флажок какой признак предмета
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Слова, называющие признаки предмета»
Светлана Филатова
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Слова, называющие признаки предмета»
1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,
признака.
2. Учить различать значения слов по этим признакам.
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».
Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».
Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Развитие сознательного восприятия речи.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование динамической организации двигательного акта.
Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.
Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.
Воспитание навыков культуры поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, билетики, книга слов.
Ход занятия:
I. Организационный момент (дети стоят полукругом)
Здравствуйте, ребята! Прежде чем, начнём занятие,давайте подарим друг другу хорошее настроение:
-Собрались все дети в круг
Крепко за руки возьмёмся,
Гостям и друг другу улыбнёмся.
2. Сообщение темы занятия:
Разбежались все слова.
Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите
И в мою книгу соберите!
Сумеем мы их подружить,
Красиво будем говорить!
Я буду очень, очень ждать
Хочу скорее всех обнять.
Их найти можно везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
Л: Вот мы и приехали в Словоград.
3. Игра «Живое-неживое».
Л:- Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.
Мяч лови и мяч бросай,
Живой иль неживой предмет называй:
— девочка, мяч, рыбка, зайчик, медведь, малина, солнышко.
Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
4. Закрепление понятия слова-действия
Д: Слова-действия.
5. Упражнение в умении задавать вопрос к слову-действию.
Л:- Я предлагаю вам поиграть в игру «Спроси-ответь». Посмотрите на полянку ещё раз
— Один – спрашивает, другой – отвечает. А потом наоборот.
Л:- Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?
6. Физкультминутка «Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
7. Знакомство и закрепление понятия слова-признаки. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в И. п.
Слова – признаки – обозначают признаки предметови отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
— Л. : Ребята, посмотрите, какое всё красивое, разноцветное, яркое.
Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.
Кафтан зелёный, бархатный.
— Л. : Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?
Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус?
По деревьям скачет,
Потом орешки прячет.
— Л. : Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.
Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»
о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая.
— Л. : Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое.
— Л. : Посмотреть на картинки.
Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).
Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).
— помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.
— Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.
— Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т. п.
Л:- Как я задавала вопрос об этих предметы?
Д:- Какой? Какая? Какое?
9. Закрепление умения подбирать слова-признаки к предмету
Л:- А вот и Зайка. Но он плачет. Зайка, почему ты плачешь?
Л:- Ребята, нужно Заиньке как-то помочь! Давайте подберём для него самые красивые слова.
Д:- Серенький, пушистый, милый…
Л:- Посмотрите, каким счастливым и весёлым стал зайчик! Какие слова помогли вам его украсить?
Но нам пора отправляться домой.
Л: Вокруг себя два раза повернись и в детском саду появись.
10.Итог: О чем сегодня мы говорили на занятии? Назовите слова-признаки? Кому мы сегодня помогали? Что понравилось на занятии? Что было трудным?
Прикреплённые файлы:
Конспект итогового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи Цель: закреплять и систематизировать знания о космосе и Дне космонавтики Задачи: Коррекционно – образовательные: на основе анализа фактов.
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Расширение семантического поля слова Гриб» Тема: Расширение семантического поля слова «ГРИБ» Задачи: активизировать и обогащать словарь детей через уточнение значений слов-признаков,.
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Задачи: Коррекционно-обучающие: 1. Уточнение знаний о насекомых и их характерных признаках. 2. Актуализация словаря по теме. 3. Образование.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Игрушки» Тема: «Игрушки» Задачи: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал;.
Конспект логопедического занятия по теме «Осень» Задачи: 1. Закрепить в речи правильное образование относительных прилагательных. 2. Активизация глагольного словаря. 3. Учить детей образовывать.
Конспект занятия в старшей группе «Слова-антонимы» Занятие «Слова – антонимы» для старшего дошкольного возраста Цель. Активизировать употребление в речи слов-антонимов. Упражнять в согласовании.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка про слова» Задачи: Закрепить понятие «слово». Учить детей придумывать слова, определения, отвечающие на вопрос какой?; закрепить ранее полученные знания,.
Конспект занятия по логоритмике. Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны» Методическая разработка логоритмического занятия по теме: «Признаки весны». (старший возраст, ЗПР, ОНР) Взаимосвязь специалистов Воспитатель.
Конспект занятия «Признаки предметов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: изучение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)
— повторить признаки предметов;
— научить группировать предметы по какому-либо признаку.
— развивать внимание, наблюдательность, память;
— способствовать развитию творческого и логического мышления.
— воспитать в ребенке творческое восприятие мира;
— создавать условия для формирования культуры труда;
— воспитать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.
Оборудование: мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу (например, деревянная и пластмассовая линейки); картинки, на которых изображены предметы с общим названием (посуда, одежда, растения и т.п.), можно использовать картинки детского лото.
В ходе урока на доске записываются признаки предметов, рассмотренных в заданиях.
Правила работы в тетради:
— записи делаются простым карандашом;
— раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;
— задания со звездочкой выполняются по желанию.
II. Изучение нового материала.
1. Признаки предметов. Цвет.
Ребята, давайте посмотрим на окружающий нас мир. Нас окружают всевозможные предметы, вещи, а также живые существа. Все она разные и у каждого свои признаки, т.е. свойства. Какие вы знаете признаки предметов? (цвет, форма, материал, размер, вес и т.д.)
Давайте рассмотрим цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.
— Какие бывают предметы по цвету? Есть предметы, не имеющие цвета, т.е. бесцветные.
— Какого цвета стекло, вода, лед? ( бесцветные )
учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.
Примеры: уголь – черный, помидор – красный, апельсин – оранжевый, трава – зеленая, снег – белый, солнце – желтое и т.п.
Ученики передают мяч по цепочке (тот, кто ответил, называет следующее слово)
А) зеленая елка – зеленая лягушка
Б) серый слон – серая мышь
В) рыжая белочка – рыжая лиса
Г) желтый цыпленок – желтый лимон
Д) красный помидор – красная машина.
Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Для этого раскрашивают предметы, цвет которых в природе известен. Цвет машины определяется в последнюю очередь, после того как дети пробуют соединить парами раскрашенные предметы. Только красному помидору нет пары. Значит, машины должна быть красной.
2. Признаки предметов. Форма.
Предлагаю рассмотреть форму предметов, поясняя, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, потому мы будем изучать только простые формы, т.е. формы геометрических фигур. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т.д.
Игра «Что такой формы?»
Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.
Квадрат – кубик, коробка
Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной формы.
*А есть предметы, у которых нет формы?
(если нет ответа, спрашиваю какая форма у воды, у молока, у воздуха).
Вывод: жидкие тела и газы не имеют формы.
Ученики должны определить форму предмета (вызванный ученик называет ее) и нарисовать предмет такой же формы. (через опрос выявить и обсудить всевозможные варианты).
Например: коробка прямоугольная, можно нарисовать прямоугольный конверт или флажок.
Монета – круглая, можно нарисовать солнышко, яблоко, грушу, зеркало и т.д.
Воздушный змей – треугольный, можно нарисовать треугольный флажок, пирамидку гору и т.д.
Команды даются в разбивку и в разном темпе.
Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту, таким образом, останется победитель.
Признаки предметов. Размер.
Каждый предмет имеет свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький.
Задание 3 по карточкам (самостоятельно)
Ученики должны сравнить клубки по размеру и раскрасить их требуемым образом. Можно оценить 2-3 работы.
Признаки предметов. Материал.
Продолжаем описывать признаки предметов. Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, т.е. назвать его материал.
Называем различные предметы, а ученики называют материал, из которого он сделан.
Карандаш – деревянный, тетрадь – бумажная, монета – металлическая, ручка – пластмассовая, лампочка – стеклянная.
Ученики определяют материал очередного предмета, а затем ищут предмет из того же материала и соединяют их цветной линией.
Ответы: лампочка – стакан, тетрадь – конверт, гвоздь – пила, дом – карандаш.
Какие еще признаки могут иметь предметы?
— А какие предметы бывают по весу? (легкие, тяжелые, очень тяжелые)
— Какие предметы бывают по вкусу?
Можно напомнить детям предметы: лимон (кислый), мед (сладкий), соль (соленая0, перец и чеснок (горький).
5. Общее название предметов.
А еще каждый предмет имеет вое название, например, шкаф, дом, чашка, платье. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов. И в эту группу и входит данный предмет.
Задание «Дай общее название»
показываю картинки с однородными предметами. Дети должны дать этим предметам общее название, например «овощи».
Перечисляю однородные предметы, а ученик придумывает общее название. Например, акула, щука, карась – рыба; роза, ромашка, тюльпан – цветы.
Ученики должны определить, по какому признаку, т.е свойству, предметы объединены в одну группу, и подписать этот общий признак.
Ответы: по цвету: голубые предметы
По форме: прямоугольные предметы
По материалу: деревянные предметы
По названию: игрушки.
Игра «Найди лишнего»
Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно или хлопают в ладоши.
Пример: яблоко, апельсин, булка, груша, арбуз, тыква, банан, абрикос, огурец.
Дети должны определить, по какому признаку ли по какой закономерности предметы собраны в группу, и выполнить требуемое действие, сохранив этот признак или закономерность.
Дети должны заметить, что:
— все предметы этой группы красные – значит ведро тоже красное
— все предметы из этой группы прямоугольные, кроме стола, значит он лишний
— дети должны проговорить вслух закономерность маленький средний большой, маленький, средний большой.
— все предметы в этой группе металлические, значит и нарисовать надо металлический предмет.
— данная группа имеет общее название «посуда», но утюг при этом является лишним.
Задание аналогично пункту 3, но решается в 2 этапа: определяем форму фигуры: треугольник – квадрат, треугольник – квадрат. Определяем ее цвет: красный – желтый – зеленый.
Задание 7 (самостоятельно).
Ученики должны найти и обвести группы предметов, которые обладают общим признаком. Дети по очереди называют выделенные ими группы. Желательно выслушать как можно больше различных ответов.
— Что нового узнали о признаках предмета?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Номер материала: ДБ-760586
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.