флот на камчатке какой флот
Береговые стражи: Камчатку защитят новейшие корветы
Минобороны усилит оборону Камчатки. К берегам полуострова перебросят два корвета проекта 20385, а затем и корабли серии 20380. На полуострове базируются новейшие стратегические ракетоносцы «Борей», а также ударные субмарины «Ясень» — носители ракет «Циркон». Корветы проекта 20385 считаются одними из самых опасных в прибрежной зоне. Они одинаково способны уничтожать подводные, надводные и даже наземные цели и выполнены по стелс-технологии. По мнению экспертов, корабли помогут радикально защитить базу подводных лодок на полуострове.
Прикрыть субмарины
Первые корабли прибудут на полуостров уже в следующем году, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. В частности, на оборону Камчатки направят головной корвет проекта 20385 «Гремящий». В прошлом году он был передан флоту и сейчас завершает испытания. Там же, на охране побережья полуострова, будет нести службу второй представитель серии — «Проворный».
Помимо корветов проекта 20385 на Камчатку направят корабли серии 20380 — «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий». Первый из них находится сейчас на испытаниях, второй достраивают. По плану они должны войти в состав Тихоокеанского флота до конца следующего года.
— Одно из главных предназначений корветов — противолодочное. А на Камчатке располагается основная группировка АПЛ Тихоокеанского флота, — пояснил «Известиям» бывший начальник главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов. — Поэтому у субмарин нашего вероятного противника большой интерес к данному району. Они могут там дежурить, чтобы встретить наши выходящие с базы стратегические ракетоносцы: в океане их найти будет тяжело, а у берега гораздо проще. Стационарных противолодочных средств там нет: на подходах к Камчатке большие глубины. Поэтому и усиливается группировка корветов. Двух кораблей там, конечно, недостаточно. Надо много средств, в том числе авиационных.
По словам адмирала, корветам предстоит участвовать в обеспечении выхода АПЛ на боевое дежурство. Они будут проводить по намеченному маршруту поисковую операцию за два-три дня до того, как субмарина покинет базу.
— Корветы должны заблаговременно обнаружить подводную лодку противника, — добавил Валентин Селиванов. — В мирное время они оповещают базу, и командование принимает меры: изменяет маршрут, задерживает выход либо продолжает всё по плану — в зависимости от обстановки.
«Редут» и «Заслон»
Многоцелевые корветы проекта 20385 имеют водоизмещение более 2 тыс. т, длину 104 м, ширину 13 м. Они развивают скорость хода до 27 узлов и имеют дальность плавания до 4 тыс. миль. Корабли несут на борту ракетный комплекс «Калибр-НК», 100-миллиметровую артиллерийскую установку, противолодочный комплекс «Пакет». На палубе может размещаться противолодочный вертолет.
Для защиты от ударов с воздуха у корабля есть новейший зенитный ракетный комплекс «Редут». В его состав входит радиолокационная станция (РЛС) «Полимент» с четырьмя фазированными антеннами. Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. В итоге комплекс может обстреливать до 16 целей одновременно. Его практическая дальность — 400 км.
Корабли спроектированы по стелс-технологии, надстройки изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно уменьшило заметность корветов в радиолокационном диапазоне.
Кроме того, новые корабли получат радиолокационные комплексы (РЛК) «Заслон», которые дадут возможность обнаружить на расстоянии в сотни километров даже малозаметные воздушные и морские объекты. Они способны эффективно находить выполненные по стелс-технологии аппараты на расстоянии 75 км, а более простые цели — не менее чем за 300 км.
Антенный блок «Заслона» закреплен в основании мачты и внешне напоминает пирамиду с большим количество граней, за каждой из которых скрыты стационарные приемо-передающие устройства, которые отслеживают перемещения различных объектов. Операторы РЛК могут получать на экранах точную и непрерывную картинку о воздушной, надводной и наземной обстановке в режиме реального времени. На традиционных установках она прерывается из-за вращения приемо-передающего блока. В состав комплекса входят аппаратная, командный пункт, посты высокочастотных и радиотехнических приборов.
На сегодняшний день в строю находятся два представителя серии — «Совершенный» и «Громкий». Еще два должны войти в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) в следующем году. В дальнейшем по плану предусмотрено строительство еще шести корветов, но они пока не заложены.
Обновление сил Тихоокеанского флота на Камчатке. Подробно
В рамках Государственной программы перевооружения армии и флота до 2020 года силы на Камчатке должны были обновиться в следующих показателях ( по данным на 2012 год): подводный состав на 50%, надводный состав — 30%, состав береговых войск и морской пехоты — на 40%, части ВВС и ПВО на 40%. Кроме того планировалось увеличить общую численность группировки на 30%, а также провести капитальные ремонты и строительство новых военных городков соединений ТОФ. Что мы видим сегодня? По праву стоит признать, что в общем виде Тихоокеанский флот на фоне остальных флотов ВМФ России шел достаточно медленными темпами по обновлению своих сил, и на это были свои причины, и только в период 2017- 2018 годов произошел резкий рывок в поступлении новых и модернизированных образцов вооружения и техники.
Для более ясной наглядности основные данные по перевооружению будут систематизированы по пунктам:
Перспективы — 2025.
Группировка войск и силы на северо-востоке России является одним из важнейших оперативно-стратегических объединений ВС РФ в системе безопасности нашего государства. Учитывая внешнюю политическую обстановку перед группировкой стоят серьезные боевые задачи. Ее соединения и части приступили к боевому дежурству в арктической зоне на севере, а с южных направлений решаются задачи по обеспечению безопасности Курильских островов (особенно учитывая последнюю ситуацию с Японией). По состоянию на 1.01.2019 общая численность группировки ВС РФ развернутой на Камчатке составляет около 12.000 человек с учетом сил управления и обеспечения. Известно, что в рамках Государственной программы перевооружения Тихоокеанский флот и его соединения на Камчатке по обновленному плану до 2025 года должны обновить свой состав на более чем 50%. В отношении сил на Камчатке будут проведены следующие мероприятия:
— Поступление модернизированных базовых противолодочных самолетов Ил-38Н (до 6 единиц).
— Поступление модернизированных вертолетов Ка-27ПЛ (6 единиц).
— Поступление модернизированных сверхзвуковых перехватчиков Миг-31БМ (до 12 единиц).
— Поступление БПЛА различных типов с общим количеством до 30 единиц.
— Поступление ПБРК «Бал» и «Бастион» с общим количеством до 24 ПУ.
— Поступление БТР-82А и доведение их общего количества в соединениях до 50-60 единиц.
— Поступление ЗРК «С-400» и ЗРПК «Панцирь-C1» в состав сил ПВО с общим количеством до 40 единиц.
— Поступление в состав 4 РПКСН типа «Борей» и 4 АПКР типа «Ясень»
— Поступление в состав модернизированных АПКР проекта 949АМ типа «Антей» — 2 единицы.
— Поступление в состав модернизированных АПЛ проекта 971 типа «Щука-Б» — 2 единицы.
— Поступление в состав ДЭПЛ проекта 06363 типа «Варшавянка» — 6 единиц.
— Поступление в состав корветов проекта 20380 и 20385 — 4 единицы.
— Поступление в состав МРК проекта 22800 типа «Каракурт» — 4 единицы.
— Поступление в состав модернизированных МРК проекта 12341 — 2 единицы.
— Поступление морских тральщиков проекта 12700 типа «Александрит» — 2 единицы.
Кроме того стоит сообщить о пополнение сил Вспомогательного флота соединений на Камчатке. К 2025 году они получат в состав в общей сложности около 30 новых единиц. Также к 2025 году планируется полностью завершить обновление причальной инфраструктуры всех соединений, а также построить новые здания штабов и управлений. Кроме того будет обновлена главная ракетно-техническая база на Камчатке (флотский арсенал).
Командующий ТОФ рассказал, какие корабли пополнят флот в 2022 году
Наиболее знаковыми событиями за этот период, по его словам, стали впервые проведенные в центральной части Тихого океана оперативные учения с группировкой сил в дальней морской зоне, прошедшие в июне, а также двусторонние бригадные тактические учения отдельных бригад морской пехоты, дислоцированных в Приморском и Камчатском краях. В первом мероприятии поучаствовали более 20 судов и около 50 летательных аппаратов морской авиации ТОФ и Воздушно-космических сил РФ. Вторые же учения отличились участием в маневрах 100 процентов личного состава бригад.
Кроме того, как сообщил Авакянц, успехи в ракетных стрельбах зенитным ракетным комплексом «Редут» по ракетам-мишеням «Малахит» в акватории Японского моря продемонстрировали современные корветы «Совершенный», «Громкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов». Также морской пехотой ТОФ одной из первых в ВМФ России были приняты и освоены новейшие боевые машины пехоты БМП-3 флотской модификации.
Самым знаковым мероприятием 2021 года в контексте военного сотрудничества он назвал российско-китайские военно-морские учения «Морское взаимодействие-2021». Для профилактики заражения коронавирусной инфекцией во время проведения совместных мероприятий ТОФ и ВМС Народно-освободительной армии Китая исключались все контакты моряков.
Также в текущем году на базе Тихоокеанского флота были проведены два международных этапа конкурсов Армейских международных игр. Российским военнослужащим удалось стать лидерами в конкурсах по морской выучке «Кубок моря-2021» и по полевой выучке среди взводов морской пехоты «Морской десант-2021».
В контексте вопроса об усилении противодействия силам российского флота со стороны иностранных государств Авакянц вспомнил об инциденте с американским эсминцем «Chafee» в акватории Японского моря. Он отметил, что в произошедшей ситуации экипажу большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» Тихоокеанского флота удалось успешно вытеснить американское судно от государственной границы РФ.
Командующий ТОФ рассказал, что до конца текущего года, согласно плану, завершат межфлотский переход и вернутся в свои пункты базирования корвет «Гремящий» проекта 20385 и две дизельные подводные лодки проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Благодаря способности корабля и субмарин нести крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК» их прибытие, как обозначил Авакянц, значительно скажется на боевом потенциале флота.
В завершении адмирал рассказал, что в следующем году одной из главных задач для ТОФ станет участие в учениях «Восток-2022», подготовка к которым уже стартовала. Также большое внимание будет уделяться обновлению флота, выражающемуся в приеме и освоении новых проектов кораблей, подлодок и вооружения с военной техникой. В середине года Тихоокеанский флот проведет учения в удаленных районах океана, отправит в дальний поход крейсер «Варяг» и направит отряд для участия в исследовательской арктической экспедиции.
Камчатка заждалась первых «калиброносцев»
Рискнуть двумя новыми подлодками и корветом на Севморпути адмиралам и хочется, и колется
Для начала — об одной, на первый взгляд, странности. Построенная в Санкт-Петербурге дизель-электрическая подводная лодка Б-274 «Петропавловск-Камчатский» (проект 636.3 «Варшавянка») еще 25 ноября 2019 года (больше полутора лет назад!) была включена в состав 19-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (Камчатка). Но все еще обминает кранцы у одного из причалов в Балтийском море.
Наконец, «Гремящий», головной корвет проекта 20385, «Северной верфью» спущен на воду вообще почти четыре года назад (30 июня 2017 года) и предназначен для 114-ой бригады кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ. И он если изредка и режет форштевнем волны, но пока исключительно на другом конце Земли от своей будущей базы — в Балтийском море.
Чтобы понять, как заждались этого внушительного пополнения наши адмиралы на Тихом океане, достаточно, на мой взгляд, одного весьма красноречивого факта. На сегодняшний день у нас в тех краях всего один (!) корабль с отлично зарекомендовавшими себя в операции в Сирии высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр» — после долгой модернизации превращенный во фрегат бывший БПК «Маршал Шапошников». Но именно «Калибры» составляют основную ударную силу только что построенных и «Петропавловска-Камчатского», и «Волхова», и «Гремящего». Причем, в зависимости от ситуации «Калибры» на них могут устанавливаться в трех вариантах: противокорабельных ракет 3М-54 (SS-N-30, по классификации НАТО), ракет против наземных целей 3М-14 (SS-N-27 Sizzle) и противолодочных ракет 91Р1/РТ2.
Словом, перед нами этакие морские «универсальные солдаты», которые способны существенно укрепить безопасность России на ее дальневосточных рубежах. Отчего же их экипажи пока так и не получили приказа Москвы поскорее это сделать?
Через Индийский океан, понятное дело, путь длиннее и дольше. Зато безопасней и привычней. Однако в пути на Камчатку по этому маршруту отряду дополнительно понадобится еще, как минимум, морской танкер для многочисленных дозаправок. И на случай непредвиденных ситуаций — океанский спасательный буксир.
Океанская дорога Севморпутем, как известно, примерно в полтора раза короче (расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему свыше 7,5 тысяч морских миль против примерно 12 тысяч морских миль через Суэцкий канал). Но опасней из-за арктических льдов. Которые, как уверяют ученые, хоть и непрерывно истончаются в последние годы, но пока не настолько слабы, чтобы не представлять опасности для сравнительно хлипких стальных бортов корвета и легких корпусов дизель-электрических подводных лодок. Поэтому силы сопровождения и в этом случае отряду понадобились бы немалые. Скорее всего — тот же танкер и хотя бы один атомный ледокол, который придется на пару месяцев снять с обеспечения коммерческих перевозок в высоких широтах.
Таким образом, все карты давно на столе у наших адмиралов. Почему же тогда еще 3 марта 2021 года ТАСС уверенным тоном заявило: «Две подводные лодки проекта 636.3 „Петропавловск-Камчатский“ и „Волхов“, а также корвет проекта 20385 „Гремящий“, построенные петербургскими корабелами для Тихоокеанского флота (ТОФ), отправятся на Дальний Восток через Средиземное море и Суэцкий канал». При этом выход в океан в начале весны якобы был назначен на май.
Но май минул — ничего в этом деле не изменилось. Из чего, вероятно, следует, что в адмиральских верхах споры продолжаются. Как следствие — пару недель назад, 21 мая 2021 года, со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе то же агентство ТАСС снова напустило густого туману: «Межфлотский переход подлодок и корвета с Балтики на ТОФ начнется в ближайшее время. Сейчас решается вопрос о маршруте перехода — по Северному морскому пути или через Суэцкий канал».
Казалось бы: чего здесь месяцами раздумывать, когда давно все предельно ясно? Полагаю, все дело в том, что руководство ВМФ России и Генеральный штаб ВС РФ на самом деле целиком и полностью за переход «Гремящего», «Петропавловска-Камчатского» и «Волхова» именно Севморпутем. И только в крайнем случае — через Суэц.
Вероятно, таким крайним случаем способна оказаться особо сложная ледовая обстановка на маршруте от Баренцева моря до Берингова пролива. Поэтому разведка ледовых полей авиацией Северного флота в эти дни наверняка идет особенно интенсивно. Ибо понятно, что с решением тянуть больше нельзя.
Наиболее тонкими льды в Арктике, как известно, из года в год становятся с июля по сентябрь. Всего на два-три месяца, за которые нужно успеть пройти тысячи миль в тяжелейшей навигационной обстановке. Выходит, тихоокеанскому отряду больше нельзя терять ни дня. Иначе до новых морозов можно не успеть проскочить на Камчатку даже и в кильватере за атомным ледоколом. Упаси бог: затрет, как насмерть затерло когда-то во льдах ледокол «Сибиряков».
Тогда может — ну его, этот Севморпуть? Под солнцем Африки да мимо Индии — милое дело!
Нет, у наших адмиралов иные резоны. Далекие от чисто бухгалтерских. Им важно на практике в условиях тающих льдов проверить возможности использования Севморпути для быстрого усиления группировки кораблей Тихоокеанского флота за счет Северного. Или наоборот. В зависимости от того, с какого из океанских направлений будут формироваться новые угрозы для страны.
В принципе использование Арктики для таких передислокаций всегда было сопряжено с огромными сложностями и большим риском. Не случайно за все послевоенные годы Севморпутем на Тихий океан в сопровождении ледоколов проследовало считанное количество боевых надводных кораблей. Самые крупные из них — четыре артиллерийских крейсера проекта 68-бис («Дмитрий Пожарский» в 1955 году, «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» в 1956 году), а также ракетный крейсер проекта 1134 «Севастополь» (в 1980 году). Все остальные, построенные в Ленинграде и в Николаеве для Тихоокеанского флота крейсеры, многочисленные большие противолодочные корабли, а также эсминцы к дальневосточному месту службы проследовали «южным» маршрутом.
Несколько иная ситуация с подводными лодками. С теми, которые атомные, — проще всего. Они уходят под лед возле Кольского полуострова и затем всплывают только у Камчатки. Самые «свежие» примеры — два благополучно добравшихся на Камчатку из североморского Гаджиево стратегических «Борея» («Александр Суворов» в 2015 году и «Владимир Мономах» годом позже).
Вначале, во времена Холодной войны, за каждый такой переход командиры наших атомоходов почти все получали звезды Героев Советского Союза. В последние десятилетия практика подледных плаваний стала настолько обыденной, что Героев командирам атомоходов давать прекратили. Ограничиваются орденами.
Куда сложнее с дизельными подлодками. Потому что они не в состоянии подолгу находиться подо льдом и вынуждены периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Но нет никаких гарантий, что в критический момент в ледовых полях отыщется полынья нужного размера. Поэтому форсировать арктические моря «дизелюхам» приходится исключительно в надводном положении.
Первой в 1940 году этим курсом на ТОФ в сопровождении транспорта «Седов», ледоколов «Ленин», «И. Сталин», «Красин», «Л. Каганович», «Литке» (на разных участках маршрута), прибыла подводная лодка Щ-423. Последняя на сегодняшней день попытка в надводном положении в рамках очередной Экспедиции особого назначения (ЭОН-57) переправить с Севера на Тихий океан дизельные подводные лодки была предпринята в 1957 году.
О технических и навигационных «прелестях», в которых проходили эти походы, определенное представление дают, на мой взгляд, воспоминания бывшего командира подводной лодки Б-71 капитана 1 ранга в отставке Геннадия Карменока. Вот некоторые фрагменты из этих мемуаров: «Порой мы попадали в сплоченный лед и несвоевременное реагирование на обстановку приводило к заклиниванию корпуса лодки во льду. При этом все, кто шел сзади, останавливались. Дистанцию между кораблями держали 50−70 метров, потому что из-за сплочения льда канал, пробитый ледоколами, быстро сужался, и корабли, случалось, останавливались и ждали ледокола…
Вообще, находиться в сплоченном льду дело незавидное. Уж и не помню, долго ли мы были в таком положении, когда вахтенный офицер доложил: «Большая ледяная гора надвигается на нас». Я поднялся на мостик и убедился — так и есть. Дал ход дизелями. Вначале малый, затем средний, а лодка стоит неподвижно. Запустил третий дизель, довел до среднего хода. Лодка уперлась в лед, но не движется. А «гора» медленно, но неотвратимо приближается!
… Вот тогда я понял одну из премудростей арктического плавания: лучше пройти 200 миль по чистой воде, чем форсировать ледовую перемычку размером в 5 миль».
И вот сегодня, спустя 64 года после того давнего подвига участников ЭОН-57, экипажам «Петропавловска-Камчатского» и «Волхова» может быть приказано снова заглянуть в арктический «ящик Пандоры». Это произойдет, если в Минобороны и в Главном штабе ВМФ все же будет выбран Севморпуть для перехода долгожданного пополнения ТОФа на Камчатку. Но брать на себя ответственность подобного выбора сложно. Вероятно, поэтому начало межфлотского перехода этих подлодок и «Гремящего» так затянулось.
Но есть один признак, означающий, что две тихоокеанские лодки и корвет отойдут от балтийских причалов буквально на днях. В программе начинающегося 23 июня в Санкт-Петербурге десятого Международного военно-морского салона «MBMC-2021» ни один из этих новехоньких — буквально «с иголочки»! — кораблей не значится. Вместо них заявлены уже достаточно старая дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» (Северный флот) и чуть более «молодая» черноморская «Варшавянка» с именем «Краснодар».
Получается думать о том, отправлять ли тихоокеанцев Севморпутем уже некогда. Пора им грузить штурманские карты и лоции.
290 лет Тихоокеанскому флоту: от ладей Охотской флотилии до ракетных крейсеров
ИА PrimaMedia предлагает читателям краткий обзор истории военно-морских сил России на Дальнем Востоке
ИА PrimaMedia предлагает читателям вспомнить о том, как проходили последние 290 лет для военно-морских сил России на Тихом океане.
Освоение Дальнего Востока и создание Охотской флотилии
Начало плаваний русских судов по морям Тихого океана относится к 1639 году, когда отряд казачьего десятника Ильи Москвитина, спустившись на ладьях по реке Улья, вышел к побережью Охотского моря, где зазимовал. Казаки соорудили «плотбище» (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, чтобы в 1640 году обследовать побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов.
Начиная с 18 века, в освоении и изучении тихоокеанского побережья Дальнего Востока принимают участие государственные экспедиции под командованием русских военных моряков.
Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.
В мае 1716 года корабельный мастер Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.
В 1723 году казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью — был построен шитик «Фортуна», в 1729 году — боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Эти корабли, пока еще не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и в научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.
Макет одного из первых кораблей на ДВ. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Именно эти корабли стали впоследствии основой для создания Тихоокеанского флота России. 21 мая 1731 года в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке.
Вплоть до конца 18 столетия организованное строительство морских судов на Тихом океане русским правительством почти не велось, и практически все вооруженные транспорты сооружались на частные средства. Однако после образования указом императора Павла I «состоящей под высочайшим покровительством Российско-Американской компании» появилась потребность в создании регулярных военно-морских сил в этом стратегически важном регионе.
Выписка из инструкции. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Оборона Петропавловска-Камчатского и развитие флота до начала 20 века
С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили свое первое боевое крещение. Главной причиной нападения союзников на Петропавловск была борьба великих держав за господство на море и, в частности, на Тихом океане. В особенности стремилась к этому Британская империя.
Одержав победу над Китаем в Первой опиумной войне 1840—1842 годов, британцы решили, что смогут овладеть и слабо укрепленными русскими тихоокеанскими поселениями. Уже с 1840-х годов русское правительство было обеспокоено будущим русских тихоокеанских владений и, в частности, будущим Камчатки. Многим казалось подозрительным, что с середины 1840-х годов в порт зачастили иностранные китобои. Особенно тревожило появление в порту отдельных английских судов, часто — под чужим флагом.
В период с 18 по 24 августа 1854 года силам союзников, состоявшим из шести кораблей при 218 орудиях и имевших на борту 2,6 тысячи человек экипажей и войск десанта противостояли гарнизон города, насчитывающий 920 человек, два корабля — фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» при 67-ми орудиях. Петропавловск был крайне слабо укреплен. В городе имелось всего шесть 6-фунтовых пушек и одно полевое 3-фунтовое орудие на конной тяге.
Тем не менее дважды, 20 и 24 августа, противник предпринимал попытки высадить на берег десант с целью захвата города, но оба раза отряды русских моряков, поддержанные огнем кораблей и береговых батарей, сбрасывали неприятеля в море. Потерпев поражение, англо-французская эскадра вынуждена была отступить. Руководил обороной Камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта генерал-майор Василий Завойко.
Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал занимавший с 1847 по 1861 год пост генерал-губернатора Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Именно с его санкции и при его активной поддержке капитан-лейтенант Геннадий Невельской на транспорте «Байкал» в 1849-1850 годах открыл пролив между островом Сахалин и материком, обследовал устье Амура и основал там русскую крепость Николаевск-на-Амуре.
В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной ее базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток, открытый Муравьевым-Амурским.
Морской устав. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Правда, на практике она реализовывалась очень медленно.
Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из одной Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.
Русско-японская война и революция
Однако корабль был слишком большим, и заминировать весь «Варяг» моряки просто не успели, в связи с чем, его пришлось затопить на рейде Чемульпо, что вызвало гнев командования российского флота. В 1905 году «Варяг» был поднят и после ремонта вошёл в состав японского императорского флота.
Одним из центральных событий русско-японской войны стала оборона Порт-Артура, которая продолжалась 11 месяцев. В числе защитников Порт-Артура были батальоны моряков, сформированные из личного состава кораблей Тихоокеанской эскадры. Несмотря на мужество и героизм участников обороны крепости, в тяжелых боях Порт-Артур все же был сдан 20 декабря 1904 года.
Печальной страницей в истории ТОФ стало Цусимское морское сражение 1905 года, предопределившее поражение России в войне.
Военные моряки сыграли важную роль и в истории гражданской войны и интервенции (1918-1922 гг.) на Дальнем Востоке. В силу разных причин они встали по разные стороны баррикад братоубийственной войны.
План-карта Владивостока. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Сибирская флотилия с 1918 года до победы Советов на Дальнем Востоке находилась в составе Белого движения. 20 октября 1922 года Сибирская флотилия под командованием контр— адмирала Георгия Старка (пролив между островными территориями назван в честь другого адмирала Старка — прим. ред.) почти в полном составе покинула Владивосток и перешла в Манилу, где моряки продали свои корабли и больше, как правило, не возвращались на родину.
В 1920 году была создана Дальневосточная Республика (ДВР), в которой была организована Народно-революционная армия, а также морские силы, представленные в основном кораблями Амурской военной флотилии. Морские Силы ДВР сыграли существенную роль в исходе вооруженного противоборства на Дальнем Востоке
Оружие и часы матроса Российской Империи. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Начало Советского периода и Вторая Мировая война
После окончания гражданской войны и интервенции морские и речные силы на ДВ практически перестали существовать. Амурская флотилия превратилась в небольшой отряд. Оставшиеся корабли и суда Сибирской флотилии, реорганизованные во Владивостокский отряд особого назначения Тихого океана, были ветхи, разрушены или находились в ремонте.
С 1922 года началось восстановление Морских Сил Дальнего Востока. Во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы «Бравый», «Твердый», «Точный», канонерская лодка «Красный Октябрь» и несколько вспомогательных судов. В 1923 году из нейтрального китайского порта Шанхай во Владивосток прибыло посыльное судно «Адмирал Завойко», которое вошло в состав МС ДВ в качестве сторожевого корабля под именем «Красный Вымпел». По сей день он стоит на корабельной набережной Владивостока в качестве музея.
В 1932 году вступил в строй дивизион торпедных катеров и прибыли восемь подводных лодок (первая подлодка появилась здесь еще в 1904 году). В 1934 году в состав Морских сил ДВ вошли два сторожевых корабля, несколько торпедных катеров, минных заградителей, тральщиков, вспомогательных судов и более 150 самолетов. К началу 1935 года Морские силы Дальнего Востока настолько выросли, что, по существу, уже представляли собой вполне организационно оформленный военно-морской флот. Исходя из этого, приказом Народного комиссара обороны СССР от 11 января 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот.
Первые подлодки на берегах Тихого. Фото: портал
В 1936 году два эскадренных миноносца — «Сталин» и «Войков» — прибыли во Владивосток Северным морским путем с Балтики. Это был первый переход советских военных кораблей по арктическим морям. В 1940 году на ТОФ прибыла ПЛ «Щ-423». Ее переход вошел в историю как первый проход подлодки Северным морским путем за одну навигацию с запада на восток.
Настоящую проверку на боевую готовность Тихоокеанский флот прошел в 1938 году во время событий у озера Хасан. С началом военных действий корабли ТОФ перешли на повышенную боевую готовность. Подводные лодки охраняли морские коммуникации, а надводные корабли перевозили в район боевых действий войска, боеприпасы и снаряжение, эвакуировали раненых.
В 1939 году командующий ТОФ Кузнецов докладывал советскому правительству о том, что флот на Тихом океане построен. И как раз «вовремя», началась Вторая Мировая война.
В Великую Отечественную войну часть сил и средств Тихоокеанского флота была переброшена на Северный флот и участвовала в боях на Баренцевом и других морях. На фронтах в составе морских стрелковых бригад и других частей сражались свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев. Они приезжали эшелонами на самые напряженные участки фронта. Моряки-тихоокеанцы и амурцы участвовали в битвах под Москвой и на Волге, в героической обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях.
Как вспоминал Жуков, именно морская пехота («Черная смерть», как прозвали ее гитлеровцы) с Дальнего Востока показала под Москвой пример мужества и самоотверженной борьбы за родину, которому начали следовать после нее и другие бойцы, что позволило отбросить немцев от столицы.
Стенд с орденоносцами Великой Отечественной. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Главная задача Тихоокеанского флота в период Великой Отечественной войны заключалась в обороне побережья. В случае нападения Японии он должен был совместно с войсками первой и второй Отдельных Дальневосточных армий осуществлять противодесантную оборону, нарушать морские коммуникации противника и защищать свои морские пути сообщения.
«200% — норма военного времени» — под таким девизом трудились рабочие и служащие предприятий тыла Тихоокеанского флота. Вместе с моряками-тихоокеанцами они вносили свой вклад в дело достижения победы над врагом.
Во время советско-японской войны Тихоокеанский флот содействовал войскам первого Дальневосточного фронта в освобождении Северной Кореи, участвовал в Южно-Сахалинской и Курильской десантных операциях. С 13 по 16 августа была проведена Сейсинская десантная операция. В ходе боев за Сейсин десантники проявили массовый героизм. Только в одном 355-м батальоне морской пехоты звания Героя Советского Союза были удостоены сразу 6 человек.
Тихоокеанский флот до 1991 года
В сентябре 1945 года Северная Тихоокеанская военная флотилия была расформирована. В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделен на два флота — пятый ВМФ (главная база — Владивосток) и седьмой ВМФ (главная база — Советская Гавань). Но уже в апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.
Первостепенной задачей, вставшей перед Тихоокеанским флотом после окончания Великой Отечественной войны, стало проведение боевого траления вод Тихого океана. В течение 10 лет продолжалась связанная с огромным риском борьба с минной опасностью.
В 1961 году в состав Тихоокеанского флота вошла первая атомная ПЛ «К-45» под командованием капитана второго ранга Белашева. Имея на борту крылатые ракеты, лодка была способна их применить как по наземным, так и морским целям.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, стойкость и мужество, проявленные личным составом при защите Отечества и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Тихоокеанский флот награжден Орденом Красного Знамени.
К началу 1970-х годов на Тихом океане был создан новый океанский ракетно-ядерный флот, который успешно выполнил важнейшую задачу — стратегического сдерживания.
Макет АПЛ. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Легендарные крейсеры «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Фокин», «Варяг», эскадренные миноносцы «Возбужденный», «Вдохновенный», большие противолодочные корабли «Василий Чапаев», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Трибуц» и многие другие в течение многих лет с честью выполняли задачи службы, побывали с визитами в различных странах мира. На боевом счету тихоокеанцев — очистка порта Читтагонг (Бангладеш) от затонувших кораблей и взрывоопасных предметов в 1972 году, боевое траление в Суэцком заливе (Египет) в 1974 году, охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.
7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло почти все руководство флота, в том числе его руководитель адмирал Эмиль Спиридонов.
Современное состояние флота
После 1991 года Тихоокеанский Флот, как наиболее удаленный от оперативно-командных центров ВМФ, оказался в наихудшем положении среди флотов РФ. В кратчайшие сроки из боевого состава были выведены наиболее боеспособные тяжелые авианесущие крейсера, тяжелый атомный ракетный крейсер проекта, большие десантные корабли океанской зоны проекта, все большие противолодочные корабли проекта; две трети эсминцев, а также большой атомный разведывательный корабль «Урал».
К концу 2000-х годов вновь началось серьезное строительство для Тихоокеанского флота военных кораблей и судов вспомогательного флота.
Современные военные корабли. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Сегодня для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.