фирма мираторг где находится в каком городе
Кому принадлежит компания Мираторг?
Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в стране для некоторых отраслей бизнеса оказалась невыгодна, но положение других игроков продуктового рынка доказывает обратное. Яркий пример тому Мираторг, название которого вызывает неоднозначные эмоции, но главный вопрос кроется, кому принадлежит Мираторг?
История создания и развития компании
История ее создания начинается с начала 90-х годов прошлого столетия. Инженеры по образованию два брата Александр и Виктор решили наладить свои финансы и занялись туристическим бизнесом.
Один из туристов порекомендовал братьям привезти из Нидерландов машину с сухим молоком, и реализовать его в России. Он же профинансировал Виктора и Александра в виде выдачи кредита. В результате, братья Линники неплохо на этом заработали продолжили ввоз импортных продуктов, включая мясо, в страну. Бизнес оказался прибыльным и в 1995 году они основали компанию Мираторг.
Получать кредиты на товар со стороны производителей Запада было в то время гораздо проще, ведь огромная страна была масштабным неосвоенным рынком. Однако через три года – кризис, после чего многие импортеры просто не смогли выплачивать кредиты своим западным коллегам, объясняя сложившиеся ситуации форс-мажорными обстоятельствами.
Тем не менее братья вышли из этой ситуации и с этого момента на Западе сложилась о них репутация, как о надежных и достойных партнерах. Имея аналитический склад ума и слаженную работу в тандеме, Линники приходят к выводу, перспективнее завозить на территорию не окорочка, а другие сорта мяса.
Риск заключался в том, что в отличие от других, они завозили мясо не с Запада или США, а с Бразилии. Чуть позже они заключили договор на очень выгодных условиях с одним из крупнейших производителей говядины Sadia, чуть позже они стали сотрудничать с другим крупным бразильским концерном.
Это сотрудничество позволило Линникам одним из первых завозить в страну мясо хорошего качество по доступной цене. Чуть позже, совместно со своими латиноамериканскими партнерами, при финансовой поддержке Внешэкономбанка был открыт комбинат «Конкордия». Четвертая часть продукции шла на удовлетворение потребностей в мясной продукции сети Макдональдсов. Чуть позже Мираторг стал обладателем 60 процентов предприятия.
Развитие деятельности и производственной базы
Риск завоза бразильского мяса в страну оправдался, а введение в 2003 году квот на ввоз мясной продукции из зарубежья стало еще одним бонусом. Норма допускаемой продукции регламентировалась на каждую страну отдельно. Привезти куриное мясо свыше ограниченной нормы не считалось возможным, а говядину и свинину можно было ввезти, но уже по высоким таможенным тарифам.
Мираторг изначально поставлял свинину и говядину свыше нормы, чтобы на следующий привозить такой же объем, но уже в пределах квот. В приоритете у основателей были бесперебойные большие объемы, обеспечивающие дальнейшее длительное сотрудничество со своими зарубежными партнерами. В отличие от своих конкурентов, продававших партию в течение недели, они реализовывали товар всего за несколько дней.
Россельхознадзор предоставил компании полномочия на поставку мяса перерабатывающим предприятиям. Несмотря на деятельность ввоза (импорта), Линники понимали, что дальнейшее развитие их компании зависит от производства собственной мясной продукции.
Импортирование позволило им стать владельцами собственных свиноферм. Они продумали глобальную стратегию развития бизнеса:
В 2005 году руководство страны взяло направление на развитие собственного сельскохозяйственного производства.
Была выделена финансовая поддержка в виде субсидий по кредитам, взятым на развитие сельхоз производства. В этом же году Мираторг приобрел 40 процентов двух свиноферм, расположенных в Белгородской области, большая часть которых принадлежала французской компании. Спустя два года братья стали единоличными владельцами предприятия.
В 2006 году совместно с компанией заместителя губернатора области на тот момент, был возведен объект по убою и первичной обработке мяса «Короча». Однако партнерство продлилось недолго и, с наступившим очередным кризисом (2008 год) «Короча» была выкуплена у партнеров.
Производство практически было готово, но не хватало инвестиций на его завершение. В 2009 году после визита премьер-министра и вице-премьера, вопрос о финансировании со стороны Внешэкономбанка был решен. ВЭБ выдал братьям кредит.
Все это привело агрохолдинг на первые позиции в своем сегменте.
Направление деятельности холдинга
Выбрав стратегию развития полного цикла, от выращивания и до реализации продукции, собственник обязан осуществлять свою деятельность сразу по нескольким направлениям.
Конкурентные преимущества
Производство Мираторг обладает высокой производительностью, которую обеспечивают следующие критерии:
Активы и показатели выручки
Активы агрохолдинга впечатляют. Это данные, указанные в Википедии:
В активы можно занести элеваторы, комбинаты по убою и первичной переработки мяса, производства по изготовлению продукции, логистическую и дистрибьютерскую компанию, сеть розничных магазинов.
С прошлого года была запущена сеть по продаже бургеров собственного производства. По рейтингу журнала Forbes, в 2016 году холдинг занимал 70 место по размеру выручки, которая составила 108 миллиардов рублей.
Мираторг и Дмитрий Медведев: связь
И все же, большую часть чиновников волнует вопрос, кто же настоящий владелец Мираторга. И это резонно, учитывая глобальную помощь холдингу со стороны Правительства РФ. Собирая компромат на компанию и его основателей, эксперты выявили интересную особенность. Жена Дмитрия Анатольевича Медведева в девичестве была Линник, но генеральный директор холдинга это родство отрицает и считает это лишь совпадением.
3 мая 2019 года пресс служба Правительства РФ выступила с официальным опровержением родственных связей между братьями Линник и Светланой Медведевой.
Учредители и владельцы
И все же, Мираторг, чья фирма? Владельцами агрохолдинга числятся оба брата. Пост президента компании занимает Виктор Линник, а его брат Александр – Председателя совета директоров.
Небывалому успеху простых инженеров многие не верят в связи с тем, что Мираторг получал кредиты в государственных банках ВТБ и Внешэкономбанк.
С другой стороны Россия находится продолжительное время под санкциями и ввела контрсанкции на поставку европейской продукции. Таким образом был взят курс на импотртозамещение и развитие собственных производств в целях продовольственной безопасности и подобное кредитование объяснимо.
Сейчас холдинг осваивает новое направление, разводит особу мясную породу коров, чье мясо известно, как мраморное. Цена за каждую голову скота немаленькая и на начальном этапе руководители наняли на работу настоящих ковбоев из Соединенных штатов.
«Мираторг» — от поля до прилавка
Помимо основных видов мяса (свинины, говядины и курятины), компания занимается производством ягнятины, розовой телятины, овощей, полуфабрикатов, готовых блюд, колбасных изделий, кормов для животных, смесей семян газонных трав, краста (кожи). У Мираторга своя фирменная сеть супермаркетов и бургерных. Но визитной карточкой компании остается «мраморная говядина». Если еще несколько лет назад монополия на премиальное мясо была у США и Австралии, то сегодня «Мираторг» доказал, что отличный стейк может быть 100% отечественным продуктом, доступным для миллионов россиян.
Мы посетили агропромышленный холдинг и узнали, как выглядит полный цикл производства говядины и какие планы по развитию предприятия у его руководства.
Межрегиональный проект вертикально интегрированного производства высококачественной говядины «Мираторг» реализует с 2009 года. В настоящий момент у холдинга самое большое в мире поголовье специализированной мясной породы абердин-ангус — свыше 700 тысяч голов, а в ближайшие несколько лет оно вырастет до миллиона. Проект уникален как по масштабу, так и по объему инвестиций — компания уже вложила в производство более 100 млрд рублей.
«Путь» стейка начинается на полях агрохолдинга, с выращивания кормовых культур — зерновых, бобовых, многолетних трав. К слову, семена компания производит самостоятельно — для этого введен в строй специализированный селекционно-семеноводческих центр. Точное земледелие, почвосберегающие технологии No-Till и Strip-Till для агрономов давно стали повседневной практикой. Растениеводческий дивизион предприятия оснащен по последнему слову техники — высокопроизводительными сельхозмашинами от ведущих мировых производителей. Зерновое сырье поступает на комбикормовые заводы агрохолдинга, которые выпускают рассыпные и гранулированные корма для животных всех возрастных групп.
Собственная кормовая база позволяет ручаться за экологическую чистоту и качество продукции и оптимизировать ее себестоимость, в которой доля кормов составляет до 75%.
Животных специализированной мясной породы абердин-ангус выращивают в шести регионах страны на почти сотне ферм площадью около 5 гектаров каждая.
Ферма у «Мираторга» — это высокотехнологичное предприятие.
Животные выращиваются в уникальной бесстрессовой среде и со строгим соблюдением ветеринарных стандартов. Животные легко переносят снежную зиму и круглый год находятся под открытым небом.
За маточным поголовьем ведется круглосуточный надзор, в ходе регулярных объездов пастбищ животным оказывается ветеринарная помощь. Компания выстроила систему геномной оценки и селекции крупного рогатого скота. Результат — независимость от импорта племенного поголовья.
В Мираторге возрождают традиции первых ковбоев. Официальное название профессии ковбой в России — «оператор-животновод». Навыки обращения с животными русские ковбои получают в специализированном собственном учебном центре «Академия Мираторг». В отличие от жителя Северной Америки у нашего ковбоя есть разряд, как у токаря или слесаря. Что звучит несколько непривычно, но отражает уровень профессионализма. Сегодня на 98 фермах «Мираторга» работают более 2500 русских ковбоев. Ежегодные соревнования «Русское родео» — это одновременно и конкурс профессионального мастерства, и праздник, и незабываемое шоу, которого с нетерпением ждут и участники, и зрители. «РУССКОЕ РОДЕО» максимально приближено к традиционным соревнованиям ковбоев. Главное здесь — профессиональные навыки и умения: поймать бычка на лассо, загнать его в трейлер для перевозки, «вылечить» животное, правильно поставив диагноз.
Следующий этап производства говядины — откормочная площадка (фидлот). Здесь в течение 200 дней бычки набирают вес на специальной зерновой «диете», а их мясо приобретает «мраморность» — жировые прожилки, напоминающие характерный рисунок. Годовалые бычки отправляются на один из трёх фидлотов — в Брянской или Орловской областях, где одновременно могут содержаться до 180 тысяч животных. Когда третья откормочная площадка заработает на полную, совокупная мощность фидлотов превысит 200 тысяч голов скота единовременного содержания.
В Брянской области расположен кластер «Мираторга» по убою и глубокой переработке крупного рогатого скота, который включает завод по убою и переработке КРС мощностью более 500 тысяч голов в год — один из крупнейших в Европе, «линию первичной переработки прочей мясной продукции» — самый современный и высокотехнологичный в России кожевенный завод мощностью свыше 500 тыс. шкур КРС и завод по производству кулинарных блюд.
Производственный цикл завода по убою и переработке КРС разделен на три этапа: убой, обвалка,жиловка и потребительская упаковка. Предприятие оснащено оборудованием ведущих мировых брендов и может похвастаться высоким уровнем роботизации. Машинам доверена в том числе оценка мяса по степени мраморности, что обеспечивает объективность классификации. Вся продукция проходит тщательный лабораторный контроль. На предприятии внедрена и поддерживается система FSSC 22000 (Система анализа рисков и критических точек контроля). Предприятие сертифицировано по стандартам ISO 9001 (менеджмент качества), ISO14001 (охрана окружающей среды), имеет сертификат Халяль.
У агропромышленного холдинга Мираторга есть собственная фирменная розничная сеть, представленаная в Москве, Московской области, Воронеже и регионах присутствия активов: Брянске, Калининграде и Санкт-Петербурге. Магазины работают в крупнейших городах европейской части страны и обладают широким ассортиментом фирменной продукции. Розничная сеть «Мираторга» поддерживает общую стратегию холдинга, в приоритете которой — высокие стандарты качества и реализация технологических решений на уровне мировых лидеров.
Бизнес-стратегия «Мираторга» направлена на рост экспортных поставок востребованной на мировом рынке продукции по конкурентной цене. Для этого компания обеспечивает качество товара на уровне международных стандартов и расширяет ассортимент с учетом специфики культуры питания в странах-импортерах. Среди клиентов «Мираторга» — глобальные ресторанные сети McDonald’s и Burger King, крупнейшие операторы розничных сетей — Auchan и METRO.
На данный момент «Мираторг» экспортирует говядину почти в тридцать стран мира, включая государства Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Африки, Евразийского союза и СНГ. В 2020 году агрохолдинг стал первой отечественной компанией, получившей разрешение на ввоз говядины в Китай, и в апреле отправил в страну первую партию.
Таким образом, Россия, которая еще десятилетие назад была крупнейшим импортером мяса, благодаря Мираторгу стала полноправным игроком на международном рынке.
Как «Мираторг» с помощью государства стал продовольственным гигантом
Неподалеку от деревни Леденево Брянской области дорога упирается в шлагбаум с аккуратной караульной будкой и крепким охранником в камуфляже. За будкой в сотне метров светло-серое, похожее на аэродромный ангар здание, а рядом прямо на снегу толчется несколько сотен мощных антрацитно-черных быков породы абердин-ангус. Вдоль дороги от бычьей фермы «Леденево» тянутся поля, огороженные рядами колючей проволоки. По одну сторону от асфальта ходит стадо быков, по другую — сложены горы тюков и рулонов сена. А на асфальте работает бригада дорожников. Латают ямы, выбитые мощной мираторговской техникой.
В компании «Мираторг», площадка которой так тщательно охраняется, утверждают, что ее стадо абердинов, более 629 000 голов, — самое большое в мире. Свиней у «Мираторга» больше, чем у кого бы то ни было в России, — выращивается почти 3,5 млн голов в год. Два года назад (более поздних данных пока нет) земельный банк «Мираторга» был вторым по размерам в стране — 676 000 га в восьми областях. Из них на Брянскую область приходилось около половины — более 300 000 га.
«Мираторг» спас эту землю, — говорит советник сельскохозяйственного товарищества «Пересвет» Александр Субботин, который в начале 1990-х годов был первым заместителем губернатора. — Еще бы пять-семь лет, и вообще была бы беда — все бы заросло». По его мнению, компания создала хороший имидж нынешнему брянскому руководству: в области начался рост инвестиций, чем она обязана «пяти-шести именам, но главное — «Мираторг». «Это положительные моменты, но есть и отрицательные», — уточняет Субботин.
Купи-продай
Склонность к секретности у «Мираторга», можно сказать, унаследованная: до 1991 года Линники были инженерами на оборонном заводе. А затем водили по Москве иностранных туристов. С одним познакомились ближе и получили у него товарный кредит на машину голландского сухого молока. Перепродажа принесла хорошую прибыль, и братья, создав в 1995 году «Мираторг», занялись импортом говядины и свинины из Латинской Америки. Когда в начале 2000-х годов в России ввели импортные квоты с льготными таможенными пошлинами, Линники зачастую ввозили мясо сверх квот, иногда себе в убыток. Затем они получили аккредитацию Россельхознадзора на импорт мяса для перерабатывающих предприятий, построили с бразильской Sadia комбинат в Калининграде, а после выкупили его.
Большая земля
Николай Денин, бывший в 2004–2014 годах губернатором Брянской области, вспоминает, как в 2008 году был по делам в Россельхознадзоре и его руководитель Сергей Данкверт посоветовал «обратить внимание на молодых ребят, у которых есть хороший проект». Линники приехали в область и рассказали, что готовы инвестировать 27 млрд рублей в производство кормов и выращивание американских быков. «В области около 1 млн га пашни, и больше половины тогда не обрабатывалось, — рассказывает Денин. — Я думаю, мы своими силами не вернули бы ее в оборот». Он говорит, что не раз объяснял главам районов: там, где земля не обрабатывается, не нужно быть собакой на сене.
И «Мираторг» начал большую скупку. В селах Брянской области земля была в основном в долевой собственности. С начала 1990-х годов работникам бывших колхозов выделили паи, то есть доли колхозной земли. С тех пор многие колхозы развалились, земля зарастала бурьяном.
Елена Козлова, глава Крыжинской администрации, где находится леденевская ферма, рассказывает, что паи у них были по шесть-семь гектаров и в 2010-х годах «Мираторг» покупал их по 25 000 рублей, то есть менее 4000 рублей за гектар (судя по данным Росреестра, кадастровая цена гектара на участке вокруг леденевской фермы составляет около 22 500 рублей). Юристы компании привозили владельцев земли в сельскую администрацию и оформляли сделки. Козлова и сама продала свой пай по этой цене. Почему продавали? «Землей мы не пользовались, а налог платили, да и деньги были нужны, — объясняет она. — А кроме того, пошли слухи, что сильно поднимут налоги, а неиспользованную землю отберут».
К 2012 году «Мираторг» выбрал в некоторых районах области разрешенные местным законом 35% земли, и областная дума быстро изменила закон, разрешив одному владельцу покупать до половины угодий в районах. При этом депутаты признавали, что компания «ошибочно выставляла ограждения», то есть прихватывала незарегистрированные участки.
Попросивший об анонимности адвокат, ведущий земельные сделки, рассказал о своем клиенте — фермере, имеющем 300 га. Он арендовал паи со сложной историей (наследственные, с уехавшими владельцами, необходимостью судиться с Росреестром), а потом выкупал. Длилось это более трех лет, а когда оформили права, выяснилось, что все это время «Мираторг» получал на этой земле урожай. Обошлось без тяжб, компания по соглашению выплатила компенсацию. «Но история показательная», — говорит адвокат.
Если в Брянской области «Мираторг» выкупал угодья при поддержке администрации и депутатов, то в соседней Курской доходило до скандалов. Там, в отличие от Брянска, у сельских администраций были собственные земельные банки, и в 2015 году главы двух из них отказались продать «Мираторгу» 760 га уже используемой компанией земли. Росреестр оштрафовал за это «Мираторг», а компания подала заявление в Следственный комитет, требуя привлечь сельских руководителей к уголовной ответственности. Компания шла на принцип, потому что планировала создать в области комплекс по производству и переработке свинины, а для этого требовалось 160 000 га угодий.
Арбитражный суд отклонил иск «Мираторга», требовавшего признать отказ продавать землю незаконным, и компания перенесла часть свиноводческого проекта в Орловскую область. Впрочем, позже российское правительство разрешило Росимуществу передать «Мираторгу» в аренду на 49 лет 7000 га свободных земель курского НИИ агропромышленного производства.
Насколько в компании оберегают свою землю, настолько легко относятся к чужой. Ее тяжелая техника, вспоминает Субботин, не раз заезжала на посевы товарищества, а официальную компенсацию получить так и не удалось. «У них отношение такое: мы тут главные, от Москвы, и ничего вы с нами не сделаете, — сетует он. — Для престижа местных властей они спасательный круг, и, что бы ни сделали, все сходит с рук».
За мраморным мясом
К 2012 году у «Мираторга» было в Брянской области 150 000 га земли и 12 ферм, заселенных 36 000 привезенными из Австралии и США абердинами. Эта порода знаменита своим мясом, в котором прослойки внутримышечного жира создают рисунок, похожий на красный мрамор. При правильном приготовлении это мясо, составляющее, кстати, всего около 10% туши быка, становится особенно нежным. Остальное не столь изысканное и дорогое.
Фил Джордж, бывший профессор Иллинойского университета, а теперь заместитель гендиректора входящей в «Мираторг» Брянской мясной компании (БМК), закупил 110 000 генетически чистых животных. Целый месяц они добирались в Россию на кораблях. Приехали не только коровы и быки. Закупили также лошадей специально выведенной «ковбойской» породы квотерхорс, умеющих пасти полудикий крупный рогатый скот. Джордж разместил в фермерском рекламном журнале RanchWorldAds.com объявления о наборе ковбоев, которым предстояло учить местных скотников обращению с заморскими животными. И посыпались заявления от желающих приехать в Россию. Но половина из 70 приехавших не выдержали трехмесячный испытательный срок, а половина оставшихся — первые полгода.
Льюис, изучавший в колледже пастбищное содержание скота и уход за лошадьми, а в Университете Колорадо — ветеринарию, учил 15 подчиненных ему «операторов» ухаживать за абердинами и управляться с лошадью. Он работал так же, как его подчиненные, и этим «растопил лед», который поначалу был между ними («ведь между нашими странами было немало недоразумений»). Затем он несколько лет выводил местных «ковбоев» на арену «Русского родео» — многолюдного праздника, который «Мираторг» устраивает каждый сентябрь возле леденевской фермы. «Самым сложным для них было владение лассо», — вспоминает он. Ведь надо было быстро заарканить и стреножить 500-килограммового бычка или затолкать его в трейлер. Однако к скачкам на разъяренном быке их не допускали.
Любимцы государства
«Мираторг», как заявляет компания, — крупнейший инвестор в аграрном секторе. И крупнейший в АПК получатель государственной помощи. «В этом не было бы ничего плохого, если бы и все остальные имели такой же доступ к этой помощи», — рассуждает директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. В центре пытались подсчитать размер помощи, получаемой 13 холдингами — владельцами крупнейших земельных банков. В Министерстве сельского хозяйства «холдинги не видят», говорит Шагайда. Субсидии выдаются отдельным предприятиям. Поэтому ученые выясняли структуру холдингов, а затем определяли, сколько пришлось на каждую дочернюю компанию и суммарно на каждый холдинг. Результаты подсчетов директор центра разглашать отказалась. Но они показали, что «у «Мираторга» объем субсидий был значительно больше, чем у других. За последние три года — десятки миллиардов рублей».
Субботин из «Пересвета» объясняет, что всего существует около 20 программ государственной поддержки и значительная часть средств приходится на «Мираторг». «Иногда создается впечатление, что не просто на «Мираторг», — смеется он, — а они вводятся по предложению «Мираторга». Субботин хорошо информирован. Он считает, что из ежегодно поступающих в область по разным программам примерно 10–10,5 млрд рублей господдержки около 9 млрд рублей уходит «Мираторгу» по программам мясного животноводства, поддержки на гектар пашни, на льготные проценты по кредитам и др. «А ведь пастбища, однажды введенные в эксплуатацию, не нуждаются, в отличие, например, от зерновых, в каком-то особом уходе. Так почему им эти дотации идут?» — недоумевает он.
Бывший президент Российского мясного союза, а сейчас независимый аналитик Мушег Мамиконян полагает, что структура поддержки животноводства должна быть другой: «Если посмотреть на все страны, кроме Китая, то мы увидим стремительное изменение пропорций: доля свинины в производстве и потреблении увеличивается, а говядины — уменьшается». В России, по данным Национального союза свиноводов, эта тенденция тоже заметна. Доля потребления говядины продолжает сокращаться и опустилась в 2017 году ниже 20% (13,5 кг/чел. в год), хотя в 1990-м достигала 45%, зато доля птицы с 20% приближается к 50% (34,1 кг/чел. в 2017-м), потребление свинины стабильно составляет 32–35% в мясном рационе.
Мамиконяна беспокоит, хватит ли богатых российских покупателей на большое количество дорогого мяса, он считает, что «Мираторгу» для дальнейшего развития нужно быстро наращивать экспорт. Хотя на мировом уровне покупатель «будет смотреть, у кого цена более выигрышная, а она будет ниже у того, кто, находясь в более теплом климате, по максимуму или круглогодично может осуществлять выпас скота, в первую очередь это страны Латинской Америки». «Мираторг» же всю зиму хотя и держит быков на улице, но дает им заготовленные летом корма, затраты на которые в структуре себестоимости мяса составляют в разных регионах 45–70%. Эту часть себестоимости тоже субсидирует государство.
Министерство сельского хозяйства не ответило на запрос Forbes о размере компенсаций и субсидий, полученных компаниями Линников. Сам Виктор Линник в одном из интервью объяснял: «Назовите другие агрокомпании, которые инвестируют сопоставимые средства в развитие отрасли, и мы сравним объемы господдержки и результат».
В конце 2012 года правительство утвердило правила выдачи сельхозпредприятиям субсидий на возмещение части процентной ставки, которые позволили банкам кредитовать село на 15 лет, и «Мираторг» был первым, кто получил в Сбербанке кредит на 1 млрд рублей. Через два года Sberbank CIB выдал компании еще 7,6 млрд рублей на пополнение оборотного капитала.
Стейк и бургер
Мясоперерабатывающий комплекс мощностью 40 000 т в год у деревни Хмелево в Брянской области «Мираторг» заложил в 2011 году. Тем самым Линники начали надстраивать недостающие этажи своего вертикально интегрированного холдинга. В 2014-м там, где недавно было чистое поле, уже стояли построенные из легкосборных конструкций огромные светло-серые «кубики» с терракотовой крышей. На оснащенном самой современной техникой заводе куски говядины упаковывал в вакуумный пакет робот, а ручные операции остались в основном на участке обвалки, где мясо делят на куски.
На конвейер, где разделываются туши, «Мираторг» привез полсотни польских специалистов, которым платили до €25 в час. За смену они разрубали острым как бритва мечом 600–700 быков. Работа тяжелая, требует сноровки: в 2015-м лишь один местный рабочий смог сдать экзамен и встать на конвейер рядом с поляками.
В 2017 году неподалеку от цехов мясопереработки начали строить завод по обработке шкур, его продукцию надеются продавать производителям престижных немецких автомарок в калужском автомобильном кластере. А год спустя на той же площадке стали монтировать линию по выпуску готовой еды: супов, бульонов и соусов. Тогда же на заводе «Рубеж» в Санкт-Петербурге на арендованном оборудовании начался выпуск колбас. Тем временем на мощной мясохладобойне в Курской области строится собственное колбасное производство.
Готовой продукции нужен сбыт. И еще в 2011 году в подмосковном Домодедово «Мираторг» открыл одноименный пилотный супермаркет площадью 750 кв. м. Затем, удовлетворившись его показателями, начал экспансию за счет более крупных, около 1000 кв. м, точек. Однако были выбраны не лучшие по проходимости и арендным ставкам локации, и торговля шла плохо. Но в 2014-м пришлось закрыть около 40% из 86 магазинов, открытых в 15 областях, к концу года осталось 53 в 11 областях. «Они не вышли на самоокупаемость», — объясняли в компании. «Их объекты были просто никакие: полка товаров «Мираторга» была огромная, ассортимент несбалансированный», — объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
В 2015 году «Мираторг» поменял концепцию, сократив площади в среднем до 600 кв. м и сделав цены более доступными. Тем не менее некоторые товары остались намного дороже, чем у конкурентов. Аналитик «Агро24» Дарья Ширяева по просьбе Forbes проанализировала цены продукции «Мираторга» в 22 магазинах разных сетей на московском рынке в сравнении с товарами конкурентов. Например, свиной бекон по-английски в супермаркете «Мираторг» стоил в конце 2018 года 146,9 рубля за 180 г, а бекон «Черкизово» — 155 рублей за 360 г, «что меньше цены бренда «Мираторг» почти в два раза». Да и вообще мясо от «Мираторга» дороже: в один день стейк рибай «Мираторга» в Metro стоил 2899 рублей за 1 кг, а от «Австралийского торгового дома» — 2316 рублей. Бурмистров говорит, что такая разница в цене показывает, что «Мираторг» «добился блестящего качества продукта и что у них уже есть бренд».
В конце января 2019-го сеть компании состояла из 75 магазинов и супермаркетов и двух гипермаркетов. «По эффективности это далеко не «Перекресток», — говорит Бурмистров. — У них огромная разница объемов с производственным бизнесом, и эта сеть должна играть «витринную», имиджевую роль». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «Продмир», управляющая магазинами, все годы была убыточной. По итогам 2017 года при выручке 9,2 млрд рублей убыток составил 1,3 млрд рублей. Но имиджевую роль сеть выполняет.
«Популяризация мяса, а в этом случае говядины — вечная тема, — говорит исполнительный директор компании Restcon Андрей Петраков, комментируя выход «Мираторга» в ресторанный сектор. — А у «Мираторга» простая цель — гарантировать сбыт довольно дорогой для магазинов собственной продукции». В 2015 году этот путь открыл для компании известный ресторатор Аркадий Новиков. Он рассказывает, что познакомился с мираторговской мраморной говядиной, когда вел телепрограмму «МастерШеф». Тогда он понял, что «подобного российского продукта еще не бывало». Когда он создал на Никольской улице в Москве мясной ресторан «Рыбы нет», в помещении оставались свободными еще около 100 кв. м. Новиков подумал, что рядом с мясными витринами было бы странно делать что-то немясное. И вспомнил о «Мираторге». Контактов Линников у него не было, и он просто позвонил на общий телефон компании. Ответа не было около двух месяцев, а потом они встретились, и Новиков предложил концепцию бургерной #Fаrш.
Проект выстрелил. #Fаrш стал на Никольской модным местом, куда ходят чиновники из расположенных поблизости ведомств и центровая молодежь. В декабре 2018 года компания запустила франшизу этого бренда. А до этого, в 2016 году, прямо на промплощадке в Брянской области «Мираторг» открыл супермаркет-бургерную, после чего стал открывать в помещениях супермаркетов сеть бургерных «Бургер & Фрайс» с несколькими видами бургеров, стейком, картофелем фри, салатами, пивом и безалкогольными напитками. К концу января 2018 года их было уже пятнадцать. По мнению Петракова из Restcon, «это нечастый случай, когда компания, занимающаяся производством, открывает свои заведения и у них что-то получается».
С государственной поддержкой бизнес «Мираторга» быстро растет. В 2017 году холдинг был включен в перечень системообразующих предприятий. Но Наталья Шагайда из РАНХиГС видит риски в том, что гиганты вытесняют малый бизнес и получают особые условия для развития. По ее мнению, государство позволило вырасти мегапроектам, которые в кризисных ситуациях будет обязано спасать или нести убытки. «Когда я ездила по Брянской области, — говорит она, — все время вспоминала песню из мультфильма «Кот в сапогах», в которой на вопрос «Чье это хозяйство?» ответ был «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!».