формирование навыков работы с лексикой происходит в какой школе
Формирование лексических навыков на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование лексических навыков на уроках английского языка.
Современный подход к обучению иностранному языку обуславливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств. Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения языковыми средствами, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.
По выражению Л.В. Щербы, лексика – «это живая материя языка, она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 1) слова; 2) устойчивые словосочетания; 3) клишированные обороты (выражения).
Лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма, что определяет её место на каждом уроке иностранного языка, а формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими – это необходимый строительный материал, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, поэтому они составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.
Эффективность обучения лексике зависит от:
— личности педагога, от его профессиональных качеств, творчества, т.е. его умения интересно спланировать работу над лексическими единицами, результатом которой будет полное усвоение учащимися программного лексического минимума и прочное закрепление в их памяти активного словарного запаса на среднем и старшем этапах обучения.
— активного и пассивного словаря учащегося, который зависит от ряда экстралингвистических факторов: уровня начальной подготовки учащихся, их способностей и т.д.
Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование лексических навыков на уроке иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) знаменует переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Если в начальной школе обучающемуся необходимо освоить ключевые компетенции и межпредметные по-нятия, то в среднем звене ему предстоит использовать их в учебной и познавательной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
В данной методической разработке представлена вся структура урока английского языка в 4 классе, в соответствии с ФГОС второго поколения. На каждом этапе урока прослеживается цель, планируемые результаты и деятельность обучающихся. В течение урока прослеживается фонетическая отработка лексики по теме, употребление в устной речи. На этапе закрепления изучаемого материала, опираясь на записи, самостоятельно составляют устное сообщение, формируя регулятивные УУД. На данном уроке присутствует самопроверка и самооценка учащимися своей деятельности. Это также способствует формированию регулятивных УУД. Домашнее задание дифференцированное, по выбору учащихся.
Урок иностранного языка должен быть построен на решении реальных, но не выдуманных задач и проблем.
Этот вопрос считается самым сложным в методике преподавания иностранных языков.
Чтобы научить ребенка общаться на иностранном языке, необходимо, прежде всего, дать ему лексический материал и научить пользоваться этим материалом, то есть сформировать у него лексические навыки. Причем эти навыки должны быть доведены практически до автоматизма, именно тогда, по мнению многих исследователей, лексическая единица войдет в активный словарь, и учащийся без особых трудностей будет пользоваться ей (ЛЕ) во всех видах речевой деятельности.
Однако часто формирование лексических навыков вызывает трудности. Почему так происходит и как выстроены учебники для преодоления этих трудностей, я и решила исследовать этот вопрос.
Одной из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку является изучение лексики. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика придает высказыванию конкретный смысл. Слова постоянно находятся в динамичном состоянии и постепенно пополняют язык. Технологии, наука, культуры других народов очень влияют на лексику, и в настоящее время информационные технологии способствуют развитию лексического запаса.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
На этапе первичной тренировки учащихся в её усвоении должны быть решены по крайней мере три задачи. Требуется обеспечить:
правильность и точность восприятия школьниками образа слова, установление прочной связи между образом и значением;
правильную локализацию слова в памяти ученика на основе привлечения информации о других словах родного и иностранного языков;
правильное и разнообразное комбинирование новых лексических единиц с другими, уже известными ученикам словами иностранного языка.
Выполнению важных методических задач, таких как создание психологической готовности детей к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися лексического материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще, способствуют различные устно-речевые упражнения, в частности, игра.
Применения игр — эффективный способ повторения языковых явлений. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
В основном, новая лексика всегда идет в начале темы и чтобы ее проработать именно на начальном введении новых слов, учитель должен построить урок так, чтобы учащиеся имели возможность как можно больше повторить новые слова, прослушать, воспроизвести в речи и закрепить лексическими упражнениями.
Лексическая правильность иноязычной речи выражается, прежде всего, в правильном словоупотреблении, т.е. в сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам.
Учитель должен обладать и способностью к творческой деятельности. Ведь именно благодаря интересному и правильно спланированному уроку, учащиеся стремятся развить свой словарный запас, стремятся говорить на иностранном языке. Возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения дают игровые методы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка. Главная задача учителя состоит в том, чтобы добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного и пассивного словарного запаса на среднем и младшем этапах обучения.
В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) реализован подход от «звука к букве». От звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма».. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правила чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Умея читать по транскрипции, ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам; слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.
Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов. На первом году в области обучения чтению перед учеником 2 класса, ставятся следующие задачи:
— научить читать по транскрипции;
— научить пользоваться англо-русским словарем;
— научит пользоваться лингвострановедческим словарем;
— научить читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; сочетание согласных, не образующих новый звук; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);
— научить догадываться о значении с ЛЕ по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту;
— научить читать предложения по разным интонационным моделям;
— развить скорость чтения.
Обучение чтению гласных букв – задача второго года обучения.
В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:
красочные рисунки служат для семантизации лексики ( учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);
речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;
сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;
иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.
Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, оказывает огромную помощь в повышении мотивации у учащихся. Новые герои вызывают желание прочитать сказки английских писателей, посмотреть мультфильмы с новыми героями. Комрьютерная программа с большим удовольствием используется детьми дома.. Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала. В данном УМК есть все необходимое для создания иноязычной образовательной среды и развития самостоятельности в овладении иностранным языком. УМК “English 2” соответствует современным требованиям ФГОС; имеется сайт Интернет поддержки и разработаны Рабочие программы.
Особенно интересным и привлекательным мне показалось то, что УМК “English 2” формирует высокую мотивацию к изучению английского языка. В УМК заложены большие возможности для личностно ориентированного обучения; используются эффективные методические средства и современные технологии.
В процессе выстраивания линии овладения лексической стороной речи одной из главных забот авторов было не просто познакомить учеников с новыми словами, а с фактами культуры англоязычных стран, в соответствии с интересами и возрастными особенностями детей. С этой целью в УМК была разработана стратегия сюжетной организации материала первого года обучения. Для этого использовались аутентичные литературные произведения, разнообразные персонажи анимационных фильмов и телевизионных передач; были разработаны информативно насыщенные сценарии уроков, которые представлены в полном объеме в книге для учителя. Каждый урок имеет свое название, отражающее его смысловое содержание. Уроки в учебнике связаны между собой единой сюжетной линией.
Особенности овладения лексической стороной речи в УМК «Английский язык-2» заключаются в следующем:
1. Процесс овладения лексической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением произносительной стороне речи, чтению по транскрипции и грамматической стороне речи; сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях.
2. Подробные сценарии уроков с увлекательным сюжетом предусматривают интерактивное взаимодействие учеников с учителем, одноклассниками, зарубежными сверстниками; персонажами художественных произведений, сказок, мультфильмов, героями Интернет сайтов и т.д.
3. В УМК отсутствуют упражнения, в которых для достижения сиюминутного результата детям приходится многократно и немотивированно повторять звуки, слова и фразы на иностранном языке.
4. Обучение лексической стороне речи в УМК «Английский язык-2» основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности, преимущество которого состоит в том, что новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. Это не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых умений. Кроме того, когда ученик постоянно меняет вид деятельности (читает, пишет, слушает, говорит), поддерживается его интерес к процессу обучения.
новизна содержания материала, постоянная смена ситуаций общения, поворотов сюжета, действующих лиц, смена обстоятельств, речемыслительных задач;
новизна видов работ и видов речевой деятельности;
новизна приемов работы: использование различных видов игр, песен и т. д.;
новизна формы уроков: уроки-путешествия, уроки-игры и проектные уроки.
7. Принцип новизны пополняет и другую важную функцию — он обеспечивает повторяемость речевого материла в новых ситуациях общения. В УМК четко прослеживаются три линии: линия реальной жизни — ученики узнают о жизни и увлечениях своих зарубежных сверстников; линия общения со сказочными героями и литературными персонажами; линия придуманных героев, которых придумывают сами ученики и пишут о них свои собственные книжки. Речевой материал прокручивается во всех трех линиях и прочнее усваивается детьми.
Постоянное повторение пройденного материала состоит в постоянной интеграции между: процессами формирования навыков и развития речевых умений; классной и домашней работой; компонентами УМК.
Повторение внутри первого (I и II четверти) и второго (III и IV четверти) содержательного блока;
Уроки повторения в конце каждой четверти;
Повторительные темы в конце полугодия;
Повторительные темы в конце года.
для того чтобы речевой механизм созрел и начал функционировать, требуется время, в течение которого происходит обильное впитывание речевого потока. Поэтому первые тесты на проверку усвоения изученного материала (раздел “Test yourself”) даются не в первой, а в конце второй четверти.
становление речевого механизма происходит у одних учащихся быстрее, у других медленнее в зависимости от способностей. Следовательно, без соблюдения правила отсроченного результата невозможна индивидуализация.
В УМК «Английский язык-2» заложена стратегия, позволяющая самым способным ученикам усваивать материал с однократного предъявления, способным — после двух-трехкратной проработки, менее способным — к концу учебного года. Это достигается благодаря большой повторяемости материала в новых ситуациях общения. Вот пример повторяемости трех лексических групп в УМК «Английский язык-2»:
“ Activities” (like doing something)
8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 24, 25, 26, 31, 42, 44, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 56
3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 25, 26, 30, 31, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 47, 52, 53, 54, 55, 56
10, 11, 20, 21, 23, 22, 25, 26, 31, 33, 37, 40, 44, 46, 47, 54, 55, 56
9. Учитывая, что игра у младших школьников все еще остается одним из ведущих видов деятельности, в УМК включено большое количество упражнений в игровой форме для формирования и совершенствования лексических навыков. Упражнения в игровой форме даются под рубрикой “Let’s play!”
Работа над лексической стороной речи
Структура уроков в каждой четверти несколько различается, что объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными, но по доминирующей учебной цели выделяются уроки следующих типов:
уроки формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции;
уроки формирования лексических навыков;
уроки формирования грамматических навыков;
уроки обобщения (повторения) усвоенного материала в новых ситуациях общения;
уроки контроля уровня овладения речевым материалом;
творческие проектные уроки.
В первой четверти обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции и грамматической стороне речи. Сначала лексические единицы даются на страницах учебника и рабочей тетради с транскрипцией. После многократных встреч со словом (4–5 раз как минимум) ученики способны узнавать его в тексте, читать вслух и использовать в говорении большинство лексических единиц без опоры на транскрипцию. Формирование лексических навыков происходит параллельно с формированием навыков чтения по транскрипции. Учащиеся не только учатся мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внешней речи (чтение вслух), но у них формируются и навыки соотнесения слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значениями. То есть формирование перцептивных навыков чтения (техника чтения) и формирование лексических навыков происходят одновременно и сопровождаются решением речемыслительных задач, которые задаются установками к упражнениям.
Если в первой четверти формирование лексических навыков не является доминирующей учебной целью, то со второй четверти появляются уроки, направленные преимущественно на их формирование, например: 22-й урок (2-я четверть); 30-й, 35-й, 36-й, 39-й, 40-й уроки (3-я четверть); 46-й урок (4-я четверть).
На лексических уроках выделяются следующие основные виды работы:
семантизация новых лексических единиц;
автоматизация употребления в речи новых лексических единиц.
Каждому этапу работы присущи свои упражнения, адекватные его задачам, пренебрегать которыми нельзя, так как только при правильно организованных условиях обучения возможен перенос знаний, навыков, умений учащихся в процесс реальной коммуникации.
Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия материалов разного характера: высказываний британских и американских детей, подписей к картинкам. Восприятие лексических единиц (ЛЕ) происходит на слух и со зрительной опорой. Новые лексические единицы, представленные на страницах учебника, подчеркнуты и даются с транскрипцией и переводом. Учащиеся знакомятся с графическим и звуковым образами новых слов, осознавая при этом значения новых ЛЕ. Лексические единицы семантизируются разными способами в зависимости от их характера — с помощью перевода, по картинкам, по аналогии с родным языком и т.д. В процессе семантизации отрабатывается произношение новых лексических единиц.
Учащиеся учатся выражать согласие, опровергать, сравнивать, спрашивать, выражать свое мнение по темам, представленным в текстах упражнений. Упражнения сопровождаются речевыми образцами, которые используются в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
восприятие и осознание значения;
обозначение (использование в ограниченном контексте);
репродукция (употребление в неограниченном контексте).
Комплекс упражнений для формирования лексических навыков состоит из упражнений, помещенных как в учебнике, так и в рабочей тетради.
При выполнении комплекса упражнений учащиеся используют усвоенные лексические единицы в новых ситуациях, в коммуникативно ценных фразах. Упражнения сопровождаются различными видами опор и речевыми образцами.
Рассмотрим комплекс упражнений для формирования лексических навыков на примере 36-го урока УМК «Английский язык-2».
Lesson 36 — Let’s go by ship!
Планируемые результаты (цели урока по аспектам ИК):
… предметные результаты (учебный аспект ИК): формирование лексических навыков; совершенствование навыков чтения по транскрипции и навыков аудирования;
сопутствующая задача : развитие речевого умения (диалогическая форма речи), совершенствование навыков каллиграфии.
продуктивный : лексический — a train, a ship, a plane, (go) to, OK.
речевые функции : suggesting somebody to do something (Let’s go to London by plane.), agreeing to suggestion (OK. Let’s go by plane.).
III. Different ways of travelling>.
SB ex. 1. 1) (Формирование лексических навыков. Семантизация новых ЛЕ при помощи иллюстративной наглядности.)
Ch: (рассматривают картинки, слушают и читают под фонограмму) (Стадии восприятия и имитации)
T: Let’s listen to the song “Listen”. Be careful! В начале каждого куплета вы услышите звуки, которые издает то или иное транспортное средство. Answer the questions you will hear in the song.
Listen! Listen! What’s this? What’s this?
Is it a car? Or is it a plane?
Is it a ship? Or is it a train? Listen! Listen!
Ch: It’s a car.
(И так далее с другими видами транспорта.)
T: Now let’s sing the song along!
T-Ch: (поют под музыку)
V. Let’s go to the Neverland by ship .
SB ex. 2. 1) T: У Венди и ее братьев есть несколько предложений, как лучше добраться до Нетландии. (Let’s listen to their Давайте послушаем их предложения.
Ch: (слушают и читают под фонограмму)
— Let’s go by boat.
— By boat? Oh, no! Let’s go by ship!
— By ship? OK! Let’s go by ship!
SB ex 2. 2), стр. 117 (Подстановочное упражнение: использование знакомых лексических единиц в новых сочетаниях.)
T: (Which means of transport would you use to get to the Neverland?) Какой вид транспорта использовали бы вы , чтобы добраться до Нетландии ? What are your suggestions?
Pupil 1: Let’s go by ship (plane, train, car, boat, bicycle).
Pupil 2: By ship? Let’s go by car.
Pupil 3: By car? Oh, no! Let’s by boat. (etc.)
T: Let’s play “Miming game”. Один из вас будет показывать вид транспорта, на котором он собирается отправиться в Нетландию, а остальные должны отгадать, спросив его: “By ship (by car, by plane, etc.)?”
Pupil 1: (изображает вид транспорта)
Ch: By plane?
Pupil 1: No. Try again.
Ch: By boat?
Pupil 1: Yes.
VII. Let’s go to Africa by car. SB ex. 3 (AB ex. 1) ( Репродукция : использование ЛЕ в новой ситуации общения )
T: Many fairy-tale characters like travelling ( путешествовать ). (What characters are going to start a journey?) Какие сказочные герои собираются отправиться в путешествие ?
Ch: Leopold the cat, Pocahontas, Stuart Little, Mickey Mouse, the Wolf.
T: (Where do they suggest going?) Куда предлагают поехать эти сказочные герои?
Ch: To Africa, Europe, Australia, Asia, America.
T: Look carefully at the map on pages 60–61 in your Activity Books. (Where are they going?) Куда они направляются ? (What means of transport are they using?) Какой вид транспорта каждый из них использует? Внизу на странице, там, где написано You, оставлено место для вашего портрета. Draw your portrait. Choose the continent you’d like to go to and means of transport. Write about it in the space provided ( в отведенном для этого месте ).
Сh: (называют вид транспорта, списывают со стр. 32 в образец и читают)
Leopold: “Let’s go to Africa by car.”
Pocahontas: “Let’s go to Europe by ship.”
Stuart Little: “Let’s go to America by boat.”
Mickey Mouse: “Let’s go to Australia by plane.”
The Wolf: “Let’s go to Asia by bicycle.”
После того как ученики прочитали то, что они написали, они слушают запись и проверяют правильность ответов.
SB ex. 4 (Репродукция. Использование ЛЕ в новой ситуации общения)
При проверке данного упражнения, желательно использовать географическую карту.
T: Helen lives in London. (She invites you to London.) Она приглашает вас к себе в гости. (Suggest the means of transport to get there from the place you live in.) Предложите, как можно добраться до Лондона из вашего города (поселка, деревни).
VIII. What’s the title of the lesson? Why?
SB ex. 5 “Words for Frederick ”.
T: Choose and write out the words you like for Frederick’s collection of beautiful words.
T: Next lesson we are going to play Bingo. Поле для игры в «Бинго» находится в ваших Учебниках. Open your textbooks on 32 and look at it. Для игры нам потребуются карточки, которыми мы будем закрывать картинки с изображениями видов транспорта. Возьмите лист плотной бумаги размером с игровое поле, разрежьте его на 6 квадратиков, напишите на каждом из них название видов транспорта, как в Учебнике.
Контроль сформированности лексических навыков происходит при выполнении упражнений из раздела «Урок повторения». В данном разделе предлагается ряд заданий и вопросов на проверку уровня овладения лексическими единицами. Например, в 42-м и 43-м уроках повторения в конце 3 четверти контроль сформированности лексических навыков по теме «Транспорт» и другим пройденным темам происходит следующим образом:
Книга для учителя, 2 класс, урок 42:
III “Words for Frederick”. SB ex. 2. 1) “Group work”.
T: (As you know Frederick collects beautiful words.) Как вы знаете, Фредерик коллекционирует разные красивые слова. There are a lot of words in his collection. Let’s help him a bit. Вам нужно распределить слова по темам, чтобы Фредерику было легче найти нужные слова. Мы можем «сплести» для него паутинки слов. Паутинок будет шесть. Для каждой паутинки есть свое название (свое главное слово). (Let’s read these topic words.) Давайте прочитаем этиглавные слова . Do you know the meanings of all these words? I hope that you know the meanings of the words “family” and “animals”. Can you guess the meaning of the word “transport”? What does it mean? What do you think?
Ch: Транспорт (автомобили, самолеты и т. д.)
T: Excellent! Now let’s divide into teams/groups. Каждая группа отвечает за одну тему. (Разделиться на группы можно по желанию, с помощью считалки или по вашему усмотрению.) Каждая группа пишет в центре паутинки главное слово, а в остальных кружках — другие подходящие по значению слова. Эти слова можно вписывать сразу по памяти (это необязательно). В этом случае написание слова можно проверить по словарю. Если вы не можете вспомнить нужные слова, их можно найти на страницах Учебника или Рабочей тетради. Чем больше слов подходящих по теме вы найдете, тем лучше.
T: Теперь, когда паутинки заполнены, давайте выясним, все ли слова вы вписали в эти паутинки, и кто их вас больше вписал слов.
Методические пояснения: оценивается тематическая соотнесенность вписанных слов и правильное произношение. Орфография не оценивается, если слова вписывались по памяти.
T: Ученики в двух группах с одинаковым главным словом задают друг другу вопросы по образцу. Если у отвечающих есть слова, о которых у них спрашивают, они вычеркивают их из своих паутинок. Например, у группы 1 и группы 2 одна и та же тема “Transport”. Сначала кто-либо из группы 1 задает вопрос группе 2: Have you got a train? Если у группы 2 есть это слово, они говорят: Yes, we have — и вычеркивают это слово из своей паутинки. Затем группа 2 задает вопрос группе 1 о другом слове и так до тех пор, пока общие слова не будут вычеркнуты.
Методические пояснения: для успешного выполнения упражнения (SBex. 2. 2) важно соблюдение одного условия при выполнении упражнения (SB ex. 2. 1), а именно — хотя бы две группы учащихся должны работать по одной теме, в противном случае диалог о наличие слов в паутинках будет невозможен. К примеру, если в классе 24 ученика, то групп должно быть 12. Если 12 человек, то выполнение упражнения будет носить индивидуальный характер. Обратите внимание на интонационное оформление образца, а именно на логическое ударение. Слово, на которое падает логическое ударение, выделено жирным шрифтом. Выигрывают те, у кого в паутинках осталось больше слов по теме. Остальные ученики, ждущие своей очереди, выступают в роли судей, но они также могут добавлять подходящие слова в чужие паутинки, но только после обсуждения между группами.
Книга для учителя, 2 класс, урок 43:
V. “Words for Frederick”.
Методические пояснения: проверка уровня сформированности лексических навыков и навыков каллиграфии.
T: На прошлом уроке мы помогали Фредерику располагать слова в паутинках. Сегодня перед нами стоит другая, более простая задача. Нам нужно распределить слова из рамочки по cоответствующим группам так, чтобы они имели общий признак. (For example, read the words in the first line.) Например , прочитайте слова в первой строчке .
Ch: Evil, brave, smart, merry.
T: (What do they have in common?) Что общего между этими словами?
Ch: Это прилагательные. Так можно сказать про людей, про животных. Они злые, храбрые и т. д. Эти слова отвечают на вопрос «какой? какие?».
T : Excellent!/Right. (Look through the words in the word box and find two similar words.) Теперь просмотрите слова в рамочке и найдите подобные слова. Write them down after the word merry. (And so on.) Итак далее . (You should write three words in each line.) На каждую строчку из рамочки вам предстоит вписать по три слова. You’ve got 10minutes to do the exercise.
Keys: 1. merry /kind/friendly; 2. rabbit/bear/tiger; 3. grandma/uncle/brother; 4. tree/lake/forest;
5. bicycle/boat/plane; 6. fly/hunt/jump.
В УМК также входит компонент «Контрольные задания. 2–4 классы», который содержит задания по проведению четвертных и годовых контрольных работ в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ в УМК «Английский язык-2» соотносится с материалом I и II полугодия, разработана с учетом изучаемого лексико-грамматического материала в них и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Данный компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений младших школьников в основных видах речевой деятельности.
Кроме того, в конце 3 четверти учащиеся выполняют проектное задание — пишут свою книгу по заданной тематике — по образцу, представленному в учебнике и в рабочей тетради, с использованием изученной лексики:
Книга для учителя, 2 класс, урок 44:
III. What are the books about?
T: (Now let’s decide on the content of your books.) Теперь, давайте определим, о чем вы будете писать книгу. You can choose any topic ( тему ) you like: family, transport, animals (pets), places, character traits or actions.
Методические пояснения: все найденные по этим темам слова в SB ex. 2, Lesson 42 можно использовать при написании книжек. Образцы и примерное содержание книг по этим темам даны в Рабочей тетради, стр. Определить тему можно, бросив игральный кубик, который укажет номер темы. Если вам выпала цифра 4, то вы пишите книгу о своем любимом герое сказок, мультфильмов и телепередач.Можно дать учащимся возможность самим выбрать содержание будущей книги.
Ch: (определяют тему будущей книги)
T: (Now you know what your book will be about.) Итак, вы решили, о чем будет ваша книга. (Think of the titles of your books.) Придумайте теперьназвания для своих книжек . Look at some of children’s books and read the titles. Do you like them?
T: (You can use one of these titles for your book. Or you can think of your own variant.) Вы можете оставить такое же название для своей книги или придумать свое.
Расширение комплекса упражнений за счет компонентов УМК на бумажных и электронных Результаты, получаемые учащимися 2 класса в процессе овладения лексической стороной речи
В соответствии с рабочей программой «Английский язык. Предметная линии учебников В.П. Кузовлева. 2–4 классы», при овладении лексической стороной речи учащиеся 2 класса:
соотносят графическую форму лексических единиц с их значением;
используют в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики 2 класса в соответствии с коммуникативной задачей;
распознают имена собственные и нарицательные;
распознают по определенным признакам части речи;
догадываются о значении незнакомых слов, используя различные виды догадки (по аналогии с родным языком, контексту, иллюстративной наглядности);
воспринимают новые лексические единицы в контексте;
осознают значение новых лексических единиц;
выполняют комплекс условно-речевых упражнений:
имитируют фразы с новыми лексическими единицами;
комбинируют (сочетают) новые лексические единицы с уже известными лексическими единицами;
самостоятельно используют новые лексические единицы в ограниченном контексте. Овладевают специальными учебными умениями и универсальными учебными действиями: пользуются справочным материалом (англо-русским словарем) для определения значения незнакомых слов; используют различные виды опор (речевой образец, ключевые слова, план и др.) для построения собственных высказываний с использованием изученного лексического материала.
Таким образом, результаты, достигаемые с помощью УМК «Английский язык-2» при обучении лексической стороне речи, не только создают основу для успешной учебной деятельности по овладению английским языком на втором и третьем году обучения, но и вносят вклад в развитие индивидуальности учащихся в диалоге культур.