фонвизин недоросль в каком классе проходят
Урок литературы в 8 классе «Д.И.Фонвизин «Недоросль»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель русского языка и литературы
МУРТАЗИНА БАКЫТ АШИМОВНА
тема урока : Д. и. фонвизин. Комедия «недоросль» 8 класс
— познакомить учащихся с комедией «Недоросль» и ее автором;
-дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»;
-дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.
Волшебный край. Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
– Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
– Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?
Вспомните, чем характеризовалась классицистическая комедия («Мещанин во дворянстве»). Поищем эти приметы в афише фонвизинской комедии до чтения.
1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.
2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» – уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.
2. Работа с текстом комедии.
Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
– Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?
Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика ́ ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.
Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.
– Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?
(Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)
3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).
Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).
Домашнее задание: подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».
– Грамотны ли Простакова и Скотинин?
– Как относились к образованию в их семье?
– Почему обучается Митрофан?
– Чему и как обучается Митрофан?
– Как он относится к учению?
– Что такое воспитание? Какова его цель?
– Что такое образование? Какова его цель?
– Что главнее: воспитание или образование? Найдите ответ в положительных героях.
– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
– Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?
Фонвизин недоросль в каком классе проходят
Уроки литературы в 7 классе[1]
УРОК 10
Д. И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Д. И. Фонвизина; дать начальное представление о комическом; повторить сведения об особенностях драматического произведения; познакомить со списком действующих лиц пьесы; проанализировать первое действие.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; беседа по вопросам; чтение и анализ списка действующих лиц; чтение и анализ фрагментов драматического произведения.
Термины: комическое, драматическое произведение, афиша, комедия, говорящие фамилии, классицизм, сатира.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о русском Просвещении:
эпоха Просвещения и просветители, черты данного периода литературы, связь русского Просвещения с литературой Древней Руси, классицизм как ведущее литературное направление, просветительский характер и воспитательное значение литературы классицизма.
II. Самостоятельное чтение учащимися
статьи учебника «Русская литература XVIII века»
и закрепление её содержания в ходе обсуждения вопросов:
1. Какие реальные исторические лица в нашем сознании связаны с русским Просвещением?
2. Почему так важны были для русского Просвещения создание Академии наук и основание Московского университета?
3. Какие серьёзные изменения произошли в русской литературе XVIII века? В чём её принципиальные отличия от древнерусской литературы?
III. Проверка домашнего задания
с использованием вопросов 1—4 к статье учебника о Д. И. Фонвизине.
Дополнение к информации о фамилии писателя:
«Фамилия — как только ни писали её предки Фонвизина, его современники и даже потомки: Фон-Визин, Фон-Висин, ФонВизен, Фан-Визин или просто Визин! И только к концу XIX века потомков рыцаря-меченосца, пленённого во время Ливонской войны при Иване Грозном, стали величать так, как принято и по сей день: Фонвизин».
При проверке задания 3 учебника особое внимание следует уделить отзывам о творчестве Д. И. Фонвизина русских писателей (А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова и др.), а также литературоведов (Д. Д. Благого, П. Н. Беркова, Г. П. Макогоненко и др.).
Могут также прозвучать фрагменты произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, в которых упоминается имя писателя или имена его персонажей.
Учитель расскажет об отношении писателя к вопросам нравственности и гражданского служения, обязанностям дворян перед народом и государством, остановится на наиболее интересных эпизодах из жизни писателя, отражающих его взгляды.
С целью закрепления биографического материала
можно использовать вопросы:
1. Почему Д. И. Фонвизина считали человеком выдающимся и необычным?
2. Какие факты биографии и творчества, высказывания писателя доказывают верность слов А. С. Пушкина о Д. И. Фонвизине как «друге свободы»?
3. Что значит «энциклопедически образованный человек»?
Какие факты биографии и творчества Д. И. Фонвизина позволяют отнести его к такому типу людей?
Черты классицизма, отмеченные в статье учебника, необходимо предложить учащимся выписать в тетради и запомнить, как запоминали их школьники и начинающие сочинители в XVIII веке. К этим правилам, нормам искусства классицизма они будут неоднократно обращаться в процессе анализа комедии.
Отдельно следует остановиться на новом для семиклассников понятии «резонёр».
IV. Обмен первыми впечатлениями,
беседа по вопросам
с целью выявить первоначальное восприятие комедии:
1. Какие проблемы, актуальные для эпохи Просвещения, нашли отражение в пьесе?
2. Где происходит действие? Назовите имена запомнившихся вам персонажей. Кто из них привлёк особое внимание?
3. Чем, по вашему мнению, может быть интересна комедия драматурга XVIII века современному читателю?
4. Кого из персонажей комедии и почему вам хотелось бы сыграть на сцене? На какие характерные черты этого персонажа нужно обратить особое внимание?
5. Перечислите наиболее запомнившиеся вам реплики персонажей комедии, назовите самые смешные положения, ситуации.
V. Чтение и анализ афиши
и первого действия комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль» могут направить вопросы 1—4 учебника.
Важно при этом вспомнить о своеобразии драматических произведений, о трагедии и комедии как ведущих драматических жанрах. Семиклассники уже знакомились с перечнем действующих лиц и особенностями построения драматического произведения, когда читали и анализировали фрагменты трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Дополнительные вопросы
для работы с первым действием комедии «Недоросль»:
1. Какие события происходят в первом действии? С кем из персонажей мы знакомимся?
2. Какую роль играет сцена примерки кафтана в пьесе? Как раскрываются в данной сцене отношения между действующими лицами, характер, привычки, взгляды помещицы, её отношение к мужу, сыну и брату?
3. Что смешно и что грустно в сцене примерки кафтана? В чём причина недовольства госпожи Простаковой? Как она выражает своё недовольство?
4. Что вам показалось странным в рассказе Митрофана об увиденном им сне? Как этот рассказ характеризует недоросля? 5. Выпишите в рабочую тетрадь обращения, которые использует в своей речи госпожа Простакова. Допустимы ли такие обращения? Продолжите своё наблюдение и выпишите обращения, которые используются отрицательными и положительными персонажами.
6. Как оказалась Софья в доме госпожи Простаковой? Как к ней здесь относятся? Что изменилось после получения письма от дядюшки Софьи?
7. Можно ли уже по первому действию комедии определить, свидетелями каких событий мы станем и чем пьеса завершится?
При ответе на этот вопрос ещё раз вспомните характерные черты классицизма.
На первом уроке учащиеся начинают наблюдение над особенностями речи персонажей комедии,
выписывают их наиболее характерные высказывания, например:
На последующих уроках можно провести тестирование на материале этих записей, предложив семиклассникам вопросы: «Кому принадлежит это высказывание?» и «О ком так говорится в комедии?».
VI. Подведение итогов урока,
обобщение первых наблюдений над текстом комедии можно провести, ещё раз обратившись к вопросам:
1. За счёт чего достигается комический эффект в пьесе?
2. Как вы думаете, что перед нами, юмор или сатира?
3. Какие жизненные явления, противоречия и человеческие типы, пороки подвергаются осмеянию в этой комедии?
VII. Домашнее задание:
прочитать действия 2—3 комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4, 5 учебника (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 11. Особенности конфликта в комедии «Недоросль» >>>
1. Источник: Уроки литературы. 7 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с. (вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)
Литература. 8 класс
В 18 веке его фамилия писалась в 2 слова или через дефис: Фон-Визен. Привычное нам слитное написание установилось во второй половине 19 века. Хотя уже Пушкин находил слитное написание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русским».
В 1755—1760 годах, когда ему было 10–15 лет, Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета.
За годы учения Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками – его переводы студенческих лет не раз появлялись в печати. Литературную деятельность он начал с переводов басен и пьес. Сам Денис Иванович сказал: «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире».
В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел были отправлены в Петербург, где он познакомился со светилом науки и литературы – Михаилом Васильевичем Ломоносовым и с первым руководителем русского театра Александром Петровичем Сумароковым.
Михаил Юрьевич Ломоносов
Александр Петрович Сумароков
Тогда же – в 1760 году – Фонвизин впервые увидел театральное представление. Театр произвел на него неизгладимое впечатление.
В 1762 году после коронации Екатерины II Фонвизина устраивают переводчиком в Коллегию иностранных дел и он переезжает в Петербург.
Екатерина II
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Благодаря чтению своих комедий для императрицы и придворных в 1769 году Фонвизин перешёл на службу к графу Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Под началом Панина Фонвизин не раз выступал с резкой критикой правления Екатерины II.
Никита Иванович Панин
Фонвизин принадлежит эпохе Просвещения с ее главной идеей – усовершенствование мира через образование и воспитание людей, в первую очередь – монарха. Просвещённый монарх, считали просветители 18 века, сможет привести государство к общему благу.
Так, например, герой комедии Фонвизина «Недоросль» Стародум говорит: «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
Комедии Фонвизина – «Бригадир», «Недоросль» – высмеивают невежество дворян, как старого так и нового поколения, а комедия «Недоросль» содержит едкие сатирические нападки на царский двор и высказывания против крепостного права: «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно» (слова Стародума).
В результате смелых высказываний Фонвизину был закрыт путь в печать. В 40 лет писатель тяжело заболел, а через 7 лет – в декабре 1792 года – умер.
Денис Иванович Фонвизин и похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В 18 веке в искусстве Европы и России господствовал художественный стиль классицизм.
Эталоном для классицистов стала культура Древней Греции и Древнего Рима, т.е. культура Античности. Особенно наглядно это выразилось в архитектуре.
А вера классицистов в прогресс, приоритет культуры над природой воплотилась в регулярных дворцовых парках, где кустам, деревьям и цветам придана причудливая, намеренно искусственная форма.
Эпоха господства классицизма в искусстве совпала с исторической эпохой Просвещения, для которой государственные интересы стояли превыше всего. Такой приоритет государственного объясняется политическим строем – абсолютистская монархия.
По образцам античной драмы идеологи классицизма разработали законы драматургии, которые были актуальны вплоть до 19 века.
Все эти законы можно обозначить как «единства»:
– единство времени: действие драмы должно укладываться в 1 сутки;
– единство места: действие должно проходить в одном месте;
– единство действия: разрабатывается 1 сюжет и 1 конфликт;
– единство стиля (язык, герои): высокий стиль для трагедии, низкий – для комедии; средний, смешанный – для драмы;
– единство характера: герой – носитель одной неизменной черты характера. На эту черту, как правило, указывает «говорящая» фамилия или имя: Скотинин – любит свиней, Митрофан (греч.) – матерью явленный.
Для классицистической драмы характерна также 3-хчленная композиция: завязка – развитие действия (включая кульминацию) – развязка, уложенная в 5 актов (действий).
«Недоросль» Д.И.Фонвизина – классицистическая комедия. Что это значит? ответьте на вопросы:
1. Докажите, что комедия Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией?
2. Какие правила классицистической драмы в комедии а «Недоросль» не соблюдает Фонвизин?
3. Как реализуется классицистический принцип трехчленного развития сюжета в комедии «Недоросль»?
Для того, чтобы аргументированно ответить на вопросы, вы должны прочитать комедию.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, Фонвизин в мае 1782 года выезжает в Москву, но и здесь цензор, испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось постановить комедию в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).
Конспект урока по литературе в 8 классе «Недоросль»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения
сформировать понятие «сатира»;
выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;
сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения
развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно- интеллектуальные умения суворовцев:
развивать навыки работы с текстом художественного произведения;
развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;
развивать творческие способности обучающихся;
логически осмысливать и излагать информацию
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.
ВИД УРОКА: комбинированный.
1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма
2 Проблема воспитания истинного гражданина
Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.
Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином»:
Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.
Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)
— Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?
— Произведение «Недоросль » Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
— В чем секрет неувядаемости комедии?
Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?
«воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…
«гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…
— Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?
( Проблема воспитания достойного гражданина Отечества )
— Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?
— Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
— Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином
— Кто является настоящим гражданином?
Основной этап урока. Усвоение новых знаний
Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757 г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
4. Наследование античности как образцу.
Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:
– г ерои делятся на положительных и отрицательных;
– герои наделены «говорящими» фамилиями;
– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;
Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
— Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?
— Почему Митрофана называют недорослем?
Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).
Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.
— Как вы понимаете слово воспитание?
— Как героя воспитывала мать?
— Какое воздействие оказывала на Митрофана мать ?
— Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.
— Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.
— Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши.
Ты еще, старая ведьма, разревелась.
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.
— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
— В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?
— Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. ”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует сыну: “. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)
Простакова о географии: “. Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)
— Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?
Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.
Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.
Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?
• Глупому сыну не в помощь богатство.
• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
• Невежда без души – зверь.
• Золотой болван – всё болван.
— Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?
— Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).
Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.
Включение в систему новых знаний и повторение.
Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.
• Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
• Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг материальными благами.
• Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (по Ю. Нагибину)
Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?
— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?
— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»
— Можно ли Митрофану доверить будущее России? ПоЧему?
Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».
Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.
Задание на самоподготовку
Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).
- Аппаратный ключ wifi для телевизора lg что это такое
- теперь давайте вспомним химию какой газ является самым легким