фгос ноо с какого года введен
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
С изменениями и дополнениями от:
26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 преамбула изложена в новой редакции
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5096), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15785
С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения программы, ее структуре и условиям реализации. При этом учтены образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15785
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. N 12
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. N 712
Изменения вступают в силу с 8 января 2021 г.
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Что такое ФГОС и как они работают
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Общее описание системы ФГОС
Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня Стандарты позволяют:
составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;
формировать методические пособия;
выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;
разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;
проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.
Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.
До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.
Виды и содержание ФГОС
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
Общие положения — что включено, какова цель документа.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
Установить порядок изучения учебного материала.
Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
Включить в программу региональные материалы.
Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
место дисциплины в общем плане;
содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Фгос ноо с какого года введен
8. Рабочие программы УМК «Начальная школа 21 века»:
С 1 сентября 2011 года все образоватенльные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России http://www.edu.ru/
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главой целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
метапредметные, включающие освоение обучающимся универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты, сгрупированные по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится. «, что является группой обязательных требований, и «выпускник получает возможность научиться. «, не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компанента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифорвых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыт фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными.В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в досткпном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное изучение Азбуки и многое другое. И родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Вы должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающегося. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт введен в 1-х классах общеобразовательных учреждений, которые стали экспериментальными площадками по внедрению ФГОС НОО.
С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ введение Стандарта является обязательным в 1 классе.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
Продолжительность учебного года:
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале.
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
630121, г.Новосибирск, ул.Порт-Артурская 1А,
Официальный сайт МБОУ СОШ № 86. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
© МБОУ СОШ № 86 города Новосибирска, 2020 г.
Утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования
Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Принимать детей на обучение в соответствии с ними можно уже с 18.07.2021. Однако, в наступающем учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.
Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.
Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.
Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.
Изменения во ФГОС НОО:
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу.
Границы аудиторной нагрузки
Старый ФГОС НОО
Новый ФГОС НОО
Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Изменения во ФГОС ООО:
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
«История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».
Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.
Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.
Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов.
Границы аудиторной нагрузки
Приняли новые ФГОС НОО и ООО
Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Принимать детей на обучение в соответствии с ними можно уже с 16.07.2021. Однако, в наступающем учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.
Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.
Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.
Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.
Изменения во ФГОС НОО:
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице.
Границы аудиторной нагрузки
Старый ФГОС НОО
Новый ФГОС НОО
Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Изменения во ФГОС ООО:
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области «Математика и информатика» остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
«История России» и «Всеобщая история» также стали учебными курсами в рамках предмета «История».
Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.
Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.
Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. Подробнее смотрите в таблице.
Границы аудиторной нагрузки