фонвизин недоросль какой класс
Урок литературы в 8 классе «Д.И.Фонвизин «Недоросль»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель русского языка и литературы
МУРТАЗИНА БАКЫТ АШИМОВНА
тема урока : Д. и. фонвизин. Комедия «недоросль» 8 класс
— познакомить учащихся с комедией «Недоросль» и ее автором;
-дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»;
-дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.
Волшебный край. Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
– Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
– Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?
Вспомните, чем характеризовалась классицистическая комедия («Мещанин во дворянстве»). Поищем эти приметы в афише фонвизинской комедии до чтения.
1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.
2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» – уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.
2. Работа с текстом комедии.
Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
– Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?
Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика ́ ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.
Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.
– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?
(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)
3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).
Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).
Домашнее задание: подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».
– Грамотны ли Простакова и Скотинин?
– Как относились к образованию в их семье?
– Почему обучается Митрофан?
– Чему и как обучается Митрофан?
– Как он относится к учению?
– Что такое воспитание? Какова его цель?
– Что такое образование? Какова его цель?
– Что главнее: воспитание или образование? Найдите ответ в положительных героях.
– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
– Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?
В каком классе изучают пьесу Недоросль Фонвизина?
Если на плодотворнейший в истории русской литературы XIX школьной программой отводится почти два года, то XVIII был временем её младенчества как литературы светской и европейской. Читать её сложно, часто затруднительно из-за устаревшего языка, а понять проблемы, волновавшие авторов, и того сложнее.
Однако и тогда уже были талантливые литераторы, писавшие языком невычурным, хоть и богатым, и рассматривавшие проблемы общечеловеческие, не зависящие от эпохи. К их числу относится пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль». В современной школе её изучают в 8 классе. И хоть идеи просвещённой монархии остались позади, в далёком прошлом, вопрос о том, насколько человек хочет развиваться, остаётся всегда актуальным.
Пьесу Фонвизина «Недоросль» сейчас изучают в 8 классе. Например в учебнике «Литература 8 класс» Коровиной мы находим эту пьесу в качестве примера литературы 18 века. Она идет сразу за изучением повести «Шемякин суд» и как раз перед изучением басен Крылова.
Но также это произведение проходят и в 9 классе. Например в учебнике Курдюмовой мы встречаем Фонвизина сразу после «Памятника» Державина и перед Карамзиным.
Денис Иванович Фонвизин, автор великолепной комедии «Недоросль». Первая постановка состоялась в 1782 году. И вызвала бурю эмоций у зрителей. Публика аплодировала стоя.
В таблице персонажи разделены, для удобства восприятия, на положительных и отрицательных персонажей.
Митрофан
Персонажи положительные:
Насколько мне помнится, произведение «Гроза» А.Н. Островского, в наших школах, дети проходят в 10 классе. Раннее считалось, что данная драма, занимает особое место в творчестве писателя. Поговаривали, что это довольно решительное произведение того времени.
Существует легенда, что прототипом образа Митрофанушки, одного из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», был молодой Алексей Николаевич Оленин, впоследствии
А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА
Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.
Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.
Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.
Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.
Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.
Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.
Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.
О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.
Литература. 8 класс
В 18 веке его фамилия писалась в 2 слова или через дефис: Фон-Визен. Привычное нам слитное написание установилось во второй половине 19 века. Хотя уже Пушкин находил слитное написание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».
В 1755—1760 годах, когда ему было 10–15 лет, Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета.
За годы учения Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками – его переводы студенческих лет не раз появлялись в печати. Литературную деятельность он начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел были отправлены в Петербург, где он познакомился со светилом науки и литературы – Михаилом Васильевичем Ломоносовым и с первым руководителем русского театра Александром Петровичем Сумароковым.
Михаил Юрьевич Ломоносов
Александр Петрович Сумароков
Тогда же – в 1760 году – Фонвизин впервые увидел театральное представление. Театр произвел на него неизгладимое впечатление.
В 1762 году после коронации Екатерины II Фонвизина устраивают переводчиком в Коллегию иностранных дел и он переезжает в Петербург.
Екатерина II
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Благодаря чтению своих комедий для императрицы и придворных в 1769 году Фонвизин перешёл на службу к графу Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Под началом Панина Фонвизин не раз выступал с резкой критикой правления Екатерины II.
Никита Иванович Панин
Фонвизин принадлежит эпохе Просвещения с ее главной идеей – усовершенствование мира через образование и воспитание людей, в первую очередь – монарха. Просвещённый монарх, считали просветители 18 века, сможет привести государство к общему благу.
Так, например, герой комедии Фонвизина «Недоросль» Стародум говорит: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
Комедии Фонвизина – «Бригадир», «Недоросль» – высмеивают невежество дворян, как старого так и нового поколения, а комедия «Недоросль» содержит едкие сатирические нападки на царский двор и высказывания против крепостного права: «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» (слова Стародума).
В результате смелых высказываний Фонвизину был закрыт путь в печать. В 40 лет писатель тяжело заболел, а через 7 лет – в декабре 1792 года – умер.
Денис Иванович Фонвизин и похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В 18 веке в искусстве Европы и России господствовал художественный стиль классицизм.
Эталоном для классицистов стала культура Древней Греции и Древнего Рима, т.е. культура Античности. Особенно наглядно это выразилось в архитектуре.
А вера классицистов в прогресс, приоритет культуры над природой воплотилась в регулярных дворцовых парках, где кустам, деревьям и цветам придана причудливая, намеренно искусственная форма.
Эпоха господства классицизма в искусстве совпала с исторической эпохой Просвещения, для которой государственные интересы стояли превыше всего. Такой приоритет государственного объясняется политическим строем – абсолютистская монархия.
По образцам античной драмы идеологи классицизма разработали законы драматургии, которые были актуальны вплоть до 19 века.
Все эти законы можно обозначить как «единства»:
– единство времени: действие драмы должно укладываться в 1 сутки;
– единство места: действие должно проходить в одном месте;
– единство действия: разрабатывается 1 сюжет и 1 конфликт;
– единство стиля (язык, герои): высокий стиль для трагедии, низкий – для комедии; средний, смешанный – для драмы;
– единство характера: герой – носитель одной неизменной черты характера. На эту черту, как правило, указывает «говорящая» фамилия или имя: Скотинин – любит свиней, Митрофан (греч.) – матерью явленный.
Для классицистической драмы характерна также 3-хчленная композиция: завязка – развитие действия (включая кульминацию) – развязка, уложенная в 5 актов (действий).
«Недоросль» Д.И.Фонвизина – классицистическая комедия. Что это значит? ответьте на вопросы:
1. Докажите, что комедия Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией?
2. Какие правила классицистической драмы в комедии а «Недоросль» не соблюдает Фонвизин?
3. Как реализуется классицистический принцип трехчленного развития сюжета в комедии «Недоросль»?
Для того, чтобы аргументированно ответить на вопросы, вы должны прочитать комедию.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, Фонвизин в мае 1782 года выезжает в Москву, но и здесь цензор, испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось постановить комедию в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).
Конспект уроков литературы по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комплекс уроков литературы по произведению
учителя русского языка и литературы
Сенченковой Натальи Владимировны
Урок № 1. Основные вехи биографии писателя. Комедия «Недоросль»: Творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии
Актуализация сведений о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, об особенностях драмы, полученных в 5-7 классах, знакомство с творческой и сценической историей комедии. Выявление значения говорящих имен героев комедии.
Формирование навыка работы с учебником, лексическая работа, коммуникативных умений учащихся, работа с портретом писателя.
Воспитание интереса к жизни и творчеству Д. И. Фонвизина.
Виды деятельности: сообщение учителя и учащихся, работа с портретом писателя, лексическая работа, работа с эпиграфом к уроку, составление вопросов к статье учебника, построение диалога, план урока.
Портрет Д. И Фонвизина работы Фогеля 1875 года.
Силуэт работы неизвестного художника: «Фонвизин читает комедию Бригадир»
Словарь (комедия, сатира, трагедия, драма, недоросль)
Работа с эпиграфом. Слово учителя о жизни и творчестве Фонвизина.
Беседа о драме, как о жанре драматических произведений.
Проверка домашнего задания (пересказ статьи учебника, посвященной сатирической деятельности Д. И. Фонвизина).
Индивидуальные сообщения учащихся о творческой и сценической истории комедии.
Знакомство с афишей комедии. Определение значения говорящих имен героев комедии.
Организация домашней работы.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кого сегодня нет?
2. Сегодня на занятии речь пойдет о жизни и творчестве великого русского сатирика Д. И. Фонвизина. Обратимся к эпиграфу:
«Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы».
Как вы понимаете этот эпиграф?
— Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы 18 века. Об был создан для того, чтобы стать сатириком, а поводов для горького смеха было достаточно, в российской действительности того века.
Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины второй собрались казнокрады, взяточники, что волны крестьянских восстаний – это признаки надвигающейся народной бури. В связи с этим писатель критиковал деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считал необходимым ограничить права монархии конституцией. В то время его слово прозвучало с необыкновенной смелостью.
Слово учителя о жизни и творчестве Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в 1745 году, рос в семье, о которой сам сказал: « В доме нашем дурных людей не было». Грамоте начали учить мальчика с 4-х лет, а потом он продолжил свое обучение в гимназии при московском университете. Денис учился хорошо, в 1760 году среди лучших студентов Фонвизин был привезен в Петербург, где встретился с Ломоносовым. Сильное впечатление на него произвел и театр. Через 30 лет после посещения Петербурга Фонвизин писал: «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно». За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати. Литературную деятельность писатель начал с переводов басен и пьес. Первым опытом комедиографа был перевод трагедии Вольтера. В 1762 г. Фонвизин стал переводчиком в Коллегии иностранных дел. В то же время он написал первую комедию «Бригадир».
3. Беседа о драме, как о жанре драматических произведений.
Назовите произведения, ставшие настоящими художественными открытиями в драматургии первой трети 19 века.
— Художественными открытиями стали пьесы Гоголя «Шинель» и «Ревизор», пьеса Фонвизина «Бригадир».
Вспомните, что такое драматическое произведение и в чем состоит его отличие от других жанров?
— Драма – это один из родов художественной литературы, она существенно отличается от лирики и эпоса тем, что предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи действующих лиц в форме диалога или монолога. Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, внутреннем состоянии героев.
Действительно, греческое слово « драма » обозначает действие.
В слове драма – движение событий, столкновение противоположных сил протекает особенно остро и напряженно. Каждое слово раскрывает характер персонажа, его общественное лицо, место в жизни (обращение к словарю).
Какие особенности драматического рода необходимо учитывать, анализируя драматическое произведение?
— Необходимо учитывать особенности этого рода литературы:
1. В драме отсутствует речь повествователя.
2. Ведущая черта характера героя выражена более отчетливо и проявляется в поступках, переживаниях, речи.
3. Эмоции героев проявляются в репликах «в сторону», в монологах героев «наедине с самим собой», в жестах и мимике.
4. Анализируя драматическое произведение, нужно быть внимательным к деталям, репликам, эмоционально-оценочным словам.
Назовите жанры драматических произведений.
— Жанры драматических произведений: трагедия, драма, комедия.
драма трагедия комедия:
Обратите внимание, что драмой может быть и род литературы, и отдельный жанр.
Чем отличается трагедия от комедии?
— В комедии высмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей. В трагедии гиперболизируются негативные стороны общественной жизни. Финал пьесы заканчивается трагически (обращение к словарю).
Назовите виды комедии.
— Виды комедии – ирония и сатира.
— Сатира – от латинского «смесь, мешанина». Это вид комического, беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния, человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни (обращение к словарю)
4.Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника: «Сатиры смелый властелин».
Какие факты статьи учебника говорят о Фонвизине, как о сатирике? Сам писатель сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире». Об этом свидетельствует и язык его произведений, например, некоторые нравоучения лисицы из переведенной басни Гольдберга «Лисицино нравоучение»:
1. Ни в чем правды не держись, когда желаешь найти в свете свое счастье.
2. Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться, для того, что наказывают, обыкновенно, малых воров, а не больших.
5. Индивидуальные сообщения учащихся.
1. Творческая история комедии «Недоросль».
До нас дошла одноименная анонимная комедия «Недоросль». Это ранняя редакция комедии в незавершенном виде. Она относится к концу 1770 годов, когда Фонвизин вернулся из Германии. Впервые в русской литературе писателю удалось показать всю неприглядность русского крепостничества. В то время в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи, провозглашаемые французскими просветителями, были на тот момент самыми передовыми, к тому же их распространению способствовало то, что подобные взгляды во многом разделяла сама Екатерина II. Несомненно, Фонвизин, будучи дворянином, разделял господствующие среди его класса идей, мысли и заблуждения и постарался отразить их в своей комедии.
2. Сценическая история пьесы.
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года на сцене Вольного российского театра на Царицыном лугу в Петербурге. Постановка была сопряжена с цензурными препятствиями и была осуществлена лишь благодаря поддержке И. Панина. В Москве «Недоросля» удалось поставить лишь в 1783 году, после новой ожесточенной борьбы с цензурой. В том же году он появился в печати. Не все приняли комедию с одобрением. Императрица Екатерина 2 сказала: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». И Фонвизину пришлось весной 1783 года выйти в отставку.
6. Обратимся к названию произведения (работа со словарем № 2).
Кого в России называли недорослем?
— Недоросль в России в 18 веке, это молодой дворянин, не достигший еще совершеннолетия и не поступивший на дворянскую службу. В переносном смысле – глуповатый юноша-недоучка.
Возникновение слова «Недоросль» связано с исторической обстановкой 18 века. По установленному при Петре Первом и Императрице Анне Иоанновне порядку, каждый семилетний мальчик дворянин был обязан явиться в школу-контору сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его родители, сколько крепостных душ его родителей. Затем «недоросля» отпускали домой. Через 5 лет, на втором смотре ребенок должен был уже уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу. Разрешали оставаться только в том случае, если родители обязывались обучать сына арифметике и иностранному языку. В 15 лет юноша являлся на новый смотр, его либо определяли в учебное заведение, либо брали подписку, что он выучится географии, истории и военно-инженерному делу.
6. Давайте познакомимся с афишей (комментированное чтение)