пение. Атмосфера напомнила мне о том, чего нас лишила пандемия.
Вопрос: Насколько интересно выступать в Интерлагосе? Фернандо Алонсо: В Интерлагосе великолепная трасса. У неё богатая история, а болельщики отлично разбираются в Формуле 1. Круг очень короткий, но плавный, поэтому пилотировать интересно. С физической точки зрения здесь проходят сложные гонки – асфальт кочковатый, трасса расположена на большой высоте над уровнем моря, а погода может быть непредсказуемой.
Гонки в Бразилии обычно складываются драматичным образом, поэтому мы должны быть готовы к такому развитию событий, но это только добавляет интереса. В этом году уже было немало драматичных гонок, и в этот уик-энд мы тоже ждём чего-то подобного.
Вопрос: Прошло пятнадцать лет с того момента, как вы выиграли свой второй титул в Бразилии. Вам нравится вспоминать те времена? Фернандо Алонсо: Очевидно, что у меня приятные воспоминания, но сегодняшние эмоции отличаются от тех, что были пятнадцать лет назад. В том году у нас была быстрая машина, но ближе к концу сезона Ferrari стала очень быстрой и стабильной. Однако Михаэль Шумахер сошёл в Сузуке, за этап до гонки в Бразилии, и мне достаточно было заработать одно очко, чтобы стать чемпионом. Кроме того, Михаэль получил штраф с потерей мест на старте, что немного упростило задачу.
Однако даже при таких раскладах необходимо всё сделать правильно. Несмотря на ситуацию в чемпионате, ты всегда стремишься к большему. В итоге я провёл хорошую гонку и финишировал вторым – этого оказалось достаточно для завоевания титула. Мы вообще не хотели рисковать! Ощущения после гонки были потрясающими – было приятно видеть, как вся команда празднует успех после такой плотной борьбы в чемпионате.
Пенсионер за рулём. Зачем Алонсо в 40 лет возвращается в «Формулу-1»?
Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо объявил о возвращении в «Формулу-1». Легендарный испанец снова будет выступать за команду Renault, с которой и выиграл оба титула на заре своей карьеры. Вот только совсем скоро ему стукнет уже 39 лет.
Первая гонка нынешнего сезона «Формулы-1» показала, что ничего особо не изменилось. Mercedes всё так же непобедим, Феттель всё так же косячит, а Квяту всё так же что-то мешает. Как говорится, с этим сезоном всё понятно, несите следующий. И вот в следующем нас как раз ждёт нечто особенное. Хэмилтон почти наверняка станет семикратным чемпионом, Феттель или уйдёт совсем, или вернётся в Red Bull, но главное, чего теперь ожидают олдскульные фанаты, — это возвращение в пелотон двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо!
Алонсо не терял времени, но очень хотел вернуться
Фернандо Алонсо — великий чемпион и культовая фигура для «Формулы-1». Несмотря на то что он выиграл всего два (если сравнивать с Феттелем, Хэмилтоном и Шумахером) титула, многие сравнивают его по уровню гениальности с Айртоном Сенной. Однако сейчас кажется, что лучшие годы испанца остались далеко позади. Чемпионом он становился в 2005 и 2006 годах, а последний мощный сезон провёл в 2013 году. После ухода из Ferrari Алонсо постоянно боролся с машиной и чаще попадал в мемы, чем в призы.
В 2018 году он устал от бесконечных мучений с болидом McLaren и ушёл из «Ф-1». Но было очевидно, что последнего слова испанец ещё не сказал. Поэтому он не отправился попивать вино в Овьедо и наслаждаться другими прелестями спортивной пенсии. Фернандо рванул покорять другие серии и существенно в этом преуспел: выиграл гонку «24 часа Дайтоны», дважды стал победителем гонки «24 часа Ле-Мана» и завоевал титул чемпиона мира в гонках на выносливость.
Единственное, что так и не покорилось Алонсо, — это «тройная корона автоспорта», потому что «500 миль Индианаполиса» он так и не выиграл. «Что ж, пока не время», — видимо, сказал себе Фернандо и решил вернуться в «Формулу-1». А тут и команда подходящая нашлась — его родная конюшня Renault, с которой он выиграл два чемпионских титула.
Алонсо ушёл из «Ф-1», чтобы стать величайшим в истории. Ему остался один шаг
Всю карьеру начиная с 2006 года Алонсо провёл в погоне за третьим титулом и четырежды останавливался в шаге от его завоевания. Но в то, что сейчас Фернандо вернётся и с лёгкостью станет чемпионом, верится с трудом. В том числе и ему самому. Он, кажется, уже смирился с тем, что математически ему ни Хэмилтона, ни Шумахера уже не догнать. Но этот парень из Овьедо просто очень сильно любит гонки.
Я прекрасно знаком с текущей ситуацией — я ведь не сидел под землёй последние два года. Я смотрел телевизор и знаю, что в 2020-м, а может, и в 2021 году побеждать будет только одна команда. Но все остальные пилоты тоже участвуют в гонках, борются между собой. Так что мы постараемся работать со своей командой, строить будущее
То, что сейчас делает Алонсо, почти полностью повторяет путь Михаэля Шумахера. Немец ушёл из «Формулы-1» в 2006 году (как раз после поражения от Фернандо), но спустя четыре года вернулся. Он уже не боролся за победы, но сыграл важную роль в построении непобедимого болида Mercedes, который доминирует последние шесть лет. Гигантский опыт немца определённо помог команде, хотя сам Шумахер в тот момент уже окончательно покинул пелотон.
По сути, в Renault надеются примерно на то же самое. Алонсо — гений пилотажа, у которого вагон опыта не только в «Формуле-1», но и за её пределами. И главный талант испанца — выжимать из любой машины абсолютный максимум, что он не раз доказывал, борясь за чемпионские титулы на Ferrari, когда его партнёры на такой же машине плелись в хвосте первой десятки.
Выборгская стена. Как русский гонщик украл чемпионство у Алонсо
Кроме того, Фернандо не раз говорил, что ему не нравится действующий регламент «Формулы-1», при котором откровенно доминирует только одна команда. Технические изменения должны были наступить в 2021 году, однако коронавирус отложил эту работу ещё на год. Алонсо знает это и верит, что 2021 год уйдёт на раскатку и работу над машиной, а вот в 2022 году после смены регламента он, возможно, получит болид, способный бороться за призовые места. И тогда (чем чёрт не шутит!), возможно, испанец снова будет претендовать на титул чемпиона мира.
Я всем доволен и совершенно спокоен. Я прекрасно осознаю, что ждёт нас в 2021 году. И надеюсь на 2022 год. Это вопрос создания чего-то вместе с людьми, которым ты доверяешь и которые обладают необходимыми для этого возможностями, ресурсами, инфраструктурой. Всё это я нашёл в Renault, так что я совершенно расслаблен
По сути, именно такой трюк помог Льюису Хэмилтону стать тем, кто он есть сейчас, — шестикратным чемпионом мира. Когда британец переходил в Mercedes в 2013 году, он всего лишь раз выиграл чемпионат мира, а последние годы и вовсе глотал пыль за машинами Феттеля и Алонсо. Да и сама немецкая конюшня была лишь четвёртой-пятой командой пелотона. Но Льюис очень верил в проект Mercedes, и его ставка сыграла. Тогда в «Формуле-1» как раз тоже грянула смена регламента, и оказалось, что шестицилиндровым двигателям Mercedes просто-напросто нет равных. Если Алонсо удастся повторить такую авантюру в 40 лет, это точно станет одним из легендарнейших моментов в истории «Формулы-1».
От его камбэка выиграет не только Renault, но и вся «Формула-1»
Всё чаще приходится слышать, что «Формула-1» стала слишком скучной, излишне политкорректной и откровенно затухла. Алонсо явно добавит ей огня, ведь он не только топовый пилот, но и мастер красного словца, который может и команду послать подальше, и с соперником закуситься. В конце концов, просто представьте: в пелотоне снова Райкконен и Алонсо, прямо как в ламповые нулевые! И эти парни явно не будут пассажирами, которые просто отрабатывают контракт: они бились за чемпионство друг с другом ещё в 2005 году и давно обеспечили своих внуков. Они гоняют, потому что очень любят это. И делают это почти лучше всех в мире.
Вместе с Алонсо вернётся и его фан-база, которая смотрела гонки исключительно ради очередного шанса увидеть гениальный обгон от их кумира. Renault после ухода Риккардо в McLaren даже выиграет, а новое поколение пилотов получит живую легенду, на которую можно ориентироваться. А возраст. Пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой первый титул в 40 лет! А сейчас физическая подготовка в разы мощнее, чем была в 50-е годы.
Значение имеет только время на круге. А не возраст пилота. Я никогда не видел, чтобы мою позицию в гонке определяли мои паспортные данные, моя дата рождения. Важен только результат, время на круге. Надеюсь, что оно по-прежнему будет хорошим
Можно ли быть топовым спортсменом в 40 лет? Болельщики фигурного катания сейчас, наверное, перекрестились. А вот футбольные фанаты видят, что творит на поле Златан Ибрагимович — ровесник Алонсо. Он вернулся в «Милан» в 38 лет и превратил команду из безропотного середняка в претендента на еврокубки, который громит даже «Ювентус» с Криштиану Роналду в составе. Роналду в «Формуле-1» — это Льюис Хэмилтон, так почему бы Алонсо тоже не напомнить действующему чемпиону, кто тут настоящая живая легенда?
От преемника Шумахера до героя мемов. Как закатилась звезда Фернандо Алонсо в Формуле-1
В 2019 году Фернандо Алонсо не будет на стартовой решетке в Формуле-1: двукратный чемпион мира покидает главное гоночное первенство планеты по окончании нынешнего сезона. Почему к этому все шло и что было не так с карьерой испанского гонщика?
Первый после Михаэля Шумахера
В середине 2003 года в одном из русскоязычных автоспортивных изданий была заметка с результатами опроса среди руководителей, инженеров и самих пилотов на тему того, кто станет следующей суперзвездой Формулы-1 после ухода Михаэля Шумахера. За вычетом 15% воздержавшихся, голоса распределились следующим образом: темная лошадка Фелипе Масса — 6%, не хватавший звезд с неба Ральф Шумахер — 14%, быстрый, но дикий Хуан-Пабло Монтойя — 18%, восходящая финская звезда Кими Райкконен — 22%. Однако наибольшее количество респондентов (ровно четверть опрошенных) высказалось в поддержку Фернандо Алонсо! Нандо проводил тогда только второй свой сезон в Больших Призах после дебюта в составе скромной Minardi — и первый в качестве гонщика заводской команды Renault. В то время такой итог опроса мог показаться странным, учитывая, что 21-летний испанец даже не поднимался на верхнюю ступень подиума, тогда как Райкконен не просто открыл счет победам, но и реально претендовал на чемпионство, угрожая позициям непобедимого в начале 2000-х Шумахера.
Однако спустя всего два года, когда Красный Барон и Ferrari не смогли адаптироваться к смене регламента на шины, а Райкконен и McLaren растеряли кучу очков из-за ненадежной машины, именно Алонсо и Renault стали новыми чемпионами мира, прервав пятилетнюю серию доминирования команды из Маранелло. А в 2006-м они отстояли оба титула в жесткой, нервной и драматичной борьбе с вернувшейся в форму Скудерией и Шумахером. На пути к двум чемпионским титулам испанец выиграл 14 из 37 гонок, а за пять первых сезонов побил все основные возрастные рекорды, став самым молодым обладателем поула, победителем гонки, чемпионом и двукратным чемпионом мира. Тогда, осенью 2006-го, казалось, что вон он — новый король Формулы-1!
Поворот не туда
Мотивы решения Фернандо Алонсо покинуть французскую команду в конце 2006-го были понятны: несмотря на статус чемпиона мира, испанец зарабатывал скромные восемь миллионов долларов в год. Да и дальнейшие перспективы Renault при всех успехах выглядели туманно: после двух победных сезонов руководство материнского автоконцерна приняло решение сократить финансирование, которое и так было меньше, чем у коллективов Ferrari и McLaren.
Другое дело, что с выбором альтернативы Алонсо серьезно промахнулся. Идти в McLaren изначально было ошибкой: даже внешне холодная, чопорная британская команда никак не ассоциировалась с вечно взлохмаченным вспыльчивым испанцем и его перформансами после побед — позированием и изображением на камеру каких-то неведомых зверюшек. И первое разногласие произошло уже на зимних тестах, когда команда говорила о значительном прогрессе, а ее титулованный новобранец — об отставании и том, какой вклад он уже внес…
Но какие еще были варианты у Алонсо на 2007 год? Ferrari? «Мы должны были выбирать между Райкконеном и Алонсо. Я выбрал Кими. С Фернандо мы переговоры не вели. Они оба одинаково хороши, но Райкконен подходит Ferrari лучше», — рассказал тогда спортивный директор Жан Тодт о выборе замены для Михаэля Шумахера.
История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но останься тогда Кими в Макларене и подпиши Фернандо контракт с Ferrari, сценарий нескольких следующих сезонов был бы иным. Менее конфликтный Райкконен наверняка бы ужился в одной берлоге с будущей звездой Льюисом Хэмилтоном (что не удалось Алонсо), а сам Фернандо продолжил бы дело Шумахера и выстроил вокруг себя Ferrari, чего не смог сделать его финский визави. Кто знает, стал бы Кими чемпионом с командой McLaren, но Фернандо точно избежал бы внутрикомандных склок с Хэмилтоном, шпионского скандала, расторжения контракта и возвращения в сдавшую позиции конюшню Renault, ознаменовавшегося победой с душком в Сингапуре-2008. В общем, всего того, что серьезно подпортило реноме двукратному чемпиону мира. В конце концов, Фернандо просто пришел бы в Маранелло на три года раньше, ведь в 2010-м он все равно заменил Райкконена, который после победы в чемпионате-2007 больше не был таким быстрым и стабильным.
Недопятикратный
Вся динамика карьеры Фернандо Алонсо в Формуле-1 после 2006 года была бы другой, если испанец стал бы чемпионом еще раз с другой командой. Неважно, с кем — Маклареном или Ferrari, — главное, что тогда все выглядело бы не так драматично, как представляется сейчас. Ведь Алонсо трижды приезжал на финал сезона в качестве претендента на звание чемпиона мира и каждый раз терпел поражение. С одной стороны — это спорт, и никакой катастрофы нет. Такое же рекордное количество раз, например, проигрывал титул в последней гонке сезона Льюис Хэмилтон (2007, 2010, 2016). Но если бывший напарник Алонсо по Макларену всегда брал реванш, то Фернандо, как и вечной второй Стирлинг Мосс, ни разу не отыгрался, уступив одно очко Кими Райкконену в 2007-м, четыре — Себастьяну Феттелю в 2010-м и три — ему же два года спустя.
Набери Алонсо за эти три сезона на 11 баллов больше, уходил бы он сейчас из Формулы-1 в ранге пятикратного чемпиона мира! Вдуматься только: 11 очков — это всего 0,96% от 1145 баллов, которые суммарно были в розыгрыше! Но распределился этот процент между сезонами так, что от Фернандо уплыли все три титула…
Лучший гонщик без лучшей машины
Несмотря на поражения, Фернандо Алонсо всегда очень высоко котировался как пилот. Например, в 2010-м и 2012-м астуриец становился лучшим по результатам ежегодного опроса среди боссов команд, а в 2014 году возглавил рейтинг лучших гонщиков десятилетия, составленный авторитетным британским изданием Autosport. Да и сейчас в официальном рейтинге, введенном в Формуле-1 в 2018-м, он занимает второе место после первой половины сезона, уступая только лидеру чемпионата Льюису Хэмилтону. Ученые Шеффилдского института методологии в попытке вычислить лучшего пилота в истории Формулы-1 вообще поставили Алонсо на третье место позади Хуана-Мануэля Фанхио и Алена Проста! Понятно, что это все далеко не истина в последней инстанции. Но ведь не могут ошибаться все разом. Так что такого особенного в Фернандо Алонсо?
Не всем дано выжимать максимум из не самой конкурентоспособной техники и ехать одинаково быстро в любых условиях и обстоятельствах, стабильно проводя весь сезон. Алонсо отличают как раз эти качества. Проблема только в том, что после начала нынешнего десятилетия их влияние на результат становилось все меньше.
Дело в том, что после скандального ухода из Макларена в конце 2007-го в распоряжении Фернандо никогда не было лучшей машины. И если раньше за счет своего таланта он мог в той или иной мере компенсировать это, как в 2010-м и 2012-м, то после смены регламента в 2014-м все изменилось. Без лучшего мотора отныне рассчитывать было не на что даже в отдельных гонках. Лучший двигатель, как известно, был у Мерседеса, тогда как Ferrari провалила переход на гибридные турбомоторы, — в 2014 году двукратный чемпион мира побывал на подиуме лишь дважды. А в дальнейшем Алонсо сам все усугубил еще больше, когда на фоне разногласий с новым руководством итальянской команды расторг двухлетний контракт и решился на авантюру с альянсом McLaren-Honda, обернувшуюся провалом. Это и стало началом заката карьеры испанского гонщика.
Уход в забвение
Воссоединение Алонсо с командой McLaren, а Макларена с Хондой оказалось настолько ужасным, что уже к восьмому этапу сезона-2015 двукратный чемпион установил свой собственный антирекорд — четыре схода подряд. Даже в дебюте в 2001-м на безнадежной машине Minardi, которая разваливалась просто от старости, Фернандо не сходил больше трех раз кряду!
Самое странное, что один из лучших гонщиков современности не бросил все в конце сезона, а его менеджмент не принялся искать новое место. Не менее удивительно и то, что конфликт с Хэмилтоном в McLaren в 2007-м и разногласия с новым руководством Ferrari в 2014-м заставили Фернандо расторгнуть контракт, а полное отсутствие результатов и катастрофа в альянсе McLaren-Honda — нет. Сдерживала зарплата в размере 35 млн долларов? Но ведь раньше Алонсо тоже получал солидный гонорар — около 25 миллионов. Да, в топ-командах его не ждали и даже открыто признали, что боятся конфликтного характера испанца. Но ведь и не было такого ощущения, что сам Алонсо стучится во все закрытые двери.
В свое время Айртон Сенна заявлял, что готов гоняться за коллектив Williams бесплатно, лишь бы получить в свое распоряжение лучшую машину. А что сказал Фернандо, когда после неожиданного ухода Нико Росберга в конце 2016-го появился призрачный шанс перейти в Mercedes? «Я не вижу никакого смысла что-то обсуждать, так как счастлив в Макларене», — прокомментировал ситуацию Алонсо, в итоге оставшийся в Уокинге на сезон-2017, который он завершил на 15-м месте в личном зачете.
Что ж, «стучащему да откроется» — это явно не про него. Так может, и не стоит упрекать руководителей топ-команд в нежелании видеть двукратного чемпиона мира в своих рядах? Алонсо сам выбрал этот путь, растратив последние четыре года карьеры в Формуле-1 на борьбу за считаные очки, мемные перформансы со стульчиками рядом с трассой после очередной поломки двигателя Honda, лежаком под подиумом, экспериментами с ТВ-камерой и красноречивые радиообмены с командой.
Закончилось все вполне логично: после не оправдавшего надежд перехода Макларена на двигатели Renault уставший от борьбы в конце первой десятки испанец решил уйти из Формулы-1, а его место в следующем сезоне займет Карлос Сайнс-младший.
«Его пример — другим наука»
За всю историю Формулы-1 лишь 16 пилотов больше одного раза становились чемпионами мира, только пятеро выиграли больше 32 гонок и поднимались на подиум более 97 раз. Большинство гонщиков о таких достижениях только мечтает. Мечтал и сам 19-летний Фернандо на старте дебютного Гран При Австралии 4 марта 2001 года. Но, учитывая его огромный потенциал, за прошедшие 17 лет он мог добиться большего, будь у него чуть больше везения и, безусловно, более правильно выстроенный путь в Формуле-1. Ведь, по сути, вся карьера испанца свелась к тому, что он закрывал двери в одном месте и шел туда, где было открыто, но куда не следовало идти.
Стоило перейти из Renault в Ferrari в 2007-м — однако Фернандо пошел в чуждый для себя McLaren. Была возможность уйти в Red Bull Racing в 2008-м — но он предпочел возвращение в неконкурентоспособную команду Renault. Единственным верным шагом был переход в Ferrari в 2010-м. Однако в поисках новой мотивации испанец хлопнул дверью после пяти сезонов и вернулся в тонущий McLaren, где пополнил свое состояние на 130 с лишним миллионов долларов, но не список достижений, оставшийся с 2013-го почти неизменным. Для будущих звезд Королевских гонок карьера Фернандо Алонсо наверняка станет примером того, как не стоит менять команды…