формирование какой высшей ступени фонематического восприятия затруднено при ффн
Формирование какой высшей ступени фонематического восприятия затруднено при ффн
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени звукового анализа. Звуковой анализ это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков,слогов и слов.
Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФНР у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение болезни
Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Основные причины ФФНР у ребенка
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
Общие сведения
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Основные симптомы
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
Диагностика ФФН (фонетико-фонематического недоразвития)
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Как исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
Как проводят коррекционную работу с детьми?
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Профилактика и прогноз
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Близится аттестация?
Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»
Формирование какой высшей ступени фонематического восприятия затруднено при ффн
Автор: Харымова Надежда Ивановна
Организация: МБДОУ Детский сад №7
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Осинники
Автор: Лубенская Екатерина Александровна
Организация: МБДОУ Детский сад №7
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Осинники
Автор: Атонен Маргарита Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад №7
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Осинники
Введение
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. У детей с ФФН основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
У детей с ФФН, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:
· дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
· голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
· артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости) [18, с. 38].
В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина,
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Итак, к моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
Развитие фонематического слуха
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие [10, с. 74].
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр.
Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других [13, с. 152].
Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.
А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной [3, с. 123].
По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других [17, с. 136].
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
* дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
* дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
* дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные [51, с. 85].
Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это:
· укороченная подъязычная связка;
· слишком маленький и узкий язык;
· дефекты строения челюсти:
в) открытый прямой прикус;
г) открытый боковой прикус;
д) неправильное строение зубов;
неправильное строение неба:
в) толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.
К функциональным причинам относятся:
· неправильное воспитание речи ребенка в семье, в которой взрослые сюсюкают с малышом;
· подражание людям с неясной и косноязычной речью;
· недоразвитие фонематического слуха;
· долгое сосание соски, вследствие чего образуется недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти;
При обучении произношению детей и подготовке их к обучению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием всегда надо учитывать, что при любом виде фонематического и речевого недоразвития неполноценными оказываются также фонематический слух и слуховое восприятие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставленные друг другу звуки (фонемы).
Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных «р» и «л», звонких и глухих, твердых и мягких звуках [42, с. 114].
В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки «К» и «З» отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых связок.
В тех же случаях, когда звуки различаются только одним смыслоразличительным признаком, то эти звуки рассматриваются как близкие, оппозиционные. Например, звуки «З» и «C» отличаются одним признаком («C»- глухой, «З»- звонкий).
При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:
— аморфное, неотчетливое произнесение звуков;
— недифференцированное произнесение пар или групп звуков.
Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким звуком «щь». При этом ребенок произносит «шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо «сани»;
— нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;
— смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;
— произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».
Характер произнесения звуков указывает на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же ‘время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо «милиционер» говорят «минцанер».
В связи с этим В.К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:
* Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
* Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикулярно);
* Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его формы.
Кроме перечисленных особенностей произношения, у детей может наблюдаться недостаточная внятность слов в речи [14, с. 166].
При формировании звукопроизношения логопед должен научить детей:
· исправить неправильное произношение звуков;
· вслушиваться в речь;
· различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
· удерживать на слух воспринятый материал;
· слышать звучание чужой и своей речи;
· исправлять ошибки в собственной речи.
· анализу и синтезу звукового состава слова или умению выделять конкретные звуки:
б) из открытого слога;
в) из закрытого слога;
г) из состава слова;
д) делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги и слова;
ж) делить предложения на слова.
Нарушение устной речи связано с фонематическим слухом и зависит от ряда причин:
* недоразвитие грамматического строя
* недоразвитие лексического словаря
* недоразвитие фонематических понятий
После такой подготовки дети легко овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом [22, с. 65].
Однако не все дети за один год могут овладеть звуковым анализом и синтезом слов, грамотно писать, красиво и правильно говорить. При обследовании таких детей выявлена задержка формирования каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые зафиксировано Р. Е. Левиной в институте дефектологии и определено как общее недоразвитие речи.
Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.
К рассматриваемой группе прежде всего относятся дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи [36, с. 23].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичные:
· неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
· неправильное согласование числительных с существительными;
· ошибки при употреблении падежных форм множественного числа.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.
К сожалению, не все такие дети попадают к специалистам в дошкольные учреждения.
Этих детей можно определять по следующим недостаткам речи:
— неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи; в активном словаре преобладание существительных и глаголов, мало слов, характеризующих качества, признаки, состояние предметов, действий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);
— недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
— при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов [48, с. 125]. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи.
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения несмотря на внешнюю сформированность речи очень низкая. В дальнейшем фонетико-фонематическое недоразвитие речи начинает сказываться в школе на усвоении математики и других предметов. Этим детям нужна срочная помощь логопеда.
В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит таких дошкольников узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у дошкольников с ФФН фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты, но вместе с тем известно, что несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произношении звуков.
В литературе по организации обучения и воспитания детей с ФФН вопросы развития звуковой культуры речи рассматриваются достаточно широко (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1993; О.Б. Иншакова, 1999; Т.А. Ткаченко, 1999).
Логопедическое обследование звуковой стороны речи и фонематического восприятия подробно и всесторонне описано в пособии О.Б. Иншаковой «Логопедическое обследование» (1999) и методических рекомендациях О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой (1994).
В приложении к книге Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» (1999) автор предлагает систему работы и представляет практический материал по развитию фонематического слуха и формированию навыков фонемного анализа у детей.
Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.
Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).
Работа над формированием фонематического слуха строится с учетом дефекта. Умение опознавать и различать звуки речи, как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю звуковую сторону, которая раньше не опознавалась.
Л.С. Волкова отмечает, что произносительная сторона очень сложно организована. Овладение ею осуществляется с отклонениями в разные стороны с различной степенью сложности и точности.
А.Н. Гвоздев прослеживает последовательное появление в речи детей различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений.
А.Н. Леонтьев установил четыре этапа в формировании фонематического слуха. Он отмечал, что ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, спонтанно он им не овладеет.
Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки существуют в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся вначале на материале с правильно произносимым ребенком звуком. После того, как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять место звука в слове, отличать один звук от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимым звуком [40, с. 148].
Работу по формированию фонематического восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно исключить собственное проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. У детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и коррекционная работа с ними является необходимым условием для успешной подготовки детей к школе, профилактики дисграфии [16, с. 174].
Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна. Приступая к обследованию фонематического слуха, необходимо ознакомиться с результатами медицинского обследования физического слуха ребенка, чтобы исключить сурдологический дефект.
Логопед и сам может проверить физиологический слух воспитанника:
2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки дать те же.
Психологи советуют внимательно наблюдать за направлением взора ребенка во время первой же беседы. Это поможет определить основной (ведущий) тип восприятия:
В первых двух случаях как раз необходима помощь логопеда в развитии слухового внимания и формирования ФС. Специалист способствует развитию слухового анализатора с опорой на сохранные (зрительный, кинестетический).
При дальнейшем обследовании учитель-логопед определяет сформированность ФС, просит ребенка:
· отобрать картинки, например, на звук п;
· назвать первый звук в слове.
Логопедическая практика позволяет наблюдать коррекционный процесс у детей, имеющих различные нарушения речи. Надо отметить, что без развития ФС у каждого из них (независимо от речевой патологии) невозможно было бы достичь уровней хорошей или улучшенной речи. Внимание формированию речевого слуха не должно ослабевать на протяжении всех этапов коррекционной работы с логопатами, а не только подготовительного.
Обследование фонематического слуха проводится по трём направлениям:
— различение сходных фонем на слух;
— различение сходных фонем в произношении;
— выявление готовности к звуковому анализу.
После чего у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
— сгруппировать дефектные звуки по степени участия артикуляции и вычленить нарушения;
— выделить смешиваемые звуки;
— вычленить искаженные звуки.
Проводится анализ результатов, где обращается внимание, в каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития [19, с. 94].
Логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
Дифференциации звуков уделяется достаточное внимание. На основании уточнённых произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умения услышать заданный звук в ряду других звуков, определить наличие звука в слове.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа и синтеза. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте, анализу и синтезу простых односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыками звукового анализа и синтеза двух, трехсложных слов.
Таким образом, развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи должно осуществляться в определенной последовательности с учетом сложности дефекта.
Заключение
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. У детей с ФФН основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
У детей с ФФН, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Литература:
8. Загляда Л.И. Коровина Н.А., Загляда О.В. Проектирование основной образовательной программы специального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации [Текст] : методические рекомендации. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2014- 350с.
Приложение
Игры на развитие фонематического слуха
I этап. Узнавание неречевых звуков
На протяжении этого этапа в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы.
На первых занятиях детям предлагается игра «Молчанка»:
В тишине дети должны прислушаться к звукам за окном: «Скажите, что шумит?» (ветер, деревья) «Что шуршит?» (листья) «Кто кричит?» (дети, мальчик) «Что гудит?» (самолет, автомобиль) «Кто разговаривает?» (люди) и т.д. Затем предлагается послушать, какие звуки слышны в помещении детского сада – в соседней группе, в коридоре, на кухне и т.д.
«Где стучали?»
Дети сидят с закрытыми глазами, а логопед стучит чем-нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.
«Что звучало?»
Логопед берёт погремушку и колокольчик, издаёт звук поочерёдно этими предметами. Затем дети закрывают глаза, а логопед издаёт звуки, дети должны сказать, что звучало. На следующих занятиях используются 3, 4 игрушки.
«Где звучало?»
(чаще используется на индивидуальных занятиях) Логопед берёт любую звучащую игрушку. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звенит, например, колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок, не открывая глаз, показывает рукой направление, откуда исходит звук.
«Дятел»
Логопед отстукивает карандашом различные ритмы (IIIIII, IIIII и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.
II этап. Различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Фрагмент занятия:
Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»:
«Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днём и ночью
-Тр-р-р! Успокоиться не хочет
-З-з-з-нь! Куклы кашляют в постели
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели!
Перекликались в ночи поезда: Э. Нийт
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки».
Детям предлагается взять зеркало, плотно сжать губы и сказать: «Мама идет домой». Ничего не получается. Логопед обращает внимание детей на то, что все звуки надо проговаривать и слышать. «Мы будем учиться слушать и правильно говорить».
Воспитанию умения различать высоту, силу и тембр голоса служит целый ряд игр:
«Угадай, чей голосок?»
Дети встают в круг, в центре – водящий с закрытыми глазами. По указанию логопеда один из детей: а) называет по имени водящего; б) издает какой-либо звук: «ку-ку», «мяу», «ау-ау» и т. п. – водящий должен определить, кто говорил. При правильном ответе место водящего занимает игрок, подавший голос, игра продолжается.
«Далеко – близко»
Логопед показывает детям игрушечный паровоз (пароход, машину, самолет) и показывает, как гудит паровоз, когда он едет близко громко: «У-у-у», а если далеко – гудит тихо. Закрыв глаза, дети слушают логопеда и определяют, далеко или близко едет паровоз. Затем дети смотрят на игрушку, и сами озвучивают её приближение и удаление, меняя громкость и тембр голоса.
«Взрослый или детёныш»
Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, козы и козлёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т. д.) Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
«Слушай и делай!»
(на индивидуальных занятиях) Логопед даёт ребёнку команды: «Подойди к окну и подними руку», «Встань лицом к двери и поставь руки на пояс», «Положи правую руку на пояс, а левую – на голову» и т.д.
«Слушай внимательно!»
Шёпотом за экраном логопед даёт ребёнку какое-нибудь поручение, которое тот должен выполнить.
«Телефон»
Логопед тихо на ушко говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
III этап. Различение слов, близких по звуковому составу
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем у детей способность узнавать и различать слова, близкие по звуковому составу.Вначале проводится такая игра.
«Красный – зелёный»
Логопед раздаёт детям по два кружка – красный и зеленый – и предлагает такую игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный кружок, а если неправильное – красный. Затем показывает картинку, громко, чётко называет изображение, а затем чётко произносит звукосочетания:
БАНАН ВИТАМИН АЛЬБОМ КЛЕТКА ВАГОН БУМАГА
БАМАН МИТАНИН АЙБОМ КЪЕТКА ВАКОН ПУМАГА
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
«Цепочка»
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
МАК – БАК – ТАК МОТОК – КАТОК – ПОТОК
ТОК – ТУК – ТАК БАТОН – БУТОН – БЕТОН
Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«Подбери картинку»
Логопед выставляет на доске в одну линию следующие картинки, проговаривая их названия: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен расположить свою картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на доске должны получиться примерно следующие ряды картинок:
КОМ БАК СУК ВЕТКА КАТОК ГОРКА
ДОМ РАК ЛУК КЛЕТКА ПЛАТОК НОРКА
«Какое слово отличается от других?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
УТЁНОК – УТЁНОК – УТЁНОК – КОТЁНОК
«Какое слово звучит не так?»
Из каждых четырёх названных логопедом слов дети должны выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные
МАК – БАК – ТАК – БАНАН
СОМ – КОМ – ИНДЮК – ТОМ
ЛИМОН – БУТОН – КОТ – БУТОН
«Назвать самое короткое слово»
Логопед произносит четыре слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
СОСУЛЬКА – ОТТЕПЕЛЬ – МАЙ – ПРОТАЛИНА
«Подскажи словечко»
Логопед произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. Например:
«Без разгона ввысь взлетает,
Отправляется в полёт
«Быть мне нужно очень колкой:
Как иначе шить … (иголкой)!»
IV этап. Различение слогов (анализ и синтез)
На данном этапе дети учатся различать слоги. Обучение проводится в виде игр, которые направлены на анализ и синтез слогов слова.
«Назови лишний слог»
Логопед предлагает послушать и определить, какой слог лишний: НА – НА – НА – ПА.
Дети определяют, что лишний слог – ПА. Постепенно слоговые ряды усложняются, например: ПА – ПО – ПА; КА – ГА – КА – К А; НА – МА – НА – НА и т. п.
«Зелёный – красный»
Детям предлагается внимательно слушать, какие слоги будут говорить один из детей и логопед: «Послушайте, если я скажу, так же, как произнес водящий, вы поднимите зеленый кружок, если я ошибусь, вы поднимите красный кружок. Начали». Логопед вызывает водящего и на ухо говорит ему какой-либо слог, например ТА. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный (по глухости – звонкости). Дети соответственно поднимают кружок определенного цвета.
«Назови по порядку слоги»
«Составь слово из слогов»
«Паровозик и вагончики»
На паровозик кладётся картинка. Паровоз – это слово, ребёнок называет слово, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу вагончики. Если в слове 1 слог, то к паровозу присоединяется 1 вагончик, если 2 слога – 2 вагончика и т.д.
V этап. Различение фонем родного языка
На этом этапе работа начинается с дифференциации гласных звуков. Предлагаются такие игры.
«Чей звук?»
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, ребёнка, медвежонка и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, ребёнок плачет а-а-а-а-а, медвежонок поет и-и-и-и». Далее логопед произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
Усложненный вариант игры:
а) логопед произносит звуки кратко;
б) вместо картинок дети получают цветовые символы гласных звуков (фишки красного цвета), например, [а, у, и].
«Подними руку, когда услышишь голос»
Логопед произносит гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы] вслух и шёпотом (вразбивку). Дети должны поднять руку только тогда, когда услышат голос (гласный звук).
«Подними руку, когда услышишь гласный звук [ а]»
Логопед произносит ряд звуков: [в, г, п, а, м, ш, о, а, д …]. Дети поднимают руку только тогда, когда слышат звук [а]. Далее аналогично с другими гласными звуками [о, у, и, э, ы]. Усложняем задания, произнося слоги, слова. Дети должны поднять руку или фишку, если в слоге и в слове есть заданный звук.
VI этап. Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Эта работа начинается с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Логопед показывает и объясняет, как отхлопываются слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Предварительно проводится анализ гласных звуков.
«Сколько гласных, столько фишек»
Детям раздают несколько кружков красного цвета (символы гласных). Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука, например [а], [у а], [о и у] и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько гласных звуков они услышали.
«Назови первый звук»
Логопед произносит слова, а дети выделяют первый гласный звук, подбирая соответствующую фишку: УЛЯ, АЛЯ, АРКА, ОКНА, УХО, ЭЛЯ, ИРА…