формирование метапредметных результатов обеспечивается программами какими
Статья на тему «Эффективные технологии достижения предметных и метапредметных результатов формирования УУД в условиях реализации ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Эффективные технологии достижения предметных и метапредметных результатов формирования УУД в условиях реализации ФГОС
В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
Предметные результаты – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, т.е. знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Достижение метапредметных результатов обеспечивается благодаря компонентам образовательного процесса — учебным предметам.
Сегодня перед учителем встают задачи в определении образовательных результатов, которые включают в состав не только знания и умения по предмету, но предполагают формирование универсальных учебных действий у школьников. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
При этом возникает вопрос: «Какие технологии способствуют формированию предметных и метапредметных результатов формирования УУД?»
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
Технология развития критического мышления
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Технология интегрированного обучения
Применение любой технологии должно быть ориентировано на:
— неформальное признание ученика субъектом собственного образования;
— отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;
— готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;
— толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;
— оптимистичный взгляд на перспективы развития образования.
Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку, опираясь на личный опыт, это применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, игры, направленные на развитие речевых умений игры со зрительной опорой. Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.
В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Brain- ring », «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция» и многие другие.
Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, слоганов, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление меню и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.
Кейс – технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества как, социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, видеозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.
Так же следует отметить и здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности, построение урока с учетом работоспособности учащихся, благоприятный психологический климат, соблюдение санитарно-гигиенических требований, место и длительность применения ТСО, проведение физкультминуток и др. помогают сохранить и укрепить здоровье школьников, предупреждают утомляемость на уроке, снижает уровень тревожности, что в свою очередь способствует более эффективному достижению предметных и метапредметных результатов формирования УУД.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения результатов нужно использовать только эту технологию. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и др. Следует отметить, что совокупность нижеперечисленных технологий способствуют достижению предметных и метапредметных результатов формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности наиболее эффективно, чем отдельно взятая технология.
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий
«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».
В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.
Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.
1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.
2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.
3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.
4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.
5. Минимум репродукции и максимум творчества.
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
В своей работе применяю самые современные педагогические технологии,направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Большое место на уроке отводится работе в группах,коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами,действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов
Для формированиярегулятивных УУД рекомендую использовать:
— Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;
— Игра «Как ты думаешь?
2. Листы самоконтроля и самооценки.
4. Проблемно диалогическая технология.
Приемы формирования познавательных УУД:
Доклад на тему «Пути формирования метапредметных результатов обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пути формирования метапредметных результатов обучающихся»
Подготовила: учитель начальных классов
Мир, в котором мы живем, предельно сложен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур ( итоговые проверочные или комплексные работы по предметам). Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Однако, все же такой инструментарий есть. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами и т.д. можно отследить с помощью карт наблюдения, листов достижений.
Учителя нашей школы используют подобный инструментарий по оценке метапредметных результатов и ведут мониторинг. Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо помнить, что основной формой организации учебного процесса является урок.
Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно . Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.
Продуктивная мыслительная деятельность учащихся
Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).
Подготовить учащихся к продуктивной работе.
Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
Обеспечить осознанность работы.
Продумать организацию деятельности учащихся.
Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
Организовать обсуждение результатов.
Обеспечить осознание каждым собственного прироста.
Подготовка учащихся к продуктивной работе
Показательна первая реакция учеников на предложение подумать над каким-либо нерепродуктивным вопросом. Они пытаются припомнить то, чему их учили, не находят ответа и “прикрываются” фразой либо “я не знаю”, либо “я не помню”. Но ведь им предлагался вопрос, ответ на который они и не должны были ни знать, ни помнить. Они должны были подумать и породить новое для себя знание. Большинство учеников не готово к этому в учебной ситуации. Требуется специальная работа с сознанием учащихся, чтобы они перестали припоминать и позволили себе думать самостоятельно.
Создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся
Подавляющее большинство сообщений, докладов, рефератов, даже исследовательских работ, которые выполняются школьниками, на наш взгляд, нельзя считать результатом продуктивного мышления.
Примеров учебных ситуаций, создающих условия для продуктивного мышления учащихся, достаточно много, вернемся к ним после рассмотрения всех задач.
Обеспечение осознанности работы обучающихся
Если спросить у школьников, решающих задачу, что, как и зачем они делают, то, скорее всего, нам ответят: 1) решаем задачу №. ; 2) так же, как только что решали на доске; 3) потому что учитель дал такое задание. Для репродуктивного уровня усвоения материала это допустимо. Но если учитель нацелен на получение метарезультатов, желательно, чтобы ученики четко осознавали, что именно они делают. И ответ на вопрос выглядел бы так: решаем задачу такого-то типа таким-то способом для отработки таких-то умений.
Для обеспечения осознанности продуктивной работы, во-первых, нужно грамотно инициировать деятельность. Чем сложнее и непривычнее задание, чем менее оно поддается алгоритму, тем труднее объяснить, что, как и зачем требуется сделать, поэтому объяснение нужно специально готовить. Следует не просто дать задание, но и убедиться, что все правильно поняли, какая работа предстоит.
Во-вторых, надо дать четкие представления о продукте, который учащиеся должны представить. Если это задание «на подумать» по ходу объяснения материала, то достаточно словесного объяснения или кратких фиксаций на доске. Задание для выполнения дома или в течение нескольких занятий желательно давать в бумажном или электронном виде.
Организация деятельности учащихся
Нередки случаи, когда учителя, объясняя новый материал, задают классу интересные вопросы, требующие размышления. Создают ли они тем самым условия для продуктивной мыслительной деятельности учащихся». Вроде бы да. Но результат будет зависеть от того, как организована процедура. Если на интересный вопрос ответили один-два наиболее толковых ученика, то не стоит описывать эту ситуацию фразой “класс ответил”. Можно утверждать лишь, что эти конкретные ученики продвинулись в усвоении материала.
В этом случае, во-первых, значительно удобнее обсуждать результаты, во-вторых, учитель легко может отследить деятельность каждого. Иногда для экономии времени можно даже не спрашивать ответы. Учитель задал вопрос, ученики подумали, записали ответ в своих черновиках, а потом педагог называет правильный ответ. Даже в таком “облегченном” варианте уровень внимания и включенности в работу много выше, чем при обычном объяснении.
Система обеспечения деятельности учащихся
Учебно-дидактическое обеспечение продуктивной работы требуется в основном на этапах отработки и диагностики. Традиционные учебники почти не предлагают продуктивных заданий, особенно по предметам естественно-математического цикла. Если учащиеся при выполнении заданий должны пользоваться справочной литературой, то лучше предложить избыточное количество источников, чтобы они отрабатывали умение находить нужную информацию.
Возможности формирования метапредметных результатов заложены в ряде методик, подходов и технологий:
— личностно- ориентированные технологии.
Обсуждение результатов обучения учащихся
При этом важно не обидеть ученика, найти возможность искренне похвалить его за что-либо.
Осознание собственного прироста
Итак, рассмотрены некоторые способы, пути достижения метапредметных результатов Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа. Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. И в заключении я предлагаю памятку по формированию метапредметных результатов.
Памятка для учителей по формированию метапредметных результатов.
— Любые действия должны быть осмысленными.
-Развитие внутренней мотивации.
-Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятные ему.
-Чтобы чего- то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
— Максимум творчества и сотворчества.
-В центре внимания урока – дети.
-Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу